Дорога – отличный асфальт, вокруг расстилаются потрясающие ландшафты, но на все наши просьбы остановиться, что-нибудь сфотографировать, мы получаем один ответ – на обратной дороге.
Первая остановка – придорожное кафе в неизвестном населенном пункте. Устраиваемся за столиком в тени громадного фикуса. Мы хотим мясо, но сегодня не мясной день. Приходится заказать рыбу. Нам с Татьяной хорошо известно, что в беднейших странах мира порции всегда огромные, поэтому заказываем одну рыбу и одну инжеру с овощами на двоих. Блюдо выглядит празднично и нарядно, но больше похоже на инсталляцию какого-то особо продвинутого художника, а не на еду. Осторожно начинаем пробовать, аппетит приходит во время еды, и мы просим еще по рыбе на каждого.
Во время нашего завтрака случился забавный инцидент. Местный дядька смотрел, смотрел, как мы кушаем, не выдержал и разразился обличительной речью минут на тридцать. Мы нервно сглотнули и, поскольку он с каждой минутой все больше заводился и очень уж был похож на фанатика, вежливо его выслушали, прекратив жевать. Мы мало, что из его речи поняли, но, по-моему, суть была в том, что все американцы - козлы. Когда он закончил и вопросительно уставился на нас - мы сказали ему, что не понимаем по-английски. Он очень расстроился, обиделся и ушел.
Остановка вторая – город Шашимин. Антон, под предлогом покупки кассеты с музыкой в стиле регги, купил травы и чата.
Остановка третья – Антону очень хотелось покурить травы, и он сказал, что это плановая остановка, и мы можем сходить в туалет. В кустики. Давид составил ему компанию, а мы пошли в кусты, куда буквально через минуту сбежалось все население ближайшей деревни. Что с нами делать они не знали, мы уже все сделать успели, но что-то делать вместе было надо, и я стала их фотографировать и показывать им их фотки на дисплее. Народу это понравилось, стали позировать и смущаться, увидев себя. Наши рюкзаки как всегда были набиты карамельками для местного населения, и я, недолго думая, достала пакет. Меня чуть не порвали как тузик тряпку, куда только подевалось смущение и доброжелательность. Водитель и гид стали орать, отгонять всех от машины, а потом сказали мне, что бы я больше так не делала. Могут между собой передраться и машину повредить. Да у меня и самой желания поубавилось.
Ехали мы долго, дорога становилась хуже, местные жители гнали из буша стада коров, начинало смеркаться. Но я не чувствовала усталости. Может быть потому, что жевала чат, а может быть, время пролетело быстро, потому что мы трепались с Давидом. Рассказывали ему про наши прошлые поездки в Юго-Восточную Азию, а он нам о Джибути и Хараре с Дире Давой, в которых уже успел побывать, а мы только собирались.
Чат – совершенно замечательная трава, вернее верхушки какого-то кустарника. Его надо сжевать целый веник, чтобы почувствовать какой-либо эффект. Мы спрашивали у аборигенов, как он на них действует. Кто-то говорил, что расслабляющее, кто-то, что хочет спать, а некоторые хотели спать с женщиной. На меня он действовал очень тонизирующе. Кроме того, его вкус похож на что-то из детства, когда мир познаешь всеми возможными способами, и тянешь в рот, что попало. Чат надо периодически запивать водой и вкус у нее - очень сладкий. Давид говорит, что чат классно оттеняет вкус кофе.
В Арба Минч въехали в темноте. Городок небольшой, своего рода перевалочный пункт на пути в племена. В конце ноября там проходит культурный фестиваль, на который съезжаются представители различных племен. Главная улица широкая, высажены пальмы. Сейчас маленькие пальмы окружены досками и колючей проволокой, но когда-нибудь они вырастут, и будет красиво.
