Можно сказать, что Филиппины вошли в план моей поездки по Азии достаточно случайно, попав, так сказать, под горячую руку. Куда больше мне хотелось бы побывать в Индонезии, однако отпуск штука такая... как бы поделикатнее... трудно растяжимая, в общем. На Яве дней пять, на Суматре сколько-нибудь, чудовищ с острова Комодо посмотреть, на Калимантан смотаться и отдохнуть как следует на море - ну никак не получается эту программу вместить в две недели. Тогда как на Филиппинах (да простят меня обожатели этой страны) Боробудура или там Прамбанана вовсе нет. Таким образом, хорошо смотрелся такой расклад: четыре дня в Гонконге, пара суток на Манилу, потом полноценная неделя на морском побережье и на закуску осмотр Макао.

Что и как было в Гонконге, каждый может прочитать без труда в соответствующем рассказе.  Там подробно изложено, как у меня не сложились отношения с этой бывшей британской колонией, и из-за общего состояния дел, и из-за погоды. Улетая на юг я надеялся, что с Филиппинами мы подружимся, да не тут-то было. Впрочем, обо всём по порядку...

На пути из Гонконга в Манилу я лишний раз получил подтверждение мудрости своего принципа "не платить больше, чем следует". Когда лайнер компании-дискаунтера "Sebu Pacific" - http://www.cebupacificair.com - поднимался в воздух, следом к взлёту готовился "Боинг" "Philippine Airlines". Когда мы заруливали к зданию манильского аэровокзала, тот борт как раз садился. Мораль сей басни такова: летели два одинаковых самолёта, по одинаковому маршруту. Билет на первый стоил 50 USD, билет на второй - более 250. Конечно, на дорогом рейсе кормили, но разницу едой окупить было никак нельзя: на борту у «Sebu» 20 гонконгских долларов стоил сэндвич и 10 - кофе, плюс не возбранялось есть-пить своё, так что семейство позади меня развернуло натуральную трапезу с лапшой, чипсами и т.п. А всё остальное было одинаковым, включая вид из окна: сперва множество облаков, потом покрытая бурунами поверхность океана, и напоследок разбросанные по водным просторам острова Филиппинского архипелага. Больше всего мне запомнились окрестности Манилы, с того момента как внизу показался целый флот рыболовов, и до того момента, когда стало возможно различать детали халуп на земле. Из этих деталей становилось ясно, что поездка будет очень-очень занимательной.

С особенностями мировоззрения аборигенов я столкнулся едва-едва успев выйти из самолёта, на иммиграционном контроле. Граждане России имеют право торчать на Филиппинах без виз 21 день, так что пограничники меня не смущали; куда более волнительным представлялся таможенный досмотр: ещё в полёте стюардессы раздали всем карточки, где официальные лица грозили разными карами всем ослушникам, пытающимся ввести на острова мясо, рыбу, птиц, овощи- фрукты и продукты, из них всех приготовленные. У меня нет привычки возить с собой в багаже рыбу и мясо, но купленный в Гонконге фруктовый сок при таком положении вещей определённо подводил меня под монастырь. То есть в глубине души я хорошо понимал, что угроза несколько эфемерна, но как человек законопослушный чувствовал себя не в своей тарелке. Однако быстро оказалось, что переживал я совершенно напрасно - скучающий мужичок в фуражке механическим жестом забрал мою декларацию, не глядя сунул бумагу в ящик и продолжил грустное созерцание неведомых далей. Я же оказался в вестибюле аэропорта.

Первые впечатления от манильской воздушной гавани у меня были самые отрадные: чистый туалет, никаких таксистов-приставал, несколько пунктов обмена валюты, банкоматы ATM - почти западный стандарт. Но потом дела не заладились, поскольку автомат отказался выдать мне запрошенную сумму песо, хотя деньги на счету определённо имелись. Пришлось топать в обменник, где курс был 40.2, то есть в моём на тот момент понимании совсем-совсем невыгодный. Всё же отданные двадцать долларов пополнили мои карманы пачкой разноцветных купюр, после чего улица обдала мен влажной жарой и чудовищным смогом.

Горячо любимый мной путеводитель "Lonely planet" настоятельно рекомендует для поездки из аэропорта взять такси. Ага, щас... Ежели кому охота, милости просим к будке слева от выхода на улицу: там вечно торчит толпа зашуганных иностранцев, так что ошибки быть не может. А заради колорита нужно пройти метров пятьдесят вправо и спуститься с пандуса. Кто-нибудь из полицейских непременно поинтересуется, куда это иностранец путь держит - его легко отшить словом "джипни" (так называются жутковатые рыдваны, исполняющие роль местных маршруток). Путеводитель утверждает, что таратайки эти достались филиппинцам как наследие Второй Мировой войны, и глядя на выхлоп, этому веришь сразу и безоговорочно. Садиться в них нужно через задний проход, в смысле сзади в кузове есть проём для входа-выхода. Наблюдающееся функциональное сходство с тайскими тук-туками компенсируется увеличенными размерами и убогим внешним видом их филиппинских собратьев.

Другой вид общественного транспорта - автобусы, движущиеся неизвестно откуда неизвестно куда: остановок как таковых нет, маршрут обычно обозначен табличкой с названием конечного пункта на лобовом стекле - нормальная практика третьего мира. Определённо прав был старик Ницше: то что не убивает нас, делает нас сильнее - отсутствие остановок меня нисколько не задело, и, вспомнив каирский опыт, когда в автобус до Пирамид пришлось запрыгивать буквально на ходу, я, ничуть не смутившись интенсивностью транспортного потока, двинулся наперерез очередной громадине, маша рукой. И что же - "старик Державин нас заметил", притормозил и взял на борт. Можно ещё рекомендовать перед тем как садиться, уточнить у водителя или кондуктора, всё ли так, как кажется; я лично всегда так делал, и оттого ни разу не оказался в дураках. Вот и из аэропорта доехал простым способом - залез с передней площадки, спросил "Эдса?", получил утвердительный ответ, выложил 8 песо, и уселся поудобнее. Дорожная ситуация снаружи явно оставляла желать лучшего: весь путь длиной в три километра представлял собой одну большую пробку.

Надо сказать, что местные "басы" делятся на две разновидности - "комфортные" (назовём их так) и "обычные". Первые оснащены кондиционерами, телевизором, видеопроигрывателем и мягкими сиденьями. Используются эти машины в основном на междугородных линиях. Местные же сообщения обслуживают весьма обшарпанные рыдваны с деревянными сиденьями, а кондиционирование воздуха осуществляется открытыми окнами; ладно хоть внутри не принято курить, и на том спасибо. На этом различия заканчиваются, уступая место сходству. Скажем, и там, и там есть кондукторы, обилечивающие граждан. И там, и там торговцы разным барахлом вразнос чувствуют себя великолепно: как бы ни был заполнен салон, они влезают целыми ордами. Натурально, люди стоят в проходе почти впритык, а прямо по ним прут торгаши. Целая индустрия на это дело задействована - товар у продавцов закреплён на специальных каркасах, а те имеют сверху крюки: начиная торг с пассажиром владелец добра ловко цепляет конструкцию за багажную полку и производит расчёты. Чаще всего предлагаются различные чипсы, печенюшки и прочая дребедень. Самым занятным продуктом являются варёные яйца, уложенные в пакеты по три штуки; горсть соли на дне мешка идёт в комплекте... Вспомнились также связки варёной кукурузы с тошнотворным запахом... И ведь кто-то эту дрянь покупал, а потом кидал объеденные початки под сиденья...

Лично я на покупки не отваживался: во-первых, не желаю поощрять порочную практику торговли в транспорте, а во-вторых, надо быть полным лопухом, чтобы перед посадкой не купить себе еду, воду и/или газету - тем более что всего этого с избытком хватает в любом месте Манилы. В-третьих, глядя, как из грязного ведра грязные руки насыпают в грязный кулёк орешки (чуть было не написал "грязные орешки"), теряешь всякий аппетит, даже если таковой и был...

Всё же если подумать о хорошем, в поведении торговцев есть некий положительный момент - волей-неволей начинаешь себя чувствовать этакой вип-персоной, на которую все обращают внимание; наверное, так себя ощущают популярные актёры и телеведущие. В самом деле, сколько я не ездил в автобусах, ни один разносчик меня стороной не обошёл...

А, вот ещё забыл про разницу - местные линии не избавлены от появления попрошаек. Так, в наш автобус, когда он после очередного пятиметрового рывка вновь застрял среди чадящих тарантасов, влезли две девочки лет восьми. Эти "генеральши песчаных карьеров" основательно снарядились для промысла, прихватив с собой импровизированный тамтам из трёх связанных проволокой консервных банок - две оставшимся донышком вниз, одну горловиной туда же - и айда вперёд! К тому же одними аккордами дело не ограничилось: пока девчонка поменьше самозабвенно выбивала ладошками ритм, её товарка взялась плясать в проходе. Вероятно, расчёт был такой - если не удастся произвести надлежащее впечатление грязной и изорванной донельзя одеждой, то по-любому пассажиры денег дадут, чтобы не позволить так откровенно издеваться над Терпсихорой.

Судя по тому, как пассивно отреагировал на представление в салоне кондуктор, ему что-то из выручки в конце концов перепало.

Зато экипажи междугородных автобусов делают скромный гешефт на транспортировке попутных грузов. Сам лично видел, как возле цветочного рынка торговцы лихорадочно договаривались с нашим кондуктором, а, ударив по рукам, принялись засовывать свои коробки в чрево машины. Тут автобус взял, да и тронулся, и вся цветочная орава - а также кондуктор! - бежала сперва полквартала, потом через перекрёсток, и вынуждена была на ходу заталкивать своё добро в багажное отделение, потому как водитель торопился, завидя впереди на дороге маячивший просвет - а это в условиях манильского транспорта явление редкое.

Тут как раз следует сказать о последнем виде столичного транспорта, третьем по счёту и единственным избавленным от пробок. Надземное метро хотелось бы выделить особо: по итогам путешествия у меня сложилось чёткое ощущение, что именно им нужно пользоваться по мере сил и возможностей. Во-первых, там чисто, во-вторых, проезд стоит гроши (10 песо за несколько станций, 15 за всю ветку через полгорода), в-третьих, добираешься из конца в конец мегаполиса очень быстро. Если, например, существует два автовокзала, и до первого ходит надземка, а до второго - нет, то первый, безусловно, более предпочтителен. С другой стороны, нужно учитывать и расположение указанных автостанций, ведь чем ближе они к границам Манилы, тем лучше пройдёт поездка: автобус может час выбираться из черты города, а потом за то же время преодолеть без малого сотню километров.

Возвращаясь к метро, могу отметить, что почему-то кроме меня ни одного туриста там не было. Лишь однажды в соседнем вагоне над морем темноволосых голов мелькнули благообразные седины, но был ли тот индивидуум европейцем, я разобрать не смог. Народу ездит довольно много, и в час пик, то есть с пяти до семи, поезда набиты весьма плотно. Тут прямая выгода быть женщиной - для них отведён первый по ходу состава вагон; обычно такие меры предпринимаются чтобы исключить нежелательные прижимания в общей давке. Интересно, что не все дамы садятся в предназначенный для них вагон, так что поневоле задаёшься мыслью - может, они специально лезут в толпу, надеясь, что кто-нибудь к ним поприжимается?..

На каждой станции дежурят полицейские, а при входе ещё устраивается обыск вещей. Даже меня, явного иностранца, вежливо просили открыть рюкзак. Не знаю уж, что надеялись стражи порядка найти в моих вещах - неужели они решили, что я летел несколько тысяч километров, заради устроить теракт в манильском метро?! Кроме того, мой верный спутник был так основательно упакован, что кроме верхнего мешка с футболками и разглядеть-то мужикам в перчатках ничего не удавалось, так что все досмотры, по-моему, чистая проформа...

Ну уж раз речь пошла о деталях пребывания в Маниле, не стану утомлять почтеннейшую публику подробным описанием "я пошёл туда", "я поехал сюда" - лучше пусть разрозненный опыт нескольких дней будет обобщён.

Сперва нужно сказать о дорожном движении. Сказать можно только "оно ошарашивает". То есть никто толком правил не соблюдает, о пропуске пешеходов, хотя бы и идущих по обозначенному переходу, и речи нет, а к немногочисленным светофорам водители относятся как к неприятной, но неизбежной данности, ну, как, например, к дождю - что ж, он себе льёт, но ехать-то надо... Ехать, однако, удаётся нечасто, и путь в сотню метров может занять много-много времени. Иногда складывается такое ощущение, что весь город стоит в сплошной пробке, закутанной в сизую пелену выхлопного дыма. Тем не менее, несмотря на интенсивное дорожное движение, аварий я лично не видел, хотя по местным каналам что ни вечер крутили ужасающие кадры с кровищей на асфальте, раздавленными мотоциклами и прочими атрибутами манильского трафика, дополнительный колорит которому придают присущая филиппинцам любовь к систематической езде по встречной полосе, и хаотическая деятельность местных регулировщиков, вносящих в общий кавардак особый фактор случайности. По-моему, больше всего полицейские озабочены личной жизнью - не раз мне приходилось видеть довольные рожи людей в форме, раскатывающих с девицами на машинах и мотоциклах

Страницы123

4,5/5 (11)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все