Отзывы о туристических маршрутах
Турция

Стамбул в самом конце второго тысячелетия

Наконец-то я побывала в Стамбуле. Информация о нынешнем Стамбуле вроде бы и есть, но ее очень мало и, что самое удивительное, действительность совсем не совпадала с созданным моим воображением образом...

Наконец-то я побывала в Стамбуле. Информация о нынешнем Стамбуле вроде бы и есть, но ее очень мало и, что самое удивительное, действительность совсем не совпадала с созданным моим воображением образом этого города. А ведь я тщательно готовилась к поездке, тем более, что мне приходилось ее откладывать два раза. Мне хотелось повидать столицу Византии, увидеть современный Стамбул и купить себе хорошую дубленку за ее настоящую цену. Все это мне удалось осуществить, но я до сих пор не знаю, что же отвечать на вопрос: «Понравился ли тебе Стамбул?»

Так сложилось, что полетели мы туда в субботу 23 декабря, а вернулись 29 декабря и попали на байрам (официальный Новый год в Турции). Байрам, а точнее не знание того, что будет работать в эти дни, скомкало нам все пребывание в городе. Летали мы компанией Пан Украина (а точнее «внуковскими авиалиниями», с которыми эта Пан Украина заключила договор). Исходя из расписания, у этой авиакомпании удобное время прилета и отлета, кроме раннего отлета в субботу и стоимость билетов низкая (почти на 100$ по сравнению с Аэрофлотом). Аэропорт во Внукове очень отличается от Шереметьево. Здесь нет зеленого коридора и поэтому надо заполнять декларацию, куда надо вносить даже свои личные вещи из золота вроде цепочки с кулоном. Благодаря зеленому коридору в Шереметьево мы об этом уже забыли и очень непривычно было видеть, как таможенник пересчитывал все деньги, которые везла моя подруга и проверял ее сумочку (наличие карточки Альфа-банка не погасило его пыла), правда, на меня он после ее тщательной проверки уже внимания не обращал. Я думаю, что он просто привык иметь дело только с теми, кто едет «за товаром», а не с теми, кто хочет посмотреть город и купить новогодние подарки родственникам. Самолеты наши, что в Стамбул, что обратно, вылетели с запозданием, но самым мучительным было два часа по прилете домой в Москву стоять в душной очереди на паспортный контроль, т.к. штампы о прилете у всех пассажиров с заполненного до отказа Ила-62 ставили только трое представителей этой службы. Рейс Аэрофлота вылетал из Стамбула почти в наше же время, но, в отличие от нас, он улетел вовремя, а не с 3-часовым опозданием. Надеюсь, это поможет тем, кто соберется лететь в Стамбул, правильно выбрать авиакомпанию, исходя из своих средств и здоровья. Нынешний Стамбульский аэропорт произвел на меня приятное впечатление, у них большое Duty Free (где все цены и сдача почему-то в дойчемарках) и платные (не везде бесплатные - то!!!) тележки для багажа. Некоторым нашим соотечественницам он может совсем даже и не понравиться, особенно, если им не дадут визы и завернут домой, несмотря на простоту получения визы в Турции. Вроде бы платишь 10 $, тебе наклеивают марку и ты смело двигаешься за получением отметки в паспорт. Но не тут то было: перед паспортным контролем надо продемонстрировать свой паспорт полицейским со сдвинутыми бровями, которые придирчиво в него и в тебя всматриваются и, если у них возникает смутное подозрение, что ты приехала обирать их темпераментных мужчин, то просят продемонстрировать деньги, с которыми ты приехала в их славную столицу. А вызывают подозрение у них почти все женщины до 50 лет, которые прибыли без сопровождающих их мужчин. Отсутствие денег в пределах 1300$ может очень негативно сказаться. Смех смехом, а в самолете на Москву с нами летело три девицы, которым пришлось удовольствоваться только Duty Free и возвращаться в Москву, увидев в Стамбуле только внутреннюю часть аэропорта им. Ататюрка. Одна из них была одета и выглядела как третьекурсница МГИМО, при посадке в самолет она бегала с мобильником в руке и ругалась на английском с кем-то из властей, но хорошее знание английского и вполне приличный вид не помогли ей выйти за пределы паспортного контроля. При подлете к Москве они уже здорово «заправились» и успели скорешиться с некоторыми летящими турками, а всем желающим обещали в Москве «показать все-все». Так что глаз у придирчивых полицейских в аэропорту оказался «наметанным».

Гостиницу мы выбрали себе в районе Таксима. Пусть это обошлось дороже, чем пребывание в Лалели, но гарантировало нам спокойный отдых. С обитателями гостиниц Лалели мы пересекались только при трансфере, в аэропорту и изредка в магазинах при фабриках (этого общения было достаточно, чтобы понять, каким утомительном оказалось бы наше проживание в заселенных ими гостиницах). Причем это были в основном жители СНГ с различного рода говорами, а не москвичи. Но профессиональными челноками их не назовешь, т.к. до 7 января было закрыто Карго, с помощью которого они отправляют свои грузы. Гостиница наша называлась «Гранд Стар» и на ней красовались 4 звезды, причем четвертую звезду она наверняка получила недавно. В ней был бассейн, который мы так и не посетили, на завтраки подавали айран (простоквашу, которая при смешивании с различными видами джема становилась превосходным йогуртом), нарезанные кусочками огурцы с помидорами, один вид колбаски и сыра, хлеб (который надо было нарезать самому) и напитки в виде слаборазведенных соков, кофе и их чая. Мне, кстати, понравился их чай и подстаканники, в которых его подавали. А предложить чай зашедшим - просто правило в Стамбуле. Я была простужена и меня очень выручил кипятильник, захваченный из Москвы. Номер был вполне приличным и с видом на Босфор. Гостиница располагалась на улочке за большой гостиницей «Мармара» и совсем рядом с площадью Таксим, следующая улочка, отходящая от площади была уже Истиклаль (их Арбат, по которому из движения разрешен только трамваи). Вход в нее с улицы почти незаметен, этажностью она не блещет и с центрального входа невозможно даже предположить, что она стоит на горе. Только получив номер с видом на Босфор, можно понять, что твой 2 этаж находиться на самой вершине горы, а внизу жилые дома и Босфор. Я представляю себе, как хорошо сидеть на балкончике летом и смотреть на Босфор и чаек, если даже в эту пору это было приятно. В номере было очень тепло, стоял холодильник - минибар, телевизор принимал много программ (итальянские, немецкие, польскую), за исключением российских. Рядом был неплохой минимаркет с дешевой водой в бутылках, которую мы пили и которой я даже чистила зубы. Один раз мы пришли в номер в разгар его уборки и удивились, увидя сразу трех мужчин, занимающихся его уборкой. Мы один раз увидели «Голден Эйдж», в которую жаждали поселиться раньше и решили, что у нее более неудачное расположение и Босфор вряд ли там виден. От площади Таксим отходит много автобусов в разные части города, а на Истиклал можно поменять деньги в обменниках.

Городским транспортом мы не пользовались, не то, чтобы мы не привыкли штурмовать общественный транспорт и ехать в нем распластанными, а не хотелось. Говорят, что можно ехать совсем в свободном транспорте, но мы попали на Байрам, когда даже работающие в частном секторе отдыхают, не говоря уже о госслужащих, гуляющих больше недели. Мы выбрали себе в качестве транспорта такси, с которым не было хлопот. Таксисты у них очень разнообразны: за рулем находятся и старенькие дедули, и надушенные приятными ароматами хорошо одетые молодые мужчины. Один раз мы попали в пробку, так мне было очень жаль нашего водителя, который ужасно переживал. Водят они очень хорошо, разве что ездят на желтый цвет, сменяющийся красным. Такси – дешевый вид транспорта в Стамбуле, если знаком с правилами его пользования и умеешь это сразу показать: надо садиться в машину, показав водителю необходимый адрес (вроде визитной карточки гостиницы) и посмотреть на счетчик. Таксист при посадке должен установить его на 400000 лир, проблем со сдачей у нас не было (расплачивались мы только местной валютой). Мы не знали этих правил и, поэтому самой дорогой была у нас первая поездка. Милый старичок взял с нас больше 11 млн. лир (1 млн. лир ~1.5 $) и согласен был нас ждать сколько угодно без оплаты (потом мы за проезд в это же место платили по счетчику меньше 6 млн. лир), чтобы везти нас и потом куда угодно (он озолотился бы за этот день). Несмотря на его предупреждения, что тут могут быть трудности со взятием свободного такси, мы его отпустили, благодаря чему узнали-таки, что такси здесь совсем не дорого. Новичков он вычислил сразу, т.к. мы перед посадкой догадались поинтересоваться у него, сколько может стоит проезд до необходимого нам места. В общем, сами виноваты.

Еще в Москве мы получили в своем агентстве карту Стамбула и мысленно разрабатывали себе пешеходные маршруты, считая, что город можно легко пройти пешком. На самом деле небольшие расстояния на карте превращались в марафонные дистанции. Но мы последние два дня погуляли достаточно пешком, как и собирались. Сначала мы прошли от Таксима по Истиклаль к башне Галата (у башни улочки были грязные), потом по Галатскому мосту перешли на исторический берег, где сразу окунулись в какую-то грязь и вонь,а там по каким-то жутким улочкам прошли к сердцу Византии: Айе-Софии. С внешней стороны из-за облезлого красного цвета она почему-то напомнили мне наши гаражи. Подходя ближе, мы окунулись в атмосферу, которая царит вокруг разбросанных по всему миру исторических памятниках. Тут уже бродили стайками пуганые туристы, среди которых выделялись японцы, навязывались почистить сапоги чистильщики обуви, и шустрые турки предлагали, только из желания попрактиковаться в английском (по-русски мы в тот момент ничего не произносили), свои услуги в осмотре жемчужин Стамбула. А жемчужины Стамбула расположены почти все в одном месте, но почему-то Еребатан не сразу можно найти даже, когда этим осознанно занимаешься (ну не бросается он в глаза и все). Так что искать его надо слева от Айя-Софии, если стоять к ней лицом. Спустишься вниз, а там: плавают рыбы разного размера, сверху во-всю капает, как в бане и проложена прогулочная дорожка между колонн. Здорово, музыка даже играет, но за шиворот может накапать. Айя-София внутри у меня почему то вызвала чувство гордости, очень высокий храм, пожалуй, больше собора Святого Петра в Риме, или это у меня из-за эмоций исказилось представление. Но здесь есть возможность подняться наверх и вблизи полюбоваться почти живыми лицами с византийских мозаик. А вот дворец султанов произвел на меня слабое впечатление, особенно выставленная одежда и драгоценности. А в последний день мы прогулялись до может и самого длинного в Европе моста – моста через Босфор. По дороге нам попадались красивые парки, прилично одетые люди, даже !!! девушки в колготках. Мы прошли пристань, дворец Долмабахче и увидели чистенький район, где, похоже, проживают жители среднего класса (европезированные). Подходили к морю и любовались на покачивающихся в нем медуз.

К крытому рынку и Египетскому базару мы пришли как раз тогда, когда они были закрыты, но, побывав в огромных универмагах (Галерее и Акмеркезе) мы пришли к выводу, что эти восточные рынки явно существуют только для туристов и за их счет. А вот в районе Зейтынбурну действительно можно одеться качественно и недорого, или как было сказано в Интернете «люди среднего класса одеваются в районе Зейтынбурну». Для качественных покупок есть только два адреса. Один знают все таксисты и везут туда сами, его часто и называют Зейтынбурну. Это скопление приличных магазинов по дороге в аэропорт на берегу Мраморного моря между Византийской стеной и магазином «Галерея». Название одного из них (может быть самого крупного и приличного) говорит само за себя – Дерма Сарай (дворец кожи). Этот дворец кожи работал даже утром в Байран ( то бишь 1-го января по-нашему), а сами продавцы были просто сама любезность. Здесь не торгуются, цены установлены фиксированные. Кожаный плащ свингер с капюшоном, отделанным крашенным в тон ему песцом стоил 225 $, кожаный кошелек – 15$. А фабрики-магазины сосредоточены в Зейтынбурну, который пролегает за железной дорогой выше от моря, но приблизительно за районом расположения Дерма Сарая (почти параллельно). О наличие магазинов-фабрик мы (далекие от коммерции люди) смогли узнать, рассматривая карту, которую взяли в аэропорту у окошка, где наклеивают марки для визы. Сейчас мы уже жалеем, что не все купили, встречая здесь те же вещи в бутиках по чересчур большим ценам. В Лалели по случаю праздников, а точнее закрытого карго, было пусто и не все работало. Я купила там самые большие из виденных за мою жизнь мандарины и неплохое бельишко. Если первое я никогда не видела в Москве, то второе встречается часто, но дороже, хоть и не на много.

Город очень перенаселен, а в Байрам по улицам ходят просто толпы. Самое сильное впечатление у меня было на их «1 января», когда мы шли в толпе, и на встречу нам шла такая же толпа, и состояли они из одних черноголовых мужиков разного возраста. Неприятное-таки впечатление. Каково же было наше удивление, когда нам встречались девушки в колготках и мини-юбках. Кстати, женщины нам встречались очень редко. У меня даже сложилось впечатление, что аллах жутко подшутил над турками, разрешив им иметь три жены, но создав им трудности в поиске хотя бы одной. Но наши гиды нам объяснили, что женщины сидят дома, правда, их действительно не так много, поэтому очень распространены смешанные браки. Надо учитывать, что это был новый год и, может поэтому, женщины готовили дома салатики, а после предновогоднего поста салатиков, наверное, требовалось целые горы.

Город был и чистеньким и грязным. Больше всего меня удивляло, когда мы проезжали в районе Таксима по великолепной дороге, над которой нависали дома, где иногда висел целлофан вместо стекол, а из труб шел дым. Но так как он расположен в гористой местности, то ты был постоянно окружен со всех сторон мечетями, домами и водой. Это создает впечатление о его необъятности. Кое-где можно было встретить анютины глазки с громаднейшими головками и цветущие полиантовые розочки. Цветом продают много, особенно в районе Таксима, но они дороже чем у нас. Я ожидала задыхаться на улицах от ароматов приготовления пищи (шаурмы и пр.), но все это у них было внесено в помещения и лишь изредка попадались старички, переворачивающие каштаны или мидии на их жарочных устройствах. А различные рахат-лукумы оказались значительно дороже тех, которыми мы можем себя побаловать в Москве. Вот таким предстал передо мной Стамбул в самом конце второго тысячелетия.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version