Хорошо, когда в том или ином городе живут родственники, знакомые, короче люди, у которых можно остановиться на несколько дней. Свободы передвижения меньше, зато экономия на гостинице огромная. Особенно хорошо, когда эти родственники живут в Санкт-Петербурге; и не где-нибудь, а в самом центре города, в паре кварталов от Московского вокзала. У меня выдалось свободное время между экзаменами, и я, вместо того чтобы готовиться к ИППУ, отправился в северную столицу. В Петербурге до этого я уже бывал, но зимой - ни разу, и в одиночку - тоже ни разу. Так что поездка предстояла весьма интересная. Заранее извиняюсь, что основное место в этом рассказе уделено не красотам Петербурга, а ожиданию, питанию, транспортным вопросам и проч. О красотах гораздо красноречивее расскажут фотографии, а обо всех сопутствующих впечатлениях приходится писать целиком, т.к. без них рассказ будет похож на путеводитель.

Дорога.

Если сэкономил на гостинице - можно потратиться на что-нибудь еще. Например, прокатиться в "Красной стреле". Билеты не намного дороже, зато качество несравнимо выше, чем в обычных поездах. Этот поезд: а) идет с равномерным покачиванием, т.е. почти плавно; в то время как прочие поезда подскакивают на рельсах со звуком "тудых-тудых";
б) постельное белье входит в стоимость билета и уже застелено; сдавать его по прибытии не надо;
в) чай (по идее) должен выдаваться в любое время дня и ночи; но выдаются лишь чашки, а чай и кофе в пакетиках находятся в пластиковых коробках, расставленных на столике в купе; горячая вода есть в титане всегда;
г) "сухой паек" входит в стоимость билета;
д) питьевую воду из крана с надписью "питьевая вода" (возле купе проводников), в отличие от прочих поездов, можно пить; вода туда заливается очищенная, минерализированная и все такое;
е) санитарная зона длится 15 минут (до границы города), а не 1,5 часа, как во всех поездах;
ж) контингент попутчиков соответствующий. Пассажира без высшего образования можно встретить лишь в том случае, если это ребенок или жена другого пассажира, имеющего высшее образование. Новые русские ездят на машинах (по крайней мере, из Москвы в Петербург), меркантильные люди не хотят переплачивать за марку (а ведь "Красная стрела" - это э-эх какая раскрученная марка!!!). Поэтому все пассажиры принадлежат к среднему классу, гл.обр. мужского пола, среднего возраста и т.п. Я среди них почти как белая ворона. Впрочем, я никогда и нигде не был как все.

Ну так вот. В дороге мною и попутчиками (людьми средних лет и достаточно солидной внешности) было проронено не более 10 фраз за весь вечер и утро. Всё это были фразы дипломатического порядка: "Здравствуйте", "Добрый вечер", "Не могли бы Вы пересесть на другое сиденье, я сниму простынь", ну и тому подобные фразы. С кем я ехал - не знаю и знать не хочу. И хорошо, что они не хотели знать, с кем ехали они. Поезд прибыл точно по расписанию - в 7:55. Вот что значит фирменный!!! Я даже одеться не успел - не ожидал, что так точно приедем. При выходе проводник (мужчина средних лет и КГБшной атлетической внешности) пожелал мне приятного пути, что в очередной раз подняло мне настроение.

Впрочем, настроение очень скоро испортилось. Дойдя до дома, где живут родственники, я оказался перед запертой дверью подъезда. Домофон вырван с корнем, код от кодового замка я не знаю. На улице темно и холодно. В окна кричать бесполезно, тем более что они очень высоко от земли, и я не знаю, в какие именно окна надо кричать. Попробовал в темноте разглядеть, какие кнопки замка больше стерты. Но поскольку подъезд рядом с вокзалом, и дверь эту точно таким же способом наверняка пытались вскрыть многие бомжи, все кнопки были истерты одинаково. В конце концов, одна из них запала, и вытащить ее назад никак не удавалось.

