Действующие лица и исполнители:

Наталья – путешественница и графоманка, ваша покорная слуга

Марина – сотрудница издательства «ЭКСМО», некая Марина Гусева (фамилия изменена, а вот авторские орфография, пунктуация и стилистика оставлены без изменений).

 

 

 

Часть 1 – Знакомство

 

Из гостевой книги на моем сайте http://www.talusha1.narod.ru/:

14.11.08. Здравствуйте, Наталья! Я являюсь представителем крупного московского издательсва. Выпускаем, в том числе серию популярных оригинальных путеводителей. Сейчас в разработке Рига и Вена. Хочу предложить Вам стать автором. Свяжитесь со мной по e-mail: хххх@mail.ru. Оставьте свой телефон. Я Вам позвоню. Или спишемся. Думаю, мы сможем плодотворно посотрудничать. Жду Вашего ответа. Марина.

 

Из почты:

14.11.08. Добрый вечер!

Мой телефон +7.903.200.хх.хх.

Или можно по почте, я оперативно отвечаю.

Наталья

 

17.11.08. Наталья, здравствуйте!

Большое спасибо, что ответили. Прочитала Ваши рассказы о Латвии. Пишите интересно. Ваш стиль сродни нашим Путеводителям. У меня есть предложение - написать путеводитель по Риге. Конечно, придется дорабатывать тему. Более тщательно проверять факты. Более полно изложить маршруты и некоторые темы, детализировать их. Но думаю, у Вас это получится. Нам нужен авторский незаезженный текст, живой, легкий, с оттенками иронии.

Пожалуйста, черканите пару слов о себе, чем занимаетесь, есть ли у Вас время (путеводитель пишется 1-2 месяца). И интересна ли Вам подобная работа. Если да, я вышлю Вам структуру путеводителя и мы обговорим все детали. Очень жду Вашего ответа.

С уважением, Марина.

 

 

Из моего блога на http://nat-ka.livejournal.com/ :

 

17.11.08. Письмишко пришло по почте... Мол, прочитала ваши рассказы, я представитель крупного издательства, хотим, чтобы вы написали для нас путеводитель по Риге, а потом, возможно, и по Вене. Напишите о себе, чем занимаетесь и т.п.

 

При этом "представитель крупного издательства" пишет с орфографическими ошибками и с мэйл ру, а не с корпоративного адреса....Скажите мне, люди добрые, это нормально, да? И второй вопрос: а денюх-то, денюх скока просить?:) И для тех, кто совсем в теме - смогу ли я части путеводителя этого, мной написанные, класть, скажем, в свой жж?

 

19.11.08. Пишу отдельным постом, чтобы сразу всем рассказать о дальнейшем развитии событий.

Девушка вчера прислала мне некий текстовый файл, где расписана структура путеводителя. В принципе, реальная структура-какие д.б. разделы и главы, на что акцентировать, какой объем по печатным знакам. Т.е. полноценным ТЗ это назвать нельзя, но что писать, мне в общем ясно. Выслали мне письмо (с мэйл ру), но встреча назначена в "Эксмо" на Войковской, завтра поеду. Рига, конечно, не Париж, по ней десять маршрутов не напишешь, но она обещала это обсудить. Кстати, насчет тестовых текстов: девушка написала, что образцы моих текстов у нее есть в ассортименте (ха-ха три раза), поэтому никаких тестов не нужно))

 

А теперь-вопросы:

1. стоимость такого труда на рынке мне ясна - 4-5 тыс. долл. за книжку в 200 стр., которая пишется до 2 месяцев, и аванс 30%. Но у меня просят еще фото каждой достопримечательности. Правильно ли я понимаю, что фото оплачиваются отдельно, или эта цена включает и фото к своему тексту?

2. нормально ли будет, если я попрошу текст договора и прочие документы, которые предполагается подписать, с собой для ознакомления? (то есть что это нормально, я понимаю, а вот есть ли такая практика в издательствах?)

 

Из почты:

19.11.08. …наша встреча состоится завтра, в четверг, в 19.30. Издательство "Эксмо". Адрес и схему проезда я Вам высылаю. Вам нужно взять с собой паспорт, у нас пропускная система. Вышлите, пожалуйста, свои данные: фамилию, имя, отчество. И подтвердите, что придете.

