Ну, что, доброе утро, Пальмира!

Через бескрайние просторы пустыни, через трупы тушканчиков и сотни километров дорог мы долетели до тебя на гордо называющем себя автомобилем Пежо 306.

Поселились мы в первом цивильном на вид отеле, попавшемся на глаза, т.к. на часах было уже ближе к утру, а мы после дороги и еще не спал. Служащий сообщил, что "вотер ван аур", что означало, что вода - только с часу дня. Но, наученные опытом Дамаска, мы пошли по душевым, ибо горячая вода была и посреди ночи - главное дождаться ее появления. А потому, вместо того, чтобы заснуть немытыми и уставшими, мы легли спать достаточно веселыми и ободренными хорошим теплым душем. Утро началось просто здорово!

Выглянув из окна, мы посмотрели на вывеску пальмирского "Цитадель Отеля", который нам ОЧЕНЬ рекомендовал встречавший нас в аэропорту Дамаска на псевдолимузине водитель.. кхм.. ну, как ночью подумалось, что в эту дверь даже заходить не хочется, так и с утра. Мы минималисты, конечно, но не до такой степени...

Отель "Middle East", в котором мы остановились, достаточно приличное и приятное место - как снаружи, так и внутри. Излишеств и завитушек вы здесь не найдете, но нормальный качественный "евроремонт" и просто достойное состояние всех помещений - очень даже. Да и расположен он СРАЗУ при въезде в Пальмиру. Так что не найти его сложно. Дабл-номер стоил нам примерно 30 долларов с включенным в эту цену завтраком.

Ресторанчик, где туристов и ожидают утренние блюда, расположен в "Мидл-Исте" на верхнем этаже. Гордая надпись "панорамик вью" в рекламе у входа в здание говорила, оказывается, вовсе не о номерах, а о виде из окон ресторана.. вью и на самом деле был панорамик: пустыня, развалины..

Но, несмотря на завораживающий вид, голод победил, и мы решили узнтаь, чем же нас будут кормить. Оглянулись и увидели, что:

1) мы вообще единственные туристы в этом отеле в это время года (начало марта)

2) на завтрак - лаваш, булочки, масло, абрикосовое варенье, чай-кофе на выбор... вкусно!

Варварские набеги на лавки древностей

Одной из на самом деле приятных находок Пальмиры было то, что здесь очень много прикольных лавок древностей. Безусловно, вам будут пытаться впарить массу подделок под старину, но украшения и изделия из серебра и не только - ухххххх... так это все старО и красиво!.. Все полки покрыты вековой пылью, каждый сантиметр магазина занимают сундучочки, колечки, ножи, шлемы.. все, что душе угодно - и много старья - такого, каким оно лучше всего и бывает... настоящего!

Современные мы и несовременные доспехи, старинные колечки и хранилища древних sms-ок.. пыль, пачкающая руки и приводящая в восторг.. блестящие зияющие дырами выпавших камушков орнаменты... ммм!

Но куда же нам, молодым, без дури удалой? - подумали мы и нашли применение купленному Сашей местному головному убору: я нацепил псевдо-старинный римский шлем, и мы решили устроить публичную казнь - отсечение головы белого человека в тканевом головном уборе белым человеком в римском шлеме. Бедуины, проходившие мимо, смотрели на это не то, что неодобрительно, а как-то даже.. ну, в общем, зря мы так :)

Подурачившись всласть, мы скрылись в подвальчике очередного магазина, где и провели следующий час, копаясь в залежах всякой красоты. Не знаю, на что мы потратили больше времени - на покупку подарков и сувениров или на душевные разговоры с владельцем магазина.

Он, как и все сирийцы, которых мы встречали за время нашей поездки, оказался крайне дружелюбным и приветливым человеком. Выпив с ним по чашке чаю-кофе, мы получили его визитку и приглашение в гости "энитайм-энидэй". И в следующий раз, когда мы соберемся в Сирию, мы просто обязаны предупредить его, и он встретит нас в аэропорту.

"У нас не так много друзей из России, и я буду рад вам помочь в любом путешествии в Сирию в будущем. Мой дом - ваш дом, моя пища - ваша пища. И без всяких денег"

Такое отношение дико удивляет и трогает: всего три дня в стране, а уже третий человек нам предложил жить у него или обращаться за помощью в решении любых вопросов!.. с ума сойти.

Кстати, вторым, кто был по-настоящему гостеприимным в этом путешествии, оказался доктор офтальмологии со степенью Ph.D. Мы познакомились с ним в Сити-кафе в Хомесе, где он, услышав русскую речь, поздоровался с нами... на русском.

