Героическая история Боровска.
            Думаю, что логично и интересно, здесь будет не переписывать энциклопедию и школьные учебники истории, не закидывать всех датами, а прокомментировать историю Боровска через историю героев фресок Овчинникова, которые изображены на одном из центральных домов города. Ну, и конечно, не забуду про Наполеона!
            Михаил Бренок. Двойник Дмитрия Донского в Куликовской битве. Представляете? Когда мы прочитали эту надпись на фреске, то глубоко удивились и озадачились. Какой еще двойник? Кто такой Бренок? Вот что узнали, когда стали искать информацию.
            8 (21 по новому стилю) сентября 1380 год. Утро. День осеннего равноденствия или Рождество Богородицы. Куликовское поле – долина Дона, Непрядвы и Красивой Мечи. Сейчас начнётся битва. Сейчас сойдутся в поединке русский монах Пересвет и татарин богатырь Челубей. Золотая Орда, хан Мамай и русское войско, Дмитрий Донской. А Михаил Бренок был его верный оруженосец и друг с юных лет. Почему они решили поменяться доспехами? Военная хитрость? Бренок в княжеских доспехах встал под знамя. Он ведь точно знал – на что идёт. Донской в простом воинском облачении смешался с войском. Татары с воем понеслись к заветному русскому княжескому знамени. Считали, что убили «князя». А Донской рубился вместе со всеми.
            Подвиг друга? Подвиг русского воина? Интересно, почему мы узнали о Бренке – русском герое - лишь только здесь в Боровске? Для справки: за один день гигантской битвы земля приняла 200 000 погибших воинов. …
            Владимир Андреевич Храбрый. 14 век. Первый князь Боровска. До этого был князем Серпухова. Двоюродный брат Дмитрия Донского - Великого князя Московского. Вместе с ним сражался на Куликовском поле. Он возглавлял засадный (запасной) полк, который спрятался в дубраве и в самый трудный момент свежая русская конница обрушилась на татар.
            Город Боровск был подарен Храброму Донским в честь его героических заслуг в этой Битве. С тех пор князь и его потомки стали уже именоваться серпуховско – боровскими, а сам Храбрый – стал Первым князем в Боровске. Так образовалось, просуществовавшее почти два века, серпуховско-боровское княжество. Последним же боровским князем был Владимир Старицкий - двоюродный брат Ивана Грозного. Грозный заставил Старицкого обменять Боровск на город Алексин, а потом казнил своего родственника по навету. Тогда же Серпуховско - Боровское княжество было ликвидировано, а Боровском стали руководить великокняжеские воеводы. Так Боровск присоединился к Московскому княжеству, больше от Москвы не отделялся и даже вошел в опричнину.
            Дмитрий Пожарский. 17 век. Князь. Воевода. У этого человека была интересная жизнь. Поневоле. Так возможно сидел бы он себе тихо воеводой в каком-нибудь уездном городишке, мёд-пиво пил. Но он стал участником самых бурлящих исторических событий. Смутное время, Лжедмитрий I - Отрепьев, Василий Шуйский, Борис Годунов, ляхи-поляки, Самозванец II – Тушинский вор, Марина Мнишек, литовцы, Иван Болотников, ещё куча «сыновей» Ивана Грозного, Народное ополчение, первый царь Романов – Михаил.
            Он родом из обедневших князей. Кое как был пристроен к царскому двору стряпчего – скипетр нести, в церкви – держать царские платок и шапку, в походе - панцирь, саблю. Потом стольник. Воевода в Зарайске. Худощавый, невысокий ростом, неторопливый в действиях, немногословный, с людьми прост и доступен. Только глаза умные и внимательные -  выдавали в нем недюжинный природный ум и глубокую духовную внутреннюю жизнь.
            Но этого спокойного и незаметного человека – ещё при жизни народ называл «Спасителем России». Он отбил Лжедмитрия I от Зарайска, сражался в Москве против польского гетмана Гонсевского, приглашённого боярами, с Мининым возглавил Народное ополчение против польской шляхты, обосновавшейся в Москве, на Земском соборе держал державу при рукоположении на царство совсем юного Миши Романова. А вот в 1617 году Пожарский был отправлен воеводой в Калугу по просьбе жителей, где удачно отразил нападение поляков; в 1618 году Пожарский послан был в Боровск против казачьих отрядов Сагайдачного, но заболел на дороге, а его товарищ Волконский пропустил врагов через Оку. Дальше опять судьба его посылает воевать с поляками, руководить приказами, служить воеводой. Так что, мы только благодаря фрескам, узнали о роли этого замечательного русского человека в истории Боровска.
            Михаил Константинович Волконский (Хромой). 17 век. Князь. Воевода Боровска. Смутное время. Восстал Болотников, которого боровцы поддержали и поплатились за это: была разрушена и сожжена деревянная Боровская крепость (хотя есть версии, что это был обычный пожар). Далее хронологически следуют литовцы-интервенты и поляки-захватчики. Мало кто пишет, но литовско-польская Интервенция Руси была мощнее татарского Ига. Из Калуги на Москву шёл Лжедмитрий или Второй самозванец с польским войском, но споткнулся о Пафнутьев- Боровский мужской монастырь.В нем укрылись защитникигорода во главе с воеводой Волконским (гарнизон к моменту сражения насчитывал 800 человек). Попробуй, возьми монастырь. Это был крепкий орешек: «он был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом его была глубокая вода и окопы». Можно зубы обломать. Но – тайный ход в одной из башен монастыря показал изменщик. Всех перебили. Всё разорили. Всё разрушили. Михаил Волконский до конца бился в Успенском соборе с врагами. В честь подвига защитников Боровска учредили герб Боровска (1777), где на серебряном щите изображено червленое сердце с золотым крестом и лавровым венком. Поэтому, считается, что серебряный цвет – это чистосердечие, сердце – верность, крест – Господь, венец – слава сему вождю и другим погибшим.
            Наполеон Бонапарт. 19 век. События, которые изменили ход войны, и повлекли за собой изгнание Французской армии из России, произошли на территории Калужской области. Боровскому кургану вообще принадлежит мистическая роль. Именно здесь Кутузову открылись уникальные возможности ландшафта этих мест. Именно здесь фельдмаршал придумал и начал осуществление плана Тарутинского маневра - использовав возвышенностью кургана, спрятал русскую армию и перевел её с Рязанской дороги на Калужскую. На реке Чернишне – произошёл первый наступательный бой Русской армии. В Малоярославце – состоялось роковое для Наполеона сражение и он начал отступать. В маленьком Боровске же в одном из купеческих домов ночевал маленький Бонапарт с великими замыслами при отступлении его армии от Малоярославца.
 
