Есть в России славный городок Каргополь. Многие, когда слышат это название, спрашивают: «А где он находится? На юге или в Крыму?». Действительно, там много городов созвучных этому – Ставрополь, Симферополь, Мелитополь, а еще есть Крыжополь.
  Я, например, всегда определяю месторасположение городов по карте улиц Москвы. Так вот, Каргопольская находится на севере, в Медведково. А город Каргополь (ударение на 1-ом слоге) находится именно на севере, в Архангельской области.
  Мне давно туда хотелось поехать. Случайно, на каком-то сайте прочитала, какие интересные туда предлагают туры. Задумали организовать поездку еще весной на сентябрь. В такое северное путешествие поехать желание изъявили немногие, вы, что с ума сошли ехать в такую глушь, говорили некоторые. Отважных первопроходцев набралось 13 человек.
  Билеты купили за 45 суток на удобный поезд 318 Москва-Архангельск, в 19.35, в пятницу выехали, в 10.30 нас встречали на ст. Няндома, еще 80 км на автобусе и, наконец, мы ступили на каргопольскую землю.
  Поселились в хорошей гостинице с одноименным названием, очень даже презентабельной. Построили ее 2 года назад, небольшая, номера со всеми удобствами, внизу кафе, сауна. После обеда пошли знакомиться с городом.
  Наверное, всякий, приехавший в Каргополь впервые, изумится облику этого древнего города. Кажется, сама древняя Русь живет в его громадных белокаменных соборах, сгрудившихся на площадях и вместе с тем вольготно раскинувшихся на берегу Онеги.
  Название Каргополя установилось довольно странно; предание говорит, что на месте, где стоит город, было чистое поле, на которое будто бы слеталось множество ворон каркать и поэтому город назван Каргополем. Предание это, однако же, не подтверждается особенным изобилием ворон около города.
  Дома в Каргополе, в большинстве своем старинные, деревянные с резными ставнями. Между оконными рамами проложена вата. Так было в моем детстве.
  До сих пор самыми высокими зданиями здесь остаются церкви.
  Каргополь – это маленький городок на Онеге, чуть ниже ее истока из озера Лаче – самого большого озера Архангельской области. Город возник в 12 веке на пути из Новгорода в Поморье. Город торговал солью, льном, хлебом, кожей. В период процветания в городе строилось много зданий и в первую очередь церквей и соборов, придавших ему особый облик. Во время царствования Ивана Грозного, в 1965г. Каргополь числился в списке 19 царских городов.
  В 15-17 вв. город процветал и развивался, но с ростом Архангельска и выходом России на Балтику, его значение стало постепенно падать и из крупнейшего торгового центра России город в 19-ом веке уже глухой уездный городок. И лишь великолепные храмы, возвышающиеся над деревянными домами, напоминают сейчас о его былом величии.
  Каргополь – это своеобразный музей под открытым небом. Сохранилось несколько белокаменных церквей, построенных в 16-18 вв. К сожалению из 22 храмов осталось всего 11.
  Христорождественский собор 1552-1562 гг. - древнейшее каменное здание в городе на Новой площади, еще помнит времена Ивана Грозного. Главная святыня Каргополя.
  Благовещенская церковь 1692г на Старой торговой площади, с роскошной отделкой окон и наличников. Стены испещрены узорами. Грабарь писал, что она «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу». Здесь же церковь Рождества Богородицы 1680г., как и у Благовещенской оконные проемы церкви богато украшены белокаменной резьбой.
  Церковь Иоанна Предтечи 1751 г., самый высокий (35 метров) и самый большой по внутреннему объему храм в городе.
  Введенская церковь 1802г., Воскресенская церковь – огромный белокаменный храм с 5 огромными куполами, Троицкая церковь 1790-1802г. с огромным куполом в форме полусферы, церковь Зосимы и Савватия Соловецких 1814-1819гг. – последнее по времени крупное сооружение.
  И, наконец, Соборная колокольня (1772-1778, высота 61,5 м.), построенная после пожара в царствование Екатерины на отпущенные ею казенные средства. 3 яруса больших пролетов, по которым можно подняться и увидеть город с высоты птичьего полета. Горизонт открывается широкий, на берегу величавой реки Онеги город полный белых ангелов-храмов, деревянных особняков с резными наличниками, уездных зданий, купающихся в зелени высоких тенистых деревьев. Смотришь на всю эту красоту сверху и думается, что и люди здесь живут святые, божественные, гостеприимные и радушные.
  Да, богат Каргополь храмами, но они большей частью стоят без ремонта, очень грустно видеть это.
  Но Каргополь – это не только храмы и соборы, Каргополь – это исстари мир купцов и торговцев. Раньше здесь было много магазинов, лавок и лавочек. Кроме бакалейных, рыбных, мясных и других лавок, были мануфактурные, кожевенные, гончарные, деревянные, изделия из сосновой драни, фаянсовые.
  Сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля ведется по сию пору.
  А в Доме купца Вешнякова (конец 17 начало 18 в) на Архангельской ул. расположился центр народных ремесел «Берегиня», где проводится мастер-класс по лепке каргопольской глиняной игрушки. В сувенирном павильоне мы накупили коняшек, утушек-свистулек, мишек, расписных фигурок баб в сарафанах, мужиков с балалайками или гармошками.
  Тут и девицы нарядны и баски (В каргопольском наречии от слова красиво, хорошо)
  Тут и молодцы – завидны женихи
  Лишь один-то маленько подгулял –
  Во хмелю гармонь и шапку потерял.
  Разбегаются игрушки по двору,
  Зачинают старинную игру.
  Скачут, пляшут да сказки говорят,
  Позабыть тоску-кручинушку велят!
  Ускакать готовы розовы коньки,
  А зелены мишки встали на дыбки.
 
