В аэропорт я выехала в 5 утра. Шел дождь и очень хотелось спать. Вчера меня трижды спрашивали: откуда вылет. Сначала родители, потом брат и, наконец, диспетчер такси. И вот мы в пути к Шереметьево-2. Я дремлю расслабленно в машине. Но иногда поглядываю на девушку-водителя, главное, чтобы она не заснула. Улицы пустынны, и мы мчимся к аэропорту. Почему-то решила посмотреть билет... а там три буквы «DME». Я сначала даже не поверила своим глазам, наверное, со сна померещилось. Открыла билет снова... Девушка-водитель, очевидно подумала, что я сумасшедшая. Но, почти уже приехав в Шереметьево, мы развернулись и погнали в Домодедово. Как только мне выдали посадочный талон, регистрация на рейс закончилась.

Впервые летела Иберией. Авиакомпания запомнилась очень некрасивыми и недружелюбными стюардессами. Где они их находят? Cамолет из Москвы был наполовину заполнен русскими туристами, летящими на Ибицу, Кубу, в Перу, поэтому атмосфера стояла «предпраздничная», и наблюдались лица в сильном подпитии.

Я сидела с двумя красными (лицом) белорусами, которые, к моему появлению, уже расставили на свободном (моем) сиденье виски и колу. Несмотря на ранний час, необходимо было выпить за взлет, за путешествия и, конечно же, за девушек J. Испанские стюардессы нервничали, несколько раз пытались прекратить пьянство и, в конце концов, бутылку забрали до посадки. Тем не менее, ребята остались в отличном настроении и принялись рассказывать о своей жизни. Оказывается, в Белоруссии за каждую тур-поездку надо отчитываться в налоговой инспекции. Поэтому приходится ездить только через Москву. Один рассказал, как делал себе шенгенскую мульти-визу, стоившую ему 1000 евро. По сценарию он прикидывался водителем фуры. «Снял все побрякушки и ролекс, пришел в бельгийское посольство и с чувством стал рассказывать «тете», как гоняю грузовики. Сработало!» «М-да», - подумала я. «И ничего, живут люди».

В Мадриде час ожидания и уже посадка на Каракас. Поели, поспали, поели и уже спускаемся в Каракасе. Под нами бескрайнее море и полоска карибских пляжей – красиво.

Вероника, прилетевшая на час раньше Люфтганзой, ждала меня в зале получения багажа. Отлично выглядит: похудела, похорошела... Как же мы давно не виделись! J

На выходе нас встречала представительница Osprey Tours. В Венесуэле некоторые Национальные парки (например, Canaima, Roraima, Los Llanos) проще и дешевле посетить, объединившись с другими туристами. Поскольку времени у нас было всего 18 дней, а хотелось очень многого, я решила заранее зарезервировать несколько мини-туров, состыковав их перелетами и ночными автобусными переездами. На сайте Лоэнли Плэнет получила несколько отличных рекомендаций о Бене Родригесе и его агенстве – Оспрей Турс. Сейчас могу подтвердить, что работает Бен отлично и сам готов 24 часа в сутки 7 дней в неделю заниматься Вашим пребыванием в Венесуэле. Сотрудница Бена передала нам билеты на самолеты на внутренние рейсы и ваучеры на 3х дневный тур в Канайму, который у нас начинался уже на следующий день, и дальше на 6-тидневный поход на вершину Рораймы.

Для полной укомплектации оставалось еще поменять деньги на «черном рынке». Государственный курс доллара США к боливару примерно составлял 1:2,000. Правительство Уго Чавеса ограничило продажу долларов местному населению. Каждый венесуэлец имеет право ежегодно приобретать около 5 тысяч долларов США, больше ни-ни. И никого не интересует, что вам нужно больше денег для путешествий или на обучение детей или на покупки. Поэтому в стране процветает «черный рынок», на котором курс доллара на момент нашего пребывания составлял 4,000-4,500 боливар к 1 доллару. Такая ситуация делает Венесуэлу весьма дешевой страной для путешествий, если у вас есть наличные доллары и вы их меняете по хорошему курсу. Но как же рвали на себе волосы туристы, у которых с собой были только кредитки и приходилось снимать боливары в банкомате по гос-курсу. У этих несчастных, в прямом смысле слова, кусок застревал в горле, когда они осознавали, что платят за все в 2 раза больше, чем соседи.

Мы же, успешно обменяв доллары у носильщика в зале прилета, перекочевали в терминал для внутренних рейсов. Терминал для внутренних рейсов очень порадовал. Там подают прекрасный кофе – кофе в Венесуэле очень хорош. Еще там очень аппетитные тортики и огромный выбор итальянского мороженого. Ну и главное – там делают свежайшие и вкуснейшие суши! Национальная еда всех москвичей J. Несмотря на усталость, я потащила Веронику есть суши. На 200 рублей мы обе объелись, но как же приятно!