Смешная история Боровска.
            Оказывается жители Боровска – боровчане затаили немалую обиду На Александра Сергеича. Пушкина. Так что если бы великий поэт в своё время столкнулся бы с молодцем-боровчанином, то незамедля получил бы от него в глаз. А пошто обижал? Пошто в письме своём к другу написал «…Душа моя, Каверин - каково поживаешь ты в свином городке…»? Пошто свинюкой обзывал, когда сам арап? J
        И всё же Пушкин зародил сомнения и сейчас над этимологией происхождения названия города ведутся словесные баталии. В древних письменных актах оно пишется «Боровеськ», т. е. суффикс «ськ» прибавлен к основе «боров». Но что же тогда означает, к примеру, название – Боровицкие ворота Московского Кремля – свиные что ли? J Возможно, самые правильные толкования слова «боров» у В.Даля, который характеризовал его как выпуклость, возвышенное место. Он указывает на костромское «длинная копна сена или снопов» и на курское «высокая гряда под овощи, парник» («сеем огурцы на боровах»).
        Хотя кто знает, как оно было, на самом деле? А может быть и так?
            «Охотился как-то князь Владимир Андреевич неподалёку. Выехал из Дремучего Бора к реке нашей и обомлел: стоят над рекой семь холмов красоты неописуемой. Над одним холмом радуга сверкает, над другим ласточки щебечут, над третьим целый лес ландышей растёт, на каком – колокольчики лазоревые, на каком – разнотравье, что тебе картина расписная, на самом большом холме стоит Бор высоченный: сосны красные, кроны зелёные да пушистые. Выстлан Бор кустами черничными. Аромат целебный враз все хвори-болячки оздоравливает. И хрустальный полузвон стоит от ключей-родников многочисленных.
– Быть здесь городцу, – повелел князь, – А зваться будет, сей городец Боровцем, поелику больно уж Бор величав да весел». (П.Хомутинников «Сказы о Боровце»)
            Ещё в Боровске есть интересные версии происхождения названия двух ручьёв: Текижи и Истерьмы. Было большое озеро, воды которого грозили затопить город. Прорыли канаву. К ней подошёл старец. Помахал руками и приказал воде: «Так теки же». И тут же новая речка потекла в Протву. Во оно оказывается как! J А в истоке Истерьмы лежал родник. Добрые люди сверху, над родником, поставили деревянный домик - терем. И получилось, что речка берет свое начало "из терема". Постепенно это название прибрело краткую форму – Истерьма.
 
