Рынок

Рвбаки

Хампи.

Фото: http://www.foto.mail.ru/mail/jspb/hampi

Второе место «must see» называлось Хампи. Первый раз я не доехал до туда по причине охреневшей турфирмы, которая предлагала экскурсию на джипе за 250$, и в этот раз хорошенько подготовился.

Туда стоит поехать хотя бы потому, что это единственная стОящая экскурсия в Гоа.

Хампи – это городок, построенный на руинах столицы средневековой империи Виджаянагар. Это было индуистское государство времен исламской экспансии. И существовало примерно с 1336 по 1646. Однако столица была разрушена в 1565. Если кому-то хочется узнать подробнее, можно посмотреть здесь:

http://www.gazieva.ru/ru/photo/hampi - на русском
     http://en.wikipedia.org/wiki/Vijayanagara_Empire - на английском
     http://www.hampi.in/ - на английском

Ехать решили, естественно, без помощи всяких посредников. Есть несколько вариантов, как добраться до Хампи: арендовать машину/такси с водителем, купить билеты на поезд, поехать на автобусе.

Поезд выходит из Моргао (это город на юге Гоа) около 6 утра и идет до Хоспета (город около Хампи) 7 часов. Плюсы: комфортно; минусы: дорогое такси из сев. Гоа, теряется день на дорогу. Машина. Плюсы: свобода перемещения; минусы: дорого, неудобно.

В итоге остановились на автобусе. Тут поподробнее. Можно взять обычные сидячие или лежачие места. Лежачие удобнее и дороже. Такой автобус – слиппер бас – чем то похож на плацкарт в поезде. Только кровати двухместные. Иногда бывают и одинарные. Так что если ехать одному, с вами скорее всего окажется сосед(ка). Индусов я там, правда, не видел, наверно, дорого для них.

Автобус выходит из Мапусы в 6-7 вечера, заезжает в Панаджи и Палолем. Всего дорога составляет ок. 12 часов. Соответственно в 6-7 утра он в Хампи. Приезжает прямо в центр к храму Вирупакши.

Есть один момент, который надо обязательно учесть: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ БРАТЬ БИЛЕТЫ В КОНЦЕ АВТОБУСА!!!! Дороги в Индии далеко не идеальные, со множеством лежачих полицейских. Встречаются даже тройные!!!! :) Так что в конце автобуса пассажиров аж подбрасывает!!!! Тут будет не до сна! При покупке билетов специально попросите места в центре, между двух осей, или спереди, попросите нарисовать схему автобуса. Впрочем, вас просто могут обмануть ;). Лучше всего брать билеты заранее. Билеты продаются в любом тур агентстве. По приезду в Мапусу надо зайти в офис фирмы-перевозчика и зарегистрировать их.

К сожалению, мы взяли именно такие билеты. Так что дорога туда была адской… С нами в самом конце автобуса ехала еврейская семья – родители и ребенок лет 5-ти. Самое интересное, что ребенок заснул и всю дорогу ни разу даже не пискнул!

В автобусе нет никакого белья, одеял и подушек, а ночью холодно. Так что с собой надо взять подстилку, плед, надувную (или обычную) подушку, и теплые вещи.

Итак, мы в Хампи. Еще на подъезде в Хоспете нас встречали самые безумные в Индии зазывалы. Они орали что-то сквозь стекла и засовывали в щели между стекол свои визитки. Когда мы вышли из автобуса, зазывалы накинулись на нас и начали рвать на куски. От некоторых мы смогли избавиться, а один прилип как банный лист. Его услугами нам полунасильно и пришлось воспользоваться. Впрочем, он нам реально помог.

Первым делом купили в тур агентстве билеты на слиппер бас обратно. Потом стали искать жилье. Нам хотелось с горячей водой и вместе. В Хампи это оказалось практически нереально сделать! Дело было под Новый Год и мест было очень мало. Предприимчивые владельцы гестхаузов поняли это и подняли цены до небес. В итоге взяли жилье недалеко друг от друга с горячей водой за 1000 INR Без горячей – 800. По-моему, это очень дорого, но время дороже!

Посмотрели жилье и на другом берегу реки. Туда можно переправиться на пароме за 10 INR. Там очень приятные и недорогие домики. Но паром работает только до 6 вечера. Потом вроде тоже работает, но дороже (не проверял). Тот берег почему-то облюбовали еврейские туристы.

Для экскурсии решили снять 2 тук-тука с водителем. В итоге тук-тук стоил нам 700 INR в день. Он возил нас по согласованному маршруту. В такой тук-тук влезает максимум 3 худых человека. Думали взять байки за 150. Но мне выкатили какой-то древний агрегат, и в итоге по цене выходило примерно столько же с учетом бензина – отказались.

Хампи находится на каменистом плоскогорье между гор из огромных валунов – очень красиво, ничего подобного я нигде не видел! Тут же протекает горная речка. Здесь происходили события, описанные в Рамаяне. Не буду описывать руины, смотрите фото. В первый день больше всего запомнился подземный храм, где пол залит водой, и Храм Виттхала, одного из воплощений Вишну. В этом же храме стоит знаменитая каменная колесница. Надо будет купить билет за 250 INR, он дает право на посещение двух храмовых комплексов. Информацию о храмах можно прочитать в книжечке, купленной за 15 INR или на стендах. Все на английском.

Закат в Хампи принято встречать в Храме Ханумана. Он находится на другом берегу реки и добраться до него можно на абсолютно круглой плоскодонной плетеной лодке, потом правда нужно еще пешком пройти. Другой вариант – переправиться на переправе за 10 INR и брать такси. Нам, конечно, хотелось на лодке, к тому же, времени ехать на переправу не было – скоро закат. Это, видимо, понимали и хозяева лодок, которые выставили нам запредельную цену 600 INR на человека. Сбили до 300, реальная цена 100. Лодка доставила нас до берега по живописной речке, потом прошли еще метров 800 до горы. Храм находится на вершине горы, к нему ведет длинная извилистая лестница, около которой резвятся обезьяны. С горы открывается удивительный вид! Река, горы, закатное солнце. И много обезьян. И правильно, ведь Хануман – их бог. Тут, кстати, единственный раз встретили русских туристов. Люди взяли машины и сами(!!!) приехали на них из Гоа ночью.

Обратно по реке плыли в полной темноте против течения – около часа. Я светил фонариком.

Вечером наши «гиды» порекомендовали сходить в храм Вирупакши. Этот храм действующий. Притом, это одно из древнейших строений Хампи. Двор этого храма, тускло освещенный светом фонарей, был вымощен каменными плитами, очень старыми на вид. Между колонн храма и прямо на плитах, еще теплых от солнечной энергии, вповалку лежали люди и коровы. Любой человек может провести здесь ночь и ничего не бояться.

Там происходила какая-то церемония. Во главе церемонии шел слон, из современного динамика доносились индуистские молитвы, монотонные, повторяющиеся много раз. Когда слон подошел к храму, из него вынесли носилки с небольшой статуей под балдахином. Я чувствовал, как будто подглядываю за каким-то тайным ритуалом, но им было все равно. Стоит ли говорить, что мы были единственными белыми в храме в это время? Мы прошли в глубину храма, обошли все закоулки. Если честно, было немного не по себе. Мистика, да и только!

После посещения храма мы отправились на ужин – мы осознали, что не ели с самого утра! В Хампи много неплохих уютных ресторанов. В центральной части они в основном располагаются на крышах зданий. По наводке гида (надо же дать ему немного заработать ;)) мы пошли в ресторан Hot spot lounge – неплохое местечко. Выяснилось, что рестораны на берегу, где находятся храмы, только вегетарианские и безалкогольные. Это нас не сильно расстроило - заказали панир, пасту, салатов и лазанью. Обслуживающий персонал был медлителен даже для Индии…

На следующее утро, позавтракав в том же ресторане, пошли снова в храм Вирупакши. Вход стоил 2 INR! :) Я купил бананов, чтобы угостить слона. В храме было полно обезьян. Они воспитанно шли около меня, намекая, что нужно бы поделиться, что я и сделал. Обезьяна брала банан, чистила его и не спеша ела. Остальное отдал слону. Он не чистил бананы, а заглотил их целиком. Потом мы дали ему по монетке и он благословил нас, дотронувшись хоботом до головы! Очень позитивная традиция – мы радовались, как дети!

Потом нас покатали по руинам. В одном из храмов нам показали комнату, выдолбленную прямо в камне, там были несколько священных статуй. По Рамаяне здесь Рама, его брат Лакшмана и примкнувший к ним царь обезьян Хануман пережидали сезон дождей, чтобы затем отправиться на Шри-Ланку и вырвать из рук злого бога жену Рамы Ситу. Монах все рассказал нам, сфотографировался и поставил нам краской метки над переносицей – на удачу.

