Гоа - это антипод большого города. Сюда стремятся люди, которые не хотят работать с десяти до семи и не видят смысла в битве за карьеру. То, чего они хотят достигнуть в жизни, не измеряется тысячами долларов и количеством лошадиных сил. Гоа - это место для тех, кто выбрал жизнь без денег, без проблем, без обязательств. (Из интернета) С чем ассоциируется Индия у человека никогда там не бывавшего и специально её изучением не занимавшегося? Наверняка с индийским кино с его красочными и мелодичными танцами, с картинами Рериха, с факирами, заклинателями змей, глотателями огня и прочими балаганными персонажами, с Маугли и бандерлогами, со слонами, с дворцами и с затерянными в джунглях древними городами, с совершенно неведомыми но вклинившимися в память со школы Индом и Гангом. Ну а ещё, никто и не вспомнит откуда, но все знают, что живут там очень бедно и очень грязно. Мои личные впечатления из этого ряда не выбивались и потому идея поехать в Индию просто для отдыха, как на морской курорт, поначалу мне показалась странной, но едва зайдя в интернет я сразу же наткнулся на отзывы о Гоа, на описания его бесконечных белых песчаных пляжей обрамлённых морем пальм и Индийским океаном и понял, что непременно туда поеду. Итак обо всём по порядку.

Первые впечатления или день первый
Вопреки всем ожиданиям первый день принес в основном разочарования. Долго летели, вернее сначала три часа лишних сидели в аэропорту в Москве, и от вынужденного ничегонеделания стали интенсивно думать, сопоставили некоторые известные факты, что не знали, додумали, и пришли к выводу, что задержка эта спланирована заранее, авиакомпания экономит за счёт времени пассажиров. Так что надежды на то, что удастся с первыми лучами солнца окунуться в Индийский океан развеялись как мираж ещё в Домодедово. Сам, почти восьмичасовой полёт тоже настроения не улучшил, благодаря «авиасервису». Во-первых никто и не подумал даже не то что бы объяснить причину задержки, но и извиниться, что лишь укрепило меня во мнении, что всё это было запланировано. Затем всю ночь нас «развлекали», или говоря по другому отрабатывали стоимость билетов, куда были включены и демонстрация кинофильма (без наушников), и шоппинг на борту, и ужин и лёгкий завтрак, которые ей-богу не стоили не то что тех денег которые наследники незабвенного Аэрофлота с нас срубают, но и того времени, которое они не дали нам поспать. Впрочем всё это никакого отношения к Гоа не имеет. Наконец добрались. Первое приятное, а не разочаровывающее впечатление: тепло. Очень тепло и солнечно. Растительность в районе аэропорта не сказать что буйная, на то он и есть – аэропорт, но зелень всё-таки есть и пальмы нас встречают. Но что сразу бросилось в глаза – красная земля. Она потом везде по Гоа будет сопровождать нас, почвы здесь из-за обилия содержащегося в них железа, повсеместно красные, за исключением разве что полосы пляжей вдоль океанского побережья. До отеля добирались долго, нам показалось – целую вечность, заехав по пути в восемь отелей. Наши друзья прибывшие тем же рейсом, но от другого туроператора, к тому времени когда мы добрались до отеля, уже успели обосноваться, принять душ с дороги и уже готовились к выходу на море.

Нас это тоже в тот момент больше всего интересовало – море, пляжи с белоснежным песком и пальмами на фоне синего неба, и потому не обращая уже внимания ни на отель, ни на голодное урчание в желудке, мы наскоро разбросав вещи и достав купальные принадлежности бодро двинулись в сторону моря или точнее океана. И вот наконец-то он перед нами или мы перед ним. Когда-то точно так же оказавшись впервые на Тихом океане я свои впечатления и эмоции смог выразить только в стихах, обычная проза показалась тогда неуместной. А тут вот он, Индийский океан, лежит передо мной во всей красе, но высоким слогом меня почему-то не осеняет. Вроде всё, что ожидалось на месте: и вода, и солнце, и песчаный пляж уходящий вдаль насколько хватает глаз, но чего-то в открывшемся взору пейзаже с одной стороны недостает, а с другой стороны что-то он очень сильно напоминает, ощущение «дежа вю». И тут я понимаю, на что это больше всего похоже – боже мой, да это же Азовское море, полоса пляжа окаймлена какими-то низкорослыми деревьями и кустарником, пальм и прочей экзотики не наблюдается, а море к тому же мелкое с песчаным дном и соответственно мутное. Ни дать ни взять – Ялта мариупольская. И для этого нужно было лететь за тридевять земель? Правда вспомнив, что на дворе середина февраля, понимаешь, что это всё-таки наверное не Азовское море. Забегая вперёд скажу, что пальм впоследствии хватило с избытком, но первое впечатление было именно таким.

Но море конечно всё искупило, температуру воды на тамошних пляжах обнародовать не принято, оно и понятно, потому что она всегда стабильна, но по ощущениям где-то около 35 градусов. И ещё отличительная особенность – отсутствие штиля, на море постоянно волны на которых вся праздная отдыхающая публика и качается с утра до вечера, что и мы успешно проделали в первый же день, просидев в море до самого захода солнца. Которое, кстати, тоже меня слегка разочаровало, ибо я представлял себе как огромный красный шар с шипением опускается прямо в океан, окрашивая всё и вся в какие-то ирреальные «рериховские» цвета. Но всё оказалось проще, солнце исчезло не доходя до горизонта, растворившись в дымке. Хотя честно говоря все равно это было красиво, не зря же перед заходом солнца на берег обильно высыпают аборигены и усевшись на песок все дружно смотрят в сторону моря, «медитируют на солнце». А потом стемнело так резко, как будто кто-то неведомый и невидимый просто выключил свет, к тому же первые ночи были безлунные, что ещё более усугубило впечатление. И тот объем пространства который погружался во мрак от этого «выключателя» заставлял думать о мощи и огромности того, кто всем этим управляет. Последний шок этого дня был чуть позже, когда глянув на небо, я вдруг обнаружил, что оно ЧУЖОЕ, там не было ни одной знакомой звезды. Это уже было ощущение не Азовского моря, это уже была какая-то Кин-дза-дза.

И ещё о нескольких небольших разочарованиях первого дня.
Во-первых вернусь к отелю; собственно вся жилая часть его представляет из себя двухэтажные коттеджи. Качество строительства конечно оставляет желать лучшего, это где-то уровень совка эпохи застоя, такое впечатление, что и строило эти коттеджи какое-нибудь наше СМУ из наших же материалов. Даже кондиционер подозрительно напоминал почти родной БК Бакинского производства. Но к этому, поскольку тут уже ничего не сделаешь, мы отнеслись философски. А вот то, что нас поселили на первом этаже нам однозначно не понравилось, такое впечатление, что живёшь на улице, балконная дверь есть, а самого балкона нет, дверь выводит прямо на тропинку и к тому же практически не закрывается, раздолбанный шпингалет, а-ля советский общественный туалет, надёжным запором назвать конечно трудно. Впрочем и дверной замок был не намного надёжней. И это на фоне того, что ещё в автобусе представитель фирмы нас предупредил, что в отелях воруют, а на доске объявлений уже в самом отеле, в подтверждение его слов, мы прочитали весьма добавившую нам оптимизма записку каких-то русских бедолаг о том, что их в этом отеле элементарно обокрали. Поэтому мы сразу же попросили переселить нас на второй этаж, что нам и пообещали сделать завтра.

Во-вторых, помимо всего прочего, что я уже писал о пляже, нас там сразу же облепили пляжные торговцы, настойчиво предлагая свой товар, используя при этом намертво заученные два русских слова: ІПосмотриІ и ІПотомІ. Такой назойливости я никогда и нигде не видел. Отделаться от них было почти невозможно, причём попытка сделать это купив чего-нибудь вызывает обратный эффект, они только более настойчиво начинают пытаться всучить вам ещё что-нибудь и к тому же это вызывает массовый приток к вам остальных продавцов.