Пообщавшись с этим мужчиной в годах, мы узнали, что он 13 лет жил и учился в ОДЕССЕ, где и выучил русский. После этого он уехал в США стажироваться в офтальмологии и теперь тут, в Сирии, работает и живет: сам он сириец. Через 10 минут знакомства он вручил нам свою визитку и сказал, что если у нас будут ЛЮБЫЕ проблемы в Сирии - мы можем всегда ему позвонить, и он уверен, что сможет их решить.

Такие вот люди в этой странной и теплой стране.

Вперед, к руинам!

Вообще, Пальмира - это "руины и прочая каменистая история". Так что далее ничего особо захватывающего здесь найти не получится: будут зАмки, камушки, оазисы и почти полное отсутствие живности.

Что удивило: исторические памятники в Пальмире никем не охраняются. Так что то, что в Египте худо-бедно запрещено (растаскивать древности "на сувениры", например), в Сирии никто делать не помешает. Хотите булыжничек вот этот вот? Берите. Такое ощущение, что всем все равно. Нам - нет, и потому мы только фотографировали.

Сами строения впечатляют: огромные и удивительно прекрасные... когда-то были. Вдали виднеется крепость, которая, словно магнит, манила нас. И чтобы попасть в нее, нужно было найти дорогу где-то среди руин.

Петляя между холмами в поисках пути к крепости, мы заехали в долину могил, представляющих из себя эдакие возвышенности над землей, но до египетских пирамид, конечно же, не дотягивают.

"Странные они, сирийцы: даже могилы роют наизнанку..." - подумалось.

У подножия крепости расположен действующий ипподром, на котором, как нам объяснили, каждый месяц собираются бедуины и устраивают скачки. Ставки могут быть самыми разными, но самое ценное во всем этом, конечно же, лошади.

Тур по помещениям крепости занял нас на последующие часа 1,5, за которые мы осмотрели многие из 160 комнат, мечеть и водохранилище. Простая, но гениальная находка людей древности: т.к. водопровода в их времена не было :), они собирали дождевую воду - через отверстие в крыше крепости она попадала вниз, в 10-метровой глубины комнату-хранилище. И даже несмотря на то, что дожди в пустыне - дело редкое, запасов собранной влаги хватало на многие недели жизни.

Добравшись до крыши, сев на край стены и обняв колени, ты вдруг понимаешь, что отключился от мира, от жизни - от всего - и пребываешь в своей внутренней вселенной. Здесь гуляют ветры, здесь тепло и прохладно, здесь - свобода. В том самом естественном виде, в котором к ней даже можно прикоснуться. И именно за этим мы и летели и ехали в эту далекую и странную землю.

Взглянуте наверх - и вы утонете в небе. Посмотрите вниз, и восходящие потоки будут играть вашими волосами...

..а пока вы смотрите туда, за спиной вдруг раздастся голос гида: "Знаете, а у нас тут недавно как раз японский турист вниз упал.. вот так вот тоже смотрел и каааак полетеееел вниз... так кричал, так кричал.. ну естественно, умер.. но забавно.. давайте еще русский турист упадет, а? :))" Оборачиваешься, а гид улыбааается так.. улыбааается...

Пора домой

Взглянув на часы, мы слегка ужаснулись: надо спешить, ведь самолет через 6-7 часов.. а нам ехать часа 2 минимум. Впереди - более 400км дороги, за которые нам будет нужно и отдохнуть и успеть впитать еще многие впечатления, которыми Сирия просто перенасыщена.

Так что - домооооооооооо-уооо-оой.. :)

По пути мы увидели бедуина, размахивающего пустой бутылкой.

"Пастух. Хочет пить. А нам нужна кое-какая информация," - решили мы и остановились, чтобы совершить культурно-водно-информационный обмен.

Результат: всю воду у нас он забрал; информации не дал.

Вот такой вот обмен получился :)

Через полсотни километров мы заметили вестерн-муви-стайл "Багдад Кафе", где мы и остановились на кофе-брейк. Впрочем, и здесь нас ждало разочарование: в кафе есть много визиток разных людей, много кофе и чая, но совсем нет ни сэндвичей, ни чего-либо съестного в принципе. Зато сколько угодно дипломов, в т.ч. "за неоценимую помощь в проведении Ралли какого-то там.. когда-то там.. и все такое". :)

Случайно или не очень, но наша обратная дорога в Дамаск была слегка иной, чем из Дамаска: вместо скоростной трассы мы повернули левее - через городок с чудесным названием Дума, индустриальные ужасы которого плавно перетекли в другой городок, названия которого я уже не помню, но видами которого мы искренне наслаждались: супермаркеты, магазинчики, автосервисы, магазины сладкого и просто масса атрибутов слегка урбанизированной жизни.

