( Австрия, Германия, Бельгия, Франция . Авто. Июнь 2003)

Не могу сказать точно, что подвигло меня стать автотуристом. Не то чтоб я очень любил рулить и жить, не вылезая из автомобиля. Скорее все получилось само собой. Сначала приходилось ездить за границу на автомобиле по делам. Потом захотелось поехать покататься в Австрию на лыжах и оказалось, что для семьи будет дешевле, если на автомобиле и со своими лыжами. Затем попробовал по дороге в австрийские Альпы заехать на пару дней в Вену и в Зальцбург. А на следующий год решил, что от Тироля и до Венеции рукой подать. Кроме того, я не любитель группового туризма. Ну и конечно не обошлось без “дурного” влияния друзей-товарищей.

К началу лета 2003 года, имея за плечами кой-какой опыт зарубежных поездок, я решил поднять свою планку, а именно пуститься в автопутешествие по Европе без предварительного бронирования отелей. Мне давно хотелось не быть зависимым от заранее намеченного графика переездов, но шенгенскую визу удавалось получить только с предварительно проплаченными отелями. А тут подвернулось частное приглашение, раз-два и виза готова. И голова моя просто закружилась от многообразия возможных вариантов, которые я начал продумывать и прикидывать.

В конце концов, примерный план вырисовался такой. Прошу обратить особое внимание на слово “примерный”, именно в нем покоился особый для меня шарм всего предприятия. Итак - замки Луары как главный лейтмотив. А также Фонтенбло, Сан-Мишель и посещение погребов Шампани. Бельгийские города Брюгге и Гент. Немецкая Романтическая и Немецкая Альпийская дороги. Музей Мерседеса в Штутгарте – это как дань “стодевяностому “, верой и правдой носившему меня в мои первые поездки, и одновременно как детская часть путешествия – на этом пункте программы особо настаивал мой сын, равно как и на посещении парка развлечений "Европа Парк". Хотя всем известно, что папы покупают своим сыновьям только те игрушки, в которые сами хотят поиграть. Столичных городов не было в списке, так как мы успели в них побывать раньше.

Один отель я все же забронировал заранее. В Венгрии у самой австрийской границы в небольшой деревушке. Поскольку место время этой остановки вариантов не предусматривали. К тому же бронировка была без гарантии кредитной картой, а значит ни к чему особо не обязывала.

Первая остановка на ночь была у нас в Ужгороде в неплохом частном отеле. На следующее утро ранний подьем и – на границу в Чоп в надежде, что удастся избежать очереди. Мы переходили здесь границу неоднократно раньше и неизменно теряли несколько часов, причем очереди были небольшие, но состоящие в основном из местных “челноков” или “спиртовозов” в общем “бизнесменов”, которые мотались через границу постоянно, друг-друга знали и пропускали перед собой в очередь. Неизменно в такой сутолоке присутствовали и “жучки”, которые предлагали ускорение продвижения по очереди за деньги. В этот же раз – о чудо – у погранперехода всего 2 машины. Человек в форме смотрит наши паспорта и техпаспорт и ставит печать в контрольном талоне. “Счастливой дороги.” “Спасибо”. Неужели так просто стало? И покидаем Украину, правда ненадолго, так как вскоре к венгерскому пропускному пункту за нами прибежал запыхавшийся солдат и попросил вернуться и пройти паспортный контроль. Оказывается, прошли только таможенный. Ай-яй-яй с нашим то опытом. В общем 30 минут и мы на венгерской территории. А не верили бы в скорые перемены к лучшему, прошли бы за минут 15. Все равно быстро. Все равно весь полный сладких предвкушений отпуск впереди. Короче полный вперед. Поскольку на такой скорый проход границы никто не рассчитывал, образовалась целая куча свободного времени. Ночевать все равно решили в Венгрии а не в Австрии по двум соображениям - экономия средств, а надо сказать что поездка задумывалась как бюджетная, а также, учитывая, что 7, 8 и 9 июня – в католической Европе выходные и праздничные дни и, следовательно, найти готель с ходу в Австрии может быть непросто. До вечера нам предстояло проехать по Венгрии около 400 км, в основном по автобану, который к тому же стараниями трудолюбивых венгров постоянно продвигается к Украине. Вот и в этот раз он встретил нас на 40 км раньше, чем в прошлом году. Поэтому есть время чтобы что-то еще посмотреть..