  Этот стих нам прочитал наш экскурсовод Леонид Иванович. В нем рассказывается о бабе Уле из села Гринево – с которой и началась знаменитая каргопольская игрушка.
  Еще нам показали историческую экспозицию «Город у реки» в бывшей Введенской церкви.
 
  А к вечеру нас ожидала речная прогулка на маленьком пароходике по озеру Лаче
  Мы все переживали, как нам повезет с погодой. Прогноз изучали каждый день. Обещано было
  + 8-10, облачно, временами дожди. Слава богу, дождя не было, иногда проглядывало солнце, а к моменту нашего отплытия над рекой раскинула свое коромысло огромная радуга. Настроение было хорошее, приподнятое. В местном магазинчике мы запаслись всевозможными наливками (клюква, черника, шиповник - о-о-чень вкусные!), Леонид Иванович особо нам рекомендовал напиток покрепче – Русский лед – архангельского производства.
  На пароходе музыка играла, дул свежий ветер, танцевали-веселились. С реки, даже в это пасмурную погоду открывался дивный вид, когда на небе собрались причудливые серо-белые облака, а случайные лучи солнца сквозь прорвы облаков опускаются на башни и маковки церквей.
  Внизу, в уютной каюте нас угощали вкусной ухой, шашлыками, копченой рыбой и морсом. Мы наворачивали с большим аппетитом, поднимали тосты на славный город Каргополь, вспоминали наши прошлые поездки, пели песни, а Леонид Иванович исполнил несколько романсов. Жаль, гитары не было.
  Обычно, в таких случаях пишут, уставшие, но довольные, вернулись мы в свою гостиницу, где заранее была заказана сауна и столики в баре. У кого силы были, продолжили этот вечер, а большинство, в то числе и я, к большому сожалению, легли спать.
  На следующий день ожидалась не менее интересная программа – поездка в старинное село Лядины (35 км), школьный этнографический музей, а также «Музей одной семьи « начала ХХ века поэтессы Галины Сергеевой.
  В автобусе Леонид Иванович читал нам олонецкие сказки, объясняя при этом особенности местного наречия. Мне всегда были интересны этнографические названия и местные выражения. Например, в названии с. Кучепалда, реки Сиянга, Лекшма, Тихманга ударения, как и во многих других, ставятся на первом слоге. В разговоре местных жителей и сейчас встречаются такие необычные слова: гостьба (пирушка), едрен (здоров), ляга (лужа) порато (очень, сильно), пестунья (нянька) теплинка (огонь) шти (щи).
  Еще Леонид Иванович немного похулиганил, загадав нам глагол, в начале которого 6 гласных. Ни за что не отгадаете! ВЗБЗДН… А слова Филимон, тютька и вовсе означают мужское и мальчишеское достоинство.
  В деревнях вместо слога ЧЕ. Произносят ЦО, т.е. начинается цоканье, коего нет в городе.
  Сковородник на пецы,
  Ты немного хлопоцы,
  Десяточка два-три
  Бликов испецы.
 
  Не успели посмеяться и от души повеселиться, а мы уже в Лядинах. Название села Лядины означает «поросшее лесом поле».
  Нам предстоит осмотреть памятник, считающийся одним из шедевров деревянного зодчества – шатровую Покрово-Власьевскую церковь, шатровую колокольню и многоглавую Богоявленскую церковь – удивительный красоты – архитектурный ансамбль 18 века, так называемая тройка. В интерьере летней Покровской церкви сохранились уникальные многочастные «небеса». Небеса здешних с виду неброских деревянных сокровищ - еще одна гордость этого края. Это 6 или 8 сегментов внутреннего потолка в многогранном шатре и на каждой с потрясающим мастерством изображен евангелист или архангел (взрослый ангел).
  Срубили эту церковь местные жители. Собирались всем миром и решали, кто будет строить. Выбирался мастер, его помощники, составлялся письменный договор, заканчивающийся словами «как мера и красота скажут».
 
  Далее наша экскурсия продолжилась в школьном этнографическом музее. Образовалась она в 1994г. Идея создания музея принадлежит Ворощук Надежде Федоровне, заведующей и учителю Лядинской начальной школы. Дети изучают свой родной край, его историю, культуру. Силами школьников и местных жителей были собраны экспонаты из разных лядинских домов. Здесь
  можно увидеть деревянную утварь, прялки, изделия из бересты, посуду, самовары, кованые предметы, фотографии из семейных альбомов.
  Потом решили возродить забытые в селе ремесла: ткачество, лоскутное шитье, плетение изделий из бересты, вязание крючком, изготовление обрядовых тряпичных кукол, вязание рыбацких сетей.
  Интерес от простого восприятия коллекций перенесен на процесс созидания, делание музея своими руками. Сейчас дети осваивают технику аппликации из ниток. Невозможно забыть панно «На лужайке», напоминающее о лете.
  Самое удивительное, что экскурсию нам проводила девочка лет 9-10 с удивительным именем – Лаурита. Она была в сарафане, в вышитой блузке и с необыкновенно ясными глазами. А когда в комнате, стилизованной под крестьянскую избу, она подошла к люльке, и, раскачивая ее, запела «Баю-баюшки,баю, не ложися на краю…», поверьте, невозможно было не растрогаться до слез.
 
  Затем нас повезли в «Музей одной семьи» начала ХХ века поэтессы Галины Сергеевой, все в этих же удивительных Лядинах.
  Из огромного, двухэтажного, деревянного дома вышла женщина в красном сарафане и накинутом на плечи большом нарядном платке. Оказалось, что в этом доме она выросла. Все в нем сохранилось, как было при ее детстве. Сама она в прошлом учитель-филолог, сейчас ей 68 лет, но ей ни за что не дашь такой возраст. Она такая живая, подвижная, с ямочками на щеках. Ее было очень интересно слушать, на 2-ом этаже нас ожидал сюрприз – фольклорный коллектив – Лядинские славутницы. Сидели бабушки в ярких народных костюмах, платочках, всем им по 70-80 лет. А костюмы самые настоящие, из сундука. Вместе с Галиной Сергеевой они исполнили несколько песен, и грустных, и веселых, и задорные частушки. А солистка баба Глаша спела удивительно чистым и красивым голосом «Сронила колечко».
  А потом, а потом нас пригласили на настоящий деревенский обед! На первом этаже в светлой горнице стояли накрытые столы, жарко топилась печка, Галина Федоровна ловко вытащила из печи шти, уху, разлила в плошки, в мисках лежали нарезанные соленые огурцы, свежевыпеченный хлеб, калитки с картошкой, вкусный-превкусный морс, ох, и уминали мы, без добавки не обошлось, на второе нам подали картошку с грибами и царскую трапезу – жареную ряпушку. Не могу сказать, что я обожаю рыбу, но такой вкусной рыбы, братцы мои, я никогда не ела!
 
