«Блинная».

Пекин в октябре 2006.

В конце парка Летний Дворец.

Парк Летний Дворец (Summer Palace).

Площадь Тяньаньмэнь ночью.

Солдаты в Запретном.

Мао и его охранник.

Площадь Тяньяньмэнь.

Рисовые поля.

Подлетая. Ох и грязный же ты, Пекин.

Недолго думая, мы решили поехать в Китай на пару недель.

Через hostelworld забронировали дешёвенький хостел "Red Lantern", сделали визы ($30 для жителя Беларуси), привились на всяк случай от гепатита А и тифа ($ 209), купили билеты ($930 с носа) и поехалииииии...

25 октября, среда, 2006. ДЕНЬ ПРИЛЁТА.
  В связи в большой разницей во времени (12 часов), в Китай мы прилетели на 3-ий день нашего путешествия. Вторник был потерян где-то в небе, когда мы пересекали "международную линию смены дат". Будучи непремено уверенной, что я увижу Великую Китайскую Стену, я прилипла к иллюминатору. Велико же было моё разочарование, когда передо мной, во всём своём великолепии, предстал Великий Китайский Смог!!! О, он был огромен, плотен и непроницаем. Лишь находясь в смешных 500 метрах от земли смогла я увидеть какие-то синие крыши, дороги и поля. Но и они были покрыты грязным туманом. Вот что значит углём дома топить!

Первое знакомство с китайским отношением к иностранным туристам у меня произошло в.. туалете аэропорта. Сделав дела, я пошла мыть руки, там около меня незамето нарисовалась улыбающаяся уборщица. Руки помыты и вытерты, ищу мусорное ведро, безрезультатно. Она протягивает руку, я в нее ложу бумажку и ловлю этот взгляд с многозначительным намеком на денежную компенсацию (видимо за помощь с бумажкой). Блин! А денег то при себе нет. Пытаюсь объяснить, что нет ни копейки, мадам не отстает и произносит наверное единственное заученное слово на английском: "доллар". Нет ни доллара, ни пол долара, показываю ей пустой кошелек, только тогда она удаляется в глубь сортиров. С этикетом китайских туалетов на тот момент я еще не знакома, посему чувствую себя неприятно и сожалею об отсутствии мелких денег. Лишь много позже от местных товарищей я узнала, что сортирщица просто напросто вымагала у меня деньги. Забегая вперед, скажу, что в Китае это происходило часто.

На выходе из аэропорта нас должен был встречать представитель хостела. Расслабленные, мы поменяли зелёные баксы на красные сотни йен и пошли искать дядю с нашей фамилией на табличке. Вышли, увидели море табличек и океан рук, немного растерялись, но вскоре были найдены нашим улыбающимся мужчиной лет 40. Дядька бодро заговорил по-китайски, обращаясь к мужу, а тот сначала махал ему головой и что-то бормотал на английском, но потом попытки общения были прекращены и мы тихо поехали в столицу, находящуюся в 40 минутах езды. Помню мне запомнились придорожные деревца: зелёные молодые тополя, посаженные в чёткие, как под линейку, ряды.

В городе было сумасшедшее, хаотичное движение и много велосипедов, для которых здесь есть отдельные полосы на дороге. 30 минут спустя, после бесконечного стояния в пробках и гудения машин друг на друга, мы свернули на узкую грязную улочку, где на велосипедах и телегах груженых углём сновал народ, кто-то смачно плевал себе под ноги, кто-то на верёвке сушил свои трусы и прочие предметы, кто-то жарил мясо на решётке, а кто-то просто люпопытно глазел на нас, вышедших из машины и тащащих свои пожитки.
  Хостел нам сразу понравился. Чистый, выполненный в традиционном стиле, он находился в центре настоящего китайского мирка, где всё увиденное просилось на плёнку фотоаппарата, а люди казались персонажами, сошедшими с экрана кино или страниц книг о Китае.

