Оглавление 3й части:

Днепровский спуск - часовня Андрея Первозванного, памятник Андрею Первозванному и Аскольдова могила

Владимирский собор

Театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.

Майдан Незалежности - ул. Михайловская (площадь, памятник княгине Ольге) – ул.Десятинная – ул. Владимирская (древняя липа, Музей Истории Украины, каменные бабы, Десятинная церковь, древний алтарь, Бабин Торжок)

История: княгиня Ольга – князь Святослав Освободитель – князь Владимир

 

Раскрываю путеводитель – так, где я? Ага, сейчас мне надо пройти по Днепровскому спуску, свернуть направо и я выйду к метро «Днепр». Но оказалось, не всё так просто – эта улица является спуском для тех, кто по ней спускается вниз, а я по ней, пыхтя, начала взбираться вверх – для меня это Днепровский подъём. Улица, кстати, оказалась весьма оживлённой дорогой, и по этой причине я побоялась перебегать дорогу перед потоком мчащихся машин и пропустила поворот к станции метро. Минут двадцать шла по узкому-преузкому тротуару круто вверх в гору и уже начала волноваться, потому что, судя по пройденному расстоянию, я удалилась от Лавры очень прилично. Так оно и есть – слева, далеко-далеко, высоко-высоко вижу ту самую смотровую площадку со стеллой, откуда я начала своё первое знакомство с Киевом, и у меня два пути либо – продолжать подниматься в неведомое по бесконечному Днепровскому узвiзу, либо – по каскаду длиннющих ступенек к смотровой. Тяжело вздыхаю. Выбираю ступеньки. Ещё не знаю, что, гуляя по Киеву, по подобным ступенькам буду лазить с утра до вечера. Утираю пот – осилила только первую половину. С ужасом смотрю на оставшийся «эскалатор». Внимание привлекает детская площадка с видом на Днепр, к которой я поднялась, за ней аллея и красивое здание какой-то часовенки. Принимаю хитрое решение – пройтись по горизонтальной до неё, а там посмотреть – может лифт попадётся J…. Оказалось, что вот так спонтанно, я вышла к таким достопримечательностям Киева как: часовня Андрея Первозванного, памятник Андрею Первозванному и Аскольдовой могиле (греко-католической церкви Св. Николая). В душе довольна – я совсем не рассчитывала их увидеть, хотя в путеводительском маршруте их предлагали осмотреть первыми по пути к Лавре. (На www.pamsik.ru – размещены полные версии наших рассказов и фото).

            Расскажу немного про них.

            Апостол Андрей Первозванный – личность весьма загадочная. С одной стороны он любимый ученик Христа, который первый последовал за ним и первый признал его мессией, поэтому и получил прозвище Первозванного. Ещё известно, что он был родным братом апостола Петра, и что ему по жребию выпало идти «в Скiфiю для науки про Христа». По христианской легенде пришёл он сюда «на киiвськi гори и проказав тут до своiх учнiв: «Чи бачите ви на гори он тi? На горах тих засяе ласка Божа. Тут постане мiсто велике, й Бог побудуе богато церков». I зiйшов Андрiй на тi гори, поблагословив iх, поставив хреста, а пiзнiше виник Киiв». (На этом месте сейчас стоит Андреевская церковь). Вернувшись из Руси в Грецию, он был распят римлянами на косом кресте. В России особо почитался/ется косой Андреевский крест.

            Аскольдова могила – мистическое и достаточно печальное место. Все знают классическую фразу из «Повести временных лет», когда позвали на Русь трёх варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Так вот далее, когда «по двох лiтах померли Синеус I брат його Трувор», то всеми их городами стал «володеть» сам Рюрик….

            «I були в нього два мужi Аскольд i Дiр, но не його племенi, а бояри. I вiдпросилися вони в Рюрика пiти до Царгорода в родом своiм, i рушили обидва (поплыли вниз) по Днiпру. Iдучи мимо, узрiли вони на горi городок i запитали: «Чий се город?». А тамтешнi жителi сказали: «Було трое братiв, Кий, Щек i Хорив, шо заснували город цей и сгинули. А мы сидимо в городi iхньому i платимо данину хазарам». Аскольд i Дир зосталися в городi цьому, i зiбрали богато варягiв, i почали володiти Поляньскою землею….