Антон спросил, в каких отелях мы хотим останавливаться. Дорогих или бюджетных. Выбрали бюджет. Нас привезли на постоялый двор, но мы проявили характер и настояли на поисках более пригодного для ночлега места. Нашли нечто среднее: дешево, комнаты чистые, белье тоже, но только холодная вода очень тоненькой струйкой и туалетную бумагу не дают. Попросили мальчишку, который всем заправляет, починить воду и пошли ужинать, а заодно и обедать в ресторан при отеле для туристов побогаче.
С голодухи заказали мясо и по салату. В Арба Минче был мясной день. Естественно наелись салатами, мясо покусали и принялись кормить кошек, которые шныряли повсюду, но к нам подходить боялись. Может из-за цвета нашей кожи? Так что приходилось мясо разбрасывать по окружающим цветникам с розами.
Арба Минч – Консо – Джинка. Племенной рынок, тедж и стеклянная бутылка.
В городе Арба Минч проживают очень религиозные люди разных вероисповеданий. Часа в четыре утра первый пастырь взял в руки громкоговоритель и начал песнопения. Замолчал он, по-моему, только для того, что бы передать рупор коллеге. Последний не затыкался до семи утра. Да простят меня люди верующие, но спать в таких условиях немыслимо.
Выехали из отеля, дорогой сфотографировали первых марабу и бабуинов. Бабуины привыкли, что им бананы из машин кидают, но наши мандарины их разочаровали и они ушли. Местные дети тоже попрошайки. Как только видят машину с туристами, бегут сломя голову и кричат «Хайланд». Мы сначала не понимали, что имеется в виду, но оказалось, что так называется вода и им нужна бутылка. Причем если даешь бутылку с водой, то воду выливают, а бутылку забирают.
Нельзя не отметить, что Эфиопия очень чистая страна. Даже вдоль дорог не видно мусора. Весь мусор собирается жителями и используется либо в хозяйстве, либо продается на рынке.
Завтракать или обедать, уже не разберешь, остановились в горном селении Консо.
Народ в Консо и окрестностях трудолюбивый. Строит террасы на горах и выращивает сорго, теффу, кукурузу.
Культура Консо известна так же своими деревянными waga. Wagа устанавливается в месте захоронения, и представляет собой шеренгу из множества персонажей. Самого усопшего, отличимого по гипертрофированному фаллосу, находящемуся в привычном месте или на лбу, нескольких его жен, которых можно узнать по грудям и ожерельям, убитых врагов, кастратов маленького роста, а также крупных животных, убитых покойным во время жизни. К сожалению, увидеть старинные waga можно теперь довольно редко, они давно стали предметом купли-продажи. А традиция их возведения отмирает. Этому способствуют миссионеры, упорно борющиеся с древними языческими культами.
Перекусили жареным мясом под названием тибс, попили макиато и поехали. Впереди двести километров по грунтовке, надо успеть на племенной рынок и затемно добраться до Джинки.
Вдоль дороги непрерывный поток людей, все куда-то идут. Мужчины - налегке, женщины тащат на спине необъятные тюки. Те немногие женщины, что идут порожняком, имеют специфическую походку и осанку. Как будто несут на себе невидимый глазу груз.
Спросили, почему так. Нам ответили, что работа женщины днем, а мужчины ночью - в спальне. На фиг он в этой спальне нужен после дня проведенного за перетаскиванием тяжестей на длинные дистанции, я не понимаю. Но рождаемость высокая, детишек бегает уйма, а это значит, что мужчины находят работодателя.
Стоит нам остановиться, сфотографировать что-либо, как с окрестных гор, босиком, сломя голову несутся дети и беременные женщины. Прайс приемлемый: два бырра взрослый, один бырр ребенок, причем совершенно не важно появился он на свет или еще в утробе. Антон советует деньги приберечь на племена, тем более, что уже не долго осталось.
Окружающий пейзаж меняется. Горы остались позади, вокруг расстилается буш. В кустах у дороги то и дело попадаются дик-дики и птицы, похожие на бесхвостых павлинов. Следов человеческой деятельности не видно, нравы стали свободнее – женщины ходят топлес, Давид доволен.