Девица за стойкой попросила наши паспорта, переписала данные, взяла деньги и вручила ключ от нашей комнаты, сказав, что она находится в другом здании в 7-ми минутах ходьбы. Ну что ж, мы поплелись за нашим водителем, который вызвался показать путь. Другое здание было точно такое же: с двориком по середине и комнатами для гостей по периметру. Дворик оказался без крыши, с растущей хурмой, гнущейся под тяжестью спелых плодов.

Был уже полдень (жаркий между прочим), мы свалили свои пожитки и поехали в Запретный Город на такси. Через 15 минут оказались на площади Тяньаньмэнь.
  Да! Мы посетили эту самую большую городскую площадь в мире (кстати, Дворцовая в Питере стоит на 14-ом месте, а Красная в Москве - на 27), простирающейся на 800 метров с юга на север и 500 - с востока на запад. Это звучит гордо, но на деле площадь и расположенные на ней серые массивные здания с развевающимися красными флагами, впечатления не произвели. Эдакая Октябрьская площадь в Минске, помноженная на 10. Ну разве что в Минске не увидишь столько прыщавых мальчишек-солдат в зелёных униформах, гордо стоящих на многочисленных постаментах и смотрящих влево-прямо-вправо, как роботы.

Двинулись к здоровой и всем известной фотографии Мао на красных стенах Запретного Города. Как-то странно это всё выглядело: Мао, львы, драконы, флаги, завитки старинных крыш.. Старое и новое...

Несмотря на конец октября, народу было навалом, преимущественно китайцы. Они ходили группами, восторженно щёлкали фотоаппаратами, снимали каждую мелочь и беззастенчиво глазели на меня. Честное слово, столько внимания я не ожидала, думала китайский народ уже стал привычен к белым рожам.

Пошли в тёмный проход под Мао и оказались на закрытой площади, где маршировали зелёные солдатики, сновали попрошайки и "студенты факультета искусствоведения". В кавычки я их взяла потому, что студенты липовые, разводят дурачков-туристов на бабки. Об этом мы были наслышаны (ну как жа, подготовились перед поездкой).

Суть обмана заключается в следующем: 1) студенты приглашают на выставку картин и там, под мощным напором, турист покупает "произведения" искусства за сотню другую евро; 2) студенты говорят, что изучают английский язык и могут показать вам город. Бродя по городу, они "невзначай" предлагают зайти в определённое кафе/чаёвню/ресторан/клуб, где после вкусного или не очень вкусного обеда/чаепития и так далее туристу предъявляется весьма увесистый счёт (я слышала как люди так попили чайку на 200 баксов!).

Мой муж вообще любит пошутить-поприкалываться, вот и в этот раз решил он посмеяться. Когда очередной студент пригласил нас на выставку картин, сюпруг начал задавать вопросы типа: изображены ли на полотнах голые женщины и если да, что большая ли у них грудь, потому что ничего другого его не привлекает. При этом он ещё оживлённо махал руками, показывая размер интересующей груди. Лица студентов надо было видеть. Большинство врубались быстро и отходили, хихикая. Попался и один серьёзный, который на вопрос супруга ответил утвердительно, пообещав предоставить много голых женщин. За ним мы не пошли (мало ли куда заведёт) и просто заявили, что он врун и мы всё про него знаем.

Вот так весело шагая по каменным дорожкам, мы вышли к кипарисовой аллее и присели под сенью 300 летнего дерева. Там было тихо и спокойно, толпа туристов осталась позади, тишину нарушали лишь длиннохвостые сойки. Через час солнце начало ложиться спать, резко похолодало, мы перешли с майки на куртку и решили поехать назад, но сначала поужинать где-нибудь.

Ещё перед выходом в город, единственный сносно говорящий по-английски служащий хостела Кейн посоветовал нам какую-то улицу с ресторанами. Название её мы благополучно забыли и, проблуждав около часа, приземлились в первом-попавшемся на глаза ресторане, где нас накормили отвратительным супом из черепахи (как вспомню эти кусочки, плавающие в бульоне.. Брррр!) и термоядерным рисом с овощами (даже любитель острого, муж, всплакнул, пробуя).

