Все написанное ниже является моим личным мнением, которе иногда кардинально не совпадало даже с мнением моей жены. Поэтому отчет лучше воспринимать как одну из возможных точек зрения на все мною увиденное. В рассказе я старался избегать оценок, а только излагал факты.
На вопрос почему мы собрались поехать именно в Швецию, ответить непросто. Коротко можно сказать так: в результате корректировки мнений двух экипажей остановились именно на Швеции. Целью поездки являлись осмотр достопримечательностей и горные лыжи. Подготовка к поездке прошла более-менее гладко. Коттедж выбрали и забронировали через сайт www.skistar.com. Оплату производил со своего счета в банке. Пакет паром Турку – Стокгольм - Турку плюс гостиница “Scandic Malmen” в Стокгольме, приобрели в фирме “Норвика Финланд” в Москве по цене Viking Line, сэкономив на 5%-ом налоге с продаж благодаря карточке “Stop in Finland”. Кстати говоря, во время поездки больше нигде воспользоваться ею не смогли. При покупке пакета Viking Line, гостиница в Стокгольме обходится по очень приемлемой цене. Трехместный номер в гостинице в центре города, с отличным завтраком, в будний день, стоил 65EUR. Забронировали по е-mail гостиницу в Хельсинки. Проблемы возникли только со Шведским посольством, которые отказывались принимать от частных лиц документы на оформление туристической визы, и предлагали подавать их через аккредитованные в посольстве турфирмы. А все аккредитованные турфирмы дружно отказались брать у нас документы, сославшись на то, что жилье, мы бронировали самостоятельно. Ситуацию удалось разрешить только после того, как были найдены точки соприкосновения с одной из турфирм. Итак, подготовка подходит к концу: машина подготовлена и переобута в шипованную резину. До последнего дня сомневался – переобувать машину в шипованную резину или нет, но решил, что мое спокойствие на дороге стоит 1000 руб. (на переброску шин с машины жены на мою). В последствии не раз благодарил себя за это - льда на дорогах хватало. Распечатаны схемы проезда основных городов, загружены в бардачок атласы и карты. На работе меня снабдили двумя портативными рациями. Машина помыта и заправлена. Завтра в 5 утра выезжаем.

В путь отправляемся двумя машинами:
- Я, моя жена Ольга и дочь Ульяна, на ВАЗ-21102
- Наши друзья - Слава, его жена Ульяна и их дочь Аня, на ВАЗ-2111.

28.01.2003.Москва – Торфяновка .
Выезжаем с небольшим опозданием в 5.30. На дорогах пустынно, идет мокрый снег. Температура –2, дорога обледенела. Машину немного болтает, но выбранный темп пытаемся поддерживать. За Торжком встречаемся со вторым экипажем, и дальнейший путь держим вместе. Качество дороги вполне пристойное – значительно лучше, чем в феврале прошлого года. В Новгородской области середина дороги занесена снегом, поэтому обгоны совершаем с предельной осторожностью. К 17.00 минуем Петербург и к 19.30 прибываем в Выборг. Рассчитывали приехать раньше, но две остановки на еду, и тяжелая дорога увеличили время в пути. В Выборге у нас запланирован ужин в “Славянской Трапезе” – где мы немного подкрепились и отдохнули. К 22.00 наконец-то прибыли на границу в мотель Балт-Трейд, где у нас были забронированы два номера. За день прошли 970 километров.