Туземный рынок. В продаже лук, чеснок, картофель, а так же футболки, предположительно китайского производства. Из интересного – сандалии, изготовленные из автомобильных покрышек. Разных размеров, но одного, «классического», фасона. Безумно тяжелые, об удобстве судить не берусь, но в племенах это популярная обувь.
Странные люди племени Бена. Очень стройные, холеные и привлекательные мужчины в набедренных повязках, с ножами, все в украшениях из бисера. И женщины - приземистые, относительно мужчин – ширококостные, носят каски из колебаса, патронташ из ракушек и выглядят воинственно.
Говорят, что женщины этого племени покрывают грудь шрамами, образующими геометрические узоры, но мы не видели, врать не буду, все поголовно надели футболки. Так же существует теория, что канцелярские цветные скрепки мужчины Бена вдевают в уши неспроста, они означают количество жен.
Прикольно. Мы пили тедж в забегаловке с дедком четырежды-женатым и даже не подозревали об этом. А молодой Бена, звавший меня замуж, оказывается уже имел одну жену. У, обманщик. Скрепку очередную хотел нацепить, а я то думала, что сразила его в самое сердце.
Не прикольно. Обломился мой план поставки канцелярских товаров и обмена их на древние waga.
Кстати о тедже, забегаловке и ее посетителях. Антон, видя, что мы уже нафотались, а лук и чеснок не рассматриваются нами ни в качестве сувениров, ни в качестве товаров первой необходимости, повел нас в забегаловку пить местную медовуху - тедж. С НАСТОЯЩИМИ И ПЕРВЫМИ ЛЮДЬМИ ДРУГОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, обосновавшимися за столом основательно, и видимо давно. Мы с Давидом смотрели во все глаза. Вид у нас, должно быть был ошалелый и восторженный. И даже «позитивно» настроенная Танька, сравнившая все это с гадюшником, где собираются последние алкаши, не могла уже ничего испортить. Антон купил две бутылки, одной мы проставились, местные нас приняли, контакт был установлен. Мы пили стакан за стаканом, и было наплевать, что стаканы эти никто в жизни не мыл.
Небольшая заминка с церемонией благословления. Кое-как разобрались. Мы с Давидом держим руки над столом, ладонями вверх, мужчины из племени – ладонями вниз. Они дают, мы берем.
Допив, мы плавно перетекли в другую забегаловку, побольше и полюднее, по дороге завязав знакомство с местным проститутом. Проститут был, безусловно, чудо как хорош, но нам без надобности. Построив глазки, продемонстрировав великолепные зубы и поняв, что не обломится, он деликатно нас покинул. Заказали пару бутылок. Мы с Давидом – выпивали и пялились на туземцев, устроившихся на малюсеньких табуретках во дворе, а Танька – корчила рожи и фыркала.
По дороге в Джинку фотографировали местных охотников за быррами. Кто во что горазд, на голове стоят и на ходулях в полной боевой раскраске ходят. Всяк зарабатывает, как может.
Въезд в Джинку преграждает натянутая веревка и странный дорожный знак. Предупреждающий. С рукой в центре. Подозреваю что, либо «Руки прочь от веревки», либо знаки «Stop» закончились. Наши сопровождающие имеют проблемы из-за отсутствия стикера на машине, а мне очень хочется селиться куда-нибудь, тедж просится наружу. Видим приличный отель, но Антон говорит, что это для туристов, expensive. А мы кто?
Селимся в бюджет. Душ, постирушка, Интернет в соседнем отеле. Прошу Антона накормить нас локальной кухней. Татьяна - сыта по горло всем локальным и возвращается в отель, а мы с Давидом идем ужинать.