Потом еще заехали на Виджаянагарскую базарную площадь – сейчас она в руинах. В центре находится бассейн, заросший тиной, на берегу пасутся козы. Красивое место, хотя почему-то не входит в обязательный перечень объектов для посещения, зашли туда случайно.

У нас осталось время пообедать, собрать вещи и ехать к автобусу. Они отходят из Хоспета в 6-7 вечера. О трансфере до Хоспета лучше позаботиться заранее. Пообедать решили на «еврейском» берегу в мясном ресторане. Выбор мясных (читай из куры) блюд там был не ахти, и заявленного в меню пива не было, но все равно поели неплохо, и вид красивый.

Автобус опаздывал на час. Интернациональные бэкпэкеры покидали свои огромные рюкзаки под дерево и уселись рядом, а мы решили погулять в поисках Интернета. Хоспет оказался довольно цивилизованным городом – там было много современных зданий, был даже светофор!!! (не работал). Зашел в местный «бутик» - цены почти как в России и ценники есть! Перекусили в ресторане средней паршивости. Поняли, что цены в Гоа заряжены раза в 2-3. Обратно у нас оказались хорошие места, и я проспал большую часть дороги, перед этим успел поболтать с датчанином-фотографом, путешествовавшим по Индии.

Бюджет поездки на одного человека. Такси Арамболь-Мапуса 400 INR, билет в одну сторону на слиппер бас - 700, жилье в Хампи – 400, аренда тук-тука на два дня 700, билет в храмы 250, катание на лодке 300. Итого 3450 INR или 72$ за два дня. Я думаю, если ехать не в Новый год, сумма будет меньше, а поехать стоит обязательно! За 2 дня мы только успели посмотреть все основные достопримечательности в быстром темпе. Поэтому оптимально ехать на 2 дня и более.

Гость 02 ноября

через неделю с подругой летим на Северный Гоа, понравилось ваше описание поездки в Хампи, если получится обязательно тоже туда съездим. И вопрос: как добраться до Рэди? тоже было б интересно туда съездить самим. Мы будем на пляже Калангут, далеко от него?

От Калангута довольно далеко. Добраться до Рэди можно на такси или на байке. Ехать на север до упора, там будет пляж Керим. Около него паромная переправа. Переправится по ней, и там еще проехать немного до деревни Рэди. Если ехать на такси, придется его забить на все время поездки.

Гость 02 ноября

а как насчет безопасности в стране, если самим далеко заехать - это не опасно будет? хочется половить там рыбу, это реально если взять лодку напрокат?

Гость 05 ноября

С безопасностью все нормально, к тому же Парадайз - это совсем недалеко :) Про рыбалку - трудно сказать. Я думаю, что лодку не дадут, но с собой взять могут вполне.

Гость 21 февраля

Хорошая информация,жалко,что мы не нашли ее раньше,так как уже побывали на Гоа в январе.Обязательно бы съездили в Хампи на автобусе.

Гость 22 января

Мы тоже были в Хампи и одного дня нам хватило посмотреть все что запланировали.

Гость 05 октября

Мы тоже были в прошлом году в Хампи. Это самое настоящее чудо! В этом году надеемся еще разок туда попасть. По-моему двух дней мало. Хочется побольше побродить, подняться на гору к храму обезьян. Люди очень приветливые. Так что рекомендуем. Если Индия вас не пугает - вперед!

8. Светлана
    Светлана 05 февраля

Летим 2 раз в Индию,в прошлом году не доехали до Хампи,планировали ехать сами,но читая отзывы,думаю,поедем на автобусе...времени мало...А Парадайз,великолепен,тишина,красота. На рыбалку,думаю возьмут с собой жители,только нужно рано встать)...и ночью там прохладно,так что берите с собой что нибудь теплое,мы жили в плетеных домиках..."интерьер" оч интересный,но мы приехали не в домиках сидеть)))).Всем удачи,и ярких впечатлений!

9. Юля
    Юля 02 ноября

Мы в Агонде с 07.11 будем, хотелось бы тоже в Хампи самим сьездить. Пляж Паллолем вроде от нас недалеко, скажите, как этот Слиппер бас найти в Паллолеме?И билеты на него взять в Агонде, а где именно? Спасибо!