Коллега по работе, прочитав мои заметки, заметила, что мы отдохнули "как-то бессобытийно". Но на Мадейре трудно найти авантюр - здесь лучше просто отдыхать от суеты и наслаждаться красотой, покоем. А может, это на наш взгляд, 40-летних.

24вгуста 2001 г., пятница
Проснувшись в 5 часов утра в Москве, приземлившись на пару часиков в Лиссабоне, мы в 18 часов топтали долгожданную Мадейру. Перелет прошел без приключений. Правда, в аэропорту Фуншала выяснилось, что наша сумка со стратегическим запасом (чаем, кофе, сухарями) и пляжными туалетами (ласты, маска, купальники) не долетела. Таких жертв трансфера оказалось несколько, и пока мы стояли в очереди оформить пропажу, таможенник аэропорта обратил наше внимание на то, что и полученный нами чемодан разрезан сбоку. Не избалованные на родине сервисом, мы восприняли это как собственную вину – «сами просмотрели: кто это нас, когда и за что». Но нам посоветовали все-таки одновременно с пропажей сумки оформить и порчу чемодана, а потом в «Марина-шопинге» поменять его на новый, сдав старый вместе с аэропортовскими бумагами. Оценили мы его в 50 долларов и, забегая вперед, надо сказать, что «операция» по замене впоследствии прошла успешно.
В Москве мы тщательно просеивали предложения турфирм, убеждавших нас, что на Мадейре, если гостиницы и расположены на берегу, то высоко над океаном, и как таковых пляжей там нет. Очень рекомендовали гостиницы в черте города, недалеко от центра Лидо с естественными бассейнами. В большинстве своем это так и есть. Но нам трудно было отказаться от желания засыпать и просыпаться под шум волн и спускаться из номера прямо к океану, с полотенцем через плечо. И мы таки нашли! Две гостиницы из цепочки «Пештана Палмс» - «Атлантик гарден» и «Атлантик бэй», в которой мы жили, разделены между собой невидимой из-за цветущих кустарников сеткой, находятся в четырех километрах от центра Фуншала, на самом берегу океана. Скала, увитая плющем и огромными листьями монстеры, образует перед гостиницами утопающий в цветах герани, канн и фуксий внутренний дворик. Здесь стоянка взятых напрокат машин, сюда по будням каждый час, с 9 до 18, курсирует до центра города и обратно автобус. У нас апартаменты – с холодильником, плитой, мойкой и набором необходимой посудой. Роль гостиной играет балкон, под которым цветущий сад и безбрежный океан – мы сюда перетащили столик и два кресла, это не возбранялось. Просторная ванная комната с огромным зеркалом, полным набором белоснежных полотенец и салфеток, аксессуары в плетеной корзиночке – от всего веет таким комфортом!
Оставив вещи, идем знакомиться с окрестностями. В солярии, около бассейна, почти никого не осталось – народ готовится к ужину. На крошечной эстраде, на террасе музыканты настраивают инструменты. За отелем - галечная полоса-пляж, вдоль которой проходит прогулочная дорожка. Слева, сквозь утес-скалу, проложен цивилизованный тоннель с подсветкой, скамеечкой рядом с высеченным проемом - смотровой площадкой в том месте, где океан закатывает волны в грот. Выходим на открытую площадку, здесь мужская часть местного населения расположилась со спиннингами в надежде на улов. В течение последующих 12 дней мы так и не увидели ни одной пойманной рыбки, видимо, для рыбаков был важнее процесс общения. Зато рядом мы поужинали эшпадой в рыбном ресторане, пользующимся, как оказалось, популярностью – один раз нам даже не хватило места, все было забронировано. Внизу, под рестораном, естественные бассейны, где безопасно купаться в любую погоду, а наверху – супермаркет и начало местного Бродвея – через мыс Да Круз, по извилистой прогулочной набережной можно дойти до города. Перепады в рельефе дают о себе знать – сразу вспомнила, откуда растут ноги.
Справа от гостиницы, на западе, в море вдается рекламируемый во всех проспектах по Мадейре утес Кабо-Жирау, куда садится солнце. Каждый вечер за ужином мы с балкона наблюдали потрясающие по красоте закаты.
Первый вечер мы провели традиционно, как дома, за просмотром ТВ – из 28 каналов три не требовали знаний иностранного языка: исторический, про животный мир путешествия. А на большее у нас не было ни времени, ни сил – своих впечатлений через край!

