Музей, относящийся к Западно-Сибирской железной дороге, был основан в августе 2000 года. Общая протяжённость выставочных площадок составляет около трёх километров.В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири. Кроме того, в коллекции музея имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.
В России есть несколько подобных музеев. Кроме музея в Новосибирске, существуют:
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации в Санкт-Петербурге
Музей под Ростовом-на-Дону. В 1996 году в связи с тем, что на экспериментальном кольце ВНИИЖТа скопилось много железнодорожной техники, от главного управления локомотивного хозяйства поступило предложение создать музей.
В 1998 году начальником Западно-Сибирской железной дороги принято решение об открытии музея. На это решение повлияли усилия ветеранов-работников железной дороги и Николая Акулинина (заместителя начальника железной дороги).
С весны 1999 года было собрано 63 экспоната, и в августе 2000 года музей был открыт. Изначально музей носит имя Николая Акулинина — его создателя и первого директора (Николай Архипович был против присвоения музею собственного имени, но руководство настояло).
В 2006 году в состав музея железнодорожной техники вошла выставка ретроавтомобилей.
В 2007 году прошло два мероприятия:
май: Выставка «Сибавто»
5 августа (День железнодорожника): ретроавтопробег от «Сеятеля» до Заельцовкого парка.
В 2009 в музей поступил новый экспонат — тепловоз ТЭП80-0001, который до этого находился на базе запаса Дно Октябрьской ж.д.