“Что-то” номер один – город Эгер. Небольшой, красивый и уютный городок с расположенной в центре на возвышенности старинной крепостью, прославившейся во времена войны с турками. Как я уже говорил - католический праздник – на улицах нарядно разодетые граждане, многие с детьми, шагают в церковь. На окнах домов много цветов. Двери ресторанов и сувенирных магазинов приветливо распахнуты. Будете в Венгрии – не проезжайте мимо.

Номер два, со значительным отклонением от маршрута, – озеро Балатон. Слышали о нем много – интересно посмотреть. Заодно и искупаться - на улице страшная жара. Но не судьба, а может плохо хотели. Во первых – машин припарковано несчесть, ни одного свободного пятачка. Во-вторых – вход на пляж платный, а у нас ни одного форинта и вряд-ли на пляже банкомат есть. В-третьих – не больно и хотелось макать свое драгоценное тело в настойку потных разгоряченных людских организмов на тепловатой балатоновской воде – именно так выглядело озеро в этом месте. Из-за огромного количества купающихся у берега самой воды почти не видно. Немного отьехали и нашли место где можно было искупнуться “дикарем”, но подозрительная пена у берега отбила охоту. Короче, у Балатона отметились – едем к месту ночевки. В отеле распросили у обслуги, поехали и поплавали в озере неподалеку. Приятно удивила чистота на берегу, хотя купающихся и даже “кемпингующих” немало – все сплошь местная публика. И почему они не такие как мы, они ж с нашего Урала пришли?

Наутро - австрийская граница. Дяденьки, пустите нас в шенгены, мы будем себя хорошов вести. Пускают, причем без особой неохоты, как-то безразлично так пускают, не проявив должной бдительности. И - ощущение бескрайней Европы, помноженное на свободный график движения – хошь на викингов ехай смотреть, а хошь – на корриду. Свобода, братцы! …ограниченная правда бюджетом и сроком визы.

В качестве остановки на ночь намечен немецкий городок Берхтесгаден недалеко от озера Кенигзее, откуда мы планировали начать знакомство с Немецкой Альпийской дорогой.

Но пока едем по Австрии.. Выбираем по карте ближайший к автобану городок с двумя звездами ( в атласе Марко Поло так обозначаются города, которые рекомендуется посетить, даже отклонившись от маршрута) – им оказался Мельк и едем туда совмещать приятное с полезным, т.е. и город посмотреть и заправиться подешевле -бензин на автобане центов на 10 дороже чем в глубинке Что из них приятнее, а что полезнее? В Мельке по-видимому главной достопримечательностью является одноименное аббатство – красивое и ухоженное старинное сооружение с музеями внутри. Рядом небольшой парк украшенный произведениями совсем современного искусства – фигуры из черного металла выполненые автогеном и говорящие на немецком языке скульптурные группы. По дороге остановились возле клубничного поля купить свежесобраной клубники. Если собирать самому - на 10% дешевле. Только сечас подумал, что на удешевление бензина я сподвигся, а на аналогичное по проценту удешевление клубники - нет.

Проезжаем Зальцбург, вьезжаем в Германию, поворачиваем в Альпы. М-да непохоже это на удачный выбор для бюджетной остановки – слишком уж большой процент автомобилей верхней ценовой категории. Решили попытать счастья в привате. Подобрали по внешнему виду понравившийся дом с вывеской “циммер фрай” и - туда. Не тут-то было. На мой неуверенный “вир мехтен драйбетциммер айн нахт” хозяин разразился длинной пламенной речью из которой я только по кислому выражению его лица понял, что мне отказывают. Мой сын, которому в школе вторым иностранным немецкий преподают, понял больше – нет, они берут не меньше чем на неделю, а на одну ночь, пожалуйста, вон сколько угодно отелей. Вторая попытка была немногим успешнее – нам не отказали, нам просто не открыли. Вот тебе бабушка и Юрьев день – а я при составлении плана поездки так надеялся именно на приваты. Ладно, решил я, в этот раз остановимся в гастхофе. В первом же гастхофе нас приняли как родных, цена вполне соответствовала уровню виденых нами и направлявшихся сюда автомобилей и не вполне - нашим планам, но я решил, что превращать отдых в бесконечный поиск недорогого жилья не стоит. Стемнеет еще не скоро, едем посмотреть Кенигзее. Озеро действительно очень красивое, уходящее вдаль между двумя стремительно вздымающимися ввысь скалами. Малюсенький зеленый островок с белой скульптурой на нем. На берегу разговаривают мужчины в кожанных шортах и гетрах – приеду домой буду в шароварах ходить, пусть немецким туристы меня на видео поснимают. К причалам бесшумно подходят катера, говорят - они исключительно на электрическом ходу. Из катеров выгружаются загорелые люди в клетчатых рубашках, и ботинках на грубой подошве, с рюкзаками, из которых торчат раздвижные палки, похожые на лыжные – хайкинг… Из озера вытекает небольшая речушка, которая тут же превращается в бурный и довольно шумный поток. Утки традиционно попрошайничают.

На следующий день едем по маршруту, который в путеводителях называется Немецкой Альпийской дорогой. Дорога проходит по очень живописным местам, между гор, мимо озер, сквозь леса. Тут и там на небольших стоянках – автомобили и ни одной живой души рядом, их хозяева активно отдыхают. Остановились искупаться у небольшого горного озера с нереально голубой водой. Дно озера покрыто мелкими камешками и белым илом, который легко поднимается, стоит по нему пройти. Деревни, через которые проезжаем – подстать пейзажам, домики, как картинки, море цветов. Перед каждой деревней щит – “Грюс Гот в деревне такой-то”, т.е. приветствуем мол. Опять вьезжаем в Австрию, сворачиваем на автобан и едем в направлении Боденского озера.

Остановиться на ночлег я решил в известном горнолыжном курорте Лех. Чукча умный, чукча знает, что на горнолыжном курорте много разного жилья, а снега летом нет, поэтому там хозяевам ничего другого не остается, кроме как потенциальных жильцов за руки хватать и предлагать им жилье ну практически бесплатно. Наивный…К тому же Марко Поло Леху две звезды поставил, в общем лучше места не сыскать. Ну-ну... По дороге преодолели перевал высотой 1700 метров. Приехали, снега таки нет. Зато есть замечательный турофис, где мы узнали, что сезон закрыт, а вместе с ним закрыты и большинство отелей и гастхофов. Нам удалось найти всего парочку приватов, которые работали в это время. Турофис замечателен тем, что работал круглосуточно и был автоматическим. То есть в любое время можно туда зайти, посмотреть список отелей и приватов с указанием, работает ли данное заведение в настоящее время и принимает ли оно на одну ночь. Можно также бесплатно позвонить в любое жилье, а можно, нажав соответствующую ему кнопку, по загоревшейся на карте лампочке увидеть месторасположение. Последнее помогло нам из двух предложений отсеять одно, так как располагалось оно на главной а значит потенциально шумной улице, а мы любим тишину

Ну, в общем, дешево опять не получилось, зато получилось жутко комфортно, так как это был 4* апартамент. Хозяйка, пожилая фрау, встретила нас радушно, провела нас к нашей двери и ушла, не поинтересовавшись не то чтоб нашими паспортами, но даже кто мы и откуда. Денег естественно наперед тоже не попросила. Забегая наперед, скажу что в небольших городках и деревнях так было повсюду и в Австрии, и в Германии, и во Франции - доверчивое простодушие, граничащее с преступной халатностью. Погуляли по вымершему городку и пошли спать, так и не поняв, за что Марко Поло ему две звезды поставил.

Далее путь наш лежал мимо озера Бодензее к немецкому городу Руст, рядом с которым находится крупнейший в Германии парк развлечений “Европа Парк”. Мы никогда не упускали случая посетить подобные парки. Диснейленд под Парижем, Леголенд возле Лондона и Гардаленд на озере Гарда в Италии доставили нам массу удовольствия. Надеемся, что и немцы не ударят в грязь лицом. И они наверняка не ударили, но нам в этом к сожалению не удалось убедиться собственноручно, поскольку к моменту нашего прибытия на центр Европы накатила неслыханная жара +37С, прогнозы по ТВ не обещали облегчения, и мы решили изменить маршрут поездки и двинули в Бельгию, поближе к океану, подальше от жары. По пути заехали в Страссбург, посмотрели его замечательный собор и славный туристический район Маленькая Франция. Проезжали также через Люксембург и заправилсь там самым дешевым за всю поездку бензином – может потому и проезжали. Ближе к океану оказался город Брюгге или Брюж, как его называют сами бельгийцы. В поисках отеля пришлось обратиться к пареньку, пытавшемуся заправить свой мопед на автоматической заправке. Тот бросил все свои дела, сел на мопед и провел нас к месту. Без коментариев.

По припасенному заранее путеводителю и карте, полученной в нашем отеле “Ибис”, провели пешеходную прогулку по городу. Город нам очень понравился – красивый, спокойный, не перегруженный туристами. Очень хороший вид с колокольни на главной площади, приятно полежать на травке возле мельниц, полюбоваться каналами. С удовольствием побродили по улочкам в стороне от туристических маршрутов, понаблюдали обычную жизнь города, украдкой позаглядывали в окна старинных домиков. Подумалось, что если уж жить в городе, то наверное делать это надо так, как делают это жители Брюгге.

Следующий день провели в Генте. Пожалуй последовательность посещения этих городов должна быть именно такой – Брюгге а затем Гент. Тогда восторг от архитектурных шедевров будет идти по нарастающей. Сразу поняли, что город слышком грандиозен, чтобы за один день хотя бы посмотреть его внешне и решили взять автобусный тур по городу. Такового в Генте не оказалось, зато была экскурсия по каналам. Экскурсия была очень интересной и содержательной … для тех кто понимал хотя бы один из двух местных языков … мы же полюбовались видами Гента с борта катера и “отомстили” за свое незнание их государственных языков тем, что не дали экскурсоводу чаевых. Насыщенность центральной части города памятниками архитектуры в Генте, по моему мнению, самая высокая из всего , что я когда-либо видел. Я благодарен авторам путевых заметок, опубликованных в Интернете, ибо именно они помогли мне включить эти бельгийские города в программу путешествия.

К тому времени жара в центре Европы поутихла, и можно продолжать наше путешествие по заранее намеченному плану. А в плане было посещение знаменитых винных погребов в городе Эперни в Шампани. Дорога к городу проходила через великолепно ухоженные виноградники. Часто повторяющиеся таблички у дороги напоминали, что дорога эта не абы-какая, а именно “Туристичекая Винная”. Почему бы у нас “Водочную..” не организовать? В эпернейских отелях нам дали понять, что мест нет и спрос на них превышает предложение. Удивляемся, неужели интерес к вину так велик… А надо было не удивляться, а поинтересоваться истинной причиной паломничества туристов. Тогда бы мы не сделали следующего ошибочного шага, а именно не поехали бы искать ночлега в ближайший крупный город Реймс, в надежде , что в большом городе и отелей больше. Ведь мест и там не было и быть не могло, поскольку именно в Реймсе в эти дни проходили празднества в память коронации здесь много лет назад французского короля, возведенного на престол с помощью Жанны д'Арк.

Но прежде чем узнать это, мы истратили несколько часов, заходя в разные отели, успевая, правда, попутно замечать неимоверную красоту города. Где-то в середине наших поисков к нам примкнул немолодой мсье, предложивший свою помощь при поиске очередного отеля и потом добровольно сопровождавший нас и выступавший нашим переводчиком. Однако все наши обьединенные усилия были тщетны, везде неизменно получаем ответ “Компле”, что значит “Мест нет”. Было уже поздно и нам не оставалось ничего другого, кроме как проститься с нашим новым другом и поехать искать ночлег подальше от этого города. В 80 километрах на юг был другой город, но и он ничем не порадовал нас, разбуженные портье только с огорчением разводили руками и неизменно желали нам успеха в дальнейшем поиске. Пытались найти место даже в кемпинге, но он был закрыт, видимо из-за позднего времени. И только проехав еще 45 км, быстро нашли комнату в “Комфорт Инн” в городе Труа. Было это в половине третьего ночи, ресепшен был закрыт и поселиться можно было только с помощью кредитной карты.

Такая сложность с поиском ночлега случилась с нами за все время путешествия всего лишь однажды. В дальнейшем нам удавалось легко найти комнату, причем не какую-нибудь, а желаемого уровня комфорта и цены.

Наутро поехали погулять по городу, который поразил нас еще накануне ночью своими необычными симпатичными домами старинной постройки с характерной деревянной основой стен и выступающими вторыми этажами. Далее, проявляя упорство, достойное лучшего применения, вернулись в Эперни, чтобы все-таки посмотреть родину шампанского и, так сказать, припасть к истокам. И, надо сказать, не пожалели. В этом городе есть длиннющая улица Авеню де Шампань, на которой имеют свои презентационные и дегустационные залы, наверное, несколько десятков производителей этого напитка. Путеводитель рекомендовал Моет и Шандон, туда мы и отправились. Выглядит все конечно очень солидно и торжественно. Экскурсия по погребам с обьяснением процесса изготовления этого напитка завершилась дегустацией. Для многих в группе, похоже, это была уже не первая дегустация в этот день, поэтому были они очень веселы, пахло от них замечательно, и слушали они экскурсовода как-то не внимательно.

