В паре километров от побережья Средиземного моря, на острове Иф архипелага близ Марселя высится мрачная крепость. Замок Иф (Chateau d’If) - одна из самых известных в мире тюрем для политических заключенных и особо опасных врагов французского престола, а ныне – одна из самых популярных туристических достопримечательностей Марселя.

Замок возвели в первой половине шестнадцатого века. Тогда у него не было имени - просто форт на страже морских границ Марселя. Эта крепость ни разу так и не была атакована, и постепенно ей придумали новое применение. Военный форт стал замком Иф и оказался местом последних лет для многих бунтарей и смутьянов Франции. Жертвы религиозных распрей - гугеноты, политические противники короны - лидеры Парижской коммуны, просто преступники, признанные особо опасными для страны. Сейчас, когда замок Иф открыт для посетителей, он - живой памятник политическим репрессиям Франции на протяжении четырех столетий. Но интересует туристов зачастую совершенно другие узники. В замке располагается обширная экспозиция, посвященная человеку, который не то, что не был здесь заключен - он и не существовал вовсе.

Эдмон Дантес, миру известный под именем Монте-Кристо. Александр Дюма-отец поместил своего героя в камере на первом этаже, а по соседству обитал другой герой романа - аббат Фариа. Две эти камеры соединены лазом. Сейчас уже трудно сказать, повлияла ли книга на расположение камер, или же наоборот, но сегодня здесь все соответствует описаниям Дюма. Здесь можно посмотреть эпизоды встречи Дантеса и Фариа из различных экранизаций романа, самому побывать в роли бесправного узника. Второй по популярности является камера "человека в железной маске", который, хоть и был настоящей исторической личностью, но именно в замке Иф никогда не был. Благодаря тому, что замок не подвергался атакам, за исключением недолгого периода пребывания в нем немцев во время Второй мировой войны, он сохранился практически полностью. Правда, он не очень прочен сам по себе - строили крепость на скорую руку и допустили немало оплошностей. Впрочем, постоянно неспокойное море и множество скал вокруг компенсировали огрехи строительства. Может быть, крепость и не была бы неприступной извне, но изнутри побег был невозможен.