Дивеево – Русская Земля Обетованная. Ч.1

О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх. В заколдованных болотах там кикиморы живут, – защекочут до икоты и на дно уволокут. Будь ты конный, будь ты пеший – заграбастают, а уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!». К этой потрясающей природной красоте лучше подходит размашистая песня Руслановой: «На муромской дорожке, стояло три сосны...». Cосен там, конечно, уже не три, а целый бор. Сосны – классические – здоровые, мощные, стройные, янтарные стволы и пушистые зелёные колючие шапки. А ещё невероятные по красоте синие люпиновые поля. Это не поля вообще, а моря. Особенно, так кажется, когда мчишься мимо них в машине. Такое синее бесконечное буйство-раздолье по обеим сторонам дороги. И медовый аромат.

Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.

Дорога.

В Дивеево мы едем из Москвы через Муром. Из Москвы до Дивеево – 430км, от Мурома – 130км. Дорога из Мурома до Дивеево – уникально красивая. Но Высоцкий явно несправедлив к ней в своей песне: «

Мы собирались в Дивеево из Москвы с замиранием сердца. Но Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево – это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место. Дивеево – это ваша проверка – на прочность, на вшивость, на силу духа, на веру. Это лакмусовая бумажка.

Дивеево нас протрясло в самом буквальном смысле этого слова. По дороге туда мы получили одно «известие», которое было для нас как тёрка. Назовём его сейчас «стресс». Это событие выбило нас из приятной путешественнической расслабленности и поместило в несколько иное измерение. Дивеево – дало нам испытание и сразу проверило нас таким образом на прочность. Два дня там нас трясло. Сразу скажу, забегая вперёд, по возвращению из Дивеево, «проблема» удивительным и непостижимым образом исчезла. Как будто её и не было. Но, я до сих пор не уверена, где-то там, на тонком плане, выдержали ли мы это испытание. Но не об этом речь.

(Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото. При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны).

 Гостиница.

Мы останавливались в гостинице «Заречная». Мы выбрали эту гостиницу не потому, что она была самая дешёвая, а потому, что мы поздновато спохватились с бронированием и мест в двух других - «Дивеевская слобода» и «Московская» - уже не было. Только, на удивление, в одной «Заречной» были номера, да ещё и на выбор. Мы забронировали полулюкс за 1,7т.р., и в принципе и гостиницей, и всеми условиями проживания в ней остались вполне довольны. Внешне она выглядит просто – 2х этажное здание-прямоугольник, серый сайдинг, находится на одной из деревенских улиц. У гостиницы есть парковка. Наш номер-полулюкс впечатлял «богатством» - линолеум под тёмно-зелёный малахит, яркие виниловые обои в убойную сине-бежевую полоску, белая блестящая мебель и прочие вычурности в стиле нэпа и Остапа Бендера. Но это – если придираться, то есть просто несовпадение вкуса, а в целом номер был большой, чистый, с диваном, трюмо, вазами с гербарием, телевизором, даже с зубными щётками в душевой. В гостинице отличное кафе (о нём ниже). До центра села, т.е. до монастыря идти пешком минут 15-20, на машине минут 5-7. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».Богородица имела в виду четвертый после Иверии (Грузии), Афона (Греция) и Киева удел, где она по преимуществу обитает. Монахиня пошла. Путь далёкий, много городов, сёл, деревень. Она прошла Муром и направилась в Саров. Но, не доходя до него километров пятнадцать, в деревушке Дивеево, на отдыхе, в тонком сне ей снова явилась Богородица. Божия Матерь сказала: «Вот это место». Это было ~ в 1760 году.взобрался на колокольню церкви, которую строила его семья, и сорвался. Упал с большой высоты, но остался невредим. С этого времени в нем стало крепнуть стремление к богу. . Матушка Александра попросила саровского старца не оставлять без попечения место указанное Богородицей. Пахомий указал на Серафима. Потом все пошли своими путями – монахи дальше, по своим делам, а матушка Александра со спокойной душой в мир иной. Так духовным отцом Казанской обители стал отец Серафим. Ему было 33 года. Когда Серафим вышел из своего затвора, это был уже не тот человек, что ушел. Да и остался ли он после этого человеком? Скорей уж он стал духом, сгустком благодатной энергии. Ему были дарованы два дара – целительство и прозорливость. За тридцать молитвенных лет Серафим накопил такую энергию духа, что легко мог творить любые чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и так далее. участок земли рядом с Казанской церковью и рядом к ней начали пристраивать Рождественскую церковь (Рождества Христова, в ней всегда перед образом Спасителя горит неугасимая свеча) для новой общины. А через несколько лет тоже рядом стали возводить вторую Рождественскую церковь (Рождества Богородицы, в ней звонят особые маленькие колокола).