Следующая наша ночевка была в Фонтенбло. Мы хотели посмотреть апартаменты Наполеона во дворце, но они оказались закрыты на реставрацию, поэтому нам пришлось удовольствоваться прогулкой по дворцовому парку, который оказался местом на редкость приятным и к тому же бесплатным. Погуляли и отправились в город Блуа с заездом в Шартр. Шартрский собор - великолепно сохранившимся огромный собор ХI века, в котором можно увидеть часть одежды Девы Марии, что по преданию была на ней в момент рождения Сына.

В долине Луары мы намеревались остановиться на несколько дней, и отсюда совершать поездки по окрестным замкам. Следуя указателям, поехали в центр города и там по указателям же легко нашли туристический офис.

Мсье угодно остановиться в нашем городе? Замечательно! Какое жилье устроит мсье? Ах, за пределами города, в тихом месте, желательно не в отеле, а в привате! К Вашему вниманию, мсье, вот каталог такого жилья с описанием и фото, обратите внимание вот сюда – нам кажется это именно то, что Вам нужно. Желаете, чтобы мы его для Вас забронировали? Замечательно! Все в порядке, мсье, Вас там ждут. Вы хотели бы взять велосипеды напрокат? Нет ничего проще, это можно сделать в нашем городе, а кроме того, я опять перезвоню Вашему хозяину и узнаю у него. Ах, я так рада за Вас! Представляете, у хозяина есть как раз три велосипеда и он предоставляет их своим гостям бесплатно! Вот, мсье, пожалуйста, для Вас цветной каталог с маршрутами велосипедных прогулок по окрестностям нашего города и по замкам. Приятного отдыха! Оревуар, мсье.
Вот так вот. И за этот поток любезностей всего лишь 2 евро 30 центов.

Наше жилье на самом деле оказалось еще красивее, чем на картинке. Старинный, одноэтажный домик с ярко-красными ставнями, увитыми плющем стенами и заросшей мхом черепичной крышей. У нас отдельный вход, две комнаты, одна из них с камином, старинной плиткой на полу. Вторая с деревянными потолочными балками, простой деревянной мебелью и деревянным полом. Современная ванная комната. В нашем распоряжении также небольшой аккуратный садик с зеленым газоном и крохотным прудом, в котором обитали несколько золотых рыбок и пара лягушек. Хозяева, милые люди, неназойливо делают все необходимое, чтобы нам отдыхалось хорошо. Традиционный французский завтрак сервируется на лужайке.

К назначенному времени велосипеды стоят перед нашими окнами, все в отличном состоянии и, о чудо, один из них дамский, а один горный, как раз такой, как любит мой сын. Для велосипедной экскурсии выбрали маршрут, ведущий к замку Шеверни. Асфальтовые дороги проходят сквозь колосящиеся нивы, зеленые лесочки, небольшие цветущие деревеньки, автомобилей практически нет. Замок Шеверни принадлежит потомкам прежних владельцев и поэтому выглядит ухоженнее замков, принадлежащих государству. В одной из комнат есть фотографии настоящих владельцев – просто семейные портреты и свадебные - они вызывают большой интерес у посетителей. На землях примыкающих к замку проводится псовая охота и в замке есть большая псарня, в которой содержат около 200 охотничьих собак. В оранжерее замка во время войны были спрятаны шедевры из французских музеев, среди них - Джоконда. Во время этой и других велопрогулок нам попадались по дороге и другие замки поменьше, некоторые из них открыты для посещения, но мы любовались ими только издали, ибо решили ограничиться посещением только самых известных, таких как Блуа, Амбуаз, Шамбор и Шенонсо. В Амбуазе посетили также Кло Люче – поместье, в котором прожил три последние года своей жизни Леонардо да Винчи.