29.01.2003. Торфяновка – Турку.
Подъем в 6.00. В 6.30 выезжаем из мотеля. На границе никого. Прохождение обеих границ занимает около 40 минут. Слишком рано куда-либо ехать, и решаем полчасика подремать в машинах. Затем была запланирована покупка копченой рыбы в форелевом хозяйстве по дороге в Хельсинки. К сожалению, по имевшимся у нас координатам хозяйство найти мы не смогли, и немного покружившись по лесным просекам, решили прикупить рыбку где-нибудь в супермаркете. Кстати на обратном пути мы увидели рекламный плакат этого хозяйства – увидеть его можно, только если ехать из Хельсинки. Это за 32км, не доезжая Котки, если ехать из Хельсинки, поворот на Marbyka, направо. Паром из Турку в Стокгольм отправлялся в 21.00, и день мы запланировали провести в аквапарке “Серена” под Хельсинки www.serena.fi/russia/hinnasto.htm. В будний день аквапарк был, в общем-то, полупустой – два автобуса из Петербурга, класс финских школьников во главе с учителем (видимо физкультуры) и пара десятков самостоятельных отдыхающих типа нас. Немного покатался на горках – быстро надоело. Сплавлялся по бетонному желобу – это занятие мне понравилось больше других. Только забрался в джакузи передохнуть – как в нее забрались человек десять женщин, приехавшие на одном из автобусов, и начали бурно обсуждать наболевшее. – “А наши то дураки вместо аквапарка на экскурсию пошли...”, и понеслось. Затем, обсудив основные проблемы, барышни переключились на меня. Решив видимо, что русским языком я не владею, была поднята тема “как повезло вон тому мужику (то есть мне) оказаться в таком малиннике”. Мне эта тема не понравилась, и выдержав небольшую паузу (чтобы убедить барышень в полном непонимании их беседы) я покинул джакузи. Сауна в аквапарке очень даже приличная – с удовольствием попарился. Далее направился в “Турецкую баню” или фитосауну – не знаю, как ее правильно называть, и там просмотрел спектакль в нескольких действиях: Вхожу – полная тьма. Ни зги невидно – пытаюсь что-то нащупать, чтобы присесть. Нахожу свободное место, глаза начинают потихоньку привыкать к темноте. Выясняется что в фитосауне две двери – одна из женской душевой и одна из мужской. По середине помещения проходит разделительный барьерчик. Как выясняется позже, на входной двери из женской душевой висит табличка запрещающая входить в помещение в купальнике. На мужской двери – такая табличка почему то отсутствует. На скамейке напротив сидят женщины одетые по всем правилам – то есть ни в чем. Действие первое. Открывается дверь из женской душевой – на пороге двое мужчин. Поскольку все присутствующие оказались нашими соотечественниками – понять их разговор было несложно. Женский крик (Ж) – Мужчины! Это женская часть бани! Мужчины (М) А какая разница? (Ж) Вам никакой разницы, вот и войдите с другой стороны! Через минуту мужчины появляются с противоположной стороны, женщины выходят. Действие второе. На пороге женской душевой появляется две женщины заглядывающие в темноту. Одна обращается к другой – “По моему там кто-то есть”. Уже знакомые нам мужчины весело откликаются – “Девчонки заходите, не стесняйтесь”. Женщины с визгом выскакивают. Слышится переполох в женской душевой. Действие третье. В фитосауну входит пяток финских школьников, и буквально рассаживаются на разделительный барьерчик силясь хоть что-то разглядеть в темноте. На этом я покинул баню и дальнейшее наблюдал извне. Прибежал учитель, и выгнал бедолаг из парной. Но ребята оказались упорными - в общем гонял он их оттуда часа три. Ох и напарились ребята в тот день наверное. После аквапарка решаем помыть наши машины. Уж больно сильно они выделяются среди финских. Заезжаем на несколько заправок – моек нет. Наконец видим какое-то огромное помещение вдоль дороги со множеством грузовых ворот по периметру – решаем что мойка там наверняка должна быть. Заходим в одни из ворот – какой-то склад. В центре сидят трое финнов и пьют кофе. Спрашиваем на английском “где бы нам найти автомобильную мойку?”. После вопроса следует бурное пятиминутное обсуждение. По окончании которого один из финнов поворачивается к нам и спрашивает: “Извините что вы спросили”. Задаем вопрос еще раз. Опять ждем. Наконец получаем ответ – “Мойка в километре отсюда, направо по дороге”. Мойка оказалась закрыта – но главное мы увидели волшебное слово “PESULA”, ориентируясь на которое мы быстро отыскали заправку с мойкой. В Турку прибыли за два часа до отправления парома. Женщины рвались в супермаркет, но я с трудом уговорил их погулять по причалу. В общем все два часа они меня за это пинали, и потом еще неделю вспоминали как я отобрал у них два часа свободного времени. На пароме плыли первый раз – поэтому все казалось удивительно - восхитительным. Было даже немного жутковато заезжать внутрь этой громадины. Каюта оказалась очень комфортной, и разместившись мы отправились гулять по парому. Народ толпился в TaxFree, затариваясь относительно дешевым алкоголем. Там же в TaxFree продавались складные тележки, на которых можно было вывезти все приобретенное. Раньше я встречал такие тележки только у нас в стране, и считал их исключительно нашим достоянием. Ан нет.... Поднялись на 9-ый этаж, и вышли на открытую галерею. Посмотрели как паром расталкивает огромные плоские льдины, слегка вибрируя при этом. Вообще мне показалось что чуть ли не половину пути, паром лавирует среди бесчисленного количества островов, иногда проползая буквально в нескольких десятков метров от них. Прикинув, что до одного из этих островов по льду мы в случае чего всегда доберемся, я успокоился и пошел спать.

