Мы в соцсетях

Чехия

На родине голема

Определение «социализм с человеческим лицом», в полной мере можно отнести к сегодняшней Чехии.
Эти, уже исчезающие из памяти «перестроечно-горбачевские» ощущения, в Праге просто возникли с ново…

Опубликовано

Определение «социализм с человеческим лицом», в полной мере можно отнести к сегодняшней Чехии.

Эти, уже исчезающие из памяти «перестроечно-горбачевские» ощущения, в Праге просто возникли с новой силой. Такие уже далекие и приятные (плохое, Слава Богу, долго в голове не держится).

Удивительно, как такое бывает? Поначалу даже трудно сформулировать, смотришь вокруг — «дэ жа вю», только все как-то более ладно и спокойно.

Потом начинаешь понимать, что спокойней из-за небольшого количества местного населения. В Чехии проживает около 10.300.000 чел., в Праге (вместе с туристами) примерно 1.200.000 чел.

Для сравнения — в Москве вместе с «туристами» около 15.000.000 чел. Эта разница ощутима сразу.

А более ладно, так это потому что наш родной «совок» был гораздо хуже, чем «нынешний-чешский».

Получается — то, что руководители ком. партии СССР силой не дали совершить в 1968 г., сейчас совершилось в полной мере.

И многопартийность (более 80 различных партий), и свобода, и т.д., и т.п.

Население — добродушное, «незапаренное», как мне показалось, процентов на 80 атеисты, остальные 19,9% — католики, и чуть-чуть православных.

Основная часть православных прихожан — это украинцы. Литургия служится на чешском, но 2/3 Богослужения идет на старославянском, так что все понятно русскому человеку, если такой придет на чешскую православную Литургию. Старославянский остался от Кирилла и Мефодия.

Вот как пришли просветители в 870 году, в Градчаны, так и по сей день этот славный язык применяется там где ему и должно.

Очень противились славянскому языку немецкие епископы, настаивая на том, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Константин был заступником за братьев, ну а после его кончины немцы добились ареста и суда над святителем Мефодием. Года через три папа Римский Иоанн VIII, своим приказом освободил Мефодия из Швабского заточения и восстановил его в правах архиепископа. И после этого освобождения Мефодий крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу (Святая мученица Людмила, княгиня чешская).

Вот так и началось Православие в Чехии — в 874 году. И сразу же после этого в Праге обосновываются еврейские и немецкие купцы, и начинается брань.

По результатам на сегодняшний день, в этой брани, католики в Чехии (впрочем, как и везде в Европе) одержали убедительную победу, и над православными, и над протестантами, и над иудеями. Чешский народ, правда, не очень-то в городские костелы ходит, но в деревнях ситуация получше.

Но вот еще одни знаки недавно появились перед основными историческими памятниками христианской католической архитектуры, в Праге перед собором св. мученика Вита, чьи мощи там и покоятся, перенесенные благоверным князем Вячеславом Чешским (внук святой княгини Людмилы). Такие стройные колонны, увенчанные масонскими пирамидками на самом верху. На этих колоннах ни одной надписи, ну как и положено — все загадочно и таинственно, типа кто знает, тот понимает.

Метят «свои» места, наверное, набирают «незапаренный лекторат».

С протестантами «разобрались» еще в XV веке — церковного реформатора Яна Гуса заживо сожгли на костре. Правда, у Гуса было много последователей, был даже «гуситский» король Иржи.

В начале XVII века публично казнили последних дворян-протестантов, и объявили Католицизм основной религией в Чехии.

Сейчас, ежегодно 6 июля (дата казни Яна Гуса), отмечают государственный праздник — день памяти Яна Гуса, проходят торжественные Богослужения и концерты народной музыки, здорово. В центре Праги огромная скульптурная композиция, посвященная Гусу, хотя никакой официальной реабилитации Яна Гуса в католической церкви нет, наверное, нет необходимости.

Но самой значительной персоной, по мнению чехов, для них был Карл IV — король Богемский, король Немецкий и император «Священной Римской империи» из Люксембургской династии, правивший в 1346—1378 гг. Что касательно Чехии, то при нем началось строительство Нового города, Карлова моста, и открытие Пражского университета по образцу Sorbonne. Ему, так же, поставлен памятник (скульптура) прямо возле этого Карлова моста.

Действительно, он был замечательный финансист и успешный правитель, навел почти идеальный порядок во всей Чехии в период своего правления.

Еще один значительный акцент Праги — это еврейский квартал.

В нескольких минутах ходьбы от бывшего православного собора, построенного в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца (в честь кого сейчас этот собор, не знаю), по улице Парижская (действительно шагая по этой улице, возникают ассоциации именно с Парижем).