А потом началось самое "весёлое": сели в такси, показали водителю иероглифы нашего хостела на бумажке и поехали. Он конечно привёз нас на нужную улицу, вот только найти свой дом мы не могли около часа! К тому же супругу приспичило в туалет и он начал нервничать, видимо рисуя в воспалённом воображении как всё его добро польётся наружу из единственных взятых в Китай штанов.
  Вокруг стояли общественные туалеты. Грязные, вонючие, с дыркой в полу вместо унитаза, но тем не менее туалеты, в которые я, если бы надо, не дрогнув, сходила б. Но я - это не мой муж. Умора, честное слово. Наконец судьба сжалилась и послала какого-то старичка, указавшего правильный путь. Штаны и достоинство были спасены! Обессиленные, мы ушли на покой в 9 вечера.

Четверг. День Второй.
  Встали рано, голодные как волки, и пошли на улицу в поисках еды. Нашли забегаловку, где полная женщина варила китайские пельмени в огромном котле и там же накладывала их в миски рядом стоящих покупателей. Пахло вкусно, пельмени выглядели аппетитно, полная женщина приветливо улыбалась - решили зайти.
  Нас усадили за обшарпанный стол, принесли тарелки дымящихся пельменей, 2 миски розовой рисовой каши и палочки. Это был наш первый китайский завтрак. Вкусно, только каша подкачала и по вкусу была похожа.. даже не знаю.. Не было у неё вкуса вообще.
  Поели, стали искать меню с ценами. Увы, в стране иероглифов нам редко приходилось видеть английские слова. Пришлось поверить полной женщине на слово, а вернее на пальцы, которых она отсчитала сорок раз.

Заплатив 40 йен ($5), мы пошли в главное здание нашего хостела. Там мы купили тур на Стену (участок Му Тянь Юй) за 180 йен с человека ($22.5) и в 9 утра уже тряслись в микроавтобусе в северо-восточном направлении вон из города.
  В машине нас собралась эдакая интернациональная компания: китаец-шофёр, русская я, американский супруг, долговязый швед, весёлый француз, пара из Австралии и две учительницы англичанки. Так, болтая, ехали мы около 2-ух часов, проезжая деревеньки, рынки, жёлтые поля и зелёные леса. Природа была красивая, но как же грязно вокруг! Помню, мы проезжали вдоль шикарного канала, с посаженными по его сторонам высокими пушистыми деревьями - очень красиво. Однако вода в канале кишела бумажками, бутылками и прочей нечистью. Как плевок в лицо, честное слово.
  Потом я увидела синие очертания гор вдали. Поначалу они были прозрачными, как тени, но по мере приближения обрастали лесом и бурыми красками осени.

11 утра. Ура!!! Мы наконец-то приехали к Стене, вернее к подножию горы, на которой она находится! Шофёр пошёл за билетами (их стоимость входила в тур), а мы разбежались по туалетам.

На Стену есть 2 пути: на фуникулёре или пешком. Мы выбрали первый вариант. За фуникулёр пришлось платить, так как в тур он не входил как оказалось. Билет стоил 56 йен ($7) и покрывал также спуск со Стены на санках.
  Ну что ж, сели и вот мы наверху, и продолжающий двигаться фуникулёр больно бъёт под зад супруга, не успевшего отбежать в сторону. Стена.. Красиво, чистый воздух, парят хищные птицы и.. куча народу!

Все экскурсии на Стену начинаются приблизительно в одно и тоже время, поэтому лучше туда ехать либо рано утром, либо после обеда. Однако к концу нашего там пребывания (в час дня) народ рассосался и счастливые мы бродили в гордом одиночестве.

О крутых ступеньках Стены я прочитала немало, поэтому перед поездкой усиленно крутила педали велотренажёра. Все эти ухищрения однако мне не помогли избежать одышки, дрожащих коленок и струящегося по лицу пота. Ну а о том, в каком состоянии был муж, даже не буду писать. :) А ведь мы были не на самом трудном участке!

К полудню солнце разошлось не на шутку и я снимала с себя один слой одежды за другим, оставшись в конце концов в одной тонкой майке (а ведь приехала в тёплой куртке, шапке и ещё рукавицы напялила). Мы даже повалялись на стене, загорая с босыми ногами и кушая чипсы. Замечательно!

Конец октября хорошее время - Стена вьётся среди красного, жёлтого и зелёного леса, то поднимается вверх по хребту холма, то спускается вниз, исчезая. Непостижимо как смог Человек построить это.. Мурашки по коже.

Так походили мы по ней 4 часа и вниз весело спустились на санках по металлическому желобу. А, да, на Стене со мной попросила сфотографироваться китайская пара и я, с одним носком на ноге (обуться не успела) теперь красуюсь у этих людей где-нить на тумбочке в сердце Китая. :-)

Внизу нас поджидали хищные продавцы всякой ерунды типа уродливых маек, бус и чего-то ещё... Они были ужасно надоедливыми и сильно раздражали своими "луки, луки" (типа "смотри, смотри"). Получив пару признаний в любви от беззубого торговца, пытавшегося меня соблазнить на покупку рубах (безуспешно), мы присели на чашку чая в небольшом кафе и пол-часа спустя поехали обратно в Пекин.
  В 5 часов мы уже обедали в главном здании хостела, а потом я даже не помню чем занимались, видимо спали.

Пятница. День Третий.
  Встали аж в 4 утра, приняли горячий душ (в котором я нашла зелёную улитку, удобно расположившуюся на куске мыла) и до рассвета бродили по тёмному дворику хостела, пока меня не напугала своем лаем появившаяся ниоткуда соседская собака.
  Кстати, совсем забыла рассказать о нашей комнате: она была самой обычной, если не считать розетки, которая находилась под самым потолком (это для каких таких великанов она была туда прицеплена?), и надписи над унитазом "Бросайте бумагу в корзину". Оказывается в Китае принято, что бумага не смывается в туалет, а аккуратно складывается в рядом-стоящее ведро.. Мерзость какая!

Туалет и душ находились в одной комнате и вода смывалась прямо в дырки в полу, никаких тебе шторок или заграждений. Поэтому если после душа нам надо было по каким-то делам зайти в ванную, мы выходили с мокрыми ботинками и постоянно пачкали комнату.
  Душ, кстати, был нормированный. То есть горячая вода кончалась после 30 минут мытья. Это на своей шкуре испытал муж, зашедший принять душ после меня. Пришлось ему мокрому и дрожащему ждать 15 минут когда она снова нагреется.

В этот день мы решили пройтись по паркам (Летний Дворец и Ароматный Холм). Предварительно поинтересовавшись как доехать до Летнего Дворца, мы сели в автобус №808 (3 йены стоил билетик у кондуктора) и ехали около часа. Автобусные остановки в Китае заслуживают пару слов: они разделены на секции, каждая из которых соответствует определённому номеру автобуса. В часы пик там стоят товарищи с красными повязками, а за ними уже толпятся пассажиры, ждущие свой транспорт.

Приехали в парк в 9 утра, заплатили по 60 йен с носа ($7.5) и пошли внутрь с толпами китайских туристов. Я может бы и получила удовольствие от той прогулки, если бы она не была похожа на рыночную толкучку, где люди медленно шагают друг за другом как черепахи. Наконец мы вышли к озеру с мостиком и островком вдали. Ну что ж, красиво, только всё покрыто жёлтым грязным туманом. Далее пошли храмы. Первое здание с дракончиками на изогнутых крышах, яркими красками и странными высокими порогами конечно вызвало у меня счастливое повизгивание. Но в скором времени я поняла, что все эти храмы были на одно лицо: увидел один, считай увидел все.

После часа ходьбы, уткнувшись носом в переди идущих, мы решили подняться на холмы и посмотреть на парк сверху, но до этого мне предоставилась возможность пофотографироваться с группой китайцев, которые оживлённо меня обступили и жестами просили попозировать. Ну не могла же я отказать и за 15 минут сфотографировалась наверное со всей группой. Подозреваю, что теперь эти снимки красуются на чей-то тумбочке в сердце Китая, где, возвышаясь на голову-другую, стою обнятая этими маленькими человечками я.

Поднявшись на холм мы немного полюбовались открывшейся панорамой и пошли к другому выходу из парка. Там был сооружён искуственный канал, по берегам которого разместились магазинчики и кафе. Очень туристическое место, но в тоже время тихое и приятное. Включив воображение, я на мгновение даже представила, что нахожусь на древней китайской улице.

Не обошлось и без "ложки дёгтя": погуляв вдоль канала, мы сели попить чайку и отдохнуть. Услужливый официант принёс нам сначала понюхать жасминового чая, запах был замечательный, мы заказали чайник. Принесли, а чай не тот! Ладно, попили какой был и тут нам приносят счёт на 10 долларов (это очень дорого по китайским меркам). Вот и расслабились называется! Муж покачал головой и сказал: Не буду платить, веди меня в тюрьму, если хочешь. Мальчишка сделал круглые глаза, но потом начал торговаться. Цену мы конечно сбили, но осадок остался. Ну что же это такое, везде норовят объегорить! Домишко мы тот сфоткали и уже разместили в Интернете, предупреждая людей об обмане.

После Летнего Дворца мы решили махнуть в находящийся неподалёку (это нам на карте так показалось) Ароматный Холм. Рядом-то он рядом, но расстояния в Пекине немаленькие, пришлось взять такси и ехать добрых 20 минут. Этот парк был весь в холмах (ну ещё бы, название само за себя говорит), были там и 2 искусственных озера, а также фуникулёр, поднимающийся высоко в горы. Решили рвануть ввысь. Заплатив по 30 йен ($3.75) с носа, мы поехали в туманные дали. Мне очень понравилось раскачиваться в железной корзине среди пушистого разноцветного леса, проезжая идущих пешком людей внизу. Это одно из любимых времяпрепровождений китайских - по холмам бродить. Говорят, такое путешествие пешком занимает около 2 часов в одну сторону. Нет уж, я лучше 18 минут на фуникулёре побалдею и пофоткаю окрестности.. Чем выше мы поднимались, тем больше я хвалила себя за взятый шарф, шапку и перчатки, которые пришлось напялить уже в середине подъёма.

Приехали, побродили, замёрзли и решили что пора и назад спускаться. Не тут то было: на фуникулёры выстроилась огромная очередь. Отстояв целый час и совершенно замучавшись от пристальных взглядов (я была в гордом белом одиночестве среди сотни любопытных китайцев), мы спустились вниз когда стало уже совсем темно. Куда идти, где брать такси? Пол-часа мы безуспешно бродили в разных направлениях, пытаясь словить машину. Я уже начала рисовать себе картину как мы с мужем ночуем под мостом или бредём по полям в сторону города (парк на окраине Пекина находится). Слава богу этого не произошло, мимо проезжало такси. Уселись и решили поехать на ночной рынок еды в центре города.

Рынок этот особый. Там продают зажареных скорпионов, тараканов, жуков и прочую дрянь. Через час езды мы наконец туда прибыли. Вонь стояла внушительная, народу тоже было много, преимущественно туристы. Начали с больших чёрных тараканов, потом в ход пошли скорпионы, морские коньки и даже змея. Кстати по вкусу она напоминала жареную курицу, хотя особо насладиться не удалось, так как я её уронила в грязь под ногами после первой же пробы. Самыми противными оказались черви, лопавшиеся во рту как спелые вишни. Не дожевав и первого, я выкинула всё палочку к чёртовой матери. Вот так "наевшись", голодные мы пошли в ближайший Макдональдс где набили животы картошкой и чизбургерами. Потом взяли такси и поехали домой.

Суббота. День Четвёртый.
  Встали в 8 утра, "забили" на китайскую кухню, позавтракали родными яйцами с беконом и картошкой фри и поехали в Запретный Город, который мы только мельком увидели в первый день.

Таксист высадил не у входа, пришлось плестись пешком ещё добрых пол-часа. По дороге к нам пристал уличный торговец, предлагавший купить забавные часы с приветственно помахивающим рукой Мао на циферблате за... 20 долларов! Мы как услышали цену, рассхохотались наглецу прямо в бесстыжую его морду. Начался торг, где мы назвали свою цену (5 йен). Ой что это было. И смех и слёзы! Мужичёнка шипел, делал круглые глаза из своих китайских, обзывал нас дешёвками, но.. не отставал. Только под воротами Города мы наконец сошлись в цене - 40 йен (5 долларов).
  Вход в Запретный стоил 7.5 долларов, за отдельную плату в 1.5 бакса там также предлагалось насладиться богатством сокровищницы. Боже, какая мура! Пару побрякушек из нефрита и ещё чего-то.

Сам Город представлял из себя кучу храмов, беседок, двориков, статуй и старых деревьев. Пару часов походили, поглазели, не обошлось и без фотографирований с китайскими семьями.

Ближе к полудню мы поехали в ресторан ЦюаньЦзюйДэ КаоЯ Дянь, попробовать знаменитую утку по-пекински. Хоть и немного там мяса (ведь утка - жирное существо по натуре), было очень вкусно заворачивать золтистые пахучие кусочки в свежие лепёшки хлеба, посыпав всё это лучком и каким-то сладким соусом.

Немного слов об утке по пекински, она того заслуживает. Есть два способа её готовки: жарение в подвешенном состоянии или в закрытой печи. Не знаю какая утка досталась нам, но мне всё понравилось, хотя место мы выбрали, как я потом узнала, не самое лучшее в Пекине.
  Часом позже, расставшись с 28-мью долларами и наконец-то вкусно покушавшие, мы поехали на улицу чая - МаЛяньДао.

МаляньДао известна в Китае, туда съезжаются продавцы чая со всех его уголков, есть и пара крупных магазинов в несколько этажей, остальные же представляют из себя небольшие магазинчики на пару продавцов. В один из таких зашли и мы. У входа стоял заваленный чаем стол, а за ним девочки, вручную перебирающие драгоценный продукт. Полки были уставлены банками с чаем и всё на китайском конечно. Однако, я не сплоховала и достала заранее подготовленный лист бумаги, где за месяц до приезда в Китай, записывала названия лучших чаёв, рекомендованных на российских форумах любителей этого напитка.

2-3 часа спустя мой рюкзак потяжелел на 2 килограмма превосходного зелёного и жасминового чая, а кошелёк облегчился на 80 долларов. Мда, не дешёвое удовольствие. Зато как здорово было дегустировать эти все чаи с хозяйкой, наблюдать за её почти ритульными действиями. Кстати, тётя явно увлекается фен-шуй, так как перед каждой пробой она выливала часть чая на огромную (килограмм там 50) трёхлапую жабу, сидящую рядом. Ну что ж, наварила она с меня неплохо, особенно если учесть тот факт, что я переплатила за всё в 2 раза. Знаю об этом потому, что позже спросила у китаянки-работницы хостела когда мы уставшие приехали ночевать. Лучше б не спрашивала! :-)

Воскресенье. День Пятый.
  В этот день мы поехали на блошиный рынок за сувенирами и подарками. Куча народу, куча товара, но как-то ничего особенного.. Какие-то кувшины, батики, камни, будды..
  Полазили пару часов, муж купил себе китайскую игру Можан, старые плакаты с девицами, рекламирующими сигареты, я - пару забавных браслетов и больше глаз ни за что не зацепился.
  На следующий день мы уже улетали на юг Китая, поэтому решили не бродить по Пекину, а просто повалять дурака в хостеле с его служащими. Рано легли спать, надеясь, что юг Китая окажется лучше чем его север.

Xu Xiang Zhai

Xu Xiang Zhai - вегетарианский ресторан традиционной китайской кухни. И внешний вид, и интерьер выполнен с соблюдением классических традиций Китая. …