30.01.2003. Стокгольм.
Стокгольм нас встретил более теплой погодой. Выехав из парома мы тут же сбились с пути. Несмотря на то что мы точно знали, что на первом светофоре нужно повернуть налево, мы все равно повернули направо. И объехав почти весь город по кругу, покружившись по его улицам, через час мы подъехали к нашему отелю “Scandic Malmen” находящийся в 5 минутах езды от терминала “Viking Line”. Отель оказался очень удачным: удобные номера, отличный завтрак, в центре города и входом в метро прямо в здании отеля (станция Medborgarplatsen). Очень понравились высокопрофессиональные сотрудники Reception. Позавтракав в отеле и запарковав машину на соседней улице, первым делом отправились покупать “The Stockholm Card (Stockholmskortet)” и прилагающийся к ней талон на бесплатную парковку (www.stockholmtown.com). Приобретя ее в ближайшем SL-Center на станции метро “Slussen” (www.sl.se), вернулись к машине, и пристроив на торпедо парковочный талон, на пару дней превратились в пеших туристов. Хотелось бы сказать пару слов о шведах. Люди они достаточно своеобразные, и мне показалось что сильно отличаются от финнов и норвежцев, но - когда мы что-то искали и обращались за помощью – такого активного участия в решении своих проблем мы не встречали нигде. Когда мы искали вышеупомянутый SL-Center, то женщина стараясь нам помочь опросила десяток людей, и узнав его местоположение привела нас туда чуть ли не за руку. И такое отношение к себе мы встречали неоднократно. В первый день было запланировано посетить несколько музеев. Начали с “Junibacken”(музей Астред Линдгрен). При входе нас слегка огорчили, сказав что по “Stockholm Card” полагается только скидка по 20SEK на билет. Но зато рассказали что по своим билетам мы можем два раза проехать на сказочном поезде. Теперь о музее. Безусловно это лучший музей, который я когда либо видел. Детский музей, меня взрослого человека поразил настолько, что я просто захлебывался от восторга. Если будете в Стокгольме – сделайте своему ребенку подарок – сводите его в Junibacken. В рекламе музея написано “Junibacken – дом, где живут сказки” – это действительно так. Сайт музея: www.junibacken.se. Следующим был музей корабля “Васа”. Огромный по размерам музей в котором рассказывается о создании и гибели корабля. Рассказ о нахождении и поднятии корабля. И собственно сам отреставрированный корабль во всем своем величии. Грандиозный музей. Кстати в не оказались самые недорогие сувениры. Сайт музея: www.vasamuseet.se. “Aquaria – водный музей”. Музей начинается с живого тропического леса, в котором то идет дождь и гремит гром, то светит солнце. Здорово сделано, мне понравилось. Можно посмотреть на различных рыб и моллюсков обитающих в водном мире. Само собой не залезть в открытый канализационный люк я не мог. Когда вылезал из второго люка, пройдя по небольшому подземному коридорчику, меня восторженно встретила чета пенсионеров. Они долго с любопытством заглядывали в люк, но залезть туда не решились. Сайт музея: www.aquaria.se. Возвращаясь в отель увидели памятник установленный на углу королевского драматического театра одной из актрис этого театра (если мы правильно поняли). Так вот, проходя мимо, видим как мужчина подошел к памятнику – приложил свою руку ко лбу женщины (памятника), потом к животу – постоял немного и пошел дальше. Сначала мы решили, что это новая разновидность маньяков, но все же решили проверить, что же он там трогал. Подойдя ближе мы все поняли. Памятник оказался подогреваемым. Видимо актриса продолжает дарить тепло людям. Мы также с удовольствием погрели руки, хотя со стороны наверное выглядело все это не очень.... На первый день с музеями было покончено, и мы оставив ребенка в отеле, отправились гулять по городу. В городе, к банкоматам практически везде стоят очереди. Такая же картина была и в Оре, видимо наличные более популярны среди шведов. В Стокгольме действительно (как и рассказывал /LS (Vintage 1965)) очень много дизайнерских бутиков, в которых можно найти огромное количество идей для своего дома. Прогуливаясь дошли до терминала VikingLine, сделали несколько снимков ночного Стокгольма, и спать.

31.01.2003. Стокгольм.
Утром второго дня, у нас было запланировано посещение ратуши. Но так как она открыта для посещений только в 10 и 12, у нас еще оставалось время, которое мы решили потратить на Катарина-лифт. Темнокожий лифтер поднял нас на смотровую площадку, где при температуре –15С и пронизывающем ветру мы сделали несколько снимков и устремились обратно вниз. Дядечка в лифте был очень колоритный – что-то мурлыкая себе под нос, он раскладывал заработанные монетки в столбики на маленьком столе, периодически он на мгновение прерывался и произносил что-нибудь типа “Справа старый город”. Немного погуляв вокруг ратуши, к 10 мы вошли внутрь, и как оказалось очень кстати. Оказалось что ратуша открыта для посетителей не с 10 до 12, а в 10 и 12, и только для организованных групп. Летом посещений немного больше в 10, 11, 12, 14 и 15. Нас присоединили к какой-то группе толи китайцев то ли японцев. Ратуша – это политический центр Стокгольма – в ней происходит вручение Нобелевской премии, заседает Стокгольмский муниципальный совет, а по субботам здесь совершаются гражданские браки. В ратуше расположен также один из крупнейших в Северной Европе органов. После ратуши мы отправились побродить по старому городу, который кишмя кишел туристами со всего света. Королевский дворец оказался закрыт для посещений, работал только сувенирный магазин предлагающий купить различные изделия с изображением членов королевской семьи. Посмотрели смену караула, и окончательно замерзнув отправились в Haga park, в дом бабочек и птиц. После мороза приятно побродить по оранжереям среди благоухающих цветов, гуляющих павлинов и порхающих бабочек. Ребенок вдоволь наигрался с забавным попугаем, которому если дать в лапку камень, клал его себе на голову. Если камень падал, он на лету ловил его клювом и помещал на голову опять. С экскурсиями на сегодняшний день было покончено. Ребенок еще рвался посмотреть музей тюрьмы – но до закрытия мы уже не успевали. Вечером гуляя по Стокгольму накупили различных сувениров. На одной из улиц зашли в какой-то магазин в котором просто даром по Московским меркам накупили кучу очень приличных вещей. Общее впечатление от Стокгольма. Город очень понравился – дворцы, памятники, великолепные музеи, всегда готовые прийти на помощь заблудшему туристу горожане. С другой стороны - не очень чисто. То есть ощущение что не то чтобы сильно мусорят, а как то лениво убирают. Особенно это ощущается в метро. Удивило что пешеходы “прут” на красный свет толпой, не делая даже микро усилий над собой, чтобы дождаться зеленого сигнала. Да и стиль вождения в городе всякий встречался. Видели как машину на секунду замешкавшуюся на светофоре, тут же пошли обгонять по тротуару справа. Рейсовые автобусы пытавшиеся вдвоем влезть в один ряд, и бодавшиеся до тех пор пока один чуть не оторвал другому зеркало.