С уважением, Марина

 

Из блога:

20.11.08. Ездила сегодня вечером в "Эксмо", разговаривала с Мариной Гусевой, которая мне писала. Она оказалась дамой средних лет, довольно приятной. Сидела, читала мой рассказ по Мадриду и сразу сообщила, что очень вероятно, что с автором, которого она нашла на каком-то турсайте, не сложится, и сие творение отдадут мне. Показала несколько книг, уже написанных: хорошая бумага, высокое качество печати, симпатично смотрится - в общем, в руки взять не стыдно.

 

По существу.

За путеводитель по Риге предлагают 80 тыщ (то бишь чуть меньше 3 тыс. долл., минус 13%:), что меньше, чем озвученные уважаемыми френдами 4,5-5 тыс. Каждый город у них стоит отдельных денег, видать, Рига не очень высоко котируется. В эту сумму уже входит стоимость около 70 фото, которые я предоставляю для книжки (про формат пока ничего не сказали). Для авторов, которые выпускают у них первую книжку, предоплата не предусмотрена, если будут вторая и т.п. книжки - тогда да, будет аванс. И, наконец, в подтверждение того, что мы с ней друг друга поняли, я должна написать маршрут по городу (предполагается, что по городу будет проложено несколько тематических маршрутов), и если все ок, тогда со мной заключается договор.

 

Есть 2 варианта оплаты моего труда: либо фиксированная цена в 80 тыс., и тогда я на 10 лет отказываюсь от прав на текст (и фото?), либо я получаю проценты с тиража...

 

Что меня смущает:

1. стоимость-т.к. я уже настроилась на бОльшую сумму (включая фото).

2. отсутствие аванса (что ей мешает собрать по главе от нескольких авторов и никому не заплатить, при этом я даже претензии предъявить не смогу, т.к. договора еще не будет).

3. пресловутый тестовый маршрут - у нее перед глазами масса моих текстов...

 

Что привлекает:

- делать то, что я и так делаю, но на ней раз не бесплатно))

 

 

Из почты:

01.12.08. Резюмирую по итогам телефонного разговора:

1. завтра вечером вы ждете от меня переработанные маршруты (сменить названия на более броские),

2. в течение недели (до понедельника утром) - переписать маршрут 1:

2.1. разбить маршрут на "Рига за 3 часа" и "Средневековая Рига", при этом описанное в "Риге за 3 часа" вторично во втором маршруте не описывается, а дается ссылка на первый маршрут.

2.2. первая точка каждого маршрута: описывается, как туда попасть

2.3. путь между точками маршрута обозначить четко и более подробно

2.4. поменьше истории, побольше авторского видения места. 

Ничего не забыла?

Наташа

 

01.12.08. Ок. Все верно. Уточнение: поменьше истории, значит, поменьше кондовых сухих пространных повествований. Историю нужно давать легко и занимательно. Исторические врезки тоже уместны. Но пусть это будут интересные нестандартные вещи. Только не впадайте в крайность. А то сейчас всю историю вообще повыкините. Смысл в том, чтобы человек по путеводителю хорошо ориентировался на местности и ему было интересно и увлекательно. Побольше оригинальных вещиц. И легкий стиль. Думаю, у Вас все получится.

Марина.

 

04.12.08. Добрый день, Наталья!

Отправляю подкорректированный список тематических маршрутов. Хотелось бы получить нечто подобное. Маршруты могут быть короткими. Главное - разнообразие, оригинальность и нескучность.

Позвоню позже сегодня.

Марина.

 

Из приложенного к письму перечня маршрутов (в скобках указано, какой вариант предлагала я):

 

1.Маршрут по «тропам» Средневековья, Или в поисках приключений, рыцарей и романтики

2. Маршрут сказковтирательный, Или Легенды и мифы древней Риги (Легенды и мифы древней Риги)

3. В главной роли – Рига, или По местам боевой славы штандартенфюрера Штирлица

4. Экскурсия по нескучному модерну, или Что вытворял в Риге отец Сергея Эйзенштейна (Рижский Гауди Михаил Эйзенштейн)

5. Экскурсия по забавным памятникам, или Воспринимайте Ригу с юмором (Забавные памятники Риги)

Важно: Упоминание о рождении в Риге известных юмористов – Райкина, Задорнова, фестивалей юмора в Юрмале. 

6. Взятие рижских высот, или Вы – в пролете… (Пролетая над городом, или смотровые площадки Риги)

 

Переписка по аське с мужем и друзьями:

муж (19:18:06 4/12/2008)

интересно, в их римском путеводителе есть маршруты:

- все художники - пидорасы

- калигула и здесь делал ЭТО

- загоним папу в замок ангела (для продвинутых туристов)

xxxx (19:20:21 4/12/2008)

"Выбираемся из замка вместе с Челлини", ага

yyy (19:21:21 4/12/2008)

А папу надо джойстиком туда загонять?

Про Калигулу не так - "И с Калигулой тут сделали ЭТО"

yyy (19:22:06 4/12/2008)

Ещё можно "Спальные места на Тибре" - для самтуристов-неудачников или экстремалов.

 

Из блога:

12.12.08. Звонила мой издатель - просит переписать тестовую главу в новой редакции (третьи выходные буду этой фигней маяться: опишите как идти оттуда дотуда подробно, поверните направо, поверните налево и пять шагов вдоль зеленого дома). Еще и выговаривает мне: мол, у меня все авторы сразу пишут, а вы месяц одну главу мучаете...

 

А на вопрос, кто целевая аудитория книг, ответила, что "все". Не сдержалась, сказала, что имхо, их целевая аудитория - несамостоятельные бабушки)) Она обиделась и сказала, что вон она тоже не была в Риге и не понимает, что значит "по подземному переходу от вокзала перейти в Старый город". Она утверждает, что их читатели книг - и опытные самтуристы. Хе-хе)

 

16.12.08. Фото для путеводителя - как вам требования?

Фото - формат jpeg или tif. Разрешение 300 dpi. Размер 20х30.

И таких фото надо в идеале 200 штук. Интересно, они всерьез думают, что им кто-то такие фото принесет?

Насколько я в теме, такие фото делают проф. техникой для суперглянца вроде Космо...

Это каждое фото должно быть 8 мегапикселей.

 

Из комментариев к этой записи:

«забавно. неоправданно завышенные требования к качеству. для путеводителя, как мне кажется, надо максимум пять качественных картинок с разрешением вдвое меньшим, и штук 50 маленьких, 5x5 см. Вы ж не фотоальбом делаете.

кроме того, в Риге в принципе нечего фотографировать в таком количестве. конечно, можно снимать каждый интересный дом, но это будет уже архитектурно-документальная съемка, интересная единицам специалистов.

Я фотографировал в Риге раз десять, но больше 50 карточек, скорее всего, не собрал бы. На той же Фотолии уникальных объектов - максимум 30...»

 

17.12.08. Приложение к договору:

Описание создаваемого Автором по заказу Издательства на условиях вышеуказанного

авторского договора заказа литературного произведения под рабочим названием «Рига» в серию «Оранжевый гид».

 

Описание основных достопримечательностей города, разработка маршрутов по городу, подготовка глав об истории, образе жизни, культуре, рейтингов и описаний отелей, магазинов, клубов, ресторанов. В книгу также входит комплект фотографий большей части описываемых достопримечательностей, а также основных экспонатов в описываемых музеях, особо выделенных в тексте местам, отелей, магазинов, клубов, а также по 1 фото характеризующему население, архитектуру в целом, фотографии рекомендуемых товаров в магазинах, 1 фото городского транспорта, 1 фото основного национального блюда и 15-20 уличных фотографий для оформления разделов (общее количество – не менее 200 штук).

 

1. они разве не знают, что в музеях нельзя снимать?

2. где я возьму фото клубов?

3. кто-нибудь снимает товары в магазинах? трамваи? еду в тарелке:)

 

Они меня с ума сведут))) зато НЕТ в договоре требований к качеству фото, ляляля.

Настораживает, что в первоначально высланном ТЗ было указано 50 фото, а сейчас внезапно появилось 200.

 

Из почты:

16.12.08. Марина, добрый день!

А с кем я могу обсудить характеристики фотографий и всякие тонкости по качеству и разрешению?

Наталья

 

Я же Вам все сбросила по фото. А что надо обсуждать?

Марина

 

Дело в том, что фото с подобными параметрами делаются проф. техникой, и я предположила, что ваши коллеги, работающие с фото, просто заложились по верхней планке качества)) При 300 dpi размер моих фото составляет 13,55*10,16.

Наталья

 

Наташа, давайте решать вопросы поэтапно. Сначала - текст, потом - фото. Если мы не будем ставить высокие планки по исходникам, то про качество книг - что говорить. Предоставляете все фото, согласно ТЗ. Недостающие будем добирать по фотобанкам. Единственное, что я точно не приму - это фото с интеренета.

Марина

 

17.12.08.

Марина, доброе утро!

Могу я получить текст договора заранее, он же типовой у вас?

Я бы хотела показать его своему юристу.

Наталья

 

Я вам вышлю договор по почте для ознакомления.

Марина.

 

ОК, договор получила, передала своему юристу.

Кому можно задать несколько вопросов по тексту договора?

Наталья

 

Мне. Присылайте в письменном виде.

Марина

 

Лично у меня возникли следующие:

1. значит ли из пункта 8.5, что я вообще больше не могу писать о Риге? или могу, но чтобы это не являлось какой-либо переработкой текста, который написан для вас?

2. значит ли исключительное право на фото, что я должна убрать использованные для путеводителя фотографии из своего блога и со своего некоммерческого сайта? (в этом случае это будет интересно еще и тем, кто сможет мне предоставить недостающие фото)

3. 80 тыс. - это сумма нетто, или на руки получается 80 тыс. - (80 тыс.-20%)*0,13?

3. могу ли я попросить поставить на обложку не мое имя, а псевдоним, и где это может быть прописано?

4. нужно ли оговаривать в приложении к договору, что в книге будут прописаны благодарности (людям, к примеру, давшим недостающие фото?)

5. предлагаю продлить срок сдачи до 15 февраля

6. 200 фото для Риги - очень большое количество, такого числа достопримечательностей там просто нет, мы об этом говорили.

Наталья

 

22.12.08. Марина, высылаю вам договор с правками.

Красным помечено то, что хотелось бы убрать, зеленым-то, что предлагается вписать.

Если ваши юристы хотят что-то уточнить или обсудить - я на связи. 

Наташа

 

Из моего блога:

Текст договора с издательством с пометками – вдруг кому-то пригодится:

http://nat-ka.livejournal.com/230257.html

Для внесения правок использовался полезный опыт Алекса Экслера и его советы по данному вопросу. Также благодарю своих товарищей, которые проконсультировали по данному вопросу.

 

Из почты (переписка с моей виртуальной знакомой, по образованию юристом):

С:«У нас были какие-то совсем другие требования.

Подозреваю, что может это другие путеводители, другой серии? Или у них требования изменились.

У нас требований к фоткам 5 Мб не было! Это ж практически размер для рекламных плакатов :)))

Фотки были обычные наши и друзей (мы пытались договориться с редакцией, чтоб друзьям поставили в книге благодарности)».

 

Н: «Мне уже очень не нравится, как моя редактор пытается "подгрести" маршруты под стиль желтой прессы( ну ты представь: маршрут про рижский югенд под заголовком "что творил в Риге отец Сергея Эйзенштейна"...или маршрут по смотровым площадкам с заголовком "вы в пролете"((( Я бы такую книжку не купила ни за что...»

 

С: «О, это просто прикол! Узнаю стиль "оранжевых". :))) У нас было то же самое. Наш первый текст вообще завернули, сказали, что "слишком перегружен историко-культурными справками, надо легче, живее". Еле подстроились в итоге. Честно говоря, мне тоже гораздо интереснее читать путеводители несколько иного рода. А вот этакая легкость - расчет на какой-то уровень туриста ниже среднего. У меня вообще было ощущение, что этот путеводитель хорош для туриста, который хочет приехать в чужой город, чтобы поесть, развлечься в ночном клубе, заняться шоппингом, ну и мимоходом прогуляться по каким-нибудь креативным маршрутам. :))) Но такой уж у них стиль. И мы поставлены в его строгие рамки».

 

Н: «Вы вносили какие-то изменения в договор, или типовой подписывали?»

С:«Они сразу и категорически отказались от внесения каких-либо изменений в договор, поэтому подписывали типовой, к сожалению. :(«

 

 

Из почты:

24.12.08. Марина, добрый день!

Вы получили вопросы и договор?

Наталья

 

Да.

 

 

Из блога:

25.12.08. Я в некоторой растерянности...

На прошлой неделе отправила редактору список вопросов по договору - ответа не получила. В понедельник отправила ей договор с правками - ноль реакции. Написала в среду - мол, вы получили договор? Ответ был краток: да.

 

Что я должна думать? Правильно, что почитали юристы компании мои правки и решили, что со мной возиться слишком хлопотно и надо найти другого автора.

Но я решила пойти до конца и написала редактору вот такое письмо:

"Марина, добрый день!

Не могли бы вы дать мне знать, в каком состоянии наши с вами дела и продолжать ли мне работу над главами в соответствии с графиком?

Наталья"

 

Ну, мол, если вы решили меня послать, то уж пошлите и я буду жить себе дальше спокойно, графоманя свои рассказулины)))

Ответ удивил...

"Я, честно говоря, ждала от вас обещанные главы в понедельник. Договор передан юристам. Но в таком темпе не знаю, далеко ли мы уедем. Договор-то мы корректируем, а работы вашей я не вижу.

Марина"

 

Нормально? мол, договор еще не подписан, но работу сдайте немедля согласно графику.

И как бы вы ответили на моем месте?

И почему у меня ощущение, что редактор считает, будто я ей всем в жизни обязана???

 

 

 

25.12.08. Марина, добрый день!

Не могли бы вы дать мне знать, в каком состоянии наши с вами дела и продолжать ли мне работу над главами в соответствии с графиком?

Наталья

 

 

 

Я, честно говоря, ждала от вас обещанные главы в понедельник. Договор передан юристам. Но в таком темпе не знаю, далеко ли мы уедем. Договор-то мы корректируем, а работы вашей я не вижу.

Марина.

 

Добрый вечер, Марина!

Главы готовы, просто от вас не было никаких вестей, поэтому я и уточнила, как мы работаем дальше. Поскольку это мой первый опыт работы с издательством, мне бы хотелось сделать все "по правилам": заключение договора, а потом - сдача работы. Было бы идеально, если бы договор был заключен до Нового Года, и я бы сразу вам сбросила все материалы, которые должна в этом году. Я уезжаю в отпуск 30.12, буду снова на связи 08.01, но почту, если что, постараюсь читать каждый день. И у меня к вам такой вопрос: я хотела написать в музеи Риги и несколько клубов, чтобы они дали фотоматериалы свои (фото интерьеров, к примеру), они, в принципе, не против, но спрашивают, для какого путеводителя фото. Могу я на вас сослаться, или не стоит?

Наталья

 

 

 

12.01.09

Марина, добрый день!

Со всеми прошедшими праздниками!

Как продвигается договор?

Наталья

 

 

 

15.01.09

Марина, добрый день!

Поскольку я до сих пор не получила от Вас ни слова о перспективах нашей дальнейшей работы и о том, как продвигается составление договора, я временно приостанавливаю работу над путеводителем по Риге. Прошу Вас связаться со мной и сообщить, продолжаем ли мы совместную работу или нет.

С уважением,

Наталья

 

 

 

Здравствуйте, Наталья!

К сожалению, мне сложно оценить, работаете ли вы над путеводителем в принципе. Поэтому особо не продвигаю ваш договор. Авторов очень много и договоров много, со всеми надо работать. Предпочтения отдаются тем авторам, которые быстро выходят на связь, активно пишут и сотрудничают с издательством в оперативном режиме. Это производство и бизнес. Времени на долгосрочную переписку просто нет. Книга стоит в плане и должна выйти в срок. Вы и автор по Мадриду начали работать практически в один день. Но путеводитель по Мадриду на сегодняшний день готов на 80 %, а от вас я получила только одну главу.  Хотя вопросы с договорами решаются идентично. Соответственно, план надо корректировать. Что мы и сделали. Книга - она же не болтается сама по себе. Она - в производственном процессе. Естественно, я отдаю предпочтение авторам, которые быстро и грамотно пишут, владеют темой, их выгодно продвигать. Честно говоря, я просто не знаю, что делать с вами: стоит ли результат затраченных усилий. Ведь работы-то нет. Возможно, Рига - это не ваш город. И стоит попробовать себя в других темах. Может быть, там работа пойдет быстрее.

С уважением, Марина.

 

 

 

Здравствуйте, Марина!

Пока я работаю согласно составленному нами ранее плану.

Работа будет представлена вам, как я и писала ранее, после заключения договора.

Мне, как и вам, сложно оценить, работаете ли вы с договором, и какие вносятся правки.

Если автора по Мадриду устраивают такие условия, это прекрасно, но меня положение дел, при котором я выполняю работу при отсутствии договора, не устраивает.

