Оглавление 4й части:

 

Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.

 

Карельская Калевала.

 

День Зй.

Петрозаводский краеведческий музей (петроглифы) – Музей кукол.

Петроглифы Онежского озера.

Музей кукол Татьяны Калининой.

 

Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.

            Наконец-то сбылась наша мечта. Мы увидели Белые Ночи. Хотя в моём северном заполярном детстве это понятие совсем не связывалось с романтикой. Конечно, в силу возраста J, плюс из-за неудобств – эти серые, а не белые ночи мешали спать, всё время приходилось плотно запахивать шторы. В Питере в прошлом году, мы умотанные донельзя питерскими красотами, бессовестно их проспали (Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото).

И вот, наконец, мы в Петрозаводске. На Онежском озере. В самый разгар белых ночей – конец июня. Набережная – просто шикарная, гранитная, а главное, она достаточно низкая, можно и по парапету походить, и на него присесть, послушать озёрные ночные шёпоты. Идеальней условий не придумаешь. Дело за малым. Разбудить мужа в 12 часов белой ночи, поднять, умыть, одеть и пойти гулять на Онего. J Видели бы его лицо в момент расталкивания. «За что, за что мне такие муки?» - говорило оно. Опущу подробности, но мятеж на корабле был с трудом подавлен, и мы всё-таки вышли на набережную – а ещё говорят, что в мирной жизни нет места подвигам. Есть! Главным мотивом такого благородного и выдающегося поступка со стороны моей второй половины, было не романтическое желание окунуться в белые ночи, а прямолинейные функции бодигарда. Раз уж мне так хочется прогуляться в белых ночах, не отпускать же меня одну, выход один – молча, стиснув зубы, сопровождать.

            Вот так гуляем по набережной.

 

            Белые ночи, это, конечно, сильно сказано. Они нежно-алые, бледно-сиреневые, чуть позолоченные, но никак не белые. Все контуры теряют чёткость, чуть-чуть размываются. Всё начинает выглядеть необычно. Причудливо выделяются силуэты. Детали исчезают. Отступает повседневность, и любая, прежде привычная картинка, наполняется особым неведомым смыслом.

            Вместе с этим повсеместным превращением, меняется и своё внутреннее мироощущение. Ты как-будто наполняешься чем-то удивительным, невесомым, волшебным, наверное, вот этой Белой ночью. Глаза ненасытно пьют идеальные цвета и нежнейшие оттенки заката и волн. Кроме упоения красками, появляется ещё и чёткое осознание того, что Озеро рядом с нами – совершенно живое. Оно такое мягкое, то морщится, то журится, переливается, надувается. У него невероятный цвет - персиковое серебро или серебристый персик, немножко розового коралла. Чувствуется его чуть ощутимое влажное дыхание и уже засыпающего ветра. Полукруг солнца состоит из сверкающего расплавленного золота, потом из алости.

            Боже, какое красивое Онего. Увидеть своими глазами закат солнца на озере в белые ночи – изысканное гурманское удовольствие. Действительно розовая мечта.

            Удивительное ощущение дарит Онего. Это слово стародавнее, несклоняемое и мужского рода.

            Онего - батюшка. Онегушко.

            «Я плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано» - К.Паустовский. Согласны.

 

            Пожалуй, я увлеклась поэтикой. Не все, гуляющие вдоль Онежского озера «купаются в белых ночах, а тем более видят «нежнейшие оттенки заката». Гуляем по набережной мы не одни. Народу много, но это рассеянная такая толпа. Много студентов, которые обмывают, наверное, здесь свои дипломы, а это означает – невероятное количество бутылок шампанского, перекатывающихся под ногами, и шуршащих пластиковых стаканчиков. 90% гуляющих еле держится на ногах. Местные мачо – это 3-х литровый пузырь пива в руках, матюки и харкание по сторонам… Извините J… Девушки, кстати, от них не отстают. Я внимательней пригляделась к мужу – бутылки в руках нет, молчит – не ругается, не харкает… - какое бесценное сокровище!!

            Мы бродили по набережной, спускались по гранитным ступенькам к булькающей и фыркающей воде, уносились взглядами в сиренево-алые воду и небо, нашептали желаний в ухо Дереву, фотографировали белые ночи, и, наконец, вышли к небольшой площадке в парке у порта к памятнику Петру I. Знаете, ощущение, как у Нильса в сказке Лагерлёф при виде ожившего памятника. Тёмный силуэт Петра на фоне тёмных силуэтов деревьев в парке и фейерверка цвета на озере и на небе – живой и потрясает. Удивляешься и невольно задумываешься о том, сколько сделал для потомков этот российский царь. Петрозаводск какой заложил, Марциальные воды, медеплавильные заводы, флот, пушки – это только здесь, в Карелии.

 

Карельская Калевала.

            Я поняла, что, рассказывая о Карелии, не могу не написать про Калевалу. Это ключ к тайнам Севера. Это древние финско-карельские сказки. Это песни седой Старины, о том как «зажглось на небе Солнце, как загорелись Звёзды». Это космическая мудрость, которую, чтобы не потерялась в веках, древние мудрецы переложили в музыкально-дивные стихи-распевы-руны. Древние знали, что любой материальный объект не вечен. Поэтому и выбрали этот путь – устный, для сохранения и передачи мудрости потомкам. Поэтому, как поёт Калевала: «Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания седой старины. Деревья нашёптывали друг другу эти песни, а вольный ветер разносил их на своих крыльях по всему свету. Эти сказки летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн»…

            Калевала – это не просто сказки, это семизвёздная Медведица из ночного неба учит нас мудрости жизни. Главные герои Калевалы – старик-мудрец-певец Вяйнемейнен, красавец-кузнец Илмаринен, весёлый охотник Лемминкайнен, злая хозяйка Похъёлы – старуха Лоухи и масса прочих героев.