01.02.2003. Стокгольм – Оре.
С утра позавтракали, загрузили вещи в машины и выехали в Оре. Из города выбрались ни разу не заблудившись, и очень остались этим довольны. По совету Лени (/LS) заехали в ICA Maxi (в Eurostop, 1 км не доезжая аэропорта Арланда) и закупили продукты на неделю нашего пребывания в Оре. Практически во всех магазинах в Швеции, необычная (для меня) система оплаты пластиковыми картами. Покупателю поворачивают терминал, сам проводишь по нему картой, после чего вводишь пин-код, и нажимаешь “OK”. На заправке “Shell” мы также немного попутались с кредитной картой. На колонке наклейка с изображениями обслуживаемых карт, среди которых есть и VISA. Вставляю карту, автомат просит ввести пин-код. Никогда с таким не сталкивался, удивляюсь но ввожу, предполагая что после этого нужно будет ввести количество бензина. После ввода пин-кода начинает идти бензин. Ничего не понимаю. Заправляюсь. По окончании на колонке высвечивается количество залитого бензина, и сумма денег которая будет списана с карты. Надеюсь получить хотя бы чек на всякий случай, но его нет. Так как все надписи меню были на шведском языке, и в абсолютно правильном их понимании у меня уверенности не было, в голову начинают лезть темные мысли - что мне открыта кредитная линия в сети заправок Shell на всю сумму имевшуюся на карте. Гоню их прочь, и едем дальше. (По возвращении в Москву /LS разъяснил, что для получения чека надо было вставить карточку еще раз после заправки). Дорога широкая, ровная, машин мало. Стараюсь соблюдать установленный скоростной режим +10 км/ч. Такой режим езды быстро усыпляет, и я не выдержав, впервые в дальних поездках сажаю за руль жену, а сам погружаюсь в сон... Подъезжаем к Hudiksvall – на дороге появились радары. В районе Sundsvall обочины просто усеяны радарами при самых различных скоростных ограничениях. Смеркается, после Sundsvall едем уже в темноте. За мной пристроился какой то “поганец” на старом Volvo с не отрегулированными фарами, и на мою беду ехал за нами практически до Оре. Хотели от него оторваться но ничего не вышло. В Оре прибыли к 8 вечера. Еще полчаса ушло на поиск коттеджа, и к половине девятого мы заселяли наше новое жилище - Ostlibacken. Коттедж разбит на четыре части. Две части на первом уровне (одноэтажные), и две части во втором уровне (двухэтажные). Коттедж вполне приличный, оборудован всей необходимой техникой. Посудомоечная машина также присутствовала, хотя в описании коттеджа ее не было. Сауна конечно после финской слабоватая, но вечерком погреться можно. В спальнях были обещанные двухэтажные кровати. Спать на них нормально, а вот чтобы застелить (с моим ростом) – пришлось попрыгать. Через стенку от нас жила команда финских спортсменов – по крайней мере они все четверо ходили в одинаковых куртках. Все остальные части коттеджа также были заняты финнами. У коттеджа стоянка на четыре машины, по машине на каждую часть, так что вторую машину пришлось пристроить вдоль дороги. От Москвы до Оре получилось 2098 км.

02.02.2003 – 05.02.2003. Оре.
С утра отправляемся искать прокат лыж. Заходим в первую попавшуюся на пути гостиницу, и на Reception получаем адрес магазина проката и дисконтную карту дающую 10%-ую скидку в нем (www.hansonsport.se). Цены на прокат лыж в Оре очень умеренные – за три пары лыж взятые на 6 дней заплатили 200SEK – 10% = 180SEK ~ 200USD. Купили 3 скипасса, и наш активный отдых начался.
Стоимость SkiPass -
1 день = 290SEK~33USD
2 дня = 570SEK~65USD
3 дня = 850SEK~95USD
4 дня = 1100SEK~124USD
5 дней = 1350SEK~153USD
6 дней = 1470SEK ~167USD

До этого мы катались только в Финляндии (в Тахко), поэтому все сравнения делались именно с ним. Главная вершина курорта Areskutan – 1420 метров. 45 подъемников, среди которых есть бугельные, кресельные и кабины. Самая большая длина у подъемника Kabinbanan – 2900м, перепад высот – 853м. Спусков очень много и на любой вкус. Очень плохие указатели, то есть по ним можно понять только то, что в этой точке начинается 5 спусков - из которых 1 синий, 3 красных и один черный. Пока не спустишься не поймешь. Для начинающих лыжников - достаточно важно какой окажется склон - черный или синий. Подготавливается большинство склонов пару раз в неделю, поэтому часто встречаются давно нарытые гребни снега. Исключение составляют лишь центральные склоны, которые готовятся ежедневно. Неподготовленные склоны часто не огорожены, на одном из которых я совершил незабываемый полет. Когда приземлялся внутри меня что-то громко хрустнуло – жена сказала, что это вылетел мой остеохондроз J. В общем надо быть очень осторожным. Хотя не исключено что в высокий сезон, и подготовка склонов, и разметка будет лучше. По крайней мере в последний день катания заметил, что в том месте где я навернулся, натянули красную ленточку. На второй день увидели, что начали работать кабины поднимающие на вершину (в январе верхние склоны закрыты). Вместе со Славой решили оттуда спуститься. Поднимаемся на верх – видимость ноль. То есть совсем ноль, не видно даже в какую сторону надо ехать. Пытался уговорить его вернуться вниз на кабине, но бесполезно. Решили дождаться хоть кого-то знающего направление спуска. К нам присоединился эстонец из Таллинна, немного говоривший по русски. Через несколько минут вниз выехал снегоход. Слава не задумываясь устремился за ним, уверяя нас, что снегоходы по крутым склонам не ездят. Мы последовали за ним. Метров через сто след был потерян, и мы остановились на совещание. Эстонец убеждал нас идти по следам – мы не возражали, но не знали где их искать. Видимо решив, что убеждения не помогают, эстонец нырнул куда-то вбок, и пропал в тумане. Слава ныряет за ним, мне ничего не остается как последовать их примеру. Интуиция эстонца не подвела, след снегохода действительно был именно там. В итоге мы выехали на спуск который проходил под неработающим бугельным подъемником. В общем тормозя плугом и пару раз упав, в густом тумане мы уперлись в не работавшую станцию подъемника, на которой к нашей радости дежурили люди. Нас усадили на снегоходы (каждого пассажиром с лыжами поперек), и дернули по склону так – что на снегоходы я еще долго не захочу садиться. Через 5 минут издевательств (или воспитательного процесса), нас высадили на одном из нижних склонов. Мы поблагодарили наших “спасителей”, и они рванули дальше вниз. Эстонец тут же начал звонить кому-то по мобильнику. Несмотря на нулевую видимость, кабины продолжали работать, а склоны никто не закрывал. К нашей большой радости на второй день был найдена тропа ведущая от спуска Are Vagen прямо к порогу нашего коттеджа. Так что лыжи приходилось таскать только утром, и то вниз. Немного досаждали финские “спортсмены”, возвращавшиеся с дискотеки около 3-х ночи, и судя по хихиканью раздававшегося по ту сторону стены, иногда с подружками. Не исключаю что мы им тоже немного мешали по утрам, так как возвращаясь с горы, обычно заставали их за утренним кофе. В один из вечеров решаем съездить к водопаду в Tannforsen. Это в 22 километрах от Оре. Высота падения воды 38м (Так написано в брошюре, сам не верю). По вечерам водопад подсвечивается. Если ехать от Are по Е14 в сторону Норвегии, то где-то через 15 км, с правой стороны увидите плакат с надписью “Tannforsen”. Сворачиваете на право на 322-ую дорогу и еще километров 5 едете по указателям. Как только подъехали к стоянке, из домика тут же выскочил юноша, который продекламировал нам, что посещение водопада платное, а именно 20SEK со взрослых, и 10SEK с детей. После оплаты, нам выдали лыжные палки, и мы двинулись по освещенным дорожкам в сторону нарастающего шума. По пути несколько смотровых площадок, откуда можно полюбоваться красивыми видами. У одной из площадок, построен ледяной дом. Заходим внутрь. Там нас поджидает вездесущий юноша, который с радостью выпалил хорошо заученную фразу о том что посещение избушки платное – со взрослых 40SEK, с детей 20SEK. Про себя ругаемся на этого местного Остапа Бендера, но поддавшись его увещеваниям что площадь дома 200м, и одна из галерей выходит прямо к водопаду, решаем все же ее посетить. Внутри действительно очень красиво – ледяная мебель, украшения, есть даже небольшой зал со сценой. Отсняв половину пленки, возвращаемся к машине. (www.tannforsen.com) На следующий вечер, после катания, отправляемся в аквапарк в Эстерсунде (~100км от Оре). В Tourist-Info (www.areturistbyra.com) нам выдали карту Эстерсунда и показали расположение аквапарка (Storsjobadet). Несмотря на наличие карты, мы запутались, немного ошибившись в масштабе, и решили уточнить наши координаты у местного населения. Единственный раз за всю поездку нам встретился швед, не говоривший по английски. Я ткнул в аквапарк на карте города. Разглядев карту, мужчина начал всматриваться куда-то вдаль. Видимо так и не увидев нашей цели, он махнул в нужную сторону и изрек “3 минуты”. Я попытался получить ответ в мерах длины, но он отечески похлопал меня по плечу и повторил “3 минуты”. Оказалось мы действительно не доехали до него метров 500. В аквапарке покупаем 3 входных билета. С нас 160SEK (18USD). Пораженные такими расценками заходим внутрь. Видим что ящики для одежды не закрываются, но при этом некоторые ящики закрыты на замки. Возвращаемся ко входу, объясняем свою проблему. “А, вам нужны замки”, радостно восклицает барышня, “Сколько?”. Решаем, что хватит двух. С вас еще 40SEK. Получаем замки и расходимся - “Мальчики налево, девочки направо”. Пытаюсь запереть ящик полученным замком – никак. Прогуливаюсь по раздевалке в целях изучения мирового опыта. Ага, вот он как зараза вставляется! Все получилось. На выходе из раздевалки висит плакат на шведском. Приблизительный смысл которого следующий “ВНИМАНИЕ! Оденьте купальные костюмы! В коридоре женщины!”. Оказывается, чтобы попасть из раздевалки в душевую необходимо пройти по общему коридору. В душевой кабине пытаюсь найти кнопочку – ничего нет. Под трубами лишь металлический кругляш. Подношу к нему руку – полилась вода. Вот буржуины проклятые – все у них не по русски. Аквапарк небольшой по размеру, но очень уютный и красиво оформлен. Одна горка, пара джакузи, массажные ванны, небольшой рукав с течением, грот – все это расположено в замысловатой форме бассейне, с мостиками перекинутыми над головами. Небольшой бассейн для прыжков с трамплина и плавательный бассейн. Из особенностей – все что должно включаться – включается по очереди. Т.е. 5 минут бурлят джакузи, 5 минут работают массажные ванны, затем включается течение, и т.д. Ну а главный шедевр несомненно в сауне. Чтобы не плескать на камни из ковшика – соорудили следующий механизм. На стене висит шнурок, проходящий по нескольким роликам до крана под потолком. Дергаешь за веревочку, открывается кран и по трубе течет вода, выливающаяся через раструб на раскаленные камни. Во-о-о как.... На выходе из аквапарка пытаемся сдать замочки обратно. Нам объясняют – что 20SEK – это стоимость самих замков, а не их аренды. То есть замки уже наши. Ну спасибо, в хозяйстве пригодятся. В этот день Аня (дочь Славы и Ульяны) сломала ногу на склоне, и их (Аню и Ульяну) на вертолете отправили в госпиталь Эстерсунда. Заезжаем их проведать, и возвращаемся обратно в Оре. Сайт Эстерсунда www.ostersund.se/turist.

06.02.2003. Тронхейм.
На последние два дня нашего пребывания в Оре, прогноз обещал –19 градусов. На термометре –24, самое время съездить в Тронхейм. В половине девятого утра выезжаем. После поворота на Tannforsen, дорога существенно сужается. Асфальт на дороге больше не виден, а дорога постепенно ползет вверх. Чем выше, тем больше снега на обочине. На границе Шведский погранпост. Горит свет, сидят люди. Перед постом две полосы – красный коридор и зеленый. Естественно едем по зеленому. Над зеленым коридором расположено погасшее электронное табло. При нашем приближении оно неожиданно вспыхивает, и на нем загорается ограничение “30км/ч”. Притормаживаем и аккуратно проезжаем. Фотографируемся у таблички “Гос. Граница Норвегии” и едем дальше. Дорога пошла вниз. На обочине стоят знаки, предупреждающие о желательном использовании цепей. Рядом расположена площадка, где желающие могут их установить. Через несколько километров красиво оформленная остановка, оборудованная туалетом. А вот в Швеции с этим не очень.... В городе Меракер заезжаем в TuristInfo. Для осмотра природных достопримечательностей по пути в Тронхейм, нам советует заехать в AlpinCenter расположенный на вершине одной из гор неподалеку, откуда открывается очень красивый вид. Следуя совету, забираемся на гору и оставляем машину около промежуточной станции подъемника. На склоне из динамиков вырывается забойная музыка. Насладившись пейзажем, пытаемся выехать с площадки, и видим как служащий заботливо преграждает выезд со стоянки пластиковыми палками. Увидев нашу машину, а затем и номера, Норвежец расплылся в такой улыбке, которую можно увидеть только в России. Выдернув все палки, он по театральному отвесил нам поклон – “Добро пожаловать в Норвегию”. После Меракера лед на проезжей части больше не появлялся. Дорога петляет по живописному ущелью, по середине которого течет река, а по другую сторону реки проходит железная дорога. Нас догоняет поезд Эстерсунд - Тронхейм, прибавляем газу и в пункт назначения мы прибываем на 5 минут раньше. После выезда на Е6 движение стало значительно оживленнее. Вот и первый тоннель. Въезжаем - и машина тут же запотевает. Включаем на максимум обдув ветрового стекла, и через несколько секунд видимость восстанавливается. Видимо температура в тоннеле выше чем на улице, в результате случился такой казус. На выезде из тоннеля едем в потоке, и упираемся в красный светофор – пункт оплаты за пользование тоннелем. Поднимаю голову - над дорогой указатель. Левый ряд “Manuelle”, правый ряд “Abonement”. Понимаем что попали не в свой ряд, но ретироваться уже не можем, так как нас подперла колонна машин, хвост которой скрылся в тоннеле. Пока мы искали пути выхода из ситуации, служащий высунулся из будки и начал мне кричать “Drive!!! Drive!!!”. Смотрю на светофор – там по прежнему красный свет. В ответ кричу, что сейчас я проеду вперед, после разделителя возьму левее, и вернусь задним ходом. Служащий кричит уже гораздо более эмоционально “Езжай!!! Заплатишь позже!”. Я не сдаюсь, спрашиваю “Где позже?”. “На следующем пункте!”. Ну это другой разговор, с чистой совестью едем дальше. После пары тоннелей, на очередном пункте оплаты, заруливаю в левый ряд и протягиваю кредитную карту. В ответ мне машут руками и объясняют, что кредитные карты к оплате не принимаются – только наличные – 25NOK. Наличных у нас нет. Служащий объясняет что это не проблема, сейчас он нам выпишет квитанцию которую в течении 3-х дней нужно оплатить в любом отделении Post-Office или в таких же пунктах оплаты тоннелей. Диктуем номер нашей машины, который записывают в квитанцию, и двигаемся дальше. Въезжаем в Тронхейм. На дорогах отлично раскатанный лед. Все парковки в центре платные. Немного покрутившись по городу, видим на набережной машину с эстонскими номерами и парковочными часами на торпедо. Радостно пристраиваемся рядом, устанавливаем парковочные часы, и отправляемся гулять по городу. В TuristInfo на центральной площади (Marketplace), получили карту центра города, и отправились в Кафедральный собор (Нидаросдом). Собор строился в несколько этапов с 1140, и был завершен в начале 14 века. Как пишут путеводители – это одно из красивейших готических сооружений в Северной Европе, и ценителям архитектуры стоит приехать в Тронхейм хотя бы ради него. Полностью с ними согласен – собор великолепен. Осматривать собор нам не мешал никто – мы были одни. Побродили по залам и галереям, осмотрели огромный орган. Покидая собор увидели подъехавший туристический автобус с немецкими номерами. В центре города забавные и очень симпатичные разноцветные деревянные дома расположившиеся вдоль узеньких улочек. Часть улочек выходит к заливу океана, на другом берегу которого виднеются обледеневшие скалы. Местные жители все ходят без головных уборов, а некоторые и без курток, одетые то ли в свитера то ли в водолазки. На улице конечно не –24 как в Швеции, но градусов 5 мороза было. На набережной посмотрели старинные дома на деревянных опорах. Вся набережная уставлена катерами и яхтами. Сняли в банкомате 200NOK (минимальная сумма), и решили зайти в Post Office, оплатить квитанцию за проезд по тоннелям. В Post Office служащий сначала пробил квитанцию, а затем сказал что с нас 70NOK. 25NOK по квитанции и 45NOK за обслуживание. Наверное надо было сначала предупредить, что тариф в два раза выше суммы, а затем уже пробивать.... Ну да ладно. Оплачиваем 70NOK, меня просят указать свой адрес. Пишу: Россия, Москва... Служащий заинтересовался – “А Москва большой город?”. “Да говорю, достаточно большой”. Служащий напрягся и вымолвил “Товарисч”. “Товарищ” – поправил его я. “Да-да товарищ” – обрадовался он, и захлопнув окошко побежал что-то оживленно рассказывать коллегам. Водители в Тронхейме на редкость учтивы и дисциплинированы. Подходя к пешеходному переходу, достаточно бросить взгляд на проезжую часть, как все машины тут же останавливаются. Да и на дороге, все друг друга пропускают, никто никого не подгоняет. Видели в городе несколько забавных пешеходных светофоров, смысл которых мы так и не поняли. Вместо стандартных двух “человечков” – красного и зеленого, присутствовали три – два красных и один зеленый. Наверное, если один красный человечек означает “Стоять!”, то два “Стоять!!!!!!”. В четыре часа начало смеркаться, пора возвращаться в Оре. В Меракере зашли в супермаркет, потратили остававшиеся норвежские кроны, оставив несколько монет на сувениры. Тронхейм был самой дальней точкой нашего маршрута. От Москвы до Тронхейма 2275км. От Оре до Тронхейма 177км. Информацию о Тронхейме можно найти на сайтах: www.trondheim.com, www.visit-trondheim.com и www.tegn.trondheim.kommune.no .

07.02.2003.Оре.
Последний день нашего пребывания в Оре. Из больницы наконец то отпустили Аню с родителями. В детском отделении, родителя(ей) помещают в одну палату с ребенком, чтобы они могли ухаживать за ним. Достаточно морозно (-20), светит солнце. Народу на склонах как обычно, мороз никого не испугал. Поднимаю воротник, защищая подбородок, одеваю очки закрывающие пол лица и вполне можно кататься. Днем с погодой произошла интересная метаморфоза. Пришел теплый фронт, в результате наверху было около 0 градусов, а внизу по прежнему –20. Поднимаясь на подъемнике, на середине склона, когда попадаешь в зону теплого воздуха, очки тут же запотевают. Хорошо что когда спускаешься вниз этого не происходит. Вечером сдали в прокат лыжи, накупили кучу всевозможных сувениров, и пошли собирать вещи.

08.02.2003.Оре-Стокгольм.
Встаем пораньше, и в 8 утра выезжаем из коттеджа. 295 км от Оре до Сундсваля по E14, прошли за 3,5 часа. Немного напрягает большое количество радаров в Сундсвале и окрестностях. Насчитали 4 радара в Худиксвале. Дорога начала утомлять своей монотонностью. Тут на наше счастья появились местные гонщики которые шли со скоростью около 130 км/ч. Пристраиваемся им в хвост, и следующие 200 км проходят гораздо веселее. Подъезжаем к Стокгольму, начинает смеркаться. До отправления парома время еще есть, и жены уговаривают нас заехать на часок в ICA Maxi в Eurostop. В 18.10 прибываем на терминал VikingLine в Стокгольме. От Оре до Стокгольма 695 км. Машин в очереди значительно больше, чем при отправлении из Турку. Видимо из-за выходного дня. В очереди несколько перегонщиков на дорогих джипах. Полицейские (?) подходят к ним и проверяют документы. На пароме поддаемся общему ажиотажу, и закупаем в TaxFree недостающих сувениров и немного спиртного. Я свой любимый коньяк “Otard” (1литр – 40EUR), а жена упаковку “Lapin Kulta” (8,5литра – 18EUR). Народ на пароме отрывается по полной – трезвых практически нет.

09.02.2003 – 10.02.2003. Турку – Хельсинки - Торфяновка.
Утром на выезде с терминала в Турку, финские полицейские заставляют всех водителей дуть в трубочку. Мне произносят хорошо заученную фразу, что для того чтобы подтведить или опровергнуть наличие в крови алкоголя, необходимо дунуть в трубочку. Я и не возражаю, с удовольствием дую. Реакция естественно отрицательная, и нам желают счастливого пути. В центре Турку оставляем машину, и идем осматривать город. Направляемся к Кафедральному Собору. Как сказано в путеводителе – “Кафедральный Собор Турку – это главный храм лютеранской веры Финляндии и национальная святыня страны”. Собор был выстроен более 700 лет назад, в 1200-х годах. Центр города небольшой, поэтому для осмотра достаточно потратить пару часов. Нашли памятник Ленину. Обрадовались, захотели с ним сфотографироваться, но какая то зараза прилепила ему к глазу жевачку. Попытался ее оторвать, но с моим ростом задача оказалась непростой, да и жевачка видимо приклеилась намертво. Пришлось фотографироваться с Ильичем, таким как есть. В TuristInfo получили путеводитель по Турку на русском языке. Почитаем дома. Сайт турбюро Турку – www.turkutouring.fi . Информационный центр Турку – www.turku.fi. Страна Мумми-Троллей www.muumimaailma.fi. По пути в Хельсинки обращаем внимание на большое количество радаров на трассе. Смешно, когда мы ехали в Турку, в темноте не видели ни одного. В Хельсинки заселяемся в забронированный нами номер в “Hotelli Ava”, и отправляемся гулять по городу. Несмотря на то что с впечатлениями уже сильный перебор, Хельсинки очень понравился. “Свежий” город, с красивой архитектурой. Действительно в Хельсинки “Везде ощущается дыхание моря” (С). В Хельсинки чувствуется близость России – пункт обмена валюты на улице, работающий в воскресенье вечером, русские магазины, иногда слышится русская речь. Приятно увидеть памятник Александру II на одной из самых красивых площадей города. Добрались до дворца “Финляндия”. Сложно сказать почему финны им так восторгаются, но тем не менее мы решили посмотреть на здание, которому уделено столько внимания во всех путеводителях по Хельсинки. Нагулявшись по морозу, приятно посидеть и послушать музыку в церкви на площади Темппелиаукио, выдолбленной в скале.... Несколько сайтов с информацией по Хельсинки – www.hel.fi/tourism, www.nba.fi. Перед тем как покинуть Хельсинки, сделали последние покупки в торговом центре “Jumbo” на Ring III. До границы добрались за пару часов, очереди не было. Финские пограничники поставили штампы в паспорта, не проявив к нам никакого интереса. При въезде на нашу территорию знак “STOP”. Останавливаюсь, слева около будки погранец грызет семечки. Я постоял несколько секунд, мной не заинтересовались, трогаюсь и еду дальше. Погранец свистит вдогонку, и вприпрыжку бежит ко мне. Спрашивает “Вы знак STOP видели?”. Конечно видел, и даже немного постоял около него. “Ну ладно, в общем вот вам бегунок”. Этот лихой раздолбаистый пограничник сразу дал нам почувствовать: “Мы дома”. На нашей границе небольшая очередь на паспортный контроль. Чета новых русских, за 5 минут стояния в очереди, успела пару раз послать за пивом водителя своего Мерседеса. Таможенник засунув голову в наш багажник и увидев там чемодан напрягся “Что там?”. Ответил видимо неудачно “Горнолыжные костюмы”. Таможенник еще сильнее напрягся “Новые?”. “Да нет, какие они новые, наши костюмы”. Таможенник сразу обмяк, поставил штамп, и – вперед на необъятные просторы нашей Родины. Заселились в так полюбившийся нам мотель “Балт-Трейд”, залили бак до полного, поужинали, и спать.

11.02.2003. Торфяновка – Москва.
Ранний подъем. В 4.00 выезжаем из мотеля. Главное успеть проскочить Петербург до 8 утра. Успели, дальше проще. В 9 выезжаем из Ленинградской области. В Новгородской области существенно холоднее, зато дорога чистая. Стараемся соблюдать правила, в населенных пунктах сбрасываем скорость до 70. ГАИ-шных засад очень мало, за исключением Тверской области. Состояние дороги вполне приличное, несравнимо лучше прошлогоднего. Особенно заметны изменения к лучшему в Новгородской области. К 17.00 подъезжаем к дому. Пожалуй это первая поездка, которую прошли без единого штрафа. Вот и все. За всю поездку не видели ни одного дорожного происшествия. Пока ехали 20 км по МКАД видели две крупных аварии. Вроде бы и льда нет, и дорога широкая... Видимо чего-то еще не хватает людям. В поездке, во всех странах расплачивались пластиковыми картами VISA и VISA Electron. Проблем с приемом карт не было нигде. Наличные использовал только в Хельсинки для оплаты парковок, в Норвегии для оплаты тоннелей, и в Оре в кафе на склонах.

Пройдено: 4800 км.
Израсходовано
: 271 литр бензина.
Средний расход: 5,6 литра/100км.

Страницы1

0,0/5 (0)

1 комментарий

  1. Лена
    Лена 08 апреля

    О кронах
    Нестыковочка : 200 шведских крон - это не 180,а 18 долларов. Так какие цены у Вас правильные в кронах или долларах. Это не подначка, а реальный вопрос - собираюсь в Швецию через 2 недели.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Большая говорящая лампа

Большая говорящая лампа

Удивительная скульптура-инсталляция в виде огромной настольной лампы с абажуром впервые появилась в шведском городе Мальме в 2006 году. …