Про муромские калачи.

  Калачи красуются на гербе Мурома. Вот его описание: «В верхней части в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней – на голубом поле три крупичатых калача, которыми сей город отменно славится». 

  Муромский калач – это съедобный сувенир города. Напишу немного о калачах, вернее с помощью моего любимейшего В.Похлёбкина. Кроме него, дотошнейшего кулинара и умницы, никто уже, наверное, и не вспомнит, что такое настоящий муромский калач.

  Раньше на Руси хлеба делились на две большие категории – решётные и ситные – в зависимости от того, как просеивалась мука, через решето или через сито (разные ячейки). К последним относились московские калачи и сайки, муромские калачи, смоленские кренделя, валдайские баранки.

  Калач – это пшеничный ситный хлеб. А главная особенность его теста – это скважистость. Ситники всегда выходят пышными, скважистыми, с мягкой корочкой, и тягучим, упругим, приятным хлебным мякишем. Но вкус именно калача неповторим, так же, как и его внешний вид. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним поджаристой, хрустящей «губы» и поддерживающей их обоих «ручки» или «дужки».

  Чтобы испечь настоящий калач нужно знать два самых важных секрета. Главный из них – тесто должно неоднократно и долго проминаться только руками человека. Если тесто месить машиной – оно никогда не подойдёт, не поднимется. Когда мнут машины – из теста выбивается углекислый газ. А второй секрет – его необходимо выдерживать на холоде. Прежде хорошие калачи мяли прямо на льду – а это очень важно. Когда тесто ставят в холодильник после замеса – это уже поздно, потому что древний замес не позволял части газа уйти, на льду он как бы замораживался. Только поэтому калачное тесто долго не черствело, а откушать горячего калача считалось превеликим удовольствием.

  Почему калач – калач? Одни считают, что это название идёт от русского слова «коло» - круг, другие от татарского «калач» - т.е. буквально «будь голоден», или аппетитный. Откуда в Муроме татарский калач понятно – Ока, торговый водный путь, смешение народов со всех краёв. Раньше Муром славился своими неповторимыми калачами. А что сейчас? Сам Похлёбкин считал, что муромские калачи остались лишь в пословицах.

  Мы зашли в магазин и удивились. Каких только калачей нет – от маленьких и средних до гигантов. Продавщица нам посоветовала в качестве сувенира взять огромный, мол, везти, так везти. Но нам было всё мало, и мы ещё купили троечку средних. Густопосыпанные маком загорелые калачи были торжественно оттащены в машину. Уже дома, распивая с ним чаёк, всё-таки стало понятно, что это не совсем калач. Вернее даже это не калач, только его форма. Вкусный, но тесто похоже на бараночное.

  И кстати про скважистость. Проводя беззаботное детство у бабушки в Тульской области, мы постоянно ездили за хлебом в село Ханино. Знаменитый ханинский хлеб! Это что-то! Скважины говорите признак высочайшего качества? Так там ноздри были такие, что можно руку просунуть. Но лучше всё-таки этого не делать :), а залить в них мёд. Невероятно вкусно. Невероятно. Сейчас ханинский хлеб до сих пор есть, только скважин-ноздрей уже нет. А точнее они стали мелкими и почти незаметными – ушли старые мастера, знавшие секреты. А молодым продвинутым хлебопёкам только дай на кнопки тесторазмешивающих машин понажимать, больше никого ничего не интересует.

 

Про муромские огурцы.

  Муромцы не только выращивали чудные огурчики у себя на грядках, но и владели особым секретом их приготовления.

  Вот рецепт засолки огурчиков из Мурома. Монастырский. С секретом.

  Вначале надо заполнить банки муромскими огурчиками и специями. Среди пряностей обязательно должен быть базилик, причем именно фиолетовые его сорта. Это фирменная добавка от игумена Кирилла, который уверен, что базилик придает огурцам особую пикантность, божественный вкус. Затем отдельно нужно приготовить рассол. Взять 5 л воды, заложить в нее 200–250 г крупной соли и 1 ст. ложку меда. Перемешать и вылить в чистое эмалированное 10-литровое ведро. Провести динамизацию рассола – такой экзотический прием оживления жидкости, придания ей движения. Нужно вращать в ведре деревянной палочкой так, чтобы образовалась воронка. Прерваться на несколько секунд и снова вращать рассол, но уже в другую сторону. Повторять операцию интенсивно в течение часа. В это время думать о чем-то благостном, добром, хорошем. Можно молиться. Огурцы в банках залить приготовленным рассолом и закрыть так, как вы это обычно делаете. Когда будете есть и сравнивать, эти огурцы покажутся вам идеальными, к прочим же всегда найдутся какие-нибудь претензии. Почему такое происходит? Все мельчайшие частицы, которые входят в состав рассола, после его динамизации организуются по определенной гармоничной системе, похожей на ту, по какой устроена наша Вселенная. Ваша банка оказывается маленькой вселенной, на нее, естественно, будет положительно влиять большая Вселенная. Вот такой секрет. 