Для сравнения: гостиница «Дивеевская слобода» - это гигантский гостиничный комплекс на краю села в виде какой-то древнерусской крепости-башни. (Принадлежит Елене Батуриной). До монастыря идти пешком тоже ~ 20 минут. Гостиница «Московская» - самая центральная, расположена чуть ли не на территории самого монастыря. Выглядит очень красиво – такой нежно-кремового цвета свежеотреставрированный особнячок. (Принадлежит олигарху Олегу Дерипаске).

 

О селе Дивеево: Наши впечатления.

Дивеево – даже сейчас – стоит перед глазами. Золотая такая картинка. Храмы и купола. Но начну с села Дивеево. Это Нижегородская область. Только въехав туда, мы сразу поняли, что такие сёла и называют богатыми. Село огромное, асфальтовые улицы, речка Вичкинза, пруд, крепкие дома, центр – монастырь, а также разные общие кирпичные постройки – магазины, администрация, школа, почта и т.д. Есть провинциальные города, которые выглядят, как деревни, а село Дивеево, наоборот – называется село, а на самом деле настоящий маленький городок. Главная улица, которая тянется вдоль монастыря – Октябрьская. Около монастыря есть большой плакат со схемой улиц и их названиями, чтобы туристы не заблудились. Представляете – какое большое село.

Сначала глазам было очень непривычно видеть очень много людей в тёмной монашеской одежде. Конечно, мы раньше видели и монахов, и монашек, но здесь в Дивеево, их очень, очень много. Мы встречали их не только в монастыре, и не только около, а на всех улицах, даже в деревнях. И если поначалу воспринимали этих людей, как что-то необычное, то потом, наоборот – как что-то само собой разумеющееся.

 

 

О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы.

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало – очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём – через Колокольню. Правильным – потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне – не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) – мужского рода, а Преображенский – женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий – высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский – стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.

Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так – почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки – бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор. Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.

Я подготовилась к ней ещё заранее. По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей – старое осталось за калиткой.

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.

Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом – разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.

Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.

О монастыре: История обители. Серафим Саровский.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женский. Девичья обитель. Взятая под крыло святым старцем Серафимом.

Всегда удивляет – как, почему именно здесь, в этом месте появился монастырь? Почему выбрал для себя именно Дивеево?

Его основоположница – матушка Александра, монахиня из одного киевского монастыря.

И ей было видение. Богородица повелела ей идти на север России, обходить все великорусские святые места, и там она ей укажет место для великой обители, для своего четвёртого удела.

В мирской жизни матушка Александра была богатая помещица Агафия Мельгунова. Она продала своё имение, поселилась в Дивеево. И построила первую там каменную Казанскую церковь. Так возникла Казанская обитель.

Но как же интересно переплетаются судьбы людей, которые, казалось, текут параллельно и не имеют возможных точек соприкосновения.

В 1754 году в Курске в семье купцов Исидора и Агафьи Машниных родился сын – Прохор. Когда он родился, один блаженный человек сказал матери: «Счастливая ты Агафья! Твоё дитя, когда вырастет, станет великим молитвенником за весь мир!...».

В 10 лет мальчик

В 24 года Прохор Машнин поступил в Саровскую пустынь «для духовного делания». Там, через 8 лет послушничества, он принял постриг с именем Серафим. Однажды настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха Исайя и Серафим шли по делу мимо Дивеева

Но Серафим отказывается пока от назначения. Его искренне не интересуют мирские хлопоты. Он пока не готов. Поэтому в 40 лет он удаляется в лес, в Дальнюю пустынь и становится отшельником. Ни его иконах можно увидеть истории про то, как он приручил медведя, как на него напали злодеи и жутко избили.

В 53 года он берёт на себя ещё обет молчания и столпничества. Он стал молчальником – совсем перестал разговаривать – потому что молчальники так ценят время, что ни на минуту не хотят отвлекаться от молитвы – рассеиваться. А столпниками называли монахов, которые молились, стоя день и ночь на широком столбе-башне. Отец Серафим заменил столб огромным камнем-валуном и молился, стоя на нём на коленях, с воздетыми к Богу руками. В Саровском лесу он провёл 15 лет…

В 56 Серафим возвращается в монастырь, но становится затворником, т.е. уходит в келейный затвор, на 5 лет закрывается в своей келье. Что он там делал? Молился….

В 61 год отец Серафим выходит из затвора и начинается его новый подвиг – старчество. Старец Серафим исцеляет больных людей, утешает несчастных советами. В это время к нему снова явилась Богородица и спросила: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Далее она в мельчайших деталях объяснила, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Кончив речь, Богородица ударила жезлом о землю, и в том месте пробился источник (о нём будет ниже).

Тогда отец Серафим сам начинает валить деревья в Саровском лесу для постройки ветряной мельницы будущей девичьей общинки, от которой (по замыслу Богородицы) девицы должны были питаться. Это было зимой, а летом она уже замолотила. И сюда были перевезены те девушки, на которых отцу Серафиму указала сама Богородица. Первоначально их было двенадцать, по числу апостолов. Восемь из них были взяты из Казанской общины. Новая обитель стала называться Мельничной.

