Этим летом мне довелось посетить два непохожих друг на друга, но абсолютно замечательных города – Лондон и Эдинбург. Путешествовали своими силами, без помощи туроператора, забронировав соответствующие отели в каждом из двух городов через сервер Booking.com и получив таким образом заветную визу. Получение визы не вызвало никаких проблем, хотя многие туристы и писали о возможных сложностях. Кстати, отзывы «бывалых» туристов нам очень пригодились – огромное спасибо авторам, кто делился опытом и давал нам очень полезные советы! Вот и я, побывав в Великобритании, решил написать информативный рассказ о всяких полезных вещах для туристов, поскольку таких отзывов встречается, к сожалению, не так много. Чаще всего я наталкивался на подробные очерки о тех или иных достопримечательностях, что тоже нужно конечно, но практические субъективные советы не менее важны, так как о них в путеводителе не прочитаешь. Надеюсь, другие авторы не будут возражать, если я кое-где буду с цитатой обращаться к некоторым советам из их рассказов.

Кроме бесценных отзывов соотечественников я также использовал очень полезный путеводитель по Лондону Галины Рэмптон из серии «orange-гид» с оранжевой обложкой. И вот, собрав все свои мысли, личные впечатления и все доступные материалы по Лондону, я начинаю свой длинный, но надеюсь, информативный и полезный рассказ. Для удобства я его разбиваю на тематические подразделы.

Пункт первый. Аэропорт Heathrow

Еще находясь в России, я прочитал отзыв туриста, суть которого заключалась в том, что нужно по возможности сидеть по правую сторону самолета (если смотреть с хвоста) и смотреть в оба, когда самолет начнется снижаться. Сам я этому совету, к сожалению, не следовал, но как выяснилось зря. Лондон уникален тем, что самолеты там приземляются не просто над самим городом, но прямо над его центром, то есть настолько близко к историческим памятникам, насколько это наверно возможно! Во всяком случае с земли складывается именно такое впечатление. Поэтому согласитесь, воспользоваться интересной возможностью лицезреть Лондон, низко пролетая над ним, весьма кстати. Находясь на земле, удивляешься высокой частоте пролета самолетов. Они идут на посадку один за другим, причем так, что одновременно видишь в небе сразу два самолета, а временные «гэпы» встречаются довольно редко и бывают крайне непродолжительными. В этой связи вполне объяснимо, почему нашему самолету не давали посадку, вследствие чего мы были вынуждены покружить над городом. Получается, что вылетев из Москвы чуть позже, мы потеряли свою очередь в этой авиапробке и поэтому были вынуждены кружиться, пока не появится свободное «парковочное место».

Сам аэропорт Heathrow бесспорно производит впечатление очень мощного авиа-хаба, однако архитектурно он, конечно, уступает парижскому Charles-De-Gaulle International. Приземлившись в аэропорту, мы достаточно быстро прошли паспортный контроль, хотя многие и писали, что приходится стоять в длинных очередях по часу и отвечать на уйму вопросов. Примечательно, что пассажирам бизнес-класса давали специальные бумажки, по которым можно было пройти паспортный контроль еще быстрее, чем простым пассажирам. Еще меня немало удивило, что у вылетающих из Heathrow пассажиров нет процедуры прохождения через зеленые/красные коридоры и паспортный контроль, то есть специально визу тут не проверяют, оставляя это на совесть самих пассажиров. Говоря это, я, конечно, немного утрирую, но тем не менее, это действительно удивляет. Зато при такой системе регистрацию и все сопутствующие процедуры на обратном пути мы действительно прошли довольно быстро. Удивило также и то, что металлодетекторов в Heathrow на удивление на порядок меньше нашего Шереметьево. Улыбнуло то, что при попытке провоза жидкостей на борт самолета, вы можете быть оштрафованы на 30 минут дополнительного ожидания (до этого вас естественно несколько раз проинформируют, что жидкости надо выложить).

Что касается шопинга и еды, то цены в аэропорту приятно удивили – такой наценки, как в российских аэропортах, здесь нет. Да, всё действительно стоит немного дороже, чем в городе, но вполне в разумных пределах. Причем, в аэропорту есть даже нормальный продуктовый магазин, не говоря уже о многочисленных кафе.

Важной чертой лондонского аэропорта является то, что к нему проведено метро, что вообще большая редкость, тем более для такого крупного европейского города. Поэтому в общем то вместо электрички можно просто сесть на ветку метро и добраться до отеля, что мы и сделали. Примечательно, что метро проходит до каждого из четырех корпусов аэропорта.