Если вы отказываетесь от дальнейшего сотрудничества, прошу меня об этом известить.

Прошу учесть, что отправленная вам ранее глава и разработанные мной маршруты являются моей собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С уважением, Наталья

 

 

 

Разумеется. Никто не собирается брать вашу собственность. Все авторы пишут эксклюзивно. На январь Риги в плане издательства нет. Время упущено. Рассмотрю варианты всех авторов, которые прислали заявки на написание путеводителя по Риге. И приму решение.

С уважением, Марина.

 

 

Собственно, на это наше общение с милейшей женщиной-редактором закончилось.

С нетерпением жду выхода в свет путеводителей по Мадриду и Риге (первый - потому что имею основания подозревать, что много чего уперто с моего сайта http://www.talusha1.narod.ru/travel/spain/spain_txt.html, второй - потому что маршруты и первую главу наверняка упрут).

 

Делайте выводы, дамы и господа!

 

Написанные же мной маршруты я публикую в своем журнале:

http://nat-ka.livejournal.com/tag/маршруты

 

Страницы1

4,7/5 (9)

8 комментариев

  1. achadidi
    achadidi 06 июня

    да ужшшшшшш сочувствую, кучу времени потеряли... впрочем судя по уровню путеводителей Эксмо, не всех, а таких, например, как Индия с Димтрием Крыловым ничего другого ожидать и не стоило. Полная лажа! а ведь это путеводитель, книга, по которой туристы ориентироваться должны.... а там ляп на ляпе... Видимо издательство это, ранее весьма уважаемое, теперь набирает графоманов, которые счастливы будут и тем, что их имя растиражировали и всего за 3 копейки...

  2. Диана
    Диана 30 июля

    Наталья, так работают большинство издательств. Я сама автор путеводителей, знаю по личному опыту. С оплатой тоже пару недель промедления, с проверкой текста...это к сожалению норма работы наших ИД. Один плюс: "ЭКСМО", "Ракурс" и пр. не кидают.

  3. Светлана
    Светлана 31 июля

    Ув. Наталья, Ваши требования были справедливы. НО Вам было легче - Вам давали посмотреть уже вышедшие издания. Я - автор путеводителя "Золотое Кольцо" серии "Оранжевый гид". Можете посм. мой блог http://www.liveinternet.ru/users/3197872/. Несмотря на ОЧЕНЬ большие трудности, книга вышла и готовится переиздание. Готова поделиться опытом с авторами (но кратко).

  4. Гость
    Гость 04 августа

    Бедная жертва веры в копирайт, не умеющая играть по чужим правилам. Сначала подписание договора, потом любые обсуждения глав и прочего. Ну не умеет Марина эта работать по-человечески. Ну, бардак у них с документооборотом. А шевельнуться и позвонить ее начальству? А связаться с юротделом их и вы...ть там всех пригрозив тем же копирайтом?

  5. Гость_Сергей
    Гость_Сергей 09 сентября

    Эксмо еще как кидает. Бывало, что и на целую написанную книгу. И их договор - им в помощь. При том, что автор его стопроцентно соблюдает. Бодаться бессмысленно: теля с дубом не должен бодаться. Так что....((((((((((

  6. Гость
    Гость 13 ноября

    Уважаемая Наталья, Если даже опустить мои гнусные подозрения, что этот "рассказ о путешествии" имеет весьма мало общего с путешествием, я всё же заинтересовалась им с практической точки зрения. У меня вопрос: неужели в России настолько "легко" относятся к путеводителям, что предлагают его написать человеку, к-рый пару раз был в городе А? Ничего личного, просто интересно.

  7. Светлана
    Светлана 03 февраля

    Я так долго описывала мои отношения с издательством, как комментарий к данной статье и самому договору, что лучше читайте все здесь: http://www.liveinternet.ru/users/3197872/post204370300//

  8. Виктор
    Виктор 13 сентября

    Уважаемый Гость от 13.11.11, а сколько раз надо побывать в городе, чтобы написать о нём путеводитель? Три раза по два часа? Или один раз на 3-4 дня, и написать, пока информация свежая? Я путеводители, выпущенные ранее 2010 года, стараюсь даже в руки не брать

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Путешествие в сказку Владлены...

Путешествие в сказку Владлены...

В Риге открыта галерея авторской эксклюзивной куклы"Vladlena" …