Церкви Боровска – миражи и существующие.
            Когда разглядывали краеведческую карту, то обратили внимание, что значки-обозначения церквей на плане города нарисованы разным цветом. Преобладал серый. Оказалось, что это храмы, которые были разрушены и уничтожены… Сколько же их было. Целое созвездие. А сейчас, можно пересчитать по пальцам.
            Не забываем, что до сих пор город Боровск – староверческий, поэтому и храмы здесь половина православные, а половина старообрядческие.
            Попытаюсь сейчас найти храмы, изображенные на Глобусе Города и объяснить, где они находятся.
Автобус на фоне церкви – Храм-гараж. (Мимо ехал Лужков и сказал: «Надо восстановить»).
Похоже, что это старообрядческая Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Коммунистической. Она сейчас восстанавливается. Но смотрится, безусловно, дико – на фоне припаркованных автобусов и прочих грузовиков.
Керосиновая лампа на фоне церкви – Спас на керосине (при фашистах – конюшня).
Догадаться где это, помогло название – Спас. Думаю, что речь идёт о Церкви Преображения Спаса на Взгорье на ул. Берникова (Медынской). Её видно от площади – бело-розовая, она недалеко. Сейчас восстанавливается.
Крест на фоне церкви – Храм-водокачка.
Наверное, это православная Церковь во имя Воздвиженья Креста Господня на ул. Мира (пересечение с ул. Володарского). Написано: используется не по назначению. Видимо в городе до сих пор дефицит зданий, которые можно использовать в водонакачивающих целях. Кроме церкви, ну, просто зашибись – ничего аналогичного нельзя придумать.
 
Боровск и Космос.
            Когда вы читали надпись к фреске с Циолковским, то, наверное, обратили внимание на странное слово «болид». Что это? Оказывается это происшествие имело место быть под Боровском. Весной 1934 года на землю упал огненный шар. Он летел наклонно к земле, ярко освещая местность. За шаром тянулся желтовато-красный прерывистый хвост, оставлявший позади себя светящийся, быстро гаснущий след. Спустя несколько секунд, яркий шар исчез, будто рассыпался. По предположениям это был огромный каменный метеорит не менее полукилометра в поперечнике. Тому были массы очевидцев. И надо же этому чуду природы стал свидетелем скромный и глухой учитель арифметики Константин Эдуардович Циолковский. Здесь в Боровске он снимал квартиру у священника и влюбился в его дочку Вареньку (Варвару Евграфовну Соколову). Здесь они обвенчались. Здесь родилась их первая дочка – Любовь.
            В городе есть улица его имени. На ней музей. Хотя в этом доме Циолковский прожил недолго – его затопило во время весеннего паводка Протвы и он с семьей переехал. Говорят, что в музее ничего особенно нет. Но лучше один раз увидеть самим, чем услышать. Даже если это и так, то всё равно посмотреть и прикоснуться как бы к кусочку Космоса здесь в Боровске очень интересно.Хотя Циолковский вообще-то был и очень приземлённым человеком. Он считал, к примеру, что жениться по любви - только тратить собственное время и силы на никому не нужную ерунду, поэтому надо жениться на скромной девушке, которая бы делала всю работу по дому и не мешала бы ему заниматься научными исследованиями. По этой причине, его жена воспитывала восьмерых детишек, а Константин Эдуардович припадал к телескопу и не отрывался, так сказать, от занятий наукой.
                Хотя, бесспорно, легкомысленный тон здесь неуместен. Циолковский – был гениальным человеком.
      «…Книг было мало, учителей у меня совсем не было, а потому мне приходилось больше создавать и творить, чем воспринимать и усваивать. Указаний, помощи ниоткуда не было, непонятного в книгах было много, и разъяснять приходилось всё самому. Одним словом, творческий элемент, элемент саморазвития, самобытности преобладал. Я, так сказать, всю жизнь учился мыслить, преодолевать трудности, решать вопросы и задачи. Многие науки создавались мной за неимением книг и учителей прямо самостоятельно. … Несмотря на то, что я был проникнут современными мне взглядами, чистым научным духом, во мне одновременно уживалось и смутно шевелилось ещё что-то непонятное. Это было сознание неполноты науки, возможности ошибки и человеческой ограниченности, весьма далёкой от истинного положения вещей. Она осталась и теперь, и даже растёт с годами…»
 
            Также, хоть это и не имеет отношения непосредственно к Космосу, Боровск подарил России таких людей, как флотоводец-адмирал Сенявин (Сенявин родился в родовом селе Комлево, 2 км от Боровска), купец, потомок богатейшего старообрядческого рода Михаил Стекольщиков, который больше известен по фамилии Ря(е)бушинский (по названию села - Рябушки), математик-академик Чебышев (в родовом поместье Окатово и похоронен в ближайшем селе Спас Прогнань ~ 25 км  от Боровска), художник Прянишников (в селе Тимашово в 6 км от Боровска), философ Фёдоров (незаконный сын князя Гагарина жил и преподавал некоторое время в начале 1860-х).
 