Местечко для ужина Антон подобрал специфическое, что-то среднее между жилым домом и кафе. Сказавшись больным, он испаряется, оставляя нас расхлебывать. Двух видов капусту с мясом. Одна с берберой, другая без. И не капуста это вовсе, а шпинат отвратительного вида и вкуса. Поиски мяса занимают какое-то время. Вылавливаем его руками, столовых приборов нам не дали, на ощупь. Давид пьет пиво, я скучаю, хозяева дома врубили телевизор на полную мощность, наслаждаются премьер министром.
Говорю: «Может, возьмешь пиво в отель?». Давид соглашается, мы расплачиваемся и идем к выходу, но не тут то было. Пиво уносить нельзя. Вернее пиво можно, а бутылку нельзя. Давид возражает, он заплатил, ему отвечают, что он платил за пиво, а бутылка не продается. В процессе обсуждения выясняется, что цена бутылки навынос значительно превосходит ранее заявленную цену пива. Давид возмущен.
А я имею вполне светский диалог со сторонним наблюдателем:
- Откуда вы?
- Из России.
- Неужели в России пиво продают с бутылками.
- Конечно.
- Наверное, бутылки не стеклянные?
- Уверяю Вас, стеклянные.
- Какая у вас, однако, богатая страна.
Понятно, что беседа наша была, не столь изящна, но важна суть. Давида диалог начинает серьезно напрягать, он переходит на монолог, демонстративно оставляет бутылку с пивом, и мы идем в отель, где и находим голодную Таньку. Поесть ей так и не удалось, так как в ресторане закончилась еда.
Давид расширяет сознание посредством косяка, я пару раз затягиваюсь, но чувствую усталость и иду спать, с дыркой в груди.
Джинка – национальный парк Маго. Мурси и чат церемония.
Ночью шел дождь, и Антон за завтраком высказывает опасение, что в племя Мурси нам будет трудно добраться. Кроме того, он постоянно извиняется перед Давидом. Видите ли, вчера он перекурил травы и, вместо одной из рук у него выросла нога, ходить с помощью которой ему было крайне не удобно. Перед нами извиняться даже не думает. Вот и гадай, что это. Проявление сексизма или идиотизма?
Едем через национальный парк Маго.
Национальный парк Маго, расположенный на обоих берегах реки Омо на участке площадью 2162 кв. км, фактически не имеет условий для приема туристов. На обширных лугах парка пасутся стада бизонов, жирафов, слонов и куду - винторогих антилоп. Иногда можно увидеть льва, леопарда и зебру бурчель. Птичий мир представлен в изобилии - виды пернатых типичны для зоны заливных лугов и речных берегов. Парк поднимается на севере к горе Маго (2528 м). Здесь обитают 56 видов млекопитающих.
Мы не видели ни одного из 56, не говоря уже о стадах. Может быть потому, что все в тумане, а может быть, культурный атташе, любезно предоставивший мне информацию о стране, наврал, и всех животных давно уже убили. А птиц действительно много.
Правительство Эфиопии, посредством денежных средств иностранных инвесторов и международных фондов, активно строит дороги. А потом, по словам Антона, инвесторов кидает.
Вот и дорога к Мурси вся засыпана огромными кучами щебня. Едем по краешку и сползаем в кювет. Вылезаем из машины, почва липнет как тесто. Мужчины враскачку выталкивают машину. Долго очищаем кроссовки, удивляясь, что дорогу так развезло от небольшого по сути дождя.
Догоняем колонну джипов. У первого внедорожника посреди дороги отлетело колесо, и остальные не могут объехать. Водители сообща чинят поломку.
Дальше идем колонной. И почему-то мы всех вытаскиваем, но стоит только нам застрять, как нас кидают самым откровенным образом. Выталкивают нас люди из застрявшего здесь же и видимо давно грузовика. Угощаем их сигаретами.
Антон договорился с джипами-кидалами, что мы наймем одного на всех скаута. Играем с ними в догонялки.
