Борисоглебский монастырь основал в 1038г. – святой Ефрем Новоторожский.
            А построил заново на месте старого в 1782-1796гг. – архитектор Николай Львов.
            Я читала легенду об основании монастыря, историю о жизни преподобного Ефрема, но много для себя не поняла.  В летописях (сохранившихся) о нём очень мало сведений – по сути, нет сведений ни о годе его рождения, ни его мирском имени, ни времени и месте его пострижения, ни дня его ухода, и даже дата основания монастыря взята из поздних источников 19в.
            Вот выдержки из предания: «Болярин» Ефрем родом из угорской земли (ныне Венгрия) служил вместе с братьями Георгием и Моисеем у князя Бориса*. К Борису пришла весть о захвате в Киеве престола сводным братом Святополком**. Борис не предпринял никаких действий и вскоре его подлый брат, подослав наемных злодеев, убил сначала Бориса, а потом Глеба***. Погиб при этом и брат Ефрема – Георгий. Брат Моисей бежал в Польшу. А Ефрем, в виде странника, пришёл к Торжку, поселился здесь и основал церковь во имя Бориса и Глеба (1038), а потом и сам монастырь».
            Вот историческая справка*.**.***: Как известно, у князя Владимира Красное Солнышко было много сыновей (13). Среди них два сына Борис и Глеб (от греческой царевны Анны) и сын Святополк (от половецкой княжны Рогнеды). Борис княжил в Ростове, а Глеб в Муроме.
            Братья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Христианство ведь пришло на Русь из Византии со своими святыми. Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, апостолы, пророки, много святых. Но на Руси они стали коренными русскими, потому что православие, чуть перефразируя слова святого Ефрема Новоторжского «это очень чистая», почти детская вера. Спас. Божия Матушка. Никола Угодник. Егорий Храбрый. К тому же в народном сознании многие христианские святые наложились на русских древних богов. А со временем стали появляться канонизированные свои, домашние русские святые – Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, Кирилл Белозерский, Александр Невский, Серафим Саровский. Самыми первыми были канонизированы эти два юноши, сыновья князя Владимира Борис и Глеб, коварно убитые по мотивам междоусобицы. Их изображают всегда вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках.
            Вот вопросы: Почему считается, что Святополк «захватил» киевский престол, когда он был старшим сыном  Владимира (а возможно – и его родного брата Ярополка), которому по законному праву переходит власть? Почему венгр Ефрем пришёл именно сюда в Торжок? Почему воздвиг церковь в честь братьев, когда их канонизации ещё не было (причислены к лику святых через почти сорок лет после основания здесь церкви).
            Как бы то ни было, основатель Борисоглебского монастыря – святой Ефрем Новоторжский. Его мощи были обретены спустя почти пятьсот лет и обретены совершенно нетленными и издающими благоухание. Они находились здесь внутри собора, а мощи его ученика Аркадия – в маленькой часовне, пристроенной к внешней стене Собора в Ю-В углу. (Подумать только, это там, где мы только что еле пролезли через заиндевевший коляной сухостой, сугробы и гололёд. От часовни уже давно нет и следа).
            Николай Львов (1753 - 1803).Талантливейший человек. Яркий. Неординарный. Древний дворянский род. Феноменальная работоспособность. Провинциальный дворянин из деревни Черенчицы близ Торжка. Остроумный. Красавец.Безукоризненный вкус. Поцелован, как говорят, Богом во все места. Он и архитектор (90 архитектурных проектов), и паркостроитель, и изобретатель -первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом;первым в России – изобрёл способ получения кокса из каменного угля (необходимого для выплавки железа), изобрёл толь и особый корабельный дёготь; первым в России собрал коллекцию 200 народных песен и положил их на ноты: первым в России перевёл Петрарку и Сафо и многое-многое другое.
            Почему-то многое, из того, что изобрёл Львов, было приписано другим.
            Он был в особой милости у трех (!) самодержцев: 16 лет у Екатерины II, 5 лет у Павла I, почти 3 года у императора Александра I. У него был особый и редкий талант – угадывать художественные вкусы влиятельных лиц. Ведь обычно дело обстоит так – коронованная особа ручкой помашет и все бегают, пытаются разгадать, чтобы это значило. Поэтому его и ценили, поэтому же ему и дико завидовали.
            Одни говорили так: «Ойй, провинциал, нахал, наглец, фаворит, растратчик казённых денег».
            Другие так: «Этот человек был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по кото­рому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могли…».
            Да - ему очень помогли в жизни бессменный секретарь императрицы Екатерины II - Безбородко и земляк, дипломат Бакунин. Любому человеку в жизни не помешает поддержка. Тем более, что его просто представили, а остальное – заслуги его личности и таланта. Львов, пользуясь расположением к нему императрицы, убедил её возродить Борисоглебский монастырь в Торжке, и она даже закладывала первый кирпич в его основание.
            Львов был счастливо женат. Он отец 5х детей. Жена – Мария Дьякова, воспитанница Смольного института благородных девиц. Благодаря ней, он даже написал свою собственную краткую биографию: «Родился, Влюбился, Женился и жил пока любил», и ещё признавался: «Счастье мое со мною! Всех вас, всех счастливей я: Машенька со мной моя», и ещё!: «Не были ль бы и здесь так дни мои спокойны, когда бы не был я на Счастии женат?».
            Д.Г. Левицкий «М.А. Дьякова» http://artclassic.corp.parking.ru/catalog.asp?ob_no=16445&cat_ob_no=13927.
            Д.Г. Левицкий «Н.А. Львов» http://artclassic.corp.parking.ru/catalog.asp?ob_no=16444&cat_ob_no=13927
 
            Вознесенская деревянная церковь.
            Теперь наша цель – это деревянная церковь Вознесения или Вознесенская. Её, кстати, неплохо видно с территории монастыря, а это значит, что она не очень далеко. Мы спешим, время не резиновое, а зимние путешествия имеют существенный минус – их ограничивает стремительно падающий вечер.
            Едем по улице Старицкой, которая направлена в маленький город – Старицу или «Любим-город» - родовой вотчине прямых родственников Грозного князей Старицких. В этой части Торжка планировали построить пять с/х заводов и жилой район, но экологи предупредили, что розой ветров отсюда на город будет постоянно нести «бурю в пустыне», т.е. грязный воздух. Поэтому, организаторы, почесав в затылке, построили только один завод и микрорайон, который официально называется «Южный», а в народной интерпретации – «Поле дураков».
            Воскресенских храма, оказывается, два. Один каменный, вернее, его обломки, мы видим рядом с дорогой, а к деревянному надо свернуть налево и проехать по узкой улочке, у которой с левой стороны тянутся частные домики, а с другой – лес с очень выразительными мощными берёзами, елями и соснами.
            Вознесенская деревянная церковь (престольный праздник отмечает в четверг 6й недели по Пасхе (или сороковой день) и в деревнях к этой дате пекли большие длинные пироги с зелёным луком, а корочку украшали лесенкой из теста – символом ступенек на небо). Дат постройки целых три – 1625,1653,1717 – т.е. начало 17-18вв.
             Мы читали, что попасть в неё практически нереально, потому что она почти всё время закрыта, и надо идти стучаться по домам, чтобы найти хозяев. Но на крылечке стояла женщина, которая пригласила нас войти внутрь. После Кижей и Кондопоги нас уже, конечно, трудно пронять. Но отличие некоторое между ними есть – «небо» или купол располагается очень высоко над головой и расписан совсем по-другому – более ярко и просто. Говорят, что крепкие сосновые брёвна церкви специально вымачивались в чесночном растворе, и поэтому гниль и плесень им не страшна. Церковь совсем небольшая, и в первой деревянной комнатке на стенах развешаны детские рисунки-картины. Они продаются. Мы немного поболтали с женщиной, она подвела нас к небольшому прилавку, показала книги про Львова, краеведческие, стихи местной поэтессы, наборы открыток. Предложила купить «самое дешевое в Торжке» золотное шитьё, и показала несколько пар совершенно чудных кожаных женских перчаток с золотой вышивкой (~1,5т.р.). Всё показанное радовало глаз. Их вышивают мастерицы-надомницы, надо полагать это совместный труд местного кожевенного заводика и вышивальщиц. Наконец-то – нормальные, модные, оригинальные, очень красивые, носибельные вещи.
            Я знаю, что многие могут сейчас поморщиться, типа «фи», как же так – церковь и коммерция. А что делать и что здесь такого? Обычно, такие комментаторы, сами одновременно жуют бутерброд с колбасой, но считают, что церковь должна добывать себе пропитание из воздуха. А где ещё и как деньги добывать?
            Вознесенская церковь стоит на гладком, высоком, открытом берегу Тверцы. Но как-то нам здесь было не очень уютно. Не знаю отчего. А церковь красивая.
 
            Михайлово-Архангельский собор.
            Возвращаемся обратно, выруливаем на улицу Ржевскую (выводит на город Ржев), пыхтим, забираясь на высокую гору (хорошо, что на машине) и останавливаемся около Михайлово-Архангельского собора или Михайловской церкви или Благовещенской церкви (у этой церкви два личных праздника – Благовещение 7 апреля, когда архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что она станет матерью Спасителя, и Собор Архистратига Божия Михаила и всего Небесного светлого воинства 21 ноября, который в народе называют Михайловым днём).
            Церковь красивая, и внутри, и снаружи. Начало 17в. Очень большая – 5 васильковых куполов с золотыми звёздами. Записана в книгах так: «храм Благовещение Пресвятой Богородицы, да Архангел Михайло на одном окладе».
            Были такие советские документы 30х годов: «…рабочие фабрик и заводов города Торжка ввиду того, что церкви являются большим тормозом в благоустройстве города, постановили использовать следующие храмы под назначения: Пятницкую – под клуб Артели 8 Марта, Васильевскую – под спортклуб, Михайловскую – под механизированную хлебопекарню, Никольскую – под сапожную мастерскую, Троицкую – под валяльную мастерскую, Воскресенскую – под щеточную мастерскую, Борисоглебский монастырь – под общежитие рабочих Льносовхоза…».
            Вот так. Так что этой церкви ещё очень повезло, здесь выпекали хлебушек под присмотром самого Михаила Архангела.
            Судя по расписанию, храм должен был быть закрыт, когда мы к нему подъехали. Но из него перед нами вышли туристы, и нас тоже впустили усталые женщины, убирающие здесь и украшающие церковь пушистыми пахучими еловыми ветками к Рождеству. Мало того, нам ещё предложили подойти поближе к алтарю, чтобы мы могли рассмотреть иконостас (раздвинув скамейки, которыми был перегорожен вход туда). И пригласили на Рождественскую службу. Спасибо!
 
            Ресторан «Тверца» и кафе «Юрвес».
            Время около 16 часов. Мы уже дергаемся. Надо и пообедать, и ещё успеть посмотреть ту часть города (Левобережье), где располагаются знаменитая гостиница Пожарских (которая сгорела), Ильинская церковь и Красная гора, Путевой дворец и Бульвар. А день тает на глазах…. И вечноголодный муж, который хотел ещё утром начать осмотр Торжка с кофепития в ресторане «Тверца», но получил в этом решительный отказ – сейчас выдвигает ультиматум. Или едем обедать, или … что-то будет!
            Едем. В ресторан «Тверца» при одноимённой гостинице. Мы читали о нём отзывы. Люди предупреждали, что черепахи бегают быстрее, чем местные официантки, но манил статус заведения – «ресторан», и презентабельный внешний вид, и набережная. И, зная про негативные отклики, мы решили всё-таки «сами убедиться» что это так. Убедились. Просидели 20 (драгоценных) минут только в ожидании меню. За соседним столиком сидело человек 10, которые явно пришли задолго до нас и тоже предавались этому занятию – ждали меню и официантку. Когда она, наконец, появилась, то мы услышали странную фразу, что «меню у неё одно».
            Мы уже опытные турики, поэтому сразу оценили перспективность обстановки – если на 10 человек через час приносят 1 меню, то нам здесь делать нечего.
            Мы поехали в кафе «Юрвес», ул. Мира, 34.
            Очень хорошее место, хотя его и ругают и хвалят в одинаковых соотношениях. Обслужили моментально, очень вежливо, всё вкусно. «Пожарские котлеты» - конечно же, заказали. Приличные котлеты. Какие вообще могут быть претензии к котлете за 70р. штука? J Это кафе всё-таки. Интересно, что на стенах кафе были развешаны картины местных художников, а самое смешное, они были указаны в меню – отдельная страничка с ценами. Мне лично понравилась очень одна – «Яблочный Спас».
            Но и здесь в кафе я не даю мужу туристически расслабиться. Попивая клюквенный ликерчик, рассказываю, что в Торжке на каждой улице сохранился «комплекс жилой застройки 18-19вв.». Именно на этом месте, где сейчас располагается кафе «Юрвес» - в пушкинское время была Московская застава – и стоял деревянный заставный дом, а дорогу перегораживал полосатый шлагбаум. От заставы начиналась длинная Кузнечная линия. Сейчас же одну бывшую старинную кузницу и дом её владельца можно увидеть на ул. Мира, 11.
            Муж чуть не подавился котлетой.
            Обидно.
            Ну всё. Поели. Мчимся опять в город. Сейчас мы уже опять в этой части, куда въехали из Твери.
 
            Гостиница Пожарских.
            Что в реальных планах. Сначала гостиница Пожарских. Вернее то, что осталось от этого славнейшего и практически легендарного здания, где ещё Александр Сергеич сам баловался одним местным деликатесом и давал адресок своим друзьям: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай…». Адрес гостиницы: на углу улицы Дзержинского и Пожарского переулка, дом № 48. Не проедьте, когда будете мчаться по Дзержинского. Сейчас от неё торчит лишь руина первого этажа – гостиница сгорела в 2002г.. Странно – и фамилия бывших владельцев была Пожарские, и располагалось там до недавнего времени предприятие «Пожарная техника», и разрушилась она в результате пожара. Грустный парадокс – у пожарников сгорело своё собственное здание.
            Интересна история этого места, оно (часть города, Левобережье) – называлась Ямская слобода. И здесь пролегала старинная дорога – Ямская улица (сейчас улица Дзержинского), которая шла вдоль главного шоссе Российской империи Санкт-Петербуржского – Московского тракта. Не хочешь заезжать в Торжок – объезжай по тракту, хочешь – сворачивай на Ямскую. Эта улица заканчивалась заставами – Московской (кафе «Юрвес», см. выше) и Петербургской, т.е. здесь стояли сторожевые будки с полосатыми шлагбаумами, проверялись документы и платились подорожные налоги.
            Ямщицкое дело тут процветало, мимо Торжка проезжало много путешественников, в Торжке они любили останавливаться, пока их скрипящие фаэтоны им чинили местные кузнецы. Сколоченный капиталец позволил одному ямщику – Евдокиму Пожарскому – записаться в купцы 3й гильдии и прикупить гостиницу в центре слободы. Ямщицкая дочка – Дарья Евдокимовна – потом умело переняла вожжи, т.е. бразды правления в свои ручки. Гостиница была хороша, и интерьером, и самой харизмой хозяйки. Пушкин про неё писал жене примерно так: «…толстая MllePojarsky, та самая, что варит славный квас и жарит славные котлеты, провожала меня до самых ворот своего трактира… и передавала тебе привет…».
            Кто в этой гостинице кроме Пушкина не останавливался, и Вульфы, и Гоголь, и Тургенев, и Толстой, и его Императорское Величество Николай I. Всех, наверное, манили волшебные «пожарские» куриные котлетки, рецептом коих владела хозяйка. О них слагались легенды, им посвящались стихи, и целые абзацы в дорожных письмах проезжающих: «…Главная слава этой гостиницы, любезная сестрица, ты верно не угадаешь!, заключается в котлетках, которые здесь известны под именем Пожарских. Быть в Торжке и не съесть Пожарской котлетки, кажется делом невозможным для путешественников…», (из письма одной туристки 19 века).
            Как странно – этой гостинице назначена особая роль в жизни Торжка – после Великого Октября здесь разместился Рев(олюционны)-Воен(ный)-Ком(итет) и в 1917 именно здесь была провозглашена Советская власть в Торжке.
 

Страницы1234

4,8/5 (12)

6 комментариев

  1. Александр
    Александр 18 февраля

    Жаль, что автор назвал жителей замечательного города Торжка "торжокцами". Правильно - новоторы. А представительниц прекрасного пола тазывают новоторочками. Красиво! Кстати, об этом был вопрос в игре "Кто хочет стать миллионером". Игрок проиграл.

  2. Nat_A
    Nat_A 18 февраля

    Я знаю. Мне уже написали. :) Но что делать, я не знала, поэтому придумала - "торжокцы". Хотя "новоторочки", конечно же посимпатичнее :):). Спасибо за коммент.

  3. Nat_A
    Nat_A 19 февраля

    Знаете - я задумалась. Торжок - это древнее имя города. Новый Торг - появилось гораздо позднее. Торжок не сдался Батыю. Почему тогда новоторы? и почему "новоторы" считается "лучшим" чем торжокцы??

  4. Гость
    Гость 14 июля

    новоторжец легче в произношении

  5. Гость
    Гость 13 мая

    20 МАЯ В ТОРЖКЕ ОТКРЫВАЕМ ХОСТЕЛ ГДЕ БУДИТ 2 НОМЕРА 2 МЕСТНЫХ 6 НОМЕРОВ 4 МЕСТНЫХ И 2 6 МЕСТНЫХ ЕЩЁ К УДОБСТВУ БУДИТ РАБОТАТЬ БАНЯ И БАРБЕКЮ КАФЕ ПРИЕЗЖАИТЕ ОТДЫХАИТЕ ПИШИТЕ НА АДРЕС [email protected] 89657227788 ЦЕНА КОИКО МЕСТА 400 РУБ А 2 МЕСТНЫИ НОМЕР 1200 ЗВОНИТЕ ПИШИТЕ

  6. Гость
    Гость 11 июня

    После того, как Батый уничтожил город, его отстроили заново и стали величать Новый Торг. Отсюда и название жителей - Новоторы, а женщин величати новоторочками.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Усадьба Знаменское-Раек

Усадьба Знаменское-Раек

Усадьба «Знаменское-Раек» находится в Тверской области недалеко от Торжка. Это выдающийся памятник архитектуры, творение архитектора Н.А. Львова.…