Наш сайт существует и развивается показывая онлайн-рекламу нашим посетителям.
Пожалуйста, подумайте о поддержке, отключив блокировку рекламы для нашего сайта. Спасибо!

Волшебная явь доктора Гаспара

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в канун рождественских и новогодних праздников открылась выставка «Новогодние сюрпризы» - старинные куклы и механизмы из коллекции российского предпринимателя и мецената Давида Якобашвили.

Волшебная явь доктора Гаспара

,

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в канун рождественских и новогодних праздников открылась выставка «Новогодние сюрпризы» - старинные куклы и механизмы из коллекции российского предпринимателя и мецената Давида Якобашвили.

«В Рождество все немного волхвы...» - писал когда-то Бродский. И дети — добавим — тоже. А какому ребёнку- во все времена - не хочется сказки, не хочется чуда? (Взрослому, конечно, хочется тоже — да признаваться в этом как-то несподручно.) В любой форме, в любом проявлении — на сцене, на киноэкране, а особенно в реальной повседневной жизни. А уж если это чудо создано не неким абстрактным творцом, а тобою самим или твоим ближним...

Подобных сюжетов в мировой культуре великое множество. От пресловутого гомункулуса до поющей куклы Антонии из оффенбаховских «Сказок Гофмана», от андерсеновского соловья до родившейся уже в ХХ веке стараниями доктора Гаспара Арнери (и Юрия Карловича Олеши) куклы-девочки Суок. И движение было встречным: и детям и взрослым хотелось чуда.

А мастерам — вероятно, даже больше — хотелось сотворить куклу (термин условный!), которая могла бы и быть внешне похожей на свой прототип и при этом двигаться, говорить... ну, словом, быть, что называется «один в один». Почти как одно из главных чудес сегодняшнего Эрмитажа — оживлённый руками русского чудо-мастера Ивана Кулибина включаемый лишь для особо важных персон «аглицкий» Павлин с заставки одного известного телеканала.

И обратим внимание: речь ни на секунду не идёт о созданных сначала воображением Карела Чапека, а потом руками в том числе и его читателей роботах. Робот — это прежде всего выполнение каких-то функций, утилитарное и обыкновенно чуждое эмоциям. Тут же — совсем иное. «Презренной пользы», о которой писал Пушкин, тут нет. Вообще.

Робот наверняка рассказал бы о выставке — более или менее механическим голосом — что в экспозицию вошло около трёх десятков автоматонов, они же механические куклы, органетт — это механические духовые музыкальные инструменты, а также граммофоны (но, право, кого сегодня удивишь этими милыми чудовищами с большими раструбами?) и прочими аппаратами прошлого и позапрошлого веков, особо выделив при этом то обстоятельство, что все экспонаты — спасибо нынешним Кулибиным! - действующие.

Но думаю, доктор Гаспар, существуй он на самом деле, немало порадовался и подивился бы, придя сегодня на нынешнюю выставку в старинную усадьбу Остерманов-Толстых. А радость и удивление, изумление даже — это уж чисто по-человечески! Да и выбор у каждого свой.

Одному понравится, к примеру, заводная... картина. Премиленький такой горный пейзаж в золочёной раме под стеклом. Бурная река, на которой покачивается утлый парусник. Вращающаяся водяная мельница. Пролетающий воздушный шар. Мчащийся по мостовой эстакаде поезд. И всё, как сейчас модно говорить, в одном флаконе.

Другому глянется маленькая заводная... гостиница, по-немецки gasthaus «У золотого льва». Не та ли, в которой обедали пушкинские Моцарт и Сальери? Только угощает она «хорошим обедом и славным вином», а мелодиями в старонемецком вкусе. Вроде «Милого Августина» - не сомневаюсь, что и она есть в её репертуаре!

На мой взгляд, более всего впечатляет вроде бы не очень приметный мастер, изготавливающий механическую утку. Жаль, что к этому чуду нет рядом подробного и — подчеркну! - увлекательного комментария. Ибо кто в сегодняшней России знает и помнит виртуозного французского мастера XVIII Жака де Вокансона, сына обычного перчаточника? Работа французского мастера середины прошлого века Лорена — своеобразный hommage, сиречь воздаяние ему.

Механические утки мастера Вокансона буквально сводили с ума дворы последних Людовиков. Утки эти хлопали крыльями, вращали глазами, крякали, пили водичку, клевали зерно... ну и, как говаривал прямодушный герой Ярослава Гашека, ещё кое-что делали, что рифмуется со словом «жрали». Мудрено ли, что эти птички привели в совершенно детский восторг даже величайшего скептика своего века — Вольтера, который напрямую заявил, что утки эти — главная достопримечательность тогдашней Франции!

Кому-то будут по душе и вещи «попроще» - сознательно беру это слово в кавычки. Попроще — это играющий на своём инструменте скрипач в камзоле, птица в золочёной клетке — прямая отсылка к сказке Андерсена. И, конечно же, вечная назло всем гаджетам шарманка, от души наяривающая баркаролу из «Сказок Гофмана». Очень-очень не хватаем на ней живого (или опять же механического!) попугая, который вытягивал бы билетики «со счастьем»...

И напоследок. Очень рекомендую будущим посетителям выставки — она работает до конца января - ознакомиться на сайте музея с расписанием сеансов, во время которых игрушки будут явлены в действии. Иначе чудо будет неполным...

Георгий Осипов

Источник: 100dorog.ru

Теги: новости туризма

на ленту новостей