У каждого свой Париж… Для кого-то это Эйфелева башня, кто-то желает увидеть Джоконду, кто-то любит просто посидеть в ресторанчиках и отведать французской кухни. Мое путешествие было в первую очередь посвящено временам Консульства и Первой Империи. Наполеон Бонапарт – вот основная причина моего интереса к Франции и цель организации этой поездки.

Приезд 10 августа, 2003
Пешеходная прогулка по городу: Сакре Кер, Опера, Площадь Согласия, Вандомская площадь, Сад Тюильри За бортом – 34С! Солнечно. Мы – в Париже!!! После размещения в небольшом уютном отеле Gerando** (Metro Anvers, Rue Gerando, 11) мы отправились побродить по городу. Только в районах основных достопримечательностей было скопление туристов, в остальных - город опустел. Все ходили с взятыми в отелях картами и спрашивали друг у друга маршрут к тому или иному памятнику. Меня раза три останавливали иностранные туристы и, имея карту, тем не менее, спрашивали, как пройти к площади или соседней улице. Все вокруг понимают по-английски, поэтому проблем с общением у меня ни разу не возникло. Поднялась к Сакре-Кер посмотреть Париж с самой высокой точки города. Базилика построена в Византийском стиле, вид на Париж – прекрасный. Далее – пешком до Оперы Гарнье – оказалось, совсем недалеко. Забегая вперед, скажу, что город показался мне маленьким и уютным – узкие улочки, небольшие вагоны метро. От Площади Согласия видно триумфальную Арку. Солнце садилось, последние лучи тонули в фонтанах рядом с огромным обелиском, день близился к вечеру. Через небольшую, окруженную двумя старинными зданиями, Вандомскую площадь, в центре которой возвышается колонна, увенчанная статуей Наполеона, вышла к Саду Тюильри. Было около девяти часов, он уже закрывался. В предвкушении предстоящих событий я вернулась в отель – завтрашний день ожидал быть намного интереснее.

День первый 11 августа, 2003
Башня Нотр Дам – Консьержери - Сент Шапель – Дефанс - Мальмезон – Триумфальная Арка
К 9 часам отправилась к Нотр Дам. (Метро Cite – планы метро, расписание поездов, время открытия музеев) Посетить его мечтала с момента прочтения «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго, а французская версия одноименного мюзикла только усилила интерес. Подумать только, вот на этом самом месте шесть веков назад танцевала Эсмеральда, тут погибал Фроло… Убранство Собора можно рассматривать очень долго – все порталы разные и содержат интересные скульптурные композиции из библейских сюжетов. У входа на башню купила музейную карту на 3 дня за 30 евро. Подниматься долго, лифта нет. Но восхождение по узеньким винтовым лестницам доставило мне истинное удовольствие. Мысль о том, что вот точно также в средние века по ним поднимались монахи, а может Квазимодо в порыве отчаяния искал в этих лабиринтах утешение, приводила меня в трепет. Наверху страшные полулюди получудовища – гаргульи – берегут покой собора, внизу – зеленая Сена, далеко впереди в слабой дымке виднеется Сакре-Кёр.

Консьержери находятся недалеко от Собора - во времена Революции они были тюрьмой. Тут можно увидеть сидящую в камере Марию-Антуанетту. Впечатление после посещения осталось гнетущее. В небольшую часовню Сент-Шапель стоит заглянуть на второй этаж – прекрасный памятник готике. Район Дефанс не вызвал восторга, да меня и не интересует современная архитектура. Достаточно большой торговый центр, движение транспорта организовано под землей. Напоминает город будущего из фильма «Пятый Элемент» - не в моем вкусе. Там я оказалась исключительно по пути в Мальмезон.

