Пешеходный мост и Тверецкая набережная.
            Мы переходим по очень симпатичному, заросшему белыми ледяными кристаллами и поэтому сказочно красивому сейчас в мороз, Пешеходному мосту через Тверцу. Мост был построен в конце 19в., но его сегодняшний металлическо-арматурный вид – это современные 90е. Но мосту мы останавливаемся и крутим головами в разные стороны – потому что с любого бока открывается неправдоподобно красивый открыточный вид Торжка. Интересно, почему река не замерзает и живописно сейчас клубится белыми облаками пара – течение быстрое? Или сливают что-то горячее и незамерзающее J?
            Перешли. Выходим на Тверецкую набережную. Стали спорить, какого года могут быть эти крепкие каменные дома. Победил муж, назвавший начало 20 века, и подкрепивший свою догадку увиденной старинной датой на одном из фасадов. Столетние дома смотрелись очень и очень неплохо – спереди. И вообще – Тверецкая набережная это лицо и визитная карточка города, поэтому здесь здания реставрируются и выглядят красиво. Глазам приятно было увидеть вывески магазинов, стилизованных под прошлый век, например «Аптекарскiй и парфюмерный магазинъ». Здесь на набережной находятся ещё магазинчик с местным алкоголем «Вереск» и гостиница «Тверца» с одноименным рестораном (но о них позже). Набережная хороша! – круглые фонарики на усиках и чугунные кружева парапета.
 
            Почтовая гора и Вознесенский монастырь.
            Но мы решили нырнуть в переулок (перед гостиницей), который соблазнил нас виднеющейся высоченной лестницей. Ступени выводили прямо к каким-то полуразрушенным церковным постройкам. И мы помчались по внутренней улице между домами к цели.
            Непарадные стороны домов, конечно же, давали полное и грустное представление о настоящей жизни людей. Стены покрыты подтёками, спрессованные мусорные горы, битые форточки, мокрые трусы и треники на бельевой веревочке, разодранный почтовый ящик.
            Это Почтовая лестница и Монастырская или Почтовая гора. Раньше тут проходил удобный и короткий путь для горожан к Почте (располагалась неподалёку). А мы по этой лестнице поднялись к полуразвалившимся зданиям Воскресенского «Девичь» монастыря, середины 18в. Классические постройки строгой и породистой дворянской красоты. Раньше – вся территория перед вами принадлежала монастырю. Здесь помимо главного собора и церкви были каменные настоятельские и сестринские кельи (больше 200 монахинь), каменная просфирня, школа, приют, скотный двор, конюшня, каретный сарай, амбар, баня. Сейчас… в обшарпанном гордом Воскресенском соборе с колокольней – швейная фабрика и жилой дом (а после Великого Октября были клуб физкультурников, склад и комсомольский клуб). В элегантнейшей круглой с белыми колоннами церкви Иоанна Предтечи – склад какой-то рухляди и школьной мебели (самолично поднялась по шаткой ржавой лестнице и подглядела в дыру). В корпусе игуменских келий – два магазинчика, на одном висит амбарный замок, в другом – изделия той самой швейной фабрики, ткани, нитки и тесьма.           Сейчас местность, где находится «монастырь»-фабрика называется - улица Красная гора. Ещё интересно – этот монастырь (18в.) был построен на месте старинного (16в.), и когда старые деревянные церкви разбирали и старенькие, ветхие, но намоленные брёвна сожгли, то пепел от них не выбросили, а собрали в мешки, привязали к ним камни и опустили в Тверцу. Вот.
            Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь.
            Мы возвращаемся обратно к машине. Теперь едем в Борисоглебский мужской монастырь. По дороге останавливаемся перед двумя потрясающими постройками – Спасо-Преображенским собором и Входоиерусалимской церковью. Эти здания, внешне выглядят как роскошные дворцы, могут с честью украсить центр любого крупного города, и идеально вписались бы в проспекты Санкт-Петебурга.
            В каком состоянии они сейчас находятся? Информация из карты:
Спасо-Преображенский собор. Архитектор. К.Росси. 1812-22гг. – Пустует.
Входоиерусалимская церковь. Архитектор И.Львов. 1842. – ЗАО «Трикорбом» г.Москва.
Из внутреннего убранства ничего не сохранилось.
Мощи святой княгини Иулиании (Ульянии) Новоторожской (она почитается как образец супружеского целомудрия) – исчезли.
            Спасо-Преображенский собор или Собор в честь Преображения Господня или его ещё называют храм Спасения и Надежд - отмечает свой престольный праздник 19 августа, который называется в народе Яблочным Спасом.
            Церковь в честь входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим или храм Входа в Иерусалим - свой праздник отмечает в последнее воскресенье Великого Поста.
            Холодный собор и тёплая церковь. Грандиозные величественные здания. Красота. Блестящая архитектура. Классика. Петербуржский шик на берегу Тверцы.
            Соборы закрыты, (с 1931), территория тоже закрыта и огорожена. Просочиться туда, конечно, можно, но совсем не хочется. Мы же не мазохисты – нам за Державу обидно.
            Это место (где построены храмы) – историческое, знаковое, очень древнее. Здесь располагалась в предавние времена – Вечевая площадь. Вспомним, что вече – это был не «пережиток», а, наоборот, достижение родового строя, сложный институт народовластия. Вечевое правление и княжеская власть всегда противоборствовали. То, что здесь, в Торжке собиралось Вече – это влияние и признак близости свободолюбивого соседа Вольного Новгорода. После христианизации Руси вечевые порядки, родовой строй и древняя вера стали насильственно искореняться.
            Кстати, кто запустил в массовое сознание клишевое выражение «из тьмы веков»? То есть понимать так – сейчас свет, а была тьма. А может ведь, наоборот «из света веков» до нас доходит народная мудрость? ?
            Вечевая площадь, понятное место, располагается не сама по себе и не на пустом месте. Здесь был Новоторжский Кремль (крепость). Тот самый, который с трудом взял и сжёг Батый. Монгольский хан стоял у стен этой крепости и ждал добровольной сдачи. Такое происходило часто и такие русские города получали у них название «гобалык» - «добрый город», и их практически не трогали. Но маленький Торжок ждал помощи от большого Новгорода и выпускать белый флаг не торопился. А у монголов был закон «первой стрелы» - если выпущена первая стрела, то всё, любые переговоры прекращаются и начинается осада. Тем не менее, эта маленькая крепость сопротивлялась две недели! Потом, конечно, город был сожжён дотла, но Батый устал и не пошёл на Новгород, от которого, кстати, долгожданная подмога так и не пришла.
            Батыево нашествие, как ни странно, было не столь обидным и, главное, даже не столь разрушительным, как «Михайлово нашествие». Героя и любимца Твери – князя Михаила Ярославича Тверского, здесь в Торжке вспоминают лихом. Город был им и сожжен, и подчистую разграблен. А в первом каменном соборе («Всемилостивого Спаса») сгорели укрывшиеся в нём горожане. А князь на раздутых парусах, с богатой добычею и невольниками, оставив за собой пепелище, поспешил по Тверце в Тверь.
            Налево от этих двух красавцев-соборов (если стоять к ним лицом и спиной к реке), начинается очень длинная набережная (Новгородская), ведущая к Борисоглебскому монастырю, которая включает в себя несколько разноимённых участков: Новгородская набережная = Воскресенская + Вознесенская + Монастырская. Надо отметить, что сама набережная и монастырь находятся на разных высотных уровнях. Русская церковная, монастырская архитектура всегда хорошо смотрится, если она вознесена на холм, или на высокий берег реки. Но, тем не менее, мы не уверены, можно ли или удобно ли будет подняться вверх, если идти до него этим путём. Мы едем на машине. По улице Кузнечной.
 
            Улица Кузнечная.
            На ней, как вы догадались J, жили кузнецы (здесь располагалось >30 кузниц) в 19в., а после Великого Октября – размещалась артель «Красный металлист». Мы проезжаем мимо Михаило-Архангельской церкви, которая стоит на высоченном холме, и по дороге размышляем, как нам туда взобраться (собираемся заехать после осмотра монастыря).
            Наконец-то подъезжаем к монастырским воротам, у которых стоят продавцы сувениров. Интересно, что кроме разных магнитов и бересты, один из них предлагает посмотреть на «антиквариат» и показывает стаканчик, наполненный потемневшими от времени и окислившимися монетками, колечками интересной формы, пуговицами. На вопрос – «откуда это?» - он отвечает, что наловили, на дне Тверцы, мол, много всякого такого барахла валяется/находим. Не Михаил ли Тверской обронил? J
 
            Борисоглебский монастырь.
            Мы заходим в Борисоглебский монастырь. Честно? Мы никогда раньше не видели подобных. Это – опять грандиозный размах, дворянская величественность, блеск, стать, огромные белые колонны, ротонды-бельведеры, шпили, ступени, портики, декоративная лепнина.
            Сегодняшнее его состояние – представьте себе Большой театр после бомбёжки.
            Самое обидное, что на фотографиях 1910 года, монастырь выглядит более чем достойно, богато, впечатляюще. И 100 лет не прошло, как …всё превратилось почти в руины. Не надо думать, что это время его так разрушило. Время – понятие относительное. Здесь люди постарались. Одни могли помочь и спасти, но закрывали глаза и отворачивались, или били бутылки об стены и блевали в кельях (здесь был ЛТП). Другие – сейчас пытаются восстановить (в 1994г. здесь возродилось монашеское служение).
            Честно говоря, монастырь настолько красив, что глаза через всю эту дикую и наглую обветшалость и разрушенность видят совсем другое.
            Слева – высоченная (нежно-зелёная) Церковь во имя Спаса Нерукотворного (этот праздник отмечается 29 августа и называется в народе Ореховый или Хлебный Спас) с Колокольней. Все сооружение – 3х ярусное.
1й ярус – 2х этажный. Первый этаж – парадный арочный вход в монастырь (сейчас здесь, видимо, бесплатный туалет и ещё один «парадный» вход – через разрушенное окно). Второй этаж – непосредственно сам храм.
2й ярус – колокольня. Как обычно водится, нет такого мужского монастыря, к которому бы не приплели «подземный ход» в женский (или наоборот). Так и здесь местные острословы насочиняли: «И вот в вечерний синий час малиновой волною плыл нежный звон: «Ждём вас! Ждём вас!» над сонною Тверцою. С другого берега реки густым и мягким басом летело в ночь: «Вас помним мы, встречайте тем же часом». Надо полагать это про «дружбу» Воскресенского «девичьего» и Борисоглебского «мужского» монастырей. Очень смешно. Очень.
3й ярус (под шпилем) – круглая смотровая площадочка с белыми колоннами.
            Прямо, но чуть правее – монументальный торжественный Борисоглебский собор (нежно-жёлтый). Хочется написать – дворец. Сегодняшнее состояние – Не действует.
            Чуть дальше – Введенская церковь (нежно-розовая). Сегодняшнее состояние – Действует. Действует? Действует!!! С 1998 г. Внутри работает монастырская лавка.
            Мы залезли, постояли между колоннами Собора. Под ногами валяются бутылки из-под портвейна. Заглянули внутрь через окно – лучше бы не смотрели.
            Собор стоит на краю высокого земляного вала или горы (не знаю как правильно). Вниз под гору к реке уходит, спускается каменная ограда с башенками. Мы стоим у самой большой - Свечной или Библиотечной (оранжевой) башни. Отсюда открывается почти птичья панорама Торжка. Здесь очень хорошо видны изгибы Тверцы – невероятно плавные очертания, просто совершенные в пропорциях. И такое понятие, вычитанное в путеводителе, как «видовые панорамы города» наполняется смыслом. Сам город щедро освещён ярким солнцем и поэтому смотрится объёмно и разноцветно, а морозный воздух, кажется, наводит резкость на город, как бинокль.
            Место – замечательное. Известно ведь, что основатели всех монастырей были люди со вкусом. Все монастыри располагались в очаровательных уголках земли – благолепных, нужно ведь, чтобы верующим захотелось сюда прийти, а придя – умилиться, а уйдя – вспоминать, рассказывать и прославлять.
            Мы обошли кругом Собора и зашли в Введенскую церковь. Внутри очень просторно, очень необычно, много дерева. Поставили свечки перед образами святого Ефрема Новоторжского и его ученика святого Аркадия Новоторжского. Эта церковь, каменная сейчас, была возведена на месте старенькой, деревянной – Ефремовской. Где сейчас живут монахи, мы не видели. Территория монастыря большая. Их несколько человек, и они обитают в небольшом одноэтажном бараке на краю монастыря, около которого возделывают небольшой огородик.
  

Страницы1234

4,8/5 (12)

6 комментариев

  1. Александр
    Александр 18 февраля

    Жаль, что автор назвал жителей замечательного города Торжка "торжокцами". Правильно - новоторы. А представительниц прекрасного пола тазывают новоторочками. Красиво! Кстати, об этом был вопрос в игре "Кто хочет стать миллионером". Игрок проиграл.

  2. Nat_A
    Nat_A 18 февраля

    Я знаю. Мне уже написали. :) Но что делать, я не знала, поэтому придумала - "торжокцы". Хотя "новоторочки", конечно же посимпатичнее :):). Спасибо за коммент.

  3. Nat_A
    Nat_A 19 февраля

    Знаете - я задумалась. Торжок - это древнее имя города. Новый Торг - появилось гораздо позднее. Торжок не сдался Батыю. Почему тогда новоторы? и почему "новоторы" считается "лучшим" чем торжокцы??

  4. Гость
    Гость 14 июля

    новоторжец легче в произношении

  5. Гость
    Гость 13 мая

    20 МАЯ В ТОРЖКЕ ОТКРЫВАЕМ ХОСТЕЛ ГДЕ БУДИТ 2 НОМЕРА 2 МЕСТНЫХ 6 НОМЕРОВ 4 МЕСТНЫХ И 2 6 МЕСТНЫХ ЕЩЁ К УДОБСТВУ БУДИТ РАБОТАТЬ БАНЯ И БАРБЕКЮ КАФЕ ПРИЕЗЖАИТЕ ОТДЫХАИТЕ ПИШИТЕ НА АДРЕС [email protected] 89657227788 ЦЕНА КОИКО МЕСТА 400 РУБ А 2 МЕСТНЫИ НОМЕР 1200 ЗВОНИТЕ ПИШИТЕ

  6. Гость
    Гость 11 июня

    После того, как Батый уничтожил город, его отстроили заново и стали величать Новый Торг. Отсюда и название жителей - Новоторы, а женщин величати новоторочками.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Усадьба Знаменское-Раек

Усадьба Знаменское-Раек

Усадьба «Знаменское-Раек» находится в Тверской области недалеко от Торжка. Это выдающийся памятник архитектуры, творение архитектора Н.А. Львова.…