На контрольно пропускном пункте опять заминка из-за стикера. Так что на место мы прибываем в тот момент, когда Мурси уже выстроились шеренгой, а белые прохаживаются вдоль нее и выбирают. Как на рынке с живым товаром.
Наш скаут вооружен автоматом Калашникова, Мурси тоже имеют аналогичное оружие, но значительно превосходящее количеством.
Мурси наиболее воинственное племя из всех, виденных нами.
Традиции Мурси включают: гадание на коровьих внутренностях, ожесточенные бои на палках среди мужчин (помимо палок, иногда применяется автоматическое оружие) и ношение глиняного диска в разрезанной нижней губе у женщин. По одной из версий величина диска свидетельствует о богатстве невесты. Однако антропологи выдвигают еще несколько версий: чтобы отпугивать поработителей или чтобы избежать проникновения зла в тело через рот. Есть так же версия, что губа разрезается для того, чтобы уменьшить привлекательность замужней женщины для представителей противоположного пола и таким образом снизить риск адюльтера.
Помимо разрисовки тел Мурси, как и многие племена долины Омо, используют скарификацию. Для скарификации применяется нож или лезвие бритвы, которым делаются надрезы на коже. В рану втирается пепел, вызывая небольшую инфекцию и, соответственно, рост рубцовой ткани. Когда рана заживает, шрам приобретает форму узелка на поверхности кожи. Такие украшения у мужчин служат отличительными признаками храброго воина. У женщин, приподнятая текстура кожи очень желанна, поскольку повышает их «чувственную» ценность для мужчин.
Антон проводит короткий инструктаж. Правила просты. Прежде, чем фотографировать, надо договориться о цене с каждым, кто будет увековечен на твоем снимке. Чем больше народа на фотографии, тем дороже она стоит.
Выбираю двух теток с автоматом и грудным ребенком, отвожу в сторонку, фотографирую, расплачиваюсь. И по новой. Пока деньги не закончатся.
И все бы ничего, но в процессе отбора тебя обступают со всех сторон, щипают, пихают, толкают – выбери меня. Татьяне легче, она не смогла зарядить камеру и у нее есть законная откорячка, нет камеры – нет фото. На всякий случай детишки проверили у нее карманы. Вдруг чего утаила.
Давид отправляет Антона за понравившейся ему губной тарелкой, которую следует достать из губы молоденькой девушки. Позже в машине Давид, конечно, объясняет свой выбор тем, что данная тарелка была с дырой посередине и ее можно, например, повесить на стену. Ну, мы-то с вами понимаем, в чем дело, из губы достать – круче.
Деньги таят на глазах, а им все мало и, по-моему, меры они не знают. Покупаем металлические браслеты, в форме сердца, продукт переплавки монет, фотографируемся в обнимку с приглянувшимися Мурси, и сбегаем в машину. Чтобы сохранить лицо, а то мне уже показалось, что я сейчас сама начну кусаться, щипаться и царапаться. И еще орать.
Дорогой в Джинку перевариваю. Мурси - как удар под дых, шок. Потрясает полная невозможность сопоставлений. Другие категории, другие ценности, другая культура. В голове не укладывается.
На обратном пути заехали в отель для туристов, перекусили. Снарядили Антона за чатом. Он проявил сообразительность и пригласил друзей, вернее нас к друзьям. Пошли с Давидом на чат церемонию. Татьяна обещала присоединиться позднее.
Устроились на кровати в номере для персонала, и давай жевать, запивать и т.д. Пришла Татьяна, попробовала, сказала: «Нормально», но употреблять не стала, просто поснимала нас, жующих, на камеру, попивая виски. Попели песни, они эфиопские, мы - из «Бременских музыкантов», поговорили о Пушкине, о социализме и его столпах, и, конечно же, как без него, о Бобе Марли. В общем, культурно провели время.

Дорожные заметки - ч.1
Дорожные заметки - ч.3
Дорожные заметки - ч.4

Автор Татьяна Мут

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все