Наша поездка состоялась в середине июня. Путевки покупали в Санкт-Петербурге в фирме Fremad Russia.
Принимающая компания R-Tours (Югославия).
Начитавшись рассказов о Черногории, изначально хотели поехать на какую-нибудь частную виллу, чтобы не быть связанными с питанием (а-ля шведский стол и т.п.). Основными критериями нашего выбора были: близость моря, тишина и покой, наличие кухни в номере, отсутствие телевизора. Вначале планировали виллу в Св.Стефане, но, как оказалась, все предлагаемые виллы достаточно далеко от моря - не менее 250 м. Долго выбирали, выясняли, бродили по Интернету и в результате купили студио в небольшом котедже в маленьком городке Петровац. В турфирме нам показали фотографии нашего номера и обещали тишину - коттедж должен был быть в конце набережной, "в тупике" и море в 5 метрах (т.е. рядом с морем). Дама, которая занималась нами, предупредила нас, что ночью может быть холодно, и мы можем не обращать внимание на отсутствие кондишена. Все обещания фирмы относительно коттеджа были выполнены, за исключением тишины и "прохлады по ночам".

Но все по порядку! Прибыв в аэропорт раньше, чем положено, мы искренне удивились, что на табло наш рейс стоял на 1 час раньше! Бывает и такое. Правда, вылетели мы все равно с опозданием на полчаса. Авиакомпания югославская - JAT, самолет старенький "довоенный" Боинг 727. После полета на JAT сервис нашего Аэрофлота даже вырос в наших глазах: вызовы бортпроводников игнорировались, напитков на всех не хватало, за соком ходили сами. Хотя, в принципе, все было достаточно сносно. Приблизительно за полчаса до подлета к Тивату, когда самолет, описав дугу над морем, приблизился к побережью, оживленная публика в самолете замолчала - все, даже подвыпившие соотечественники, были потрясены открывшимся видом: зеленые, чуть подернутые дымкой горы, обрывами спускающиеся к морю, бухты, острова и прозрачное голубое и местами изумрудное море… как в сказке. Эта обзорная экскурсия по всему Черногорскому побережью длилась приблизительно 30 минут, а потом захватывающее приземление. (Как потом сказал нам один из наших гидов, сажать самолеты в Тивате умеют только Югославы - питерцы несколько раз кружились над Тиватом и улетали в Подгорицу, столицу Черногории). Аэропорт поразил своей безлюдностью и безсамолетностью - наш аэроплан был единственный в аэропорту! Аэропорт - небольшой ангарчик и одна взлетная полоса. При выходе из самолета нас буквально обдало запахом моря и солнцем. На выходе нас уже ждали, и тут же усадили в достаточно приличный автобус. Через несколько минут мы отправились в наше первое наземное путешествие по Черногории. Ехали мы практически по тому же маршруту, что и летели на самолете - это было великолепное зрелище. Вообще о природе Черногории можно говорить бесконечно и исключительно в превосходной степени. Мы то поднимались в горы по серпантинам дороги, то опускались почти к самому побережью. К 6 вечера по местному времени (разница с Москвой - 2 часа) мы оказались на месте. Подъехать прямо к вилле автобус не смог, но для жителей нашей виллы был организован микроавтобус, который доставил нас в прямом смысле до дверей нашей комнаты.
Нас встречал хозяин виллы Дэн, который каждую компанию лично отводил в их номер и приглашал на веранду виллы выпить по случаю нашего приезда. Осмотревшись в номере, мы убедились, что это действительно наш номер - все обещанное имело место быть. Правда, "оборудованная кухня" состояла из мойки, 4х конфорочной электрической плиты и очень скромного набора посуды (не было даже чайника! но была турка для варки кофе).
Но самое главное - прямо рядом с виллой было море! Причем когда мы приехали, его температура была уже 24 гр. Поэтому мы, отведав предложенное хозяином вино с выпечкой из его собственной пекарни, решили не терять зря время и пошли купаться. Это было великолепно - после достаточно утомительной дороги окунуться в теплое, очень соленое море. И тут нас не обманули - чистота моря превзошла все наши ожидания. Оно ни в какое сравнение не шло с Черным морем. Что касается пляжа, то "мелкая галька" оказалась достаточно крупной, местами даже не галькой, а камнями. Городской пляж, на котором стояла наша вилла, был хорош первую неделю, потом приехали отдыхающие со всей Югославии. Оказалось, что Петровац считается местным и довольно популярным курортом для отдыха с детьми. Да, дети в Югославии на порядок спокойнее и тише, чем отечественные или чем в той же Болгарии. Но их было ооочень много… Во вторую неделю мы пользовались близостью моря только утром и вечером, в остальное время на пляже просто не было места лечь. Но нам повезло - у нашего хозяина была весельная лодка, которую он предлагал всем жильцам коттеджа (бесплатно!). Мы плавали на дикий маленький пляж и к ближайшим островам, где наслаждались абсолютным одиночеством, тишиной, морем и солнцем.
Во второй половине дня мы пользовались пляжем у заброшенной гостиницы. Чтобы туда попасть, нужно было идти по всей городской набережной и далее по живописной дороге через великолепный хвойный парк (тоже заброшенный). Затем по дороге нужно преодолеть целую систему тоннелей (естественно, тоже заброшенных). Если кто-нибудь собирается в Петровац - берите с собой фонарик! Вся дорога занимает около 30 мин. неспешной ходьбы, но зато какая романтика!!! Заброшенная гостиница (когда-то класса люкс), потрясающая природа, дикие пляжи (галечные), каменные пляжи, скалы.
Вообще в Черногории не очень развит пляжный сервис. Например, абсолютно нет понятия дайвинга, хотя море очень интересное и живое - масса красивых рыб, морские ежи, звезды, осьминоги (если нырнуть поглубже), изумительные подводные ландшафты. Уезжая в Черногорию, я взял с собой очки для плавания - до некоторой степени это компенсировало отсутствие подводного снаряжения, хотя, конечно, с таковым было бы просто классно…