25, суббота
Завтрак в ресторане изобиловал разнообразием и шампанским! Отметив с утреца начало отдыха, мы готовы были ехать в аэропорт за багажом (накануне вечером нам позвонили – пропавшая сумка прибыла следующим рейсом). Подошли к портье заказать такси, и нас приятно порадовали – сумку привезут в час дня прямо в номер. Надо было как-то скоротать время. Пошли берегом направо, до Кабо-Жирау – рукой подать! Но глазомер нас подвел: через полтора часа ходьбы утес ближе не стал, а за встроенным в скалу каким-то отелем дорога вообще закончилась, дальше была вода. Пришлось подняться на автостраду, собирая по дороге семена незнакомых растений, и спешно вернуться в номер – время приближалось к часу. И пока мы в ожидании сидели на балконе и пили местное вино, сумку нам поставили под дверь. И никто не попросил нас расписаться – так были уверены в получении! Быстро покидав вещи в рюкзачок, рысью побежали по «Бродвею» в остатки вулканических нагромождений, между которыми плескалась вода. Я застряла на полпути – спуск крутой, а на горного козла я не потянула. Нашла себе уступ по телу, выстлала ложе двумя махровыми полотенцами, настроила на Сашу театральный бинокль и отследила его маршрут из заводи в открытый океан, пока он, взмахнув ластами, не скрылся за близлежащим утесом – то ли рыб собой кормить, то ли их себе на ужин настрелять. Часа три я листала детектив под тучкой, из-за которой иногда выглядывало солнце. А когда рыбак вернулся с одной рыбкой размером с ладонь и красной(!) морской звездой, оказалось, что я одного с ней цвета. Остаток дня прошел «по интересам»: я лежала под йогуртовой маской, Саша с фонариком пошел знакомиться с местными ящерицами…

26, воскресенье
Первая вылазка в Фуншал. Пока плохо ориентируемся в расстояниях – поход накануне по берегу в сторону Кабо-Жирау тому подтверждение. Не стали рисковать, взяли такси (автобус от гостиницы в выходные не ходит) и через 10 минут были у парка около порта, с которого путеводители советуют начать знакомство с городом (пока мы следуем рекомендациям). Описанный на нескольких страницах маршрут занял у нас всего несколько часов, и тогда мы решили самостоятельно осмотреть церковь Монте. На организованные экскурсии нам рассчитывать не приходилось – встречающая сторона в лице Карины сразу предупредила нас о том, что для экскурсионного мини-автобуса нужная минимальная группа в 6-7 человек. И мы решили воспользоваться прямым фуникулером на гору. То ли потому что был выходной (город в воскресенье вымирает), то ли билет не каждому по карману, но среди желающих на тот момент у касс были только мы. И за 2500 эскудо я получила хорошую порцию адреналина. Я сразу ощутила себя заложником в стеклянной голубой кабинке – не переношу высоту. Саша с восхищением метался с видеокамерой в разные стороны. Несмотря на восторг от открывающейся панорамы, чем выше мы поднимались, тем больше зрело желание лечь на пол, чтобы в случае падения (или полета) можно было бы спланировать как на ковре-самолете. Наверху, окутанные туманом, мы сначала попили пивка, полюбовались на город, залитый внизу солнцем. Церковь была закрыта, сад - выходной, поэтому мы погуляли по всем доступным местам и благополучно спустились вниз проторенной дорогой. Поднимающихся по соседней колее туристов я приветствовала жестом освобожденного. Сэкономив силы на транспорте, до гостиницы пошли пешком. По дороге зашли в супермаркет, и после блаженного купания в океане славно отужинали вином и фруктами (московская колбаска с сухариками тоже пошли в ход).

27, понедельник
В ботаническом саду провели полдня, поболтали с попугаями, сфотографировались на фоне экзотических растений, увидели, как цветет водный гиацинт, и поняли, что в нашем пруду на даче он, видимо, никогда не распустится – холодно у нас для него, даже в жаркое лето. Путешествуя по острову, мы натыкались на заросли всяких экзотов-сорняков, и здесь я еще раз убедилась, что любой лопух, если его культивировать, достоин восхищения. Выйдя из сада, мы отбились от таксистов, но и автобуса по жаре ждать не хотелось. И мы пошли пешком! Преодолев на полусогнутых ногах несколько виражей, увидали лаз между домами, надпись, которую я с лету перевела как переулок, и смело ринулись вниз по ступеням улочки. Попадавшиеся по пути играющие дети и развешивающая белье хозяйка никак на нас не отреагировали, значит, мы не нарушили частные границы. Дома не отличаются архитектурой, уровень достатка горожан можно было легко оценить по кружеву чугунных решеток, ставням на окнах, замысловатым замкам, количеству цветов в красивых горшках перед домом и прочим деталям.
Домой приплелись без задних ног, надо брать машину напрокат.

