Аэропорт Гардемоэн

Норвегия

День одиннадцатый. 10 мая. Осло.

Утром покушали мюсли с кефиром, быстро собрались и двинулись в сторону Осло. По дороге запомнились 2 вещи. Во-первых, после коммуны Vinje (это там, где мы ночевали; а коммунами у них называются области страны) мы стали взбираться все время вверх. И через какое-то время мы очутились в снегах. После одного из тоннелей вдруг все стало белым. Вокруг – очень пологие склоны, много лыжников на лыжах беговых и горных. Снег - подтаявший и его очень много: видели даже домик, практически полностью заваленный снегом, по самую крышу. Горные озера покрыты снегом, и сквозь него проглядывают ярко голубые проталины. Красота! И необычно, что даже в Лиллехамере горнолыжные склоны почти полностью уже освободились от снега, и здесь, в 200 км. от Осло, мы уже не ожидали очутиться в зиме. Тем более, после лета в Алесунде и Бергене.

Во-вторых, мы увидели красивейшую ставкирку (норвежская деревянная церковь). Не помню, к сожалению, название населенного пункта. Это было где-то уже ближе к Осло.

Дальше мы, увидев хорошую цену на дизель и предположив, что ближе к Осло будет только дороже, заправились. К слову, разброс цен в зависимости от коммуны составил почти 2 кроны! От 11.47 до 13.22 кроны за литр. В 3 раза дороже, чем у нас! 95-й бензин примерно в такую же стоимость. Так что мы не прогадали, выбрав Румстер: расход составил всего лишь 5 л на 100 км. Хорошая экономия! Кстати, под Осло топливо значительно дешевле, чем у Ставангера. Вот вам и нефтяная столица. Пишу это, когда всю Европу накрыла волна забастовок водителей из-за подорожания топлива. Может мы еще вовремя успели?).

Дорога, надо сказать крайне неважная, но ближе к Осло, где 134-я переходит в Е18, она меняется в лучшую сторону. Разрешенная скорость увеличивается до 100 км/ч, а дорога расширяется аж до 4-х полос! Мы уже отвыкли от такой роскоши.

На въезде в столицу сворачиваем на Bygdoy. Это небольшой полуостров, где расположились 5 музеев: Музей Кон-Тики, Музей викингов, Музей мореходства, Норвежский народный музей и музей Фрама. Стоимость билета – 50 крон. Говорят, что в случае, если Вы собираетесь посетить несколько музеев, то выгоднее брать абонемент Oslo Pass. Посмотрели на лодки и другие вещи викингов и погуляли по набережной. Прямо у причала выставлена легендарная лодка «Йоа» Руаля Амундсена, на которой он проделал свое знаменитое путешествие к берегам Аляски в начале 20-го века.

На въезде в центр города вроде - как платный участок дороги, но останавливаться не надо – все фиксируют камеры, потом приходит счет владельцу машины. У нас на лобовом стекле под зеркалом было что-то наклеено. Я так понял, что это - своеобразный проездной абонемент. Такие пункты платных дорог нам встречались несколько раз у крупных городов. Но никакого счета на оплату нам во время сдачи машины не предъявили.

Так как времени еще было не так много, мы решили успеть в Национальную галерею. А уже после заселяться на ночевку. Запарковались в «кармане» на соседней улочке с трамвайными путями. Знак гласил, что, мол стоянка здесь запрещена с10 до16:00. Время было 3, и я с некоторыми сомнениями все же оставил машину на этом месте.

Universitetsgata, на которой расположена галерея оказалась совсем рядом, в 1 минуте ходьбы. Вход оказался бесплатным, а собрание картин и скульптур очень интересным. Особо понравились «Danaide» Auguste Rodin, «Portrait of madame Zborowska» Amedeo Modigliani, «Morning toilette» Edgar Degas. Но зарубежные художники занимают 1 зал из 28. Остальные – местные. Творчество пяти-шести из них нам пришлось по вкусу. Но особняком, конечно, стоит Edvard Munch. Просто безумец! Очень разноплановый, непредсказуемый, одаренный, несомненно: его картина Scream стала одним из символов Осло. Ее изображают повсюду!

