Из Новосибирска до Болгарии далеко. Наш бюджет был ограничен $800 на двоих. Позвонив по Новосибирским турфирмам, я быстро выяснил, что съездить вдвоем в Болгарию за такие деньги можно, но только съездить, на отдых денег уже не оставалось. Предлагался только вариант прямого чартерного перелета до Варны или до Бургаса.
Затратив некоторое время на поиски вариантов более дешевого путешествия в солнечную Болгарию в просторах российского интернета удалось выяснить, что в 2-х звездах на берегу моря при полете из Москвы на одну неделю это удовольствие стоит $200-300 на каждого. Но до Москвы нужно было еще доехать как минимум за сутки на случай опоздания поезда, таким образом, прибавлялось еще долларов 100 на дорогу до Москвы на поезде, в Москве потратить еще долларов 50 по минимуму на человека. Опять на собственно отдых денег не оставалось. Рассматривался также вариант поезда до Москвы и так же до Варны. Получалось практически то же самое, что и чартером. Как ни крути, а Москва как пересадочная станция съедала все свободные деньги. Тогда я стал искать более прямые пути до теплого моря бывшей такой близкой страны. В бурном море интернет-предложений турфирм из Москвы и Санкт-Петербурга я заглянул на украинский портал путешествий.
Там мне было предложено заполнить простую форму с данными о том куда и за сколь ко я хочу поехать. На следующий день после заполнения формы мне пришло коммерческое предложение от Киевской турфирмы «Магистр-тур». Там мне предложили доехать до места назначения на автобусе из Киева. Вся путевка почти на неделю отдыха (6 дней/5 ночей) вместе с медицинской страховкой и курортной пропиской стоила $96 с копейками. Это было наиболее привлекательное предложение в рамках нашего бюджета, тем более, что представлялась еще возможность посмотреть на современную столицу Украины.
Но надо было еще решить как добраться до Киева. Самолет сразу отпадал, так как перелет туда и обратно на двоих съедал весь наш бюджет на отдых. На прямой поезд до Киева не было билетов. Было принято решение ехать до Харькова на поезде в плацкартном вагоне. Это нам стоило $36 за один билет. Также были запланированы траты в размере $10 в день на время дороги (3 суток+1 в Харькове+1 в Киеве). Билет от Харькова до Киева стоил $6. Таким образом потратив $134 мы добрались до Киева.
Одну ночь ехали в поезде, а вот вторую пришлось проводить на вокзале. Хоть вокзал и большой, но сидячие места там явно в дефиците, хотя мы были там в конце сентября. В 6 утра мы сорвались с мест и поехали на метро к отелю «Спорт» - месту отправки нашего автобуса. Около 8 часов утра удобно устроившись в креслах, мы, с немногочисленными попутчиками (в автобусе было человек 15 при вместимости 50 человек) мы отправились по направлению к югу, к месту нашего будущего отдыха. К этому времени мы уже изрядно устали, но ни о чем не жалели. В автобусе нам сварили кофе (Нескафе) и включили телевизор (видео). Единственный недостаток в их автобусах, так это наличие неработающего биотуалета. Поэтому потребление напитков всех видов пришлось поставить под контроль во избежание дальнейших проблем со здоровьем.
По Украине водитель сделал три остановки в районе придорожных туалетов. К вечеру, часов в 7 мы подъехали к Украино-Румынской границе. Процедура прохождения границы заняла два с половиной часа. причем в основном мы ждали на Украинской стороне. Паспорта проверяли не в автобусе, а в специальном помещении. Нас эксклюзивно еще задержали на несколько минут, видимо где-то пробивали по черному списку. На Румынской стороне по автобусу прошел пограничник, сравнил фотографию в паспорте с лицом и всё.
Румынию проезжали в основном ночью, поэтому рассмотреть удалось немного. Примерно через час после въезда, впереди на дороге показались два представителя их дорожной полиции, которые докапывались до какого-то бородатого крестьянина на мотоцикле. У самих полицейских никакого транспортного средства не наблюдалось. Мы сбросили скорость, практически выключили двигатель и по инерции тихо проехали мимо них. Они были так увлечены своим крестьянином, что заметили нас, когда напротив них уже был хвост автобуса. Я краем глаза увидел, что они начали размахивать своими палочками в нашу сторону, но мы сделали вид, что их не видим и спокойно прибавив газу поехали дальше. Так как транспортных средств у них не было, и рации похоже тоже, до Болгаро-Румынской границы проблем с полицией не было.
Прохождение границы из Румынии в Болгарию заняло еще два часа. Проверка на «вшивость» была еще проще, чем на Украине. Директор турфирмы, которая нас сопровождала просто собрала паспорта, а потом раздала уже со всеми печатями, так что никто даже не сверял лица с фотографиями.
И вот мы в Болгарии. Небо в облаках, все-таки сказывается время года как-никак 20 сентября. В Болгарию мы въехали примерно в 12 часов дня. Как нам сказали, в Варне мы будем через два часа. Как раз, когда мы подъезжали месту нашего будущего отдыха — курорту «Золотые пески» или по-Болгарски «Златни пясцы» выглянуло солнце.
Дальше начались традиционные болгарские приколы, о которых я читал в других отзывах о подобных путешествиях. Дело в том, что мы забронировали номер в отеле «Капрившица». Я видел этот отель на фото и он мне понравился сочетанием цена/качество. Однако представитель принимающей стороны — дама по имени Иванка сообщила нам, что этот отель через два дня закрывается и она нас поселит в соседний «Вихрен». Этот отель я тоже видел на фото и он мне показался самый страшный из всех двухзвездочных. Однако мы были так рады окончанию наших мытарств по дорогам Азии и Европы, что не стали с ней спорить и пошли заселяться.
Дальше опять начались проблемы. Люди, которые должны были освободить номер до 12 часов дня, оказывается, еще не выехали, и нам просто предложили потусоваться часа два- три. Ладно, мы сгрузили вещи в каптерку девочки на ресепшене и пошли к морю. Море, судя по рекламе, было в 350 метрах, однако это было на самом деле расстояние не до моря, а до пляжа, так что, смело можно добавлять еще добрых 100 метров, но это опять же мелочи. Людей на пляже было немного, хотя погода уже разгулялась, было где-то градусов 25, солнце пекло, температуру в море не измерял, но оно было явно теплее, чем Обское в середине июля. Покупавшись, насладившись видами, и хорошо поев в рыбном ресторане, мы отправились в отель занимать свое будущее жилище на следующую неделю. Не тут-то было, нам заявили, что нужно подождать еще и неизвестно сколько. Мы с недовольным видом устроились в холле, что-то заказали в баре и стали думать как бы покачать права. Оказалось, что болгары не дураки, и видя наше настроение предложили нам временно другой номер. Там мы помылись, побрились, в общем, привели себя в цивилизованное состояние. Не успели мы одеться, как нам сообщили, что наш родной номер убран и готов нас принять в свои теплые объятия. Сам по себе номер — проще некуда. Стул, стол, три! кровати на двоих, балкон, встроенный шкаф, совмещенный с душем туалет. Ну а что вы господа хотели получить за 5 долларов в сутки на двоих. В Новосибирске по-моему гостиниц с таким ценами вообще нет, а тут отель на берегу моря. По этому поводу мы вообще не переживали, что хотели, то и получили. Главное, что теперь можно было приступать к изучению незнакомой пока нам страны. Изучение решили начать с Варны. То, что такой город есть, я знал давно, еще со школы. У меня была марка с надписью «Паром Ильичевск-Варна», и я так понимал, что Ильичевск — это где-то у нас, а Варна за бугром. Судя по карте-схеме, которую нам дала Иванка, до Варны было 10-20 минут езды на автобусе. Мы нашли на карте остановку автобуса, сориентировались на местности, и тут нас одолели таксисты, да не простые, а на «мерсах». Вы видели где-нибудь в Новосибирске кучу такси-мерсов и не самой древней модели. Оказалось, что доехать до Варны на мерсе стоит не так уж дорого, всего 5 левов (в те времена один лев был равен одной немецкой марке). Но, помня про наш бюджет, мы все-таки решили дождаться автобуса и не ошиблись, автобус тоже оказался мерсом, и опять же не подержанный Вольво, как в Новосибирске, а новеньки и сверкающий.
