«Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…»

Сосновый бор Вершина

Именно эти строчки давно забытой песни вертелись у меня в голове во время всего моего отдыха в Горном Алтае. Несколько лет подряд я езжу отдыхать в разные страны, а в этом году что-то не хотелось куда-то далеко лететь. Эти перелеты так изматывают и часто впечатления от поездок несколько портят. Вот и решила отдохнуть где-то недалеко от дома, и ничуть не пожалела, наоборот, появилась мысль – зачем куда-то ездить, когда такая красота рядом. Выбор свой я сделала на новой тур/базе «Берель», которая работает только второй сезон. Находится она на берегу Катуни, а точнее на берегу углублений в скалах, куда заливается вода из Катуни и очень здорово прогревается, т.к. глубина небольшая. Эти углубления кто называет ванночками, кто – пренебрежительно лужами, а я называла их озерами, тем более у них даже есть свое название – Чепошские озера. Место очень живописное, маленький кусочек Швейцарии.

На тур/базе предлагалось много экскурсий – естественно, сплав по Катуни на рафтах (собственно, это первое, ради чего я и отправилась туда), конные маршруты, автобусные экскурсии, поход на Каракольские озера.

Вот оно, Чепошское озеро

Озеро

На спортплощадке проводились игры в волейбол, пейнтбол, можно играть в теннис, бадминтон, взять велосипед на прокат, и даже палатку, если есть желание пожить на берегу в походных условиях. Также дают все необходимое для приготовления шашлыка, кроме мяса, естественно. Барана можно купить через дорогу у алтайца Яши за 1000 руб.

В первый же вечер мы с подругой поднялись на обзорную гору напротив т/б высотой 3000 м или 6000 м над уровнем моря. Поднялись, это, конечно, громко сказано, по-крайней мере про меня, я влезла на нее кое-как, ноги шли, а дыхания не хватало. Местами хотелось вернуться назад, но все же доползла и не зря, т.к. вид, открывшийся с высоты, заставил замереть от восхищения.

На следующий день мы отправились на автобусную экскурсию на Чемальскую ГЭС, которая нас разочаровала, т.к., ГЭС практически не работает, так, водичка в полсилы спускается. Примечательностью там являются два источника с живой и мертвой водой. Мы, конечно же, как в сказках сказывается, попили и умылись сначала мертвой (содержит серу), а потом живой (с железом) водой. Вообще, во всех источниках и водопадах совершали омовение. Интересно было наблюдать с горы, как сливаются реки Чемал (темная вода, почти черная) и Катунь (светло-зеленоватая вода), некоторое расстояние они так и текут, не перемешиваясь, две полосы разного цвета.

Потом по козьей тропе пробрались к скиту женского монастыря, от которого по висячему мостику (ужас!) через Катунь перешли на остров Патмос посреди реки к келье настоятельницы монастыря. Потом немного отдохнули у двух рядом расположенных скал – Плач-скала и скала Любви, которая очень уютно закрывает лужайку от ветра и солнца. На обратном пути по приглашению местного жителя залезли в его огород набрать яблок. Место это – Чемал славится своими садами, их начала еще разводить жена Калинина, ее сюда «отправили» работать в свое время. Остаток дня не вылазили из Чепошских озер, которые все время называли Чеширскими, как потом оказалось не зря мы так путали название, т.к. слово «чепош» обозначает что-то вроде восклицания «вот те на!» на что-то исчезающее или внезапно появляющееся. Два первых дня стояла жара гр.до 36. Вода в озере была как в Средиземном море, ей-богу! Засобирались мы было в 2-хдневный поход на Каракольские озера (красоты, говорят, сказочной), но потом, трезво оценив, свои физические возможности, отказались от этой затеи. Нужно было идти 2 часа (8 км) в гору, (да за 900 руб.), да еще с поклажей, вспомнив свое «восхождение» на обзорную гору в течение 30 мин., я как-то сразу загрустила. Купили по фотографии с видом этих озер в ларьке на соседней базе, на этом и успокоились. Народ, вернувшийся с похода, был усталым, но довольным.