28, вторник
Сегодня поднялись затемно, в 6 утра, чтобы в 11 часов высадиться на соседнем острове Порту-санту – «полной противоположности Мадейры: здесь сухо, растительность скудная, население малочисленно, при этом есть большой песчаный пляж – редкое явление для архипелага». Из порта на открытом автобусе доехали до городка, откуда начиналась 9-километровая песчаная коса. После жесткого рельефа Мадейры ноги непривычно увязали в раскаленном песке, идти под палящим солнцем нам быстро надоело, и как только оказались вдалеке от народа, расположились поплавать. Я наслаждалась у берега, а Саша, быстро скрывшись за горизонтом, также быстро вернулся, констатировав с сожалением, что «море пустое». Пошли дальше. Второй привал оказался небезрезультатным: при ловле маленького, с ладонь, ската тот перед смертью успел охотника тяпнуть хвостом по руке. Все. Остаток дня с раздутой рукой, в жутких схватках мы скоротали на больничной койке под капельницей. Преисполненные чувством благодарности к людям в белых халатах («скажи еще спасибо, что живой»), за полчаса до отплытия выскочили на дорогу, развернули такси и через пять минут были на пароходе. Поэтому ничего нового к выше процитированной из путеводителя характеристики острова добавить не могу. К стоимости билета на остров добавилась стоимость пребывания в клинике и дорогих антибиотиков.

29, среда
После вчерашнего происшествия идея взять машину напрокат отпала сама собой – забинтованную руку Саша «кохал как младенца». Сочетание лекарств, трижды в день, с пивом и вином, в которых больной решил себе не отказывать, создавали ощущение эйфории. От возможности поменять наш пропоротый в аэропорту чемодан почему-то веяло авантюрной - этим мы и решили ознаменовать сегодняшний день. Операция по замене заняла не более 10 минут. И мы пошли на рынок купить свежей рыбы. Среди праздно гуляющей толпы туристов зрелище мы, конечно, являли собой немного странное - с чемоданом наперевес. Завороженные, мы прогуливались по гулкому рыбному павильону. Мне было жалко препарированные дары моря, а возбужденные немцы фотографировались на фоне огромных туш тунцов, марлинов и черных лент эшпад. У Саши начался токсикоз – захотелось жареной рыбы (самому-то с такой рукой не наловишь). Да и пора уже было проверить, исправно ли работает в наших апартаментах электроплита. Мы купили тунца и каракатицу и вечером, под лучи заходящего солнца, на балконе закатили пир!

30, четверг
Сашка капитально подсел «на колеса». Порту-Сантовский доктор Айболит велел за 8 дней испить три коробочки таблеток. Каких – не знаем (текст португальский), но наказ исполняем исправно. Рука раненого похожа на колун, пальцы – на сардельки, цвет начинает приобретать фиолетовые оттенки. Но рана не кровоточит. И сон наладился – ложимся рано, просыпаемся поздно. По утрам, за завтраком, балуем себя шампанским. Фуншал мы добросовестно изучили и сегодня решили, что пора подняться на Кабо Жирау и обозреть окрест с полукилометровой высоты. Поднялись на автостраду, не дождались рекомендуемого нашим портье городского рейсового автобуса, и за три тысячи эскудо на такси за полчаса взмыли на желаемую высоту. Немного потусовались на смотровой площадке среди групп туристов, а когда их увезли, насладились в компании юрких ящериц дивным видом на океан и ароматом эвкалиптов. Разглядывали город – я в театральный бинокль, Саша – в видеокамеру. Оба сошлись на том, что гостиница наша рядом, чуть впереди утеса, а пока ехали на такси – по пути ничего не успели увидеть. Время позволяло, и мы двинулись обратно по трассе, не предусмотренной для пеших прогулок, с уклоном в некоторых местах до 50 градусов. Спуск до «типично рыбацкой деревушки» Камара ди Лобуш занял полтора часа. Погуляли по набережной, сфотографировали утес, с которого спустились, попили пивка, проводили взглядом несколько автобусов в сторону Фуншала… и продолжили пеший путь. Еще через 2 часа мы погрузились в океан. И завтра - снова день!