И в-третьих, наверное всё-таки в последних, о первом выходе в деревню в попытках найти продовольственный магазин. Мы по своим, испорченным цивилизацией, представлениям наивно полагали, что в любой деревне есть магазин, где мы можем чего-нибудь купить, фруктов каких-нибудь, чего-нибудь к чаю, банку консервов и т.д. Размечтались… Мы прошли всю деревню, причём по обе стороны улицы сплошняком стояли лавки со всевозможным барахлом, в которое нас также настойчиво зазывали уличные торговцы, как и ранее пляжные и теми же словами: ІПосмотриІ, но ничего даже отдалённо напоминающего продукты в них не было. Наконец мы увидели вывеску ІSuper marketІ, но обрадовались мы преждевременно и совершенно напрасно. Супермаркет больше всего напоминал, деревенский магазин отсталого колхоза советской действительности этак 30-40 летней давности. Это по размерам. А по ассортименту тот ещё и фору мог дать этому супермаркету. Но пиво местного разлива там было, кстати неплохое, называется ІKingfisherІ. И ещё купили воду, обычную питьевую. А на обратном пути у индуса на улице сторговали ананас и папайю – и на этом наш продовольственный ІшоппингІ закончился. Кстати и в дальнейшем нигде в Гоа, даже в столице, в Панаджи, мы нормальных магазинов (в нашем представлении) так и не видели. Были лавки торгующие чаем, водой, пивом, водкой Smirnoff, орешками, ну может ещё рисом и не более того. На продуктовом рынке мы тоже особого изобилия не видели, и это при том, что там палку в землю воткни и она корни пустит, а урожаи можно собирать 2-3 раза в год, но это уже другая тема. Наверное нужно всё-таки с разочарованиями первого дня закругляться, тем более, что добравшись до моря и искупавшись в нём, мы уже начали проникаться местной философией и спокойно относиться ко всем тем несуразностях о которых я тут так много написал. По большому счёту ничего особенно неожиданного во всём этом не было, я достаточно много читал и был готов ко всему, кроме пожалуй ассоциации с мариупольской Ялтой и Азовским морем. Естественно первый день мы завершили дружным обмывом (Іа у нас с собой былоІ) нашего чудесного перемещения в пространстве и времени.

День второй и все последующие
Уже со второго дня мы вошли в обычный ритм жизни пляжного туриста, хорошо всем известный: во-первых, отчаянное купание в море, чуть не написал «до посинения», но оно никак не наступало, из воды мы случалось не выпазили по два часа, там скорее можно сказать «до почернения», - это так сказать утренняя часть программы. Во-вторых, послеобеденные налёты на ближайшие и не очень окрестности с целью приобщения к тамошним достопримечательностям, а они там есть. Ну и в-третьих, вечерние развлечения плавно переходящие в ночные. Сразу разочарую особо озабоченных: «секса там нет», это не Таиланд, но перемены к «лучшему» ожидаются, они явно назрели, парламент Гоа уже рассматривает вопрос об открытии в Панаджи – столице штата, публичного дома. Распорядок нарушался лишь длительными экскурсиями рассчитанными на целый день. На ещё более длительные двухдневные экскурсии, из наших жалких двух недель, время выкраивать было просто очень жалко, так что мы на них не ездили. Но можно было и вообще никуда не ездить, потому что самые главные достопримечательность Гоа – это море, солнце, пляжи и пальмы. И песок. Которым покрыто всё побережье. Он какой-то необычный, очень мелкий и скрипит под ногами, как будто идёшь по крахмалу. А полоса прибоя когда море отступает во время отлива производит впечатление идеально ровно забетонированной дороги, по которой спокойно ездят на велосипедах и мотоциклах и даже на машинах. Уже в первый день окунувшись в море и плюхнувшись на песок, мы и так почувствовали себя чуть ли не на верху блаженства и даже мысль о каких-то там экскурсиях нам показалась абсурдной. Однако уже на третий день мы сверстали весьма обширную программу, частично из организованных экскурсий от ближайшего агентства с русским персоналом оказавшимся буквально в двух шагах от нашего отеля а частично из самостоятельных поездок на местном транспорте. Поскольку вопрос об экскурсиях и вообще о поездках по Гоа отнюдь не праздный, мы к нему подошли основательно и вот какими наблюдениями я могу поделиться.

Экскурсии и транспорт
В большинстве наших путешествий по Гоа варианты с организованными экскурсиями мы сразу же забраковали по трём причинам: львиную долю стоимости любой экскурсии составляет сомнительного качества обед; в программу экскурсии организаторы обязательно втиснут «шоппинг»; а на само посещение объекта экскурсии оставят от силы часа полтора. Поэтому экскурсии там имеет смысл брать только туда, куда самостоятельно добраться весьма проблематично, типа на водопад, а там кстати и шоппинг минимальный, или если вы хотите получить экскурсионное сопровождение, например при поездке по храмам или каким-то архитектурным или историческим объектам, впрочем тут должно ещё повезти с экскурсоводом. Поэтому мы обычно пользовались самым практичным видом передвижения по Гоа – такси, которое там обычно берётся не для того чтобы добраться куда-то, а на всю программу перемещений, то есть оговариваешь с водителем весь маршрут и конечное время, когда он должен вернуть вас туда откуда взял, то есть в отель. Получается очень удобно, машина всегда при вас, и по нашим понятиям недорого, подобная «аренда» машины с водителем скажем часов на шесть обходилась в 15-20 долларов в зависимости от расстояния и это при стоимости экскурсий в 30-40 тех же самых баксов с человека. Единственное «но», нельзя платить до самого конца поездки, иначе водитель со спокойной совестью решит, что вам уже ничего не нужно, с непредсказуемыми последствиями. А ещё они все норовят «по дороге» завезти вас в какие-нибудь магазины «просто посмотреть» с которых они явно имеют «бакшиш» в случае, если манёвр удастся и вам там что-нибудь продадут. С попытками какого-то обмана, увезти вовсе не туда куда надо, мы не сталкивались.

Немножко поразила степень их информированности о наших передвижениях, так знакомый таксист, который несколько раз подвозил нас, был в курсе, когда, куда и с кем мы ездили помимо его. И только лишь, очень пристрастно, пытался выяснить сколько же мы заплатили за ту поездку, причём про наши с ним расчёты просил никому не говорить, иначе, как он очень красноречиво объяснил словами и жестами, его побьют. Всё то же самое, что сказано здесь про такси, можно отнести и к другому, более экзотичному виду транспорта – моторикше. Это мотороллер с кабиной для двоих пассажиров. Чуть поменьше комфорта по сравнению с такси, немного дешевле, а в скорости я думаю не уступает, в Гоа разогнаться-то особенно негде. Говорят, что в Индии встречаются ещё и велорикши и настоящие рикши, но в Гоа я их не видел, всё-таки уровень жизни здесь явно повыше общеиндийского, не зря же перед властями штата стоит проблема защиты от мигрантов из других штатов. Ах как это похоже на Москву! Один раз мы воспользовались местным автобусом, чтобы доехать до расположенного неподалёку города Маргао. Никаких проблем при этом не возникло, мы вышли на дорогу, увидели нужный автобус, остановили его, заплатили по 8 рупий и спокойно доехали прямо до центра города.

Но работой самого «экипажа» автобуса вызвала у меня неподдельный восторг. Я не оговорился про экипаж, это не просто водитель, как у нас, а целая команда, с первым пилотом, вторым пилотом, причём они по дороге менялись, несмотря на то, что весь маршрут-то был где-то минут 30-40. Ещё один мужик который сидел там же в кабине показался мне сначала за главного, вроде командира экипажа, но потом он вышел в салон и стал собирать деньги. Впрочем, наверное он главным и был, поскольку к деньгам отношение у них весьма трепетное и если индус взял деньги в руки, то вряд ли вы их получите обратно. Впрочем сдачу все дают честно, согласно договоренной цене. И ещё один член экипажа, это как я понял мальчик на побегушках, при нас он на ходу выскакивал (а двери там никогда не закрываются), добегал до лавки, мимо которой еле-еле катился автобус, сдавал пустые бутылки, покупал пиво и опять на ходу впрыгивал в автобус. Причём и кабина в автобусе была соответствующего размера, в которой свободно размещались все четверо

К экзотическим ощущениям от поездки в автобусе можно отнести повышенное внимание или любопытство по отношению к нам со стороны остальных пассажиров, то есть для них наше появление там было сродни тому, как если бы житель Москвы зайдя в трамвай обнаружил бы там скромно сидящего на скамеечке Путина без охраны. Никакой враждебности не было, только любопытство, с чего это вдруг нас сюда занесло. Как потом удивлялся нашему рассказу знакомый водитель такси, - почему это вы решили поехать на автобусе. Богатые люди не ездят на автобусах, - а мы все для них были именно из этой, другой категории людей – «богатые». Сразу скажу, что обратно мы на автобусе не поехали по очень прозаической причине, «туда» мы садились почти в пустой автобус, а «обратно» его пришлось бы брать штурмом, причём сравнение с нашим «часом пик» вовсе неуместно, они набиваются битком не только в автобус, но и на крышу, причём никаких ограждений я там не видел, только маленькие поручни.