Своим чудесным даром отец Серафим исцелил от ужасного недуга одного богатого помещика – Михаила Мантурова. Мантуров в знак благодарности, продал своё имение и на эти деньги был куплен

А также отец Серафим дал указание сёстрам по обустройству Канавки. 

В 1829г. (Серафиму – 75 лет!) Мельничной обители выделили большой участок земли. По её получении Старец приказал обходить её и обкладывать камешками, а затем по полученному следу опахать землю сохой по одной борозде три раза. После Серафим велел обрыть её канавкою в три аршина глубины и три аршина ширины, а вынимаемую землю бросать так (вовнутрь обители), чтобы образовался вал в три аршина. Для укрепления вала он велел посадить на нём крыжовник. (Аршин - ~72см, три аршина – сажень – 215см). Канавку рыли 2,5 года. Она представляет собой замкнутый 7-миугольник.

Так появился Дивеевский монастырь, вернее, Казанская и Мельничьи девичьи общины объединились после ухода преподобного старца и стали именоваться Серафимо-Дивеевским монастырём.

Любимые слова Серафима Саровского: «Радуйтесь! Радуйтесь!».

Страницы12

5,0/5 (87)

8 комментариев

  1. Nat_A
    Nat_A 22 декабря

    Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото. Наши контакты: pamsik@bk.ru. При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

  2. Гость
    Гость 29 октября

    У меня подруга недавно ездила в Дивеево. Говорит, там появилась новая гостиница "Олимп". Она обедала там в кафе - говорит понравилось: вроде дешево и готовят быстро. Накопала у них сайт в интернете http://www.divolimp.ru . Судя по фоткам номера приличные. Кто-то был там? Напишите, какое впечатление осталось,какие цены? Собираюсь посетить Дивеево в ноябре - ищу где остановиться.

  3. Гость
    Гость 18 апреля

    Хотела бы рассказать о печальном опыте бронирования номеров в данной гостинице. За полтора месяца до даты заезда позвонила в отель и забронировала номера на 28-29 апреля (сами понимаете майские праздники, если заранее не позвонить можно остаться с носом).Бронирование мне подтвердили, оставила свой мобильный, попросила если что-то измениться обязательно позвонить. Итак 18 апреля, звоню в гостиницу, проверить все ли в порядке. А мне говорят, что нет такой брони. Начали разбираться. Оказывается они поставили мою бронь не на апрель, как мне нужно, а на март (с 28-29 марта). Они перепутали, а теперь у них нет свободных номеров и я в пролете. Я говорю, хорошо. Если я не заехала в марте, почему вы мне хоть не позвонили, не спросили. На что внятного ответа не было. ИТОГ: СТОИТ ЛИ БРОНИРОВАТЬ В ДАННОЙ ГОСТИНИЦЕ НОМЕРА, ЧТОБЫ ПОТОМ ТЕБЕ СКАЗАЛИ, ЧТОБЫ ПОТОМ ОСТАТЬСЯ НА УЛИЦЕ. Уважаемые читатели, надеюсь,что моя история будет вам полезна, и подобного с вами не случиться. сами делайте выводы.

  4. Гость
    Гость 18 апреля

    Полагаю речь идет о гостинице �Заречная�?

  5. Гость
    Гость 18 апреля

    Да, речь идет о гостинице Заречная (Дивеево)

  6. Гость
    Гость 18 июня

    Состояние на всей территории монастыря, в скитах, у источников не поддаётся описанию, БЛАГОДАТЬ... Жаль что в самом поселке это чувство исчезает - суета, хамство, стяжательство, пьянство, сквернословие, распущенность...не ожидала это увидеть в Дивеево, ведь говорят Дивное-Дивеево, а на деле совсем не так!!! Дивный монастырь - да! Дивный поселок Дивеево- нет!

  7. Марина
    Марина 26 июля

    Дивеево - одно из уникальных мест России. От Серафимо-Троицкого монастыря исходит дивная благодать. Кажется, что находишься в гостях у прес. Богородицы и преп. Серафима Саровского. Контраст между мирским и духовным такой же, как между монастырeм и самим селом, но это, мне кажется дается паломникам для смирения и постижения истинной красоты. Были в ср. июля 2013 г. всей семьей, останавливались в усадьбе Дивное, прямо напротив монастыря. Огромное спасибо ее хозяевам за прекрасный прием. Марина из Краснодара

  8. Владимир
    Владимир 07 августа

    Гостиница ДИВЕЕВО НБ - сервис не соответствует цене. Придя на завтрак, включенный в стоимость проживания, получили ответ официанта: "Хлеба нет, за яйцами поехали". Директора в 9.30 на рабочем месте не оказалось. Господа туристы и паломники, делайте выводы сами.

Ваш комментарий