31, пятница
Все-таки надо посетить сад Монте. На этот раз восходили на рейсовом автобусе – тоже впечатляет: по узеньким улочкам, где умещается только один автобус при двустороннем движении, с частыми остановками, с обстоятельной продажей билетов водителем и последующим компостированием у него же. Кстати, здесь в автобусах и магазинах, сколько дверей существует, столько и работает. Об этом я сразу вспомнила в Москве, как только пошла в магазин и металась перед тремя дверьми универсама, выискивая вход по мокрой тропе на асфальте, а потом безрезультатно тыкалась в переднюю дверь троллейбуса, чтобы купить билет, но пришлось к нему продираться через весь салон, так как проход через переднюю дверь создает водителю неудобства.
День провели сказочный, в райском саду, расположенном на террасе над городом! Улучив момент, накормили московскими сухариками местных карпов в пруду - такое чавканье стояло, когда они высовывали головы, чтобы успеть выхватить корм! Потом в кафе продегустировали мадеру. Понаблюдали за мальчиком-садовником: тропинки здесь выложены крупной галькой, поставленной на ребро, и все-таки, несмотря на плотно подогнанные камушки, трава прорастает. По замыслу дизайнеров это, видимо, не предусматривалось, поэтому садовник, прижимая платформу, пропаном выжигает ненужную растительность – и никакой прополки.
У входа в церковь стоят повозки, сплетенные из ивовых прутьев, на которых желающих получить острые ощущения спускают со склона гарны хлопцы во всем белом. Мы не рискнули пополнить ряды визжащих от восторга туристов и в обратный путь двинулись по маршруту на своих двоих – тоже «весело»! Прямая, как стрела, дорога спускается под невероятным уклоном до самого города, и на ней мы были единственными пешеходами.

30, воскресенье – целый день провели в солярии у бассейна – надо же и позагорать когда-то!

1 сентября, суббота
День знаний мы ознаменовали посещением местных музеев. В музее-аквариуме кроме живых рыб, часть из которых мы уже видели на рынке, представлены чучела птиц, насекомых, гербарии растений. В саду музея Квинта-даш-Крезиш погуляли среди надгробий и собранных здесь фрагментов колонн и стен, сфотографировались в живописных проемах фрагментов окон. Набрали пригорошню «пуговиц» - семян эвкалиптов – к чему бы теперь пришить? Спустились на рынок и купили местную диковинку - древовидный папоротник. Пока он в горшке, и вряд ли достигнет таких размеров, когда мы, как здесь, сможем спрятаться в его кроне от солнца, но зато память будет надолго. Возвращаясь, встретили гида Карину – в среду мы можем присоединиться к группе желающих совершить экскурсию по острову - наконец-то увидим еще что-нибудь кроме Фуншала.

4, вторник
Два дня купались и загорали. А сегодня наконец-то свершилось то, ради чего большую часть багажа занимали рыболовные снасти – Саша наловил полную сковородку рыбы, причем, без последствий для здоровья. В ассортименте: кефаль, спинорог и две рыбки без названия. Главное, вкус у всех разный.

5, среда
Видели остров! С головокружительными ущельями по дороге на Пик Арейро, где, к сожалению, сумели лишь погулять от обрыва до ущелья и обратно. Спустившись на автобусе, в придорожном ресторанчике напились местного «пуншу» (смесь из сока лимона, меда и местной водки), повеселели и отправились «гулять по левадам». Оросительные каналы ничего интересного с архитектурной точки зрения не представляют, носят чисто функциональное назначение, но проходят по сказочным местам! Затем мы пообедали в Сантане, живописном местечке, высоко над океаном. В соседнем ресторане, готовились к предстоящему празднику вина: в саду расставляли столики на поляне вокруг огромной виноградодавиловки, украшали террасы еловыми гирляндами. По пути назад заехали на какой-то дикий пляж, правда, покупаться не удалось - погода слегка испортилась. Но мы долго не могли оторваться от завораживающих огромных волн, рассыпающихся перед «утесом-великаном». Обратно проехали сквозь череду туннелей, один из которых достигал почти 3-х километровой длины, пролетели на скорости по эстакадам и мостам.

6, четверг
День прошел в сборах – завтра домой.

7, пятница
Сколько же может в себя вместить один день! Обратный путь был еще круче – в четыре часа утра такси доставило нас в аэропорт, и восход мы встречали через три часа в Лиссабоне. Ткнули таксисту пальцем в карту и приехали в город. Здесь нас явно не ждали: на мостовых вчерашний мусор, около кафе и ресторанчиков беспризорно перевернуты пластиковые столы и стулья, в центре памятники не успели отреставрировать – нагнали технику, оградили территорию, раскорчевали мостовую. Толпа из автобусов торопится на работу, не обращая на нас внимания. Постепенно город проснулся, и в этой толпе мы почувствовали себя совсем одиноко. Сели в самолет и прилетели домой!

1. Алишер Таксанов
    Алишер Таксанов 02 ноября

Очень интересный рассказ!
    Моя мечта - съездить в Португалию. И прочитав этот рассказ, я словно сам все увидел своими глазами. Спасибо.

без имени 14 ноября

Наталья Сергеевна! Я поражен Вашими литературными способностями. В.К.

3. май
    май 11 января

вопросы по отдыху
    Уважаемая Наталья! Огромное спасибо за живой и приятный рассказ о поездке, написано с чувством юмора, не нудно, поэтому и читается на ура. Можно ли мне задавать Вам пару вопросов по e-mail? Спасибо, май