Во время студенческого обмена (в 2002 г.) в Финляндии на каком-то этапе я и некоторые иностранные студенты поняли, что нам недостаточно развлекательной бесплатной программой, которую нам обеспечивала принимающая сторона. Причем иностранцы разделились на два лагеря: первый хотел посмотреть максимум в стране (причем это касалось не других городов, а заповедников), второй – был единодушен со мной и хотел использовать один из выходных для поездки в Швецию. Барышня из принимающей стороны оказала нам любезность и поехала с нами не только в агентство для покупки билетов, но и в Швецию. В начале мы были только рады тому факту, так как Мир(р?)а знала шведский (как и подавляющее большинство в Финляндии), но в Швеции выяснилось, что этот факт из своей биографии она собирается скрыть.

Итак, собралась кучка студентов, которые на каком-то этапе, собрались признать своим формальным лидером девочку-финку. Нас было: я – аспирант из России, Никола – студент из Сербии, Диего – итальянец, Ирене – Австрия, и Мир(р?)а – абориген. Перед началом описания поездки, хочу отметить, что в нормальной повседневной жизни, я обладаю здоровым прагматизмом, который помогает не попадать в некоторые некомфортные ситуации. Но тут, когда определился явный лидер, я расслабилась, о чем в последствии несколько раз пожалела (но не слишком).

Первым делом надо было доехать до Хельсинки. Конечно, купе с тремя полками друг над другом поразило непосвященного путешественника. Учитывая, что ехать нам предстояло ночь, это не слишком напрягло. Приятным сюрпризом было то, что постель была уже заправлена, и приготовлены стаканчики с водой для чистки зубов утром. Т.е. непременный аттракцион в виде утренней очереди в туалет отменялся.

Между приездом в Хельсинки и паромом у нас было часов 5-7, и тут начались разброд и шатание. Меня поразило, что мои иностранцы, приехав в Хельсинки, не имели представление, что здесь можно посмотреть. Поэтому началось какое-то смятение в наших рядах. Тратить драгоценное время не хотелось, я всем пожелала удачи, сказала, что у меня есть собственная программа, уточнила место встречи и пошла на встречу с утренним городом.

В принципе, было все, как описано в путеводителе. Непонимание названий улиц – так как дублировано на финском и шведском языках, причем шведский вариант сокращен; ощущение чего-то виденного и знакомого – архитекторы и строители России работали и в Финляндии. И неповторимое очарование утреннего города: менеджеры среднего звена на улицах, запах свежей рыбы в порту, начало работы городского рынка.

После «завтрака студента»: кофе, бутерброд и немного никотина можно было приступить к посещению обязательных мест Хельсинки: площадь с памятником Александру II, православный храм и т.д. Ну, и как же без обзорной автобусной экскурсии! Про эти экскурсии написано не мало, но немного повторюсь. Перевод в наушниках несколько оставляет желать лучшего – это минус, а действующий в течение дня билет – это плюс, хотя я с ограниченным запасом времени не нуждалась в этом.

Обязательные сувениры куплены в типичных туристических (рынок возле порта) и нетипичных (книжные магазины вдалеке от центра) местах. Вперед на вокзал, на встречу с подельниками! Никола, Ирене и Мир(р?)а немного гуляли по центру, Диего – ездил (в смысле плавал) в Свеаборг. В общем, подавляющее большинство группы завидовало мне и итальянцу.

Паром заметен практически из любой части порта, поэтому мы практически не плутали. Пока стояли в очереди на посадку, мой кошелек пострадал из-за спящего прагматизма. Мир(р?)а предложила обменять евро на шведские кроны здесь, чтобы не терять время в Стокгольме. Естественно, любой здравомыслящий человек, живущий на просторах нашей необъятной Родины знает, что в различного рода терминалах, рядом с вокзалами в аэропорту менять деньги не стоит! Единственное, чем я могу хоть как-то оправдать тот поступок, что обменено было только 50 евро, и обменник в Стокгольме сразу мы, действительно, не искали. Почему данный вид банковских операций нельзя было сделать в обычном районе Хельсинки, мне было непонятно, престиж Мир(р?)ы несколько пошатнулся в моих глазах, но нас ждал Стокгольм, и мы шагнули на борт парома.

Конечно, были обязательная встреча с фотографом, тихое помешательство от размеров парома, блуждание в поисках каюты и т.д. Вот, что еще оставило неизгладимое впечатление… Я думала, что рассказы о европейском феминизме – не более, чем приукрашенный вымысел, пока не столкнулась с этим в жизни. Итак, нас было пятеро. Каюты есть разные, но у нас была 4-х местная. Нормальное решение вопроса в России (на мой взгляд): двое молодых людей, две дороги (туда и обратно), следовательно, каждый одну ночь спит на полу (в спальном мешке). Я надеюсь, за такой расклад, мужчины России не подвергнут меня остракизму?! Так вот, это было мое мнение, невысказанное вслух, а вслух было предложение нашего лидера самой поспать на полу.

Практически единогласно было принято решение отказаться от ужинов-завтраков на пароме: так как мы поели в городе, а вставать раньше утром ради завтрака никто не хотел. Хотя цены были вполне приемлемыми.

После прибытия в Стокгольм, мы отправились к ближайшему хостелу, который, как я подозревала, не был нами забронирован. Подозрения были оправданы. Кроме того, учитывая выходные, он был безнадежно полон, и мы отправились в ближайший офис туристической информации. Через некоторое время там нам предложили небольшую гостиницу, только оч-ч-чень далеко от центра: последняя станция метро, последняя остановка автобусом и еще пешком. Ситуация усугублялась тем, что бронь на гостиницу аннулировалась через 1- 1,5 часа. Т.е. погулять по городу до закрытия метро и только потом ехать ночевать, было невозможно. Наверное, это было решающим и переломным моментом, и Диего заявил, что в гостиницу он ради одной ночи не поедет, Ирене присоединилась к нему. Не знаю, как бы я поступила в другой ситуации, но оставаться вместе с Мир(р?)ой, не хотелось точно, поэтому я присоединилась к Диего с Иреной. Здравый смысл проснулся окончательно. Но к тому моменту я жалела, только о времени, бесплодно потраченном на поиски гостиницы.

В результате этих маневров у нас не было возможности увидеть утренний Стокгольм. Скорее он был уже рабочим, спешащим и очень туристическим.

Конечно, велик был соблазн поехать на очередную автобусную экскурсию, но пока мы искали остановку автобусов, то увидели катерки, оплывающие к Скансену. Много написано об этом музее под открытым небом. Мне кажется, что это интересно, как детям, так и взрослым. Хотя для детей это хождение целый день (а меньше и не получится) может быть утомительным. Лично мне понравились пасторальные домики из сельской местности и школьные классы с индивидуальными досками на партах.

Пока мы бродили по Скансену, время, которое можно было провести на экскурсиях, закончилось, поэтому мы гуляли возле королевского дворца и Нобелевского музея. Полностью совпало описание дворца из путеводителей, как довольно мрачного здания. Конечно, полный контраст с дворцами Санкт-Петербурга!

Вечер подходил к своему логическому завершению, т.е. к ночи, и мы решили, что пора двигаться к вокзалу, чтобы провести там ночь. Ха-ха-ха! Вокзал в Стокгольме закрывается на ночь! Поэтому время, которое было в нашем распоряжение увеличилось еще на несколько часов! Во время наших гуляний и родилось это выражение – «город, который не спит». Естественно, это можно применить практически к каждому мегаполису, только не каждый город есть возможность видеть от заката до рассвета.

Что на нас произвело неизгладимое впечатление, так это выставка фотографий с «видами» из различных стран мира под открытым небом. В принципе, слово «фотография» не очень подходило к увиденному, скорее, это были фотообои или постеры или еще что-нибудь. Наверное, они впечатляли и при дневном свете, но ночью с подстсветкой – это было СУПЕР! Единственное, что несколько портило мое впечатление, тот факт, что Россия (точнее бывший СССР) была представлена фотографиями пустыни возле Аральского моря и заброшенным городом возле Чернобыля. Та мрачность, которая была на этих фото, соперничала с убожеством фотографий из каких-то стран-очень-третьего-мира.