Каракольские озера

Через два дня погода испортилась, какая-то хмарь повисла, и мы решили поехать на целый день на экскурсию «По следам древнетюркских цивилизаций» по Чемальскому тракту, который тянется вдоль Катуни. Очень красивая дорога, горы с одной стороны, с другой местами крутой обрыв в Катунь. Один раз даже выходили из автобуса, так как опасно из-за осыпания дороги. Кстати, это была предпоследняя экскурсия в эти места именно из-за опасной дороги. По пути мы залазили в пещеру, осмотрели древние раскопанные курганы (весьма скромные), увидели наскальные рисунки. Доехала до самого конца Чемальского тракта, в тупик, до большого водопада Бельтир-Туюк, где устроили привал с обедом (провиантом запаслись по дороге).

Водопад Бельтир-Туюк

Водопад Пока шли до водопада, я с удивлением обнаружила полянку с цветущими эдельвейсами, такие невзрачные, но удивительные цветы, мне всегда они больше казались живыми существами, чем цветами.

Полянка с эдельвейсами

Эдельвейсы Удивило, что они цвели в это время, говорят, что во второй раз. Было также странно увидеть цветущий багульник, тоже во второй раз за лето. Насколько я знаю, багульник цветет рано весной, по-крайней мере, на Байкале я видела цветущий багульник именно в мае.

И вот, наконец-то, наступил день сплава. Было тепло и солнечно.

Сплав

Сплавы на базе проводятся 2, 4 и 8-мичасовые. К сожаленью, на 8-ми часовой кроме нас никто не желал, пришлось довольствоваться 4-х часовым. Нас снарядили по полной программе – спас/жилеты, каски, весло в руки и вперед. В этом снаряжении мы больше походили на хоккейную команду запасных, если бы вместо весла была клюшка в руках. Все дружно снесли рафт на воду и «wow!» – поплыли. Инструктор веселил нас всю дорогу, объясняя всего две команды «греби» и «табань». Первая вроде бы и так ясна – греби вперед, а вторая тоже греби, только назад. А вот сочетаний этих двух команд очень много. Короче, он нас совсем запутал, мы просто спрашивали что делать – грести или табанить. Да, еще одна команда есть – «суши весла».в лодке Прошли всего два порога Семинский и Мунинский, несколько «бочек». Сделали вылазку у Камышлинского водопада, на тропинке к нему встретили здоровенную змею, которая бесшумно удалилась куда-то по своим змеиным делам. Сплав – это классно! Но было мало. Никого не снесло, хотя такое бывает иногда, просто немного подмочило некоторые места и ноги. После сплава попарились в бане, заранее ее заказав.

Камышлинский водопад

Водопад

На следующий день погода опять слегка испортилась, и мы поехали наобум уже по Чуйскому тракту, с другой стороны Катуни. Ехали-ехали и доехали до Семинского перевала, а там совсем небо затянуло, дождь, холодрище, мне даже показалось, что снежинки полетели, все стали уговаривать, что мне померещилось. Может быть…

Интересно, как менялась растительность, сначала шли сосны с березами, потом лиственницы, а на самом верху кедры. Совсем замерзли, отогрелись только на дискотеке вечером.

Последний день мы решили отметить приготовлением шашлыка, полдня ездили по окрестным аилам в поисках баранины, но все предлагали целого барана, ну, на кой нам целый баран, нам кг 2 всего то нужно было. В конце концов, купили козью ногу ровнехонько на 2 кг. Люди! Никогда не покупайте на шашлык козьи ноги! Мясо без жиринки. Шашлыки мы все-таки сделали, мясо рвали зубами. Удовольствия никакого. Лучше бы из куриных окорочков сделали.

ОтьездВот и наступил день отъезда. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Остаются только воспоминания об увиденном, о встреченных людях. Сейчас сидя в душном, пыльном городе нет-нет да вспомнишь, как здорово рано утром пройти до озера босиком по травке и нырнуть в почти неостывшую за ночь воду, которая сначала вроде бы и обожжет, а потом невозможно вылезти из нее.
Вспомнить ту самую полянку с эдельвейсами или как наш автобус спугнул парочку молоденьких лошадок, одна из них была чудо как хороша, цвета молочного шоколада с гривой цвета выбеленного льна. Я и сейчас помню ее огромные испуганные глаза. Или как однажды поздно вечером мы не могли оторвать глаз от черного неба, усыпанного звездами, две из них точно упали (хотя говорят, что это спутники), но я буду думать, что это звезды, ведь я загадала желание и оно обязательно сбудется. Так близко звезды в городе никогда не увидишь. Или снова услышать непрекращающийся шум горной реки, которая все несет свои воды, как будто боится куда-то не успеть. Там совсем другая жизнь, и как здорово, что она есть.

Лошади Река

1. Игорь
    Игорь 28 августа

М-да...
    Если бы вы действительно поднялись на 6000 м, то поверьте, уже не было бы в тексте никаких "... 3000 или 6000...", подумаешь, 3 км туда-сюда:-))

2. Ирина
    Ирина 29 августа

От автора
    Я имела в виду высотe горы 3000м, а над уровнем моря - 6000м

3. Ирина
    Ирина 29 августа

От автора
    Ой, я все-таки что-то напутала с высотой обзорной горы, все-таки высота ее 300 метров.Так что прошу прощения за ошибочку...

4. Наталья
    Наталья 30 августа

Спасибо за интересный рассказ и фотографии! Хорошо чувствуется именно авторское отношение - веселое, легкое, с готовностью восторгаться.

5. марина
    марина 10 декабря

молодец
    Горы, горные озера, водопады - это здорово. Мы с детьми давно уже отказались от поездок на море. Горы завораживают и дают силу, энергию.

6. ольга
    ольга 16 сентября

Спасибо за напоминание об отпуске!
    Как приятно читать такие теплые слова о том, что сам полюбил до безумия! Действительно и сплав и экскурсии и озеро, все настолько великолепно, что уезжать не хочется. Как вспомню дорогу назад, когда горы становятся все ниже, и растительность уже не та что на Берели, аж сердце плачет... Какая все-таки божественная красота - Алтай!!!

7. Марина
    Марина 27 ноября

Ну как мне везде успеть?! :))
    Вот тепрь я ужасно хочу на Алтай, хотя подумывала об Италии :)) Рассказ очень содержательный, и читается легко, справедливо замечу, что писательское мастерство явно оттачивается! Только обидно, что некоторые фотки помещены прямо на текст.

8. Михаил
    Михаил 16 июня

Собираюсь в августе
    Ирина,собираюсь поехать в Берель, там правда так хорошо? Интересно: местная дурь лучше Чуйской ?

9. автор
    автор 21 июня

Михаилу от Ирины
    Там правда хорошо, лично мне понравилось, в противном случае я бы ничего не написала. Не понятен вопрос о "дури".

10. Вика
    Вика 14 июля

Здорово
    Сама я не отдыха на т/б "Берель",но работала там инструктором одно лето.Некоторую информацию вы конечно исказили, но в целом рассказ очень близок к реальности.Жаль что вы не описали даже 10 доли всего великолепия Горного Алтая,несравнимое не с одним уголком земного шара!

11. Ирина
    Ирина 19 июля

Вике от автора
    Вика,вы должны понимать,что очень трудно за 14 дней увидеть все великолепие Алтая, даже 10% его. Я пыталась описать конкретное место и его окрестности,которые мне удалось успеть увидеть. Только и всего.

12. Елена
    Елена 01 сентября

Спасибо за красивые фото и описание

13. сергей
    сергей 20 июня

www.ya.ru g

14. Елена
    Елена 20 августа

На Алтае растут кедры, из которых делают кедровые бочки:

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…