tak...dva na um poshlo

Deti Stambula

Aija Sofija

#13

Как-то, до последнего времени, в Турцию меня не тянуло. Представлялась она мне чем-то похожей на Черноморское побережье Кавказа и на Черкизовский рынок одновременно. Казалось, что все говорят на русском, и кругом соотечественники с бритыми затылками и «гимнастами » на шее, в сопровождении раскрашенных подруг, ну и конечно – горластые «челночницы» русско- хохляцкого происхождения. От части, так оно и оказалось… И кресты на шеях, и «куклы» с вечерними причёсками среди бела дня ещё встречаются. Но редко. И в основном на курортных побережьях Анатолии.

Мне подвернулся недорогой рейс Оренбургскими линиями (90$) и я решился… Тем более майские праздники, с ума можно сойти от выходных. План был такой: Оренбург-Анталья, и сразу же перелёт на Северный Кипр (территория под протекторатом Турции – туристов нет, а посмотреть есть что), а от туда в Каппадокию – куда я давно мечтал попасть, а дальше – по обстоятельствам. За десять дней много не напутешествуешься.

Как всегда, в путь я отправился со своим неизменным баяном, а по дороге на Оренбург к нам присоединился один вечный студент (он билет перед вылетом всего за 50$ купил).

Как водится, российский чартер конечно же опоздал, и перелёт на Кипр пришлось отложить (стыковка с рейсом туда не получилась). Решили сразу – на Каппадокию, в Гёреме – столицу бэкпекеров. Значит едем на отогар - автовокзал по-турецки. Странно, но из аэропорта Антальи уехать можно только на такси за 30-40$ (если торговаться - 20) – такое я видел только в Гаване – никаких рейсовых автобусов или маршруток. Таксисты, за единственные у меня 10$, ехать отказывались. Пришлось положиться на автостоп, а втроём это не очень удобно. Проголосовав на ночной трассе минут 20-30, мы уселись в новенький микроавтобус, водитель которого, с радостью согласился довести нас до отогара, хотя ему было не совсем по пути. Ура! Автостоп работает на все 100%.

Но оказалось, что пока мы голосовали и меняли на вокзале евро на лиры– ушёл последний автобус на Гёреме, и прямо перед нашим носом. Пришлось садиться на последний рейс до Коньи – древней столицы Сельджукского царства (это примерно, в ту же сторону, не доезжая км 300), куда мы и приехали в 6-00 утра. Надо сказать, что отогары, и вообще автобусное сообщение в Турции – выше всяких похвал. Сдаётся мне, что в плане сервиса - турки Европу переплюнули. На каждом отогаре имеется несколько ресторанов, душ, туалет (само собой разумеется) и рядом обязательно зал для религиозных обрядов.

Конья – оказался интересным городком, весьма религиозным. Это место, где долго жил суфий Мевляна Джелаладдин Руми, прибывший сюда с отцом из Хоросана. Здесь он и похоронен. Все наверное слышали о танцующих дервишах и обряде Сэма. Так это как раз здесь. В городе не продают даже пиво! Многие отели считают своей гордость собственную внутреннюю мечеть, а не ресторан при отеле – например (вот бы и у нас так! Мечты!). Мы решили до обеда посетить храм, где находится усыпальница Мевляны – отдать должное, так сказать, великому мыслителю – а после обеда ехать в Гёреме, что бы к ночи найти там ночлег. Но не тут то было… полицейский, что при храме, увидев иностранцев, поинтересовался – кто мы и откуда. Раша. Момент! Сорри. Через несколько минут он радостно прибегает, неся в руках проспект о своём городе на русском языке! А в 14-00 у нас представление! Так что, милости просим! Очень нас уважите своим присутствием! Великий суфий Мевляна говорил: - «Никогда не относитесь с презрением к иноверцам! Возможно он умрёт приняв Ислам». Вот гостеприимство!!! Ладно – думаем – по присутствуем. На автобус вроде бы успеваем… А пока можно и перекусить в каком ни будь ресторанчике. Видимо иностранцы, нечастые гости в Коньи. Боже! Как нас обслуживали и кормили! Неужели Турция вся такая?! Какой народ! Какое чувство юмора у этих людей! Шутят практически все! И с хорошим вкусом! Хотя языка кроме русского мы не знали, но всё понятно, когда с тобой хотят общаться! Мы сразу же влюбились в эту страну! Многие стараются заговорить на немецком или французском, по нашему не говорят. Русский распространён только на побережье и в Стамбуле.