Пункт второй. Транспорт

Лондонское метро стоит того, чтобы прокатиться на нем хотя бы один разок. Все же как ни крути, фирменные красно-белые поезда давно стали одной из визитных карточек города. Само метро мне показалось весьма удобным, а ездить в нем вполне комфортным. В целом, оно очень напоминает парижское, но французское метро мне показалось чуть более красивым, приятным и удобным. Как и в Париже, станции метро в Лондоне, в отличие от московских, в первую очередь преследуют функциональную цель, а уже потом дизайнерскую, вследствие чего эти станции часто имеют довольно неказистый вид. Многие станции расположены очень близко друг с другом, поэтому едва успеваешь приготовиться к долгому переезду, как поезд уже приезжает к другой станции. Кстати, некоторые ветки метро, например DLR, вообще примечательны отсутствием машинистов как таковых, - поезд управляет сам собой!

Ориентироваться в метро с одной стороны легко, так как есть много показателей. С другой, иногда все же возникают вопросы, так как нужно точно знать не только свою станцию, но и по конечную для этой ветки, чтобы правильно выйти на свою платформу. Иначе вы рискуете попасть в не очень увлекательный, но очень жизненный лабиринт. Также нужно внимательно следить за электронными указателями, так как на одной платформе поезда могут идти по совершенно разным направлениям. Помимо этого, стоит отметить, что в лондонском метро довольно узкие переходы, много лестниц, но при этом часто можно воспользоваться лифтом, чтобы уехать наверх.

Также необходимо знать, что лондонское метро очень нестабильное, с чем я сталкиваюсь впервые. То есть поезда легко могут опаздывать и ездить не совсем периодически в силу тех или иных ситуаций. «Чаще всего в качестве извинения за испорченную симфонию лондонские «подземщики» используют таинственное объяснение "Signal Failure". Не верьте им. Под " Signal Failure" буквально понимают сломанный датчик - тот датчик, который в обычном состоянии должен ждать прохода одного поезда и выставлять красный свет другому, тем самым регулируя расстояния между ними. Но управление транспорта)понимает "Signal Failure" куда шире и использует его как синоним необъяснимому происшествию в лондонском метро, приведшему к задержке», - пишет один из туристов. Хорошо, что нас эта проблема не сильно коснулась. Вместе с тем, когда мы ехали в метро с сумками из аэропорта, один из выходов на платформу в метро был вообще почему-то закрыт, и пассажирам предложили ехать по другой ветке метро с дальнейшей пересадкой.

В системе оплаты проезда мы разобрались совсем не сразу. Просто купить единичный билет здесь не получится. Во-первых, из-за зональности, во-вторых, в связи с тем, что большинство покупает билеты через специальные автоматы, а остальные стоят в большой очереди.

Мы по совету многих туристов купили карту Oyster, дающую право на проезд в любом городском транспорте, кроме такси и скидку на поездки по реке. Очень важно не забывать фиксировать на ней выход из метро, иначе денежный депозит, который туда кладется, могут не возвратить. Просто как выяснилось, не все станции метро имеют выходы, на которых необходимо проводить картой. Кстати, если вдруг вы не рассчитали стоимость и ваш счет на карте вышел в «минус», то из метро вас не выпустят. В этой ситуации вам нужно будет доложить деньги на карточку рядом с самим турникетом на выходе из метро.

Существуют и другие проездные. «Мы приобрели себе экономичный вариант билета "Day Travelcard off-peak". Такой билет действителен после определенного утреннего "пикового" часа (по-моему, таким "пиком" является 8.30) и до самого вечера. Карточка, позволяющая путешествовать по ней в пределах 4-х зон метро, стоила 5 фунтов 40 пенсов. Для сравнения, чтобы добраться из 4-ой зоны проживания в 1-ю (центр!) мы должны были отдать около четырех фунтов в одну сторону! В общем, экономия получалась приличной!», - пишет один из туристов. «Если едете на 6-7 дней - выгодно покупать Travelcard. На 1-3 зоны такая карта на 7 дней стоит 23.10 фунтов. Вроде бы дорого, но это себя оправдывает. Можно ездить в пределах зон на метро и автобусе. Можно покупать и карту на каждый день - но такая карта стоит 4.50 в день и начинает действовать с 9:30», - поясняет другой турист.