От Дефанс 258 автобус идет до Мальмезона. Найти остановку оказалось легко – везде есть указатели, радом с каждой остановкой – электронное табло с расписанием. В Мальмезон автобусы ходят каждые 10-15 минут. Ехать минут 15-20. Это место мне хотелось посетить давно, Резиденция Императрицы Жозефины. Именно в нем производились съемки последнего фильма «Наполеон» с Кристианом Клавье в главной роли. И вот я иду по каменной мостовой к Мальмезону, спасаясь в тени высоких каштанов от нещадно палящего солнца.(35С!). Тут когда-то проезжал Бонапарт, стремясь отдохнуть в объятиях Жозефины… Все напоминает о том времени… Очень уютный, небольшой дом – не чета помпезному Версалю. Не удивительно, что Императрица предпочитала Мальмезон. Внутри все обставлено со вкусом. В зале Ваграма висит картина Давида «Бонапарт на перевале Сан Бернар», еще запомнилась комната Императора –интерьер в теплых желтых тонах. Потрясающе отделан кабинет, где помещается библиотека – мебель из дерева, множество книг в дорогих переплетах. Вокруг дома небольшой садик с извилистыми тропинками, как будто сама природа позаботилась об уюте этого уголка. Когда-то в саду цвели розы, но в этот раз солнце выжгло практически всю растительность. От Мальмезона остались отличные впечатления, очень хотелось бы побывать там еще раз.

Вечером – посещение Триумфальной Арки. Пускают по музейной карте. Потрясает! Никогда не думала, что она такая огромная! Поистине гигантские размеры. Там внутри есть даже музей. Наверху – барельефы с изображением сцен баталий, но все не рассмотреть – очень высоко, помог приобретенный путеводитель, где есть фотографии отдельных барельефов. Подниматься высоко, но оправдано – вид Парижа великолепен.

День второй 12 августа Фонтенбло – Триумфальная арка
В Фонтенбло приехала в начале десятого, на поезде с Лионского вокзала дорога занимает 35 минут, потом еще минут 15 на автобусе – остановка Chateau. В 10 часов была экскурсия с французским гидом по Малым Апартаментам Наполеона (без экскурсии можно ходить только по основной части замка, а в Малые Апартаменты и Музей Наполеона пускают только с гидом). Тут мне пригодились приобретенные в школе знания итальянского языка, а мимика и жестикуляция экскурсовода помогли понять большую часть рассказа. Начало экскурсии было во «Дворе прощания» - в памяти встают сцены из фильма «Ватерлоо» Бондарчука. Небольшой дворик, солнце еще не успело стереть длинные тени на земле. Император прощается со старой Гвардией, целует Знамя… (Кстати, оно сохранилось до наших дней и находится в Музее Армии). Отовсюду веет историей…В Апартаментах особенно запомнился картографический зал, где три стола образуют огромную площадь для того, чтобы спокойно можно было разложить карты военных кампаний. А еще врезалась в память библиотека Императора, в центре которой дубовая винтовая лестница ведет на второй этаж – просторный кабинет с мебелью из дерева, множество книг. Через полтора часа я уже самостоятельно рассматривала доступные для свободного входа апартаменты французских королей. Роскошный замок! Особенно потряс Тронный Зал Наполеона – великолепное убранство! Сад вокруг замка очень мил– с кипарисами, цветами, фонтанами, карпы в пруду…Стояла такая жара, что даже на самой глубине рыбы не находили спасения. Экскурсия в Музей Наполеона начиналась в половине третьего. «Утренний» гид встретила меня доброй улыбкой. Наверное, удивилась, что есть такие «ненормальные», готовые весь день провести в Музее. По сравнению с Малыми Апартаментами Музей Наполеона значительно меньше, но, тем не менее, содержит массу интересных вещей: тут и роскошный расшитый плащ из темно красного бархата к бракосочетанию с Марией Луизой, и одна из двух сохранившихся серых шинелей Бонапарта, полностью воссозданная походная палатка Императора, военная форма, сервский фарфор… В Музей можно пройти по музейной карте, но на экскурсиях она не действует. Рядом с Музеем есть ресторанчик «Двор прощания» и отель «Наполеон» - символично! Последний раз прошла через английский сад, мимо прудов, в светло зеленой воде которых отражалась построенная посередине беседка. Красиво здесь все-таки! Уехала на поезде в 17:00. Вечером снова ходила смотреть Триумфальную Арку. На этот раз уже стемнело. Вид на ночной Париж меня поразил. Эйфелева башня, конечно же, смотрится намного лучше в темноте, когда на ней загораются тысячи маленьких звездочек.

День третий 13 августа Катакомбы - Музей Армии – Дом Инвалидов – Опера Гарнье – Лувр
Несмотря на то, что с утра было прохладнее, повязала на голову мокрую повязку – спасает от жары. Катакомбы (метро Denfert Rochereau) открываются в 10:00, подошла пораньше – ко времени открытия там уже была длинная очередь. Билет – 2,5 евро (если вам больше 26, то 5 евро), музейная карта не действует. Спускаюсь – воздух стал прохладнее, в подземелье температура была не выше 18С. Слава Богу, везде есть освещение и два раза встречаются сотрудники музея, иначе идти 45 минут по узким лабиринтам, где с обеих сторон аккуратно сложены кости и черепа со старых парижских кладбищ, - состояние не из приятных. Есть интересные высказывания о Жизни и надписи с захоронений. Мысли уносятся в Вечность. Далее отправилась в столь желанный Музей Армии. (метро Invalides) Осмотреть его за день невозможно, да меня и не интересовали залы, посвященные 20 веку. Я сразу направилась к Залам Наполеона – ходить там можно тоже долго – Зал Консульства, Египет, Ваграм, Ийена, Булонь – названия всех я и не вспомню. Масса экспонатов – портреты маршалов, Императора (Наполеон в Фонтенбло, 1814 г.); мельчайшие детали униформы: пряжки, кивера, кольбаки, доломаны, ментики; в зале второй Империи реконструирована комната Императора на ос. Св. Елены. Во Дворе Музея множество пушек самых разных эпох. Вход к Гробнице Наполеона отдельный, по музейной карте пускают один раз – ставят штампик. Внутри – роскошно. Над входом к императору выгравированы его слова «Я хотел бы быть похороненным среди французского народа, который я так любил». Великий Человек!

Далее – Опера Гарнье, посетить которую хотелось еще со времен просмотра мюзикла Веббера «Призрак Оперы» и прочтения одноименной книги. Вход 6 Евро, карта не действует. Внутри – непередаваемая роскошь! Даже не верилось – то, о чем столько было прочитано и увидено в фильмах, теперь находится перед моими глазами! Шикарная лестница – поднимаясь среди нимф и амуров, в полумраке свечей, действительно ощущаешь себя частицей того времени. Зрительный зал в сравнении с Большим Театром намного меньше, но очень гармонично спроектирован. Наверху – огромных размеров богато отделанная люстра. Ложи отделены друг от друга неполными перегородками. Все в красных праздничных тонах. Мне очень хотелось посетить подземелье и удостовериться в наличии подземного озера, о котором писал Г. Леру, но, как мне сказали девушки на контроле, таких экскурсий пока не проводится (даже с гидом), но возможно, что в будущем они будут.

Дорога к Лувру шла мимо Мэрии – ослепительное здание – и Гревской площади, где танцевала Эсмеральда… Как мне рассказала одна парижанка на следующий день, название площади происходит не от слова «восстание», а от слова «галька» - недалеко на берегу реки торговцы торговали на этой площади. Отсюда и ее название. Не знаю, насколько верно, но так считают парижане. Рядом с Лувром много великолепных зданий - жаль, время близилось к вечеру, и я не успевала их хорошенько рассмотреть.

По средам Лувр открыт до 21:45. В нем меня интересовали только картины, посвященные Бонапарту, поэтому у стенда Информации под стеклянной пирамидой я сразу спросила, как мне их найти. Перед глазами – Коронация Императора кисти Давида. Оказывается, картин было две – вторую я позже увидела в Версале. Рядом висят «Наполеон в Абукире», «Солдат Старой Гвардии». Джоконду зашла посмотреть, так как она находилась недалеко от зала французской Живописи. Там же был фрагмент «Бонапарт на Аркольском мосту» - в Питерском Эрмитаже на третьем этаже тоже висит эта картина, но больших размеров. В Лувре еще впечатлили апартаменты Наполеона III. Стоит посмотреть – очень роскошно. Не могу не упомянуть сувенирные магазины – в Лувре они находятся под пирамидой и их очень много. Найти там можно, наверное, любую книгу по искусству, масса постеров разных размеров.

День четвертый 14 августа Замки Луары (Блуа – Шенонсо – Шамбор) – Латинский квартал
Накануне зашла в турфирму weri, купила однодневный тур по замкам Луары за 50 евро. Ровно в 8:00 автобус отправился от площади Denfert-Rochefort. В группе, кроме французов, были еще туристы из Азии и Италии. Приятная итальянская речь была слышна в Париже буквально везде. Первым был Замок Блуа. Маленький симпатичный городок, наверное, до него можно доехать и на поезде, поскольку замок находится недалеко от станции. Сам Замок строился в три этапа и поэтому выглядит очень красиво – каждый владелец оставил свой след. Минут 20 французский гид рассказывал историю возникновения замка, потом у нас был еще час побродить по нему самостоятельно. Запомнился вид на Луару, открывающийся со стен замка – темно серые крыши с цветом черепицы трубами и серая спокойная гладь реки.... Второй замок, который мы посетили в этот день, - Шенонсо – пожалуй, можно назвать самым красивым из всех. К нему мы ехали узенькими дорогами (во Франции вообще все выглядит очень миниатюрным), вдоль Луары, которая показалась мне совсем неглубокой – то там, то здесь виднелись отмели. Построенный на реке, Шенонсо выглядит очень изящно, несмотря на обилие комнат. Здесь особенно запомнилась кухня – несколько просторных помещений на нижнем этаже, на столах разложена кухонная утварь. Словом, все сделано в средневековом стиле, и невольно ощущаешь себя участником той жизни. Последним в маршруте был Шамбор. По дороге к нему нам встречались туристы на велосипедах – видимо, действительно, неплохая идея посещения замков, тем более, если учесть, что во Франции дорогу можно переходить, не смотря по сторонам – абсолютно везде машины останавливаются. Замок огромен. В нем можно потеряться. Несколько входов и выходов в каждой комнате – настоящий лабиринт. Но немного проигрывает Шенонсо в общем плане, так как построен немного вдалеке от Луары. Вернулись в Париж около восьми вечера. Было еще светло. Я отправилась бродить по Латинскому кварталу (метро St Michel) – до полуночи, а может и дольше, когда весь Париж, казалось бы, уснул, тут кипит жизнь. Многочисленные ресторанчики, закусочные, сувенирные лавки – играет музыка, прям на ваших глазах готовятся национальные явства. Поесть можно сравнительно недорого – от 11 до 15 евро.

День пятый 15 августа Нотр Дам (служба) – Музей Орсе – Музей Армии – Версаль – Музей Гревен – Люксембургский Дворец – Улица Бонапарта
15 августа в этом году – Национальный праздник – День Успения. Кстати, в этот же день в 1769 году родился Наполеон Бонапарт. Первая месса в Нотр Дам начиналась в половине девятого. В восемь я была уже у Собора, тень которого закрывала собой всю площадь. До начала мессы я полчаса бродила внутри собора, рассматривая многочисленные витражи и капеллы. Храм огромен, акустика великолепна – с истинным наслаждением слушала церковное пение. Не смогла удержаться и не взобраться во второй раз по узенькой витой лестнице на крышу собора. Прощальный взгляд на Париж – в эту поездку я его больше не увижу. Далее – Музей Орсе. В нем мне хотелось увидеть только картину Зимней кампании 1812 года. После нескольких утомительных минут поиска она предстала моему взору: темная, набольшая – художнику точно удалось передать мрачное настроение Императора и удручающий дух солдат. Сам Музей расположен в Здании Старого Вокзала и организации экспозиции достаточно интересна. В Музей Почетного Легиона мне, к великому сожалению, попасть не удалось – он был закрыт на реконструкцию, и как мне сказали, надолго. Не могла не посетить во второй раз Музей Армии. Уютный внутренний дворик. Чем-то напоминает Фонтенбло. Пушки, мортиры… и Император, взирающий с высоты на свою Империю. Ходила более двух часов – хотелось удержать в памяти как можно больше.

После обеда поехала в Версаль. (RER 4, Chateaux Versaille River Gouche, от вокзала идти 5-7 минут). Здание интересное, но было очень много народу. Такое ощущение, что туристов возят смотреть только Версаль, Лувр и Эйфелеву Башню. После увиденных замков за все мое время пребывания во Франции, этот не произвел особого впечатления. Запомнилась опочивальня Марии Антуанетты, известная мне по фильмам и картинам, и Зал Битв, куда я и стремилась. Огромные картины «Битва при Маренго», «Аустерлиц» можно увидеть только там. Также там висит второй оригинал «Коронации Императора» и «Император Наполеон». Словом, есть что посмотреть поклонникам Первой Империи. В садик я не пошла – он показался мне совсем небольшим, практически все можно увидеть из окон дворца. Общее впечатление, если сравнивать с Петергофом, не в пользу первого. Резиденция Петра Первого намного превосходит, если не по внутреннему убранству, то по садово-парковому ансамблю однозначно.