Все увиденные замки нам понравились, но к концу все же чувствовалось некоторое пресыщение, поэтому как нельзя кстати пришлась смена декораций – переезд на Атлантическое побережье к месту паломничества туристов – Мон Сан-Мишель. Это величественное аббатство, окруженное улочками средневекового города, размещается на крохотном скалистом островке неподалеку от побережья на границе Нормандии и Бретани. К нему ведет дорога по дамбе. Во времена высоких приливов и эта дорога покрывается водой. Но во время нашего посещения был отлив, остров был окружен бескрайней пустыней из мокрого песка, по которой разгуливали туристы. Впрочем, разгуливать было не совсем безопасно. Как гласили расставленные кругом плакаты, существовала опасность попасть в зыбучие пески, кроме того, приливы иногда имеют очень высокую скорость – до 2м/сек. Погуляли по узким и извилистым как в горизонтальной так и вертикальной плоскости улочкам Сан-Мишеля, полюбовались видами города и окружающей местности, послушали “сейшн” в исполнении поваров, взбивающих яйца для омлета в ресторане “Мэри Пулар”, поверьте это - нечто, я даже чуть не соблазнился на сам омлет стоимостью от 30 евро за порцию, но вовремя спохватился и вспомнил о бюджете поездки. Затем прогулялись таки по мокрому песку вокруг острова, на всякий случай выбирая протоптанные дорожки, и поехали к месту ночевки.

На этот раз сняли комнату на ферме. Заказал ее для нас по телефону наш предыдущий хозяин, отыскав номер в общенациональном справочнике “Жите де Франс”. Есть такая система во Франции, что-то вроде обьединения владельцев частных комнат, сдающихся внаем туристам. В справочнике приведены адреса, телефоны и краткое описание жилья с указанием его категорийности и точной цены на текущий сезон, а также говорят хозяева на иностранных языках. Мы потом купили себе такой, правда, воспользоваться им не пришлось.

На следующее утро, отказавшись от первоначального плана посетить само аббатство Сан-Мишель (накануне оно уже было закрыто), решили ехать в Руан, а по дороге заехать где-нибудь на побережье и все-таки посмотреть на океан. Океан увидели, правда “убежал” он от берега довольно далеко, и мы, чтобы сфотографироваться в воде, а то и искупаться, побрели по оголившемуся дну в направлении воды. По дороге то и дело попадались ярко-желтые буи на длинных цепях, лежащие на мокром песке. Кругом ходили люди в купальных костюмах и что-то собирали в лужах морской воды. Преодолели вброд довольно широкую полоску воды глубиной не более 20 см и наконец-то оказались непосредственно у полосы прибоя. Сложив вещи на возвышении, принялись фотографироваться, вода оказалась теплой, появилось желание поплавать. Внезапно увидели, что наши вещи уже в воде. Из громкоговорителя на берегу прозвучало сообщение на французском, но мы уже и сами поняли – прилив. Оценив обратный путь, обнаружили, что полоска воды, которую предстоит форсировать, сильно расширилась и углубилась. Хорошо, что тут же подошли девушки-спасатели и указали наиболее безопасный брод. Оказавшись на берегу и переведя дух, оглянулись и увидели что место, где мы только что находились, уже покрыто водой. Утонуть, конечно, нам не дали бы, но оргтехнику подмочить в соленой воде реальный шанс был.

Приближаемся к Руану. Во время безуспешных походов по отелям в Реймсе мой сын набрал кучу каталогов. В одном из них – каталоге отелей “Этап” мы отыскали себе место ночевки под Руаном. Без труда по схеме проезда в каталоге нашли отель и сняли в нем комнату. Компактный, но достаточно удобный и абсолютно чистый номер на троих, с туалетом и душем, бесплатной стоянкой и завтраком обошелся нам всего в 42 евро. Руан встретил нас неистовым гуляньем, причину которого мы так и не поняли. Всюду над улицами были развешаны гирлянды из флажков. Сами улицы с трудом вмещали толпы праздношатающихся и веселящихся граждан, практически на каждом перекрестке играла молодежная группа. Посмотрели кафедральный собор с чугунными стрельчатыми куполами. На площади возле самого собора гремела дискотека. Затем сходили к башне Жанны д'Арк – в крепости, от которой осталась одна эта башня, спасительница Франции провела в заточении свои последние дни. Побывали на площади, где ее сожгли - как-никак после Реймса Жанна для нас была не чужой, и мы считали своим долгом посетить места, связанные с ее памятью. На этой площади собрался огромный бэнд там-тамов. Перед этим мы видели, как к площади со всех сторон спешили люди с инструментами. Среди них было немало белых, но в основном чернокожие. Шоу было, я вам скажу, неслабое.

Хотя до конца путешествия было еще довольно далеко, но все же было пора уже держать курс в сторону дома. По любому путь наш лежал мимо Парижа. И хотя этот город не стоял в нашем плане, мы не смогли просто проехать мимо него. Вьехали прямо в центр к Триумфальной Арке на площади Де Голля, поставили автомобиль на подземном паркинге – дорого, но что поделать, на то он и Париж – и пошли гулять. Впечатление, что вновь повстречали хорошего старого знакомого. Решили провести здесь весь день и побывать там, где в прошлый раз побывать не успели. Поднялись на Арку, посетили музей Пикассо, погуляли по Латинскому кварталу, еще раз зашли в Нотр Дам. Через турофис заказали отель в пригороде в той стороне, куда нам предстояло продолжать путь. Турофис на Елисейских Полях еще раз подтвердил известную теорию о том, что добродушие населения по отношению к туристам обратно пропорционально размеру населенного пункта. Да и сам город резко контрастировал с той Францией, которую нам довелось видеть до сих пор. Но любить мы его от этого меньше не стали.

На следующий день много времени провели в дороге, двигаясь к немецкой границе. Переночевать решили все же во Франции. Остановились в эльзасском вполне немецком городке Хагуэнау. Резон был таков – нам понравились отели “Этап”. Это то, что нужно бюджетному автопутешественнику. Эти отели есть и в Германии, но там в комнате не разрешается проживать с ребенком старше 12 лет, видимо подвесная третья кровать не выдерживает немецкого хорошо кушающего мальчика, а вот французского – выдерживает, поэтому во Франции таких ограничений нет.

В Германии нам показалось, что здешние автобаны хуже, чем французские. Хуже, наверное, потому, что бесплатные, - подумали мы. А вот и Штутгарт. Здесь есть два автомобильных музея: Мерседес – на Мерседесштрассе, и Порш – на какой бы вы думали, правильно, на Поршштрассе. Музей Мерседеса совершенно бесплатный, включая стоянку, шатл от стоянки до музея и электронный гид на всех языках мира кроме, разумеется, русского, почему – не понятно, ведь нигде в мире не увидишь такого столпотворения жирных мерседесов как у нас. Музей нам понравился. Кроме образцов автомобильных произведений от самых ранних до наших дней, выставлены там также Папамобиль и автомобили, принадлежавшие когда-то Бисмарку и японскому императору. На цифровом табло у входа обратный счетчик отсчитывает дни, часы, минуты и секунды до открытия нового здания музея. В то время, когда мы там были, до открытия оставалось еще более 1000 дней.

На Порш времени не осталось. Поэтому выехали на Дойче Романтише Штрассе и поехали на юг. Ночевать остановились в городке, попавшемся по дороге. Ландсберг, так он назывался, не был отмечен в атласе Марко Поло звездами, тем больше было наше изумление, когда увидели какой он красивый. Невысокий, но красочный искусственный водопад на реке, разноцветные, украшенные цветами домики, бесподобная кирха – не долго посомневавшись, останавливаемся в отеле в центре города, хоть и недешево, зато погуляем среди всей этой красоты.

Наш дальнейший путь на Виезкирх – церковь на лугу. Путеводители настоятельно советуют здесь побывать. Церковь действительно красива и, похоже, чудодейственна, так как есть специальная комната, где выставлены благодарности от исцеленных. Говорят, что архитектор, построив эту церковь, так ее полюбил, что, забросив все свои дела, поселился навсегда в маленьком домике по соседству.

В замке и дворцах баварского короля Людовика мы уже бывали раньше. Поэтому проехали мимо сказочного Нойшванштайна, лишь издали полюбовавшись на него и решили заехать только в Линдерхоф, чтобы посмотреть на фонтаны и парк, которые были закрыты во время предыдущего посещения. По дороге не смогли отказать себе в удовольствии искупаться в зеркальном горном озере Планзее. Наркоманское озеро, как назвал его мой сын, таким образом истолковав его название, тоже имело каменистое дно покрытое белым, легко вздымавшимся илом. Очень полого, идти, чтобы поплавать, пришлось довольно долго.

Погуляв в линдерхофском парке и полюбовавшись скульптурами, фонтанами и видами вокруг, сели перекусить и были вынуждены поделиться скромным ланчем с парой уток, немедленно и деловито притопавших к нам от близлежащего пруда.

Ночевать поехали в хорошо знакомый по предыдущим поездкам австрийский городок Отц. Он очень нравился нам в зимний сезон, не менее красиво оказалось здесь и летом. В отличие от Леха сезон для отдыха здесь круглый год и жизнь не замирает. Зимой лыжи, летом хайкинг, сайклинг и рафтинг. Быстро и без проблем нашли комнату. Австрийцы вывешивают возле жилья, сдающегося внаем, табличку с указанием типа комнат и наличием или отсутствием свободного места. В этом городе есть любимый нами магазин украшений для дома, изготовленных из природных материалов – травы, сена, прутьев, камешков. Возле магазина всегда стоит огромная метров 2,5 высотой игрушка из сена - мышь или заяц, в этот раз это был ежик.

Как ни печально, но отпуск наш подходил к концу. Оставалось проделать обратный путь чуть более 2 тыс. км. с остановками в Венгрии и в Ужгороде, и к вечеру третьего дня мы уже были в Киеве. Наступал черед “второй части марлезонского балета” - печать фотоснимков, монтаж видеоролика и рассказы друзьям о путешествии.

Всего проехали 8700 км за 22 дня. Может показаться, что 400 км в среднем каждый день - это не отдых, а какая-то непрерывная скачка. На самом деле такого ощущения у нас не было. И путаницы впечатлений в голове тоже. Как я уже говорил, мы старались, чтобы наше путешествие было бюджетным, т.е. недорогим. В то же время, это не доводилось до абсурда.

Комнаты в отелях и приватах брали с душем и туалетом. Хороший и недорогой вариант во Франции по нашему опыту это приват или отели сети “Этап”. Есть еще масса сетей недорогих отелей типа “Кампанил”, “Премьер Класс”, “Формула-1” и др., но останавливаться в них нам не довелось. Самая низкая стоимость ночлега на троих у нас была 42 евро , самая высокая – 100 евро. В среднем за поездку получилось 70 евро за ночь.

Экономили в основном на ресторанах, но это не значит, что питались всухомятку. Если уж приходилось есть в ресторане, то выбирали сэлф-сервис, так намного дешевле, можно вложиться в 25-30 евро на троих. Во Франции в супермаркетах “Аухан” есть рестораны под названием что-то вроде “Фланш”. Они нас очень выручали. В Австрии вдоль автобанов приятно пообедать в ресторанах “Розенбергер”. Фаст-фуды мы не любим. На вечер иногда покупали в супермаркетах готовые блюда в пластиковых контейнерах. Небольшой походный электрочайник у нас всегда с собой. Наверное можно было бы брать и тостер. Не стану возражать, если кто скажет, что гастрономия – это важная часть культуры другого народа и достойна изучения или хотя бы ознакомления. Понятно, что экономим не от хорошей жизни.

О путеводителях. Были у меня и “Полиглот”, и “Ле Пти Фют” – ничего хорошего о них сказать не могу, особенно о последнем – напоминает студенческую курсовую работу, написанную наспех в последнюю перед сдачей ночь. Доволен путеводителями “Let’s Go France” и “Let’s Go Germany” , на русском языке я их правда не встречал.

Прошу прощения, если переврал нерусские названия. Писал их в русской транслитерации по памяти, а как они пишутся не по-нашему, я тем более не помню. Если есть вопросы, пишите, постараюсь ответить.

1. Хорват
    Хорват 14 августа

Спасибо за рассказ
    Спасибо за рассказ. Мы из Ровно и этой зимой хотим посмотреть на французкие Альпы. Вопрос: как раньше решали визовый вопрос с помощью бронирования отелей? В каких посольствах удавалось так открывать самостоятельно визы?Какие документы требуют? Заранее спасибо...

2. Ирина
    Ирина 14 августа

Отличный рассказ!
    Молодцы, славное путешествие! Мы тоже в мае этого года колесили по Европе, но гораздо в меньших "объемах". Кое-какие точки маршрута у нас совпали - Реймс, Брюгге, Люксембург. Брюгге нам тоже очень понравился, а вот в Генте, к сожалению, не были. В Бельги были еще в Антверпене и Брюсселе. Брюссель показался слишком громоздким и каким-то разностильным. Старый город, конечно, красивый. А вот Антверпен - очень милый. Реймс очень хорош! Люксембург оставил весьма скромные впечатления, может потому, что ожидали от него большего... Планируем новые автомобильные путешествия. Действительно, такие поездки совсем не утомляют, хотя за день и приходится проезжать сотни километров. Удачи!

3. Lari
    Lari 14 августа

Interesnij rasskaz.Mi toshe puteshestvuem na avto.V ijune ezdili otdihat v Sloveniju s zaezdami v Polshu,Slovakiju,Avstriju,Italiju,Vengriju.Ujma vpechatlenij!

4. Ирина
    Ирина 14 августа

Хорошо написано!
    Для такой масштабной поездки рассказ краткий, но емкий! Рада, что осталось столько хороших впечатлений и приятная усталость!