 

Карачарово.

  Карачарово – это родина Ильи Муромца и это село рядом с Муромом, которое уже практически сливается с городом. Но не надо обольщаться. Хоть, считается, оно и входит в границы города, но находится не в пешей досягаемости, а только в автомобильной, да и то, отсутствие каких-либо указателей превращает дорогу к нему в лабиринт, а полчаса отведённого для осмотра времени растягивает до полутора, как минимум.

  По улице Ленина, не отрывая глаз от карты, мы выехали на мост через ж/д в сторону Карачаровского шоссе. Опрос местных жителей с вопросом «как доехать до села» особых результатов не приносил. Это и не мудрено, там действительно, сложно объяснить, как ехать. В общем, корректируя направление своего движения практически с каждым вторым встречным, мы, наконец, вырулили на крутую дорогу вниз с холма к реке. Подъехали. Выяснилось, что Карачарово – это деревня на самом берегу Оки, и представляет собой длинную-предлинную деревенскую улицу с названием Заокская. Дорога по ней тоже деревенская, а это означает - ;) коровьи лепёшки, ухаб на ухабе и пыль столбом. Дом Ильи Муромца, а точнее его современных потомков – семьи Гущиных - №279. Поясняю, для тех, кто ещё не всё понял ;) - учитывая, как обычно располагаются дома (чётные и нечётные по разным сторонам), можно быстренько подсчитать, что надо проехать ~140 (!) домов, чтобы добраться до него.

  Муж сразу оценил возможности нашего пассата и перспективу движения по этой «дороге», но я распелась сладкоголосой птицей Сирин и подло заманивала к дому, суля золотые горы: «Нет, ну ты только подумай, когда мы ещё увидим дом Ильи Муромца, это же русский богатырь, может быть, ты забыл о речке Смородине, о Соловье-разбойнике, о богатырских скоках?!»… Муж повёлся, а потом было уже поздно (невозможно) разворачиваться ;(. Так, рассекая поросячьи табуны, в клубах пыли, на глазах у изумлённых местных жителей, которые при виде нашей приличной иномарки, сражающейся с их ухабами, как-то жалостливо и понимающе на нас смотрели. По лицам читалось: «что, попались дурачки на удочку?». Муж, одолевая крутой, изрытый донельзя подъём в гору след в след за неторопливой коровой, весело помахивающей хвостом прямо у нас перед капотом и выдающая чуть ли не на него свежайшую органику, скрипел зубами и пытался послать этот дом Ильи Муромца в звезду. Я уже притихла, вжала голову в плечи и прокручивала в голове варианты ускользания от справедливого последующего возмездия.

  Наконец-то мы допилили до этого дома. Действительно,  мы – дурашки-чебурашки. Это обычный деревенский дом, в котором живут люди, у крылечка возятся детишки, кто-то копает огород, а усталая женщина, увидев нашу машину, с грохотом захлопнула распахнутые окна – она явно поняла, что мы очередные, надоевшие им хуже горькой редьки, любознательные туристы. Мы даже не остановились. Это выглядело бы глупо. Типа «здрасьте, вы нас не ждали?». Улица узкая, на завалинке старички сидят, все смотрят – течёт своя активная деревенская жизнь. Мы только сфотографировали табличку с надписью «Здесь по преданиям находился дом, где родился богатырь Илья Муромец» из окна машины. Добултыхались до конца деревни, кое-как развернулись, распугав куриц и потарахтели обратно мимо тех же 140 домов.

  Выехали из деревни. Муж остановил машину на шикарной песчаной отмели. Выключил зажигание. Я заметалась в салоне, как Паниковский и дочь лейтенанта Шмидта, потому что поняла, что сейчас меня начнут бить. Ногами. Я уже подогнала слёзы к глазам, чтобы подавить на жалость. Но муж сдержанно сказал, что вопрос о доверии к женщинам теперь для него закрыт, и что теперь в наказание я буду отмывать машину от всего прилипшего-постороннего в Оке. Я повеселела. Мы побрели по светлому песку к манящей воде. В своё оправдание, я успела рассказать мужу, что Илья Муромец – это загадочный персонаж. Он есть – реальный, и есть образный, былинный. Некоторые считают, что Илья – финно-угр, в связи с созвучием его имени и финского калевальского героя, кузнеца Ильмаринена.