Вернувшись из Версаля, успела еще в музей восковых фигур Гревен. Бесподобно! Тут представлена вся история Франции – Квазимодо и Эсмеральда, Три Мушкетера, Мария Антуанетта, Наполеон, Семья Бонапарта. Все это сделано в виде жанровых сцен, с музыкальным сопровождением, а обилие зеркал и лазеров превращает путешествие в реальность. Вход безумно дорог – 16 евро, но посетить, безусловно, стоит.

Вечером пошла прогуляться по вечернему Парижу. Впереди – Люксембургский сад. Вазы, статуи, фонтаны, клумбы во французском стиле… Много народу отдыхает прямо на траве. Симпатично. У выхода на другом конце сада начинается улица Бонапарта. Еще при подготовке к поездке при чтении названий улиц и метро на карте города у меня в памяти возникали исторические события: метро Ваграм, улица маршала Ланна, Аустерлицкий вокзал, авеню Йены, мост Арколе, площадб Италии, авеню Фридланд…И вот табличка – Rue Bonaparte, а внизу годы жизни императора. Сама улица достаточно длинная – начинается у Люксембургского сада и ведет к Сене – и неширокая. В Париже вообще много узеньких улочек, напоминающих средневековый город. Где-то на полпути - фонтан со скульптурным изображением, церковь. Магазинов практически нет, в основном – жилые невысокие - 2-4 этажа - дома. Солнце уже садилось, и длинные тени вырисовывались на каменной мостовой.

День шестой 16 августа «Булонский лагерь» - Баталия - 200 лет
В 1803 году Наполеон готовил план вторжения в Великобританию. В марте 1804 года здесь уже стоял гарнизон численность 30 тысяч человек, которые размещались в четырёх лагерях, а к августу его численность возросла до 200 тыс. Всё это вместе составляло группировку, вошедшую в историю под названием «Булонский Лагерь».

В 7:07 с Gare du Nord поезд отправился в Boulogne Sur Mer. Ехать 2,5 часа, потом еще на автобусе до Le Portel, минут 15. В Лагере я была около 11 часов. Белые палатки в поле, мушкеты, пушки… Насыщенный вкус сухого красного вина. Солнечно, рядом – море. Горели костры, солдаты чистили форму, общались друг с другом. Интересно было посмотреть на восхищенные лица местных жителей, когда они находились среди нас, людей того времени. Мальчишки не отрывали глаз от гусарской формы.

Парад по городу, аплодисменты местных жителей. Солнце, морской воздух. Впереди – барабанная дробь прусской армии, позади – волынки шотландцев. После парада – баталия. Реконструкция исторического сражения. Как истинные почитатели французской армии, мы сражались за Императора. Он стоял во главе морской гвардии, обозревая поле битвы.

«Вам не видать таких сражений,
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел»

Грохотали пушки, искры зажигали порох… Атака английской кавалерии была успешно отражена храбрым 4 гусарским полком.

«Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут»

В тот день мы победили. Вечером были песни, кто-то учился танцевать под волынку. В лучах заходящего солнца на горизонте ясно можно было различить силуэты пушек. Фантастическая неделя, с прекрасным финалом. Завтра, рано утром поезд увезет меня в Париж, завтра наступит новый день, который будет не менее прекрасен, чем все проведенные здесь, на французской земле, ибо путь познания безграничен, и каждый день несет в себе что-то новое – надо просто уметь это разглядеть.

Страницы1

0,0/5 (0)

1 комментарий

  1. Михаил
    Михаил 08 сентября

    Рад, что дама интересуется Бонапартом
    Вероника, вижу, что вы читали мой рассказ "Фонтенбло, Мальмезон, Ватерлоо" и прошли по моим стопам. Приятно оказаться кому-то полезным. Михаил

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire

Ресторан Pierre Gagnaire – Включенный в список шести лучших ресторанов мира 2005 года…