Ну и вообще несколько общих впечатлений от Гоанских дорог, транспорта и ПДД. Дороги там настолько узкие, порой кажется на них впору разъехаться разве что двум мотоциклистам, однако они умудрялись разъезжаться даже на автобусах. Правило дорожного движения по-моему там одно – клаксон, но при этом за все две недели, а проехали мы Гоа и вдоль и поперёк, я ни одной аварии не видел. Конфликт один довелось понаблюдать, особенно любопытным был способ его разрешения. Наш экскурсионный автобус в чём-то не поделил дорогу с мотоциклом, наверное никто не хотел уступать, хотя у нашего автобуса клаксон был явно громче. Тогда они вышли на разговор, а там слово за слово - мотоциклист полез драться. У водителя автобуса тут же в руках оказалась огромная палка, которую он оказывается, возит постоянно с собой и которой он и стал гонять обидчика. После чего пристроил палку на место, сел в автобус и как ни в чём ни бывало, покатил дальше. Так что, как я понял, клаксон - клаксоном, а палка под сиденьем – необходимый атрибут комплектации автомобиля.

Отель и окрестности
Отель оказался очень средненьким, если не сказать хуже, даже по сравнению с нашими, я тогда ещё не понял, что российские мерки для Индии, и даже для Гоа – недостижимы, как для нас, например, американские. Но главное, они и достигать их не собираются, они идут себе своим путём, но об этом как-нибудь потом. Правда и отель наш на многозвёздность не претендовал, в принципе на Гоа есть и хорошие отели и если данный аспект приоритетен, но нужно сразу же без сомнения брать только пятизвёздочный отель. Наш же «Олд Энкер» представлял из себя старенький отель с рецепшен в виде давно бросившего якорь корабля и двухэтажных коттеджиков разбросанных по довольно симпатичной зелёной и изобильно усаженной пальмами территории. Наша попытка переселиться с первого этажа на второй удалась только после нескольких попыток. Этому занятию мы «с увлечением» предавались во второй день начиная с обеда и до позднего вечера с некоторыми перерывами. В первый же вечер нас обещали «Tomorrow» переселить на второй этаж. Но на следующий день мы услышали тоже самое, «приходите завтра», но к этому времени у нас были уже ещё более основательные причины сменить номер, дело в том, что за тонкой перегородкой коттеджа, в которой ещё и окно было, всю ночь, правда с перерывами работал дизель-генератор, снабжавший отель электроэнергией во время сбоев в сети, а под утро, часиков этак в пять, под этим же окошком собрались «индусы» из обслуживающего персонала, как я понял пришедшие на работу, и устроили такой галдёж, что я просто диву дивился, сами все маленькие щупленькие, а шуму производят столько, что работа дизеля на этом фоне показалась нам ласковым шёпотом мамы укладывающей спать ребёнка. Правда надо отдать должное менеджерам отеля, бились они до последнего, уверяя нас, что других номеров нет, но мы их добили, номер и причём на втором этаже нашёлся. Мы переселились, но спустя некоторое время обнаружили, что горячая вода в нём никак не хочет идти. На «рецепшен» нас успокоили, что это есть маленькая проблема, которая через полчаса будет устранена, однако вернувшись вечером в номер, мы обнаружили с водой всё ту же ситуацию. На «рецепшен» нам любезно предложили принести в номер «пакет горячей воды» и наш отказ их явно привёл в недоумение, странные какие-то эти русские, слишком грязные, пакета воды им мало чтобы помыться. Впрочем из деликатности они вида не показали, а показали другой номер, в котором горячая вода была, правда они сразу предупредили, что только в определённые часы, что нас тоже почему-то не устроило. Тогда они нам ещё один номер продемонстрировали, в котором с водой вроде всё было в порядке, но к счастью, мы решили заглянуть в шкаф и обнаружили в нём все полки сломанными и сложенными на полу. Но оказалось, что и это не последний номер, ещё нашёлся свободный, и с горячей водой, и с целым шкафом и на втором этаже. Мы так и не поняли до конца нашего тамошнего пребывания, в чем же собственно был подвох. Правда там жила ящерица, но мы к ней быстро привыкли и она к нам, так что у нас и в Индии было симпатичное, правда немного пугливое, маленькое домашнее животное.

Окрестности оказались весьма симпатичными, с одной стороны деревня полностью соответствующая своему курортному имиджу, то есть с множеством сувенирных лавочек, маленьких частных отелей, ресторанов и кафе. И ещё с парой крупных отелей, пожалуй, покруче нашего. К западу от отеля (ну а где же ещё) было море, а напротив, прямо к отелю примыкала довольно широкая река. И хотя в этом месте между рекой и отелем было от силы метров 200, впадала она в него ниже километрах в двух. Позже мы сходили конечно к устью реки. Вот как раз оба берега реки в отличие от океанского берега представляли из себя буквально пальмовое море, которое уходило вдаль и скрывалось вместе с рекой за её изгибом. Отель наш имел ещё такую особенность, что он пользовался особой популярностью именно у состоятельных индусов. Интуристов, и русских в том числе, было очень мало, зато в нём регулярно проводил свои съезды и конференции крупный бизнес. За время нашего пребывания мы были свидетелями сборищ нефтяников, железнодорожников и ещё какая-то крупной-то крупной общенациональной фирмы. Каждый раз всё это очень напоминало наши аналогичные мероприятия, вывешивались полотнища с приветствиями делегатам, готовились каждому пакеты с подарками, а вечерами устраивались бурные вечеринки В один из вечеров мы попали в отеле на индийскую вечеринку, на которой согласно распространённому, оказывается, не только у нас обычаю, было караоке. Сперва было просто любопытно наблюдать за их вариантом сего развлечения, а потом ди-джей предложил и нам поучаствовать, у них оказывается и русскоязычный репертуар тоже широко представлен, правда сопутствующий музыке видеоряд, ну был просто непередаваем, вот я и не буду его передавать, всё равно не удастся. А глотки мы с удовольствием подрали. Но в общем-то развлечений в отеле практически не было, он как бы из другого разряда и более подходит для тихого спокойного семейного отдыха.

Питание
Вопрос питания является конечно архинаиважнейшим в любой поездке и в любом путешествии и потому ему я уделю особое внимание, тем более, что из предыдущего опыта вынес убеждение, что для меня вполне достаточным является наличие завтрака в отеле, за всё остальное платить совершенно бессмысленно, поскольку практически не удаётся воспользоваться, либо приходится быть привязанным к отелю, вернее к его ресторану. Я сначала сделаю маленькое отступление и скажу то, что сам слышал от нашего гида, очень приятной и эрудированной женщины работающей в Индии уже более 30 лет - впечатляющий стаж. Так вот она сказала, что индийской женщине не приходится каждый день ломать голову, чем же накормить свою семью, она всю жизнь изо дня в день готовит одно и тоже блюдо, и вообще основа их питания горох и рис, с кучей специй конечно. Индусы или индийцы вообще ведь очень неприхотливы, исповедуют в повседневной жизни умеренность, в еде вегетарианство. Причём рис, а также пальмовое масло может купить по льготным ценам в специальных государственных магазинах любая, даже самая нищая семья. А вот всё остальное - мясо, рыбу, а особенно овощи бедные люди позволить себе не могут. Изобилие я видел пожалуй разве что кокосов и папайи, да и то на пальмах. Фрукты на рынке я видел, апельсины, виноград, мандарины, яблоки, бананы, и ещё несколько незнакомых видов, но далеко не в том ассортименте и количестве, как на любом из наших рынков. Причём всё это в Гоа, которое как бы не Индия, португальцы за 500 лет основательно испортили гоанцев, обратили в христианство, научили есть мясо и рыбу, пить вино и пиво, здесь даже самогон местный производят - фенни из кокосов и кэшью. Но тем не менее изобилия продуктов я и здесь не видел, что же тогда делается в самой Индии, если Гоа - штат с самым высоким уровнем жизни и образования.

