В общем, поехали мы осваивать Сицилию, а заодно уже и юг Италии. В результате этой 2-х недельной поездки провел я за рулем примерно 5200 км, а теперь вот пишу отчетец. А маршрутец вышел в итоге примерно таким:

Рим – (Поццуоли) – Неаполь (+Помпеи +о.Искья) – (Сорренто) – о.Капри – Позитано – Амальфи – Равелло – (Солерно) – (Реджио ди Калабрия) – (Мессина) – Чефалу – Палермо – Монделло – Монреале – Корлеоне – Агридженто – Пьяцца-Армерина – Сиракузы – Этна – Таормина – Матера – Альберобелло – Бари – п-ов Гаргано – Сан-Бенедетто

Перед описанием непосредственно маршрута приведу несколько общих мыслей... Италия – страна очень насыщенная. Машинами, людьми, церквями, крепостями, живописными видами, звуками – жизнь тут бурлит и кипит. Особенно это заметно в дорожном движении. Например, хотят люди перейти через оживленную дорогу – типа стоят и ждут зеленого света. Но вот их скапливается все больше, итальянский темперамент уже не дает стоять на месте – и все дружно идут напролом, а машины значит тормозят. Или наоборот – вот горит зеленый свет, и вроде как все ок. Но если ты где-то вдалеке слышишь быстро приближающийся рев мотоцикла, то лучше подождать – эти психи светофоров не видят по определению. Хотя светофоров на юге Италии вообще мало. Как вести себя на оживленных перекрестках? А очень просто – кто первый высунул нос, тот и прав, а остальным придется подождать.

Если продолжать о ПДД, то два довольно важных, на мой взгляд, знака – ограничения скорости и разрешении/запрете обгона не несут в себе абсолютно никакой информации. Меня это раздражало. Идет прекрасная ровная дорога – каждые 100 метров висит знак «50». Все едут 100-140. Появился знак «30» – никто и не думает снижать скорость. То же с обгонами. По каким вообще принципам устанавливались эти знаки – я без понятия. Полиции все по барабану. Еду я как-то со скоростью 90, там где можно 40. Сзади догоняет кто-то и держится полметра сзади, типа – давай быстрее. Потом обгоняет, смотрю – полицейская машина. Кстати, в процесс обгона бывают вовлечены несколько участников – иногда обгоняемая и встречная машины должны притормозить, чтобы обгоняющий успел завершить свой рискованный маневр.

Парковаться в Италии сложно. Во-первых, здесь очень много машин и мало мест для парковки – вообще мало свободного пространства. Во-вторых, иногда непонятно, где можно стать, а где нет. Они там часто пишут, что стоять можно типа только резидентам или еще чего. Оптимальный вариант – это когда какую-то территорию пасет местный Остап Бендер и предлагает тебе остановиться за 2 евро, такое было часто.

Ночевали мы, как обычно, в кемпингах. Их много, но, так как дело было в октябре, некоторые оказывались закрытыми. Иногда это создавало нам проблемы. Цена за двоих + машина + палатка колеблется в пределах 15-25 евро за ночь. Качество от цены абсолютно не зависит, скорее даже наоборот – чем дешевле кемпинг, тем он удобнее.

Ну, теперь поехали...

Как известно, все дороги ведут в Рим. Проехав через Италию с севера на юг, в час ночи мы въезжаем в ее столицу. Навигация безошибочно выводит меня через паутину римских дорог к кемпингу, находящемуся на окраине. Тут мы и приземляемся. Кемпинг 4*, по первому взгляду не очень, но туалет там просто шикарный. Всюду большие зеркала, шумит водопад, но главное – по всей территории туалета нежно разливается классическая музыка очень хорошего звучания. Такого прикола я раньше нигде не встречал.

ДЕНЬ 1 – Рим

Машину оставляем в кемпинге – в центр едем электричкой, затем метро. Транспорт сегодня слегка бастует (итальянцы вообще любят бастовать), в метро мы стоим в набитом вагоне минут 15, прежде чем поехать. Ну, сам Рим не буду долго расписывать. Самое колоритное, на мой взгляд, место – испанские ступеньки. Такая длинная широкая лестница, битком набитая людьми, тусующимися на ней. Ну и конечно Колизей, церковь Св. Джованни, фонтан Треви, площадь Венеции, Пантеон...