  Настоящий реальный богатырь, возможно, действительно жил здесь в селе Карачарово под Муромом. Совершал подвиги с товарищами – Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, Дунаем Ивановичем, Чурилой Пленковичем, Дюком Степановичем и остальными. Потом он ушёл в монахи в Киево-Печерскую лавру. По его сохранившимся в Киевских пещерах мощам был составлен приблизительный портрет: великорослый, крепкий, широкий мужчина, с большой грудной клеткой, хорошо развитыми плечами, мощными руками и ногами. О таких раньше говорили «не ладно скроен, крепко сбит». Причём, действительно, от рождения левая нога у него была короче правой, из-за чего он и сидел «на печи 30 лет и 3 года». Удивительно, что этот человек – уже не богатырь, а монах – убит ударом кинжала в спину. По легендам, это была месть его незаконнорожденного сына, за слёзы матери.

  В древних русских былинах о богатыре его образ – собирательный. Через свойственное русским древним песням иносказание Илья Муромец – это воплощение ведического бога Перуна – громовержца, воина и небесного кузнеца (у православных на это имя накладывается Илья-пророк). Кстати, своё выступление на Казань царь Иван Грозный назначил на Перунов (Ильин день) – 2 августа, словно прося о помощи и заступничестве у небесного бога-воина для борьбы с тёмными силами. А день реального богатыря, святого Ильи Муромца, в православии отмечается 1 января.

  Академик Лихачёв говорил, что древняя русская литература не знала вымышленных героев или сюжетов. Поэтому над образными подтекстами в преданиях о том, что богатырь Илья изменил русло реки Оки, покидав в неё дубы, и название села возникло оттого, что на этом месте его конь «окарачился» от соловьиного свиста, т.е. присел на задние ноги историки, наверное, серьёзно задумываются. Значит и то, что на месте скоков, т.е. ударов копыт того же коня Ильи Муромца забили родники, из которых местные носят себе воду – это тоже «факт» ;). (Они располагаются на склоне под Троицкой сельской церковью).

  Я с академиком не согласна. Почему такой прямолинейный вывод? А как же образное мышление? Любой герой любой русской сказки/былины и любые их слова и действия есть концентрат вековой народной мудрости. Наши прадеды оставили нам своё наследие изложенное не высокоумным изложением, а отформатировав его в виде детских сказок. Проще уж некуда. Предвидели, наверное, что наше время хоть и является «космически-продвинуто-компьютерно-нано-технологичным», но излагать нам мудрость надо попроще, а то ведь не дойдёт через «тьму веков». И, действительно, до многих не доходит. Даже детям сейчас ближе какой-нибудь Робот Ури, чем Иван-Царевич с Серым Волком и Царевной Лягушкой. А уж вдумываться в смысл сказок – не, на какой нам это, мы чо такие, нам бы чипсами похрустеть, телик позырить и стрелялки зарядить. А сказки это для дурачков – мы же умные.

  :):(

Страницы1234

4,7/5 (19)

5 комментариев

  1. Nat_A
    Nat_A 08 ноября

    Большая просьба - не надо мне самостоятельно бить текст на страницы. Во-первых, я в состоянии это сделать сама. Во-вторых, если кому-то нужно перекопировать текст - то лазить по страницам - это КРАЙНЕ не удобно.

  2. Nat_A
    Nat_A 08 ноября

    И ещё раз повторюсь (высказалась уже на страницах расказа про Болгарию). Моветон, это делать неудобным для авторов размещение рассказов. У нас такая же система на сайте, так что вопрос насчет "мовитона" - смешон. Я давным давно не пользуюсь простым копированием, и умею нажимать кнопки CtrlV. Даже несмотря на "очистку от ненужного" - каким-то образом, например, мои оглавления вылезли просто в непотребном виде. И ещё интересно - а что, система уведомлений о поступивших комментариях у вас не работает? Случайно увидела написанное вами. А сейчас долго искала на экране кнопку "поместить отзыв". Наверное она там же, где и "подписаться на просмотр комментов". Очень удобно. Очень.

  3. Vasily
    Vasily 10 ноября

    Очень хорошо! Большое спасибо за рассказ! :)

  4. Денис
    Денис 17 января

    Великолепный рассказ! Мы планируем поездку в Муром, ваша работа -- неоценимое подспорье.

  5. Гость
    Гость 18 августа

    Муром - чудесный город. Только при планировании поездки внимательно отнеситесь к выбору отеля. Мы остановили выбор на вирсавии и остались на улице, т.к. бронь сняли в день приезда по непонятным причинам, хотя за несколько дней до этого ее подтверждали. Будьте осторожны

Ваш комментарий