Сабрата. Вид на театр.

Три города.

Сабрата. Мавзолей Беса.

Три города.

Сабрата.

Три города.

Сабрата. Храм Диониса.

Три города.

Сабрата. Океанические бани.

Три города.

Сабрата. Театр. Барельеф.

Три города.

Сабрата. Барельеф театра.

Три города.

Сабрата.

Три города.

Лептис Магна. Охотничьи бани.

Три города.

Лептис Магна.

Три города.

Лептис Магна.

Три города.

Лептис Магна.

Три города.

Лептис Магна. Амфитеатр.

Три города.

Триполи. Вид с набережной.

Три города.

Триполи. Медина.

Три города.

Без названия

Три города.

Триполи.

Три города.

«Ottoman Clock Town» Триполи.

Три города.

Триполи. Арка Марка Аврелия.

Три города.

Триполи. «Красный замок».

Три города.

6. Сабрата.

Сабрата – третий город Триполитании. Расположен он к западу, в восьмидесяти километрах от столицы. Уехать с Сабрату оказалось много проще и дешевле, чем в Лептис. За «двадцатку» первый остановившийся таксист охотно взялся меня доставить. Дорога ничем не отличалась от той, по которой ехал позавчера: все те же виды, разве что движение более редкое.

Стоимость входного билета и разрешения на фотосъёмку аналогична стоимости в Лептис Магне. По одному динару заплатят желающие посетить Римский и Пунический музеи Сабраты. 

Точное происхождение названия города было потеряно ко времени, хотя существует распространённое предположение, что оно пошло от берберского словосочетания  "рынок зерна". Этот пунический город состоял из узких улиц с большинством зданий, выходящих фасадом в основном на северо-запад. Центральной артерией города была улица Кардо, шедшая к морю. В первом столетии новой эры город подвергся сильному землетрясению. В период восстановления города, все взоры архитекторов устремлены в сторону великого Рима, как источнику вдохновения. Вследствие этого в городе возводятся театр, амфитеатр, многочисленные храмы, бани…, словом все то, что приличествует иметь. Однако сохранность зданий и объектов Сабраты в настоящее время хуже, чем в том же Лептисе, на мой взгляд.  

Первый объект, который встречает путника в Сабрате – тамошний театр. Если в Лептисе театр зажат улицами и постройками, то здесь он расположен, если и не в чистом поле, но на достаточном удалении от прочих городских объектов.Строительство театра начал император Коммод в 190 году н. э., однако закончено строительство было лишь при Семптимии Севере в следующем десятилетии. Землетрясение 365 года фактически полностью разрушило театр. В начале двадцатого века итальянские археологи Джакомо Гуиджи, и Джакомо Капуто проводят восстановительные работы, однако они используют почему-то каменные блоки меньших размеров, чем те, из которых сооружение было построено изначально.

Предположительно, ранее театр имел диаметр 95 метров и был самым большим в Северной Африке. Внутри театра впечатления действительно сильные, несмотря на весьма заметные следы реставрационных работ. Особо хороша сцена. Её приподнятая над землей передняя часть украшена барельефами с изображением девяти муз, сценкой «Суд Париса», мифологических персонажей и божеств. Справа и слева от края сцены, спереди, установлены фигуры морских рыбин. Мастерство исполнения барельефов просто превосходно. 

Через правое крыло театра вышел на дорожку, бегущую к морскому берегу. На берегу были обнаружены две внушительных размеров базилики, капители колонн которых изрядно пострадали от морского ветра и времени и сейчас похожи на оплавленные огарки гигантских свечей. У полосы прибоя видны тёмные прямоугольные основания несохранившихся построек – Сабрата была крупным портом.

Прошел по берегу метров сто, попутно осматривая попадающиеся строения. Обнаружил пару древних каменных прессов для отжимания оливкового масла. Дорога от моря на юг перпендикулярно береговой линии – улица Кардо, основная улица города, ведущая к его центру. На берегу расположены замечательные Океанические бани. Интересны они в первую очередь мозаиками на полу, превосходно сохранившимися и своим расположением много выше уровня моря. Эдакий sea view и водные процедуры одновременно. Украшала помещения океанических бань женская статуя без головы.

По левую сторону, если повернуться спиной к морю, на улице Кардо немного значимых объектов, в основном это жилые дома, точнее то, что от них осталось, по правую – основные достопримечательности Сабраты. 

Городской форум служил одновременно и рынком и местом для собраний. Портик форума был построен с серыми колоннами египетского гранита. Некоторые из них сохранились по сей день.

На северной стороне форума - курия, или Дом Сената. Здесь заседали городские сенаторы и судьи. По площади курия занимала не так уж и мало места.

Если пройти от курии немного на восток, то попадаешь к тому, что осталось от некогда самого шикарного городского храма – храма Диониса. После землятресения 365 года храм не восстанавливался и в настоящее время представляет собой высокий подиум, на котором стоят пять колонн из светлого песчаника, четыре высоких и одна короткая. На храм Диониса в сторону моря получаются самые эффектные фотографии Сабраты. Очень жаль, что храм не восстановлен. Стоящие на подиуме колонны выглядят столь внушительно, что задумываешься, насколько велики были первоначальные размеры строения. 

Рядом с развалинами Курии находится храм Сераписа - целителя и чудотворца. Предположительно, это самый старый храм Сабраты, хотя точная дата постройки не установлена.

Осмотрев все уцелевшие храмы города, двинулся к главной городской достопримечательности – мавзолею Беса, наиболее полно восстановленной археологами постройки. Мавзолей, видимый от многих точек города, имеет высоту 24 метра, стоит над подземной погребальной пещерой и  датируется вторым веком до н. э. Основа строения треугольная, фасады несколько вогнуты, остроконечная верхушка занимает почти треть от всей высоты постройки. У основания установлены фигуры львов, которые, как предполагалось, были защитниками захороненных в погребальной пещере. Однако никакие львы не помогли, когда предприимчивые и осторожные византийцы  в шестом веке нашей эры начали строительство городской стены для защиты от нападений племен берберов и ничтоже сумняшеся использовали при этом каменные блоки мавзолея.

Заскочил в римский и в пунический музеи Сабраты. Подивился убогости экспозиции нескольких комнат и отправился к выходу. На ходу сделал вывод, что Сабрата не менее достойное место, чем Лептис Магна, разве только немного поменьше размерами. Никуда не спеша, весь город можно осмотреть за три – четыре часа.  

На круглой площади перед билетными кассами желающих отвезти меня в Триполи не обнаружилось, поэтому отмахал пару километров в сторону жилых кварталов. На моё приглашение остановиться откликнулся водитель первой же проезжавшей автомашины. «Триполи? Сколько? 20 динаров? Поехали!» Забравшись на переднее сидение, я обратил внимание на какую-то неестественность фигуры водителя, но не придал этому особого значения. Уже немолодой мужчина, ловко управлял машиной одной правой рукой, вокруг проносились уже знакомые мне пейзажи. Я погрузился в мысли, как провести последний завтрашний день моего путешествия. У бензоколонки машина остановилась, водитель открыл дверь и вышел. От размышлений меня оторвала его фраза: «Могу я вас попросить открыть крышку подлокотника и достать оттуда купюру в пять динаров?». Я уже было открыл рот, но тут же замер: водитель, которого до этого момента я видел только в профиль, теперь стоял ко мне во весь рост лицом. Левый рукав его рубашки был абсолютно пуст и заправлен в джинсы. Мгновенно взяв себя в руки, я достал пять динаров и протянул водителю. Одновременно с этим меня чуть не посетил Святой Кондратий – меня вез однорукий водитель, кроме этого, на его правой руке не хватало большого пальца! Можно было, конечно, выйти и ловить другую машину, но я безрассудно плюнув на опасность грохнуться в ДТП с таким шофером, решил этого не делать. Через минуту мы снова поехали. Я осторожно задал своему спутнику короткий вопрос: «Война?», кивнув головой в сторону его туловища, и попал в точку. «Война, война! Лето 1977 года, египтяне, бой за город Мусаид», - последовал краткий ответ. Как я и предполагал, мой попутчик оказался бывшим кадровым офицером ливийской армии и принимал участие в вооруженном конфликте между Египтом и Ливией 1977 года. Несмотря ни на что, доехали благополучно. 

Страницы1234567

5,0/5 (6)

2 комментария

  1. Kaheksa
    Kaheksa 16 октября

    Браво, Василий! Легко, ярко, познавательно!

  2. platok
    platok 11 ноября

    Вот ты где!!! Шикарный роман!

Ваш комментарий