А начало представления потихоньку оттягивалось. Во дворе мечети расставили стулья, на передние ряды ни кого не пускают. Ждут важных гостей. Я набрался наглости и уселся в середине первого ряда. Охрана смолчала. Подъехала британская делегация, их посадили на специальные места, и меня вежливо попросили пересесть к ним. Появилась местная знать в сопровождении многочисленных журналистов. Представление началось. Суть такова. 1228 год, 3 мая (как раз мы и были этого числа в городе). К Султану Аладдину Кейкубату – грозному правителю сельджуков - приходит Султан Мудрецов Бахаддин Велед (из г.Балх) в сопровождении двух сыновей. Один из них – Мухаммед Джелалатдин. Беженцы решили поселиться в Коньи. Они долго и пышно обменивались любезностями, а за тем, всей процессией проследовали в мечеть на молебен. Куда и устремились следом все приглашённые. Конца намаза мы так и не дождались – можно опоздать на автобус. И запрыгнув в трамвай, подались на отогар. Но, чёрт возьми! Автобус на Гёреме опять ушёл! Что делать? Тут в одной из касс сказали – есть ещё один рейс. И продали билет до заветной цели. При посадке в автобус, водитель подивился конечной цели нашего маршрута. Но тут подскочил хитрый осман, продавший нам билеты, что-то шепнул водителю и О.К. Поехали! Автобусы, как я уже говорил, выше всяких похвал. Периодически разносят чай (для любителей химии свои напитки) и разные сладости, а перед этим поливают вам руки душистой водой. Каждые два-три часа автобус останавливается на станции, где пассажиры обедают уже основательней и могут справить остальные нужды. По чистоте, вокзалы может и уступают немецким, но уж опрятней французских или американских.

Наступила ночь, и только мы задремали, нас разбудил помощник водителя. Вылезайте. Приехали. Вышли. Развилка двух дорог. Вам вон в ту сторону. И автобус укатил. А мы с рюкзаками остались на обочине. Ночь – хоть глаз коли! Ни одной машины! Вот чёртов осман! Продал нам билет до развилки на Гёреме. Туда ещё км 15-20. Что ж, идти надо. Но тут в дали мелькнули фары. Легковушка в нашу сторону! Весёлый парень с удовольствием согласился нас подвести, да ещё по дороге созвонился со своими друзьями, которые посоветовали недорогой отельчик для нас.

Найдя в посёлке указанный адрес, посоветовал нам обязательно торговаться. В итоге, мы поселились за 25$ в комнатушке на троих, вырубленной прямо в скале. Горячая вода, бесплатный и-нет, что ещё надо для счастья усталому путнику!

А с утра отправились осматривать окрестности. Я и раньше много слышал и читал о Каппадокии, но не думал что это так обворожительно. Сказочные пейзажи! Вокруг горный массив, и в каждой скале дом или хозяйственная постройка. Древние христианские храмы, выдолбленные прямо в горах, подземные города. Гёреме, с 4 по 9 век, было крупнейшим христианским центром в мире. Количество церквей, часовен, монашеских келий точно не определено, их насчитывается больше 400. А вокруг среди гор виноградники. У каждого дома - скалы-перибаджалара, своя голубятня, вырубленная на макушке конуса. С вершины Учхисарской крепости, которая является главенствующей точкой долины, открывается неописуемая красота Капподокийского края. Сверху кажется что внизу живут тролли, так причудливо выглядят великолепные перибаджалары и скальные пещеры в них. Фрески в старых византийский церквях (вырубленные в скалах) находятся в отличном состоянии. Даже те, что не охраняются, а находятся в глухих уголках Капподокии. Сказывается сухой климат и отсутствие вандалов.