Так получилось, что сегодня в Риме большой футбол – Италия против Украины. Встречаю в центре наших болельщиков с шарфиками. На всякий случай интересуюсь, что там с билетами на стадион. Есть, говорят, билеты, по 10 евро – в фирменном магазине «ФК Рома», на Индепенденс Платц. Срочно разыскиваем магазин, но, к сожалению, мы опоздали – билетов больше нет. Блин... Футбол я потом смотрел в кемпинге среди итальянцев, которые в итоге и радовались победе своих соотечественников 2:0.

В целом, Рим конечно понравился, несмотря на то, что я не особо люблю гулять по большим городам. Изначально мы тут планировали провести 2 дня, но вроде обошли почти все что хотели за день, поэтому решаем завтра выселяться. Кстати, мы тут уже были 9 лет назад, просто тогда лил такой ливень, что толком мало чего увидели.

ДЕНЬ 2 – Неаполь

Утром сворачиваем спальники и палатку, едем в Неаполь. Там слегка промахиваюсь с поворотом, это стоит нам лишних 40 минут времени – пробки тут даже на автобанах. Кемпинг мы нашли в Поццуоли – он типа еще относится к Неаполю. Устраиваемся, ставим палатку. Дует сильный ветер. Кидаю в палатку несколько тяжестей, чтоб не улетела, но это не спасает. Мощный порыв ветра, и немаленькая палатка просто перелетает через мою машину, а затем и через стоящий далее большой караван и улетает в лес.

Разобравшись с палаткой, двигаем в город. Ехать в центр решаем опять общественным транспортом. Так мы впервые столкнулись с проблемой транспорта. Во-первых, в Италии он ходит очень редко. Во-вторых, иногда обозначенные на остановке маршруты не ходят, зато есть другие, которые не обозначенные. В-третьих, бывают еще автобусы без номера, которые просто надо знать.

Сначала мы хотели доехать на автобусе. Прождав минут 10, решили, что лучше будет на метро. Там мы ждали еще полчаса, пока я не посмотрел какое-то нереальное расписание, что типа поезда в Неаполь ходят раз в 4 часа. Вернулись на автобусную остановку. Наконец-то едем в город, автобус ползет около часа – неблизко плюс пробки. Прибываем в центр уже ближе к вечеру.

Неаполь – классное место, очаг дорожного и вообще хаоса. Тут самые бешеные мотоциклисты, а переходить их широкие дороги неподготовленному пешеходу непросто. Очень много полицаев – нигде больше столько не видел. Вроде тут немеряно воров, мы к счастью не сталкивались. Первое впечатление мы получили, остальное потом... Назад долго не можем уехать, но повезло – встречаем соотечественницу (вообще, их в Неаполе очень много), которая едет в нужном направлении. Она тормозит какой-то синий автобус без опознавательных знаков, на котором мы и возвращаемся в Поццуоли.

ДЕНЬ 3 – Помпеи

Сегодня в планах город Помпеи. Ехать в Неаполь решаем на метро, соотечественница сказала, что то мы что-то не так поняли – метро должно ходить чаще. Да и долго оно очень на автобусе. Нам опять не везет – поезд уходит перед самым носом. Но не беда, проходит каких-то 40 минут, и мы едем в центр. Там на электричке частной фирмы Circumvesuviana за 40 минут добираемся непосредственно до Помпей.

Вход 11Е. Внутри огромный город на 25 000 душ, в конце мы уже просто запарились по нему гулять. Был такой город Помпеи, который когда-то давно (в 79 году до н.э.) накрыло лавой из находящегося неподалеку вулкана Везувий. В 18-м веке Помпеи частично раскопали, даже людей застывших пораскапывали и пару штук выставили напоказ. В целом, место, конечно, очень прикольное – ни на что не похоже. Действительно, как будто гуляешь по древнему городу. Очень много колонн, огромный и маленькие театры, выложенные камнем дороги, немеряно жилищ, все вокруг белое... В общем, интересно.

Возвращаемся в город. Там едем на фуникулере на холм Вомеро, находим крепость Альме и поднимаемся на лифте на самую высшую точку Неаполя. Отсюда во все стороны обозревается этот немаленький город с населением 1.6 млн жителей. Гуляем еще немного по центральной улице виа Толедо и решаем возвращаться. Ехать опять решаем на метро, наивно полагая, что раз мы в центре, то где-то тут рядом будет остановка.

Спрашиваю какого-то скучающего швейцара, тот затаскивает нас в свое заведение, достает карту, толстенный атлас и очень долго нам что-то с увлечением рассказывает и показывает. Итальянского мы не знаем, но направление вроде поняли. К метро мы в итоге вышли, но шли к нему минут 30. Сделали такой вывод, что станции располжены далеко друг от друга.