Уже в темноте мы приземлились в Сиудад Боливаре. Взяли такси в отель Ла Кумбре. Отель находится на холме с прекрасной панорамой на город – ее мы оценили на следующее утро. Была пятница, и в отеле шла какая-то вечеринка с ОЧЕНЬ громкой музыкой. Но мы уже ничего не видели и не слышали – доползли до кроватей и упали без памяти.

Канайма
Утро встречает солнечными лучами. Я выглядываю в окно – оно в нашем номере от пола до потолка – и понимаю, что бунгало нависает над пропастью! Под ногами у меня буйная зелень и крутой обрыв. Вдали видна река Ориноко с огромным, поблескивающим на солнце мостом. Мы перебираемся в ресторан, оттуда тоже великолепные виды на всю округу, и с удовольствием пьем ароматный кофе. Но долго любоваться времени нет. В 7мь утра за нами приезжает таксист и везет снова в аэропорт.

На этот раз нам предстоит полет на крохотном самолетике! Вот здорово! Я еще никогда на таком не летала! Нас очень быстро зарегистрировали и уже через полчаса пригласили на взлетное поле. Пожали руку пилоту. Вероника немного волновалась – она побаивается высоты. Я было хотела тоже поволноваться и поохать для порядку, но с нами в салон набились трое местных – одна бабуля тут же завалилась спать, и двое мужичков, скучающе зевнув, уставились в газеты. Всего-то делов! Мы плавно взлетели. Погода была великолепная. Видимость внизу отличная и было интересно наблюдать, как мы пролетали сначала над многочисленными возделанными полями, потом над рекой, и большими территориями полностью залитыми водой, потом над безлюдными холмами и вот, наконец, первая тепуя! Красота! Тепуи – это горы, типичные для южной Венесуэлы. У них плоский верх и резко обрывающиеся края – формой похожи на столы. Эти горы создают мистический, ни на что не похожий ландшафт. На самую высокую тепую – Рорайма – нам в дальнейшем предстояло забраться.

В Канайме нас ждал гид Хорхе – веселый парень, отлично говоривший по-английски. Канайма – это деревня пимонов, около 1000 жителей. Уже многие годы 90% населения Канаймы зарабатывают на жизнь туризмом. В деревне есть несколько пансионов, где можно поселиться. Там же организуют поездки по окрестностям с посещением водопадов, пещер, других индейских деревень и, конечно, магнита всех туристов, самого высокого в мире водопада – Санто Анхель, высота чуть больше 1000 метров. В наш 3х дневный тур входила поездка на лодке к водопаду Санто Анхель, ночевка у его подножия, возвращение в Канайму и посещение водопадов Сапо. Это стандартная программа, предлагаемая большинством агенств. Ночевали мы в лагере Кавач.

Между тем на таких же самолетиках прилетели остальные члены нашей группы. Два парня, Аджей и Цезарь, один индо-австралиец, другой – пуэрториканец, работающих в Венесуэле по контракту. Две вечно недовольные девушки из Германии. И еще пара из Лозанны, Себастьян и Инес. Инес работает в Федерации гимнастики Швейцарии. Поэтому ее любимое блюдо – это «водка с черной икрой» - привыкла, после многочисленных тусовок с российскими коллегами. Себастьян же постоянно бредил едой и составлял для нас аппетитные меню на завтрак, обед и ужин.

В лагере Кавач мы оставили рюкзаки, взяли только необходимые вещи для одной ночевки и отправились к водопаду. Шли на моторной лодке против течения около 4,5 часов. Довольно сильно промокли на порогах. Вокруг джунгли и тепуи поднимаются со всех сторон. Пейзажи просто завораживали. Наконец – водопад! Красота. В сезон дождей он огромен. Мы переобулись в кроссовки и пошли к водопаду – около часа ходьбы вверх. И вот мы у потока ревущей воды! Даже кружится голова от такой мощи! У самого подножия водопада есть небольшая лагуна, в которой можно искупаться. Сначала никто не хотел, всем почему-то к концу дня стало холодно, да и вода в водопаде ледяная. Солнце уже почти садилось, и наша группа потянулась назад, чтобы не возвращаться по джунглям в кромешной тьме. Мне так не хотелось уходить. И тут наш гид неожиданно нырнул прямо под потоки воды! Ух, ты! У меня даже дыхание перехватило. Больше я ни о чем не размышляла. Скорее разделась и бросилась в этот бурлящий водоворот! Ааааааа..... я просто орала во все горло от счастья! Можно было подплыть совсем близко к водопаду и, задрав голову, смотреть, как на тебя с километровой высоты падает вода! Это было так здорово! Незабываемые мгновенья жизни. Вероника, не выдержав моего восторга, полезла тоже. Лучшее купание!
Спускались мы в темноте. Было очень неприятно – совсем не видно, куда ступаешь, но все-таки все живые и невредимые выбрались к реке. А там уже ждали лодки, которые отвезли нас при лунном свете в лагерь. Спать нам предстояло в гамаках. Я опасалась, что это очень неудобно, и мы, конечно же, не сможем выспаться. Но оказалось, что главное лечь по-диагонали, тогда лежишь как будто на ровной поверхности. Хорхе нас всех научил, и мы тут же заснули. Всю ночь лил дождь, а под звуки дождя спалось еще слаще.