            А Рюрик княжив у Новгородi. А тодi помер Рюрик i княжiння свое передав Олеговi, шо був iз його роду, вiддавши йому на руки сына своего Iгоря, бо той був дуже малий….

            …Вiрушив Олег у похiд, узявши багато воiнiв… i рушив униз по Днiпру… i прибули Олег з Iгорем до гiр Киiвських, i дiзнався Олег, що тут Аскольд i Дiр княжать. I сховав вiн воiв у човнах, а iнших позаду зоставив, i сам прийшов на берег Днiпра, несучт Iгоря малого. Воiв своiх вин послав до Аскольда i Дiра сказати: «Мы купцi есьмо, йдемо в Греки од Олега i од Iгоря-княжича. Прийдiть-но оба до рiднi своеi, до нас».

            Аскольд же i Дiр прийшли. I вискочили вои з човнов, i мовив Олег: «Ви не е князi i не роду княжого. А я есьм роду княжого». I показав iм Iгоря: «А се – син Рюрика». I вбили вони Аскольда i Дiра, i виднесли на гору, i погребли Аскольда на горi, яка нинi зветься Угорьска»….

            L Не удалось мне никого обхитрить - Днепровский спуск исчезал за очередным поворотом - я посмотрела на все эти достопримечательности и повернула обратно, правда уже не на аллею по которой шла, а на тротуар вдоль очередной дороги в гору. И опять, к моему изумлению, этот путь вывел меня прямо к памятнику лётчикам Великой отечественной войны в лице знаменитого украинского очень харизматичного актёра Леонида Быкова. Оказывается он стоит почти на самой дороге, почти на краю обрыва, а сзади открывается панорама Киева и Днепра. Если бы я знала, то могла бы его разглядеть ещё со смотровой площадки – надо посмотреть налево.

            Наконец в подземном переходе, я смогла вытянуть усталые ноги в украинском фаст-фуде «Швiдко». Любой подземный переход в Киеве – это система различных магазинчиков, кафешек и прочих сервисов. В этом переходе (под площадью Славы) я увидела даже “H&M Accessories”. Обедаю уже около четырёх часов дня и снова открываю путеводитель. Что у меня ещё на сегодня? – Владимирский собор и Театр имени Шевченко. Вперёд!

 

            Владимирский собор. Станция метро «Университет». Вышла. Уже начинает вечереть. Что я вижу перед собой – удивительно красивый бульвар, обсаженный пирамидальными тополями! Оказывается, в Киеве можно любоваться не только весенними цветущими каштанами, но и осенними тополиными аллеями - тонкие острые верхушки пирамидальных тополей, похожие на кончики художественных кисточек, почти царапают небо. (Пирамидальные тополя – это обычные тополя на диете. J)

            Я расскажу сейчас про Владимирский собор. Но всё же – чем прочитать или сто раз услышать, лучше всё-таки увидеть. Один раз.

            Владимирский собор – 19 век. Его успели построить почти перед самой Революцией. Он уникален тем, что его расписывали не художники-изографы, а «обычные», но выдающиеся  – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие.

            Собор был возведён в честь князя Владимира, крестившего Русь, и идея его строительства принадлежит одному киевскому митрополиту, который отказался освятить монументальный памятник князю на Владимирской горке, заметив, что «негоже в память князя, сокрушившего идолов, ставить того же идола». Его уговорили, пообещав построить новый храм и посвятить его Владимиру. Надо отметить, что хотя Владимирский собор задумывался как древнерусский храм, внешне он совсем так не выглядит. В энциклопедиях указан его архитектурный стиль – неовизантийский. Архитекторы – Беретти и Бернгард. Мда….