ДЕНЬ 4 – о. Искья

С утра на полюбившемся метро на удивление беспроблемно добираемся в город и покупаем в порту билеты на остров Искья. Путь вроде не очень близкий, но наш кораблик просто реактивный, долетаем за полчаса – только ветер свистит в ушах. Остров большой. Сначала едем на автобусе к крепости Арагонезе. Билетики на транспорт лучше покупать, там всюду контроль. Вход на крепость 10Е, решаем внутрь не идти. Она очень эффектно смотрится снаружи – гора-остров, соединяющаяся с материком узкой дорогой.

Гуляем еще немного по окрестностям, затем решаем возвратиться в центр и ехать к садам Посейдона, где находятся термальные источники. Садимся в первый попавшийся автобус (который подошел где-то через полчасика), полагая, что все автобусы идут в порт. Но наш убитый автобус едет куда-то в гору по убитым узким крутым дорогам, скрипя всеми своими деталями. В конце концов, все так же жалобно скрипя, он спускается вниз и все же привозит нас в порт. Там мы пересаживаемся на другой и довольно долго (минут 40) едем к источникам.

Вход туда 28Е, но с часу дня 23Е, мы как раз вовремя. Внутри находится пространство, максимально приближенное к раю в моем представлении. Штук 20 разных бассейнов с голубой водой температуры 28-40 градусов. Расположено все это в живописном месте возле моря на разных уровнях вдоль белых скал среди пальм и цветов – примерно так. Самый классный бассейн – это сочетание 40–15. Сначала ты садишься в очень горячий бассейн с температурой 40 градусов, терпишь там минуты 3, потом ныряешь в 15, леденеешь там, потом обратно в 40 и так далее. Еще есть лодочка – ты ходишь вокруг нее по камням по колено в воде – с одной стороны лодочки вода горячая, с другой – холодная. Прямо внутри скалы расположена сауна, снаружи бассейн 15. Заходить везде надо в шапочках. Я пожадничал покупать новую, одевал на голову кулек. В общем, место – супер, оздоровились конкретно.

ДЕНЬ 5 – Неаполь

Сегодня мы решаем полноценно погулять по Неаполю. Метро это уже просто достало, поэтому выселяемся из кемпинга и едем в центр на машине. Бросать машину на улице я боюсь, так что движемся в порт на платную парковку. Она оказывается полностью забитой, но чуть дальше мы находим еще одну.

Начинаем осмотр города с его символа – большой крепости Нуово, где со скрипом выбиваем себе 2 карты Неаполя. Ну и дальше мы гуляли по местным улицам и улочкам, обходя разные церкви, площади и т.д. Город, повторюсь, очень понравился – шумный, пошарпанный, но все это смотрится. Самое классное место – это испанский квартал. Большой район с очень узкими улочками, на балконах всюду сушится неизменное итальянское белье. Внутри района дешевые вкусные пиццы.

Все, срываемся с Неаполя, едем дальше на юг, в город Сорренто, откуда ходят корабли на остров Капри. Находим кемпинг на окраине города (или уже за городом), заселяемся. Кемпинг из той же серии, что и в Риме – поэтому у нас идет уже скидка. Впоследствие мы еще не раз пользовались этой сетью кемпингов.

ДЕНЬ 6 – о. Капри

На общественном транспорте типа автобус добираемся в центр, оттуда спускаемся в порт, покупаем билеты и плывем на Капри. Это довольно небольшой остров, находящийся недалеко от материка. Но плывем, как и на Искью, полчаса – кораблик уже не такой резвый.

На острове покупаем билеты на катер, объезжающий Капри вокруг. В ожидании назначенного времени немного гуляем по городу и спускаемся на пляж, где впервые купаемся (термы не в счет). Вода очень теплая (где-то 23), несмотря на октябрь месяц.

Поездка на катере вокруг острова очень живописная. Вода цвета аквамарин, нависающие огромные белые скалы, множество гротов, внутрь которых мы заезжали, проезды между скалами... В гротах отражения от солнца образуют разный цвет воды – ярко-голубой и даже оранжевый. Проезжали второй по яркости маяк в Италии, а также красный дом – символ коммунизма.

Последним пунктом программы на катере было посещение «голубого грота» – грота, где обещали нереально красивый цвет воды. Народу сегодня было много, поэтому ждали мы почти час. Посещение стоит 8.5Е. Грот имеет очень низкий вход – народ пересаживают в маленькие лодки по 4 человека, все ложатся на дно, человек с веслом разгоняет свою посудину, ложится сам, и та по инерции вкатывается в грот. Обратно так же. Ну что сказать – цвет воды конечно красивый, но мы быстро (где-то за минуту) проплыли по кругу в темноте под аккомпонимент песни «Санта Лючия», «душевно» исполненной самим же лодочником, и вынырнули обратно. Я так думаю, затраченных на него времени и денег оно не стоит, ну да ладно – все равно прикольно прокатились.

Гуляем дальше по острову. Он состоит из двух частей – Капри и Анакапри, расположенных на одноименных горах. Гуляем по Капри. Подняться в центр можно на фуникулере, а можно пешком – мы выбираем второе. Вообще, остров очень интересный, и сверху открываются живописные виды, особенно в южной части. Тут тоже работает много украинцев – время от времени слышна наша речь.

В Анакапри едем на автобусе. Тот парит высоко в горах, лихо вписываясь в крутые повороты, сразу за дорогой идет крутой и высокий обрыв. Стоящий рядом индус время от времени крестится. На Анакапри не так интересно. Мы хотели подняться на подъемнике на самую вершину, но он ходит до 4-х дня, мы чуть-чуть опоздали. Немного гуляем и возвращаемся в Капри. Там ищем «арку натурале» – это далеко, долго идем в гору. После арки решаем успеть на корабль обратно в 18:30. Быстро идем назад, в самом конце уже бежим из последних сил, заскакиваем на корабль и сразу за нами поднимают трап. Можно и перевести дух...

Назад в кемпинг нам опять ехать на автобусе. Для этого вроде надо просто стать на остановку в обратную сторону. Но мы уже знаем, что в Италии ничего «просто» не бывает. Нашего автобуса в списке автобусов нет, но мы в курсе, что и это в порядке вещей. Пытаемся разузнать ситуацию у местных: «Скузи, бус намбер «С» стоп хиер?» Никто ничего не знает. Тут подходит женщина и спрашивает на русском: «Что вы ищите?» Интересно, как она нас раскусила, но неважно. Насчет автобусов она не знает, говорит: «О, вон Галя идет, щас у нее спросим». Галя тоже ничего не знает, но мимо шла еще Валя, которая, впрочем, тоже не в курсе. Наконец Валя или Галя заходит в первый остановившийся автобус, спрашивает водителя и говорит, что, типа, все ок, стойте здесь, придет ваш автобус.

Успокоенные, начинаем ждать. Минут через 40 ждать становится скучно. Спрашиваю полицайку на перекрестке, та говорит, что тут типа объезд, автобус ваш сейчас останавливается в другом месте. Блин... Ладно, идем в другое место. Там спрашиваем какого-то парня, он говорит, что вон, типа, идет синий автобус без опознавательных знаков, садитесь в него. Автобус нам подошел, внутри на первом сидении сидела наша Валя (или Галя)...

ДЕНЬ 7 – Сорренто-Позитано-Амальфи-Равелло-Солерно

Пятница, 13-е... Сегодня нам обещан путеводителем самый живописный участок пути Сорренто – Солерно. Так оно и оказалось – дорога въется серпантином на высоте вдоль моря, кругом очень яркие краски – море, горы... Похоже на Корсику. Часто дорога сужается – не разминуться. Один раз мы догнали автобус с немцами, который медленно, с трудом вписывался в крутые повороты. Сзади столпилось штук 5 машин, одно время все терпели, потом как начали дружно гудеть – настоящий концерт. Бедняга водитель автобуса не выдержал через пару минут, свернул на обочину и пропустил всех.

Проезжаем через Позитано, потом Амальфи, затем решаем подняться в Равелло. Там ставим машину на охраняемой парковке и гуляем пару часов. Симпатичный городок, но самое лучшее место – вилла Руфоло, куда пускают за 5Е. Внутри очень красиво оформленный парк с орнаментами из ярких цветов.

Едем дальше – проезжаем Солерно и путь нам лежит на Сицилию. Что интересно, весь автобан длиной более 400 км бесплатен – как-то нетипично это для итальянцев, умеющих делать деньги абсолютно из всего.

Долго ищем кемпинг – тот вроде в Вибо, но оказалось, что в Рикади, это они непонятно так адреса пишут. Доезжаем до Рикади, там опять долго плутаем в поисках нашего кемпинга со скидкой. В конце концов находим и не зря – классное место, палатку ставим практически на берегу моря. Еще там можно заказать хлеб – на следующий день нам принесли 2 булки в пакетике :)

ДЕНЬ 8 - Чефалу

Сегодня сильно не торопимся. Делаю заплыв к небольшому камню, который вроде недалеко от берега. Оказалось, что это обман зрения – камень вышел в 2 человеческих роста, плыл я 25 минут в каждую сторону. Море супер – прозрачное и теплое. Затем выселяемся, едем в Реджио ди Калабрия, там покупаем билет до Сицилии (Мессина) за 23Е и заезжаем на паром. Остров расположен на расстоянии 5 км от материка, плыть недолго.

В Мессине сразу выруливаем на автобан и едем в город Чефалу. Там я впервые оставляю машину без присмотра – говорят, на юге Италии это опасно, но с нами за все время ничего не случилось. Наверно, мой старый опель не привлекает к себе большого внимания воров. Только на обратном пути, уже не на юге, была попытка кражи, но об этом потом.

Да, так Чефалу. Приятный городок, красивый кафедрал, уютные пешеходные улицы. Можно подняться по скале, там наверху можно еще зайти внутрь, но за деньги и уже поздновато – не пускают.

Погуляв с часик, едем дальше – в столицу острова, Палермо. Там на окраине у нас на примете очередной кемпинг, оказавшийся на удивление дешевым (14Е) и очень удобным. На входе шлагбаум и никого нет – оказывается, шлагбаум надо просто поднимать руками.

ДЕНЬ 9 – Палермо

Оставляем машину, в центр едем автобусами, ехать около часа. Нашего автобуса нет, зато приходит какой-то левый – мы к этим приколам уже привыкли. Выходим возле нормандского (королевского) дворца, рядом парк с густым сквером из высоких пальм. Чуть выше – северные ворота, сквозь них проходит центральная улица Витторио Эмануила до южных ворот, за которыми уже море и порт. На этой улице стоит огромный кафедральный собор медового цвета – впечатляет.

…Чуть дальше – перекресток Квадро Кьянти. Там на углах расположены 4 одинаковых старых здания с фонтанами и статуями – очень прикольно. За перекрестком направо – Пьяцца Преториа и фонтан Стыда. Называется фонтан так, потому что все статуи голые, а напротив – здание правосудия. Здесь же церкви Св. Катерины и Марторана.…Чуть дальше – перекресток Квадро Кьянти. Там на углах расположены 4 одинаковых старых здания с фонтанами и статуями – очень прикольно. За перекрестком направо – Пьяцца Преториа и фонтан Стыда. Называется фонтан так, потому что все статуи голые, а напротив – здание правосудия. Здесь же церкви Св. Катерины и Марторана.

Далее по большой виа Реале идем в сторону театра Массимо. Здесь снималась финальная трагическая сцена из Крестного отца III. В конце доходим до порта – множество яхт на фоне старых облезлых домов.

На этом обзор туристической части города заканчиваем и идем куда-то вглубь. Сразу видим совсем другое Палермо. Старые полуразрушенные дома, в которых однако живут люди, мусор на дорогах, сомнительного вида негры. Зато тут мы смогли недорого и вкусно покушать каким-то блюдом всего за 1Е.

Обратно добирались часа 2 – по традиции разобраться с общественным транспортом непросто, а ждать долго. С футбольного стадиона разъезжались мирные болельщики, хоть Палермо и проиграло 2-3.

ДЕНЬ 10 – Монделло, Монреале, Корлеоне

С утра едем на гору Монте Пилигрино, это на окраине Палермо. Гора высокая, но каких-либо красивых видов на город мало. Заехали на самый верх – там памятник Святой Розалии, покровительнице Палермо.

Поехали в Монделло, там типа крутые пляжи. Вдоль моря идет длинная и широкая песчаная полоса, но кроме нас вообще никто не купался. На море неслабый шторм, классно.

Далее движемся в Монреале, где находится один из красивейших соборов Сицилии. Город находится на возвышении, вдалеке видно Палермо. Сам собор конечно очень неплох и богат внутри.

Теперь едем вглубь Сицилии, в город Корлеоне. Он особо туристическим не считается, но я не мог упустить возможность съездить на родину знаменитых мафиози :) Надо сказать, что мафия неплохо спряталась – мы долго тряслись по убитым дорогам. Но на въезде в город вместо мафии дежурила уже полиция – нас, правда, не тронули.