Также мы пользовались и наземным транспортом, а именно знаменитыми двухэтажными «дабл-деккерами», которые давно и прочно стали визитной карточкой Лондона. Правда сейчас настоящие классические даббл-деккеры ездят в основном только по маршруту 15, охватывающему центр (трафальгарскую площадь и дальше в сторону Тауера, - что идеально подходит для туристов). В классических «дабл-деккерах» нет дверей и можно запрыгивать в автобус на заднюю платформу в любом месте, - хоть на перекрестке, -правда естественно для ловли «зайцев» там стоит контролер. А вот в обыкновенных современных дабл-деккерах (Plaxton, Scania и другие) контролера нет, и вход осуществляется через переднюю дверь. Турникетов там нет, но перед водителем расположен терминал, и необходимо провести карточкой. Хотя даже если она не сработает, возможно, вас все же пустят внутрь, и в этом случае вы проедете бесплатно. Вообще автобусов в Лондоне ездит очень много, 90% из них двухэтажные, поэтому возможности попасть на второй этаж и сесть спереди достаточно много. Особенно это интересно сделать вечером или ночью. Именно так мы однажды ехали, - кроме нас и водителя в автобусе вообще никого не было)). Ночью кстати ездят и свои ночные маршрутные автобусы, а есть и специализированные автобусы, например «диско-басы». Кроме того, я видел даже абсолютно черный зловещий «дабл-деккер».

Что касается маршрутов «дабл-деккеров», то можно сказать, что их направления движения и расписание абсолютно прозрачны. Подойдя к остановке, можно сразу понять, куда от нее можно уехать, и, найдя заветную точку, понять, на какой номер автобуса сесть, и сколько его ждать. Во всяком случае, вечером и ночью мы ездили именно на автобусе, т.к. это с одной стороны интереснее, а с другой стороны надежнее, так как многие станции метро рано закрываются.
Также в Лондоне курсируют специальные туристические автобусы для просмотра достопримечательностей. Так, 3 автобусных оператора - London Sightseeing Tour, London Original Tour и The Big Bus Company проводят ознакомительную экскурсию по городу по принципу “спрыгнул-запрыгнул” (hop on – hop off), что тоже достаточно удобно. Но мы этим не пользовались.

Пренебрегали мне и услугами такси, хотя прокатиться на кэбе очень интересно. Однако туристы пишут, что за посадку таксист берет 2 фунта и далее по счетчику по расценке около 1.5 фунтов за километр. Причем естественно поймать кэб – это максимально потратиться на такси. А если заказать такси по телефону, то это может обойтись вдвое дешевле. Но тогда вас может подбросить не кэб, а простая легковушка. И если за вами приехал не кэб, вы можете не расстраиваться, так как компания-производитель этих машин уже давно принадлежит китайцам, и сами кэбы там же и выпускаются.

Еще одним видом транспорта для долгих переездов является железная дорога. Мы ею пользовались, чтобы добраться до Эдинбурга и сделали это без проблем. Хотя один из туристов в своем рассказе и убеждал, что «железная дорога в Англии ненадежна, так как без конца проводятся всякие инженерные работы и потому, что разные отрезки ж/д принадлежат разным компаниям, и без конца забастовки». Однако на железной дороге все равно можно с бОльшим комфортом и гораздо быстрее добраться до пункта назначения, чем на автобусе.

Наконец, некоторое время назад в связи с грядущей олимпиадой и желанием разгрузить движение в Лондоне, появились прокатные площадки велосипедов. Масштабнейший по инвестициям проект профинансировал местный Barklays Bank, чьи эмблемы и красуются на этих великах. По своей сути система проката аналогична парижской. Но специальные велосипедные дорожки есть в Лондоне отнюдь не везде. Кстати, для аренды велосипеда есть и альтернативные варианты. «Байк напрокат можно взять в веломагазине на Tooley st. За 12 фунтов в день с залогом $200», - пишет в отзыве один из велосипедистов, рекомендующий кататься по Ричмонд-парку.

Страницы123456789

4,9/5 (115)

6 комментариев

  1. Гость
    Гость 15 сентября

    Спасибо огромное автору за отличную информативную статью! читается на одном дыхании и содержит много полезного! Спасибо Вам большое и удачных новых путешествий!

  2. Гость
    Гость 02 июля

    Очень хорошо написано! спасибо

  3. Гость
    Гость 09 марта

    а не могли бы вы свой майл скинуть? так удобнее вопросы задавать)

  4. Автор
    Автор 09 марта

    almdudler собака яндекс ру

  5. Гость
    Гость 10 марта

    а на майле нету? я к сожалению не могу добавить яндекс,может вы есть в агенте или в контакте?

  6. Юрий
    Юрий 15 августа

    Услуги такси и трансфер в Лондоне: www.transfer-uk.com

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Район Хемпстед

Район Хемпстед

Престижный район Hampstead, где проживают интеллектуалы, писатели, звезды эстрады, банкиры, руководители крупных компаний, и который находится на северо-западе Лондона всего в 15-20…