Летом 1998 года часть мы с мужем решили съездить посмотреть другие страны на машине. Так как, несмотря на наши 35 лет, для нас это был первый опыт такого путешествия, то мы для начала решили посмотреть Восточную Европу, тем более, что в Чехии у нас были друзья, у которых можно было остановиться.

Дома я проштудировала массу путеводителей и проспектов по Польше, Чехии, Словакии и на всякий случай - Венгрии. Сразу отмечу, что от выбора путеводителя очень во многом зависит успех данного мероприятия. Наиболее удачным, на наш взгляд, оказался путеводитель «Восточная Европа», изданный в Твери в 1997 г. В нем собрана наиболее полная информация, необходимая таким неорганизованным туристам, как мы. Эта книга стала для нас настольной, если можно так выразиться применительно к мебелеисключающим условиям нашего путешествия. Ни один раз я, стоя на центральной площади какого-нибудь небольшого городка с изумительной средневековой архитектурой, читала вслух моему мужу краткий курс по истории данной местности, уверенно указывая по сторонам, хотя была там впервые, так же, как и он.

Этот путеводитель отличается от других тем, что рассказывает не только о том, что-где можно посмотреть и где-почем можно переночевать и поесть, но главное – как найти тот или иной интересующий Вас объект в конкретном городе, иногда даже с приложением схемы-карты. Наличие карты или хотя бы словестного описания конкретной местности является залогом успеха вашего путешествия, т.к. в противном случае до 50% вашего времени может уйти на поиск интересующего Вас объекта или ближайшей к нему парковки. На этапе предварительной разработки маршрута могут пригодиться путеводители серии «Poliglot», а еще лучше серии «Окно в мир», в которых вся информация проиллюстрирована отличными фотографиями, что позволяет отобрать из обилия предлагаемых к посещению объектов те, которые интересуют именно Вас.

Наш выбор стран объяснялся двумя критериями:
1) возможность безвизивого въезда в страну, и
2)близость страны к Чехии, т.к. основным нашим пристанищем был г.Острава, расположенный на северо-востоке Чехии в 30 км от границы с Польшей.

На всю поездку мы затратили 15 дней. За это время мы успели побывать только в двух странах - в Польше и Чехии. Из 15 дней 4 дня ушло на дорогу туда и обратно, и дня 3 мы отвели на отдых, под которым в данном случае подразумевается изучение ассортимента местных магазинов, пикник на озере, разговоры-переговоры с чешскими друзьями в пивных барах, посещение их родственников и друзей и т.п. В оставшиеся дни мы ездили и смотрели. Причем, мы старались выбирать города и маршруты, далекие от протоптанных тысячными толпами туристов дорог, широко разрекламированных нашими и ненашими турагенствами.

Если кому-нибудь покажется, что мы неэффективно использовали наше время, скажу, что в любом более-менее длительном путешествии наступает момент, когда хочется просто остановиться где-нибудь ( на озере, море, в пабе, у друзей, или, наконец, в мотеле) и никуда не ехать. Поэтому самая оптимальная схема подобных путешествий, это – 2 дня переездов + 1день отдыха. Скажу сразу, что непосредственно на Прагу мы выделили полных 2 дня, в течение которых мы успели посмотреть и посетить практически все достопримечательности, предлагемые к осмотру турфирмами, а также сходили на органный концерт в храме св.Микулоша.

Поездка очень понравилась.Впечатлений масса.

Хочу поделиться некоторыми из них - может кому-нибудь и пригодится. Самое нудное и неприятное из всей поездки - переход границы в Бресте. На это ушло 4 часа - туда, и 2 часа - обратно. Основное время ушло на стояние в очереди на границе. Самые "умные" автотуристы покупали очередь у местных жителей, который подрабатывают таким образом, причем умудряются "продать" ее иногда 3-5 машинам сразу, пропустив их перед своей. Таким же образом поступают и поляки, пересекающие границу, пропуская впереди себя целые караваны своих соотечественников. Поэтому иногда приходилось вступать в словесные дискуссии с нашими бывшими "солагерниками" по Восточному блоку, в результате которых мы пришли к выводу, что поляки, пересекающие нашу границу, напрочь забыли все русские слова, которые учили в школе, кроме матерных.

Дальше нам немного потрепал нервы наш "родной" пограничник, которому что-то не понравилось в паспорте моего мужа. Он минут 20 его изучал, пытался проверить на излом и отковырнуть фотографию. Хорошо, что у нас с собой были наши Российские паспорта ( хотя турфирмы и не советуют их с собой брать). Тем не менее, он отправил паспорт мужа куда-то на проверку "на компьютер", после которой с большой неохотой и со словами "ну так и быть уж" - шлепнул штамп, и мы проехали на польскую территорию. После перенесенных переживаний 10-минутный досмотр наших вещей на польской таможне показался нам приятным развлечением.

Так называемый "Ваучер", который мы специально купили в Москве в одной из турфирм за 50$ (на двоих) и без которого якобы не пускают в Польшу, у нас никто ни разу не спросил. Причем, около границы с нашей стороны стоят несколько павильонов, в которых продают и "Ваучеры" и "Гринкарты"). Мы говорили польским пограничникам, что едем в Чехию к друзьям, и нам поставили в паспорт транзитную визу, которая означала, что через 48 часов мы должны были покинуть Польшу. Что касается "Гринкарты", то ее у нас тоже ни разу не спросили, но приобретать ее надо обязательно. Это можно сделать в одном из страховых агенств или же прямо на границе (стоимость по Восточной Европе - порядка 30 ДМ, по Западной - порядка 70 ДМ).

В Польше все дороги ведут через Варшаву. Саму Варшаву мы посмотрели на обратном пути из Чехии в Москву. Поэтому, может быть, она произвела на нас удручающее впечатление. Конечно, поляки молодцы, что восстановили старый центр, полностью разрушенный во время войны до состояния щебня. Но смотреть на вновь отстроенный "королевский дворец" и "средневековые улочки" после великолепно сохранившихся замков Чехии, - это все равно, что пить вместо кофе "Капучино" кофейный напиток "Лето".

Кроме Варшавы в Польше мы посмотрели Краков. Он стоит того, чтобы выделить на него, по крайней мере, один день и одну ночь. Помимо того, что он являлся раньше столицей Польши, и там находятся гробницы польских королей, Краков - это университетский город. Там полно молодежи, которая ночью почему-то не спит, а гуляет толпами по старому городу в районе главной площади. Переночевав в мотеле, которых в районе Кракова великое множество (30$ за приличный номер), мы полдня погуляли по Кракову и двинулись дальше на юг к границе с Чехией - к пограничному городу Чешин. Но т.к. в латинской транскрипции "Чешин" очень похож на "Цешин", мы, ориентируясь по указателям, по ошибке повернули на дорогу, ведущую к городку Цешин, который также является пограничным, но граничит он не с Чехией, а со Словакией. Но об этом мы узнали непосредственно на польско-словацкой границе от удивленных словацких пограничников (кстати очень дружелюбных), недоумевающих -почему мы едем в Чехию из Польши через Словакию. Нам, тем не менее, предложили проехать в Остраву через Словакию, а заодно прокатиться по Татрам, но мы решили, что 150 км по холмистой дороге лучше 300 км по горной, и повернули обратно - искать Чешин.

Вечером мы уже были в Остраве и пили чешское пиво в местном пабе. О переходе через чешско-польскую границу ничего не пишу, т.к. сам этот процесс остался в памяти лишь тем, что занял у нас лишь 15-20 минут. Что нас удивило - так это отношение наших бывших "братьев славян" к нам - русским , вообще, и к нашей машине, в частности. Мы, если честно, ожидали обиженно-настороженно-подозрительного отношения со стороны чехов и поляков, как результат долголетнего навязывания коммунистических идей населению этих стран. А потом поняли, что если в начале 90-х такое, возможно, и встречалось, то теперь, в конце 90-х, к нам относятся, как к туристам, которые приносят прибыль этим странам и дают работу многим семьям. Хотя, ни один поляк не упустит возможности взять с Вас при случае гораздо больше денег, чем это положено по прейскуранту.

Отношение к нашей машине - это особый разговор. Дело в том, что мы путешествовали на черной "Волге" 31029. Очевидно, что данная марка машины вызывала у бывших наших "солагерников" некие ассоциации то ли с бывшей местной партийно-номенклатурной элитой, то ли с "русской мафией" ( которая, кстати, на таких машинах не ездит ), а может и с теми и другими одновременно, но порой впечатление было такое, что мы едим на верблюде. Народ высовывался из окон проезжающих машин, махал нам руками, сигналил. А один впечатлительный поляк на автозаправке долго бегал вокруг нашей машины, пока мы заправлялись, а потом не выдержал подошел и спросил: "То цо "Волга"?" После того, как мы подтвердили его опасения, он удивленно-восхищенно произнес: "Ого!" и удалился, выражая этим "ого" - то ли восхищение перед тем, что мы на этом агрегате добрались до его родных мест, то ли - удивление тем, что наша автомобильная промышленность еще не совсем загнулась и иногда еще что-то выдает, то ли это был отголосок былого почтения перед потомком бывших "членовозов", к которым относится и наша труженица "Волга", проехашая вместе с нами за 4 года больше 160000 км.

Еще один удививший нас момент - это проблема языкового барьера, вернее, полное ее отсутствие. Это, очевидно, объясняется тем, что поколение старше 30 лет в Восточноевропейских странах изучало русский язык в школе, и нас понимали практически везде, правда, ответы на наши вопросы порой не распространялись дальше фразы: «Да. Я говорю по-русски». Но, даже разговаривая каждый на своем языке, мы процентов на 30% понимали друг друга, дополняя недостающие слова жестикуляцией и пантомимой, а иногда и английскими словечками. Теперь в общеобразовательных школах русский не преподают, но, как ни странно, интерес к русскому языку не пропал. Наша знакомая чешка, прожившая в Москве более 10 лет и в настоящее время живущая в Чехии в провинциальном городе Острава, подрабатывает тем, что дает платные уроки русского языка чешским детям. И практичные чехи платят за это!

И еще к проблеме языкового барьера.

Из нашего опыта следует, что для того, чтобы путешествовать по чужой стране, не зная никаких языков, кроме русского и английского в объеме средней школы, необходимо и достаточно: - иметь при себе путеводитель на русском языке, карту страны на русском и на местном языке с указателями расстояний и мотелей ( кемпингов ) ( такие карты продаются магазинчиках и автозаправках или в туристческих бюро) - знать, кроме «здавствуйте-досвидания», несколько фраз и слов на местном языке, а именно:
- Как доехать до города …?
- Это какой город ?
- Как пройти в центр ( на рынок, к музею ) ?
- Прямо, назад, вправо, влево, вверх, вниз, мост, река, перекресток, светофор
- Обменный пункт, банк
- Я приехал из России, я еду ….
- Где можно поставить машину ?
- Сколько это стоит ?
- Паспорт, документы
- Я не понимаю
- Желательно знать числительные от 1 до 1000, но иногда достаточно иметь пальцы на руках или блокнот с ручкой в кармане
- Мне нужна комната для … человек на … ночи ( с душем, с ванной и т.д. в зависимости от потребностей )
- Где ближайшая гостиница?
- Где телефон?
- Где касса?
- Где можно купить билет?
- Мне нужна помощь
- Позвоните в полицию
- Я заблудился
- Это дорого
- Дайте счет
- Спасибо
- Сколько я вам должен ?
- Автосервис, автозаправка, бензин
- Нужно знать вежливую форму обращения к мужчине и женщине в данной конкретной местности ( пан, пани, гер, фрау и т.п. )

- Желательно знать набор таких фраз, как «Извините за беспокойство» или «Вы не могли бы мне помочь?» - Нужно знать, как на местном языке пишутся такие словосочетания, как : - проезд закрыт - платная дорога - платная стоянка ( хотя в городах почти все стоянки у центра платные ) - мест нет - объезд - свободные комнаты - стоянка запрещена. Вся эта информация содержится в разговорниках. Но пользоваться разговорником непосредственно вам вряд ли придется, хотя взять его с собой необходимо. Поэтому советуем взять с собой небольшой блокнот, записать на последних страницах нужные фразы, а первые страницы использовать в разговоре с местными жителями , когда вам не будет хватать словарного запаса. Особенно он выручает, когда идет обмен информацией, выраженной в числах.

- Нужно дома составить подробную схему маршрута и рассчитать минимально необходимое количество денег с учетом стоимости бензина, ночевок, питания, музеев и парковок, используя всю доступную информацию.

- Что касается кредитных карт – не знаю, не пользовались, но говорят, что нет проблем, хотя я не представляю, как мы смогли бы расплатиться с их помощью за обед в каком -нибудь небольшом кафе в очаровательном городке Штрамберге или в пивном баре города Острава. Если ваш маршрут пролегает в стороне от крупных городов, то лучше иметь наличные, причем мелкими купюрами, что особенно важно на этапах прохождения границ и уплаты всевозможных пошлин и сборов. Теперь немного о том, что нам удалось посмотреть в Чехии.

Оломоуц.

Бывшая столица Моравии. Красивый костел с замком. Особенно красив колокольный перезвон в начале каждого часа. Город поразил малолюдностью и практически полным отсутствием туристов. Небольшой аэродромчик возле г.Граница. Запомнился тем, что нас там покатали на двухместном самолете над горами и замком в окрестностях Границы ( всего за 15 $ ).

Тельч.

Центальная площадь этого городка занесена в список Юнеско. Запомнился замок с рыцарским залом и гидшей, говорящей только на чешско-английском языке ( группа состояла только из нас двоих , т.к. никого больше не было).

Тржебич.

Старейшая базилика в Чехии, где нам удалось побывать на вечерней службе, сопровождаемой органом. В местном музее мы упросили продать нам с витрины необычную карту Чехии с графическими изображениями всех достопримечательностей. Киоск был уже закрыт, но ради нас пришел директор музея, открыл киоск и продал нам эту карту, хотя карта была без цены и для продажи явно не предназначалась.

Рожнов.

Этнографический музей под открытым небом в курортном местечке в горах. Обстановка очень располагает к праздному гулянию и поглощению большого количества пива с колбасками.

Штрамберг.

Маленький городок с башней-замком на горе. Запомнился необыкновенным видом, открывающимся с башни, и полным отсутствием туристов.

Брно. Замок-тюрьма Шпилберг.

Кроме казематов, запомнился знак на крепостной стене, запрещающий на территории замка курение и занятие сексом ( администрация замка, очевидно, считает, что обстановка средневековых казематов располагает именно к этим занятиям). Кроме Шпилберга, запомнился малоприметный снаружи монастырь капуцинов. В подвале находится склеп с мумиями монахов-капуцинов, которых хоронили, уложив на пол склепа, и положив под голову два кирпича. Надпись на стене: «Мы были такими же как Вы, Вы будете такими же как мы» - как ушат холодной воды, и , пожалуй, одно из самых сильных впечатлений от поездки в Чехию. На центральной площади под проливным дождем проходило представление из рыцарских времен. Мокрые артисты в промежутках между выходами прятались в автобусе, а народ радостно наблюдал за этим безобразием, спрятавшись под навесом и под зонтиками.

Славков ( Аустерлиц ).

Место, где произошла знаменитая битва трех императоров с замком, в котором останавливался Наполеон. Мы были там проездом в понедельник, когда все музеи закрыты. Но для группы японцев сделали , видимо, исключение и открыли для посещения парк. Мы пристроились в хвосте группы и прошли вместе с ними, изо всех сил стараясь, на всякий случай, прищуривать глаза. Никто нам не сказал ни слова. Хотя мы по инерции приготовились, в случае чего, ретироваться . Совковое воспитание все-таки иногда дает о себе знать ( никогда не забуду в связи с этим, как нас с мужем и ребенком годом раньше отчитывала руководитель группы туристов при входе в пещеру «Мраморная» в Крыму, - мы приехали, как всегда, самоходом и случайно в очереди ожидающих входа в пещеры встретили моего родного брата с женой и детьми, приехавших в пещеры в то же самое время в составе той самой группы, к которой мы на радостях и решили присоединиться, предварительно купив, как положено, билеты. Крик стоял такой, как будто экскурсоводша схватила за руку нарушителя границы ).

Кромержиж.

Не смотря на непроизносимое название, это тот город, о котором мы с мужем дружно сказали, то здесь мы хотели бы жить. Городок с населением в 30000 жителей с дворцом и великолепным парком вокруг него. Когда мы приехали, все население гуляло на главной площади по случаю приближающихся выборов. Великолепно отреставрированная архитектура, и, особенно, бесплатная раздача разливного пива всем желающим, окончательно убедили нас в правильности сделанного выбора. Запомнился курьезный момент, когда во время исполнения национального гимна все стояли по стойке смирно, в том числе и продавец горячих колбасок, которые он жарил тут же на площади на небольшом мангале. Гимн пели долго, колбаски у него горели на огне, но он даже не шелохнулся, пока не кончился гимн.

Ну и наконец, Прага.

Да, она великолепна. Да, ее обязательно нужно увидеть хотя бы один раз. Никто не спорит. Но удручает огромная, в основном русскоговорящая толпа, фланирующая через Карлов мост от Старого Места до Пражского Града и обратно. Можно пройтись один раз, но не более. Лучше побольше времени отведите на посещение Малой Страны и непосредственнно Пражского Града. В Пражском Граде лучше купить общий билет на посещение всех достопримечательностей, к которому прилагается карта. Чтобы все осмотреть и подняться на все башни, на которые разрешается это сделать, нужен практически целый день. Возьмите с собой бутерброды и воду, т.к. на территории Пражского Града практически негде перекусить.

Ну и в конце – еще несколько советов тем, кто собирается путешествовать, как мы, т.е. методом дикого, но организованного собственными руками автотуризма.

- Не берите с собой больше одной 20-литровой канистры с бензином. Экономия – не велика, а проблемы на границе могут быть немалые. Но одну канистру все же взять следует, т.к. наличие в запасе свободных 20 л дает вам некоторую свободу в выборе автозаправки ( особенно это актуально при переездах в РФ и странах СНГ ) - Возьмите с собой, на всякий случай, палатку, спальники и постельное белье, т.к. мест в гостинице может не быть ( по разным причинам ), а места на стоянках и в кемпингах есть всегда

- При передвижении по стране ( особенно, подъезжая к погранпереходам ), необходимо иметь с собой небольшие суммы в местной валюте и желательно в мелких купюрах, т.к. невозможность заплатить 50 центов из-за отсутствия поблизости обменного пункта или банкомата оборачивается порой часовыми задержками и отклонениями от намеченного маршрута ( это касается всех стран, кроме Белоруссии – здесь лучше иметь любую валюту, кроме местной ). Или хотя бы разменяйте дома порядка 100 $ мелкими купюрами 1,2, 5$. Следует помнить также, что многие дороги являются платными, причем платить приходится и на въезде и на выезде ( махать квитанцией и спорить о том, что ты уже заплатил на въезде – бесполезно, - проще заплатить еще раз ). В Чехии на бензоколонках продается специальная марка стоимостью 24$, которая лепится на лобовое стекло и дает право ездить по всем платным дорогам в течении года. При отъезде из Чехии наши практичные друзья бережно отодрали марку и приклеили ее на собственный автомобиль.

- Проблема с поиском туалетов и воды просто решается на любой автозаправке за символическую сумму, в обмен на которую вам дадут ключ от туалета. На некоторых автозаправках можно даже принять душ. Почти на каждой автозаправке есть магазинчик со всем необходимым в дорогу, но отовариваться по-крупному лучше в больших супермаркетах. В городах проблема с туалетами решается гораздо сложнее, но при желании в любом кафе всегда можно договориться. Самый лучший вариант – «Макдональдс» - там всегда есть туалет и всегда бесплатный.

- Ни в коем случае нельзя вступать в разговоры с выдающими себя обычно за итальянских коммерсантов прилично одетыми молодыми людьми, которые рассказывают истории о том, что им не хватает денег на бензин или на билет, а взамен требуемой суммы предлагают вам какой-нибудь ширпотреб. В лучшем случае у вас на руках окажется ненужный вам товар стоимостью в 20 $, за который вы отдали все 100 $, в худшем случае - через некоторое время вам предъявят обвинение в краже. Оно вам надо?

- Что касается автостопщиков - стоит ли их брать - этот вопрос нужно решать в каждом случае отдельно. Это - смотря где и смотря кого. Если они голосуют на автобане, то я вам не советую этого делать. А вот если вы плутаете по проселочным дорогам ( которые по качеству, кстати, не хуже автобанов ) , то голосующий на обочине местный житель очень даже может вам пригодиться, во-первых, для уточнения вашего местоположения, а во-вторых, для расширения кругозора. Мы один раз подвозили некого чешского безработного, который два раза в неделю ездил автостопом до Брно и обратно за 120 км, а в остальное время строил у себя в деревне дом из блоков, сделанных их смеси глины и соломы, технологию изготовления которых он вычитал в каком-то русском журнале.

- Из документов, кроме паспортов, нужно иметь с собой «Гринкарту» - это страховка вашей ответственности на случай, если вы в кого-нибудь въедите. При желании можно также купить и медицинскую страховку, а также застраховать на время поездки свой автомобиль на случай, если въедут в вас. -

Виза.

Пока гражданам России виза не нужна в Чехию, Словакию, Хорватию ( на случай, если будет желание погреться на солнышке и покупаться в чистейшем Адриатическом море). В Хорватии виза оформляется на границе за 10$. Через Венгрию и Польшу можно ехать транзитом в течение 48 часов. Если вы собираетесь ехать в другие страны – то виза , естественно, необходима. Все необходимые сведения по странам Восточной Европы вы можете почерпнуть из того же путеводителя «Восточная Европа», о котором я говорила выше. Желаю приятных путешествий.

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Экскурсии по Чехии

    Экскурсии по Чехии

    Отправление из Москвы на поезде в Брест. Далее насыщенная программа по городам: Варшава, Вроцлав, Прага, Карловы Вары, Дрезден. Ежедневные обзорные экскурсии с гидом. Размещение и питание…