Отдельного внимания заслуживают светофоры в Сирии: возможно, именно их внешний вид вдохновил создателя фильма "Полет Навигатора", когда он придумывал как будет выглядеть инопланетный мозг :)

Третий день путешествия завершался. Мы пребывали в настолько позитивном расположении духа, что не увидились, увидев, как из-под облаков бьет самый настоящий божественный свет, вежливо напомнивший нам, что мы приехали в необычные земли. Покорно склонив головы, мы отправились на поиски нашего отеля, где нам предстояло прекрасно провести время перед отправлением в аэропорт.

И снова Дамаск

Возвращение в Дамаск было слегка раздраженным: мы минут 40 искали как же подъехать к нашему отелю, т.к. пропустили поворот и заблудились. Когда же дорога назад нашлась, мы припарковали машину около отеля и решили дальше передвигаться только на такси. Благо, за 1 доллар вас будут возить минут 20-30 по всему городу. А если вы вчетвером и делите расходы... в общем, смешная арифметика.

Походив еще по магазинчикам за сувенирами и подарками, мы разделились: двое вернулись в отель паковать вещи, а двое двинулись обратно в "Шератон" - сдавать машину. Через час мы уже дружно расселись за столиками в "Султан"-отеле и решили допить остатки Малибу и Кампари, для чего просто обязательно был нужен СОК.

С соком в Сирии проблема: то, что продается в пакетах в магазинах - редкостное юппи, зато есть масса мест, где можно купить свежевыжатый. И вот, пока мы с Сашей ожидали приготовления литра яблочного и литра апельсинового соков, нас привлекла уже выжатый литр какого-то красновато-бурого сока, как оказалось, ГУАВЫ. Чтобы попробовать передать вкус: пробовали энерготоник SHARK`s? Вооот это - ТОТ САМЫЙ вкус, только не химический, а абсолютно натуральный. И язык красит тоже натурально :) Про сок гуавы я не зря упомянул - дальше он послужит поводом для небольшого шока.

Дамаск в воскресенье - это нечто: народу - масса, машин еще больше. Везде что-то продается, и мы это что-то покупаем. Саша с Леной запали на местный кофе, который стоит (самый дорогой) около 5 долларов КИЛОГРАММ, какао еще дешевле. Всякие сладости и вкусности уже НАСТОЛЬКО переполинили наши сумки, что мы диву дались: такого количества барахла из путешествий еще никогда не возили - обычная порция сувениров - 2-3 побрякушки; здесь же пахло 30-40 килограммами счастья друзей и родственников.

В аэропорт, в Москву.

Трансфер из отеля в аэропорт мы заказали на 23-40 (самолет в 2-10). Водитель перестраховался и пришел в отель аж в 11 часов, но когда понял, что ждать ему еще 40 минут, он сел и приняться ПИТЬ ВОДКУ с персоналом отеля... мы, попивавшие рядом кампари и малибу с соками, веселились от этой картины и втихаря молились местным богам, чтобы те проследили за нами до аэропорта и благословили на успешное возвращение :)

...но, что удивительно, довез нас любитель водки быстро и без проблем на просторном минивэне. Всего за 14 долларов за машину. Еще 5 минут - и с территории Сирии какой она есть мы окунулись в Сирию аэропортовую. Очередь, чек-ин, взвешивание, посадочный талон.. и часа полтора ожидания перед посадкой на рейс.

Москва встретила тем же, чем она встречает всегда: серыми цветами, холодом и все тем же вопросом: "И что мы тут забыли?.. побыстрее бы следующий рейс"..

Повернувшись к Саше, чтобы поздравить с прилетом на родину, мы обнаружили, что он валяется в кресле весь в крови. Перепугавшись до смерти, мы все же окликнули его и, как ни странно, он спокойно открыл глаза и с удивлением посмотрел на наши белые лица, словно задавая немой вопрос "а что случилось-то?".

..минуту спустя мы поняли, что это не кровь, а наш любимый 100% натуральный сок гуавы, пластиковая бутылка с которым не пережила взлета и посадки, и взорвалась в бардачке над сашиным сиденьем. А он умудрился не проснуться от душа кроваво-красной жидкости, вылившейся на него откуда-то сверху.

В общем, привет, Москва, от уставших, грязных, умотанных донельзя, но неописуемо счастливых путешественников!

На дворе было 7 марта, и через 4 дня нас уже ждал вылет в далекий солнечный Рим.