Пока мы гуляли, у входа в ночной клуб охранник не горел желанием пропустить внутрь барышню в короне на голове. На что Диего сказал: «Девушка – принцесса, а вход – только для короля с королевой!». Нельзя сказать, что культ, но почитание королевской семьи – чуть ли не основной фетиш в Стокгольме. Хотя, наверное, это – основная тенденция в столице любой монархии.

Ночная подсветка зданий притягивала нас туда, мимо чего мы днем прошли бы не останавливаясь. Мы с Ирене спорили, выбирая очередное здание, а Диего нам говорил: «Хорошо, девочки. Только мы должны спешить, а то у нас мало времени!» :). Времени у нас было до утра немеряно!

Возле здания городской ратуши купались нудисты, причем, скорее это мы были в легком замешательстве, увидев их, а не они – нас. Парни спокойно оделись, курнули сами травку и нам предложили. Врожденное благоразумие заставило нас поблагодарить и отказаться.

Когда во время прогулки, мы зашли в Макдоналдс, то меня поразила грязь туалете и плата за него. Впечатление было, что мы зашли не в пристойный Fast-food, а куда-нибудь в убогую забегаловку!

Ночная жизнь в городе уже подходила к концу, когда мы подошли к церкви. Булыжники возле нее были щедро посыпаны рисом, что явно свидетельствовало о недавнем венчании. На лужайке возле церкви стояло несколько разных правых женских туфелек… Мы подумали, что если здесь орудует маньяк, то мы готовы сразу снять по обувке!

Ночь закончилась, можно было двигаться к вокзалу для утреннего туалета. И вперед, опять в город! Были запланированы Vasa-музей и…, но об этом позже. Музей корабля, наверное, интересно посещать с экскурсией. Но справились своими силами, благо рекламные проспекты и показываемые фильмы позволяли осилить дефицит информации.

Еще, когда гуляла накануне в старом центре, обратила внимание на картинно-кукольные домики. Глядя на них с легкостью можно было предположить, что там на крышах до сих пор живет Карлсон. Кстати про Карлсона… В Финляндии есть сеть супермаркетов, в транскрипции их название - «Карлсон». Когда я впервые увидела это название, то начала объяснять иностранцам-студентам про аналогии со сказочным персонажем. Конечно, скудный английский не позволял это сделать адекватно. После произнесенного «Астрид Лингред» народ несколько оживился и что-то попытался вспомнить. Это к тому, что, будучи в Стокгольме, я никак не могла пройти мимо Юнибакена. Тем более, что, находясь около музея корабля, это сделать затруднительно – музеи находятся рядом (если слово «музей» в полной мере подходит к Юнибакену).

Естественно, что была очередь родителей с детьми, но не сильно впечатляющая. К моменту посещения Юнибакена мы с моими иностранцами расстались на некоторое время, поэтому на скамейке в «поезде» я сидела одна и экскурсия была на русском. Как и, наверное, всем понравилась комнатка Карлсона и «картинка» из «Эмиля». После тихого «поезда» визжащие дети особенно не воспринимались в игровой комнате. Крики многократно усилились, когда появилась Пеппи. Причем, как мне кажется, больше были ажитированы взрослые, так как дети еще не все «познакомились» с ней.

Время не позволило отдельно посетить музей Карлсона и много других мест интересных детям и взрослым.

Потом были смена караула у королевского дворца, фотографии с «караульщиками»,которые подходили к черной черте вокруг будки для фотографирования (переступать эту черту кагорически запрещено!), трата последних крон, фотографирование Стокгольма при дневном свете и судорожные поиски парома!

На пароме после искренней улыбки дежурному фотографу, быстрого душа в каюте, мы побежали на палубу, сказать «до свидания» Стокгольму. Свою вторую фотографию (первая была в Хельсинки) я уже не видела, потому что сразу упала на свою кровать. На завтра - опять Хельсинки с запланированной программой, посещение (хоть чуть-чуть) Свеаборга, утренняя уха с лососем в портовом кафе, поезд до «нашего» городка.

А Стокгольм… Он остался в памяти как город, в котором мы не спали, потому что он сам никогда не спит!

Автор Людмила

Страницы1

4,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Большая говорящая лампа

    Большая говорящая лампа

    Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …