Для крестовых походов, в которых участвовала Венеция, требовались оснащённые боевые корабли, и в 1104 в Венеции был основан Арсена́л (итал. Arsenale di Venezia, от араб. дар ас-синаа - мастерская)— комплексное предприятие для постройки и оснащения боевых кораблей, включающее кузницы, судоверфи, оружейные склады и различные мастерские. Арсенал имел два входа: для рабочих по суше и морские ворота для судов. На территории Арсенала располагались склады пеньки, строительного леса и оружия, а также крытые судоверфи, на которых сооружались до 20 галер длиной до 40 метров. Расширение театра боевых действий Венеции и войны с Генуей привели к постройке в 1326 второго, нового Арсенала (Arsenale Nuovo, в отличие от Arsenale Vecchio, старого Арсенала), рассчитанного на строительство до 80 галер. Арсенал получил монополию на строительство судов для городской Коммуны и являлся крупнейшим промышленным предприятием средневековой Европы. Во время войны с Турцией в Арсенале начали отливать пушки, изготавливать порох, а также паруса и такелаж. После поражения от турок у Неграпонте в 1473 был заложен третий, новейший Арсенал (Arsenale Nuovissimo), который строился до 1570. Новейший Арсенал позволял строить большие суда до 50 метров в длину. Венецианский Арсенал снабжал материалами два подведомственных ему арсенала, на Крите и в Корфу, и производил суда не только для Венеции, но и на заказ. Работники Арсенала получали меньше, чем в частном секторе, а с 1425 года конопатчики Арсенала не имели права работать на частных судоверфях. Однако в XV веке в Арсенал допустили сторонних судостроителей и конопатчиков, не лишая их права работать в других местах. Данте Алигьери посвятил венецианскому Арсеналу 21-ю песнь «Ада» И как в венецианском арсенале Кипит зимой тягучая смола, Чтоб мазать струги, те, что обветшали, И все справляют зимние дела: Тот ладит вёсла, этот забивает Щель в кузове, которая текла; Кто чинит нос, а кто корму клепает; Кто трудится, чтоб сделать новый струг; Кто снасти вьёт, кто паруса латает…