Тем не менее с питанием у нас всё разрешилось просто великолепно. На побережье мы ещё в первый день обнаружили ряд маленьких кафешек - ресторанчиков, которые правда несколько настораживали своим весьма непрезентабельным видом. Ну, а что можно подумать о «ресторане» у которого «соломенная» крыша из пальмовых листьев держится на тонких жердях воткнутых прямо в песок, а столы и стулья расставлены на том же песке. Правда «наше» кафе, которое мы облюбовали, имело даже пол из больших плиток уложенных на песок, вывеску «Особенности национальной кухни» и меню на русском языке, оставшиеся на память от неких наших предшественников. Но на проверку всё оказалось вовсе даже не страшно, гораздо лучше, чем можно было подумать глядя на эти сооружения: всегда холодные пиво и напитки, всегда чистая посуда, всегда свежие продукты и весьма качественно и вкусно приготовленные блюда из довольно обширного меню. Сразу оговорюсь, что к индийской кухне всё это никакого отношения не имеет, скорее это наследие бывших колонизаторов – португальцев.

При этом по твоему желанию тебе могут принести показать в сыром виде то, что ты хочешь заказать и ты можешь, например, выбрать рыбу подходящего размера, чтобы они запекли её целиком, или отобрать понравившихся тебе лобстеров. Один раз жена (любительница экзотики) спросила у них про устриц, которых почему-то?! (это ж какой-то кошмар и безобразие) в меню не было. Наше знание английского, как языка межнационального общения, оставляет желать много лучшего, впрочем и они не сильно в нём искушены, но в конце концов объяснение, что это «морские животные, которые живут в раковинах (при этом я активно изображал эти самые раковины ладонями)», их удовлетворило, и они рассказали, что сейчас не сезон, что сей деликатес в изобилии будут в сезон дождей (но нас-то тогда не будет), но для нас, как дорогих и почётных гостей они завтра смогут выполнить наш заказ. Ну что ж, завтра, так завтра, тем более, что на завтра никаких дневных экскурсий у нас не намечалось. А надо сказать, что мы уже несколько раз сталкивались с тем, что местный сервис особой памятливостью не отличается, они вообще всё делают не торопясь и часто «забывают». Тем не менее на следующий день, когда мы пошли обедать, ресторанщик едва завидев нас, умчался на кухню и притащил оттуда огромное блюдо с верхом заполненное свежими, явно только недавно выловленными, нет не устрицами, конечно, а довольно крупными мидиями, что на мой взгляд один чёрт. Жену чуть кондрашка не хватила, экзотику она любит, но вот что с ней делать не знает. Хорошо, что он поспешил её успокоить, что «это вот» есть в сыром виде ей не придётся, они сейчас всё приготовят «какие специи желаете?» Впрочем и в приготовленном виде мидии выглядели не намного аппетитнее, но впрочем были вполне съедобными и даже вкусными, если бы не поскрипывающий иногда на зубах песок.

Обед в таком ресторанчике спокойно укладывался в 2-3 доллара и мы очень порадовались, что не подписались ещё в Москве, когда заказывали путёвки, на ужин в отеле, который ежесуточно обходился бы нам в $11 с человека. Нам ихнего «шведского стола» хватило и на завтрак, где как раз у нас и была возможность ознакомиться с местной кухней – это какая-то коричнево-бурая или жёлтая бурда, сильно смахивающая на то, что у нас в деревнях хозяйки варят свиньям, но наши свиньи это бы есть не стали, потому что помимо разваренного гороха или бобов всё это было густо сдобрено перцем и ещё черте знает чем, что напрочь отбивает все вкусовые ощущения. Спасались мы тем, что на завтрак всегда были сосиски очень сомнительного качества и приготовления, и яичница, которая вскоре стала уже застревать в горле. Были ещё чай, кофе и стандартный фруктовый набор: ананасы, папайя и арбуз. Но арбузы были невкусными, то ли их с вечера ещё нарезали, папайя вообще явно не мой фрукт, пусть её и дальше обезьяны едят, я не претендую, ананасы ещё ничего, но те которые мы покупали сами, были гораздо сочнее и слаще. И ещё об особенностях пляжных ресторанчиков, некоторые из них раз в неделю (у «нашего» кафе этим днём была среда) по вечерам проводят танцевальные вечеринки, так называемые «парти», во время которых они устраивают фейерверки и салюты прямо у моря, запускают горящие фонари - что-то вроде светящегося изнутри маленького воздушного шара, который долго мерцает над морем в черном небе подымаясь всё выше и выше и удаляясь от берега гонимый ночным бризом.

Шанта-Дурга, Старый Гоа и Панаджи
Культурную экскурсионную программу в Гоа мы начали с классического маршрута включающего в себя посещение индуистского храма, католического центра в Старом Гоа (это название местечка – небольшого городка) и столицы штата – Панаджи. Описывать подробно архитектурные достоинства храмов я не буду, я всё равно в этом ничего не понимаю. Католические особого впечатления не произвели, храмы как храмы каковых полно по всей Европе, в индуизме я ещё менее разбираюсь, что бы оценить достоинства или недостатки увиденного. В общем-то было интересно, но не более того. Так только некоторые нюансы, в индуистский храм обязательно нужно заходить без обуви, что как бы само собой предполагает чистоту пола в нём. Щас!!! Мои белые носочки после его посещения стали кирпично-красными. А в Базилике Бом Иисус в Старом Гоа хранятся мощи святого Франциска Ксавьеры, которым уже лет 500 наверное – предмет поклонения страждущих масс. Я вообще ко всем этим святым мощам отношусь не то чтобы с предубеждением, а без особого пиетета, ну кто-то поклоняется им и их дело, а мне это как-то совсем не надо, да и наблюдать неприятно. А вот церковь Непорочного зачатия в Панаджи сразу же произвела впечатление своей белоснежностью на сером фоне окрестных строений, своим как бы парением над приземистыми улочками расходящимися веером от холма на котором она стоит, и огромной лестничной балюстрадой спускающейся прямо на проезжую часть и как бы являющейся продолжением довольно широкого, по местным конечно понятиям, бульвара.

А с самого верха открывается не то чтобы замечательный, но весьма своеобразный вид, как и с любого высокого места. Правда я всё пытался высмотреть оттуда море, говорят когда-то эта церковь служила маяком португальским морякам, но увы море было срыто за кварталами домов. И самое интересное, что как раз именно эта церковь в программу экскурсии и не входила, мы её обнаружили сами, когда гид вывела нашу группу на бульвар и повела народ в противоположную от церкви сторону для показа магазинов. Но мы сделали разворот на 180 градусов и двинулись по бульвару к ведущей вверх лестнице. В самой церкви было прохладно, а что такое плюс за 30 на ярком солнце в душном городке объяснять я думаю не надо и мы с удовольствием нам просто посидели. Всё-таки в католических храмах есть одно большое достоинство, скамьи для прихожан. А в этом ещё и не было никаких мощей. По городу мы немножко погулять мы всё-таки успели до отправления автобуса и даже накупили чаёв в обнаруженной чайной лавочке. В этой же лавочке мы обнаружили примерно половину нашей группы, что естественно, это совсем уж было бы нонсенсом, не привезти из Индии индийского чая. Как мы выяснили уже дома, чай действительно оказался настоящим, но в самом Гоа он не растёт, его привозят из других штатов Индии. Вообще все наши покупки в Гоа были весьма своеобразны, мы привезли с собой в Москву чай, специи, индийский барабан, колокол, раковины, среди них одна «поющая», из неё можно выдувать низкий протяжный, довольно громкий звук. Да, а ещё купили сари, в России, как я понимаю, вещь самую необходимую и незаменимую. А у вас какие сари сейчас в моде?