            Несмотря на сложность имён, в общем и целом карельская Калевала это практически калька русских пушкинских сказок. У персонажей просто другие имена, но глобальный смысл один.

            Герои Калевалы помимо того, что постоянно устраивают свою личную жизнь с разными карельскими красавицами, ловят чудесного лося, строят волшебную лодку, пашут змеиные поля, но ещё и отбирают волшебное Сампо у злой старухи Лоухи. Сампо – это волшебная мельница, которую из пера лебёдки, из клочка овечьей шерсти, из молока нетельной коровы и из ячменного зёрнышка выковал Илмаринен, чтобы молола муку, соль и деньги. Эта мельница нужна для того, чтобы приносить радость людям и оберегать Карелию. Они закопали её обломки на берегу цветущей Карелии, на одном её зелёном мысу. И до сих пор Сампо, словно высокая железная ограда, будто крепкая каменная стена, охраняет Калевалу-Карелию от невзгод.

            Я пишу о Калевале не для того, чтобы все подумали, что я впала в детство J. Я специально вывожу на сакральное карельское понятие – Сампо. Оно подцепило нас на крючок совершенно случайно на выставке в Петрозаводском краеведческом музее. О нём будет ниже.

            Ещё Калевала это маленький посёлок. Маленький, но знаменитый. Его прославил финский собиратель рун и второй «отец» рукописной «Калевалы» финн – Элиас Лённрот. Здесь его Сосна. Рассказывают, что почему-то именно под этой могучей вековой сосной карельские старцы поведали Лённроту древние песни своего народа – Руны, а потом уже он собрал их все вместе в книжку. Это Сосна сейчас – памятник, но раньше росла вместе со всеми деревьями в сосновом бору. Когда в этих местах построили плотину на реке Куйто, то размыло песчаные берега и сосна стала засыхать, а войну её ещё и ранило кусочком снаряда. Но старожилы Калевалы сохранили дерево - спилили верхушку уже сухой сосны и установили её на фундаменте перед местным Домом Культуры.

 

День Зй.

Петрозаводский краеведческий музей (петроглифы) – Музей кукол.

Петроглифы Онежского озера.

«Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто дал имя незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Всё полно подвигов. Везде герои прошли. «Знать» - сладкое слово. «Помнить – страшное слово. Знать и помнить. Помнить и знать. Значит верить. Летали воздушные корабли. Лился жидкий огонь. Сверкала искра жизни и смерти. Силою духа возносились каменные глыбы. Ковался чудесный клинок. Берегли письмена мудрые тайны… И вновь всё ново… Но выступят священные знаки. Тогда, когда нужно.. Сегодня мы их пожалуй не найдём. Но завтра будет светло. Я знаю – мы их увидим». Н.К.Рерих.

            Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.

            Это - наскальные изображения, выбитые на пологих склонах у среза воды древними карелами. Их возраст IV-IIIв. до н.э. Глубина выемки невелика, редко доходит до 1см. Петроглифы разбросаны вдоль берега озера на протяжении 21км от устья реки Водла до островов Большой и Малый Турий и устья реки Чёрной. Всего 24 группы. 1200 рисунков. Основная масса сосредоточена на мысах Пери Нос, Бесов Нос и Карицкий.

            Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.

            Но как до них добраться. Путеводитель советовал добраться из Петрозаводска до посёлка Шальский на теплоходе, далее рыбацким катером до мыса Бесов Нос или автобусом из гор. Пудож до дер. Коршево, а затем 15 километров пешком… Мда… А как обратно, интересно?

            Но тут я вспомнила, что где-то читала, что кусочек древнего камня с петроглифами можно посмотреть в Петрозаводском краеведческом музее. Почему-то воображение рисовало этот музей небольшим домиком с пыльными чучелами и зевающими тетеньками на стульчиках. Как же мы удивились, поняв, что это не так.

            Музей находится на площади Ленина. В Петрозаводске вообще много воздуха и пространства. И место, называемое площадью, это действительно площадь ого-го, а не маленький скверик. Площадь Ленина не раз меняла свои названия. Ещё изначально (1773г.) в городе хотели создать круглую площадь. Создали. Назвали Круглой или Циркульной. Затем (1873г.) здесь установили памятник Петру I и площадь стали называть Петровской. Потом бронзового Петра подвинул гранитный Ильич, и сейчас эта чудная площадь – Ленина. Несмотря на сегодняшнее название, площадь выглядит прекрасно. Круглая, огромная, в обрамлении полукруглых с дворянской внешностью зданий (бывшие дома губернатора и дворянского собрания) и самое главное то, что громадный памятник пламенному революционеру её нисколько не портит. Это заслуга, наверное, хорошего красивого камня, хорошего скульптора, и красивых клумб. Вообще цветущие растения в принципе редкость для северного климата, а площадь оживляют белоснежные ромашки, синие ирисы и ярко-алые маки – такая стилизация российского флага. Очень элегантно.

 

Страницы12

1,0/5 (2)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Муромский Свято-Успенский мужской монастырь

    Муромский Свято-Успенский мужской монастырь

    Муромский монастырь основан на месте заброшенного древнего поселения между двумя озерами – Онежским и Муромским. Добраться до него можно только по воде: с одной стороны монастырь окружают…