Еврейский квартал (его называют «гетто») очень небольшой и все в нем очень компактно. Похоже на Антверпен, но в десятки раз меньше.

Небольшая, но очень старая синагога, жилые постройки, магазины и еврейское кладбище.

Рядом с синагогой дом с башней, на башне двое часов, вверху обычные с «римскими» циферблатом — для всех гоев живущих в Праге, а под ними еврейские (по другому их назвать не получиться) — эти только для евреев. Стрелки на этих часах вращаются в обратную сторону. На циферблате предположительно цифры (не знаю еврейской письменности), наверное, тоже в обратном порядке.

Странный символ «избранной нации», можно утрактоваться, но думаю, не стоит даже начинать.

В самом здании синагоги нет входа, предположительно в эту синагогу можно попасть через здание с этими часами. Такой маленький «бастион».

Евреи, в национальных одеждах, стоят в ряд, достают из своих карманов какие-то маленькие предметы (типа «сувениры») и раздают туристам.

По многочисленным легендам именно в этой синагоге (или в этом доме с часами) находятся обломки, так называемого, голема — глиняного слуги местного раввина Лёвы Бацалеля, который стал одним из символов Праги (кстати очень популярный сувенир в пражских магазинчиках) — благодаря прежде всего роману «Голем» Густава Майринка.

Слово «голем» упоминается в Ветхом завете (16-й стих 139-го Псалма) в значении «зародыш», «нечто бесформенное». Еврейское слово «galal», означает «точить, лепить».

Чешский исследователь О.Элиаш дает понятию «голем» такое определение — «фигура человека или животного, сделанная из любого плотного вещества, оживляемая заклинаниями еврейской каббалистики».

В магических текстах 12 века есть классификации всей этой «мерзоты» и голем там находиться в самом «высоком» разряде.

«Голема-пилота» («опытный образец», так сказать) слепил в 16 веке польский раввин из Хелма Элайе бен Иуде (Баал Шем). Вот с каких времен у поляков с евреями началось взаимное «обожание». Затем польский хасид Юдель Розенберг разработал технологию создания големов, и «дело» пошло.

Да, это вам не Евангелие, втихаря, подкладывать под коврик у входа в синагогу, тут «покруче» будет.

«Скульптор» Лев тоже, кстати, из Познани.

Простой вопрос: «Зачем раввинам нужно было создавать этих глиняных бесов?»

Отвечают очень многие историки-исследватели, обычно у них три варианта ответа:

— «помощник» по хозяйству (ну там дрова наколоть, воды принести).

— проверить действенность каббалы, ну и себя как «колдуна-каббалиста» показать.

— и наиболее часто употребляемое объяснение — это «защитник» гетто от постоянных погромов.

Второй простой вопрос: «Каковы причины этих постоянных погромов? Какое событие должно произойти, чтобы начался еврейский погром?»

Так вот живут рядом христиане и хасиды, и раз в год на Пасху христиане, ни с того ни с сего, думают «а не «подубасить» ли нам этих соседов-хасидов? ну так, в дополнение празднику?», и давай их громить. Громят, громят, а потом решают: «мало!, давай теперь их будем насильно крестить, и сделаем их христианами!».

За что?, ё-моё!, нет — это невыносимо! евреям нужен защитник, хотя бы глиняный!

Слепил тогда раввин «голема-помощника-часового», прилепил ему на лоб табличку-шем с именем беса, которое узнал через свои сложные вычисления, и пошел «глинозема» ходить по периметру родного квартала, смотреть, что бы на Пасху гои не подбросили обескровленный детский труп. А то ведь опять скажут, что это евреи учинили убийство христианского ребенка, нелепость, какая!

Вот так «куча глины» некоторое время «спасала» обитателей гетто от агрессивных пражских гоев.

Но не все так гладко пошло с появлением «заступника». Однажды он чего-то «взбунтовался» и давай сам громить «своих» же, и при этом, еще и увеличиваться в размерах. Перебил, чуть ли не половину гетто, но Лева, все же, смог отодрать табличку-шем и прочитал все свои заклинания в обратном порядке. Рухнул «голем-колосс» как подкошенный, не завершив начатого. Лева с друзьями отнесли «безжизненную глину» на чердак синагоги, и завалили его там всем, что там было (?), и запретили всем туда входить. Однако, Эзехиль Ландау (конец 18-го века, тогдашний раввин) все-же залез на чердак синагоги, и чуть не онемел от ужаса. Чего он там увидел, он никому не сказал, сказал, что лучше на чердак больше не лазить.