И только я стал
вниз по лестнице. Шаря впереди себя во тьме, я наткнулся на бочонок с айраном и свалил его с лавки. К вечеру, облазив немало гор и пещер, мы вернулись в поселок. Было немноголюдно. Многочисленные ресторанчики пустовали. Туристы отсутствовали. Видимо сезон еще не наступил. Гуляя по поселку, встретили старуху которая заманила нас в свой дом, в надежде сдать жилье. Жилище ее представляло, выдолбленные в перибаджаларе комнаты в двух уровнях, как и у большинства соседей. С верхней террасы открывался великолепный вид на окрестности. Надо бы отснять рассвет! Мы перетащили рюкзаки на новую квартиру, и сели ужинать чем бог послал. Ужин состоял из чечевичной похлебки и айрана с лепешками. Бабка жила с очкатым недоумком сыном. Мужа схоронила 6 лет назад. Живет она сдачей жилья, продажей айрана и головных платков к которым пришивает красивую кайму. Я расположился в верхней комнате вместе с хозяевами, чтобы с утра пораньше с террасы отснять рассвет. Стемнело. И только я стал засыпать как бабка стала издавать определенные звуки, видимо она страдала несварением желудка, а может это пагубное действие чеснока и чечевичной похлебки. Дышать становилось все труднее. Аж до рези в глазах. А тут еще этот очкатый недоумок присоединился к мамаше. И выйти нельзя не террасу, ни черта не видно!! В потемках еще и шею сломаешь!! Слезы струились из глаз нескончаемым потоком, а в этом потоке мои контактные линзы. И я все-таки крадучись, на четвереньках, стал искать выход, или на террасу или вниз по лестнице. Шаря впереди себя во тьме, я наткнулся на бочонок с айраном и свалил его с лавки. Тут вскочили старуха с сыном, включили лампу. Что такое? Как так? Вай- вай! Айран весь на полу! Да выйти мне надобно! - говорю. На воздух! Рассвет, мол, скоро! А мне поснимать надо! – фотоаппаратом у их лиц трясу. Взял спальник, и на террасу. Установил камеру на штатив и задремал на свежем воздухе! И бабка с сыном успокоились, уснули…

А рассвет я проспал, что явилось следствием бессонной ночи в газовой камере.

По Турции с Баяном. Часть 2

1. luxparadise
    luxparadise 12 июня

Чистые мы в Европе, жары и грязи как в Турции у нас нет.
    Сдаётся мне, что в плане сервиса - турки Европу переплюнули. На каждом отогаре имеется несколько ресторанов, душ, туалет (само собой разумеется) и рядом обязательно зал для религиозных обрядов. Сдаётся мне вы великий фантазёр! :) Или Европу видели только восточную ... Велкам то Luxembourg Gare (вокзал в Люксембурге), несколько ресторанов, туалеты - я вам обещаю. А комнату для религиозных обрядов - извините,нет, в Европе слава Богу католичество и православие в основном,нам не надо по 5 раз в день молиться и принимать душ перед молитвами тоже необязательно. Чистые мы в Европе, жары и грязи как в Турции у нас нет.

2. Sabrina
    Sabrina 12 июня

у наркоманов баян - это шприц !
    Как всегда, в путь я отправился со своим неизменным баяном... Это единственное предложение пока, где упомянут баян. А рассказ называется "... с баяном". Непонятно на что он вам тогда сдался и зачем его было тащить в Турцию,зачем было ставить его в название рассказа, если вы о нём едва упоминаете в тексте. И вообще, у наркоманов баян - это шприц. Честно говоря , в свете российских реалий, такие слова слова " неизменный баян " вызывают ассоциацию с человеком плотно сидящим на героине.

3. Ирина
    Ирина 15 июня

Баян по-турецки - это женщина!
    Байан - женщина, а в просторечии баян!:)

без имени 16 июня

Irina !
    Бедная та женщина, которая не имеет ни имени, ни статуса, ни даже простого русского названия. Ещё и обнародуется такое отношение, типа,тонкий юмор. Вот и вы зачем-то улыбаетесь, вам бы хотелось фигурировать в чьей-то жизни в качестве баяна? Вы же не турчанка в конце концов!

5. Людмила
    Людмила 16 июня

Слишком много субъективизма
    Слишком много субъективизма, сопровождающегося словами, типа:Сдается мне;как водится;как всегда.Создается ощущение, что тебе навязывается чье-то мнение.Немного скромности в оценках увиденного не помешает, а также даст возможность читателю самому оценить прочитанное.Удели немного внимания русскому, делаешь ошибки.А в целом ты молодец,рада за тебя.Привет Татьяне.Целую.

6. Винт
    Винт 23 сентября

чернозадому мусульманскому недоумку
    убейся об стену, тупое чернозадое мусульманоуйобское чмо

Остров Клеопатры

Остров Клеопатры одно из самых красивейших мест. Это заповедник. И место,которое покажет нам, что можно ради любви сделать. …