            Собор – ярко-жёлтого, прямо-таки одуванчикового цвета, маленькие гладкие шапочки куполов синего цвета с золотыми звёздами, миниатюрные кресты на них. Я сразу же дотошно кинулась к дверям, путеводитель обещал «литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира». Створки центральных дверей распахнуты – поэтому я не сразу их и увидела.

            Собор открыт для посещения до 18 часов, вход свободный.

            Конечно же, первое, что я вижу, зайдя внутрь – васнецовскую знаменитую Богоматерь с младенцем на сияющем золотом фоне. Вы входите в храм – и она вас встречает. Маленький мальчик на её руках поднял вверх ручки – так однажды весной жена Васнецова первый раз вынесла на воздух их сына. Малыш, увидев птиц и облака, всплеснул ручонками - Васнецов-отец это запомнил, а глубоко верующий Васнецов-художник, воспринял это как знак, потому что он как раз перебирал в уме возможные варианты этой картины.

            Красивая картина, золото сияет, Божия матерь стоит на облаках, её с младенцем окружают крылатые серафимы – но вот её глаза… она уже всё знает… но идёт к людям, и несёт своего ребёнка….

            Разные художники расписывали разными образами этот собор. Очень красиво. Красива также древнеславянская вязь, которой покрыты стены, а также причудливые орнаменты – но, забегая вперёд, честно скажу, молиться в этой церкви, нарисованным образам – очень сложно. Они слишком живые. Я не спорю – этот собор, действительно, является «уникальной сокровищницей русской живописи», «жемчужиной религиозного искусства конца 19 века», «истинной национальной школой живописи». И выглядит он, как роскошнейшее издание художественного альбома. Ходишь по нему, рассматриваешь фрески-картины – будто перелистываешь страницы и рассматриваешь репродукции.

            «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира» (по обе стороны от входа), образ Спасителя (главный купол), княгиня Ольга и князь Владимир с седой бородой (справа в центральном нижнем иконостасе), Александр Невский (слева там же), Нестор-летописец, Апостол Андрей (голубой плащ, в руке свиток), Апостол Павел (красный хитон, и тёмная борода), Евфросинья Полоцкая (на колоннах) и многое другое – это также работы Васнецова.

            «Воскресение Христово» (над царскими вратами), Кирилл (с чашей в руках) и Мефодий (с раскрытой книгой), первый киевский митрополит Михаил (на фоне Златоверхого Михайловского монастыря), молодая княгиня Ольга – эти картины принадлежат кисти Нестерова.

            Врубелю дали несколько площадей под роспись, но с трудом – в то время он был ещё неизвестен. Но его работы сильно диссонировали с общим стилем собора, поэтому их переписали другие художники, оставив, правда, некоторые его фоновые пейзажи. Зато Врубелем были «непревзойдённо» созданы многие орнаменты. Это золотые колосья, ангельские головки с крупными павлиньими перьями, гирлянды ландышей, хвойных веток и золотистых шишек сосны.

            Орнаменты на южных и северных стенах (т.е. на правой и левой сторонах собора) выполнены Андреем Мамонтовым – младшим сыном Саввы Мамонтова. Все надписи, выполненные в соборе, поражающие изяществом, чёткостью и красотой, сделал замечательный художник Виктор Замирайло. Иконостас на южной (правой) стороне собора выполнен по рисункам профессора Адриана Прахова. А также собор расписывали художники Павел Сведомский и Вильгельм Котарбинский, работы которых хоть и отличались чрезмерной театральностью, но зато нравились людям, не обладающим особо взыскательным вкусом (кстати, это они переписывали работы Врубеля…).

            Ещё я обратила внимание на ошибки в архитектуре собора (его строили очень долго, экономно и достаточно непрофессионально).  Я была в нём вечером и переживала, что всё кажется очень тёмным, несмотря на яркое освещение золотого паникадила. Думала, аа, вот утром, при хорошем свете, здесь, наверное, все картины гораздо лучше можно рассмотреть. Но в наш общий день прогулки по Киеву я специально привела во Владимирский собор мужа, и как раз утром. Была удивлена – серый утренний свет, льющийся из окошек, буквально съедал росписи. Половину из того, что я видела вечером, было не рассмотреть. Я хотела, например, показать мужу портреты святых Февронии Муромской и Варвары, но с трудом различала их контуры на стене и колонне.