  Так закончился 2-ой день нашего пребывания в каргопольском крае. К 17 часам мы должны вернуться в Каргополь и добраться до вокзала в Няндоме. Все в один голос говорили, как жаль, что так мало времени, всего 2 дня!
  В своих прошлых отзывах я упоминала, что из-за режима работы мы не можем позволять себе 3-дневные экскурсии.
  А интересная экскурсия в Каргополь предусматривает как раз минимум 3 дня. Потому как невозможно оставить без внимания Кенозерский заповедник. Но я заранее заказала обратный билет на сутки позже. И когда мои коллеги возвращались в Каргополь, я на попутном лесовозе добралась до своей цели. Не хотелось ждать автобус, который должен быть через 4 часа. За час пути нам не встретилось ни одной машины.
  Лесовоз держал курс в Петрозаводск, высадил меня на развилке Пудожского шоссе и дер. Морщихинской, до которой мне предстояло прошагать 7 км. Кругом лес, листва шумит от ветра и никого. Признаюсь, что поначалу было страшно, а ну как выйдет на дорогу медведь или волк, и что я буду делать? Но потом успокоилась, бодро зашагала с рюкзаком на спине, 10 мин. -1 км, еще 10 мин. - 2 км. На середине пути присела отдохнуть. То и дело встречаются скамеечки со столиком.
  Остановилась я в избе Рыбака. Ночь всего-навсего 400 руб. (без питания). У меня были с собой сухие пакеты. В доме несколько номеров, обставленных в деревенском стиле, деревянные стены, лоскутные одеяла.. Внизу отлично оборудованная кухня сов сем необходимым (холодильник, плита, СВЧ, посуда, мойка), санузел, душевые с горячей водой. Что еще нужно человеку!
  Комнатка моя была с балкончиком и выходила на берег Лекшозера. Невозможно было налюбоваться огромной чашей зеркального озера, надышаться чистейшим воздухом, упиться,
  так сказать, прелестью безыкусной, но чистой природы (чего нам так не хватает в большом городе).
  Было уже где-то 8 часов вечера, сил идти куда-либо не было, я, как неисправимый жаворонок, ложусь спать в 8-9 часов, решила поберечь силы. Завтра мне предстоял сложный многокилометровый маршрут в дер. Масельгу, дабы увидеть природную диковинку – дамбу-водораздел двух океанов Ледовитого и Атлантического. Спасибо администратору в содействии взятого напрокат велосипеда.
  Утром, встав пораньше, не упустила возможности окунуться в святые воды озера, выпив чашку горячего кофе, отправилась в путь.
  Дорога идет то вверх, то вниз, ехать интересно, то и дело встречаются указатели с направлениями-стрелками – Кенозеро, Думино, Гужово.
  Тишину нарушают только пение птиц.
  И вот я на Масельгской гряде. С востока озеро Вильно (принадлежит бассейну Белого моря), с запада – Масельгское (относится к Балтийскому морю). Идешь себе по дороге, а вода из одного в водосборе Онежского и Ладожского озер стекает в Атлантический океан, из другого течет глухими речками через непроходимые болотистые леса в Кенозеро, далее в реку Онегу, в Белое море и в Северно-Ледовитый океан.
  В любое время года, даже в осеннее ненастье осознаешь красоту и величие творения природы. Это ведь не что иное, как слепок из песка и валунов внутриледниковой реки.
 
  После дамбы небольшое поле, шлагбаум с охранником. Проверка пропуска (оплата 50 руб.) и вот она, деревня Масельга. В переводе с угро-финского языка, это земляная гора.
  Масельга довольно живописно занимает один из самых высоких береговых холмов. Отсюда открывается живописная панорама на озеро, заливы и острова и тянущиеся до горизонта леса. Место это более всего соответствует сказочным представлениям о Русском севере.
  Мне нужно проехать еще примерно с километр вдоль озера, чтобы подняться на Хижгору.
  Лесенка в 5 ступенек, а дальше узенькая тропинка через лес к вершине холма. По сторонам могильные холмы, покосившиеся кресты, покрытые от времени мхом и лишайником. Поминальные и обетные ленты. Это погост храма А.Свирского. Сам деревянный храм сохранился, сейчас реставрируется. 12 сентября, в день преподобного Александра Свирского здесь собираются жители всех окрестных деревень.
  Пора возвращаться, мне ведь еще нужно добраться до вокзала. И хотя до Няндомы всего 160 км, выезжать нужно, имея хороший запас времени. По пути делаю фотопаузы.
  К месту своей стоянки вернулась в 12-ом часу дня. Немного отдохнув, начала собираться в путь.
  Хозяин велосипеда Александр довез меня на своей старенькой Газели до развилки.
 
  На часах было 13.45. Чтобы не мерзнуть, зашагала по дороге. За час не было ни одной машины. Я, было, приуныла, но вот показался лесовоз, машу рукой, забираюсь в кабину. Водитель ехал до Лядин, иду пешком еще полчаса, останавливаю такой же лесовоз. Его маршрут лежал до Каргополя, я решала выйти на объездной трассе Каргополь-Няндома, чтобы не терять время, а напрямую ехать до Няндомы. До поезда 2,5 часа, время есть. Проходит час, а мне не удалось остановить ни одну машину. Один паренек довез меня 20 км, дальше он не ехал, высадил на остановке и обнадежил, что машины здесь останавливаются. Проходит еще полчаса – ни одной машины. А если и покажется какая – не останавливается. Несмотря на мои отчаянные жесты. До отправления поезда 1.15, 1.10, 1.05. Я в панике, остается ровно 1час, до станции 70 км, и если я сейчас не сяду в машину, мне светит грустная перспектива сидеть на вокзале и ждать ночного поезда. Да что ж это такое, никто не хочет подработать! Но надежда умирает последней и я теплила в себе крохотную толику надежды, что все закончится хорошо. И в это минуту возле меня остановилась такая же старенькая газель, как у Александра из дер. Морщихинской.
  Я заметила, чем проще машина, тем человечнее и участливей водитель. Парень оказался разговорчивый, рассказывал, как он крутится-вертится, то ремонт дома тещи в Конево, то двигатель полетел, вот ведь хотели на юг поехать, не пришлось, трое детей, дом сам построил, недавно ездил в Беломорск, халтура хорошая попалась, я его слушаю в пол-уха, а сама, знай, километры отсчитываю да на его электронные часы поглядываю. За полчаса до отправления осталось 30 км. Просто в обрез. Но почему-то верю, что успеем. Остается 5 мин. И 2 км до вокзала. Паренек заметно нервничает, я держу себя в руках, и его подбадриваю, ничего, 5 минут - это много, за 5 минут столько можно успеть. Вот и вокзал. За 2 минуты до отправления я бегу с рюкзаком к своему вагону, все двери закрыты, только 1 проводник стоит у 10 вагона с красным флажком. Вот он мой спаситель. Все! Успела!
 
  Вот так я съездила в Кенозерский заповедник. Конечно, что я могла увидеть за полдня!?! По-хорошему там надо остановиться хотя бы на неделю. Я ведь была в южной части заповедника, а самое интересное в северной, в Плесецкой части. Там сохранилось очень много часовен. Они все живые, в них совершаются обряды, проходят службы.
  В 1871 г. по этим местам совершил поездку известный этнограф А. Гильфердинг. Он определил суть Кенозерья двумя словами: свобода и глушь.
  А действительно, тут не было татаро-монгольского ига. Не знали эти края и крепостного права. Революция ХХ века с последовавшей за ней Гражданской войной тоже не затронули Кенозерье, как более близкие к торным дорогам места. Вот тут и сохранился уголок настоящей первозданной Руси, типичный сельский ландшафт Русского Севера, сложившийся еще в 12-16 веках, - с первозданными лесами, чистыми голубыми озерами, часовнями. Такого не найдешь нигде.
 
 

Автор Татьяна

Страницы1

4,4/5 (5)

2 комментария

  1. Людмила
    Людмила 21 августа

    Хороший рассказ, добрый!..
    Мы тоже только что оттуда. Плюс Соловки.

  2. Гость
    Гость 17 января

    Дорогая редактор, а где если не секрет вы эту экскурсию нашли? Хотелось бы тоже воспользоваться, тоже собираемся туда

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…