Заплатив по одному леву с носа, через15 минут мы были в Варне. Вышли мы центре города, прикупили карту, поменяли доллары на левы. Курс в городе оказался намного выгодней, чем в отеле. Валюту здесь меняют на каждом углу, и причем вполне законно. Заходишь в маленький магазинчик 10 кв. метров, а в углу в картонной коробке метр на метр сидит человек без всякой охраны и меняет валюту — и это здесь в порядке вещей. Похоже, их там просто некому грабить. Поменяв, таким образом, несколько американских бумажек на пачку болгарских, мы стали соображать, где-бы поесть. Соображать не в том смысле, где бы найти кафе или ресторан, а какой выбрать из всего местного разнообразия. Остановились на пиццерии со столиками на улице и видом на площадь.
Я и раньше был наслышан о размерах порций в болгарских кафе и ресторанах, поэтому предусмотрительно заказали одну порцию пиццы на двоих, и не ошиблись. Принесли не дольку как в Нью-Йорке или Марио, а целую большую круглую, сантиметров тридцать в диаметре. Мы заказали пиццу с мидиями. Однако я не думал, что их там будет столько. Вся пицца была уложена толстым слоем мидий с помидорами, горячая, только из печки, и за все это удовольствие 3,5 лева. Две кружки пива — это ещё по 1 леву. Итого мы наелись на 63 наших рубля. Кстати номер у нас был не просто так, а ещё и с завтраком. Завтрак не сказать, чтобы был изысканный, но его было много по системе «шведский стол», поэтому мы всё приноровились за один раз съедать и завтрак и обед сразу, дабы сэкономить деньги на прочие развлечения. Судя по объявлению в кафе, где подавали завтрак, среди русских постояльцев отеля находились еще более хитрые отдыхающие, о чем говорила надпись по-русски «Завтрак только здесь!». Набор предлагаемых блюд был примерно такой: жареные колбаски, вареный рис с теми же колбасками, кисло мляко (типа нашей простокваши), вареные и жареные яйца, печенюшки, пирожные, виноград, яблоки, арбузы, пепси, кола, чай, кофе, булочки, пирожки.
Дальнейшей целью нашего путешествия был гипермаркет «Метро». Искали мы его очень интересно. На следующий день прямо с утра на большом «Мерседесе» нас отвезли в Варну, причем мы специально проехали центр города, так как по рассказам и названию сие торговое заведение должно быть немаленьким и в старый центр города просто бы не поместилось. Карта города, которая у нас была, по-видимому, не поспевала за быстро развивающимся туристическим городом, и нового торгового центра на ней не было. Мы попробовали спросить, но нам почему-то никто не попадался говорящий по-русски либо просто не знал что это такое. Я уже начал сомневаться, а не надули ли нас рассказами об этом чуде Западной торговли.
Пришлось опять обратиться к карте города и немного подумать. На карте я выбрал ближайшую к городу пустошь и посмотрел какой туда ходит транспорт. Долго ждать автобуса не пришлось. Там, как и в Новосибирске «маршрутки» ходят одна за одной. Проехав несколько остановок мы еще издалека увидели огромный синий квадратный ангар с такой-же огромной стоянкой перед ним. Судя по объемам закупаемых там товаров и размерам тележек было видно, что здесь в основном отовариваются владельцы небольших магазинчиков, баров, отелей, чтобы потом все это скормить туристам по ценам в 10-15 раз выше закупочной. Мы взяли маленькую тележку, по их меркам маленькую, потому что она все равно была раза в три больше нашей супермаркетовской. Практически всё отпускается в режиме самообслуживания. Буквально целые улицы товара одного вида, например, метров 50 улица сырокопченой колбасы, улица сыра, улица сухого вина, улица коньяка и ракии, а водка расположилась отдельно, недалеко от касс под особым присмотром, потому что она там дорогая, а может, потому что некоторые наши так и норовят ее оттуда вынести нахаляву под одеждой. На кассах автоматически распечатывается что-то типа аналога нашей счет-фактуры.
Цены: сырокопченая колбаса 80-100 р/кг, сухое вино 14-25 р/бут, ракия 40% 28-40 р/бут, местный коньяк, джин 50-70 р/бут.