Утром проснулись около шести. Вокруг туман. Санто Анхель в облаках. Себастьян, потянувшись, сказал Хорхе: «Мне, пожалуйста, 2 круасана с маслом и апельсиновым джемом, чашечку горячего шоколада и фруктовый салат». Хорхе захихикал и разложил нам по тарелкам арепы. Арепа – это кукурузная лепешка. В нее обычно кладут разные наполнители. Например, на завтрак: масло, сыр, ветчину, горячие бобы. На обед или на ужин – может быть что угодно, у каждого венесуэльца есть своя волшебная комбинация. Арепы – блюдо на любителя. Мне они понравились, но многие туристы не могут их есть. Пока позавтракали - распогодилось. После ночного дождя воды в реке сильно прибавилось. Вскоре мы помчались назад, поднимая вихри брызг и проходя много бурлящих порогов. Вниз по течению ехать было веселее. Остановились у небольшого водопада – там все побежали купаться. Мы залезали к самому водопаду, а потом проходили сквозь воду в маленькую пещеру. Здорово!

В 11:30 мы были уже в Канайме. За обедом зашла речь о нашем любимом Бене Родригасе. Все участники группы приехали через его агенство, и все были под огромным впечатлением. «Супер-Бен» - назвали мы его. Никто его никогда не видел, но, как по волшебству, все работает именно так, как нужно. В соседней группе, тоже обедавшей за нашим столом, оказалась русская пара, Андрей и Вера. Мы с ними познакомились, и они тут же признали нас с Вероникой еще по моим кубинским историям. Просто удивительно! Было очень приятно пообщаться.

После обеда все переместились к лагуне. Место это необыкновенно красивое. Большое водное пространство, вдали бурлят и падают в лагуну 3 водопада, недалеко от берега, прямо из воды, растут 3 пальмы. На берегу мягчайший белый песок. Этакий райский уголок.

Мы погрузились в лодку и отправились к водопадам Сапо. Сначала 15 минут на лодке, потом 30 минут пешком, и вот мы уже подходим к стене грохочущей воды. Нам предстояло пройти между скалой и этой бушующей стеной водопада. Идти минут 20. В некоторых местах вода захлестывала нас и надо было закрывать глаза и рот, чтобы двигаться дальше. В других местах вода падала на некотором расстоянии, и мы смотрели сквозь стену на красивую долину у нас под ногами. Выйдя с другой стороны водопада, Хорхе тут же занырнул в озерцо, прямо у каскада. Если бы не он, никогда бы не подумала, что в этой сумасшедшей мощи еще можно и купаться. Это был класс! Лучший массаж – водопад обрушивался прямо на нас! Лучшие виды! Сплошной адреналин! Мы все орали как дети – восторг!

Дальше мы двинулись на гору – на смотровую площадку над водопадом. Там всем захотелось просто безмолвно помедитировать, преклоняясь перед величием нашей природы. Никогда еще я не была так близко к такой мощи – чтобы руками можно было дотронуться.

Перед ужином мы решили прогуляться по деревне и выпить пива. Ориентируясь по громкой музыке пришли в биллиардную, где все по очереди гоняли шары и выпили по паре банок пива. Причем в Венесуэле на банках изображены такие жгучие красотки «Polar girls», говорят, помогают увеличивать продажи. Вскоре к нам присоединился довольный пританцовывающий Хорхе. В восемь мы двинулись на ужин. «Что уже спать идете?!» - удивился Хорхе. «Да голодные мы!» Парень, оказывается, забыл, что мы еще не ели. Себастьян, мурлыча, мечтал о филе миньон в трюфельном соусе с морковкой в белом вине и бутылочке красного вина. Пришлось довольствоваться курицей с рисом, и на том спасибо.

За ужином опять встретились с Андреем и Верой и их попутчиками из Голландии. Все вместе решили продолжить вечер, и Хорхе повел нас домой к своему другу. Тот «открыл бар», включил музыку, поставил большой стол у себя на террасе и пригласил нас чувствовать себя как дома. И понеслось. У Андрея был хороший скотч. Когда его допили, переключились на ром. Андрей проявил отличные организаторские способности, чтобы все дружно сбрасывались на новую бутылку, и наши стаканы никогда не пустовали. Вскоре все кинулись танцевать. Сальса!..... Я кружилась с Айджеем. У нас, кажется, плохо получалось, но было очень весело. Все больше рома и больше веселья! Какое же замечательное место, эта Канайма! Спать пошли глубокой ночью.

Несмотря на количество выпитого, настроение на следующий день было отличное. Мы все дружно собрались на завтрак к 8ми утра. В этот день все должны были улетать, правда, в разное время. Цезарь и Айджей позвонили Бену, и он перенес их отлет на пару часов пораньше – чтобы они успели на прямой рейс из Сиудада Боливар в Валенсию. Настроение у всех было приятное и расслабленное. Мы отправились в лагуну, где загорали, гуляли по белоснежному пляжу, купались. Нам с Вероникой уже завтра предстояло начать восхождение на Рорайму, и мы набирались сил. Андрей с Верой полетели на самолетике к водопаду – молодцы!

За обедом все очень тепло распрощались. Отличная подобралась группа! Наш обратный полет проходил в облаках. В стекло били капли дождя, иногда попадая и в салон, нас не на шутку трясло и, прилетев, мы какое-то время отходили.

Потом мы оставили вещи на хранение у сотрудников авиакомпании, с которой мы летали, а сами пошли смотреть город – Сиудад Боливар. Приехали на набережную реки Ориноко. Она великолепна. Красивый вид на огромный мост через реку. Вдоль реки очень приятно прогуляться, там хорошо дышится. С набережной мы поднялись в старый город: низкие разноцветные домики в колониальном стиле, уютные площади. Напоминает Кубу, только на улицах гораздо больше магазинов и машин. Особенно магазинов обуви почему-то огромное количество во всех городах Венесуэлы.

Пока гуляли, не увидели ни одного ресторана! По совету Лоэнли Плэнет отыскали весьма непрезентабельную на вид арабскую кафешку. Заказали несколько закусок и сэндвичи с фалафелем. Девушка за стойкой, милая черноволосая толстушка, честно предупредила, что заказали мы слишком много, и нам принесут половинчатые порции. Когда я откусила свой сэндвич... я подумала: «Этого не может быть! Здесь же не Бейрут и не Алеппо... Как же такое счастье возможно!»
- Откуда? – спросила я девочку. – Откуда здесь такая настоящая арабская еда, да еще и в лучших традициях?!
- Мой папа приехал в Венесуэлу 30 лет назад из Алеппо, - потупилась девочка и показала на наклейку с сирийским флагом на дверях кафе, которую мы и не заметили.
- Передай своему папе нашу благодарность! Это же неимоверно вкусно! Алеппо – как я люблю этот город!
Девочка открыла рот от изумления. Она никогда не бывала в Алеппо. Но еду свою сирийцы не забыли! Мы с Вероникой просто не могли оторваться и пришли к единодушному выводу, что в Сиудад Боливар стоит заехать хотя бы ради этого фалафеля!

После ужина взяли рюкзаки и поехали на автобусную станцию. Нам предстоял ночной переезд в Санта Элену – город на границе с Бразилией. Оттуда стартуют разные туристические маршруты, в том числе на вершину самой высокой тепуи – Рораймы.

На автобусной станции, кроме оплаты билета, нужно еще платить налог за отъезд – мы этого не знали, и я долго бегала перед посадкой, выясняя, почему же нас не пускают в автобус. Но, наконец, все разрешилось, и мы устроились на 2м этаже очень комфортабельного автобуса – они оснащены туалетами и убойной системой кондиционирования. Где-то я прочитала, что средняя температура в венесуэльских автобусах равна 9 градусам цельсия. Там ХОЛОДНО. Иностранцы недоумевают, зачем эти пытки и обязательно предупреждают друг друга, что в автобусе нужно одеть на себя ВСЕ, что есть из теплых вещей. А местные жители мне рассказали, что недавно у них проходил референдум, стоит ли поддерживать такую низкую температуру в автобусах? И большинство венесуэльцев ответили: ДА! Так что теперь они, одетые в шарфы, шапки и даже в перчатки, мерзли, прижимаясь друг к другу. Мы же забрались в наши пуховые спальники, так что страшные венесуэльские кондиционеры были нам нипочем, и сладко уснули.

Около шести утра нас всех разбудили, выгнали из автобуса и провели полный досмотр багажа. Заставили вытащить из рюкзаков все вещи – такая нудная процедура. Хорошо хоть, что прямо на «таможне» продавали ароматный и крепкий кофе в крохотных чашечках – мы взбодрились и окончательно проснулись.