Галерею обошли часа за полтора. Далее - в информцентр – брать велики. В Осло 2 таких центра. Мы идем в тот, который рядом со старой ратушей. К нашему величайшему сожалению, в воскресенье он не работает, а так как сегодня вечер субботы, то здесь нам взять их не удалось. Но они говорят, что тот, что у ж/д вокзала работает и в воскресенье. Надежда нас немного окрыляет, так как мы уже прилично устали сегодня. Решаем пройти через ратушу, крепость Акерхус и, затем уже, - к вокзалу. В ратуше есть шикарный большой и, главное, бесплатный туалет. Да-да, это в Норвегии вещь очень актуальная. За радость посещения этого заведения здесь надо выложить 10 крон. По 100 рублей на двоих не находишься! А здесь, тем более, пользуешься им с каким-то трепетным чувством – в ратуше награждают нобелевских лауреатов, и для них, конечно, власти города постарались! Ну и для себя тоже – здесь же они и сами заседают.

Обойдя ратушу, оказываешься на набережной Акер-Брюгге. У причала пришвартованы парусники, и отсюда открывается красивый вид на крепость. Можно сказать, что и оттуда открывается красивый вид на набережную. Очень живописное место во всех отношениях. На газонах внутри крепости полно народа. Многие делают мини-барбекю – мясо с овощами в алюминиевом лоточке с двойным дном, внизу угли. Размер этого приспособления – приблизительно формата А4. Очень удобный способ сделать шашлык на двоих в любом месте – минимум подготовки!

В замке крепости проводятся правительственные приемы, а в часовне захоронены члены королевской семьи. Мы стали свидетелями торжественного выхода из часовни свадебной делегации. На выходе стоял военный караул в парадной форме. Жених был облачен в такую же красивую форму, а невеста – в национальном платье. Во время выхода старший караула отдавал команды, многие из которых были шутливыми. Гости смеялись, а особенно им понравилась шутка, когда он скомандовал что-то брачующимся и они поцеловались. Все это происходило во внутреннем дворе замка, гости стояли вокруг виновников торжества, а по периметру сидели на скамейках совершенно незнакомые для них люди, забредшие сюда в этот час. Приятно и волнующе стать невольным участником такого события! Совет вам да любовь, милые норвежские молодожены!

Говорят, там есть несколько музеев. Но нам не хотелось уходить со свежего воздуха, да и не оставили мы еще затею покататься по Осло на великах. Доходим по Kongensgate до Karl Johans gate – главной улицы столицы, которая тянется от вокзала до Королевского дворца. Она – пешеходная почти на всем своем протяжении. Доходим до вокзала, и, странное дело, при заявленных «до 20-00» в 18-30 они уже закрыты! Н-да, видно, не судьба была нам покататься в тот раз! Хорошо, значит – в следующий. К тому же, силы нас покинули уже полностью и жутко хотелось кушать – какие уж тут велосипеды! Но на вокзале не то что кушать – находиться не хотелось: кругом какие-то темные личности. В прямом и переносном смысле этого слова. Грязно, и хочется поскорее отсюда убежать. И здесь, оказывается, есть такие места.

Ретируемся – идем обратно по Karl Johans gate. Падаем за столик Cathedral Café . Заказываем Beef с овощами, грибами и печеным картофелем, плюс норвежское пиво. Порции большие, говядина medium (как мы и просили), вкусный соус. Пиво - неплохое. Но обслуживание так себе: официанты куда-то пропадают, причем, надолго. Главное, мы получили заряд бодрости от хорошей кухни и красивого места: мы сидели прямо на этой пешеходной улице под сенью деревьев перед старым кирпичным зданием, видимо, остатков кафедрального собора. И могли разглядеть разношерстую публику, перемещающуюся по брусчатой улице мимо нас. Здесь были и музыканты, и какой-то ненормальный, громко обращающийся ко встречным, велосипедисты, инвалиды, старички парами и поодиночке, негры, белые, мулаты. В общем, обычная картина центральной улицы европейской столицы. Удивило только то, что за весь день мы не увидели ни одного пьяного. Еще Наташа сделала лежащее на поверхности, но при этом удивительное наблюдение: мы ни разу не увидели плачущего или орущего ребенка или кричащего на него взрослого. Ни разу за все наши 11 дней здесь! Впрочем, к пьяным это тоже относится. Вот так вот. Культура! При этом, чуть пройдя вперед до того места, где эта улица расширяется у Стортинга (здания Парламента), мы видели купающихся в фонтане 3-4 летних детишек. И это в 8 вечера при температуре воздуха 17-18 градусов! Потрогали воду – лед! Вылезать они явно не торопились, а лишь весело играли в воде.

Далее прошли мимо театра, спустились в метро. Там понравились входные двери – автоматически разъезжающиеся каскадом. То есть здесь уже не смогут закрыть часть дверей, чтобы посмотреть, как люди идут на штурм одной оставшейся открытой. Эх! Все для людей! Это, вообще, лозунг Норвегии и, наверное, всей Европы. Хочется уже и у себя в стране, наконец-таки, ощутить заботу избранных тобой властей. Очень хочется. Мы этого заслуживаем. Тем более это все было на контрасте с проведением финала Лиги Чемпионов в Москве. Когда для англичан отменил визы лично президент страны, и в страну их пускали просто по билетам на матч, когда за полтора миллиона евро построили у Лужников пешеходный переход, а после матча разобрали. И, естественно, вся наша столица стояла в одной сплошной пробке в этот день из-за умелых действий доблестной милиции, освобождающей проезд англичанам. Как обычно освобождает нашим, наделенным нами же властью, избранникам. Бэк ин ЮэСэСА! Вот поэтому, отчасти, на нас Европа и Америка и смотрит как на какой-то пережиток старого, не соблюдающего права человека. Мы просто об этом не всегда задумываемся и спорим с ними, не замечая очевидных вещей. Ладно, потихоньку наладится и здесь!

Дальше поднялись вверх по улице к Королевскому дворцу. Дворцом его назвать можно с натяжкой: здание совсем обычное, и, если бы не флаги над ним, почетный караул с ливреями и какой-то явно царственный муж на коне в виде скульптуры, то можно бы было его принять, например, за здание большой библиотеки или музея. Сфотографировали смуглого раскосого и щуплого военного, стоящего перед своей будочкой на правом углу дворца, обошли вокруг парк за ним и вернулись к машине. Стало смеркаться. Поплутав по центру города в поисках нашей виллы Frogner и немного попсиховав из-за этой возникшей трудности (видимо, уже порядком устали), мы через полчаса ввалились на виллу. Вилла эта была по системе Bed & Breakfast. Огороженное кованым забором, белого камня, красиво подсвеченное старое здание, вокруг которого много зелени. На пороге нас ждал конверт с ключом и небольшой сопроводительной запиской.

Номер оказался с большой комнатой, двуспальной кроватью, балконом и букетом белых орхидей. В принципе, ничего лишнего. Но все производило очень приятное впечатление, и мой расчет, что после хостелов и кемпингов это окажется приятным завершением увлекательного путешествия, оправдался на все 100. Это, действительно, было самым лучшим местом, где мы останавливались предыдущие 10 раз. С вечера немного рассортировали вещи для завтрашних сборов, допили коньяк и спать – устали донельзя.

1. одесситка
    одесситка 05 августа

подробный и зримый рассказ спасибо за виртуальное путешествие

Гость 12 февраля

Собираюсь в конце мая в Эрангер - был во фьордах два десятка лет назад - на Планете ничего подобного нет нигде. Спасибо за полезные сведения. Написано хорошим русским языком - в Интернете это большая редкость...

Осло Сити

Самый посещаемый торговый центр в Норвегии, содержит более 90 различных магазинов и ресторанов на пяти этажах.…