Пафнутьев-Боровский монастырь. Что мы увидели.
            Он находится в ~ 4 км от Боровска. Даже правильнее сказать перед Боровском и поворачивать к нему лучше, если едете по дороге от Балабаново по указателю «Храм Дмитрия Солунского» налево от дороги.
(Сайт монастыря: http://www.pafnuty-abbey.ru).
 
            Интересное место. Непростое. Оставляет сложное впечатление. У нас не было состояния благостного умиротворения, которое испытываешь обычно при посещении монастырей. Напротив, мы чувствовали себя достаточно скованно, всё время было ощущение, что делаем что-то не то, не так, и сейчас к нам подойдут и попросят отсюда. Мы всё время чувствовали себя незваными гостями. Может дело в том, что когда мы вошли в ворота, то стали искать Музей истории монастыря, и спросили об этом здоровенного мужика с бородой в военизированной форме, сидящего в бревенчатом домике. У него как-то глаза налились кровью после нашего вопроса, и он угрюмо сказал, что «музея нет, и, Слава Богу, т.к. они здесь в монастыре лишние». В целом мы расстроились, потому что очень хотелось посмотреть монашескую келью с уникальной акустикой, когда можно, стоя в противоположных углах, шепотом говорить друг с другом. Читали ещё, что Трапезную разрисовывали те же мастера, что и Грановитую палату. А в Братском корпусе реставраторы на одном из сводов под десятью слоями штукатурки обнаружили роспись 1822 года - учебное пособие по Птолемеевой астрономии для монахов. Эта фреска уникальна и представляет собой картину Вселенной по Птолемею с указанием планет солнечной системы, вращающихся вокруг Земли, и «точных» расстояний до них.
            Как обидно. Получается, что, чтобы всё это увидеть, теперь нужно заказывать экскурсию, видимо, через какие-то паломнические службы, или сам монастырь (?).
            Мы немного скованно походили по монастырю, зашли в розовую церковь св. Митрофана и попали в монашескую усыпальницу. А потом нам повезло, мимо проходила группа паломников-экскурсантов, которым что-то увлечённо рассказывал молоденький монах и мы незаметно слились с толпой. Поэтому мы прошли через ограду в яблоневый садик вокруг желтой небольшой церкви св. Ильи, узнали, что монастырские яблоки сейчас наливаются на месте братского захоронения защитников монастыря от Лжедмитрия (потери с обеих сторон польской и русской составили около 5 тысяч человек). А потом нам…извините, настоящим паломникам, открыли люк в крепостной стене и мы туда взобрались по высоким крутым ступенькам. Отсюда сразу захотелось фотографировать, мы послушали монаха-экскурсовода, погуляли по стене, забрались в Сторожевую и Оружейную башни. Потом мысленно поблагодарили и тихо ретировались. Стали искать подклёт, где сидел протопоп Аввакум. Он находится у подножия колокольни, маленький и очень узкий лаз-окошко. Спросили женщину в платке, где находится надгробие боярыни Морозовой, но она так замахала на нас руками, будто мы спросили, где приземляются инопланетяне. Может это из-за того, что Морозова староверка? Мы даже не попали в Собор Пресвятой Богородицы, потому что только открыли дверь, чтобы войти, а там совсем рядом пел хор, и ходить перед ними туда-сюда совершенно не хотелось. Ещё мы полюбовались красивыми изразцовыми лентами на белых и гладких стенах Церкви Рождества Христова.
            В церковной лавке мы купили неплохую историко-краеведческую карту города Боровска за 60р. И вот теперь уже дома можно узнать о монастыре много нового.
            Ага, значит, вошли в сам монастырь мы через Проломные ворота. Сразу слева это была Поваренная палата, а чуть дальше за ней Братские кельи. В центре это одна объединённая постройка – Колокольня, Церковь Рождества Христова и Трапезная (16-17в.), а за ней ослепительно белый и строгий со шлемовидными маковками Собор Рождества Пресвятой Богородицы (16в.) с 2-мя приделами – Св. Ирины и Фёдора Стратилата. На одной стене собора сохранился фрагмент неотреставрированной старинной кладки. Этот Собор, вернее его первый каменный предшественник расписывал Сам Дионисий! – молодой и мало кому известный тогда изограф. Но, к сожалению, фрески Дионисия не сохранились, только каменные блоки старой церкви были положены в фундамент нового собора. Но читали, что и впоследствии собор был расписан фресками, созданными мастерами Оружейной палаты.
            Чуть правее от него низкое жёлто-оранжевое здание в разводах это и есть тот самый сельхозхозяйственный техникум или оно же школа механизации или трудовая исправительная колония, где когда-то делали клетки для кроликов из монастырских икон 16 века.
            За Собором располагается церковь Св. Ильи, и те самые яблоневый сад и цветник, о которых я уже писала. Вход туда только по благословлению и там, не разгибая спины, трудятся послушники и добровольные девушки-помощники. Вдоль крепостной стены тянутся Настоятельские палаты и церковь Св. Митрофана с усыпальницей. Очень интересна одна из башен крепостной стены – вторая слева от ворот. Это Башня Измены, через которую и проникли в монастырь поляки.
            Стены по предположениям строил русские зодчие: либо Федор Конь - возводивший ранее крепостную стену Белого города в Москве (третью по величине после Кремля и Китай-города) и Кремль в Смоленске, либо Трофим Шарутин - построивший Белый город в Астрахани и Теремной дворец Кремля в Москве. Мнения специалистов, основанные на сравнении архитектурных и композиционных особенностей, графических изображений башен Белого города Москвы и Астрахани, а также даже по форме и характеру кладки, по размерам кирпича, затирке раствора, делятся поровну.
            Изразцы на колокольне принадлежат русскому мастеру Степану Полубесу.Интересно, что почти весь монастырь белый, но есть четыре исключения: желтые Святые ворота, желтая колокольня, розовая церковь и кирпичная (небеленая) Сторожевая башня.
             
