Летом мы были проездом в Торжке и все мимолётные проездные впечатления от этого города я красочно живописала в рассказе «Валдай. Торжок. Завидово» (на нашем сайте www.pamsik.ru, там же другие рассказы и фото). Но при этом рука ставить точку над i почему-то не торопилась. И поскольку от Твери до Торжка ~60км, то мы решили туда съездить ещё раз. Тем более что по карте в купленном путеводителе было понятно - мы не были в его историческом центре, а просто проехали по одной из главных, но не центральной и проездной улице Дзержинского.
            Увиденное – нас потрясло. Опять. Но уже в самом положительном смысле. Поэтому первым делом я приношу свои извинения торжокцам за написанное мною в первом рассказе. Хотя… нельзя сказать, что мы были 100% неправы. Всё, что мы увидели и почувствовали там – это реальность, а не нафантазированные гиперпреувеличения. К сожалению. Такова российская, так называемая «провинциальная», действительность. Наше летнее упущение – у нас не было карты города и мы не поняли (не нашли поворот) как проехать в центр Торжка.
            Даже не знаю, как собрать сейчас в памяти все впечатления по Торжку, они рассыпаны как мозаика.
            Начну с фабрики «Торжокские золотошвеи».
            Первым пунктом нашего посещения Торжка стала золотошвейная фабрика, а вернее, фирменный магазинчик в её здании (http://www.zolotoshveya.com, Калининское шоссе, д.12). Поскольку про сам промысел я уже писала, то остановлюсь уже на чисто практических подробностях.
            Ассортимент магазинчика при фабрике впечатлял – это и вышитые иконы, картины, платки, а также сумочки, галстуки, очешники, косметички. Красиво. Но импульса к покупке у меня почему-то не наблюдалось. Я сама удивилась – вот стою в этом замечательном магазине, а купить ничего не хочу. Почему так? Поняла – дело в том, что у них маркетингово непродуманная продукция. Я себе, к примеру, слабо представляю мужчину, который бы надел галстук с золотой надписью «Торжок», и женщину с бархатной театральной вышитой сумочкой собственно в театре. Сумочки и галстуки, к примеру, – не модны, мягкие очешники - не функциональны и т.д.. Я пересмотрела кучу косметичек и поняла, почему я не могу определиться – если бы моя фамилия заканчивалась на –дзе или –ян, то я бы высоко оценила всё это чёрнобархатное-золотое-блестковое великолепие, а так – не могу. Извините J. С трудом, и ради того, чтобы не уезжать отсюда без милого сувенирчика я купила несколько вещиц, и то, тщательно выбирала, чтобы это была вышивка на тёмно-зелёном, тёмно-малиновом и ярко-синем бархате. Черноту с золотом – покупать не поднималась рука. А ведь это какая уникальная работа! Ручная вышивка золотными нитками! Как обидно. Возможно, лучше бы одежду какую-нибудь вышивать, например, в каком-нибудь модного покроя бархатном пиджаке или юбке гораздо больше смысла, чем в мало кому нужных сейчас таких предметах. Ассортимент здесь в магазине очень богатый, а цены – очень лояльны, и по сравнению с самим Торжком (сувенирными), и с Тверью, и тем более с Москвой. Самые дорогие – иконы и картины, от 100 евро. Если все-таки вы хотите купить торжокское золотное шитье, то лучше это сделать здесь, в этом фирменном магазинчике. Но это – окраина города. Если едете на машине из Твери – серое здание фабрики прямо перед мостом через железную дорогу, там есть большой big board (рекламный указатель).
            Дальше мы двигаемся, ориентируясь по памяти, въезжаем в сам город, а далее вытаскиваем карту, поворачиваем по нужной дороге в центр и не верим свом глазам! Это – Торжок ??? !!!
            Такое количество восклицательных знаков объясняется тем, ЧТО мы видим перед собой. Здесь происходит очень резкая метаморфоза. Ведь только что мы ехали по самой обычной деревенской улице, а сейчас перед нами совершенно неповторимый город, городок 18 века, с явным петербуржским бывшим шиком. Глаза отказываются верить. Сзади – деревенские дома-покосюшки и колонки на улице, а впереди - два изумительных по красоте собора (ещё бы – К.Росси и И.Львов!); чудный тонкий мост; ещё один, но пешеходный; плавно изгибающаяся лента речка; панорама города на другом берегу с маковками церквей и монастыря – общее впечатление, это полный и тождественный перенос в позапрошлый век. Я не знаю никакого другого русского города, который бы так ощутимо и легко менял временную матрицу и пространство вокруг тебя и переносил в другую эпоху.
            Снова же, возможно, на наше восприятие города сейчас влияет и роскошная погода – классическая русская зима: солнечный день и мороз -23˚. Все неприглядное ведь спрятано под белоснежным сухим сверкающим и хрустящим снегом; от речки валит пар; ослепительное солнце журит глаза в монгольские щёлочки; ажур чугунной балюстрады моста оброс снежинистым колючим инеем, а самый обычный прибрежный куст утолщен бархатно-снежным чехлом и смотрится как необычный букет белых зимних цветов.
            Вот наш маршрут:
Площадь 9 января (Магистрат, Торговые ряды).
Площадь Пушкина и бюст Пушкину.
Ротонда и бюст Н.Львову.
Пешеходный мост и Тверецкая набережная.
Почтовая гора и Вознесенский монастырь.
Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь.
Улица Кузнечная.
Борисоглебский монастырь.
Вознесенская деревянная церковь.
Михайлово-Архангельский собор.
Ресторан «Тверца» и кафе «Юрвес».
Гостиница Пожарских.
Ильинская церковь и улица Красная гора.
Путевой дворец и Бульвар.
            Я буду стараться его придерживаться, но пытаться рассказать немного больше, чем мы увидели. В Торжке (только не в мороз!) надо бросить машину и облазить весь город, неспешно и внимательно пройтись по всем улочкам самим. «Русскую историю можно изучать, просто прохаживаясь и разъезжая по улицам да прислушиваясь к названиям улиц, переулков, площадей, урочищ, церквей и вникая в их смысл и значение».
            Значит так (повторюсь) – проехали мы по мосту через речку Тверцу мимо двух красавцев Собора и Церкви (подумать только – они недействующие!), на площади Пушкина (маленький треугольник с круговым движением вокруг и бюстом поэта) и повернули направо (мимо Торговых рядов) и оказались на центральной площади Торжка – бывшей Торговой или сегодняшней Площади 9 января.
 