Всю жизнь мечтал выехать на морскую рыбалку — поймать акулу или хотя бы просто большую морскую рыбину. На Золотых песках это удовольствие стоит всего 10 долларов. Утром, после завтрака за вами подъезжает автобусик, и везет к причалу, где вас ждет рыболовный катер или яхта – я не знаю, как это у них там это судно точно называется. Это в идеале. У нас это было так: мы как всегда плотно и долго завтракали — нахаляву все-таки шведский стол. В результате я опоздал на этот счастливый автобусик. Но как оказалось, болгары не те, кто упускают своих клиентов. Они предложили мне прокатиться на моторной резиновой лодке по морю до их рыболовного катера. Море немного штормило, но меня это не испугало. Мы с женой пошли на берег ждать моторную резинку. Вскоре вприпрыжку по волнам подскакала маленькая лодочка. Жена сначала вообще усомнилась, как можно на такой маленькой лодочке пускаться в открытое море. Однако я был непоколебим. Болгар, сидевший в лодке еще спросил, боюсь ли я, я ответил, что нет. Мне сказали крепко держаться, и мы поскакали.
На катере находилось несколько русских, соблазненных рекламой мужиков и несколько немецких женщин. Странная подобралась компания, подумал я. И надо было видеть, с какой завистью на меня смотрели наши мужики, когда меня эксклюзивно подвезли по морю к рыболовной посудине.
И только на борту я понял, какую рыбу мы будем ловить. Конечно же не акул, а обыкновенных черноморских бычков. Спасибо, что не кильку. Ловили мы на выданных нам креветок. Каждый из нас скормил рыбам креветок, наверное, больше чем на те 10 долларов, которые мы заплатили за рыбалку (по Новосибирским ценам), так что в принципе я не особо расстроился. Удовольствия все равно было больше чем на 10 баксов.
Наловили мы все-таки этих несчастных бычков. Более всего, как ни странно преуспели немки. Во время обратного пути, который занял почти час, (катер оказался тихоходной посудиной), штатный повар приготовил нам наших бычков с картошкой, причем весьма недурно.
Перед заходом в порт нас окружили чайки, которых мы с большим восторгом и удовольствием кормили, подбрасывая в воздух жареные рыбьи головы. Тем, кто ел бычков, знает, что чайкам досталась большая часть нашего совместного с немецкими рыбачками обеда. Несколько поджаренных рыбок я принес на пробу своей подруге. Так сказать, для отчета. Потому что в то время, когда я рыбачил, она проводила свое время на экскурсии по историческим местам.
Пока я обеспечивал семью во время отдыха свежей рыбой, моя жена, как я понял из ее рассказа доставляла удовольствие гиду-водителю и экскурсоводу по совместительству. Этот наглый болгарин даже сделал моей жене подарок — миниатюрную греческую амфору. Я не сильно ревнивый, но от этой амфоры я впоследствии все-таки избавился. Что меня удивляет в женщинах, так это их доверчивость. Она доверила ему себя фотографировать. Результат — все фотографии получились нерезкие. Ему наверно так в голову вдарил адреналин, что он не видел что и как он фотографирует.
Кстати, пока моя дорогая развлекалась с гидом-болгарином, я еще успел классно позагорать на нудистском пляже. Пляж нудистов в Золотых песках находится левее по берегу, если стоять лицом к морю, за портом. Пляж, конечно не обустроенный, но довольно большой. Примерно километр в длину, а в конце пляжа есть что-то типа кафе с жаровней в скале.
На четвертый день нашего активного отдыха я предложил проверить окрестности, и мы пошли вдоль всего пляжа Золотые пески, и дальше за нудистский пляж. Мы зашли в лес, где не было ни одного знакомого нам дерева или кустика, мы рвали, мяли, вскрывали, нюхали, даже пробовали что-то на язык, но так и не поняли, что за фрукты и ягоды нас окружают. Было полное ощущение того, что попали на другую планету.
Восточный ресторан заслуживает особого внимания на немногих строках этого произведения. Симпатичная девушка отнюдь не восточной внешности убедительно приглашала нас посетить вечернее представление с восточными танцами, йогами, магами, и т.д. и т.п., что соответствует неразгаданным до сих пор тайнам Востока.
Однако меню оказалось совсем не Восточное. Блюда, изображенные на фотографиях, не соответствовали тем, что нам приносили. Например, на фото изображены три колбаски, а приносят одну. Но когда началось представление, это уже стало не так обидно, потому что девушки в Восточных костюмах танцевали от души. Они подходили к посетителям, зачем, не знаю, так как это все-таки был не стриптиз, и деньги им никто не давал, тем более, что совать их было вроде бы как некуда.
Прикол начался тогда, когда ихний «факир» показал свою «неподжигаемость», что-то станцевал, положил на пол пустую бутылку, а сверху доску и весьма уверенно пробалансировал на этом несложном сооружении. А потом предложил зрителям (посетителям ресторана) повторить этот трюк. Я подумал, что с равновесием у меня все в порядке, и я не ударю в грязь лицом или еще чем-нибудь. Я вышел, он помог мне встать на доску, и я примерно в течении секунды удерживал равновесие. Не знаю, готов ли он был к такому повороту событий, или у него был другой сценарий, но я все-таки сорвал аплодисменты. В это время моя дорогая мучительно пыталась меня сфотографировать, но несмотря на все мои инструкции, которые я ей дал перед выходом на сцену, кадр не получился. А жаль.
В другой вечер нас зазвали на, как я понял, по обилию рекламы и флаеров, в самый крутой клуб курорта «Bonkers». Клуб оказался, довольно средний, с плохой акустикой, дорогими коктейлями, и пьяными проститутками. Примерно через час нам с женой удалось выбить себе одно место на двоих за стойкой бара и заказать пару коктейлей. Потом мы ходили танцевать по-очереди, чтобы не заняли место, так как других мест у них просто не было предусмотрено. Не знаю, с кем там моя любимая танцевала, а я познакомился с девушкой, которая представилась Александрой из Польши. Она мне рассказала, что приехала работать Официанткой в ресторане. Очень, скажу я симпатичная, с роскошными кудрявыми волосами. Она не знала русский, а я не знал польский, но мы все знали по-немногу английский. Объяснялись мы на смеси английского и непонятно какого, и прекрасно друг друга понимали. Больше, я ее не видел.
Не могу не рассказать, как я залетел на десять баксов из-за своего любопытства. Практически каждый день, как мы гуляли по набережной с женой, я обращал внимание на призывную рекламную надпись посетить эротический клуб. И вот, в какой-то вечер, оставшись один (жена устала и легла спать) я пошел посмотреть что-же там предлагают из эротики. Тем более, зная смешные цены на все товары и услуги в Болгарии, я и не думал сильно тратиться. Оказалось эротика ценится везде. На пиво за 6 с половиной левов мне уже не хватило. Пришлось закладывать свои часы и пачку «Золотой явы». Через пять минут я пришел с двадцатью долларами, расплатился за пиво и пересел за диванчик, тем более, что у них начиналась концертная программа. Потом оказалось, что диванчик, за который я сел, предполагает эксклюзивную программу, которая стоит 5 долларов, кроме того, я заказывал коньяк. В общем, я потратил на это удовольствие около 10 долларов.
В один из вечеров я узнал, сколько стоят болгарки. Правда, семейный бюджет и надзор не позволил точно определить, стоят они того или нет. Господа, если хотите развлечься с горячей болгарской девушкой на «Золотых песках», выходите после 11:00 на центральную улицу, вас там моментально подхватят под руки те самые девушки. Меня пытались зацепить даже при подходе к отелю. Они со мной начинали разговаривать на плохом английском, я им отвечал на «хорошем» английском, потом, когда мне это надоедало, я переходил на русский. Это надо было видеть, как они радовались русскому человеку, в предвкушении хорошего заработка, начинали мне петь о том, что болгары и русские братья навек. Мне было просто смешно. Утром, я честно все рассказал своей любимой о своих приключениях.
И вот, 26 сентября 2001 года, шторм, море еще не такое холодное, как обское в середине июля, но в нем уже не купаются. Вечером нам пора домой. Температура вечером 24 градуса. Грузимся на автобус до Киева вместе с контрабандным грузом, состоящим из нескольких бутылок джина, коньяка, кадарки, ракии. Проезжаем Румынию. Гуляем по Киеву, едем в Харьков, гуляем в Харькове два дня, загружаемся на поезд до Новосибирска, и через трое суток мы дома. Заграничные паспорта, разукрашенные разноцветными печатями напоминают нам об интересном путешествии.