Через час мы прибыли с Санта Элену и на такси добрались до отеля Мишель. Там нас уже поджидал владелец - очень дружелюбный и классный немец Эрик. Он так обрадовался, что я из России и сообщил, что мечтает поехать в Питер и посмотреть янтарную комнату! Эрик сразу позвал нас завтракать. Завтраки в отеле Мишель – это лучшие завтраки в Венесуэле. За большим столом собираются туристы со всего света. Все сразу знакомятся, общаются, становятся друзьями. Эрик, как профессиональный тамада, ведет и участвует в общем разговоре, подливая всем дымящийся кофе и подкладывая хрустящие тосты. За разговорами и вкусной едой у Эрика можно просидеть целую вечность.

Но нас ждала Рорайма. Вскоре мы познакомились с остальными участниками похода: пара из Барселоны – каталонцы, по профессии музыканты, выращивающие на своей даче марихуану. Бывший банкир из Амстердама, Ян, который бросил работу, продал дом «на одном из каналов» и уже пару лет путешествует по свету. Американец Сэм, программист, проживающий в Лас Вегасе. Швейцарец Тим, студент, объехавший в свои 23 года полсвета. Тим провел 2 месяца в Каракасе с делегацией швейцарских студентов, которые встречались с венесуэльской политической и бизнес элитой, чтобы изучить так «непохожий на Швейцарию» строй. Тим оказался самым сильным и выносливым в нашей группе и обо всех нас заботился. И, наконец, наша будущая Мисс Рорайма, немка Мариетта. Ее смех слышался на многие километры вокруг. Мариетта больше всех волновалась, сможет ли она выдержать восхождение, но справилась блестяще. К моему величайшему изумлению, когда мы подошли знакомиться, вся наша группа мирно болтала между собой по-испански! Просто невероятно! Американец, швейцарец, немка, голландец, русская – мы все путешествие общались по-испански, и только наши друзья из Барселоны предпочитали каталонский J.

Наш гид, Алекс, был из соседнего государства, Гуаяна. Он сначала поразил меня тем, что не знал столицу России. Но потом оказалось, что он не знает и столиц США и Великобритании, но, в остальном, он был славным малым, который старался вовсю.

Трек на Рорайму начинается из деревушки Паратепуи, куда нас за полтора часа домчали на джипе. Водитель – француз Фредерико, уже 17 лет живущий в Венесуэле, рассказал по дороге, что с месяц назад 4 автобуса, направляющиеся из Сиудад Боливара в Санта Элену были остановлены бандитами, и все пассажиры ограблены и раздеты до нитки. Потом, правда, воров быстро поймали. «Дорога тут на ближайшие 500 километров одна и упирается в границу с Бразилией, так что прятаться особенно негде.» Еще поговорили о спекуляции бензином. В Венесуэле бензин стоит копейки, но продажа его строго лимитирована. Так что чиновники наживаются на продаже бензина уже по цене в 10-20 раз больше. Вцелом, заключил наш новый знакомый, жизнь в Венесуэле за последние 10 лет ухудшилась.

В Паратепуях последние приготовления. Все наши мальчики взялись нести свой багаж сами, а девочки частично отдали носильщикам. Около полудня мы, наконец, выступили. Первый день пути самый неинтересный. Местность ровная и однообразная, и только две величественные тепуи поднимаются у горизонта и манят к себе, как магниты. Не успели оглянуться, как через 3 часа мы уже были в 1м лагере. Цивилизация меня удивила. Там стояли несколько добротных деревянных навесов со столами и лавками. Это очень удобно на случай дождя. Не придется ютиться по палаткам, а можно всем вместе собраться за столом. Но дождя и так не было.
- Давай выпьем рома! – сказала я Яну, показывая на бутылку в кармане его рюкзака. – Потом тебе нести меньше придется!
Ян нерешительно на меня покосился.
- Так то оно так. Но тогда до вершины нам точно не хватит.
- Да не волнуйся, у меня еще бутылка и у Вероники еще одна.
- И у меня, и у меня... – послышались голоса участников нашей группы.
Ай, молодцы! Хорошие ребята подобрались. Решили сначала пить ром мальчишек, так как наш все равно носильщики несут, а им потом будет легче.

Возле нашего лагеря текла речка, в которой мы побежали купаться. В одном месте был порог с водопадиком, образующий природную джакузи, и мы пару часов там бултыхались, наслаждаясь видами Рораймы.

После ужина засиделись допоздна. Предполагали, какие вещи из знаменитого романа Конан Дойля «Затерянный мир» мы увидим на вершине Рораймы. Ходят упорные слухи, что он писал сей роман либо побывав, либо наслушавшись рассказов об этой чудо-Горе. Ян и Тим были в мини-депрессии. Оказалось, что каждый день нам предстоит проходить от силы часа по 4, а остальное время отдыхать. Они стали уговаривать всех идти завтра на самую вершину, то есть пройти 2 самых трудных дня пути за один. Мы решили, что утро вечера мудренее, и завтра будет видно. Ночью все небо было усыпано огромными звездами – непередаваемая красота!

Спали отлично и утром все встали с большим задором. Для разминки нам предстояло пересечь две реки. Лучше всего это делать, надев на ноги носки! Они великолепно держат на скользких камнях. Мы шли быстро, и дорога не казалась особенно трудной. В 11:30 утра были уже в базовом лагере у подножия тепуи. Вся группа готова была идти дальше после обеда. Но неожиданно носильщики не захотели тащить вещи на гору в тот же день. Над нами нависала высоченная до небес отвесная стена Рораймы, так что веселье только начиналось.

Гид объявил, что мы не пойдем. Без палаток и кухонного оборудования на вершине делать нечего. Однако, Тим и Ян не сдались и заявили, что сами понесут багаж, который носильщики не хотят брать. Ух, ты! Вот это мальчишки. И вот мы, перепаковав вещи, начинаем восхождение.

Это было тяжело. Дорога шла очень круто в гору по большим валунам, и каждый шаг давался с трудом. Через некоторое время мы с Тимом оторвались и оказались далеко впереди. Тропинка поднималась выше и выше в кручу. Мне шлось хорошо... открылось второе, потом третье дыханье. Но бедный Тим едва держался на ногах. На привале я попробовала просто приподнять его рюкзак – килограмм 25! Я бы и шагу с таким не прошла.

Виды вокруг открывались один лучше другого. Рядом с Рораймой возвышалась вторая тепуя, с которой падал большой водопад. Внизу оставались залитые солнцем долины, а над нами все уменьшался отрезок скалы – мы, стиснув зубы, приближались к вершине. В одном месте наша дорога прошла прямо под водопадом. Он слетал на нас рассеивающимися освежающими струйками! Какой кайф! Я чувствую, что Тим борется за каждый шаг. Я уже чуть ли не подпихиваю его сзади, чтобы он залез на очередной валун. И вот, взобравшись по последнему выступу из огромных валунов, мы наверху, на крыше тепуи! Перед нами раскинулось огромное поле усеянное скалами, камнями, озерцами, ручьями, поросшее мхом, кустарником и невиданными цветами. Добро пожаловать в затерянный мир!

Мы дождались гида и отправились за ним к месту, где будет разбит наш лагерь. Это большая пещера в середине одной из скал. Оттуда открывается замечательный вид на вершину. Тим остался отдыхать и дожидаться остальных, а мы с гидом отправились в «джакузи» - несколько природных ванн с чистейшей водой. Так приятно было окунуться и помыться после активного марш-броска. Кстати, подъем по времени занял всего 2,5-3 часа. Я наивно надеялась, что вода в «джакузи» будет теплой, нагревшись за день на солнце. Но она оказалась проточной и потому ледяной. Я купалась в джакузи все 3 дня, что мы провели на вершине. Потом я несколько месяцев ходила дома в очень легкой, не по погоде, одежде и совсем не мерзла. Мне долго казалось, что меня просто распирает от энергии, которой я зарядилась на Рорайме. Необыкновенное место. Кстати, все путешествие мы пили сырую воду из ручьев. Она там очень чистая.

В лагере вся компания была уже в сборе. Даже наши носильщики налегке подтянулись – кушать, наверное, тоже хочется J. Все неожиданно замерзли. На вершине Рораймы весьма холодно, а после захода солнца особенно. Поэтому пришлось срочно утепляться. Я одела 2 свитера, ветровку, шерстяную шаль (теперь это мой верный спутник, после Эфиопии) и шапку – красота. А вскоре был готов горячий шоколад. Ням. Мы щедро наливали туда ром, и все согласились, что ничего лучше никто никогда не пил в жизни. Даже Вероника, легшая было спать из-за сильной усталости, вылезла из спальника и присоединилась к нам. Дальше – лучше. Нам приготовили вкуснейший ужин. Не знаю, почему все было так волшебно и особенно в тот вечер. Наверное, потому что мы были на вершине Рораймы и очень счастливы.

Утром нас ждали дымящиеся блины со сгущенкой! И сколько хочешь. Кажется, носильщики чувствуют себя не на шутку виноватыми и пытаются загладить вчерашние капризы. В этот день мы прогулялись по «большому» 8ми часовому маршруту по вершине Рораймы. Погода постоянно меняется. То светит яркое солнце, то мы заходим в облако и начинает моросить дождик, то вокруг нас сгущается туман, но потом опять рассеивается и снова припекает солнышко. Вокруг столько интересного! Причудливой формы скалы, красивые, очень яркие цветы, много озер, в которых отражается небо. Мы посетили долину кристаллов – целое ущелье усеянное маленькими и огромными кристаллами. Наши каталонцы буквально распластались на земле и принялись валяться в кристаллах. Как они потом нас просвятили, кристаллы заряжены особой очень мощной энергией – так что тоже нашли свою подзарядку.

Дальше мы пришли в место, где сходятся владения Венесуэлы, Бразилии и Гуаяны – граница между странами проходит прямо по плато Рораймы. Но пограничников там нет. Зато, ходят легенды, что где-то в этих местах наблюдают НЛО, и даже собирают специальные группы туристов, которые это НЛО ищут...

На обед мы остановились у красивейшего озера в подземной пещере. Там мы не преминули искупаться. Вода была ледяная, но это только придало бодрости. Отдохнув, мы еще 4 часа бродили по скалам, ущельям, тропинкам среди болот... вокруг было столько красоты! Вернувшись в лагерь, мы уже расширенным составом побежали купаться в джакузи. А вечером началась спонтанная вечеринка. Сначала шоколад с ромом, потом просто ром, потом виски. Наши гиды включили сальсу на мобильниках, и неожиданно все пустились впляс. Это был очень «теплый», веселый, душевный вечер. На небе снова рассыпались мириады звезд, и ни облачка. Рорайма приняла нас по высшему разряду.

Проснулись мы в шесть, как огурчики, и полезли на высшую точку Рораймы встречать рассвет. Ветер наверху просто сдувал с ног, солнце показалось и осветило всю вершину Рораймы и соседнюю тепую. Великолепное зрелище!

На сей раз, на завтрак венесуэльское «лакомство» - арепы с ветчиной и сыром. Арепа, как я уже писала, – это кукурузная лепешка, поджаренная на масле, довольно тяжелая для желудка. Пол-группы их вообще есть не могли. Ян, особенно ненавидящий арепы, начал причитать:
- Какие все-таки непроходимые оптимисты эти американцы! Взять хотя бы глупых авторов Лоэнли Плэнет! «Арепа – этакий маленький вкусненький местный перекусончик...» Ха-ха три раза! Я скорее муравьев в шоколаде буду есть, чем эти жирные, маслянные, тяжелые лепешки!
Должна признать, что мне арепы нравились в умеренных количествах. Одну я съела с большим удовольствием, а вторую с неменьшим удовольствием отдала Тиму.

Теперь мы пошли по новому «короткому» маршруту. Посетили очередную долину кристаллов. Жорж прочитал нам целую лекцию, как кристаллы хорошо влияют на чакры и используются в нетрадиционной медицине. Я, под впечатлением, взяла себе один кристалл на память, хотя это делать категорически запрещено. На следующий день, когда мы подъезжали к пункту контроля при выезде из национального парка, где должны были проверять все наши вещи и искать кристаллы, вся наша группа очень занервничала. Но кристаллы так ни у кого и не нашли.

Дальше нас ждало самое захватывающее место на Рорайме – мы подошли к отвесному краю тепуи – под нами пропасть в несколько сотен метров. Я высоты не боюсь, но даже у меня немного кружилась голова. Многие из группы не подошли к краю, чтобы заглянуть вниз. Один человек подполз по-пластунски J. Но это незабываемые впечатления – стоять на отвесном краю Рораймы и смотреть на безкрайние дали! Просто супер! По дороге назад мы наблюдали за растениями, поедающими насекомых – знаменитые плотоядные цветы. Наверное, страшно было опускать в их длинные бутоны пальчик. А вдруг бутон захлопнется и начнет его переваривать! Ужас! Ну и воображение у нас разыгралось! А вокруг опять волшебные скалы, похожие на черепах, динозавров и застывшие человеческие фигуры.

И под конец, перед спуском, мы все вместе посетили так полюбившееся мне джакузи. Там мы устроили шоу, на котором Мариетта была признана Мисс Рорайма, за самый задорный смех, а Ян – Мистер Рорайма, за самые грязные брюки J.

Спуск дался тяжелее подъема. Очень скользкие валуны, сыпучий песок – я молилась, чтобы не упасть. Колени перестали слушаться и не хотели сгибаться и пружинить. Казалось, что это никогда не кончится. Но все-таки мы сползли до базового лагеря, который так лихо проскочили по дороге на гору, и решили здесь переночевать. Не хотелось совсем удаляться от нашей горы.

Стемнело, закипел шоколад, мы, мирно беседуя, уселись в кружочек у костра, и тут в лагере начался переполох! Это подтянулись на ночевку 16 бразильских пожарных – путешествующих целым отрядом! Вах! Еще через полчаса грянули бразильские песни. Ребята оказались веселыми. Они уже 8 дней шли пешком по джунглям и были очень рады компании. После какого-то по счету стакана виски, Ян радостно заорал:
- Ура! Я в Бразилии черт возьми! Надоела эта Венесуэла! Да здравствует Бразилия!
Бразильцы радостно заулюлюкали, и это продолжалось до утра.

Утром почти побежали назад, уже по знакомому маршруту. До нашей первой стоянки, реки с водопадиком, добежали за 2 часа! А там нас поджидает холодное пиво! Это Алекс, оказывается, с кем-то созвонился и заказал на всю группу. Мы залезли в реку, открыли по пиву, потом по второму. Еще наши гиды подарили нам от компании по футболке с надписью: «Roraima - I did it!» У некоторых членов группы появилось по одной чистой футболке, чему они радовались, как дети. J Сделали фото на память.

До Паратепуи дошли вместе весело болтая. Посмотрели друг на друга – черные от солнца, разморенные от пива и покачивающиеся от усталости. ДА! Еще страшно покусанные местной мошкарой. Меня почему-то не так сильно покусали, хотя я, кажется, меньше всех оборонялась и единственная позволяла себе ходить в шортах после заката. На ноги Мариетты и Вероники было страшно смотреть. Они все вздулись волдырями... мы опять сфотографировали. Никто же не поверит потом!

Лениво ожидали джип. Гиды смастерили хороший обед – спагетти карбонара. Мы все умирали от голода. Потом местные деревенские парни позвали наших играть в футбол. Пошел только Тим, у остальных сил не было. Мы отправились за него болеть. Тим, оказывается, играл когда-то в молодежной сборной Швейцарии, поэтому его классные проходы завершились двумя очень эффектными голами... Хоть не зря болели J.

Ближе к вечеру примчался веселый Фредерико. Первым делом он вытащил из джипа сумку-холодильник, в котором лежали около 30ти банок пива. Подарок от Эрика! Фредерико открыл одну банку, по-видимому уже не первую за сегодня, и весело махнул гидам, чтобы грузили рюкзаки. Мы все забрались в салон, в тесноте да не в обиде. Сэм сел на сумку-холодильник и отвечал за раздачу пива. Из динамиков лилась веселая сальса, и все решили закончить этот вечер хорошим ужином и дискотекой. Даже наши гиды захотели к нам присоединиться и показать их любимые места.

Заселились мы у Эрика. Он дал нам скидки, так как путешествие закончилось на день раньше запланированного. Мы все приняли душ, почистили перышки и спустились к ужину. Уау! Мальчики аккуратно причесанные, в наглаженных чистых рубашках; девушки в юбочках и платьицах, на ресницах – тушь, на губах - помада. Мы сначала друг друга не узнали! Поразительное ощущение. Как будто чужие люди. J
- Здравствуйте
- Разрешите представиться... J

Ужинали в отличном итальянском ресторане «У Альфредо». Заказали вино, вкусный луковый суп, пиццу и пасту. Все были уставшие, но такие красивые и счастливые. Дальше по программе дискотека. В маленькой Санта Элене оказалось много заведений. А сегодня суббота, и весь город гуляет. Мы посетили сначала бар, потом чуть не зашли в клуб трансвеститов и, под конец, нашли дискотеку Тонакуа, которую рекомендовали наши гиды. Там все цивильно. 10 долларов за вход. Публика нарядная, но только местные. Мы пришли как раз вовремя, успели занять столик, и вскоре все уже пустились впляс. Круче всех скакал Сэм, наш египетский еврей из Вегаса. Он так отрывался, что местные, особенно девушки, начали сначала потихонечку, а потом открыто его фотографировать. Вероника не отставала. Они с Сэмом были отличной парой. Ян отплясывал самозабвенно. Я представила его в дорогом костюме, идущим по центру Амстердама, банкир как никак. Это показалось очень смешным. Сейчас он скакал как школьник. Разошлись мы очень поздно, но спешить на следующий день было некуда.

Утром ленивый завтрак у Эрика. Еще раз подтверждаю - лучшие завтраки в Венесуэле. Все садятся за большой стол, сразу знакомятся. Эрик постоянно подливает всем кофе и подкладывает свежих тостов. Можно сидеть и завтракать часами. Мы болтали с бразильцем, который еще в 7мь утра должен был уехать в Бразилию. Но на местной заправке кончился бензин, и он уже 3 часа ждал, что будет дальше.

Весь день мы ничего не делали. Слонялись по городу, пили свежие соки, кофе с пироженными, посетили дом-музей кристаллов... очень понравился. Город вымер. Воскресенье все жители проводят дома – за пивом и барбекью. Мы тоже сели на террасе у Эрика и болтали с новоприбывшими туристами. Они собирались завтра на Рорайму! Какие счастливые! Познакомились еще с одним Сэмом, он юрист из Лондона. Он был впервые в Южной Америке и только в Венесуэле и восторгам его не было конца. Между тем как наш Сэм, уже объехавший всю Южную Америку, не мог дождаться, когда покинет Венесуэлу. Такое разное отношение к Венесуэле очень часто встречалось среди туристов.

Вечером мы устроили прощальный ужин и поехали на автобусную станцию. Все разъезжались в разные места. Мы с Вероникой держали путь на Пуэрто Ордас, откуда у нас уже были билеты в Баринас, чтобы посетить знаменитые прерии – Los Llanos.