Почитав о Черногории и поговорив в турфирмах, мы поняли, что климат здесь мягкий и в это врем не жаркий. Обманули нас - в течение двух недель середины июня термометр не опускался ниже 30, а иногда, как нам потом говорили, бывало и за 40! Причем интересно, что днем жара переносилась не очень тяжело - обычно бывал небольшой ветерок с моря (местные его называли мистраль). Зато вечером включался "фен" с гор и температура повышалась! Тут мы вспоминали об обещанных нам в турфирме "холодных ночах". Наши турфирмы не могут не обмануть - что-нибудь да обязательно. В нашем случае было обещано тихое место в конце пляжа. Ага! Рядом оказался ночной клуб: музыки ночью слышно не было, но всю ночь мимо окон туда шастали шумные аборигены и курортники, под окнами разворачивались и парковались машины. Плюс жара и отсутствие кондишина в номере ("зачем он вам - там и так будет холодно!"). А с 6 утра к ближайшему отелю подъезжали, громыхая хозяйственные и продуктовые машины. Но это единственный негативный момент. Достаточно быстро после приезда мы поняли, что сербо-хорватский язык мы практически не понимаем, хотя читать можем. Местные жители вполне понимают русский, но если нужна точность, то кое-кто понимал английский, особенно молодежь и работники магазинов.
Стоит отметить прекрасное отношение к русским - все местные, где бы к ним ни обратился, всегда готовы были помочь, объяснить и вообще пообщаться. Хозяин нашей виллы возил нас на своей машине в соседний город на рыбный базар, потом сам же нам жарил рыбу. Вкуснее мы ничего не ели. В Черногории рыбу (любую) жарят с чесноком и зеленью. Рекомендую на рынке покупать свежие креветки, дома самим отваривать и с пивом… полный отпад! Хороший рынок в Петроваце бывает по воскресеньям рано утром, в остальные дни - только фрукты и овощи. Стоили они так же, как и в Питере, правда качество совсем другое (черешня, инжир, персики - объеденье).
Наша путевка была без питания, нас это вполне устраивало. Цены на продукты правда раза в 1.5 - 2 дороже, чем в Питере, но продукты очень неплохие - особенно молочные и мясные ну и, конечно, местный деликатес "пршют" - вяленое в горах мясо. Пиво лучше темное, вино красное (хотя и белое тоже даст форы молдавским и т.п.). Хозяин виллы угощал нас вполне сносной местной чачей (типа водки-самогонки из винограда - надо пить как можно более охлажденной, маленькими глотками и без закуски). Что удивительно - в ресторанах самые дорогие блюда из рыбы (городок то рыбацкий!). Например, блюдо из камбалы (абсолютно обычной!) стоит приблизительно 20$ ! Городок мясоедов - мясо готовят очень просто, практически без специй, но зато огромные порции. Если берете порцию мяса, надо сказать, чтобы дали с гарниром, иначе вместе с гигантским куском мяса дадут только груду картошки фри (правда некоторым соотечественникам это даже нравилось). Салаты лучше не брать - очень просто и дорого, лучше купить овощей и самим нарубать. Удивило местное оливковое масло домашнего приготовления (мы взяли на рынке маленькую бутылочку, чтобы заправлять салаты): очень специфическое - не очищенное со странным привкусом и запахом. По нашему мнению для салата не годится ("можно есть и мазаться", - как сказал нам продавец), но готовить на нем неплохо.
Культурная часть нашей программы отдыха состояла из трех экскурсий (решили уже с Питера) - рафтинг по реке Тара, экскурсия в Дубровник (Хорватия) и экскурсия на Скадарское озеро. Экскурсии покупали у принимающей стороны. Вообще, обслуживание компанией R-Tours крайне не понравилось. Первую неделю гид вообще не появлялась - у нее были какие-то более важные дела и все экскурсии пришлись на вторую неделю. В этом есть, конечно, и плюс: за первую неделю мы вдоволь насладились морем, но минус был больше: экскурсии получались каждый день - тяжеловато. Претензии отдыхающих принимающая сторона либо игнорировала, либо откровенно хамски отвечала на них. Это "лучшая туристическая фирма Югославии", как нам сказали в нашей турфирме! Очень может быть - мы этого не почувствовали. Экскурсии были неплохи, кроме дороги. Автобусы были практически без кондишина. А в 40 градусов провести 4 часа в дороге до Дубровника сможет не каждый. Мы смогли, правда моей спутнице в конце дороги стало совсем плохо.

Дубровник произвел неизгладимое впечатление, несмотря на жару. Лучше ехать в пасмурную погоду или вообще в дождь - больше увидите. Предупреждение: поскольку экскурсия без питания, гид предложит отвести вас в ресторан - не ходите с ним! Это ресторан знакомого гида и вас там ждут цены раза в 2 выше, чем в любом близлежащем.
Рафтинг в Черногории заключается в 4-х часовой поездке в автобусе (см. выше), скромного завтрака, часовой поездки на джипах, 3-х часовом сплаве по каньону реки Тара, обеде из "молодого барашка" и обратной поездки. Непосредственно сплав по реке экстримом сложно назвать: пороги маленькие, река спокойная - все для туристов. Зато красота неописуемая - надо ехать самим, чего уж тут описывать... На рафтинг берите с собой (на себе) купальный костюм. Вода в реке Тара не более 16 градусов, но все равно очень приятно искупаться во время остановок (по мнению моей дорогой - я вот плавки как-то не взял).

Экскурсия на Скадарское озеро понравилась, но лучше было ехать на неделю раньше, чем мы собрались - там цвели лилии (по словам других отдыхающих) и все озеро было белое от них. Во время прогулки по озеру на моторной лодке (в которой кроме нас было человек 50 соотечественников, что нельзя назвать положительным моментом) угощали пышками с местным сыром, делали остановку для купания. В конце нас ждал шведский стол, ключевым блюдом которого являлся жаренный с чесноком зеркальный карп в неограниченных количествах.
На всех экскурсиях с едой напитки за дополнительную оплату по ресторанным, естественно, ценам. Еще одну экскурсию мы устроили себе сами, решив съездить в Св. Стефан - курортный городок и знаменитый остров-гостиницу в 20 км от Петровца. Было решено ехать на междугороднем автобусе, поскольку водные виды транспорта ("морское такси") очень нерегулярный вид транспорта. С автобусом нам повезло - подошел сразу. Оказывается, в Черногории принято подходить к автобусу, спрашивать у водителя, доедем ли мы до ……, если да, то залезать в автобус и оплачивать билеты прямо там (не в кассе на автобусной станции, стоящей рядом). Цель нашей самостоятельной экскурсии, кроме естественного интереса, было посмотреть виллы и пляжи в этом местечке для возможного следующего приезда. Приехав в поселок Св.Стефан, мы нашли большинство вилл, предлагаемых нашими турфирмами и решили что никогда туда не поедем. Почему? Ну во-первых, расстояние в 350 м от виллы до моря означает прежде всего 350 м ступенек под углом градусов в 60 и под палящим солнце. Три раза в день подниматься уже не захочется. Мы видели, как пожилые, и не очень, люди поднимались по этим ступеням в несколько заходов, с передышками-одышками и багровыми (или бледными, в зависимости от высоты) лицами. Во-вторых, там кругом изобилие соотечественников, со всеми вытекающими отсюда последствиями, как то: ругань, визг, постоянный ор, мелкое хулиганство и т.п. и т.д. Правда, пройдя вдоль берега и попав в поселочек Милочер, с великолепным парком и замечательными бухточками-пляжами (часть из которых платные) мы поняли, что сюда отдыхать ехать можно. Здесь, конечно, гостиницы и виллы значительно дороже, но парк, песочные малолюдные пляжи и тишина стоят того.
В конце нашего отдыха уезжать домой не хотелось, что для нас в первый раз, хотя поездили немало. Поездка домой была "веселой". Доставили нас в аэропорт без приключений, зато там началось… Наш гид довез нас до середины дороги и со словами "вас там встретят и посадят на самолет" растаяла в небытие. В аэропорту нас не хотели регистрировать на посадке, пока мы не заплатим "аэропортный сбор" 13 е с человека. Следует отметить, что еще при покупке путевки нам было сказано и в ваучере отмечено, что аэропортый сбор входит в стоимость путевки. В аэропорту этого никто не знал - начались разборки. Часть соотечественников уже готова была заплатить (через пол часа разборок сбор уменьшился до 10e , а затем до 3 е), когда появился представитель принимающей компании. Его слова потрясли нас - он сказал, что мы можем остаться в Черногории и заработать на аэропортный сбор, а потом улететь домой. Это была его ошибка - ряды соотечественников начали сплачиваться на глазах и надвигаться на представителя угрожающей стеной. После этого представитель сразу вспомнил о существовании сотового телефона в кармане и догадался позвонить в центральный офис - после странных переговоров сбор был отменен, победа стала за нами.

В заключение, кроме ненавязчивого сервиса компании JAT, мы умудрились попасть в грозу при подлете к Питеру. Болтанка была изрядная, кроме того, шасси самолета выпустилось лишь со второго захода и конечная часть полета сопровождалась аккомпанементом аварийной сигнализации в кабине пилотов, двери которой были предусмотрительно открыты.
На этой жизнерадостной ноте позвольте закончить мой, и без того затянувшийся, рассказ.

1. Олег
    Олег 30 августа

Душевный рассказ, спасибо :)
    Приятно, когда впечатления совпадают: и я так же прилипал носом к иллюминатору, наслаждался радушием местных жителей и с удивлением ощущал, что уезжать не хочется. Грамотный подход к планированию путешествия и следование рекомендациям "лучших собаководов" - вот залог успешного отдыха! Правильно выбранное место - Будванская ривьера, Петровац (тут встречались люди, которые местом дислокации выбирали Тиват!) Правильно выбранный тип размещения - только частные апартаменты с самостоятельным питанием (почти на 100% негативные отклики приходят от людей, селившихся в отелях). К сожалению, не первый раз в этом году слышу нелестные отзывы об R-Tours - похоже, ребята действительно "сдуваются" и легендарный Чарли куда-то исчез, понабрали теток ленивых... По поводу уникальности югославских пилотов, это гид конечно загнул - про питерцев не скажу, а пилоты московских чартеров взлет-посадку в Тивате совершают, как у себя дома. О дайвинге - да есть он! Во всяком случае в Св.Стефане и Будве точно. Еще раз спасибо за рассказ. В каком-то туристическом журнале видел красочную рекламу Черногории с огромным слоганом на всю страницу: "Отдыхайте там, где вас любят!". И что характерно - ни капли фальши в этом призыве :) P.S. О мелком хулиганстве наших соотечественников в Св.Стефане можно поподробнее?

2. Vlad
    Vlad 30 августа

Петровац, как много в этом слове... =)
    Я пожил несколько дней в Петроваце в начале сентября прошлого года, мимо тех вилл (в 5-ти метрах от моря) проходил не раз, мне кажется, неважнецкое место для отдыха, хотя и активно предлагается турфирмами. Почему? 5 метров не только от моря, но и от многолюдного пляжа, мимо этих вилл проходит народ на дискотеку-бар Пунто (если я правильно запомнил как она называется), если стоять лицом к морю рядом с виллами детские аттракционы. То есть наверное, самое шумное место в Петроваце. Вам такое надо? Други вилл и аппартаментов сдается в Петроваце превеликое множество. И народу поменьше, и тише намного... И дешевле в разы. В Черногорию надо ехать дикарем, не переплачивать турфирмам. И ваше сравнение Петроваца со Свети Стефаном очень некорректно. Там просто тихо и пустынно в сравнении с Петровацем. Где это вы нашли с Свети Стефане толпы матерящихся соотечественников? После 9-ти вечера в Свети Стефане нет громкой музыке, в Петроваце музон прошибает с прибрежных ресторанов до яасу ночи. Пройтись по "стометровке" (набережной) Петроваца - как в час пик на московской улице, а в Свети Стефане вечером пройтись вдоль моря одно удовольствие, народу практически нет.

3. Montenegro
    Montenegro 30 августа

Олегу: Чарли есть!
    я его видел в этом году, так же как и Мишо. Первый занимается С.Стефаном, 2й - Будвой. Сервис действительно падает - осенью 2000 года нам наливали в самолете виньяк, летом 2001 уже не наливали в самолете, но встречали у автобуса с хлеб-солью и ракией, в 2002 году уже нигде на халяву выпить не удалось :) Понятно, что этот штришок не отражает картину в целом, но все же......... В этом году в тишайшем Цавтате кто-то из наших соседей по вилле матерился с бодуна по поводу утреннего дождичка - что же, сделать вывод, что Цавтат шумный курорт? А соседняя Хорватия на Черногорию совсем не похожа! и черногорцев хорваты местами просто ненавидят. Но это уже другая история. Кому интересно - пришлю ссылки на источники информации по теме.

4. Олег
    Олег 02 сентября

Александру (Монтенегру)
    Саш, по поводу "наливали - не наливали": главным обломом этого лета стала забастовка работников Никшичского пивзавода и как следствие - острейший дефицит этого очень неплохого пива. В продавницах еще можно было изредка встретить старые запасы, а вот в кабаках разливного...увы :(

5. автор
    автор 02 сентября

Спасибо за отзывы!
    Всем спасибо, что прочитали и не поленились прокомментировать. По поводу шумности Петроваца - согласен. Первую неделю было очень хорошо - тихо и спокойно, потом избыточно шумно. Вывод: туда ехать хорошо либо раньше сезона (до середины июня) либо после (со слов местных, после 1 -го сентября, когда местные дети пойдут в школу). Одна проблемка - как долететь из Питера (из Москвы, говорят проще). Может кто посоветует способы? Мне говорили, что полеты из Питера начинаются только с июня (мы летели чуть ли не первым рейсом)и заканчиваются августом. По поводу мелкого хулиганства соотечественников. Меня просто наповал убило, когда гуляя по Св.Стефану (переходя от пляжа Св.Стефана к соседней бухточке с пляжем по великолепной лесенки из камня) мы увидили автографы соотечественников на русском языке, высеченные на листьях агавы! Это ж надо додуматься! Стыдно однако... Стараешься, конечно, не акцентироваться на мелочах, но когда проходишь мимо мандаринового дерева, на котором живописно висят спелые фрукты и здоровый детина пытается их сбить всеми мыслимыми способами с отечественными посылами к матери этого дерева, это раздражает и возмущает. Ну ведь никому ж в голову не придет портить красоту - только разве что соотечественнику. Извините за это негативное впечатление - было. Хотя нашего свинства в Черногории, конечно, значительно меньше чем на других курортах. Пока ездить можно.

6. Олег
    Олег 02 сентября

Ни в коей мере не защищая наших соотечественников
    хочу все же заметить, что основными "свиньями" на черногорских курортах являются сами сербы (те, что приезжают с равнины). Гадят они на пляжах нещадно, Вы сами могли это заметить. В беседах с местными эта тема неоднократно поднималась - они за это их просто тихо ненавидят. А изрезанные листья я и сам видел - впечатление конечно мерзкое. А Вы кстати уверены, что это по-русски, а не по-сербски написано? Кириллица однако ж... :-))

7. Sunce
    Sunce 03 сентября

Никшичко пиво
    Мы были в Будве в июле, проблем особых с этим пивом не было - находили его почти в каждом кафе :-)

8. Montenegro
    Montenegro 09 сентября

Полеты из Питера.
    Действительно, летать начинают в первых числах июня, а вот заканчивают в августе - в 2000 году мы через ту же контору что и вы ездили, туда последним питерским рейсом 20 сентября, обратно они нам сделали авиабилеты до Питера через Москву без доплаты. Сезон там начинается с 1 июля, количество отдыхающих прибывает в разы. В Хорватии - аналогично. Если бы вы застали там 1 июля - сами почувствовали бы. Просто столпотворение. Так что СЕЗОН там вы еще не видели :)

9. Лена
    Лена 10 сентября

И я там был .......
    Замечательно написано Мы приехали из Петровца 04/09/02 Жили на той же вилле Жаль ,что нам лодку Ден не предлагал :( Интересно что мнение о туннелях у всех разное Мы не ощутили потребности в фонарике хотя читали об этом и ранее

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница (Restaurant Stari Mlini) находится в историческом здании начала XVIII века. …