Самыми неприятными были два-три дня до отъезда. Как раз случился очередной обстрел южной части страны, и подумалось - стоит ли ехать? Но желание посмотреть страну, про которую только и слышно было в 80-е годы (Сабра, Шатила, христианская милиция, армия Южного Ливана и т.д.) все-таки превысило.

Единственно, перед приземлением распил две банки пива, и паспортный контроль прошел "на ура". Надо заметить, что буквально через пять минут после выхода наружу все имевшие место волнения исчезли незаметно сами. И больше я о них не вспоминал.

Проблема в Ливане после войны в том, что дешевые гостиницы просто не выжили. Остались в основном большие дорогие. Поэтому гостиницу в этот раз я взял заранее под обещание, что хозяин предоставит транспорт для поездок. Это тоже, кстати, отличие Ливана от ближневосточных соседей - общественный транспорт здесь развит не особо, и самостоятельные поездки не очень удобны. Короче, по прилету оказалось, что в ту же гостиницу поселится еще молодая пара. На встречу приехал сам хозяин 4-х ! этажной гостиницы на Кадиллаке с кожаными сидениями (это была моя первая и последняя поездка в такой машине), и мы поехали на ЮГ за Сайду (Сидон), ближе к Суру (Тир).

Оказалось, что в этой огромной гостинице мы ОДНИ! Никого больше. Хотя это понятно, через пару дней Новый Год. Гостиница стояла на как бы насыпи, немного вынесена в море. К ней шла дорога метров сто, от берега. При съезде с берега на дорогу небольшой дом, где жили солдаты-ливанцы. Не знаю, так ли просто получилось, или они действительно охраняли там гостиницу.

Ездили в Сайду. Приятно ездить без правил, на огромной скорости, насколько позволяет мотор и дорога. Я всегда удивляюсь, как при такой езде у них, и в целом у арабов, довольно мало аварий. Хотя не отнимешь два фактора, на мой личный взгляд: определенная корректность/уважительность и свободное использование звукового сигнала, который иногда похож на разговор: коротко - типа я здесь, осторожно; два-три с поднятием руки - я поехал, осторожно, то же с помахиванием рукой - ладно, поезжай, я жду; длинный нервный - куда прешь! Ну и т.д. Как сказал один человек, в Ливане лишь одно правило дорожного движения - движение правостороннее. Моя мечта - это заснять на видео перекресток где-нибудь в центре Дамасска или Каира летом в час пик, со всеми звуками. Это будет фильм!

Вообще Ливан, это территория древней Финикии, и города Сидон и Тир - древние финикийские поселения. В Сайде заслуживает внимания портовая крепость крестоносцев, которая защищала бухту почти 1000 лет назад. Практически здесь же от берега начинается базар, хотя есть и более-менее большие магазины. Мне захотелось, э-э-э, ну понимаете, чего периодически хочется всем... Короче, мы с Ясиром (наш шофер) зашли к его знакомым в кафе, где был WC, и я попросил его присмотреть за сумкой. Он улыбнулся и сказал, что я могу оставить ее хоть на площади - никто не возьмет. И он во многом прав. Удивительно, но в стране, где чуть-ли не 20 лет шла война, преступность и воровство крайне малы.

В одном магазинчике встретили русских. Оказались инженеры из какого-то городка в России. Они тут строили мосты и дороги, то есть то, что было порушено, но необходимо для развития экономики. А что - опыт есть, неприхотливые, денег много не просят, дома полный караул - вот и едут наши на заработок.

В другом, большом магазине обуви, я проявил интерес к девушке - продавщице. После моего подмигивания, что, типа, отойдем поговорим, она ушла в другую комнату. Потом Ясир меня спросил, пытался ли я пообщаться. Да, говорю. А что она? Ушла, говорю. Вот, сказал Ясир, такие у нас девушки правильные.
Заслуживает внимания город Тир. Огромный ипподром, дорога и триумфальная арка, построенная к визиту Александра Македонского после завоевания Тира, куча развалин. И НИКОГО вокруг. Ясир говорил, что во время оккупации Израилем целые фрагменты старины вывозились из Ливана.

В целом, чем южнее, тем больше постов военных. Для остановки войны и разоружения сторон потребовалось вмешательство Лиги арабских стран. По их мандату в Ливан вошли сирийские войска. И сейчас их там около 30 тысяч. Если около блок-поста стоит старый советский танк, солдаты в поношенной форме и с потрепанными “Калашниковыми” - это сирийцы. Если стоит американский БТР, солдаты в новом камуфляже с М-16 - это ливанцы. Но к проверкам быстро привыкаешь. Главное, вблизи постов не показывать фото и видеокамеру. Это их нервирует. Если ехать еще к югу от Тира, то быстро попадаешь практически к оккупированной территории. Там уже стоят наблюдатели ООН. (Большие негры в больших джипах). Я предложил ехать дальше, но ребята отказались.

Мы стали думать, куда бы поехать на Новый Год. Хотели взять столик в ресторане в Бейруте. Но хозяин гостиницы заверил, что у него скучно не будет. Мы остались. Вечером 31-го в зал наехало соседей, друзей, родственников хозяина. Было пиво и вино. Потом начались танцы. Это очень интересно.

Наутро, точнее днем 1-го числа, я сидел на берегу на камне, отходил после праздника. Во двор въехала белая БМВ. Вышел парень, мой ровесник. Он тоже был на праздновании, я с ним болтал. Имя не могу вспомнить. Он пригласил к себе выпить чай. Где ты живешь, спрашиваю. Вон, говорит, метров сто по берегу. Пошли, говорю. НЕТ, отвечает, ПОЕХАЛИ. Сидим, пьем чай, болтаем на русско-англо-арабской смеси, сестра обслуживает нас. Я спросил, что он делал во время войны. Как что, говорит, вырыли окоп у дома, лежали и стреляли. Потом государство попросило сдать автомат, он и сдал. Сейчас якобы торгует сталью. Вот машину прикупил. Жены пока нет, т.к. в гостиницу летом приезжают русские женщины, а они лучше ливанок, т.к. пьют, курят, и ходят к нему наверх в гости. К нам подсела его мама, а потом и сестра. Я решил пошутить, и спросил сестру, что она делает вечером. Мама поднялась, взяла ее за руку и они вышли.

Бейрут состоит из кварталов. Мне понравился армянский квартал. Все по-армянски: улицы, вывески. И, конечно, торговля. Показали место, где боевики взорвали американское посольство, когда погибла куча морпехов. Производят впечатление огромные отели Холидей Инн, Шератон, все в выщерблинах от пуль, с продавленными балконами, пустыми окнами. Похоже, как показывают Грозный по телевизору. Эти отели стоят недалеко от набережной.

Конечно, следы войны видны везде. Первые этажи домов отделаны, там магазины, торговля, прибыль, а до верхних руки доходят постепенно. Вроде гладкая стена, но если присмотреться, то видно следы автоматных очередей. То же с деревьями. Стоят с полузаросшими дырками.

Как-то ехали куда-то в ясный солнечный день, и высоко в небе появились самолеты. Ясир со злостью сказал, что израильтяне не боятся ПВО, т.к. средства старые, и самолеты не достать.

К северу от Бейрута есть приятный городок Джуния. Курорт. Много новостроек. От берега идет очень длинная канатная дорога, прямо на гору. Там растут ставшие редкими ливанские кедры, символ страны. Оттуда отличный вид. Но главное в окрестностях - глубочайшие пещеры, открытые для посещения уже после войны. Сначала вы проходите по верхним ходам, а под вами глубоко внизу течет река. И это все в огромной пещере. Потом вы можете проехать на лодке по той самой реке, над которой шли. По дороге обратно, стоя на светофоре в пробке, Ясир вдруг сказал: смотри, ваши идут. С нами поравнялись две девушки, обрывок разговора был примерно таким: блин, Абдулла, гад, обещал еще сотку баксов, а не дал.

Вообще, машин полно. Где-то, кажется, слышал цифру 2 млн. машин на 4 млн. жителей. Машины в основном Мерседесы, не новые, но и не самые старые. Это о чем-то говорит. В конце пребывания начался шторм и дождь. Ночью ощущение было, как на корабле, только что не качало. Утром вода плескалась почти у первого этажа гостиницы. Из-за этого мы, к сожалению, не поехали в Баальбек, большой в прошлом римский город. Но Ясир, похоже, был рад, т.к. ехать в долину Бекаа ему не хотелось. Вроде мир, но кто знает, как поведут себя боевики, располагающиеся там.

Через день надо было улетать. Но потоки с гор основательно подпортили дорогу, которая идет, по сути, по берегу вдоль всей страны. Ехали очень долго. Я почти был уверен, что останемся еще здесь из-за опоздания. Приехав в аэропорт практически к вылету, я удивился, что самолет еще там и ждет нас. Похоже, хозяин гостиницы чувствовал, что мы опоздаем, и как-то по звонку задержал отлет. На Востоке многие вещи проходят.

На этом приключения не кончились. Полиция на контроле прицепилась к детскому автоматику, купленному для сына той молодой пары, с кем я ездил. Мы не говорили по-французски, а они не понимали по-английски. Единственно, что мы поняли, это слово “капитан”. Капитаном оказался командир экипажа, которому полиция хотела передать игрушку с тем, чтобы он отдал нам ее по прилету. Полиция, видимо, боялась, что моя небритая личность использует детский автоматик для захвата самолета.

Уже в салоне при посадке стюардесса громко спросила, чья игрушка. Мы отозвались. Она раздраженно покрутила пальцем около виска в направлении полицейского, который еще даже не вышел из салона, и отдала нам автоматик.
Все.

Страницы1

3,8/5 (5)

1 комментарий

  1. Руслан Цветков
    Руслан Цветков 05 июня

    Рассказал супер!красава!!

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Храмовый комплекс Баальбека

Храмовый комплекс Баальбека

Храмовый комплекс Баальбека - всемирно известный археологический памятник в Ливане.…