Мне нравятся рейсы, вылетающие рано утром. Когда, еще толком не проснувшись, садишься в самолет – что-то глубинное, трудноощутимое просыпается в душе, возвращая ощущения к тем временам, когда мир был моложе. И в этот раз, когда наш самолет взмыл в небо, утреннее солнце словно смыло своими лучами суету последних дней и напряженный ритм жизни большого города. Впереди – отпуск!
 
  Летели мы в этот раз втроем, по-семейному – давно не отдыхали вместе. Дашку отпустили из школы на недельку, надавав заданий, нам с Ирой было несколько проще – просто поставили в известность клиентов, что недельку нас не будет. Студентам в академии я велел изучать Налоговый кодекс… вроде бы и все, можно с чистой душой откинуться в кресле самолета и почитать что-нибудь про дальние страны и экзотические острова… Фиг! Кресло подо мной, жалобно крякнув, просто разложилось – все-таки пора бы эти ТУшки заменять, пора бы – ладно еще, что кресел пустых в салоне было довольно много.
 
  Все-таки есть какой-то шарм уходящей эпохи в Шереметьево-2 – когда этот аэропорт был почти единственными вратами в такой одновременно пугающий и притягательный мир «за бугром». Вроде бы и побывал много где, и вылетал из разных аэропортов – но только Шереметьево-2 дает ощущение «разлуки с Родиной». Ностальгия? Да нет, вряд ли – просто немного грустно, как бывает всегда, когда встречаешься с прошлым.
 
  «Боинг» JatAirways летит с полностью распахнутыми дверьми кабины пилотов – то ли сербы не боятся террористов, то ли просто решили, что легче и безопаснее выполнять их требования и не давать повода для волнений. Дашка сходила на экскурсию в кабину пилотов (правда, дальше порога все-таки её не пустили), вернулась под впечатлением «Папа, там столько часов!». Закуску к виски, однако, сербы подали премерзкую – пара сэндвичей с пршутом в пластике. Наплевать – виски легко идет и без этого, да и лететь всего три часа.
 
  Совершив красивый заход над морем, Боинг легко проскальзывает между горными отрогами и приземляется на полосу аэропорта Тиват. Полоса подозрительно блестит – дождик, что ли? По выходе из самолета выясняется, что так оно и есть. Впрочем, он только помогает быстрее добежать до паспортного контроля – получившие независимость черногорцы на радостях шлепают въездные штампы в российские паспорта не глядя. Успеваю заметить еще три российских самолета на поле – похоже, что Монтенегро становится людным местом. Английские и сербские надписи в аэропорту продублированы на русском – верный признак большого турпотока из РФ, соотечественники традиционно не учат языки. Впрочем, это их проблемы – наше дело побыстрее добраться до яхты.
 
  Котор встречает пасмурным небом, тяжелыми горами и легким теплым дождем. Городку гораздо больше официально подтвержденных 1500 лет, ибо в этих местах издревле селились колонисты Греции и Рима, но укрепления, которые можно наблюдать сейчас, построены только в 11 веке – против варваров. История у города богатая – он служил морским портом, был резиденцией черногорских князей, подчинялся Венеции, дважды захватывался турками и один раз – французами. В первый раз от турок его освободили моряки и солдаты графа Орлова и адмирала Спиридова при Екатерине II, во второй – сами черногорцы. Французов отсюда прогнали моряки адмирала Ушакова при Павле I – и русские до сих пор встречают здесь вполне радушный прием. По городу прогуляться вполне интересно – старинные улочки, крепостные стены, несмотря на сентябрь – богатая южная природа, вид на величественные горы и спокойные воды глубокой "луки Которски" - Которской бухты, которая больше похожа на невесть как сюда занесенный норвежский фьорд. Бухта включена в перечень обязательных для посещения туристами мест Черногории и способна принимать даже большие круизные корабли – впрочем, а настоящее время тут стоит только стилизованный под старину пятимачтовый фрегат. Цены везде в евро, ибо именно эта валюта является официальной в Монтенегро – что вполне избавляет республику от инфляции, но довольно-таки сильно осложняет подсчет ВВП (Черногория не имеет права эмитировать евро. Впрочем, думаю, что им вполне хватает того, что привозят туристы и инвесторы). Бутылка хорошего вина удобного литрового объема – 1,5-2,5 Евро, мясо в магазинчике – 10-20 евро, вкусная булка в пекарне – 1 евро, большой кусок пиццы – 1-1,5 евро, ужин на троих с вином, мидиями и большим блюдом «мешано месо» - 25 Евро (ресторанная наценка на вино – 400%). Уф-ф-ф-ф, неплохо…
 
  Всю ночь яхту дергает на швартовых – порывистый ветер пригнал сильную грозу, по палубе лупит дождь а грозовые разряды, кажется, бабахают в соседней каюте. Сплю вполглаза – вроде и надежно ошвартованы, но мало ли – осенью бывают такие шквалы, что может и сорвать со швартовых…
 
  Утром Дарья, решительно надев капитанскую фуражку, усаживается слушать прогноз погоды, затем не менее решительно командует «судно к походу изготовить» и сама берется за дело – наполняет танки пресной водой. Через час отходим, отправляясь по спокойной воде к выходу из залива. По пути заходим на устричную ферму к Гоги (вообще-то он – GOGI) – подхожу к пирсу кормой, высаживаю Иру и ложусь в дрейф, пока она в ангаре выбирает свежих устриц (1 евро/шт) и мидий (1,5 евро/кг). Через двадцать минут она появляется на пирсе с двумя большими мешками – забираем и отправляемся дальше. Вино есть, лимоны и уксус – тоже. Жить можно.
 

Которский залив переходит в Тиватский – по глади воды разбросаны островки, кладбища и церкви. К одной из церквей мы подходим посмотреть – остров насыпан вручную паломниками лет этак 900 назад, глубины приличные, да и в церковь можно сходить на экскурсию.
Которский залив переходит в Тиватский – по глади воды разбросаны островки, кладбища и церкви. К одной из церквей мы подходим посмотреть – остров насыпан вручную паломниками лет этак 900 назад, глубины приличные, да и в церковь можно сходить на экскурсию. Пока от единственного пирса отходит яхта под немецким флагом, делаю круг вокруг островка – он не больше 100 метров в длину и метров 20 – в ширину. Швартуемся, гуляем – красиво, каменные постройки дышат стариной, да и солнышко стало выглядывать. Дашка разглядывает храм и опускает несколько центов в кружку «за сиротинок» - ей жалко малышей. Однако, долго стоять как-то не принято – желающих посетить островок много даже в сентябре, хотя и не всем нужна большая глубина, как 15-метровой яхте.
 
  Направляемся в Тиват – это достаточно современный порт в одноименном заливе. Впрочем, делать там, кроме как пройти по немногочисленным магазинам, абсолютно нечего – курортное местечко без истории, но с неплохими пляжами. Нам пляжи без надобности – поэтому, закупившись продуктами, отходим по направлению к островку поблизости – там удобная бухта с хорошим грунтом. Встаем на якорь, купаемся (водичка довольно бодрящая), потребляем устриц (сырыми), мидий (Ира их сварила за 15 минут в собственном соку) и белое вино. Вне времени – здесь оно останавливает свой неутомимый бег.
 
  Ночью опять приходит гроза, яхту крутит на якоре вокруг цепи, несколько раз приходится вскакивать – темнота разрывается близкими молниями, кажется, что берег надвигается вплотную, волна резко бьет в борт и под корму. Утром же выясняется, что мощи брашпиля не хватает, чтоб вырвать из илистого дна глубоко засевший якорь – приходится давать ход с натянутой цепью, после чего якорь вылезает из воды сильно залепленный илом. Направляемся к выходу из залива в открытое море, мимо старинных фортов. Яхту высоко подбрасывает на волне, мимо бортов проносит всяким смытый грозой в море мусор – углядели даже трехколесный пластмассовый велосипед. Спасательную операцию проводить не стали.
 
  Наш путь лежит в местечко Бигово – где, по слухам, «лучший рыбный ресторан на всем черногорском побережье». Но сразу к пирсу не идем – развиднелось, солнышко пригревает, да и вода в сравнительно мелком заливе прогрета до 25 градусов – грешно не искупаться. К стенке подходим уже ближе к вечеру – «Дарья» горделиво возвышается над прочей мелюзгой, стоящей в небольшой гавани. По корме швартуется 8-метровая яхта под флагом США – даже странно, как на ней умещаются трое довольно здоровых мужиков.
 
  Рыба в ресторане у Лазаревича вкусная – он сам ежедневно выходит в море, рыба идет на жаровню прямо из сетей, подносят быстро и, в общем, недорого – килограмм жареной дорады, бранцина или «сибаса» обходится где-то в 20 Евро. Правда, какие-то мошки пытаются лезть в наше вино – но человеческий гений одерживает быструю и убедительную победу, накрыв кувшин салфеткой и передави тех, кто упал на скатерть. Хорошо, что до яхты всего метров 20 – нести отяжелевшее пузо дальше было бы затруднительно.
 
  Утром снимаемся довольно поздно – американцы давно смылись. Впрочем, мы не торопимся – идти недалеко, до Будвы, а ветра все равно нет. Так и премся на дизеле до большой бухты с песчаным пляжем, где благополучно и зависаем часа на 4 – а затем через мели потихоньку пробираемся в Будву и становимся у городской стенки прямо напротив входа в «Стари град».
 
  Будва – очень красивое место, понемногу превращающаяся в Турцию: 85% российских туристов едут в Черногории сюда, на узких улицах русскую речь слышно гораздо чаще сербской, в многочисленных ресторанах и магазинах понимают и говорят по-русски. Туристы гуляют по набережной в купальных костюмах, фотографируются на фоне яхт, заглядывают в большой ресторан «Маша», явно выстроенный кем-то из стекающихся сюда во все большем количестве российских бизнесменов. Впрочем, их сложно за это упрекать – условия для бизнеса куда гуманнее российских, да и правила игры для всех одни. Нам, однако, интереснее цитадель и крепостные стены старого города (возраст – почти 2000 лет), да и посещение пары музеев (мореплавания и старинной литературы, где встречаются даже российские издания) оставляет вполне приятные впечатления – все чисто, красиво и интересно. После ужина отправляемся прогуляться по песчаным пляжам, широкой дугой облегающим довольно обширную бухту, закрытую от ветров и волн островом "Свети Никола" - все равно надрывающиеся колонки из «Маши» спать нормально не дадут до полуночи. Утром закупимся свежей выпечкой из пекарни, вином – и подальше отсюда, ибо широкозадые горластые тетки из России – далеко не лучшее украшение пейзажа. Да и в стельку пьяные толстопузые мужики как-то не смотрятся здесь – тем более, что мода снимать рубашки и майки в процессе выпивки достигла из российской глубинки и спокойных средиземноморских пляжей… увы…
 
  С утра отправляемся на экскурсию по заливу, проходим мимо живописных островов и полуостровов и, намотав на гребной вал миль 10, встаем в обширной бухте недалеко от курорта Петровац. Огромный пляж почти пустынен по сравнению с набитой, словно селедками, Будвой, прибой невысокий и мы с Дашкой довольно легко одолеваем полтора кабельтова до берега вплавь.
 
  После обеда, наконец, появляется ветер – и мы, поставив все паруса, легко набираем 7 узлов. Яхта, слегка накренившись, летит по морю, не испытывая качки – под ветром не качает почти никогда. Нам идти в Бар, но, увлекшись, мы пробегаем 20 миль в галфвинд, прежде чем с сожалением делаем поворот. Впереди раскрывается панорама порта, а за кормой быстро садится солнце – входим в марину уже в полной темноте, ориентируясь по входным огням.
 
  Утром опять дует свежий ветер – выходим в море, посвящая полдня Посейдону и Эолу – жаль терять такое время на банальное лежание на пляже или прогулки по улицам. Усталые, возвращаемся в марину, встаем к пирсу, собираемся в город – подбегает Новица (из марины) с вопросм – не умею ли я управлять катамараном? Оказывается, нужно его перегнать к другому пирсу на зимнюю стоянку. Отказываться не в моих правилах, да и самому интересно – забираемся с Дарьей на борт и неожиданно легко, чуть ли не под аплодисменты, развернув его на пятачке на 180 градусов, загоняю кормой на предназначенное для него место.
 
  Бар вызывает стойкое дежа вю – Сочи 80-х. Широкие прямые улицы, бетонные постройки в стиле соцмодернизма, многоэтажки, забегаловки… поесть, однако, просто негде – вездесущая пицца и все. Находим ресторанчик в стороне от центра, едим удивительно вкусные домашние колбаски и свежие овощи. Завтра – уже домой…
 
  Утром начинает дуть шквалистый береговой ветер, а нам надо убрать на зиму паруса. В затишье спускаю их на палубу, дальше работаем по принципу: пока дует ветер, сидим на них, что не снесло за борт, как только стихает – успеваем пару раз завернуть край паруса. Где-то через час работа закончена. Убираем все с палубы, вычищаем накопившийся за лето хлам изнури – и «Дарья», прижав левым бортом кранцы к пирсу, успокаивается на шести толстых швартовых – теперь до весны. А мы… мы садимся в машину и едем через горы и вдоль моря обратно в Тиват, чтобы отправится обратно в Екатеринбург, где, по слухам, уже выпал снег, однако…
 
 
 
  ЗЫ Российская хамоватая очередь началась уже при входе в аэропорт, а самолет задержали на три часа. Чтоб Дашку не задавили при посадке, пришлось кого-то весьма чувствительно тыкнуть локтем в пузо. В Домодедово пограничник долго сравнивал наши лица с фотографиями, заранее подозревая нас во всех смертных грехах. Все – как обычно…
 
 

Автор Максим

Страницы1

0,0/5 (0)

4 комментария

  1. Максим
    Максим 27 сентября

    Ссылка на фотографии к тексту
    http://www.e1.ru/fun/photo/view_album.php?id=58339

  2. Виталий
    Виталий 12 октября

    про ресторан "Маша"
    "Маша" - это популярный в Подгорице и уже давно существующий итальянский ресторан. В Будве - его летний филиал. К "новым русским инвесторам" никакого отношения не имеет.

  3. Mr.Zieg
    Mr.Zieg 12 мая

    самолёт
    Так и нампонл на чём вы летели - на старой ТУшке или на Боинге сербов?

  4. Максим
    Максим 21 мая

    Аж на 4-х
    to Mr.Zieg: - туда ТУ от Екб до Дмд, дальше - Боинг, обратно - соответствующе

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница

Ресторан Старая Мельница (Restaurant Stari Mlini) находится в историческом здании начала XVIII века. …