Волго-Донской канал строился около четырех лет - это исключительно короткий срок, учитывая огромный объем выполненных работ. Например, из русла канала было вынуто и перемещено 152 млн. кубометров земли. В горячие дни "большой земли" выемка грунта доходила до 200 тыс. кубометров в сутки, намного превышая существовавшие тогда нормы. Это стало возможным благодаря высокому уровню механизации: на стройке работало 326 экскаваторов (причем впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, производившие бестранспортную разработку земли), 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше 4 тысяч автомашин. В период "большого бетона", когда крепились откосы, возводилась водосливная плотина, строились шлюзы, объем железобетонных и бетонных работ составил почти 3 млн. кубометров. 31 мая 1952 г. произошло историческое событие - воды Волги и Дона соединились. 10 июля 1952 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина; его официальное открытие 27 июля стало праздником не только для строителей - для всей страны. Волго-Дон - выдающееся сооружение по своим техническим параметрам. Впервые в мире строительство мощных железобетонных конструкций велось на мягких грунтах, насыщенных плывунами, спрессованными глинами, что определило необходимость новых решений ряда проблем. Протяженность его - 101 км. По трассе канала сооружены и созданы 13 судоходных шлюзов, 3 водохранилища - Варваровское, Береславское, Карповское, воду в которые подают 3 мощные насосные станции, 13 плотин, 7 водосбросов и водопусков, 8 мостов, паромные переправы, пристани, автомобильная дорога. Т.к. Волжский склон междуречья более крутой, шлюзы здесь располагаются близко друг к другу и образуют так называемую "чапурниковскую лестницу", которая завершается на водоразделе девятым шлюзом на высоте 88 м над уровнем Волги. На водораздельном участке шлюзов нет, здесь на месте речки Червленой образовано Варваровское водохранилище. На пологом донском склоне находятся всего три шлюза, а также Береславское и Карповское водохранилища. Питается канал донской водой, которая последовательно перекачивается тремя насосными станциями в водохранилища. В комплекс Волго-Дона входит Цимлянский гидроузел, а также сеть оросительных каналов, рассчитанная на орошение и обводнение земель засушливой зоны.) С открытием Волго-Донского канала завершилась большая работа по созданию глубоководных путей Европейской части СССР, Волгоград стал портом пяти морей.