Что делать? Может, кто-то пойдет на работу и откроет замок изнутри? Нет, суббота, и к тому же "междупраздничный" день (уже не новый год, но еще не рождество). Своими силами замок не открыть, надеяться не на кого. Да еще какой-нибудь случайный милицейский патруль может принять меня за взломщика и увезти "куда следует". Ковыряясь с замком, я провел на холоде минут 40, начал замерзать. Можно, конечно, позвонить родственникам по телефону. Но ближайший телефон на вокзале, а тащиться туда с довольно тяжелой сумкой не было никакого желания, да и телефонную карточку ради одного звонка покупать не хотелось. На мое счастье, в это самое время вышел работать дворник. Он спросил код от двери у кого-то в заколоченном окне в доме напротив. Возможно, у бомжей. (Спрашивается, а против кого ставили кодовый замок в доме у вокзала? Против гостей из Москвы или против местных бомжей???) Стукнув лопатой по двери, он вышиб запавшую кнопку, и дверь удалось открыть. Как потом оказалось, несколько недель подряд эта дверь была открыта, а закрыли ее в связи с похолоданием как раз в ночь моего приезда. Как по закону подлости.

5 января.

Отогревшись и скушав котлету с рисом, я отправился гулять по городу. Температура на улице -1оС, т.е., по сравнению с Москвой, на 20 градусов теплее. Лужи, которых в Москве не видели с прошлой зимы. Я обошел пешком чуть ли не весь центр Петербурга за 6 часов, с 10:00 до 16:00. Примерный маршрут:
1) от Московского вокзала по Невскому проспекту до Гостиного двора;
2) от Гостиного двора до Зимнего дворца;
3) от Зимнего по мосту на стрелку Васильевского острова;
4) к Петропавловской крепости;
5) по берегу вдоль крепости и к основному входу;
6) походил по крепости, зашел в собор и в великокняжескую усыпальницу; посмотрел музей монетного двора и настоящий древний станок, точащий медали, в действии;
7) прошел до ст.м. "Горьковская", проехал до ст.м. "Сенная площадь", прошел до Мариинского театра; узнал, что на "Корсар" все билеты проданы;
8) пошел по каналу и прочим улицам на почтамт; послал телеграмму;
9) от почтамта вышел на канал Грибоедова, дошел до храма Спаса на крови;
10) от храма прошел переулками до Литейного проспекта;
11) по Литейному дошел до Невского; добрался в 16:00 или чуть позже до дома.

Не знаю, как много я прошел тогда. Приблизительно 25-30 км. (В Москве я прохожу и больше, но только летом.) По пути выпил три бутылки пива, чтобы не простудиться. Подсчетами пройденного пути я занимался на лестничной площадке. Код от двери подъезда я уже знал, а ключа от квартиры не было, и родственники куда-то запропастились. Моя хрен-знает-сколько-юродная бабка повела своего внука на елку, а мне сказала, что весь вечер будет дома. Лучше бы я заплатил за гостиницу!!! Я ждал возле двери с 16:00 до 19:30. То звонил в дверь, думая, что бабка просто спала или была без сознания. То спускался вниз и с тревогой смотрел на окно кухни, в котором горел свет. Они почему-то забыли выключить там свет. А мне из-за этого в голову лезли страшные мысли, из которых можно было бы состряпать кучу сценариев для фильмов ужасов. (Например: маленький внук, слишком бойкий и бесшабашный пацаненок лет пяти, взял ножик и зарезал бабку, а теперь сидит где-нибудь, забившись в угол, и слушает, как я трезвоню и стучу в дверь.) Правда, эти 3,5 часа я не все время стоял возле двери. Иногда я выходил прогуляться: прошел по Невскому до лавры и обратно, посмотрел книжки в книжном магазине. Когда захотелось есть, купил в магазине окорок весом 0,7 кг и сгрыз его, запивая пивом, прямо на лестничной площадке. (В голове, разумеется, при этом крутилась соотв. песня группы "Король и шут"). В конце концов, отчаявшись, я пошел на вокзал, чтобы вызвать милицию. Но в тот самый момент, когда я выходил из подъезда, увидел, что бабка с внуком возвращаются. Вот такой вот получился денек. :-)))

6 января.

6 января я поехал в г.Пушкин. Доехал на электричке, сел на маршрутку... и никто не предупредил, когда надо выйти. В итоге я доехал до платформы "Александровская" (той самой, с которой, как позже оказалось, вывезли из Царского села семью Николая II). Обратно добрался на местном автобусе. Затем пришлось отстоять 2 огромные очереди: в кассу дворца и в гардероб. Екатерининский дворец - это действительно самый великолепный дворец в России; его стоит посмотреть неоднократно (а в Зимний более двух раз ходить неинтересно). Когда я был в Петербурге в 1996 году, Янтарную комнату только начинали восстанавливать. В 1998-м закончили один ряд панно. В 2002 я увидел уже почти полностью готовую комнату. Быстро работают.

Впрочем, зря я сначала пошел во дворец. Пока стоял там в очередях и слушал экскурсию, снаружи погода испортилась - солнце ушло за тучи, подул ветер, стало заметно холоднее. В общем, по парку я прошел не более 2х км. Зато после повезло: маршрутка доставила меня сразу от Гостиного двора г.Пушкин до ст.м. "Московская", т.е. не пришлось делать пересадку.

В Русский музей идти было уже поздно, поэтому я попробовал найти в метро билеты на "Корсар". Ни единой торговой точки ни в одном переходе!!! (я их, т.е. переходы, все обошел) На Невском торговых точек обнаружилось три, но ни в одной из них нужных билетов не было. Пришлось взять у перекупщиков за 450 руб. (15$), т.е. я переплатил 130 рублей. Спектакль понравился. Это было не на 100% то, что я ожидал увидеть, но на 99% именно то (репортаж об этом спектакле я все же когда-то видел). Исполнитель главной роли - И.Кузнецов - понравился не очень. Танцевал он неплохо, но по фигуре больше похож на штангиста, чем на танцора. Гармонии тела и образа не получилось. А все остальные танцевали вполне нормально, и под образ подходили. Что насчет театра - он достаточно тесный, но удобный. Много гардеробов, несколько буфетов с недорогим меню. Я выпил шампанского, съел бутерброд с колбасой и мороженое.

7 января.

В этот день у верующих хтиан был праздник, признанный недавно государственным, и часть музеев не работала. Я хотел поехать в Петергоф, но работал только Русский музей. Я посетил только один его корпус - "Корпус Бенуа". Там проходят временные выставки; сейчас выставлялись "Абстракция в России" и "Портреты ХХ века". Портреты временами попадались неплохие, но фотография была бы гораздо уместнее. А вот из абстрактных работ мне понравились 2-3. В частности, такая: Повешенный на стену фанерный ящик-поддон, тонкий, узкий и продолговатый, разделенный внутри перегородкой на две неравные части. В верхней части, с фоном голубого цвета, проходят блестящие металлические прутья, образуя крест. Затем эти прутья продолжаются через перегородку в нижнюю часть, где они уже ржавые, погнутые и т.п. Названия, кажется, не было, но я бы назвал это произведение "Гнилые корни христианства". Хорошая работа. Все остальные - это сплошная мазня, перевод красок и прочих материалов. В общем, Русский музей стоило посетить, чтобы понять, что больше его посещать не стоит никогда.

А вечером мы (я и обитатели квартиры) поехали в гости к дедушке. Кем он приходится конкретно мне - установить очень сложно. Но поскольку мужчины в России умирают очень рано, ни одного настоящего дедушки у меня не осталось. А тут - пусть даже и родственник неопределенной степени родства - а все же дедушка. 90 лет, Ленина помнит, прошел блокаду, всю жизнь проработал на судоремонтном заводе. Представитель того самого рабочего класса, ради которого якобы и совершалась революция октября 1917 г. До сих пор бодрый, крепкий, довольно здраво рассуждает на современные политические темы. В общем, не зря я с ним познакомился и проговорил весь вечер.

8 января.

8 января я попытался попасть в Петергоф, но автобус не приезжал более 40 минут, а у электричек перерыв. Пришлось ехать в Эрмитаж, а затем гулять по улицам города. В Эрмитаже я особое внимание уделил 1му этажу, а остальное посмотрел обзорно, т.к. несколько раз видел раньше. Древнее искусство - это все, конечно, достаточно интересно, но возникает ряд вопросов:
1) в Египте людей рисовали по особым канонам и достаточно схематично, а бюсты и саркофаги создавали вполне реалистичные. Не может ли быть так, что они создавались в разные века или даже в разных цивилизациях? (т.е. одна цивилизация создавала скульптурные изображения по мотивам рисованных изображений другой цивилизации)
2) римские статуи и бюсты изображают людей славянской, русской внешности, а вовсе не итальянцев, и вообще не западноевропейцев.

7-го января я поел в McDonald se, а 8-го зашел в Pizza Hut. Не знаю, тот ли это самый ресторан, либо подделка под марку (здание-то то же, но ведь в 1998г. Pizza Hut закрыл все рестораны в России, и не сообщалось, что он вернулся). Но пицца неплохая, похожая на ту, что я ел в 1998 году. Я взял один кусочек "Пепперони" и один "Моцареллы".

9 января.

В последний свой день пребывания в Санкт-Петербурге я встал очень рано, чтобы успеть до перерыва на электричку. С Балтийского вокзала я доехал до Нового Петергофа, а затем немного проехал на автобусе. Когда я подходил к парку, было 10:35, т.е. всего 5 минут назад начал работать Большой дворец. Очевидно, что много экскурсантов за такое время набраться не могло, поэтому сначала я решил побродить по парку. Парк очень пустынный; обслуживающего персонала я встретил даже больше, чем посетителей. Фонтаны, разумеется, не работают, многие из них накрыты деревянными коробами. Аллеи расчищены при помощи трактора. Изо всех строений открыт только Большой дворец; некоторые другие корпуса открываются по субботам и воскресеньям. Бродить по пустынному парку очень интересно: то нахлынут важные мысли, то вдруг почувствуешь себя императором; да и романтика какая-то во всем этом масштабном белоснежном сооружении присутствует. Ветра в парке практически нет, хотя на причале (я прошел и туда) ветер очень сильный. Я походил по левой части нижнего парка (левой, если смотреть от причала), а затем стал замерзать и пошел в Большой дворец. Там как раз прибыла какая-то группа, я пристроился к ней и прослушал экскурсию. Более того, я приобрел за 80 руб. (2,5$) право на фотосъемку, а ведь поснимать-то во дворце есть чего.

Выйдя из дворца, я решил, что посетить вторую половину парка я уже (в должном объеме) не успею. Я решил не рисковать с электричками и прочим транспортом и вышел из парка. К счастью, очень скоро подошла маршрутка, идущая до какой-то питерской станции метро, т.е. в принципе я мог выйти из парка на час позже. Выигранный таким образом час я потратил на то, чтобы пройти еще раз по Невскому проспекту (от Лавры до площади Восстания). Поезд отходил в 16:00.

Когда я покупал билеты, я думал, что сидячие места - это кресла, ну вроде как в самолете. А уж в фирменном поезде - "Авроре" - тем более. Но все оказалось гораздо хуже. Представьте себе вагон СВ (двухместные купе, обе полки нижние), в котором каждая полка просто разделена на три сидячих места. Ужасно неудобно сидеть, места пронумерованы неправильно (купившие два места подряд дедушка и внук оказались в разных частях двух разных сидений), столик достается только сидящим у окна. А мне досталось место у двери, где на уровне головы висят куртки. Кошмар!!! А стоит 430 рублей, т.е. ненамного дешевле, чем место в "Красной стреле". (И вообще, соотношение стоимостей самого дорогого, 950 рублей, и самого дешевого, 430 рублей, места - всего лишь 1:2. Кошмар!!!!!) Поезд приехал в Москву в 21:50, на чем мое путешествие в Петербург и закончилось.

P.S. На самом деле, фотографий в 3 раза больше, и все неплохие. Просто лень их было закачивать на сайт.
P.P.S. Экзамен по ИППУ я все же сдал на "4".

1. Eugene
    Eugene 25 ноября

хороший отчёт, пропитан прагматизмом
    Не зря, видать, ты гэбэшникам симпатизируешь, у тебя получится...

2. Алексей
    Алексей 26 ноября

Вот это да!
    Все-таки не удержался. Вот это отчет! Причем - почти через ГОД после самой поездки! Это же нужно было каждый свой шаг стенографировать...

3. Тимофеев
    Тимофеев 27 ноября

Все просто
    Все очень просто: как фотки отсканил, так и выложил рассказ.

4. Мария
    Мария 29 ноября

А мне понравился рассказ!
    Прочитала с интересом, даже подробности про Пеперони :))). Сама собираюсь в январе, не хотела ехать за город, но теперь думаю в Пушкин съездить, раз Янтарная комната готова. А вы не знаете, на вокзале есть экскурсинное бюро? или раньше было на Дворцовой площади, может осталась там маленькая будочка? :)))

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…