Давно планировали съездить на машине в небольшую поездку на выходные. Россия – далеко и много границ, от Литвы отпугивает недавнее нововведение- страхование ГО. Итак, осталась Польша, всего 60 км, дешевая зеленая карта и знакомые мне места. До отъезда пришлось посидеть в Инете, выискивал адреса гостиниц, мотелей, пансионатов. И вот, мы с женой отпросились в пятницу с работы, так что впереди три дня.

Выезд в 23.55, четверг. Темно, холодно. Неужели когда-то куда-то мы наконец выбрались. В наличии имеется всё, как для поездки на неделю, хотя едем всего на пару-тройку дней (как получится) в Гданьск и Мальборк.

Отъехав от дома, вспоминаю, что не сбросил счетчик спидометра на 0, жму кнопку. Получилось удачно, отсчет начался от Кафедрального собора.

Сразу на выезде из города, не откладывая до самой границы, заехали на заправку, и как оказалось в дальнейшем, правильно сделали. В городе соляру залили по 7,59, а на границе из-за поляков она же стоит 8,80. На заправке обнаружили круглосуточную продажу ваучеров и зеленых карт (Литва – 620, Польша – 240, ваучеры – 14). Обидно, я то терял время на покупку этих документов днём.

Около часа ночи подъехали к границе Мамоново – Бранёво. Огромная очередь. Пристраиваемся в хвост. Постояв, замечаем, что в очереди одни поляки, а машины с русскими номерами идут мимо. Выезжаем из очереди, двигаемся в сторону КПП. Не доезжая КПП, возле поста милиции нас тормозит мент, кричит в сторону поста наш номер. Ждем. Подходит, интересуется, а заказана ли у нас граница. Честно вру, что да. Немного погодя нас просят подождать, т.к. “Ваша заявка пока не пришла”. Зная, что ничего и не придёт, бросаю машину на обочине и иду выяснять, как проходят границу наши люди. Ну не может у всех машин быть пропуск в ту очередь, которая вне очереди. Оказалось, такие же, как и мы (без пропуска и купленных погранцов) заезжают в карман у дороги и на другом выезде из кармана лезут без очереди. Становимся и мы. Осматриваемся.
Кругом множество палаток, торгующих преимущественно сигаретами. В нескольких продают ваучеры и зеленые карты, есть обменник. Везде грязь, валяющиеся коробки от сигарет. Туалетов нет. В качестве таковых используются ближайшие кусты или пространство между палатками.

Пытаемся заснуть, так как очередь совершенно не двигается. Машины стоят в 10 см друг от друга. За ночь вклиниться в основную очередь сумело всего около пяти машин, да и то с помощью охранников палаток, которые за свои услуги брали по 100 рублей.

К семи утра жена немного выспалась и сидела, следя за очередью и, наблюдая бесплатное шоу “Как надо прятать сигареты в авто”. Я же самым бессовестным образом дрых на заднем сиденье. И тут началось! Основная очередь резко сдвинулась, напротив выезда образовался разрыв - поляки из основной очереди то ли проспали, то ли не могли завестись. Пока жена меня будила, стоявшие перед нами пять машин сумели этим воспользоваться и вывернуть на дорогу. Мы с опомнившимся поляком двинулись одновременно, он по основной дороге, а я из кармана, подрезая его. Разбуженный, злой как десять собак на всех челноков мира я просто гнал в сторону выезда, не обращая внимания на основную очередь. Похоже, тут действует простое правило – кто больше, тот и прав. На этот раз больше были мы, – пан дал по тормозам (терять машину, которая здесь не средство передвижения, а средство пропитания – ему не хотелось). К тому же поляки предпочитают не связываться с русскими.

Ещё час и вот мы на КПП. Нас считают, зачем-то дают бумажку, где указан номер авто, количество человек, гражданство (её забирают на выезде). Проходим российскую границу. Женщина, сержант погранвойск заглядывает в багажник, таможенник интересуется количеством валюты и документами на машину. Ставят печать в паспорта и на ваучеры. Можно ехать.

На нейтральной полосе опять очередь. Часть польских машин стоит на обочине и перед своей таможней допрятывает, что не успели ранее. Пихают сигареты везде, вплоть до воздухофильтров и запасок. Пока дошли до польской таможни – отстояли ещё два часа. Начали волноваться из-за взятых двух литров водки, хотя и укладываемся в польскую норму. То, что из стоявшего перед нами десятка российских машин, без досмотра, со словами “до России” поляки развернули шесть машин – навевало грустные мысли.

Польская таможня – прошли успешно, хотя им не понравилась моя задняя правая дверь и мне пришлось откручивать несколько шурупов, что бы таможенник смог отогнуть обшивку и засунуть туда своё таможенное жало. Но мы легко отделались – у других разбирали и двери и вытаскивали запаски, подкидывая их на дороге (а нет ли там сигарет). Итак на границу у нас ушло 12 часов и вот мы в Польше.

Въезд в Польшу

Сразу при въезде висит знак, объясняющий скоростной режим на польских дорогах. Стоят бесплатные биотуалеты. Имеет смысл сдать валюту, т.к. на границе курс 4,04-4,06 злотых за доллар, а дальше от границы везде по 4. Топливо тоже выгоднее купить рядом с границей.

Дороги

Слышал, что в Польше с ближним светом ездят до 01 апреля. Но поскольку очень многие ездят и сейчас, то включил и я.
Дороги хорошие, что в городе, что за городом. Плохой участок попался лишь один раз. Видел и знак предупреждающий о том, что впереди продавлена колея. Но всё оказалось не так и страшно, как читал об этом в Инете. Машину не водило, было лишь легкое покачивание, когда на большой скорости выбивался из колеи. Полицию за городом видел лишь один раз, возле границы пятились задом в кусты. Видимо у них тут хлебное место - приехали засаду устраивать. Что порадовало – это отсутствие платных парковок.

Общение

Проблем с языком практически не возникало. Единственное, где пришлось прибегать к жестам, это МакДональдс в Эльблонге – не давалось название блюд. Народ очень приветлив, если что-либо спрашиваешь - всегда стараются помочь. Какой-либо антипатии к русским не заметили. Может потому, что здесь практически нет наших пальцастых соотечественников? За все время нам не попалось ни одной российской машины после Фромборка (20 км от границы). Пару фур можно не считать, это профи, они мотаются по всей Европе. Поскольку слишком много времени мы потеряли на границе, то решили в Гданьск ехать следующий раз. А пока посетить Мальборк.

Машину поставили в центре Мальборка, возле торгового центра и гуляли пешком. Сразу сдали злотые и пошли в замок. Билет стоит 15,5 злотых на человека. Замок гораздо более впечатляет снаружи, чем изнутри. В замке нет ни залов со старинной обстановкой, ни коллекций оружия. Только пустые помещения, и в некоторых из них полным ходом идет реставрация. С трудом нашли всего пару комнат, где имелось хоть какое-то подобие обстановки и комнату со старинной посудой, вещами и т.п. Но после прошлогоднего посещения Питера эта пара залов просто не смотрелась. Пара кресел стол и сундук не вызвали у нас никакого интереса. Интересно было просто побродить по гулким коридорам старинного замка, посмотреть из бойниц, зайти во внутренний дворик, где находится колодец, снабжавший замок водой. Обойти кругом основную часть замка, полюбовавшись на него снаружи. На осмотр у нас ушло около двух часов. В замке располагается гостиница, ресторан и кафе, магазин по продаже разных безделушек.

После замка встал вопрос о ночлеге. Увидев возле замка рекламу чего-то там (то ли отель, то ли мотель, а может ночлежка) отправились по указанному адресу. Ехать оказалось не далеко, больше искали нужную улицу (тут мне весьма помог найденный дома русско-польский разговорник). Найденное “чего-то там” оказалось очень уютной семейной гостиницей пожилой пары. Называется она “У Владека”. Расположена в районе Мальборка где все дома, это небольшие коттеджи с маленьким участочком земли возле дома. Как правило, все домики имеют очень ухоженный вид, практически у всех стоят пластиковые окна (у нас в Калининграде такой массовой замены старых дырявых окон пока не произошло, а в Польше такие окна даже в деревнях). Очень много собак, наверное, в половине дворов есть какое-нибудь четвероногое чудо. Причем все отличаются завидной ухоженностью и полным отсутствием злобы. А вот бездомных собак и кошек не видели вообще.

