Объект расположен под зданием современной Академии культуры и искусства, в котором ранее располагался Куйбышевский обком. Справа от парадной лестницы в холле обкома партии находилась неприметная дверь, возле которой круглосуточно дежурил сотрудник НКВД. Сразу за ней железная створка, за которой и находился один из главных секретов того времени. За дверью находится верхняя площадка, с которой начинается спуск в бункер как на лифте, так и по лестнице. Далее вниз ведёт 14-метровая шахта, соединяющаяся с длинным поперечным коридором-этажом, где сосредоточены агрегаты жизнеобеспечения и вспомогательные механизмы бункера. В случае необходимости этот верхний этаж перекрывается массивными стальными гермодверями, способными выдержать нагрузку до 10 тонн на квадратный метр. Посреди коридора, ведущего к запасному выходу, расположен вход в главную часть бункера — вертикальный ствол-убежище, уходящий в глубь земли ещё на 23 метра. Он — точная копия метрополитеновского тоннеля, прорытого вертикально. После 192-й ступеньки начинается самый глубокий — первый этаж (счёт этажей идёт снизу вверх), пол которого выложен голубой плиткой. 15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 801сс «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы в город Куйбышев». Во втором пункте этого документа говорилось непосредственно о Сталине — его эвакуация намечалась в случае крайней необходимости, «смотря по обстановке». 21 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 826сс «О строительстве убежища в г. Куйбышеве». 22 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпускает секретное постановление № 945сс «О строительстве специальных убежищ в городах: Саратове, Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве и Сталинграде». В постановлении говорилось: «ГКО постановляет построить в перечисленных городах командные пункты-бомбоубежища. Строительство помимо Куйбышева производить по типу, принятому для города Горького, с полезной площадью 300 кв. метров…». Для строительства бункера была скопирована конструкция станции метро «Аэропорт» в Москве . Бункер в Куйбышеве строился с февраля по октябрь 1942 года московскими и харьковскими метростроевцами, а также донбасскими шахтёрами. В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Из всех строителей бункера ныне известны лишь главный инженер проекта Ю. С. Островский, главный архитектор М. А. Зеленин и начальник геомаркшейдерских работ И. И. Дробинин. Со всех была взята подписка о неразглашении государственной тайны, не имеющая срока давности. Поэтому даже живущие рядом жители города не догадывались, что происходит за высоким забором стройки. Грунт вывозился машинами ночью. Строители практически не покидали объект, питались в построенной здесь же столовой, а ночевали в общежитии во дворе обкома или прямо в подземных помещениях. Работы велись круглосуточно, в две смены. Менее чем за год было вынуто 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона. 6 января 1943 года госкомиссия официально приняла в эксплуатацию бункер Сталина. Бункер является одним из старейших во всём мире среди себе подобных. В бункере поддерживается постоянный микроклимат. Фильтровально-вентиляционные системы «дышат» воздухом, подогретым до девятнадцатиградусной температуры. На глубине четырнадцати метров располагается так называемый технический этаж. В случае приезда Сталина здесь размещалась бы вся администрация и прислуга. По легенде, бункер соединяется с комплексом сооружений под Площадью Куйбышева, а также бункером под Управлением МЧС и Домом Офицеров. Согласно другой легенде, бункер Сталина строился ещё в 30-х годах одновременно с застройкой соседних кварталов. В бункере расположен личный кабинет Сталина, имеющий много фальшивых дверей.