            Но к чему все эти мелочные придирки? Владимирский собор – не имеет себе подобных.

 

            Театр имени Тараса Шеченко. Выхожу из Собора. Уже совсем стемнело, хотя всего ~5 часов вечера. Я шатаюсь от усталости. Надо передохнуть. И я иду в Театр – оперы и балета имени Тараса Шевченко. Сегодня – Чайковский, балет «Лускунчик». В кассе без проблем покупаю билет за 100 гривен – 1й ряд, рядом со скрипками. (Цены на билеты очень демократичные по сравнению с московскими – 20,30,40,50,60,70,80,90,100,120 гривен). За оставшийся час до начала спектакля, тем не менее, я успела увидеть близлежащие Золотые ворота (о них расскажу в другой прогулке), памятник Ярославу Мудрому, бывший ресторан «Лейпциг» (считался самым роскошным домом Киева), старинную кеннасу в мавританском стиле, ныне это Дом Актёров (в темноте выглядела крайне устрашающе, бедные актёры) и ещё сгоняла на Крещатик и на Майдан (о них тоже в других главах). Что это я там говорила про усталость J?

            Наконец – театр. Очень красивый, нач. 20 века. В такой интерьер органично вписываются дамы в шуршащих кринолинах и джентльмены во фраках, но киевляне тоже стараются – шуршат какими-то взбитыми шелками, мерцают люрексами, потягивают артёмовское шампанское в буфете, много иностранцев и родителей с детьми. Сам балет замечательный, оркестр замечательный. Получила большое удовольствие. Особенно приятно было слышать лёгкий стук пуантов на сцене – сидела ведь очень близко. Интересно – рядом со мной сидели мать и дочь, украинки. Дочери ~ лет 50, маме около 80 – хорошо одетые, интеллигентные. Но я заметила, что мама, щедро аплодировавшая «Испанскому», «Китайскому», «Восточному» и другим танцам, экономила их на «Русском танце», т.е. демонстративно не хлопала. Первый раз я подумала, что случайность, второй – поняла, что закономерность. Я удивилась – ну надо же, даже Чайковского записали в «москали» J. Но, пожалуй, это было единственное такое полулатентное недовольство русскими, встреченное мною в Киеве. Да, и, кстати, очень жаль, что в таком замечательном театре было совершено покушение на очень уважаемого и достойного человека, реформатора, Петра Аркадьевича Столыпина.

 

            Ещё не всё на сегодня. Впереди вокзал и получение чемодана из камеры хранения. Я могу приехать в гостиницу только в 10 часов вечера – в это время привезут мужа с конференции, и мы в неё сможем заселиться.

 

Страницы12

4,0/5 (1)

1 комментарий

  1. Oksana
    Oksana 07 марта

    Не обращайте внимания! только очень недалекие люди ставят навязанные предрассудки выше желания искренне получать удовольствие, и много теряют. Ведь русский танец в этом балете самый красивый! Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что украинский патриотизм основан на нелюбви к России. Это ошибочное мнение и стереотип для многих украинцев в том числе. Нет, я это поняла, побывав в Карпатах. Любовь к Украине - это любовь к языке, культуре, традициям, людям, Богу, природе... Спасибо большое за такой рассказ о впечатлениях о городе! Вы не представляете, как много это значит для человека, по уши влюбленного в него и который сейчас там не живет и имеет возможность ездить туда достаточно редко. Тем более когда понимаешь, что этот город есть за что любить не только потому, что он родной.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Международный аэропорт Борисполь

Международный аэропорт Борисполь

Борисполь — международный аэропорт города Киева (Украина), крупнейший по объёмам перевозок аэропорт на территории Украины. Официальное название — Государственное предприятие «Международный…