За номер мы отдали 50 Zl В номере – два диван-кровати, шкаф, столик, приличный TV Панасоник. Душ, туалет, умывальник на первом этаже, три метра от нашей комнаты, везде чистота. Когда я поинтересовался у пана Владека куда поставить машину, мне предложили загнать её во двор и занять любое удобное мне место (бесплатно). Гостиница имеет очень ухоженный дворик, маленькие ветряные мельницы, навесы над столом во дворе. Похоже это всё сделано руками хозяина.

В семь утра мы распрощались с гостеприимным хозяином, взяли его визитку на будущее, и направились в сторону Эльблонга.
Решив оставить Гданьск на потом, т.к. одного дня нам явно не хватило бы, а оставаться ещё и на воскресенье из-за такого дурдома на границе мы не рискнули, боясь опоздать в понедельник на работу. (Пробег с момента выезда из Калининграда составил 147 км).

Доехав до Эльблонга, поставили машину на стоянке в центре местного торгового комплекса, не далеко от МакДональдса, и до вечера ходили по городу пешком, периодически возвращаясь к машине, чтобы бросить в багажник покупки. (Кстати, в МакДональдсе бесплатный туалет и чтобы им воспользоваться совсем не обязательно что-то покупать. Во всяком случае, мы так и делали.)

Ещё года четыре назад на этой стоянке всегда было несколько машин из 39-го региона, а сейчас за весь день мы не видели в городе ни одной российской машины.

Домой мы выехали вечером, нагулявшись по городу. (Пробег с момента выезда из Калининграда составил 183 км и до границы накрутили ещё 47 км). Границу прошли очень быстро, всего 40 минут и мы в Калининградской области. Ещё час езды до дома. И вот, на всё от Эльблонга до Калининграда у нас ушло около трех часов. Как здорово, когда на границе нет народа. Весь пробег за время поездки – 286 км.

Немного об общепите и ценах

С питанием проблем нет. Часто попадаются палаточки продающие кур-гриль. Цена 10-13 Zl за штуку. Можно купить половинку.
Много небольших кафе и пиццерий: пицца 7-10 Zl, кофе и чай 1,5-3 Zl Грейпфруты 4-5 Zl за кг, бананы 3,5 Zl, киви 3,5-5 Zl Сок 4-5 Zl за литр. Перекус в МакДональдсе обошелся в 22,98 Zl на двоих (два чая, две булки с котлетами и чем-то ещё, два пакетика картофеля фри). Цены в продуктовых магазинах выше, чем в Калининграде, даже на польские товары. Тоже можно сказать про бытовую химию и косметику. Качественная одежда по интересным для нас ценам преимущественно польского производства. Обычно можно рассчитаться и долларами.

1. Сергей.
    Сергей. 24 апреля

Подскажите новичку.
    Сергей, спасибо за содержательный рассказ! Подскажите, а можно ли по ваучеру находиться в Польше дольше, к примеру, с недельку? И еще - что лучше везти в Польшу: доллары или евро? С уважением, Сергей.

2. Сергей
    Сергей 25 апреля

Ответ
    Насчет недельки - ни туда, ни обратно польские погранцы ваучеры не спрашивали. Нашим он был интересен только при выезде из РФ. Возможно это просто дело случая - решать Вам. Но если будете в Польше неделю - не затруднитесь кинуть мне на Е-mail сообщение как у Вас всё прошло. Мы летом собираемся ломануться в польские Татры на недельку. Евро или доллар: опять же, решайте сами. Курс на 13.04.02 был такой (купля/продажа)- доллар 4/4,1; евро 3,53/3,63. IMHO: лучше доллары, в 75% случаев при покупке платил ими. А вот возьмут ли евро и по какому курсу... Удачной поездки!

Мариацкий костёл

Мариацкий костёл или Церковь Успения Пресвятой Девы Марии— католический приходской костёл готической архитектуры в Кракове (Польша). …