В 1920-м году пражский журналист Эгон Эрвин Киш, тоже, предпринял экскурсию в поисках голема на тот самый чердак Староновой синагоги, но не нашел там ничего, кроме старого хлама и голубей. Куда исчезла «легендарная глина»? никто не знает, и, надо полагать, новых попыток воссоздать такого «феникса» тоже не было.

Вот такая «грустная» история о пражском големе в сокращенном пересказе.

Сейчас повальное хобби чешского атеистического населения - содержание небольших собачек (по 2-3 песика в семье).
Чехи просыпаются довольно рано, выгуливают
Но вернемся в нынешнее время.

Сейчас повальное хобби чешского атеистического населения — содержание небольших собачек (по 2-3 песика в семье).

Чехи просыпаются довольно рано, выгуливают «четвероногих друзей», и к 7-00 на рабочее место. Вечером снова всеобщий выгул, мест для выгула много, Прага очень «зеленый» город, парки, скверы — приятно глазу, только под ноги нужно смотреть. Плакаты, поощряющие это нынешнее хобби, не знаю, может — это госпрограмма такая.

Но самое БОЛЬШОЕ и ПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ от поездки в Чехию — это ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ПИВО!!!

Естественно, свежее, разливное, черное (только не в бутылках или каких-то жестяных банках). Попробовать такое пиво можно только в тех местах где его непосредственно изготавливают. Этот напиток даже пивом-то назвать можно «с натяжкой», что-то между пивом и квасом, но это такой класс! «Наши российские пивовары» с их «живыми сортами», не идут ни в какое сравнение. О «наших» даже и говорить стыдно с их «дурной бражкой», от которой или желудок скрутит, или голова становиться, по ощущениям, как боксерская груша.

Кстати в этих «пивоваренных местах» и еда очень «приличная» и недорогая.

Итак, современная Чехия — это хорошая экология, ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ПИВО, хорошая гастрономия, всеобщий «добродушный» атеизм и скорая интеграция в ЕС (перспективные финансовые вложения в чешскую недвижимость).

Автор valera

Читать далее
8 комментариев

1 комментарий

  1. traveler

    28.08.2006 at 13:44

    Без названия
    Непонятным осталась зачем экскурс в историю религии начинать с "социализма с человечским лицом" и заканчивать пивом.

  2. doc

    29.08.2006 at 12:29

    K voprosu o "Goleme"
    Chto kasaetsia Golema,ta imformacia,kotoruiu vi izlagaete na 80-90 % bred,o prichinah pogromov bred dostigaet 100%,istoria Chehii izlojena na 3-, chto kasaetsia piva,-vi pravi, ono zamechatelnoe

  3. valera

    31.08.2006 at 07:26

    Это не "…экскурс в историю религии…"
    Это не "…экскурс в историю религии…", это скорее ЭССЕ — одна из самых примитивных литературных форм, это даже проще РАССКАЗА. В ЭССЕ даже нет установки на единство художественного стиля. Поэтому мое повествование и закончилось пивом, но на самом деле, оно с него и началось. Под пиво легче пишется.
    Что касательно, моего бреда и в каком месте он достигал 100% эпогеи — не мне судить. Хорошо хоть о пиве, по Вашему мнению, я писал во вменяемом состоянии. Возможно, вы считаете, что причины еврейских погромов были финансово-экономические или нетерпимость пражских гоев к еврейским фасонам одежды, я думаю, что нет. Причины гораздо страшнее.

  4. valera

    31.08.2006 at 07:28

    Без названия
    Поэтому мое повествование и закончилось пивом, но на самом деле, оно с него и началось. Под пиво легче пишется.

  5. valera

    31.08.2006 at 07:29

    по поводу бреда
    Что касательно, моего бреда и в каком месте он достигал 100% эпогеи — не мне судить. Хорошо хоть о пиве, по Вашему мнению, я писал во вменяемом состоянии. Возможно, вы считаете, что причины еврейских погромов были финансово-экономические или нетерпимость пражских гоев к еврейским фасонам одежды, я думаю, что нет. Причины гораздо страшнее.

  6. valera

    31.08.2006 at 07:30

    Без названия
    Возможно, вы считаете, что причины еврейских погромов были финансово-экономические или нетерпимость пражских гоев к еврейским фасонам одежды, я думаю, что нет. Причины гораздо страшнее.

  7. valera

    02.09.2006 at 10:56

    прошу простить
    Скорее всего, я задел Ваши национальные чувства, прошу простить.

  8. doc

    04.09.2006 at 09:06

    Izvinenia prinimaiutcia.Vsego dobrogo

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное