На Кипре в пригороде Ларнаки мы отдыхали в сентябре 2002 года. До этого мы были только в Египте, так что сравнивать особо было не с чем. С очередью в кипрском аэропорту мы пролетели – выбрали самую «удачную», вышли из автобуса в зал аэропорта почти первыми, но в нашем окошечке на паспортном контроле попался такой флегматичный молодой человек, что мы миновали этот самый контроль практически самыми последними. Через соседние окошки прошли люди не только с нашего самолета, но и с парочки других, а наша сплоченная очередь все стояла и стояла, всем составом наивно надеясь, что вот после этого-то человека мы начнем двигаться поактивнее. Вот сейчас спроси, почему мы не перешли в соседнюю очередь? А не знаю почему, может жара нам в голову так ударила, что соображение отбила напрочь. Но ведь нас таких была целая очередь! Оказалось, что нам не положено никакой марки-визы, а выражение «безвизовый режим въезда» надо понимать буквально. Зато проявили бдительность по поводу нашего отъезда и в паспорте на поставленном въездном штампе исправили разрешенную длительность пребывания на острове с законных трех месяцев на реальную дату согласно обратному билету. Это наверно для того, чтобы лишних соблазнов не возникало, например, на самолет опаздывать или дату отбытия позабыть. Но вот наконец-то мы миновали контрольные пункты и стали искать представителя нашей турфирмы. Почему-то обнаружили маленькую табличку данной фирмы под большим плакатом другой, из этого видимо следовало, что они близнецы-братья и едины в двух лицах.

Тогда еще нам название фирмы было не принципиально, мы были рады, что нас еще ждут, что мы есть в списках, что нам, как и остальным, подготовили и выдали какой-то пухлый заклеенный конвертик (вряд ли там деньги, но все равно интересно), и что скоро мы уже окажемся в отеле, где нас наверно покормят ужином и уложат спать. Содержимое конверта мы подробно изучили в автобусе, где дожидались оставшихся соотечественников. Там оказался буклет с предлагаемыми экскурсиями, прайс-лист на них и на арендуемые машины, полезные телефоны и другая информация, которая могла бы нам пригодиться, но к счастью так и не пригодилась. Расположение отелей, их внешний вид сильно отличались от того, к чему я привыкла в Хургаде. Например, наш отель Sandy Beach находился между двумя другими совсем рядом с ними. К сожалению, ужин в отеле к моменту нашего торжественного прибытия благополучно закончился, поэтому мы вынуждены были лечь спать на голодный желудок. За это нам выдали ваучер, который позволял нам бесплатно пообедать на следующий день. Перед сном мы бегло осмотрели наш отель. Правда, территорию изучить не удалось, так как возле бассейнов в саду какая-то новобрачная пара вовсю принимала поздравления от своих гостей. На ночь глядя не очень-то хотелось думать об этом. (Забегая вперед, скажу, что мы немало удивились, когда в следующую пятницу и в субботу процедура приема гостей у бассейнов и в ресторане отеля повторилась, но уже, естественно, с другими действующими лицами. Вот такой свадебный отель!)

На следующий день мы обозрели окрестности нашего и соседних отелей и изучили ассортимент во всех близлежащих магазинах. Потом на встрече с нашим туроператором купили несколько экскурсий. Андрей уже с утра занырнул в море и вылез оттуда вполне довольный. Водичка оказалась теплой и прозрачной, песок быстро ложился обратно на дно. Средиземное море достаточно соленое, так что плавать легко. Конечно, по цвету и подводному ландшафту оно значительно уступает Красному, но все равно достаточно приятное и красивое. На первой экскурсии нас привезли к границе, разделяющей Кипр на две части. Северная часть острова в 1974 была захвачена турками и незаконно удерживается до сих пор. Мы видели пустой город, который называется Фамагуста. А сами киприоты называют его «мертвый город», потому что в нем никто не живет уже много лет. Турки выгнали всех жителей и обещали вернуть город, если киприоты признают за ними всю захваченную территорию – 37% острова. Жители острова конечно на это не согласились, поэтому городу суждено превратиться в руины. За время оккупации Кипра Фамагуста настолько обветшала, что уже не подлежит восстановлению, теперь уже и сами турки не смогли бы в ней жить. Нам выдавали бинокли, чтобы мы могли поближе рассмотреть, какое жалкое зрелище представляет собой некогда большой курортный город с тысячами домов и десятками отелей вдоль побережья. Посреди города стоит строительный кран, который удерживает плиту, и в таком виде стоит почти 30 лет. Киприоты очень болезненно относятся к этой истории и не приветствуют каких-либо отношений туристов с оккупантами. Турецкая территория огорожена колючей проволокой, но при желании туда можно попасть. Тогда тебе в паспорт ставят специальный зеленый штамп. И если ты после этого снова прилетишь на греческую часть острова, то, увидев этот штамп, тебя просто не пустят на территорию страны как пособника вражеской стороны. Туркам неоднократно делались заявления со стороны ООН и других организаций о незаконности их пребывания на территории другого государства, но они предпочитают на них никак не реагировать. Поэтому для предотвращения каких-либо вооруженных конфликтов на острове постоянно присутствуют миротворческие силы. Кроме этого, со времен господства Великобритании после провозглашения независимости острова на Кипре остались 2 английские военные базы. Думаю, что служить на Кипре гораздо приятнее, чем в Англии. Английские военные даже после выхода на пенсию предпочитают остаться на острове, нежели возвращаться в Англию с ее дождями и туманами.

После Фамагусты мы поехали в большой аквариум, где посмотрели разных красивых рыб, в том числе акул, мурен, всяких мелких карасей. Только нас почему-то не предупредили, что лучше сначала осмотреть наружный парк с экзотическими животными, а потом аквариум внутри. В результате, когда мы вышли в парк, солнце уже село и на улице стояла кромешная темнота. Кое-где горели фонари, но они помогали только не свалиться в бассейн к животным. А вот что за животные и как они выглядят – этого уже было не видно. Пришлось поверить на слово, что там крокодилы и черепахи. В полном недоумении мы побродили между бассейнами, полюбовались на спящее кое-где нечто и уныло поплелись к автобусу. Это был первый минус в организации экскурсии. Потом нас повезли в Айа-Напу, где давалось представление под названием «Танцующие фонтаны». Айа-Напа раньше была маленькой деревушкой, но благодаря своему удачному расположению на берегу моря с развитием туризма на острове она стала превращаться в курортный городок. И теперь является молодежным курортом, в котором жизнь кипит преимущественно по ночам: открываются кафе, бары, магазины, аттракционы, ночные клубы, и на улицах в это время множество людей, в том числе с детьми. За время нашей поездки один из туристов так хорошо отдохнул душой и телом, что заснул прямо на представлении. Глядя на пьяного земляка, мы чувствовали себя почти на родине. Его пришлось грузить в автобус насильно. А когда его высадили на обратном пути возле отеля, то швейцар с ним не смог справиться и побежал за подмогой, усадив слегка живого «руссо туристо» на тележку для чемоданов, с которой он все время норовил сковырнуться. Вот это я понимаю – человек получил удовольствие от экскурсии. Он-то уж точно не станет потом ворчать по поводу того, что ему не показали крокодилов во всей красе. Интересно было бы узнать, помнил ли он на утро, что вообще куда-то вчера ездил?

Вторая экскурсия у нас была в город Пафос, самый северный из курортных городов Кипра. По дороге мы посмотрели древние мозаики, хорошо сохранившиеся до наших дней. Этими мозаиками украшали пол в помещениях: жилых домах, банях и т.д. Потом мы увидели древний театр, который представляет собой как бы половину привычного для нас амфитеатра – полукруг. Он сохранился не так хорошо, поэтому некоторые каменные ступени были заменены современными камнями. В таком театре давались представления, позднее проводились бои с животными. В целом экскурсия построена не слишком удачно. Например, на древних развалинах, в каменном театре и у мозаик дают время на съемку и фотографирование – какие-то жалкие минут 10, а потом надо срочно вернуться в автобус, потому что ждать тебя очевидно не будут. Между тем, на обратном пути, когда до отеля осталось от силы минут 20 езды, зачем-то сделана остановка на 40 минут. В ответ на наши недоуменные вопросы по этому поводу нам дали понять, что не все такие противные, как мы. Вот некоторые туристы послушно, безропотно покупают напитки и мороженое в том месте, где им приказано, тихо сидят по скамеечкам, и не скандалят по пустякам. С отлаженной системой бороться трудно, оно понятно, что здесь все схвачено, за все заплачено, и нас, естественно, не зря закинули именно в этот магазин на 40 минут. Поэтому мы не спеша обозрели окрестности и направились в автобус, дожидаться положенного времени. И это был второй минус в адрес нашей турфирмы. К тому же нас сопровождала гид, по национальности гречанка. По-русски она говорила бегло, но с таким ужасным акцентом, что я, например, понимала ее через слово. В результате общий смысл сказанного постоянно ускользал. Промучавшись пол-экскурсии, я плюнула ее слушать и просто смотрела по сторонам.

В промежутках между экскурсиями мы проводили время на пляже. В нашем отеле мне понравилось то, что лежаки с зонтиками стояли не только непосредственно на пляже и возле бассейна, но и на зеленых газонах. Так что можно было лежать в тенечке не под зонтиком, а под пальмой, что само по себе экзотичней и приятней. Климат на Кипре настолько благоприятный, что его даже считают самым здоровым климатом на планете. За зелеными насаждениями особо не ухаживают, посадили – оно и растет. Те комнатные растения, которые мы пытаемся вырастить в горшках в квартире, там спокойно растут на улице и достигают завидных размеров. Хотя надо сказать, что естественный ландшафт на острове довольно унылый и однообразный, местность холмистая и не слишком зеленая. Перед тем, как посетить остров, я несколько раз слышала высказывание о том, что если есть рай на земле, то это несомненно Кипр.(Есть ли такая страна, о которой этого не говорили?…) В связи с этим могу только сказать, что рай представляла себе несколько более богатым растительностью. Думаю, что раем Кипр называют все-таки из-за климата. Все лето (с мая по октябрь включительно) там очень солнечно и совершенно не бывает дождей. Поэтому курортная погода туристам обеспечена. За последние несколько лет на острове выпадало мало дождей даже в зимние периоды, поэтому проблемы с пресной водой обострились. Правда сейчас у них, наверное, появилось достаточное количество соответствующего оборудования для опреснения воды, т.к. нам рассказывали, что раньше вода подавалась в жилые дома строго в определенное время, а сейчас свободно круглые сутки. Но при этом воду все равно принято экономить. С этой же просьбой - разумно относиться к расходованию воды - обращаются к прибывшим туристам, т.к. добывать ее становится все дороже и труднее с каждым годом. У меня сложилось впечатление о киприотах как об экономных и очень хозяйственных людях. На Кипре высокий уровень жизни, и преобладает так называемый средний класс. Средний доход семьи при двух работающих составляет около 2 тысяч долларов, что позволяет жить безбедно и при этом еще и откладывать деньги. Так было не всегда, но благодаря трудолюбию и целеустремленности киприотам удалось достичь высоких результатов. Можно сказать, что с экономической точки зрения остров также стабилен. Для среднестатистического киприота квартира является временным жильем. В банке можно взять ссуду под очень низкий процент для покупки нормального жилья. Таковым считается собственный дом, т.е. в нашем понимании – двухэтажный коттедж. Небольшой домик на Кипре стоит от 45 000 тысяч фунтов, это около 80 тыс. долларов. Между тем киприоты умеют и любят жить красиво. Каждый домик обязательно окружен садом из цветов, деревьев и кустарников. Часто можно встретить скульптуры или фонтаны. Вокруг дома чисто, ухоженно, выложены аккуратные тропинки. В доме почти обязательно предусмотрена небольшая терраса на открытом воздухе. На острове экономят не только воду. На крыше каждого дома установлены своеобразные бочки для нагревания воды солнцем в течение дня, а также практически везде – солнечные батареи. В районе Протараса распространены ветряные мельницы. В туристической зоне жители домов обитают на втором этаже, а внизу открывают ресторан или магазин. Кипрскую деревню можно назвать деревней весьма условно, в нашем понимании это скорее коттеджный поселок – все те же аккуратные белые домики, а если деревня лежит по пути следования туристических маршрутов, то еще и множество сувенирных магазинов, банки и банкоматы.

Еда на Кипре очень дорогая несмотря на то, что кафе и рестораны находятся на каждом шагу. Примерные цены на салаты в обычном кафе 1,5 – 3,0 фунта, что в рублях примерно 85 – 170; порция горячего блюда будет стоить от 2,5 до 5,0 фунтов, или 140 – 280 рублей; стакан сока или бутылка местного пива 600 мл - 85 рублей; обычное мороженое около 150 рублей. При этом порции, мягко говоря, не маленькие. Местное национальное блюдо называется мезе. Те, кто заказывает это блюдо, ничего не зная о нем, пребывают в легком шоке. Мезе бывает мясное или рыбное. Оно представляет собой дегустацию подряд множества мясных блюд или соответственно даров моря. Порции небольшие, но их порядка 22-24 подходов. Поэтому туристу, съевшему перед этим салатик и рассчитывающему на одно «горячее», делается дурно уже где-то на 12 по счету блюде… На Кипре очень вкусная картошка. Ее выращивают в районе Протараса, урожай собирают три раза в году. Почва там очень своеобразная, называется краснозем, а вспаханное поле красно-коричневого цвета. Картошка вырастает большая, ровная и чистая. Она очень ценится, даже английская королева заказывает ее к своему столу. Вообще-то сельское хозяйство на Кипре является первой статьей дохода, а вот туризм только второй. Как ни странно, на острове, со всех сторон окруженном Средиземным морем, нет рыбы. Вернее, она есть, но в таких количествах, что можно сказать, ее нет. На острове слишком много рыбаков, рыбку всю вылавливают и не дают ей расплодиться. Ситуацию спасают только специальные рыбные фермы. Но даже в них рыба очень дорогая. В целом готовят вкусно, и кухня не очень отличается от привычной нам, если не считать, что киприоты очень любят поливать все лимоном. В городах нам попадались только фирменные магазины с качественными и дорогими товарами (если не считать сувенирных лавок конечно).

Если и были где-то привычные для нас рынки, то мы их не встретили. Цены на товары впечатляют. Хорошие часы, например, в столице острова Никосии мы видели за 5 тыс. фунтов (около 9 тыс. долларов). Цены на аппаратуру тоже значительно выше, чем у нас. На Кипре можно взять в аренду автомобиль и осмотреть достопримечательности самостоятельно. Что мы и сделали – взяли на два дня маленькую машинку и отправились изучать остров. Маленькая трудность заключается в том, что движение на Кипре левостороннее, руль у машины соответственно находится справа, поэтому с непривычки вместо поворота Андрей первое время включал дворники. Во всех машинах есть кондиционеры, поэтому путешествие довольно комфортно. Особенно если учесть прекрасные дороги. Через весь остров проходит магистраль с односторонним движением и съездами на другие дороги – очень удобно. На дороге мы видели, как кипрские водители моргают встречным фарами, предупреждая о наличии на трассе стражей порядка – совсем как у нас. При этом почувствовали даже какое-то родство душ с местными жителями. За два дня мы объехали остров вдоль и поперёк. Сначала осмотрели лучшие отели, которые попались нам по пути. Потом побывали в местечке возле Пафоса, где по преданию вышла из пены морской богиня красоты Афродита. Там из моря торчит большой камень, вокруг которого надо проплыть энное количество раз, и тогда останешься молодым и красивым долгие годы. Очень важно в этом месте искупаться! Это тоже гарантирует свежесть и молодость. Чем Андрей и занялся. Но не стал плавать вокруг камня, наверное, не хотел сильно помолодеть. Потом мы погуляли по Пафосу, сходили там в аквариум.

К слову сказать, меня приятно удивили на Кипре туалеты. Во-первых, они везде бесплатные. Это уже хорошо. Однако ничего общего с нашими бесплатными сортирами и близко нет, впрочем, как и с платными. Туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое мыло – это само собой разумеется. Кроме того, чистота, порядок, красивый дизайн и приятный запах. Например, в аквариуме туалет благоухал в отличие от окружающей территории с экзотическими животными…

На следующий день посетили столицу острова и отправились в горы. Местечко на самой вершине горной системы называется Троодос, это около 1,5 км над уровнем моря. По пути наверх и с самой вершины открываются красивые пейзажи. Наверху удивительно чистый сосновый воздух, и даже в знойный полдень слегка прохладно. Там же в горах мы наткнулись на водопад, а потом чуть не заблудились на обратном пути. Хотя заблудиться на острове очень трудно. Везде много указателей, и весь остров просто изрезан дорогами. Так что на главную дорогу все равно в конце концов попадешь, даже если страдаешь географическим кретинизмом – не по этой дороге, так по другой. Возле Ларнаки мы посмотрели соленое озеро, которое летом мелеет, а зимой становится полноводным, на него в конце октября прилетают фламинго. Мы тоже видели несколько «ранних» птиц. А вечером мы поехали в Айа-Напу, посмотреть, как кипит ночная жизнь. В парке аттракционов Андрей пытался уговорить меня прокатиться на «рогатке» - это когда двух человек пристегивают внутри шарика, а шарик подвешен между двумя стрелами. Пружина натягивается и резко отпускается, шарик стремительно летит вверх и крутится всяко разно, потом вниз и болтается до полной остановки. Потом героев еле живых опускают обратно на землю. На кабине шарика установлена камера, которая бесстрастно снимает весь процесс. Поэтому можно на себя потом полюбоваться. Не знаю, как других, но меня впечатлили уже сами отснятые кадры. И уж конечно, я бы не полезла в этот шарик, будучи в здравом уме и трезвой памяти. Однако, как ни странно, желающих было достаточно, и аттракцион не простаивал, несмотря на высокую цену – около 900 рублей с человека. Потом мы еще погуляли по городу и вернулись в отель. Было жалко отдавать машинку обратно в фирму, мы с ней как-то сроднились за эти два дня. Хорошо, что не пришлось собственноручно отгонять ее хозяину. Надо было просто поставить ее на стоянку перед нашим отелем, а ключи сдать на ресепшн. Утром за ней должны прийти представители фирмы. Как машину забрали, мы не видели, т.к. с утра уехали на третью экскурсию – морское сафари.

Почему обычная морская прогулка называется загадочным словом «сафари», наверное, не знает никто. Я так думаю, из-за очень высокой стоимости этой экскурсии. Прокатившись на лодке с так называемым «стеклянным дном», мы окончательно разочаровались в нашей турфирме. Во-первых, лодка была небольшая. Будь нас человек 10 – 12, мы бы с комфортом на ней разместились. Но фирма нам попалась очень предприимчивая, билетов на это суденышко было продано по максимуму, так что нас оказалось 33 взрослых человека на довольно скромном пространстве. Справедливости ради надо сказать, что сесть смогли все. Но если вдруг кому-то вздумалось бы поменять положение тела в пространстве, от этого тут же страдали несколько человек вокруг. Если хочешь сделать фотографии, то либо разгоняй в стороны народ, либо довольствуйся групповым фото. Кроме того, обещанное стеклянное дно находилось под сиденьями лодки. Соответственно, чтобы им любоваться, надо было согнать сидящий на этих сиденьях народ. Но ведь согнанным надо где-то стоять. Кроме того, им тоже хочется заглянуть в стеклянное дно, раз уж их все равно сорвали с места. Опять же, лишнего места для этих целей не предусмотрено, поэтому продолжительность любования морским дном через стекло строго лимитирована. В общем, куча мала. Наша гид была не только молода и загадочна, но и невероятно скромна. Иначе, почему бы это она не проронила во время экскурсии ни одного разумного слова? Это все было во-первых. Дальше пошли всякие досадные мелочи. Обед был включен в стоимость экскурсии. Поэтому кормили нас тут же, на лодке. Получается, что в том же ограниченном пространстве надо было проявить чудеса эквилибристики, удерживая на коленях большую тарелку с едой, стакан с соком (вином – на выбор), притом, что лодку все время нещадно качает. Третьей рукой предполагалось держать вилку. Для купания в открытом море не было предусмотрено специально отведенного времени. Мне не очень понравился обед в экстремальных условиях (до последнего не верилось, что еду в принципе возможно сервировать прямо здесь). Поэтому я решила не терять времени и пойти поплавать в море, т.к. уже было ясно – или сейчас, или другой возможности не будет. Самое приятное, что собрав все грязные тарелки, даже не убедившись, что туристы (в моем лице, например) не плавают вокруг лодки, наш лайнер отчалил с места на всех парусах, когда я была уже готова все простить и вернуться на корабль… Вот так меня чуть не оставили в открытом море. На лодке мы проплыли мимо разных пещер, в некоторые даже заплывали, насколько позволяли размеры лодки. С одного крутого утеса (7 метров высотой) всем желающим предлагалось сигануть в воду. Почему-то желающих нашлось очень немного. Экскурсию нам проводил молодой парень – помощник капитана нашего судна. Он по происхождению был русским, но с детства жил на Кипре. Он нас очень выручил, так как наша гид сидела смирно, набрав в рот воды или, может быть, проглотив язык. Мы прошли на лодке вдоль побережья от Ларнаки до Фамагусты, затем развернулись. В районе Протараса нас ссадили на берег к моему большому изумлению. Оказалось, что в этом месте мы должны ждать автобус, который отвезет нас обратно в отели.

На вопрос «сколько ждать» определенного ответа мы не получили. Примерно час. В реале, кстати, оказалось, что все полтора. Попытки возразить, что мы, мол, заказывали морскую прогулку, а вовсе даже не автобусную, тоже были пресечены на корню – в ответ мы услышали что-то типа «кто скажет, что морской прогулки не было, пусть первый кинет в меня камень». Не дословно, но близко по смыслу. Ждать предлагалось в строго определенном баре (по уже понятным нам причинам). Предлагалось также скоротать время тут же на пляже (с платными лежаками и зонтиками). Мы были на редкость вредными туристами, поэтому, конечно же, не промолчали. Ну действительно, хотелось знать, неужели за такие деньги (2000 рублей с человека), уплаченные за экскурсию, нельзя нормально организовать это дело, без дурацких ожиданий с моря погоды. В ответ нам с обидой было заявлено, что для нас же старались, хотели устроить нам этакий пикничок на пляже напоследок. Типа мы тут вовсе не автобус дожидаемся, а все заранее запланировано и тонко продумано. Совершенно непонятно, какое удовольствие нам должен был доставить общественный пляж с платными услугами и третьесортная забегаловка – притом, что пляж мы могли получить в своих отелях совершенно бесплатно и с комфортом, а ресторан выбрать там же по своему вкусу. Было жалко не столько уплаченных денег, сколько обманутых надежд. Впрочем, и денег тоже. Думаю, что данная экскурсия реально стоила где-то вполовину дешевле уплаченного, а если учитывать организацию «выше всяких похвал», то и того меньше. Самое обидное, что все экскурсии были куплены заранее. У нас в запасе оставалось еще два посещения аквапарков. Казалось бы, ну что тут можно испортить, однако если взяться за дело с умом…

Первый аквапарк находился недалеко от Лимассола. В городе к нам в автобус вошла экскурсовод, бодро поприветствовала и поздравила с прекрасным выбором всех туристов, отправляющихся на экскурсию в замок Колосси. Вот в этом и был фокус. Желающих посетить аквапарк было немного, выделять им отдельный транспорт конечно дураков не было. Поэтому нас просто подсадили к другой экскурсии. В самом этом факте ничего плохого не было, нас по пути высадили возле аквапарка и поехали дальше. Просто та экскурсия была довольно короткая, соответственно и наше пребывание в парке сокращалось до удобных для фирмы размеров. Осталось впечатление, что нас из жалости подобрали и по пути подбросили до места, и на обратной дороге, так уж и быть, захватят. Естественно, в удобное для них время. Только не опаздывайте. В самом аквапарке нам понравилось. Мы накатались со всех горок, качались на волнах, плавали по ленивой речке. Самое главное, что нигде не было очередей, всем хватало инвентаря. Жаль, что нам дали мало времени. Приходилось постоянно уточнять время и рассчитывать, куда еще можно успеть. По идее, мы должны были прямо в парке пообедать, но некогда было даже перекусить. Внутри аквапарка работала женщина-фотограф. Она фотографирует всех туристов, потом на выходе можно увидеть свою фотографию, если понравится – можешь купить. Нас она тоже неожиданно сфотографировала, когда мы плыли на двойном круге по ленивой речке. Мы конечно готовы не были, фотка получилась та еще.

Второй аквапарк находился в Айа-Напе, он был стилизован под древнюю Грецию: с колоннами, статуями, полуразрушенными храмами. Там было больше горок, но среди них много экстремальных. А с самой интересной горки можно было кататься только втроем на тройном круге. Очень неудобно задумано, т.к. большинство посетителей все-таки приходят парами. Экскурсий в Айа-Напу не было, поэтому мы все гадали, к кому же нас присоединят теперь. Однако, за нами пришел микробас, народу нас набралось немного – 5 человек плюс маленький ребенок. Мы с радостью отметили, что теперь-то уж транспорт полностью в нашем распоряжении. Так оно и оказалось, времени для пребывания в парке нам выделили больше, обещали забрать в 16:00. Без десяти четыре мы вышли из парка, но транспорта не было. Не пришел автобус ни в полпятого, ни в пять. Мы, как люди бывалые, отнеслись к этому философски. По крайней мере, хоть какое-то постоянство. В конце концов, чем эта экскурсия лучше других, чтобы нам ее не испортить? Прождав больше часа на солнцепеке, с надеждой оглядывая подъезжающий транспорт, мы, наконец, решили добираться на такси. Благо, в них недостатка не было. Вторая семья с ребенком поступила также. Естественно, по приезду в отель мы тут же созвонились со своим гидом и объяснили ситуацию. Все-таки хотелось бы найти виноватых, да и десять фунтов за такси неплохо бы возместить. Она нас успокоила и посоветовала не поднимать панику раньше времени, мол, во всем разберемся. Про то, как разбирались, писать не стоит. В результате нам все-таки вернули деньги, но только для того, чтобы мы не скандалили. А признать себя виновными они и не подумали. Оказалось, что автобус был, потому что так утверждал водитель. А мы впятером его просто в упор не видели. Больше часа.

Для того, чтобы поваляться на пляже, у нас между поездками было не так уж много дней. Андрей решился полетать на парашюте над морем. Очень понравилось, даже не испугался. Зачем тогда летал? Мне понравился бассейн в нашем отеле, в нем была разная глубина в разных местах. Можно было даже нырять. В отеле вечером с 1900 до 2000 был «счастливый час» - так он назывался в рекламном лозунге. В течение этого часа можно было купить в баре любой напиток по его обычной цене, а второй тебе давали бесплатно. Очень любили воспользоваться услугой, но проблема была в том, что как раз в это время в ресторане начинался ужин. Так что приходилось выбирать: или ужинат , или остаться без бесплатного напитка. И то, и другое одинаково обидно, вот и мучались все время от необходимости выбирать. В ресторанах обслуживали очень вежливые официанты. Страна почти европейская, поэтому прислуга вышколена. И научена улыбаться «а-ля Голливуд». Все-таки египтяне в этом отношении более искренние и приятные ребята. На первом этаже в отеле был сувенирный магазин. Первое время без удивления не могла мимо него ходить. Вообще-то я знала, что Кипр считается очень спокойным местом в отношении воровства. Но такое доверие все равно удивляло. Все-таки чувствовалось, что я из России, мне это было дико. Дело в том, что половина товара из сувенирного магазина (в том числе книги, открытки, игрушки, журналы, сумки, календари и т.д.) не помещалась внутри ввиду тесноты помещения. Их выставляли снаружи, покупатели выбирали товар, несли его внутрь и расплачивались. Причем продавцу со своего места в магазине не было видно, остался ли там еще хоть один стенд с товаром или сперли все подчистую. В магазинах на улице тоже практиковалось такое – часть товаров вынесена на улицу, можешь выбирать, потом заносишь в магазин и показываешь продавцу. Однако, к хорошему быстро привыкаешь. Скоро мне уже очень нравилось, что можно в любом месте оставить свои вещи, и никто их не тронет.

Территории отелей на Кипре очень небольшие. Даже престижные 5* отели при шикарном здании самой гостиницы имеют довольно скромную по величине территорию. Правда, всячески украшенную и облагороженную. Наверно большая территория не выгодна, внутри отеля проводят не так уж много времени, а участки на побережье естественно очень недешевые. Возле отелей множество всяких ресторанчиков и маленьких кафе. Причем, чем дальше от туристической зоны, тем цены в кафе ниже. Мы выбрали себе кафе подальше от гостиницы, где старичок-хозяин вкусно и не слишком дорого нас кормил. Когда мы ходили по улице к нашему кафе, в одном уютном ресторане женщина все время нас зазывала и приглашала то пообедать, то поужинать. Наконец мы соблазнились зайти в это заведение. На Кипре все меню на английском и греческом языках (в отеле еще и на французском). Поскольку греческий нам не родной, а в наш скромный английский кулинарные изыски явно не входят, то мы пытались, как могли, объяснить, чего изволим. Она нам старалась помочь наводящими словами и вопросами, одновременно прикидывая, понимаем ли мы то, что она говорит. Со стороны наша беседа наверно выглядела довольно забавно. Когда с меню более-менее определились и поняли, что голодными не останемся, мы с Андреем облегченно перевели дух и посетовали друг другу, как же сложно, однако, без полноценного знания языка за границей. При этом женщина, услышав наши слова, изумленно спросила: «Так вы говорите по-русски?!». Она сама оказалась русской. Вот мы все втроем посмеялись! В целом из поездки вспоминается хорошее, остров очень понравился и, думаю, запомнился на всю жизнь. Видимо мы были так сильно настроены хорошо отдохнуть, что даже испорченные экскурсии не повлияли на общее впечатление от отпуска. А аквапарки по сравнению с русскими или с турецким вообще вспоминаются как сказка. Ни капли не жалею о проведенном тогда времени на Кипре, с удовольствием пересматриваем наш кипрский альбом на 300 фотографий!

Автор Юля

1. Людмила
    Людмила 26 апреля

Хороший рассказ!
    Когда-то отдыхали на Крите целых три года подряд на майские, потом переметнулись на Крит, в Грецию. Но о Кипре остались теплые воспоминания, отдыхали два раза в Ларнаке и один раз в Пафосе, брали машину напрокат и объездили почти весь остров. А в аквапарк в Айя-Напе добирались сами - с 9 до 17 с набережной Феникудес каждый час отправляется городской автобус до Айя-Напы и останавливается в Аквапарке. Обратно из Айя-Напы в 17.00 кажется, у аквапарка через полчаса. Очень удобно. Жаль, что вы про это не знали, сэкономили бы деньги, время и нервы. Гиды про этот автобус нам не сообщали, узнали про него в Cyprus Tourist Office. И в Аквапарк Лимассола можно доехать на сервис-такси. Мы правда, сами не ездили, но слышали, что это сервис-такси можно заказать с ресепшион, везут небольшую группу. В Пафосе тоже есть аквапарк, до него на городском автобусе тоже легко добраться.

2. tata
    tata 30 апреля

Славное местечко Кипр...Я объехала весь Кипр самостоятельно, была во всех городах греческой части острова. Место, куда хочется вернуться опять...
    И купить домик на берегу моря…;)

3. Марина
    Марина 04 мая

Спасибо:)
    Разве "Танцующие фонтаны" - в Ай-Напе? Мне казалось, что в Протарасе. Еще непонятно про Пафос - почему он самый северный? А в целом рассказ понравился. В Египте не была, но моя дочь именно про египтян говорила, что все хорошо в Египте... если бы не египтяне:) Пару месяцев назад была на Тенерифе - про него перед отъездом тоже читала, что это рай на земле:) 9 мая лечу в Айа-Напу. Надеюсь, что погода не испортит нам отдых, а все остальное должно быть замечательно хотя бы потому, что еще ни разу не была на Кипре, так что будет что посмотреть. Зря Вы брали экскурсии у гидов - про это пишут все туристы. Спасибо за рассказ.

Романтический лес Афродиты на Кипре

Полуостров Акамас, который легко перепутать с волшебным раем, богат не только белым песком и чистой водой, но и одним из самых романтичных мест на Кипре, ведь там построена купальня…