Классические танцы
Один из вечеров мы посвятили приобщению к такой специфической и как мне казалось весьма интересной стороне «ихней» жизни, как индийские классические танцы. Это было представление в одном из соседних отелей совмещённое с ужином. Я смотрю, что это уже повсеместное явление, считается, что без обильной жратвы и питья искусство не воспринимается, типа того, что «пустое брюхо к искусству глухо». Всё это происходило на большой открытой поляне опять же в окружении пальм. Поначалу у меня вообще возникли опасения за успех сего мероприятия, поскольку едва мы там появились и заняли место за самым удобным столиком, как тут же были атакованы эскадрильями местных, каких-то мелких, но достаточно назойливых комаров. Но проблема была решена так легко и изящно, что я просто поразился, вокруг всей поляны были расставлены горшки, из которых курился дымок и весь «зрительный зал» вместе со сценой был укрыт ароматом каких-то благовоний. Комары, не выдержав такого насилия над своим обонянием, моментально исчезли. Люди выдержали. Теперь собственно о танцах, если вы думаете, как до этого думал и я, что это нечто вроде того, что показывают в индийских кинофильмах, то боюсь, я вас разочарую, как был разочарован и сам, но только слегка. Всё происходящее на сцене представляло из себя нечто среднее между ритуальными плясками африканских диких племён и скачками шаманов Севера вокруг костра. Сходство усугублялось ещё и тем, что широко использовались маски, и что было много огня, у меня вообще сложилось впечатление, что индусы большие огнепоклонники, огонь был на сцене, вокруг поляны, его пускали изо рта и т.д. Но самое интересное, что нам показывали именно НАСТОЯЩИЕ индийские танцы различных провинций. А как же те танцы, которые мы привыкли считать индийскими? Красивые индианки в позолоченных сари с украшениями где только можно под ритмическую музыку своих бубенчиков завораживают публику плавными движениями тела... Эти танцы я там тоже видел, но ... по телевизору. И вообще было впечатление, что на экране - это одна Индия, а вот на улице за стенами коттеджа - другая. На экране красивая ритмическая музыка и плавные движения, а в жизни ритуальные пляски, на экране они все, ну если уж и не совсем бледнолицые, но внешне всё-таки более похожие на европейцев чем на азиатов, а вокруг вижу лица, тоже мало похожие на японские с китайскими, но по смуглости ничем не отличающиеся от негров центральной Африки. Так что умом не только Россию не понять!
Ночной рынок в Арпоре
Одним из самых интересных вечерне-ночных мероприятий была поездка на «субботний ночной рынок» в Арпору – это такая небольшая деревушка на севере Гоа. Было две причины по которым мы хотели туда съездить, первая – это вняв многочисленным рекомендациям уже побывавших там, почувствовать особую атмосферу настоящего «индийского» рынок с факирами, заклинателями змей, полуголыми танцовщицами, фонтанами огня и так далее. Вторая причина – более банальна, хотелось отовариться «по дешёвке» колониальным товаром: сувенирами, специями, тканями, футболками и прочая, прочая, прочая. Мы из-за этого всю неделю гоняли пляжных торговцев откладывая туземный шоппинг на субботу. Конечно мы оказались неправыми по всем пунктам и особенно наивны во втором. Нет рынок там конечно был, но во-первых начальную цену на нём назначали ту же самую, что и на нашем пляже, но тратить там, оказавшееся вдруг драгоценным, время на бесконечную торговлю было просто жалко. Там действительно оказалась особая атмосфера, но к Индии всё там происходящее имело весьма отдалённое отношение. Играла музыка, но не индийская, а экзотичного вида музыканты (впрочем публика мало чем от них отличалась), оказались сборной командой всего мира, гитарист из Германии, ударник из Америки и так далее. Полуголая танцовщица с какими-то огненными верёвками имела место, но звали её почему-то Татьяной, да и на индуску эта высокая стройная блондинка была менее всего похожа. В общем это была атмосфера некой мистерии, балагана, студенческого капустника, сорочинской ярмарки, масленицы, бразильского карнавала и надо всем этим витал запах марихуаны. Ну и конечно море огня. Нужно сказать, что из всего первоначально запланированного нами ещё в Москве единственное, что нам не удалось, так это попасть на транс-парти, но вот здесь на этом рынке удалось чуть-чуть самым краешком прикоснуться к этому явлению, гремела музыка «транс», а большая часть и посетителей и продавцов, как я понял, как раз и была завсегдатаями этих самых транс-вечеринок. Собственно сама торговля на рынке мало кого интересовала, кроме таких вот бедолаг, как мы, решивших, что рынок – это место где что-то продают и увы потративших поначалу львиную долю времени на какие-то глупые покупки. Большинство продавцов здесь были того же хиппового вида, что и прочая публика, некоторые откровенно спали на своих «рабочих местах» видимо обкурившись травки. Бойко шла лишь торговля пивом и прочим к нему прилагающимся. Когда же мы раскусили истинную суть сего явления под названием «Ночной рынок в Арпоре», времени оставалось уже в обрез, мы и так поздно приехали, да к тому же и запланировали на сам рынок очень мало времени, а наши знакомые с которыми мы туда вместе поехали, запросились домой, им дурно стало от запахов, от музыки и вообще от всего. Поскольку всё это действо происходило весьма далеко от нашего отеля, и было уже достаточно поздно, мы решили не бросать их одних и уехали тоже. В общем-то мы как бы и посмотрели всё, и атмосферу как бы почувствовали, но уехали с ощущением ребёнка которого увели с новогодней ёлки в самый разгар, мол дед Мороза уже посмотрел, вокруг ёлки поводил хоровод, подарок тебе дали, а больше тут и делать нечего.

Маргао – карнавал в Гоа
В одном моменте связанном с поездкой в Гоа, нам честно говоря повезло. Ещё когда я только начал собирать в Интернете информацию по Гоа, я очень быстро наткнулся на описание карнавала, почитал про карнавальные шествия, яркие красочные костюмы, сцены разыгрывающиеся на подвижных платформах, всю эту атмосферу праздника и веселья и подумал, что хорошо бы попасть на него. Конечно это не Рио-де-Жанейро, но туда я вообще вряд ли когда-нибудь попаду, а Гоанский карнавал вовсе не из последних и входит, между прочим, в первую десятку самых известных карнавалов мира. Вот только какова вероятность пересечься с ним, если наши сроки пребывания там жестко заданы уже заказанными билетами, а сроки проведения карнавала неизвестны вовсе. Я понял лишь, что он проходит в последние выходные перед началом Великого поста, католического естественно. А значит поскольку мы прилетаем в воскресенье и если карнавал случится в эти же выходные, то мы на него просто не попадаем, просто не успеем сориентироваться. Идеально конечно, если он пройдёт в следующие выходные, ну и ещё маленькая надежда на последнюю субботу перед воскресным вылетом обратно. В очередной раз убедился, что при огромности информации в Интернете, найти там что-то нужное, задача весьма непростая и порой просто неразрешимая из-за обилия «мусора». Какие-то даты карнавала выплывали на сайтах различных турагентств, но они были явно неправильными, поскольку даже выходных не захватывали. Я понял, что агентства сами ни черта не знают и просто передирают информацию друг у друга. Я тогда пошёл другим путём, стал искать сами сроки Великого поста, и обнаружил, что пост начнётся 23 февраля, но увы по православному календарю. А вот если бы это было по католическому, то для нас это было бы просто идеальным совпадением, карнавал пришёлся бы точно на середину нашего пребывания в Гоа, но ведь католические и православные пасха и Великий пост никогда не совпадают. Это я так всегда думал, и вдруг обнаружил далее, что именно в этом году они СОВПАДАЮТ.

То есть, нам выпал идеальный вариант. Правда нужно было найти этому подтверждение непосредственно на месте, и кроме того понять, как туда попасть из нашей прибрежной деревушки. Первый же человек, который по идее должен был нам развеять все наши сомнения, наоборот всё ещё более запутал. Встречавший нас представитель фирмы по прозвищу Алексей, не только не смог ничего внятного сказать, когда и где будет проходить карнавал, но и напустил туману, сказав, что у них тут постоянно какие-то праздники (что отчасти верно, но вопрос-то у нас был конкретным). Кстати и прочие его рекомендации по пути к отелю оказались столь же «полезными», он не советовал ездить на такси, а это оказалось очень удобно и практично, пугал ездой на автобусе - тоже ничего страшного, но годится только для любителей экзотики, вообще ничего не знал про рикш и так далее. В общем мы сочли, что общение с ним – пустая трата времени и больше его не беспокоили и не видели, а все экскурсии брали в другом агентстве. Вот там мы точно и узнали и о месте и о сроках проведения карнавала и о том как туда добраться. Таким образом мы и оказались в Маргао, где и намеревались погрузиться в праздничную атмосферу карнавала. Атмосферу мы почувствовали сразу, ещё не праздника а его предчувствия. Главная площадь, представляющая из себя большой овал с односторонним движением внутри которого находился сквер уже заполнялась народом. Налицо было стремление занять «рублёвые места», с хорошим обзором и в тоже время в тени деревьев. Обойдя площадь кругом мы обнаружили и что-то вроде VIP-трибуны с креслами для почётных гостей, и ещё какое-то возвышение, которое мы поначалу приняли за помост для выступления, но по назначению это оказалось более похожим на мавзолей во время первомайской демонстрации, там находились как я понял «отцы города», телевидение, какие-то кричальщики, по-видимому комментировавшие или представлявшие проходящие мимо трибуны «коллективы». Впрочем немного потолкавшись на площади и не дождавшись обещанного начала действа мы слегка заскучали. Стоять на одном месте было утомительно и мы плюнув на «хорошие» места пошли сквозь толпу по улице навстречу ожидавшейся праздничной колонне. И ушли мы довольно далеко от площади прежде чем впереди заслышали звуки музыки. Похоже ОНО приближалось и быстро сориентировавшись мы опять нашли хорошие места для съемки и стали ждать уже здесь.

Сразу скажу, что хорошие места нам понадобились минут на 10 не более, когда мы поняли, что стоять на одном месте и что-то ждать просто бессмысленно. Колонна из насколько только хватает фантазии украшенных машин двигалась очень медленно, собственно машин и не видно было, на них были выстроены макеты чего угодно и кораблей и животных и рыб и вообще не поймёшь чего. Порой вообще было непонятно, как там водитель в кабине что-то видит и как он ориентируется, куда ехать, причём некоторые грузовики двигались задним ходом. На платформах играли ансамбли, разыгрывались какие-то сцены, между платформами шли, играли, танцевали, что-то изображали разряженные и разрисованные люди. Их настроение как бы передавалось и окружающей толпе, хотя от неё я ожидал большей активности. Но в общем-то веселились, особенно молодёжь, не только сама разукрашенная, но и поливающая друг друга, а заодно и всех кто случайно подвернётся краской. И ни одного не то что пьяного, а просто выпившего, хотя в Гоа вовсе не «сухой» закон и в отличие от остальной Индии производятся свои спиртные напитки. Мало было и туристов, которые сразу же выделялись на фоне местного населения. В общем обычный нормальный праздник не для забавы богатых туристов, а для себя. Немножко понаблюдав со стороны мы ринулись в самую гущу, внутрь этого потока, и пошли навстречу ему, порадовавшись своей прозорливости и нетерпеливости, на площади мы ещё не меньше часа ждали бы «начала» карнавала. Конечно от ощущения «наблюдателя на чужом празднике» отделаться полностью было нельзя, это естественно при нашем отличии от гоанцев, как внешнем, так и внутреннем, но, честно говоря, скучно не было. Мы с ними общались, фотографировали, снимали на камеру, пили пиво и просто гуляли получая удовольствие от общей, какой-то доброжелательной весёлой атмосферы и хорошей погоды, особенно когда ближе в вечеру жара спала, солнце уже не слепило. До конца шествия нам дойти так и не удалось, видя как солнце падает с неба, и памятуя о стремительности наступления ночи, мы развернулись и обгоняя колонну, коротким путём вернулись на площадь, чтобы посмотреть, а что же там происходит. Там происходило тоже самое, только при большем количестве народа, мы опять увидели теперь уже наших «старых знакомых», которых мы снимали, может час назад, и которые дошли наконец до «главных» трибун.

Собственно карнавал в Гоа – это не только, а может и не столько вот это самое шествие на котором мы побывали, поскольку длится он дня три или четыре. Скорее всего вот эта колонна знаменует собой лишь начало карнавала, его открытие, но мы и понятия не имели, а что же дальше будет и что надо делать. Уже и того что мы увидели было вполне достаточно для одного дня, к тому же нам предстоял ещё и обратный путь, а учитывая количество народа собравшегося сюда скорее всего со всех окрестных деревень, это ещё могло оказаться и проблемой. К тому же и ни одного такси не было видно, это на побережье возле каждого отеля всегда дежурят несколько машин, а в центре Маргао настолько узкие улочки, что парковки были предусмотрены только для мотоциклов. Впрочем такси и не понадобилось, мы для возвращения домой решили воспользоваться ещё одним экзотическим видом транспорта – моторикшей.

Экскурсия в водопаду Дудхсагар
Это было наше самое большое удаление от моря к западной границе штата, где начинались какие-то горы, (естественно, ведь мы же поехали на водопад смотреть). Собственно по расстоянию это не так и далеко, километров 50-60, я думаю, но гоанские узкие дорожки (дорогами их язык не поворачивается назвать), вносят свои коррективы в скорость передвижения, так что путешествие получается довольно долгим. Часа через полтора-два, мы оставили наш сравнительно комфортабельный автобус с кондиционером и пересели в джипы, открытые всем ветрам и поехали уже по бездорожью форсируя вброд реки и глотая красную пыль густо стоящую над «дорогой» из-за которой вся окрестная растительность на десятки метров была не зелёной, а красной. Получаса такой езды хватило, чтобы и мы все стали братьями краснокожих, тем более, что оттиралось всё это безобразие с большим трудом. Последнюю часть пути, после того как уже и джипы не могли ехать дальше, мы с удовольствием их покинув, проделали пешком. Тропа проходила через (чуть не сказал «девственные») джунгли, но конечно это не так, до девственности, а вернее от неё они ушли далеко, тропа была основательно утоптана бесчисленными полчищами туристов и паломников. Мы форсировали несколько ручьёв сопровождаемые ленивыми взглядами обожравшихся «диких» обезьян. А мы ведь по дороге по рекомендации экскурсовода специально останавливались у лавочки, чтобы купить бананов и орехов для кормёжки обезьянок, «которые там бегают целыми стадами и совершенно не боятся туристов». Туристов они действительно не боялись, скорее они их попросту игнорировали, поскольку столько бананов им было просто не осилить, впрочем им помогал какой-то туземец, бананами в отличие от обезьян не брезговавший, а ещё более не брезговавший нашими рупиями, за которые он подзывал обезьян и они снисходительно позволяли туристам с ними сфотографироваться. В общем вожак стада, а все вместе – одна мафия.

Впрочем немного понаблюдав, я несколько слов обезьяньего языка выучил и пройдя дальше по тропе попробовал сам их подозвать, соблазняя орешками зажатыми в кулаке. Фокус удался. Прибежал молодой самец и стал разжимать мои пальцы добывая лакомство. И это ему удалось, вот только жалко, что путных фотографий не получилось. Выглядит водопад весьма симпатично. Конечно до Ниагары ему далеко, да наверное и сам он в сезон дождей смотрится помощней, но мы остались довольны поездкой, несмотря на все тяготы и лишения походной жизни. У подножья водопада обнаружилось небольшое озеро все берега которого были густо усеяны туристами и индусами. Для местного населения эти места имеют ритуальное значение, как мы выяснили, в этот день был какой-то местный религиозный праздник и поэтому они целыми семьями в нарядных одеждах сначала посещали храм находящийся в нескольких километрах от водопада, а затем шли к водопаду по той же пыльной дороге, шарахаясь поминутно от проносящихся мимо джипов. Места конечно там красивые и если бы не обилие народа, впечатление было бы ещё лучшим. Вода в озере была чистой, и казалась на первый взгляд очень холодной, как и положено в горных реках, и действительно сначала будто обжигала, но это было первым ощущением после уже недельного сидения в море с температурой 36 и 6 градусов. На самом деле и в озере вода была явно никак не меньше двадцати градусов и приятно освежала после всей этой дороги, а главное она была пресной. Когда первый испуг прошёл, выходить из неё никак не хотелось, а особенно не хотелось думать об обратном пути. Но увы, вот этого никак нельзя было избежать и собственно обратный путь немного утомил, хотя в целом это путешествие, занявшее в итоге весь день нам понравилось.