Паркуемся в центре, там же в парке с пальмами находим пункт информации, берем карту. Немного гуляем – типичная итальянская глубинка, затем ищем музей мафии-антимафии. Вместо него находим какой-то этнографический музей. Он закрыт, но как раз мимо идет смотритель с огромным ключем, открывает двери и ведет для нас обширную экскурсию на «английском», которого мы в упор не понимаем. Смотритель рассказывает нам про житие корлеонцев 200 лет назад, показывает их вилы, лопаты и прочее. В конце с особой теплотой демонстрирует нам книгу, в которой расписываются посетители – долго умиленно листает ее, показывая нам, что к нему приходят и из Португалии, и из Китая... Расписываюсь тоже – подозреваю, что жители Украины у него отметились впервые.

Едем теперь в нашу самую южную точку – Агридженто. По дороге сицилианские ландшафты – горы, платаны... Но в целом, растительности тут меньше, чем в Греции. Вечером прибываем в город, находим кемпинг на море, устраиваемся.

ДЕНЬ 11 – Агридженто, Пьяцца-Армерина

Затяжной утренний заплыв – море на удивление прохладное. Едем смотреть древнегреческие храмы, они находятся на небольшом удалении от города на холмах и хорошо обозреваются с дороги. Парковка возле храмов забита, другой нет, а в обе стороны уходит шоссе. Что делать – непонятно, но проехав метров 100, нахожу небольшое местечко в тени. Там уже дежурит какой-то местный, берет с нас 2Е.

Вход в храмы 6Е. В нижней части куча развалин, лежит большой человек (поверженный колосс) и стоят остатки храма Диоскуров, сохранилось 4 колонны. В верхней части находятся 3 храма – Геркулеса (полностью на реконструкции), Конкордия (второй по сохранности в мире (первый мы видели в Афинах – храм Гефеста)) и на самом верху храм Геры (Юноны). В целом, все храмы похожи друг на друга – просто что-то больше сохранилось, что-то меньше...

Покончив с храмами, едем в сторону Сиракузы, мимо Энны. По пути решаем заехать в Пьяцца-Армерина, город мозаик. Он плотненько теснится на холме – узкие крутые улочки, на которых я чуть не сдох. Иногда кажется, что ты не едешь вниз, а скорее падаешь. В некоторые улочки моя машина уже просто не втискивалась. А однажды даже попал в засаду – с трудом спустившись с особенно крутой дорожки, мы оказались на маленькой площадке, выбраться с которой было почти нереально. Я там потел минут 10.

Но в целом городок приятный. Под кафедралом мы нашли пункт информации, где женщина нас едва не замучила. Полчаса она рассказывала нам про достопримечательности, бегала за разными картами, буклетами, рисовала маршруты, показывала картинки, жала нам руки...

Под городом находится знаменитая вилла Казале с мозаиками, но мы туда уже немного не успевали. Выбравшись наконец из Пьяцца-Армерина (на едва ли не единственной человеческой дороге сильные пробки), едем дальше. В Сиракузах кемпинг оказался закрыт, едем в сторону Аволы. Свернули по табличке в кемпинг – едем, едем, и вдруг вылетаем прямо на пляж, в пару метрах впереди плещется море. Неожиданно... Наконец, с третьей попытки находим открытый кемпинг. Он вроде крутой, 4*, но ни душ не работает, ни электричества с утра не было – впервые сталкиваюсь с таким. Зато море просто ревет и бушует.

ДЕНЬ 12 – Сиракузы

С утра иду плавать. Волны просто сумасшедшие плюс кругом одни камни. Заходить выше ребер опасно – нет опоры под ногами и тебя кидает как щепку. Вроде выжил, но потом мы делали фото на камнях на пирсе и меня сшибло волной сзади под камни – расцарапал правые руку и бок и левую ногу, не страшно.

Поехали в Сиракузы, в археологическую зону. Там опять «парковщик» взял с меня 2Е за стоянку. Вход внутрь 6Е, там большой греческий театр, традиционные развалины и ухо Дионисия. Ухо представляет собой щель в скале – туда можно зайти внутрь, и там сильное эхо.

Едем теперь на остров Ортиджа, что также в Сиракузах. Оставили машину в порту, за 2 часа обошли остров. Фонтаны, Дуомо, площади, церкви, виды на материк... Волны тут также бушуют. Неплохой островок. Кстати, в Сиракузах родился Архимед, тут же он и погиб – от руки римского пехотинца.

Теперь мы ищем ночлег, но так чтобы как можно ближе подобраться к вулкану Этна. По дороге заезжаем к Скалам Циклопов. Это просто два больших камня в море, одним из которых Полифем выбил глаз Циклопу, оставив того одноглазым.

Кемпинг у нас намечался в городе Мило, едем туда, но там ничего нет – нужная дорога заканчивается тупиком. Спускаться назад к морю не хочется. Решаем было заночевать прямо в машине, но в конце концов все же возвращаемся на побережье и останавливаемся в городке Асиреале.

ДЕНЬ 13 – Этна, Таормина

С утра едем на Этну. Погода сильно облачная, человек в кемпинге сказал, что проезд скорее всего закрыт, да и не видно будет ничего. Но мы все равно едем, и не зря – потихоньку выходит солнце. Поднимаемся до деревни Лингуаглосса, оттуда еще минут 20 подъема по горному серпантину. Доехать можно до высоты примерно 1800 м, дальше только на экскурсии на джипе.

Мы экскурсию не хотим, просто прогулялись немного сами. Кругом тут поваленные деревья, и разбросано немеряно черных камней – до куда глаз хватает. Последнее извержение Этны было в 2002-м году, это самый высокий в мире из действующих вулканов. Начинаем спуск, вдруг становится темно и из-под земли валит густой пар. Видимость резко падает.

Но мы уже спускаемся и наш следующий пункт – город Таормина. Он лежит высоко над морем. Ставим машину на 3 часа (парковку найти непросто – их мало, они все платные и забитые), идем гулять. Центральная улица Умберто I проходит через 2 арки – тут весь центр, включая скромный кафедральный собор. Чуть в стороне и внизу живописные публичные сады (публико жардини). Имеется и большой театр за 6Е, но мы туда не пошли – достали уже эти театры.

Все, на этом наше турне по Сицилии заканчивается. В планах теперь перебраться на материк и ехать в сторону Матеры, это где-то 450 км от нас и ближе уже к восточному побережью Италии. Едем в Мессину, паром уходит под носом. Слабым утешением служит то, что на следующий паром мы грузимся (и соответсвенно выгружаемся) первыми.

На материке кемпингов никаких по пути не находим – зона тут явно не туристическая. В полночь прибываю в Матеру и мы целый час кружим по городу в поисках какого-нибудь тихого места, где мы могли бы мирно залечь в машине. Это тяжело - в Италии вообще подобных мест практически нет. Наконец, становимся в каком-то дворе среди 5-ти этажных домов.

ДЕНЬ 14 – Матера, Альберобелло

Непростой день. Мы немного не выспались. С самого утра льет дождь. В течение дня он то сильно усиливается, то почти прекращается. Едем сначала в пункт информации. Там негде припарковаться, становлюсь как обычно вторым рядом, никому не мешая. Тут слышу слева удар об машину и успеваю увидеть катящегося по асфальту мотоциклиста. Он на скорости хотел вписаться в дугу и поскользнулся на мокрой дороге. Мотоциклист не пострадал, чего нельзя сказать о машине – на задней двери осталась небольшая вмятина.

Взяли карту города, поехали на обозначенную панорамную улицу и попали совсем в другой город. Матера – это просто супер! Большой древний город на нескольких холмах, пещерные церкви в скалах, внизу глубокое живописное ущелье с ручьем. Мрачная погода и плотный туман наверху только усиливали впечатление от Матеры.

С удовольствием обошли весь город – особенно классно различные виды сверху. Попали на выставку «Матера в миниатюре» – там отличный макет всего города. Поднялись к церкви Св. Августина, где внутри поприсутствовали на венчании. Много народу и все в костюмах, я в своих зеленых шортах наверно слегка контрастировал. Молодым дали какой-то текст, они его хором зачитали в микрофон. Потом падре читал какую-то молитву, все встали и хором говорили «аминь» в нужных местах. Потом все хлопали – в общем, довольно интересно.

Пошли к пещерным церквям – там их открыто штук 5. Но с 13-ти до 15-ти у них перерыв, так что внутрь мы не попали, да и не очень рвались. Поехали в Альберобелло. Ехать напряжно – дороги узкие и плохого качества, а дождь зарядил сильный.

Через час прибываем на место. Альберобелло знаменит тем, что тут находятся трулли. Трулли – это такие конусообразные крыши из камней. Камни можно разбирать – мы проверили, когда залезли к кому-то на крышу :) Труллей тут немеряно, смотрится все это прикольно. Больше ничего особо интересного в городе нет.

Едем в Бари. На горной дороге меня слегка заносит на повороте и бьет правым крылом об ограждение. Крыло немного помялось, но в целом функциональность машины не пострадала. В Бари действующих кемпингов не находим, возвращаемся немного южнее в город Монополи.

ДЕНЬ 15 – Бари, п-ов Гаргано, Сан-Бенедетто

Последний заплыв. Вода гораздо холоднее – градусов 18, но мне, в принципе, все равно. Направляемся снова в Бари, столицу Апулии. Нашли парковку в центре – насколько я могу судить, она бесплатная, но подходит какая-то женщина с абсолютно не обременненным интеллектом выражением лица, дает нам какие-то тикеты и сдирает 1.5Е. Позже мы ее видели в городе.

Направляемся на экскурсию. Долго мы тут не задержались, Бари – удручающий город. Грязный, бедный, побитый, вокруг много людей, производящих впечатление как «смесь бандитов с дебилами». На одной площади меня предупредили, чтоб следил за техникой, ибо тут очень много воров, несмотря на большое количество полиции. Полицаи прикольные – все как один в черных непроницаемых очках, сплошные Джеймсы Бонды.

Возле церкви Св. Николы стоит подарок Путина – памятник Св. Николаю работы Церетелли. Рядом мемориальная доска с личной подписью гаранта и пожеланиями дальнейших укреплений связей между нашими дружественными и т.д. и т.п. на русском и итальянском. Внутри церкви мы снова стали свидетелями венчания.

У нас же теперь в планах объехать вокруг полуострова Гаргано – шпоры в итальянском сапожке, если смотреть на карту. Гаргано – очень живописное место. Горы, белые скалы, гроты, море... По горным серпантинам носятся немеряно мотоциклистов-самоубийц, очевидно какое-то мероприятие.

Наконец, уже по темноте выбираемся из полуострова, и наша последняя точка – город Сан-Бенедетто. Тут мы отдыхали 9 лет назад во время моей первой заграничной поездки. В город прибываем часов в 10, найденный в интернете кемпинг оказывается закрытым. Это обидно, еще и дождь пошел.

Решаем двигаться дальше, пока есть силы. Нашли только быстро наши аппартаменты, вспомнили места... От машины отошли метров на 100, но я за ней все время следил. Вижу, подходит какой-то тип, смотрит внутрь, потом осторожно дергает ручку двери. Второй стоит на шухере. Пришлось поторопиться обратно.

На этом наше турне по Италии заканчивается. Ночевать решили было в машине, когда устанем, но в итоге у меня хватило сил ехать всю ночь с перерывами только на заправки – за тот день проехал в сумме 1400 км. Дорога на автобане мокрая, 2 раза видели результаты страшных аварий. Во втором случае нас обгонял на большой скорости микроавтобус, минут через 20 мы увидели его перевернутым и разбитым просто всмятку. Чтобы загородить место аварии, итальянцы ставят на автобане факелы с огнем.

Ну в общем-то вроде все...

25 октября 2006 г.

1. Машенька
    Машенька 31 октября

Спасибо за рассказ!
    Особенно порадовала карта - добавляет наглядности. Да и вообще, очень подробное и конструктивное описание получилось.

2. Ольга
    Ольга 01 ноября

Спартак Чемпион!
    Рассказ насыщенный, вот только такое впечатление, что за вами гналась Сицилийская мафия. Вам постоянно не хватало пары часов, что бы посмотреть самое интересное. Как я поняла, на Этну вы так и не поднялись, виллу Сан Микеле на Капри не видели... Даже жалко: такой классный маршрут, а все бегом, не вглядываясь.

3. Шаман
    Шаман 02 ноября

to Ольга: Ну, каждый планирует отпуск на свой вкус - мы предпочитаем увидеть побольше интересных мест (а их очень много), но для этого надо шевелиться (бегать, кстати, не обязательно). А понятие "самое интересное" относительное - мы посетили практически все, что хотели...

4. Шаман

8. Одуванчик
    Одуванчик 10 июня

Russo Turisto
    ну все как обычно "какой же русский не любит быстрой езды" , галопом по европам получается нигде током и не были только галку поставили были в Италии зато вы клево смотритесь в носках и сандалях)))) Лучше бы выбрали 3 города и посмотрели их с чувством и толком

9. Шаман
    Шаман 21 августа

2 Russo Turisto
    Та вы за нас так не волнуйтесь - у нас все отлично получается ;) А вы можете планировать свой отдых по своему вкусу :)

10. Полина
    Полина 30 июня

Здравствуйте! Собираемся проделать примерно то же приключение, что и у Вас! Спасибо за рассказ. Подскажите, плз, безопасно ли оставлять машину на территории кемпинга и в какой сети Вы останавливались? Как вообще кемпинги находить? Заранее или искать указатели на трассах? Спасибо!

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм в Палермо, где хранятся мощи самой почитаемой на Сицилии святой - святой Розалии.…