Успенский собор застал прогрессивную борьбу Владимирцев за объединение разрозненных земель. Именно в Успенском соборе восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У алтаря Успенского собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III. В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом на Руси. Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков. В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С начала 18 века предпринимались попытки по восстановлению Успенского собора. Архитектурный облик Успенского собора очень своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, которые на западном фасаде соответствуют пяти нефам – продольным частям храма, направленным с запада на восток. Центральная часть Успенского собора вместе с огромной главой возвышается над галереями, создавая динамичное завершение самого высокого древнерусского храма. Большой интерес вызывает некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а так же древнерусские писатели – епископ Симон, один из авторов «Киево-Печорского патерика» и Серапион Владимирский, известный своими поучениями, в которых он взывал русских людей к единению.