Оглавление.

На Валдай из Петрозаводска. Достопримечательности по дороге.

Валдай.

Валдайские колокольчики.

Ягодный рынок. Пирожки на дороге.

Торжок.

Новоторжское золотное шитьё.

Рыба в Завидово.

 

 

На Валдай из Петрозаводска. Достопримечательности по дороге.

            Мы мчимся из Петрозаводска в Москву, это целых ~1000км, поэтому ночёвка у нас запланирована в Валдае, до него ~600км. Это уже финальный, и не самый главный, отрезок нашего путешествия, но, тем не менее, обо всём, что мы увидели и что вообще можно в принципе увидеть, проезжая по этой трассе, я расскажу ниже (Рассказы о нашем полном путешествии Ярославль – Вологда – Кириллов-Ферапонтово – Карелия, а также другие и фото можно почитать/посмотреть на www.pamsik.ru).

            Выезжаем из Петрозаводска солнечным летним утром. Мы совсем не боимся цифр – 600км (до Валдая). Подумаешь, к тому же так хочется их поделить на 150 км/ч и через четыре часика уже гулять по берегу озера Валдай. Ха-ха. Хо-хо. Дорога за Петрозаводском начинается такая, что даже на 60 делить и то много. Ползём, трясемся, поднимаем клубы пыли.

            Мы оптимисты, и сравнивая эту стиральную доску с той, по которой мы ехали из Вологды (Вытегры) до Петрозаводска, насчитываем в ней массу преимуществ и считаем, что она практически асфальтовая. Которая, кстати, начинается ровно на границе Карелии с Ленинградской областью.

            Часа через три проезжаем мимо указателя «Александро-Свирский монастырь, 5км». Всего-то ничего, а свернуть и заехать не можем! У нас лимит времени. А это замечательное место - около 500 лет назад этот монастырь основал преподобный Александр Свирский, и его называют «Северной Лаврой». Александр Свирский – особый святой на Руси. В 85 лет он ушел в мир иной, а его мощи, пролежав 500 лет, не высохли и не потемнели, кожа имеет светло-желтоватый оттенок и благоухает.

            Мы же мчимся мимо и дальше. Проезжаем Старую Ладогу. К моему стыду, о замечательной и древнейшей истории этого места, я узнаю, листая путеводитель. Ведь это самая древняя столица Руси и здесь правил первый русский варяг - Рюрик. Навстречу нам вдоль дороги идут наряженные в русские старинные костюмы парни и девушки. Сейчас около 5 вечера, и, скорее всего, они работают в Староладожском музее-заповеднике, мы уже видим стены старинной крепости и маковки церквей. А ещё проезжаем поле с высокими курганами, вполне возможно (судя по легендам), что именно здесь князь Олег Вещий наступил на змею.

            Опять же признаюсь, любой редкий населённый пункт, мимо которого мы проезжаем, интересует нас исключительно с гастрономической точки зрения. Уже вечер – и мы дико хотим есть. Вообще, голодные автомобильные туристы в нашей стране считаются само собой разумеющимся. И такой порядок вещей сильно надоедает, мешает и раздражает, вкупе с плохими дорогами. Где-нибудь в скандинавской стране (для примера) вас не поймут, если в дорогу вы возьмёте с собой огромный термос, жареную курицу, пакет с помидорами и настрогаете колбасы для бутербродов. Зачем это вообще нужно, когда любой уважающий себя путешественник в любой уважающей своих граждан стране, может качественно перекусить в придорожных кафе. У нас же это нонсенс. Да, мы не запаслись провизией в Петрозаводске, а логично предположили, что перекусим по дороге. Ага. Размечтались. Если только маслятами и ягодами из леса. Длинный путь, шоссе – и ничего съедобно-кафешечного нет, и не наблюдается на горизонте. Один раз остановились в Волхове на заправке и купили по мороженому, а всё остальное – ну не знаю, как вежливо выразиться - лучше съесть ящик мороженого, чем этот «щащлык». Да, попадались редкие подобные пирожковые и шашлычные, но… э… , ладно промолчу. Мы искали глазами приличную бензозаправку типа BP, помнится ещё в Вологде, оценили её кафешечно-магазинную инфраструктуру. Какое! Мелькали некие заправки, часто безымянные, в виде одиноких кабинок со шлангами, наверное, на таких и снимали сцены из Бумера-2.

            За весь день мы так ничего и не поели! В Валдай приехали уже почти ночью (около 10 часов вечера), когда голодные спазмы, терзавшие нас, уже уснули.

            Валдай нас потряс. В прямом смысле. Если бы мне до этого кто-нибудь попытался бы рассказать, что за красивым названием Валдай скрывается такое – я бы не поверила. Валдай – был для нас путеводной звездой на нашей голодной дороге. Только мы начинали взвинчиваться из-за голодных колик – как кто-то говорил волшебное «Валдай» и сразу становилось легче. Валдай рисовался в голодных фантазиях, как необыкновенно красивое огромное озеро, окружённое густым (обязательно) лесом и высокими роскошными (обязательно) деревьями, а в самом городе малиновым звоном звучат валдайские колокольчики.

 

Валдай.

            Въехали мы в город Валдай в сумерках. И сразу для себя отметили, что это были опасные какие-то сумерки. Не то, чтобы там «волшебная ночь спустилась на город», а, судя по количеству и виду непонятных шляющихся личностей, ночь обещала быть жаркой. Ночной Валдай был похож не на дамочку, смывшую косметику перед сном, а на республику ШКИД, которая дождалась ночи и свободы действий.

            У нас была зарезервирована гостиница «Валдай». Номер в ней стоил ~500 рублей. Эта цена изначально нам очень не понравилась, и я дотошно выспрашивала по телефону все подробности интерьера и наличия удобств. «Да чистенький номер, хороший, все останавливаются и никто не жалуется», - так примерно звучал ответ администраторши. Вообще-то мы хотели остановиться в гостевом доме «Кот и Клевер» на берегу Валдайского озера, который очень хвалили люди. Но там не было мест. Поэтому пришлось забронировать этот вариант, но сомнения точили. Поэтому я, перекопав интернет, нашла ещё один вариант – туркомплекс «Валдайские зори». Порядок цен здесь был уже другой - ~ 100евро +15% за бронь. Но моя верная интуиция тихо шептала: «Бронируй, бронируй, лишняя бронь никому не помешает». И я подстраховалась.

            Мы с трудом нашли и в полной темноте подъехали к гостинице «Валдай». Увиденное – нас удивило. Ярко горели окна номеров, а на их ярком фоне виднелись какие-то раскачивающиеся, как обезьяны на лиане, силуэты фигур. Приглядевшись, мы поняли, что это какие-то немыслимо активные разгорячённые постояльцы перелезают по балконам в гости, надо полагать, к девчонкам. Гостиница трёхэтажная, а это значит три яруса балконов, и на них, надо отметить, было почти столпотворение. Рядом в темноте на скамейке сидела ватага, которая сильно оживилась при нашем подъезде и заинтересованно замерцала красными огоньками сигарет. Муж побледнел и с криком «а как же мне машину-то оставить» предложил немедленно отсюда уехать. На улицах, кстати говоря, не наблюдалось ни одной припаркованной машины. Ни одной. Я предложила сходить на разведку. Когда мы вошли в холл, и я увидела рваный кожаный диван, а главное – почувствовала немыслимо старьёвочный запах, мне активно не хотелось вообще подходить и общаться с дежурной. Она, как опытный работник, сразу намётанным глазом считала с выражений наших лиц, что нам «не очень» нравится их гостиница, а по выражению наших глаз, что мы можем поднять скандал. Я затребовала показать номер. Она сопротивлялась минут 20. Аргументы были сначала такие «да что его зря смотреть, номер как номер», потом «вот, из-за каких-то, приходится Маню от дела отрывать». (Маня принесла как раз сушки к чаю). Поднялись. Посмотрели. Я поняла, что кроме нас, там явно присутствуют третьи (с хвостами), четвёртые (с усами) и даже пятые (с крылышками) соседи. Спустились вниз. «Ну, если вам не ндравитца, то останавливайтесь на дороге в мотеле, здесь других гостиниц нет!» - хрустя баранками, сообщила она нам, попивая чаёк.

            Я ей тут же показала имеющийся в наличие заранее составленный список всех валдайских гостиниц. Женщина искренне расстроилась. И так мы ей испортили чаепитие, а тут ещё и информ-списком помахали. Какие ж привередливые туристы приезжают! J

            Полчаса искали, кружили, с трудом нашли «Валдайские зори». Туркомплексом это не назовёшь – просто небольшая многоэтажная гостиница на самом берегу озера с очень маленькой огороженной территорией. Судя по количеству горящих окон – профицита постояльцев здесь не наблюдалось. J И мы решили не переплачивать дурацкие проценты за бронь. В просторном холле на стене были развешаны портреты многих известных наших актёров, которые жили в этой гостинице – здесь ведь снимали и снимают кинофильмы. Под этими портретами и я проявила яркое и высокоталантливое актёрское мастерство J - уселась на сумки с сонным видом, давая понять, что практически засыпаю и чтобы меня не тревожили. (Недаром в детстве у меня была наилюбимейшая книжка «Девочка, с которой никто не хотел дружить»). Дело в том, что бронь была на меня. Муж быстренько заполнил бумажки, и сэкономленные проценты тут же потратил на «вид на озеро из окна номера». Надо отметить, что стоимость кроме завтрака включала ещё и обед. Номер был нормальный, модный, только очень маленький. С нашим скандинавским ростом мы просто бились об стены, пытаясь не столкнуться друг с другом. Удивил листок, лежащий на видном месте, с длиннющим перечнем «чего нельзя делать в номере». Оказывается, нельзя было «выпускать пух из подушек», оставлять надписи на обоях, умыкать ванную шторку. Чувствуется, что этот многострадальный список имеет под собой реальную основу. Прочитали – и сразу захотелось сделать что-нибудь этакое, например, распороть подушку, нацарапать на шкафе «здесь были мы», или хотя бы снять ковровое покрытие. JJJ

            Кстати, заселившись в номер, мы сразу пошли оплачивать стоянку гостиничным охранникам. Вышли дюжие парни и затребовали за ночь ~ рублей двести, что является достаточно большой суммой для любой парковки около гостиницы. Но мы поняли (после всего увиденного) – что этим парням приходится реально оборонять туристические авто от местных. Тут не расслабишься.

            Утром – вышли на балкон. Да – вот оно озеро Валдай. До него буквально несколько шагов. Территория гостиница очень компактная, но у самого берега расставлены качели с диванчиками, и рядом с мостками припаркованы несколько лодок и водных велосипедов, а на зелёной травке рядами разложены лежаки. Завтрак был накрыт в соседнем здании, и представлял собой в принципе, нормальное явление.

            Я уже горела туристической лихорадкой. Сейчас мы наконец-то увидим старинный городок Валдай, оценим его провинциальную прелесть и уютность, послушаем валдайские колокола, посидим на берегу озера, и обязательно купим (сегодня суббота) на местном рынке у местных бабулек дары валдайских лесов (чернику, морошку), а у местных рыбаков вкуснейшей копчёной и солёной рыбки. А то, что ночью нам померещилось, так это видение было.

           

            Вы знаете, что такое валдайский субботний рынок? Это заставленные палатками с азиатским ширпотребом площадь и примыкающие к ним улицы. Никаких ягод и прочих даров. Никаких рыбаков и рыб. Только дешёвые некачественные шмотки и вал народа. Ну почему, и как, и когда культурная жизнь провинциального милого города свелась к посещению подобных «торговых рядов» ?? !! … Когда Валдай, успел превратиться, а вернее опуститься до того, что кульминацией субботнего дня и долгожданным явлением для большинства валдайцев стал палаточный рынок с китайско-турецким дерьмом? Извините.

            Рыбу мы нашли. Искали 1,5 часа. Сморщенные просоленные твердокаменные закорючки, явно улова не этого года, и даже не прошлого, в каком-то центральном продуктовом магазине. Церковь в центре «базарной площади» находится в полуразвалившемся состоянии.

            Озеро Валдай, а именно часть его берега, рядом с городом, невероятно плотно застроена, стиль домов как обычно микс ветхих избушек на курьих ножках с кирпичным модным новостроем. Озёрной романтики особо здесь, мягко говоря, не чувствуется. В гостинице предлагались услуги по «организации» рыбалки, т.е. можно взять в аренду лодку, удочку, снасти, а потом улов отдать поварам, чтобы они его вам превратили в обед или ужин, наверное, тоже за арендную плату. Я понимаю, что сейчас все описанные впечатления, возможно, по-туристически субъективны, и, конечно же, Валдай это огромное озеро, и должно же быть где-то красиво, и тишина, и густой лес – но мы такого не видели. И, кстати, рассекая в плотной базарной толпе на площади, мы шли рядом с приезжими отдыхающими, женщиной и здоровенным мужчиной, который, так же как и мы с тоской взирал на людской водоворот, тащил за женой сумку с бананами и говорил по мобильному телефону: «Скучища, делать нечего, хочу домой, больше сюда ни ногой». От центральной пристани (громко сказано) можно на теплоходике доплыть до Валдайского монастыря Иверской Божией Матери, белые стены которого очень заманчиво виднелись на другом берегу озера. Но у нас, к сожалению, не было времени. Мы зашли только в Музей Колоколов. Это немного нас порадовало, хотя надо отметить, что музей маленький, а туристов очень много, буквально одна группа дышит в затылок другой, каждый экскурсовод колотит в колокола, и, в общем-то, знакомство с валдайскими колокольчиками превращается в дежурную галочку напротив посещённой достопримечательности.

 

Валдайские колокольчики.

            Что это такое? Почему они так знамениты? Я расскажу немного, потому что мне и самой приятно искать, узнавать, читать что-то новое и интересное про валдайские колокола. Помнится один такой колокольчик я покупала перед Детинцем в Великом Новгороде, и процесс выбора оказался не простым – я долго вслушивалась в звон (у каждого колокольчика он, оказывается, свой) и читала выпуклые надписи на боках.

             Валдайский – значит ямщицкий. Валдай ведь стоял (стоит) на оживлённом Московско-Петербургском тракте. Сейчас по нему гоняют машины, а раньше носились удалые тройки, да с бубенцами. Бубенец, подвешивался либо под дугой, либо под шеей у лошадок и не просто для красоты. Он звенел. А звон колокольчика выполнял массу функций – и ямщика веселил, не давал ему уснуть, и встречную упряжку предупреждал о своём приближении, и ритмом своего перезвона подгонял лошадей, потом и почтовым экипажам помогал пронестись без остановки.

            Официально звучит так: Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков.

            Неофициально существует масса легенд, к примеру: В конце 15в. здесь на Валдае разбился вечевой новгородский колокол, из осколков которого «родились» знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.

            Мне же нравится одна гораздо более древняя легенда: Однажды на берегу озера поселился кузнец, звали его Валда. Он приехал и в него влюбилась Дева-озеро. А кузнец взял да уехал. И у озера, Прекрасная Дева, тоскуя, из года в год ззвала его: «Валда… Валда….. Эти слова отчётливо слышатся в шорохе волн. Проезжие купцы услышали однажды и подумали, что озеро нашёптывает собственное имя – и его запомнили. Так озеро стало называться Валдай.

            Мне кажется, что последняя история, имеет протяжённость не в одно поколение, и наиболее ёмко даёт почувствовать изначальную исконную музыкальность этого места и его кузнецкие – валдайские корни.

            Кузнец-валда когда-то точно у озера был – и сюда же вернётся.

            А мы вернёмся к колокольчикам J. Оказывается валдайский колокольчик – это ещё и определённая «валдайская» форма – «валдайское» соотношение высоты и диаметра. И вообще, валдайский колокольчик с нежным переливчатым звуком, оказывается – женщина! У него есть «плечи», «сарафан» и «юбка». И обязательно кованый «язычок». То есть вылитый портрет русской раскрасавицы. Поскольку местных жителей называют валдашами, значит валдайские колокольчики – валдашки.

            Край юбки всегда украшался накладной напутственной надписью. Это очень важно, какая у твоего колокольчика надпись, ведь колокольчик вызванивает её постоянно, а значит, написанное, обязательно сбудется. «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Кого люблю, того и дарю», «Купи не скупись, езди веселись», «Нет барыша, зато слава хороша», «Спешу на Родину – дар Валдая», «Сдалеча весточку собою подавай», «Звени, утешай, ехать поспешай».

            Конечно же, кроме маленьких ямщицких на Валдае отливали и большие церковные колокола. Здесь на Валдае особенно выделись два крупных колокольных завода – братьев Смирновых (отливали колокола для Иверского монастыря в Валдае, Смольного в Петербурге, для храмов Москвы, Оренбурга и др. мест) и Стуколкиных (большой колокол Петербурга, который висел на колокольне Исаакиевского собора).

            Церковные колокола это уже совсем другое мастерство. Ведь качество хорошего колокола определяется не по количеству использованного металла, а по нежности, силе и красоте звука! Звоны были малиновыми, были рябиновыми…

            «Малиновый звон на заре скажи моей милой земле, что я в нее с детства влюблен, как в этот малиновый звон». «У во-ды, На го-ры Ря-би-на, Ря-би-на, Ря-би-на-ря-би-на-ря-би-на-ря-би-на, Ря-би-на-ря-би-на-ря-би-на-ря-би-на Куд-ре-ва-та-я».

            Секрет колокольного звона полностью не разгадан до сих пор. Возможно, в главный металл изготовления колокола - медь - добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Серебро – даёт открытый и звонкий звук; сталь - закрытый; золото – резкий; платина – придаёт звону нежность; чугун - тишину и спокойствие, а бронза - волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн. Буквально грамм на пуд – и уже меняется оттенок звучания.

            Важна толщина стенок. Если толстая – колокол ниже звучит, тонкая – выше, но слишком тонкая может лопнуть. Должна быть золотая середина.

               Колокольный звон, колокольная музыка – это радуга оттенков. В колокола не просто бьют, а на них надо играть. Ведь они умеют говорить, умеют перекликаться между собой. Считается, что колокольный звон, его звуковое поле, исцеляет психику, т.е. радует человека, очищает помыслы, защищает от сглаза и прочей отрицательной энергии. Даже провели такой эксперимент: взяли пробу воздуха после того, как отзвонили колокола - атмосфера оказалась стерильной, лишённой всех бактерий.

            Но колокольных мастеров, как и колокольных музыкантов, очень мало. И колокола так еще и не познаны и на многих колокольнях «... колокола просто висят без действия, пропадая со всей своею прелестью…».

            Интересно, что у колоколов есть имена – «Медведь», «Лебедь», «Соколик», «Хвалебник», «Ревун», «Плакун» и т.д.. Интересно, что некоторые колокола, за приносимые им вести, даже наказывали – один колокол даже высекли кнутом и сослали из Новгорода в Сольвычегодск. Интересно, что русские звонари дергают за язычок, а зарубежные раскачивают сам колокол и бьют им о било.

            Последний колокольный завод на Валдае закрыли в 1930.

            В 1930 году церковный звон в СССР был запрещен.

            Кроме Валдайских, есть ещё Уральские, Вятские, Новгородские, Рязанские, Тульские и др.

 

© www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.

При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

Страницы1

4,4/5 (16)

    Ваш комментарий