Площадь 9 января (Магистрат, Торговые ряды).
Площадь Пушкина и бюст Пушкину.
            Немного о местных топонимике и топографии. Торжок или Новый Торг – уже говорит об основном роде занятий жителей города. Чем они занимались с утра до вечера, прерываясь на трапезы с наваристыми щами и крутой рассыпчатой масляной кашей, только что вынутых из печки, и чаепития с каменными сахарными пряниками-жамками? Понятное дело – торгами. А где торговали? Да по всему городу, поделив его на части.
            Вот здесь, на этой огромной и круглой центральной и главной площади со странным современным названием «Площадь 9 января» (в память расстрелянной рабочей демонстрации в Петербурге 9 января 1905г. (причем здесь Торжок и площадь??)) и даже за её пределами – располагались три площади и соответственных рынка – Дровяная/ой, Сенная/ой и Торговая.
            На Дровяном рынке, пожалуйте, выбирайте лес, дровишки. Дрова, кстати, выкладывали на подводах так, чтобы покупатель мог заценить и увидеть их срез. Пондравились? Куды доставить? Не сумлевайтесь, товар хороший, сухой, ядреный, привезем в момент, уложим в поленицу.
            Сено тоже важный товар, коровы, поди, в каждом дворе есть, да лошади, да прочая сеножующая кудрявая голодная аудитория бэкает и мэкает. (Сейчас на месте Сенного рынка разбит сквер и стоит непропорционально маленький памятник С.Кирову).       
            На Торговой просто кипела торговля. Подгонялись подводы с заманчивым товаром, открывались двери лавок в Торговых рядах – мануфактура, посуда, обувь, ткани и новомодные пахучие деколоны для барышень и жентменов. Лавки располагались по специализированным линиям: Красная (тканевая), Кожевая, Мясная, Рыбная, Овощная, Хмелевая, Мучная. Сначала ряды были деревянными, потом уже возвели и каменные.
            Хлебный рынок примыкал к этим трём (сейчас на его месте Площадь Пушкина, подробности ниже). На Хлебной площади всегда вкусно пахло. Хлеб – считался основным товаром новоторжских купцов. Здесь торговали зерном, мукой, крупами и баранками-кренделями. Осенью у крестьян купцы скупали зерно, зимой его перевозили на санях по реке до мельниц, мололи, а весной – отгружали в Петербург.
            Была также в городе и Конная площадь с рынком, но в другой части Торжка (улица Кожевников). Кожевенный рынок ещё называли «козлиный торг», потому что производство чудесной тонкой мягкой и яркой кожи – сафьяна (из выделанной козлиной шкуры) или более грубой – юфти (из кожи рослого быка или коровы, выделанной на берёзовом дёгте) – одно из древнейших в Торжке и основное на протяжении нескольких столетий. Интересно – в конце 18в. в городе было «78 кожевников, 229 сапожников, башмачников и рукавичников». Торжокские «кожаные кисы (меховые сапожки)» и «туфли шитые золотом» с превеликим удовольствием обновляла в столице Екатерина II. Но после Великого Октября все эти заводы сафьяновые, юфтевые, сыромятные (больше 80) были предприимчиво национализированы и объединены в один огромный – «Красный кожевник». Завод этот продержался до конца 20 века (J) – 1991г., а потом закрылся, и старинные корпуса были растасканы моментом местными жителями на кирпичи.
            А ещё были в городе кузнецы и гончары – улицы Кузнечная и Гончарная – но об этом ниже.
            Площадь сейчас окаймляют очень симпатичные старинные здания. В них располагаются официальные городские власти и службы – Магистрат, состоящий из главного дома, флигеля и ограды с воротами (сейчас администрация и милиция), Торговые ряды (сейчас выставочный зал и редкие магазинчики), Дом Ширяева №5 и Дом №9 (сейчас Сбербанк). В карте эти постройки обозначены как «образцы застройки 18-19вв».
            Мы паркуемся, любуемся большущей наряженной елкой, солнечной заснеженной площадью и особнячками, покупаем карту и несколько тоненьких путеводителей в киоске «Тверьсоюзпечать» и направляемся к Ротонде. Из всего купленного самой информативной оказалась, как ни странно, карта города и близлежащих окрестностей. Редко встретишь карту, сделанную с такой любовью и дотошностью – её автор-составитель всё та же Н.Лопатина. Подробная, продуманная, интересная, умная, максимально наполненная в своём формате. Одна старинная карта города чего стоит!
 
            Ротонда и бюст Н.Львову.
            Ротонда – желтая, круглая, с белыми колоннами и зелёной гладкой макушкой-пригоршней – петербургская классика. Рядом с ней под мохнатыми лапами заиндевевших елей возвышается бюст(скульптор – Ю.Карпенко, 2004г.) очень красивого мужчины, екатерининского вельможи – букли, тонкой лепки лицо, усталые глаза. Это Николай Александрович Львов – талантливейший архитектор, «гений вкуса», родом из, считай, Торжка (близлежащего села). Его имя почему-то незаслуженно забыто, хотя его работы всем хорошо известны и находятся и в Москве (частные заказы и, соответственно, дома Лопухиных, Дашковой, Воронцовых, Строгановых, Разумовского и мн.др., усадьбы Вороново, Введенское и мн.др.) и в Питере (Гатчина, Павловск и мн. др.) и здесь в Торжке (Борисоглебский монастырь, своя усадьба и усадьбы Бакуниных, Полторацких, Глебова-Стрешнева в Василёво, Никольском, Митино, Райке и др.). О нём напишу ниже.
            Ротонда была построена над общественным колодцем, входившем в самотёчный водопровод и сооружённом здесь в Торжке одним умельцем ещё в 18в. Потом Ротонду передали Борисоглебскому монастырю и здесь устроили уже часовню (Крестовоздвиженскую) над этим же колодцем, но в основании его установили крест, вмонтированный в камень.
            Сейчас в Ротонде-часовне находится церковная лавка от монастыря, и здесь же можно купить (но очень маленький выбор) и торжокское золотное шитьё. Считается, что где-то здесь возможно захоронен местный житель - блаженный (юродивый) Константин Новоторожский.
            За Ротондой, памятником и елями течёт река Тверца. К ней ведёт небольшая лесенка-спуск. Мы спустились немного и постояли почти на самом берегу. Я романтически ловила фотоаппаратом зимнее солнышко так, чтобы оно немного закрылось белыми с-нежными ветками и не слепило. Получился чикарный кадр. Надо заметить, что Тверца – это приток Волги (протяженность – 188км, глубина – от 0,5-3м). И река разделяет Торжок на две части – Левобережье (откуда мы въехали в город) и Правобережье (где мы сейчас – Площадь и Ротонда). А там, где мы стоим (что-то типа мини смотровой площадочки) – отсюда в Тверцу втекает ручей Здоровец. Наверное, в часовню как раз и поступает вода из этого ручья с таким жизнерадостным названием.
 

Страницы1234

4,8/5 (12)

6 комментариев

  1. Александр
    Александр 18 февраля

    Жаль, что автор назвал жителей замечательного города Торжка "торжокцами". Правильно - новоторы. А представительниц прекрасного пола тазывают новоторочками. Красиво! Кстати, об этом был вопрос в игре "Кто хочет стать миллионером". Игрок проиграл.

  2. Nat_A
    Nat_A 18 февраля

    Я знаю. Мне уже написали. :) Но что делать, я не знала, поэтому придумала - "торжокцы". Хотя "новоторочки", конечно же посимпатичнее :):). Спасибо за коммент.

  3. Nat_A
    Nat_A 19 февраля

    Знаете - я задумалась. Торжок - это древнее имя города. Новый Торг - появилось гораздо позднее. Торжок не сдался Батыю. Почему тогда новоторы? и почему "новоторы" считается "лучшим" чем торжокцы??

  4. Гость
    Гость 14 июля

    новоторжец легче в произношении

  5. Гость
    Гость 13 мая

    20 МАЯ В ТОРЖКЕ ОТКРЫВАЕМ ХОСТЕЛ ГДЕ БУДИТ 2 НОМЕРА 2 МЕСТНЫХ 6 НОМЕРОВ 4 МЕСТНЫХ И 2 6 МЕСТНЫХ ЕЩЁ К УДОБСТВУ БУДИТ РАБОТАТЬ БАНЯ И БАРБЕКЮ КАФЕ ПРИЕЗЖАИТЕ ОТДЫХАИТЕ ПИШИТЕ НА АДРЕС [email protected] 89657227788 ЦЕНА КОИКО МЕСТА 400 РУБ А 2 МЕСТНЫИ НОМЕР 1200 ЗВОНИТЕ ПИШИТЕ

  6. Гость
    Гость 11 июня

    После того, как Батый уничтожил город, его отстроили заново и стали величать Новый Торг. Отсюда и название жителей - Новоторы, а женщин величати новоторочками.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Усадьба Знаменское-Раек

Усадьба Знаменское-Раек

Усадьба «Знаменское-Раек» находится в Тверской области недалеко от Торжка. Это выдающийся памятник архитектуры, творение архитектора Н.А. Львова.…