Форт Кабо де Рама и Палолем-бич
Ещё в Москве словосочетание Палолем-бич, для меня стало ассоциироваться с выражением «земной рай», настолько настроили меня на такое восприятие многочисленные восторженные отклики побывавших там соотечественников. Уже оказавшись в Гоа и испытав разочарование от собственного пляжа (называется от кстати Кавелоссим), мы тем более хотели увидеть что-то отличное от него и потому поездка на пляж Палолем становилась уже идеей фикс. Справедливости ради надо сказать, что к тому времени когда мы туда собрались, мы уже и наш пляж находили неплохим, хотя и не таким живописным и экзотическим, как другие пляжи, на которых нам за эти дни удалось побывать. Но идея оставалась. Экскурсию мы отмели сразу и просто взяли такси. По дороге на Палолем-бич, мы сделали остановку в форте Кабо де Рама. Собственно это не совсем по дороге, нужно было сделать небольшой крюк, но поскольку это всё равно было в той стороне, мы решили туда заехать. Форт предстал перед нами в виде развалин 16 века, местами неплохо сохранившихся, на вершине высокого мыса. Открывшийся оттуда вид ничем не напоминал уже знакомое нам плоское однообразное «пляжное» побережье, здесь были скалы, голубое море с торчащими из него камнями и весь пейзаж похож был уже не на Азовское море, а скорее на дикие необжитые берега Кавказского побережья или горного Крыма. Ассоциации с мысом Айя были бы ещё более полными, если бы не море пальм покрывающее все окрестные холмы и выходящее прямо к океану.

Самым необычным было то, что несмотря на живописность места и его засвеченность в экскурсионных маршрутах, мы были там совершенно одни и за всё время наших блужданий по форту не встретили ни одного человека. А затем мы попали и собственно на Палолем-бич. Он действительно оказался непохожим на все ранее виденные нами пляжи. Во-первых, хотя он и был песчаным, но это была не та стокилометровая полоса пляжей на которой стоял и наш и все прочие отели, а небольшая бухта ограниченная в обеих сторон скалистыми мысами, во-вторых сама полоса прибрежного песка была значительно уже, чем мы уже успели привыкнуть, и сразу же за ней начиналось буйное пальмовое море, причём крайние пальмы под каким-то немыслимым углом буквально нависали над пляжем; в-третьих всё видимое пространство между пальмами было застроено этакими «бунгало», буквально шалашами из пальмовых ветвей и листьев поднятыми над землёй тонкими стойками, что придавало им полное сходство с «избушками на курьих ножках». Вот в этих избушках и живут самые неприхотливые из приезжающих в Гоа туристов. Отелей в общепринятом понимании там нет, говорят, что местное население воспротивилось имевшим место попыткам что-то построить в этом райском уголке и на этом всё закончилось.

Мне очень понравилась там атмосфера, этакая умиротворённая атмосфера сельской жизни, в общем если сравнивать увиденное с нашим отелем, то это всё равно как отличается деревня от города. Избушки там цивилизованы настолько минимально, насколько это необходимо избалованному западному (а мы себя тоже к ним относим) жителю, в них есть кровати, стол, электричество, а все остальные удобства на улице, не в прямом смысле конечно, просто между избушками построены все соответствующие заведения. С питанием тоже просто, куча кафе, как и на всех пляжах, работающих с раннего утра до позднего вечера. И поскольку это деревня, все её обитатели большую часть времени проводят на улице, на пляже, возле моря, тесно общаясь с соседями. В нашем же отеле мы не только не знали соседей, но и не видели даже их не разу, в общем всё как в городе. Конечно не знаю насколько меня бы хватило, но хотя бы несколько дней мне захотелось там пожить. Особенно заметным отличие от нашего пляжа стало на закате, у нас к этому времени пляж почти пустеет, а здесь наоборот, жизнь как будто активизировалась, кто-то играл в волейбол, кто-то прямо на берегу, не обращая ни на кого внимания занимался какими-то экзотическими гимнастиками, где-то уже образовывались вполне походные кружки с гитарой, а прочий люд просто высыпал на пляж и наблюдал за заходом солнца.

О шоппинге и особенностях национального характера
Собственно для покупок «сувениров» есть три возможности: рынки, лавки и пляжные торговцы. Есть ещё в городах фирменные магазины, типа «Адидас», «Найк» и прочие, в которых товар якобы дешевле, чем аналогичный в Москве, но это только по рассказам других, сами мы этим не занимались, не было таких ни цели, ни желания. А вот для приобретения всякой местной мелочёвки, мы после «неудачи» с ночным рынком, стали активно использовать местные маленькие лавочки и пляжных торговцев. Специфика их торговли такова, что цена продавцом назначается прямо от фонаря. Как я читал и ранее, её смело можно уменьшать в десять раз и продавец не будет в накладе. Ещё я читал, что индусы очень любят торговаться, что это их образ жизни, что они очень доброжелательны к покупателям и чуть ли не обижаются если купить у них вещь не торгуясь. По сложившемуся у меня впечатлению, это не более чем мифы. В основе всего лежат не доброжелательность и любовь к торговле, а аскетический образ жизни и элементарное нежелание работать. Чего в них точно нет, так это желания много заработать прилагая к этому большие усилия, да и то, как они этим занимаются, трудно и работой-то назвать в нашем «европейском» понимании, это образ жизни. А десятикратное завышение цены – это какое-то детское стремление по-быстрому срубить нужную, минимальную в общем-то для собственного обеспечения сумму и потом какое-то время вообще ничего не делать. То есть вот эта философия, она по-своему очень интересна, хоть и чужда нам, «получить необходимое, и не тратить силы на получение излишнего». А поскольку запросы у них действительно очень небольшие, то складывается впечатление «праздности» жизни. Не зря хиппи облюбовали эти места, дело не только в благодатном климате, но в сходстве философии.

Это хорошо видно например по обслуживающему персоналу отеля, его там раза в три больше, чем в любом европейском отеле, или в Турции, уборку номера придут делать три человека и причём за всё время качественно ни разу не сделали. А то ещё такая «услуга», ближе к вечеру, и непременно тогда, когда ты уже находишься в номере, появляется индус для того, чтобы разобрать постель, то есть снять покрывало (засунув его при этом под нижнюю полку шкафа, где у нас лежит обувь) и разложить особым образом одеяло. Всё делается лишь в расчёте на «бакшиш». Но, вернусь собственно к торговле. Проколовшись с рынком, мы обратили более пристальное внимание на пляжных торговцев и обнаружили, что в здешних условиях, это как раз именно то, что нам и надо, ты располагаешься на лежаке под зонтиком и располагаешь массой времени между купанием, и можешь торговаться с ними хоть до второго пришествия, делая перерывы например для того, что бы пойти ещё искупаться или выпить бокальчик пива. Продавец в это время тоже может уйти, но он обязательно вернётся, если ты проявил хоть какой-нибудь интерес к его товару. Самая знатная торговля, в смысле по времени, у нас получилась за какую-то ракушку за которую при начальной цене в 1785 рупий (цифра запомнилась, потому что они обычно оперируют сотнями и тысячами) мы, часов через пять, заплатили где-то 300-350. И хотя он ранее заявлял, что сам заплатил на неё 900, вид при расставании у него был весьма довольный. Впрочем расстались мы ненадолго, он тут же прибежал с новым товаром, но уже по весьма умеренным ценам. Вот таким образом мы и покупали всяческие презенты, благовония, специи, футболки, сари и прочую мелочёвку. Единственным недостатком пляжных ходячих магазинов была лишь ограниченность ассортимента, впрочем они охотно вызывались принести завтра всё что угодно.

В лавочках товар был тот же и такого же качества но побогаче выбором. Пляжная торговля имела ещё и тот плюс, что можно было не спеша, между делом пообщаться с местными жителями, поговорить «за жизнь», попытаться вникнуть в местные обычаи и нравы. Кому это интересно, конечно. Например одна из наших тамошних знакомых – Соня, как раз яркая представительница того племени пляжных продавцов, которые нас атаковали целыми днями, очень охотно рассказывала нам обо всём, что касалось её жизни, семьи, бизнеса. Мы с ней хорошо познакомились, потому что она была не очень назойлива, но это конечно по сравнению с другими, с удовольствием общалась с нами, неплохо говорила на английском, а вообще по её словам, между прочим, знает пять! языков. Имеет четверых детей в свои двадцать пять лет, но это там нормально, хотя государством и проводится программа ограничения рождаемости до одного ребёнка в семье, но не жёстко. В Индии пошли не путём запретов, а стимулирования, но по-моему эффект небольшой. Работает она одна, а муж ("очень хороший, не пьёт и не курит") занимается дома воспитанием детей, младшему из которых 9 месяцев. И у меня сложилось впечатление, что такая картина типична, не скажу что для всей Индии, но для Гоа точно. Те, кто внимательно читает эти заметки возможно уже заметил, что в них порой встречаются некие противоречия, то я говорю о хорошей кухне пляжных ресторанов, то ругаю завтраки в отеле, то говорю о «забывчивости» и необязательности местных, и тут же могу сказать, что в тех кафе где нам приходилось есть, нас и наши вкусы запоминали сразу же и в следующий наш визит могли для начала предложить то же, что мы брали в прошлый раз или сделать «презент», как постоянным клиентам, даже если мы зашли туда всего во второй раз. Но всё это так, там вообще всё соткано из противоречий, и вся Индия даже больше, наверное, чем Гоа. Достаточно сказать только, что на фоне всеобщей бедности, Индия по количеству миллиардеров уступает, кажется только Америке.

Некоторые объяснения для себя я сделал, Индия - это очень многонациональное государство, мы же имеем о ней представление по той информации которая исходит из крупных городов Бомбея и Дели, но так же как невозможно составить представление о России по Москве, также невозможно получить представление об Индии по Дели. К тому же север Индии населён не коренными племенами а потомками ариев. А арии пришли в эти места, вытеснив коренное население к югу, как раз откуда-то с севера, двигаясь вдоль Урала, где теперь и ищут легендарную Шамболу (правда её где только не ищут), причём по историческим меркам это произошло не в столь уж давние времена, каких-то пару-тройку тысяч лет назад. Правда они и по Европе ещё покочевали, отчего и там появились "истинные арийцы". В общем это дело тёмное, но есть очень интересные факты свидетельствующие о многовековом территориальном соседстве ариев и славянских племён: совпадение слов в языках, похожие мифы и т.д. А нынешние, как мне казалось, чисто российские две беды "дураки и дороги" - к Индии применимы на все 100 процентов, так же как и классическое "воруют". Или отношение к полиции. Вообще с тамошней полицией дела лучше не иметь, к иностранцам у неё никакого почтения нету, (впрочем как и к своим, но это взаимно), зато есть чёткое представление о тебе как владельце денежных знаков, которые подлежат изъятию в любом виде. Причём даже и вмешательство посольства в Индии мало помогает, будь тут хоть наше посольство, хоть американское, им по-моему одинаково по-барабану все супердержавы и прочие там государства. Кроме пожалуй Пакистана, с которыми они ведут долгую вялотекущую войну, но в который недавно, впервые за 15 лет отпустили на игру свою национальную гордость - сборную команду по крикету (спорт номер один в Индии, ежедневно трансляции можно было наблюдать по крайней мере по пяти каналам). На днях услышал, что Индия выиграла в очень трудном и напряженном поединке. Кстати как в него, в этот самый крикет играют, я так и не понял, какая-то разновидность русской лапты. Это ещё один штрих к сходству между Индией и Россией.

Заключение
Если у вас среди зимы вдруг возникнет тяга к теплу, возникнет желание покупаться в море, понежиться на песочке, или просто сменить обстановку, если намозолили уже глаза покрытые снегом наши родные ёлки и берёзы, то из доступных, идеальнее места чем Гоа трудно придумать.

Автор Владимир

Страницы1

4,8/5 (12)

7 комментариев

  1. Владимир
    Владимир 03 июня

    От автора
    Эля, легко быть категоричным в своих суждениях, но я, в отличие от Вас, никому своего мнения не навязываю, а вот людям которые туда только собираются поехать, некоторые мои наблюдения могут показаться интересными и, надеюсь, полезными. Я сам, когда только готовился к поездке, нашёл, увы, не так много достоверной информации, зато много восторгов по поводу "релаксовой атмосферы". Кстати, в моём рассказе вовсе нет никакого призыва жить в отеле, достаточно лишь в нём ночевать, и вперёд к морю, в горы, в джунгли, колесить по Гоа (уж кому на чём нравится, что делать, если я с детства терпеть не могу мотоциклы и всякие там прочие байки) что мы с успехом и делали. Миня, я с Вами полностью согласен, что никто из нас не отказался бы от такой возможности... Но вряд ли у нас продавец, после того как проводит "хорошего покупателя", тут же закроет свою лавочку, а там это в порядке вещей. Если я и утрирую чего, то совсем чуть-чуть...

  2. Эля
    Эля 24 мая

    Без названия
    мда - жить на ГОА в отеле - это катастрофа! Надо снимать частный домик на каком нибудь тихом пляже, брать на прокат байк и колесить-колесить -колесить. Не чувствуется атмосферы ГОАНской в рассказе - ведь половины прелести ГОА (это лично мое, конечно, мнение) - это та удивительная релаксовая атмосфера местечек типа Палолема, Морджима, Арамболя и т.п., которая практически розлита в воздухе по всему ГОА! А КАКИЕ персонажи - европейские аборигены! И множество-множество абсолютно пустынных песчанных пляжей. Хотя ГОА конечно у каждого свое...

  3. Миня
    Миня 27 мая

    10 баллов заработаны честным трудом...
    Неправда, Эля! Жить в отеле, особенно в хорошем, – это прекрасно, и совсем не портит отдыха! Впрочем, ваша версия отдыха на Гоа имеет место быть. «Атмосферу Гоанскую» почувствовать можно только будучи там, передать ее дано не каждому, зато автор очень подробно все изложил и фактов не исказил – свидетельствую. Всякий, будучи там, увидит то же самое. Меня в рассказе смутило только одно лирическое отступление – «философия» местного населения (торговцев) «получить необходимое, и не тратить силы на получение излишнего» и «какое-то детское стремление по-быстрому срубить нужную, минимальную в общем-то для собственного обеспечения сумму и потом какое-то время вообще ничего не делать». А кто из нас отказался бы от такой возможности?...

  4. без имени
    без имени 14 декабря

    ещё раз
    И что Вам на Гоа надо. Езжайте а Тайланд, там грязи такой нет, цены такие же как на Гоа, кстати самые дорогие в Индии. Билеты недорогие Туркменами лететь 470$, визы на въезде. Если хотите отдыха экзотики неужели нет других мест. Поймите, Гоа - не совсем для туристов. Если Вас там будет много, это место умрёт, оно уже не такое как было даже в 1996, что уж говорить о ещё раньше.

  5. Александр
    Александр 13 июня

    Отличный рассказ
    Подпишусь под каждым словом Владимира. Я был в ГОА примерно в это же время. Единственное с чем немного не согласен - это Палолем. Все таки это настоящий рай на земле. Спокойствие, умиротвореность. Если поеду в следующий раз в Индию, то просто возьму билеты туда - обратно и на Палолем. Дешевле выйдет раза в два.

  6. Владимир
    Владимир 17 июня

    От автора
    Александр, спасибо за высокую оценку моего рассказа. А по Палолему я так и не понял с чем Вы не согласны, потому что я-то как раз с Вами согласен полностью в его оценке, а идея, в следующий раз (если он будет) поселиться сразу же в бунгало на Палолеме, у меня возникла едва я там оказался.

  7. Настя
    Настя 19 июля

    Без названия
    вернулась в рай на 10 минут

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Тадж-Махал

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире.…