Дмитриевский собор один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-ые года как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который посвятил собор своему небесному покровителю – Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Ее раскрывают композиции с рельефом Св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида – псалмопевца, пастыря, царя, пророка – предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежат следующие композиции: «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Росписи 12 века (обнаруженные в 1843 году) принадлежат композиции «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами – сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца 12 века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского. В 1197 году в отстроенный храм из города Фессалоники (Солунь) из базилики Св. Дмитрия была принесена «доска гробная» – большая икона с изображением святого в рост. В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» – частица одежды, пропитанная кровью мученика. Так Владимир превратился во «вторые Фессалоники». Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 годов. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 году император Николай I во время посещения Владимира и пожелавший привести храм в первобытный вид и убрать галереи. В 1840–1847 годах состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 году появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. После 1917 года храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства.