Довольно большая страна. Надо недели три, чтобы не спеша все посмотреть. Приехав в первый раз в 1995г. и проведя там 10 дней, должен признаться, что видел довольно мало в силу ряда причин. Поэтому решил, спустя три года, поехать еще раз.

В самолете оказался рядом с двумя сирийцами, говорящими по-русски. Стали болтать. Один сказал, что живет около Дамасска, и оставил телефон, чтобы я в случае проблем позвонил. Другой спросил, куда я поеду из аэропорта. Не знаю, говорю. Приеду в Дамасск, найду гостиницу подешевле, пойду гулять. В общем, планов особых нет. Он предложил составить ему компанию, поехать в Алеппо (второй по величине город Сирии, около 600 км к северу от Дамасска). Решили, что если будет вечером самолет, то полетим, если нет, то он все равно будет брать такси, а я могу сесть бесплатно.

В аэропорту на паспортном контроле случилась часовая заминка. Я решил, что мой попутчик уже ушел. Но нет, он стоял и ждал меня, как обещал. Все получилось здорово, через час летел самолет на Стамбул через Алеппо. Билет до Алеппо стоил $12 !!! долларов. Сирийская авиакомпания, ТУ-154.

В Алеппо он подбросил меня до центра города, дал свой телефон на всякий случай, и мы расстались.

Есть такой Голливудский оскарный фильм - “Лоуренс Аравийский”. Так вот этот Лоуренс однажды жил в Алеппо, в одной из старейших ближневосточных гостиниц - “Отель Барон”, основанной в начале века двумя братьями-армянами. И так как он очень известен на Западе, например, как Джеймс Бонд или как полковник Максим Исаев в России, в гостинице хранят чек с его подписью, и она очень известна среди Западных путешественников. Но я слышал, что там попадаются блохи, да и стоит она $30., что по сирийским меркам дорого. Так что прямо за углом зашел в некое подобие гостиницы, что-то типа большой коммуналки, где за $4.- мне дали проходную комнату, но зато с душем, который был очень кстати ночью, т.к. окон у меня в комнате не было, двери я закрыл, на всякий случай, а на улице около 40. Поэтому ночью каждый час - под душ. В душе жила ящерица, а под кроватью большой черный южный таракан. Короче, весело.

На следующий день долго гулял по одному из самых больших базаров - Алеппскому. Полностью крытый сверху, немного прохладный, и я там просто потерялся. Больше базар, наверное, только в Каире - Халь-Эль-Халили. Выйдя, наконец, из лабиринта, я оказался у ворот Цитадели Алеппо - большой крепости, построенной на доминирующем над городом холме. В Цитадели было несколько иностранцев, и много-много сирийских школьников, точнее школьниц - женских классов. Чрезвычайно веселые девушки. Все время пытаются заигрывать. Все носят полувоенную форму. После исследования всех закоулков Цитадели и попрощавшись со школьницами, я сел отдохнуть и попить сока в кафе у ворот. Сижу, читаю книгу по Сирии. Ко мне подошел молодой человек и попросил что-то там посмотреть. Мы разговорились. Он оказался из Вены. Я давно хотел пойти в турецкую баню - хаммам. Мы договорились встретиться вечером у бани, которая существует с 9 века !!!. Потом ко мне подсел пожилой сириец, представился экскурсоводом, и тоже попросил посмотреть книжку. Разговорились. Оказалось, что в его точно такой же книжке (по Сирии и Иордании) вырваны (?цензурой?) страницы, посвященные подавлению восстания братьев-мусульман в гор.Хама. Это восстание было очень жестоко подавлено армией, и теперь власти хотят стереть память о нем.

Я решил заглянуть в баню, куда мы собрались, но меня не пустили, сказав, что сейчас только “мадам”, а мы вечером.

В бане было пусто, только обслуга. Мы долго сидели в парилке, пока стало невозможно дышать даже сидя на полу, т.к. пар просто обжигал. Потом пришел банщик. Я просто сел, расслабленный паром, на прохладный каменный пол. Мне сделали небольшой массаж почти всех частей тела, потом меня терли шкряболкой, и в конце просто вымыли мочалкой. Если вам интересно, то на поясе у меня была простыня, которая прикрывала интимные места. После такого обслуживания я просто отполз в сторону, потом в другую комнату и закончил омовение сам. Как только я взял с пола свою простыню, в помещение зашел другой банщик с европейской женщиной, видимо показывая ей баню. Но мне было почти все равно, настолько я был расслаблен. Мы с приятелем вышли в зал отдыха, сели на диваны, и выпили на двоих залпом 1,5л. воды, не считая чая.

Проведя еще одну ночь в веселой гостинице, наутро я отправился искать автобусную станцию, надеясь уехать в тот самый гор.Хама. Дело в том, что по сравнению с предыдущими годами, когда были так называемые дешевые автобусы и дорогие большие автобусы (но тоже гос.транспорт), теперь на рынке присутствуют крутые частные автобусы. Поэтому при поиске автостанции надо знать, какую станцию хочешь. Но я точно не знал, и нашел довольно дорогую-билет за полтора доллара на около 200 км пути. При посадке меня досмотрели, проверили паспорт. Нет проблем.

Город Хама известен огромными колесами, которые при римлянах поднимали воду из протекающей через город реки в акведуки, короче древний водопровод. Самое интересное, что они и сейчас крутятся, выплескивая воду на остатки акведука. И при этом успокаивающе поскрипывают. И так много колес вдоль реки, в городской части. Вокруг них парки. Есть еще там цитадель на холме, но от нее практически ничего не осталось, засыпало. Небольшую часть откопали, и теперь вокруг нее пикникуют семьями. Мое появление вызвало интерес и смех у женщин, наверное из-за шорт и рюкзака. Хотя улыбаться должен был я, ведь это они сидели в черных плащах, колготах и толстых платках при температуре +45 !

Погуляв еще и немного поплутав, я нашел автобус и поехал в основной пункт своей программы - Пальмиру. В автобусе не оказалось ни одного иностранца, хотя Пальмира - главное, что есть в Сирии. Зато мужик средних лет, сидевший рядом со мной, через полчаса по-русски спросил: ты русский?

Оказался полковником-танкистом, учившимся в СССР. Мы с ним долго болтали, в итоге он пригласил в гости, на обратном пути через Хаму, дал несколько телефонов.

Под вечер мы приехали в Пальмиру. Автобус пошел дальше на северо-восток страны. Мне повезло. Я тут же нашел классную гостиницу. Без кондиционера, но с импортным вентилятором, душем, чистейшим туалетом, и главное, кровать с чистым постельным бельем (во всех других гостиницах я спал на полотенце, обвернув подушку футболкой). Не жалко было $8.

Пошел попить пиво в ресторанчик. Там уже сидел какой-то француз, потом подошел веселый парень. По виду я решил, что он русский. Оказалось, из Австралии. Мы поболтали, обменялись впечатлениями.

Уже поздно вечером я пошел покурить кальян в чайную. Там же оказался Дэн из Австралии и еще двое ребят: из Англии и Голландии. Мы долго курили, болтали, потом решили рано утром идти на гору, недалеко от Пальмиры. На ней стоит древний арабский замок. С него видно всю Пальмиру: и древнюю часть, и новый городок.

К 7 утра забрались на гору, но ворота были закрыты до 9 часов. Я попытался пройти вдоль стены до разлома, вероятно, от попадания древнего ядра. Но земля стала осыпаться, и я, честно говоря, очень-очень струсил, т.к. вокруг стены ров метров 10 минимум. Короче, мы отступили, и пошли вниз смотреть саму Пальмиру.

Пальмира известна своей царицей Зинобией, которая правила еще при Римской империи. Царство успешно контролировало торговые пути из Финикии, Греции и т.д. на восток в Ирак (еще раньше Вавилон, Ассирия). Потом Пальмира пыталась бороться с Римом, но римляне покорили Пальмиру, а Зинобию чуть ли не в клетке отвезли в Рим. С тех пор Пальмира зачахла. Но масштабы построек поражают. На огромной площади. Мы были не везде. Просто днем стало невыносимо жарко, все-таки пустыня. Теперь недалеко от Пальмиры (или Тадмора) стоит тюрьма, жестокая.

Запасшись пивом, я пошел в гостиницу отдыхать. Вечером на первом этаже гостиницы собрались друзья хозяина, принесли несколько арбузов. Оказалось, что один из гостей закончил ВУЗ в Москве. Через него я рассказывал о современной жизни в России.

Утром я поменял у хозяина немного долларов, т.к. черный курс чуть выше. Когда он открыл сейф, там было столько долларов, сколько я если и видел в жизни, то раз или два.

План дня состоял в том, чтобы посетить крупнейший на Ближнем Востоке замок крестоносцев- Крас-де-Шевальез ("Замок Рыцарей"), а затем к вечеру добраться до Дамасска. Вообще, такой план путешествия самый лучший: с севера страны постепенно спускаться к югу, в сторону Дамасска, попутно осматривая все вокруг.

Доехав до Хамы, нужно было найти транспорт до замка, т.к. он хоть и большой, но стоит в стороне от дорог. Здесь мне помог какой-то мальчик, который вывел к нужной “маршрутке”. Я дал ему 5 или 10 сирийских фунтов, что-то около 3-5 рублей. Он попросил еще, но мелочи больше не было. На комбинации двух “маршруток” и одного бесплатного подвоза (последний километр) я, наконец, добрался до замка. Это действительно поражает. Система двух стен и рва с водой между ними, огромные конюшни, коридоры, по которым можно ехать в карете, лабиринты помещений, немереные чаны, в которых хранили продукты, остатки печей-плит для приготовления пищи гарнизону - масштабы просто поражают. С высоты внутренней стены смотреть в ров с водой просто страшно. Но самое приятное то, что туристов очень мало, раз в пять минут кого-нибудь встретишь. Кстати, там я опять пересекся с тем французом, что пил пиво со мной в Пальмире.

В Дамасск в тот день я попал после 9 часов вечера. Зная, где останавливаются западные бэкпэкеры, я пошел туда, но места были только во дворе на подстилке, или в комнате на несколько человек. Хотя я и прожил в свое время почти пять лет в казарме в обществе 60 человек, но теперь мне хотелось тишины ночью, да и воровство там есть, сами у себя тащат.

Короче, я еще час точно ходил по центру Дамасска, ища комнату. Но все дешевые гостиницы, похоже, служат еще и борделями. Комнаты были только с девочками, иначе - никак. В итоге около ж/д вокзала нашлась гостиница, на пятом этаже какого-то здания. Эти гады с меня взяли $8 за просто комнату. Единственно, там было тихо. Расстелив полотенце и покрыв подушку рубашкой, я вышел в душ, в комнате по соседству, там же была и дырка типа "туалет на даче".

Около Дамасска есть городок Маалюля, известный тем, что там сохранились люди, говорящие на арамейском языке, языке Христа. Это как бы христианский анклав. Там же похоронена, по некоторым данным, первая женщина-святая, св.Фекла. К ее могиле ведет узкое ущелье. Якобы римские солдаты гнались за ней, и перед ней расступались скалы. В этом ущелье очень прохладно и приятно.

В самом Дамасске есть что посмотреть. Особенно старый город. Считается, что Дамасск самый древний постоянно заселенный город в мире, при этом очень даже ровесник пирамид. Гулять по старому городу можно и днем, и вечером. Днем везде кипит торговля, люди, повозки, водоносы. Поздно вечером все уходят, и видно стены, окна, покосившиеся балки, перекрытия. Много мечетей, медресе, бань, небольших дворцов. Особенно когда мулла призывает на вечернюю молитву, вообще ирреальное ощущение. Есть в старом городе и христианский квартал.

Считается, что часть построек вокруг старого города была снесена, чтобы облегчить доступ президенту в центральную мечеть. Но есть мнение, что это было сделано для легкого доступа танков к старому городу, где издавна живут коренные дамасскцы. Нынешний президент Асад вышел из армейской среды. Его родина на севере Сирии, и сам он относится к алавитам, горному народу. Они вечно были как бы низшей кастой, делали плохую работу, и в том числе, служили в армии. И так оказалось, что прослойка алавитов в армии стала большой, и когда Асад взял власть, ему было на кого опереться. Вместе с ним в Дамасск приехали и продолжают приезжать его соплеменники. Коренным дамасскцам это не по нраву. Не по нраву его умеренная политика и мусульманским фанатикам, и левым. Но в целом его режим, возможно, удерживает в мире все фракции, религии. Ведь большой процент в Сирии христиан, в т.ч. православных.

В последний вечер перед отлетом решил еще раз пойти в баню, нестарую, всего то с 14 века. Но там все было занято, и я хотел было уйти, но повстречал в дверях парня из Англии, с кем лазили по Пальмире.

Вместе пошли искать другую баню, попутно к нам присоединился паренек из Новой Зеландии. После бани мы сели под стенами старого города, это кафе я запомнил еще с первой поездки. Долго курили кальян, пили чай с мятой. Уже в первом часу, по пути в гостиницу, меня нагнала машина из серии “Безумный Макс”: два мужика в противогазах ручной помпой, стоя на открытой платформе, раздували некий белый то-ли дым, то-ли газ или порошок. Т.к. вдоль улицы тянулся глухой забор, то пришлось попасть под облако. Это, скорее всего, было опыление против крыс. Говорят, для человека оно безвредно.

Говорить о Сирии и о приключениях там можно долго. Даже столько проехав, я все-таки не доехал до побережья. Вдоль него тянется множество древних памятников. Например, первая письменность была найдена на побережье, т.н. Угаритское царство. Один знакомый, часто бывавший в Сирии по делам торговли, говорил, что они брали машину, уезжали куда-то далеко, и в пещерах видели свободно лежащие мумии. Вот так.

1. Таня
    Таня 27 апреля

Душевность!!!!!
    Никогда не рассматривала Сирию, как возможный маршрут. Знаете ли, еще свежи в памяти репортажи советских журналистов -международников "с улиц Дамасска". А после Вашего повествования захотелось посмотреть. Спасибо...

2. Александр
    Александр 17 июня

С улиц Дамаска???
    Таня, а вы не перепутали Дамаск и Бейрут? Как мне говорили пробывшие там довольно долго знакомые, в Сирии скучновато, но безопасно.

3. Ольга
    Ольга 29 июня

Сирия, действительно, достойна внимания...
    Сирия - не слишком популярный маршрут. А, жаль. Была там два года назад. Жила, правда, постоянно в Дамаске. И уже оттуда делала "марш-броски" до Хамы, Маалула, Сиеднае и , конечно, в Пальмиру. К величайшему сожалению, не удалось добраться до Алеппо. Время поджимало. Самое сильное впечатление - это голоса муэдзинов, раздающиеся с многочисленных минаретов в Дамаске. Если все это великолепие наблюдать на закате со смотровой площадки, расположенной на склоне горы, и видеть этот город с десятками зеленых огоньков минаретов, слушать, как голоса муэдзинов сливаются в единый хор, и вся эта потрясающая музыка буквально плывет над городом, взлетая ввысь и замирая где-то далеко в небесах, то можешь испытать состояние, сходное с нирваной. Не смогла удержаться, и даже записала утреннюю молитву на диктофон.

4. Alex
    Alex 26 июля

Сирия это интересно...!!!
    Прожил в сирии 5 лет... Был везде ну или почти везде.. Если есть пара недель ну и баксов 500-600 можно побывать практически как в машине времени от 0года до 2000 рекомендую...Безопасно и главное соотечественников нет...Особенно рекомендую побережье и рыцарские замки ну и горы ...

5. Игорь
    Игорь 07 февраля

Сирия - Супер!
    Практически со всем согласен, кроме одного - воровства. Сирийцы, конечно, хитроваты (как и все арабы), но как-то по доброму, не злобливо. Но чтобы воровство! Никогда! У них на этот счет очень сурово. Были мной замечены случаи обсчета на рынке, валюту могут поменять по та-а-акому курсу, что потом аж смешно становиться. Но не воровство. дин раз мне принесли забытую мной в кафе фотокамеру (довольно дорогую)на другой конец города. Мальчик умудрился меня разыскать по описанию!!! За что, конечно, получил не малые чаевые:-)). И еще одно: путешествовать лучше с востока на запад (или наоборот), а не с юга на север. На юге пустыня, смотреть там по большому счету нечего. А двигаясь с востока на запад, не далеко отклоняясь от побережья (автомобиль на прокат - 5$ в сутки!) можно получить такое удовольствие, что словами описать сложно. Прямо вдоль дороги попадаются памятники архитектуры, насчитывающие ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ !!! И это на каждом шагу. Жаль, что мало там пробыл. Обязательно еще поеду. К черту Турцию, Египет и проч. места отдыха соотечественников.

6. Anhar
    Anhar 13 сентября

Игорю
    да он про западную молодежь :о) Типа, стремно с ними в одной комнате ночевать, с супостатами...

Международный аэропорт Дамаск

Международный аэропорт Дамаска находится в 26 км от центра города.…