Пафнутьев-Боровский монастырь. История этого места.
            Имя монастырю дал старец Пафнутий. 15 век.
            Он вообще-то по национальности практически татарин. Его дед был баскаком – ордынским сборщиком дани. Не надо удивляться. Древняя Русь была каганатом, а титул «каган» или хан носили и Владимир Красное солнышко и Ярослав Мудрый. Дед потом, конечно, принял православие. Конечно – потому что Батый умер и баскаков погнали из русских земель. Он осел под Боровском в селе Кудиново. Там у его сына тоже родился сын. Мальчик рос очень вдумчивым, склонным к одиночеству и чтению книг. Такому - прямой путь в монахи. Пафнутий постригся в 1413 году, в Высоко- Покровском монастыре рядом с Боровском.
            Монастырь называли Высоковским, потому что он стоял на высоком берегу Протвы (уничтожен в 1764 году). Пафнутий провел там более тридцати лет. Его избирают игуменом. Он к тому времени духовно очень продвинулся: «Весь источал радость, с трепетом растворенную». Это, так сказать, внешнее выражение внутренней сути. На практике это означает, что с таким человеком не пропадешь ни в какой переделке. Пафнутий видел любого насквозь. Бывало, он просто по лицу «по взору» определял, что там у незнакомца за душой. А бывало, что получал информацию о происходящих (и даже очень далеких) событиях из собственных снов. Пафнутий имел большой опыт ясного видения. Этому действительно было много примеров. Например, однажды он видит во сне, как некто черный достает из печи горящие головни и бросает их в кельи двух монахов. Опасаясь за монастырь, сновидец кричит: «ты, мол, что делаешь, монастырь подожжешь». А тот ему: «для того и бросаю»… Проснувшись, Пафнутий немедля позвал тех двух приснившихся монахов и, глядя им прямо в глаза, рассказал видение. Рассказал, уже понимая, что сон значит. Монахи признались в том, что сговорились уйти из обители, уже и вещи собрали. Их тайна открылась во сне игумена. Который ведь должен следить за душевной жизнью своих подопечных. И за жизнью монастыря в целом. Беглецы могли смутить остальных.
            Пафнутий действительно был наделён даром прозорливости, но главное – умел использовать этот дар для того, чтобы разрешать трудные ситуации. Потому и стал игуменом. И эффективно руководил Высоко- Покровским монастырём более десяти лет. Но после того как ему исполнилось пятьдесят, он вдруг заболел. Однако в какой-то момент осознал, что эта болезнь не совсем физическая, скорей - знаковая. Понял, что корень ее в нем самом, что болезнь ему просто указывает: надо переменить жизнь. И Пафнутий делает резкую перемену: слагает с себя обязанности игумена и уходит из Высокого. Уходит не далеко, на соседнюю излучину Протвы, туда, где в нее впадает речка Истерьма. С ним был всего один инок. Со временем вокруг их келий собирается община учеников, а потом возникает новый монастырь - во имя Рождества Богородицы.
            Действительно, по энергетике это место довольно тяжелое. Побродив там день, чувствуешь себя совершенно разбитым. Может, дух там слишком суровый. Не зря же сюда тянулись окаянные люди: Иван Котов, отравивший своего господина Дмитрия Шемяку, Андрей Клешнин, про которого говорят, что это именно он организовал убийство царевича Дмитрия.
            Перед кончиной, когда его ученик Иннокентий спросил: «Кому поручишь монастырь?» - ответ вначале был краткий: «Пречистой». Потом, помолчав, преподобный добавил: «Мне, брат, кто монастырь поручал? Сама Пречистая Царица так решила, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией». И ещё сказал: «Как Царица начала, так сама и устроит на благо дома своего. Сам знаешь - не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и серебром создавалось место сие. Царица да защитит это место своей милостью от насилия темных и лукавых духов».
            При Пафнутии монастырь был особножительный, то есть - каждый монах имел свою келью, какое-то даже свое хозяйство, мог есть и носить, что хотел (до известного предела). Для Боровского монастыря не была характерна суровость и аскетичность монашеского бытия, так как Пафнутий понимал, что человеческие ресурсы ограничены и не требовал от монахов невозможного. Он только строго следил за соблюдением устава и особенно требовательно относился к себе: пост, тяжёлая физическая работа, более чем скромная одежда.
            Но в 1460 году к Пафнутию в монастырь пришел молодой человек и постригся под именем Иосиф. Это был знаменитый в будущем антисемит и «стяжатель» Иосиф Волоцкий, в миру Иван Санин, который в течение восемнадцати лет был монахом в Пафнутьевом монастыре в Боровске. И не просто монахом, а сначала в послушании у самого Пафнутия, а потом после еще два года игуменом этого монастыря. Его нововведения обернулись тяжелым конфликтом в монастыре. Волоцкий задумал ввести общежитие: беспрекословное единоначалие, благотворительность, все имущество общее, пища и одежда одинаковые, работы разверстаны насколько возможно поровну, и главное – церковная земельная собственность, а не только нравственное совершенствование (поэтому и «стяжатель»). Собственно, ничего здесь нового не было, многие русские монастыри были общежительными. Да и Пафнутий вел дела так, что фактически у него в монастыре было общежитие, но - разумное, мягкое. А Иосифу важен был принцип. Иначе он не умел. Он был по натуре борец, ни с кем не хотел договариваться. Его не поддержали и он ушёл, пошел искать место для нового монастыря.
            Но хватит об Иосифе. Монастырь – Пафнутьевский.
            При Пафнутии, я уже писала, был построен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Конечно, он будет потом разрушен и не раз. Но тогда, его стены, его колонны, его своды расписывал Дионисий. Представляете? Его пригласил Пафнутий. А сейчас в соборе находятся мощи преподобного старца. Вообще месторасположение монастыря было политически очень опасное. Оно уже принадлежало не князю Боровскому - Василию Ярославовичу, а Дмитрию Шемяке, претенденту на великокняжеский престол (помните Шемякин суд?). Монастырь много раз пытались поджечь. Это князь Василий посылал своих людей. Но посланные от князя, придя в это место, всякий раз будто забывали, зачем приходили. Даже некий Ермолай, новокрещенный басурман, готовый на все, придя к Пафнутию, сразу размяк, едва преподобный окликнул его по имени и на лукавый вопрос святого - зачем, мол, пожаловал? - честно ответил: князь послал пожечь твой монастырь, отче, прости меня, окаянного.
            Пафнутия любили и уважали цари и царицы. За силу и честность. Он мог не принять богатые подаяния, если считал (видел), что деньги грязные. Считается, что будущие родители Ивана Грозного – Елена Глинская и Василий III – четыре года ездили на богомолье по разным монастырям в Переяславль, Ростов, Муром, Ярославль, в Вологодскую область на Кубенское озеро в Спасов-Каменный монастырь и на Сиверское озеро в Кирилло-Белозёрский монастырь. Во всех русских церквях молились о чадородии великого князя Василия. Из монастырей доставляли ему и его великой княгине хлеб и квас - ничто не помогало, пока, наконец, царственная чета не прибегла в молитвах своих к преподобному Пафнутию Боровскому. Тогда только великая княгиня сделалась беременною.
            Ирине Годуновой – жене царя Феодора, последнего из Рюриковичей, и сестре Бориса Годунова - посвящен придел Рождественского собора.
            А потом Пафнутьев-Боровский монастырь ожидали тяжёлые испытания. Раскол, Смута, Опричнина, Бонапарт.
            Только перед Революцией был относительный просвет - монастырь тогда считался богатым, имел земли на Украине, в Крыму и на Северном Кавказе. С этих земель в монастырь поставлялись фрукты, виноград, дыни, арбузы и цитрусовые, крупяное зерно (гречиха, просо, твёрдая пшеница), мак и масленичное зерно. И на месте было более 450 десятин земли. В монастырском саду стоял домик на два входа, в котором жили пчеловод и садовник. Все квадраты парка были засажены яблонями и кустарниками ягод (малина, крыжовник, смородина). Пасека насчитывала более 100 семей пчёл. Монастырь имел рыбное хозяйство. Два яруса прудов. Верхний, от источника, нерестовый, второй мальковый и два промысловых. Рыбы вылавливали столько, что хватало всему Боровскому уезду и излишки отправлялись в Москву. На прудах стояла мельница и крупорушка, на которых мололась мука и изготовлялись все виды круп. При монастыре имелись конюшня с кузницей, коровник, свинарник и птичник. На землях сеяли зерновые, картофель, овощные культуры, часть была занята под сенокосы и пастбища для скота и гусей. На все сезонные, а частью и постоянные работы, монастырь нанимал жителей сёл Роща и Рябушки (обработка и посев, уборка урожая, сенокос и даже пастухов, конюхов и скотников). 
            Потом новые испытания - Нацизм, Советы. В годы оккупации Боровска фашистами в монастыре был склад.
            Потом были годы безмолвного равнодушия и надругательств при Советской власти. Здесь в этих монастырских стенах бегали малолетние беспризорные хулиганы из колонии, потом в соборе как в гараже стояли тракторы с комбайнами из сельхозмехшколы.
            Терпение лопнуло даже на небесах.
            14 мая 1954 года – в день памяти преподобного Пафнутия в соборе рухнул купол. На два учебных зерновых комбайна…
            И даже этот знак вопиющего небесного негодования никак не пробил советское ватное сознание местных властных деятелей. Сельхозтехника там простояла до 1991 году, и только тогда монастырь был передан Православной церкви. Сейчас он активно восстанавливается. Так что, думаю, его суровость не надменна, а легко объясняется желанием как можно быстрее возродиться из пепла, вырваться из забвения, свободно задышать.
            О Боровске преподобный Пафнутий возносил странную на первый взгляд, но правильную молитву. Он просил Бога, чтобы «Боровск никогда не процветал и был бы тихим местом». Кажется, что это жестокие слова по отношению к городу, но на самом деле преподобный хотел, чтобы Боровск был благодатным местом, а это «непроцветание» и «тишина» - необходимые условия для этого.
          Сейчас в монастырь люди приезжают к другому старцу – отцу Власию. Говорят, что к отцу Власию несколько лет подряд ездил писатель Александр Солженицын с супругой. И еще много известных людей. Отец Власий принял схиму – отказался от всех мирских радостей. В Боровске – с 79-го. Когда отец Власий поселился в здании сельхозтехникума (который был в здании монастыря), первое время в лунные ночи откуда-то раздавались стоны. А ещё местные жители рассказывали, что видели призрак – монаха. Считали, что это дух святого Пафнутия охраняет святое место. А стоны по ночам объясняли тем, что обитель стоит на костях – здесь две братские могилы защитников монастыря: дружинников, монахов и жителей. Когда отец Власий стал читать псалтырь, стоны по ночам исчезли.
                       
Боровские сувениры.
            Ещё около монастыря нас ожидала необыкновенно интересная встреча. Там перед входом сидят лоточники-сувенирщики, все предлагают совершенно стандартный аля-русский набор лапти-матрёшки. Но! Рядом с ними сидит за небольшим столиком совершенно уникальный человек. О нём мы прочитали в одном из отзывов, и были очень рады его увидеть. Он продаёт уникальные глиняные вещицы. Сувенирами их назвать невозможно. Каждая игрушка несёт в себе очень глубокий смысл, хотя с виду, конечно, так не скажешь. Это музыкальные свирели. Они выполнены в виде фигурок рыбки, лосика, петушка, баранчика, птички-Сирина, уточки, просто кругляша. Он сам их делает. Рассказывает про символику каждой. Например, рыбка, это древний символ веры, её давным-давно наши предки носили на груди вместо крестика. Лосик – это символ природы, а в стародавние времена матери-Лосихе поклонялись древние обитатели боровских земель. Он говорит, что раньше даже созвездие Большой медведицы люди называли иначе – Лосихой. Уточка – ищет в море-океане Камень-Алатырь, камень счастья. Птичка Сирин – поёт только радостные песни. Ну, а петушок – это вообще древний символ Солнца и Жизни.
            У каждой свирели своя мелодия. Если дуть в неё при этом, нажимая на маленькие дырочки в глиняных боках, то выходит какая-то совершенно милая и задушевная необычная музыка.
            Кроме свирелей он продаёт ещё глиняные картины. Вообще-то если честно, то это и не картины, а древние славянские иконы – сульди. На той, которую мы видели, он сказал, что изображён святой Власий. Но какой это Власий J, это же древний русский бог природы и мудрости – Велес. Вот он и изображен бородатым мужичком с доброй улыбкой в окружении глиняных зверушек, даже на руках держит Волчонка.
            Кстати сам автор очень похож на это древнее изображение. Точь в точь такой же – и борода, и внимательные глаза, и русское лицо, и добрая улыбка. Играет на свирели он божественно. Сразу льётся такая мелодия, которая уносит тебя на зелёные луга, на ромашковые поляны, под голубое небо. Он дал нам свою визитную карточку. Сказал, что с ним можно договориться насчёт экскурсии по Боровску и мастер-классу по лепке. Представляю, что и как может рассказать и показать о городе такой человек!
Бойко Александр Константинович
Народный мастер с.х. России
Экскурсии по г. Боровску, мастер-классы
т. 8-48438-4-27-79
8-903-234-53-96
 
Послесловие.
            Нам очень хочется съездить в Боровск ещё раз. Потому что сейчас мы немного торопились, спешили, и не всё успели посмотреть. Скажу честно, не буду лукавить. В следующий раз приедем сюда с лопатами и фонариком. Во-первых, надо найти горшочек с червонцами (из Глобуса Боровска), во-вторых, остался неосмотренным дом с привидениями. JJJ Всё-таки люди не меняются, вот как была в детстве неисправимым романтиком, и лежала под пыльной кроватью, грызя краюху чёрного хлеба (наискосок отрезанная от буханки горбушка), головку сыра (собственноручно обточенный до круглого состояния кусок сыра), сырую луковицу и в обнимку с книжкой о приключениях Робинзона Круза (весь этот набор съестного был срисован оттуда), так спустя …цать лет такая же и осталась… JJJ
            Другие наши рассказы на сайте: www.pamsik.ru
При использовании материалов ссылки на ресурс и имя автора обязательны.

Страницы1

5,0/5 (45)

5 комментариев

  1. Балашова Татьяна
    Балашова Татьяна 06 ноября

    Здравствуйте, Наталья! Вчера ездили в Боровский м-рь по Вашим отзывам. Очень благодарны. Фреску совсем закрыли для осмотра. Но у меня есть фото 10-летней давности с аналогового фотоаппарата. Напишите, отослать ли Вам её сосканированную?

  2. NatA
    NatA 06 ноября

    Татьяна, здравствуйте) Конечно, присылайте, буду рада. Как раз хочу сделать новый пост о Боровске в своём жж). мой e-mail - [email protected]

  3. Михаил
    Михаил 09 декабря

    4 гео – современный портал, содержащий новости, недвижимость, а также много другой интересной и полезной информации о Сургуте. Вы можете задать вопрос о товарах и услугах одновременно всем поставщикам города! Это позволяет новый сервис �Задать вопрос� на сайте портала 4geo. Вы просто пишете вопрос и оставляете адрес электронной почты, куда будут поступать ответы. Спрашивать можно о чем угодно и сколько угодно раз: о наличии товара; о минимальных ценах; о сроках выполнения работ, возможности доставки на дом и т.д. Сервис полностью бесплатный! Ознакомтесь со всеми возможностями: ремонт аудио

  4. Михаил
    Михаил 09 декабря

    4 гео – система гис Сургута, содержащий афишу, объявления, а также много другой интересной и полезной информации о Сургуте. Задайте свой вопрос о товарах и услугах одновременно всем фирмам города! Это позволяет новый сервис �Задать вопрос� на сайте нашего проекта 4geo. Вы просто пишете вопрос и оставляете адрес электронной почты, куда будут поступать ответы. Спрашивать можно о чем угодно и сколько угодно раз: о наличии товара; о минимальных ценах; о сроках выполнения работ, возможности доставки на дом и т.д. Сервис полностью бесплатный! Ознакомтесь со всеми возможностями: [url=http://surgut.4geo.ru/catalog/search/tag/589948/]детские матрасы цены[/url]

  5. Гость
    Гость 06 января

    Преп. Иосиф Волоцкий - антисемит, - это сильно сказано, особенно если учесть, что преподобный боролся не с евреями, а с ересью жидовствующих в Церкви.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…