С развалом СССР обострилась экономическая и политическая ситуация, почти в каждой республике кто-то,что-то тебовал. На одной из площадей Душанбе разбили палаточный лагерь выходцы из г. Курган-Тюбе. КГБ Таджикистана не заметил образования там группировки исламистов, исповедующих ортодоксальное суннитское направление "Ваххабизм". Бывшие советские люди, никаких ваххабитов до этого не знали, да и само слово было тяжело в произношении, поэтому стали называть их просто "вовчиками". На другой площади обосновались выходцы из г. Куляб. Кулябцы продолжали придерживаться марксистской идеологии, и, принесли с собой портреты В.Ленина, И.Сталина и Ю.Андропова. Сталин и Ленин -- далёкое прошлое, а вот Юрия Андропова в Таджикистане помнили хорошо и прозвали кулябцев "юрчиками". Митинги продолжались около месяца и параллизовали город. Республикой в тот момент руководил Д.Нубиев, он явно растерялся и ни чем не управлял. Ситуация медленно, но верно шла к вооружённому разрешению. Нубиев дрогнул, и под давлением "юрчиков" раздал им оружие. Началась настоящяя война. Парадокс заключался в том, что "юрчиков" возглавлял Сангак Сафаров, человек отсидевший при СССР 25 лет в советских тюрьмах. Он объеденил своих сторонников, вытеснил "вовчиков" из города. Исламисты получили тайную финансовую помощь, привлекли афганских наёмников и позже отбили Душанбе.

Здесь происходит событие, повлиявшее на всю последующую кампанию. По официальной версии, из за того что, в Курган-Тюбе ваххабиты вырезали узбекский квартал, в войну включились элитные таджикские войска, под руководством Махмуда Худобердыева. Они блокировав железную дорогу, перерезали север республики, Душанбе оказался отрезан от внешнего мира. По не официальной версии, гражданин Таджикистана, узбек по национальности Худобердыев, действовал в интересах другого госсударства, не давая распрострониться боевым действиям дальше в Среднюю Азию. Впрочем и узбекский квартал в Курган-Тюбе ни кто не трогал, так как советские люди жили в городах смешанно; узбекских, русских, таджикских кварталов не существовало. Соседняя республика предоставила Худобердыеву оружие и своих солдат, одетех под таджиков, аналогично действовал генерал Дустум в Афганистане. Затем кулябцы на какое-то время вновь входят в столицу, начинается бойня и хаос. Выходцы с Памира составляли при Советской Власти интеллигенцию, многие примкнули к "вовчикам", за это их почти всех вырезали повторно пришедшие в город "юрчики".

Небольшой отряд исламиста Саламшо отступил на Памир, по единственной тогда дороге Душанбе - Хорог, в к-к Ванч. Правительство Киргизии не стало создавать на территории Памира свои марионеточные отряды, а просто закрыло дорогу Ош - Хорог. Осенью 92ого памирский капкан захлопнулся дважды.

Такое понятие как "секрет" на Востоке ещё в конце 19ого века не существовало. Восток свои секреты хранит плохо. Тайные организации, по слому Советской Власти, имели свою агентуру и в Таджикистане, эти люди имели родственников и знакомых, благодаря чему многие русские были оповещены о предстоящей катастрофе, заранее покинув республику. По самым скромным подсчётам в те годы, погибло около 200т. человек, 1200т.стали беженцами, из них 600т. русских. Тяжелее всего пришлось пенсионерам - славянам, к концу 98ого года таковых насчитывалось 88т.

В 90х годах МИД нашей страны возглавлял Андрей К. Никого и ничего не стесняясь, по ТВ показали и рассказали, как человека, руководившего МИДом Великой России, увела из семьи молодая секретарша. При СССР такой поворот событий означал крах карьеры, но как говорил М.Горбачёв :"К нам пришло новое мышление." Какое-то время мужик наверняка дёргался между двумя бабами, но затем сделал свой выбор. Политика его ведомства в Таджикистане была удивительно похожей, вначале поддержали "вовчиков", затем "юрчиков". Заспешили в Куляб самолёты с оружием. Состоялся союз российских демократов и таджикских коммунистов

Пришедшему к власти в конце 92ого, президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову, досталось тяжёлое наследство, этот президент достоин уважения. Э. Рахмонов много раз встречался с лидером исламистов Саидом Абдуло Нури, и, дал гарантии безопасности, убедил кулябцев прекратить боевые действия, выделил места в правительстве одним и другим. "Юрчики" и "вовчики" сумели пожать друг другу руки, противостояние закончилось.

Сангак Сафаров в конце 1993г. застрелил своего помошника Файзали, а охрана последнего расстреляла грозного предводителя "юрчиков". Махмуд Худобердыев прятался после войны в подмосковном Королёве. Спец. службы Рахмонова доставили в 2006г. Худобердыева на родину, суд приговорил его к 25 годам заключения. Саид Абдуло Нури спокойно жил в Душанбе. В 2006г.,человек великолепно знавший Ислам, но запутавшийся в политике, Абдуло Нури умер.

 

Рано утром мы сели в джип Тойота Лэнд Круизер и направились из Душанбе в Куляб. По дороге посетили небольшой уютный городок Нурек. Раньше почти все жители его были русские, они возводили, затем обслуживали Нурекскую ГЭС. Война внесла свои коррективы. Оставшиеся славянки, ходят теперь в таджикских национальных платьях, от азиаток не отличишь, не потому что кто-то заставляет, просто так дешевле. Над городом нависает голубое Нурекское озеро. Изрезанный гористый берег и обилие островков создают ему удивительную красоту.

"Чаще переодевайтесь и Вы замените своему мужчине миллион других женщин."- учит с обложки дорогого журнала Ксюша Собчак. Гламурной моднице явно не приходилось бывать в Кулябе, город древний, ему 2700 лет. Таких ярких платьев я не видел во всей Средней Азии. Дамы красуются неповторимыми расцветками, улыбаются золотыми зубами, но стесняются фотоаппарата. Ответ всегда один :"Ой я такая страшная!"

Бывшая столица "юрчиков" раньше была украшенна портретами В.Ленина и верного "ленинца" С.Сафарова. Теперь остался кое-где только Ильич ; нужно заметить, что портреты люди вывешивают сами в своих лавках и домах.

В ресторане замечаем скульптурную композицию ; имам Али верхом на коне, борется с пойманным на цепь чудищем. Существует легенда, будто Али победил в этих местах дракона. На самом деле, он здесь небыл, но мы не хотим обижать кулябцев и молча слушаем сказку.

Череда бесконечных милицейских проверок на дороге, и вот главный пост таджикских погранцов перед въездом Горную Страну Памир, или Горно Бадахшанский Автономный Округ. Пожилой прапорщик долго вчитывается в наши разрешения на посещение погран. зоны, затем даёт команду открыть шлагбаум. Моя мечта сбылась - я на Памире. Горы становятся более крутыми, трасса ползёт вверх. Мы движемся по дороге, которая до войны была лишь узкой тропой. Наш гид Шагар, в составе группы добровольцев, осенью 92ого, целую неделю шёл по ней из Хорога в Куляб, с миссией мира. Через час трясучки делаем остановку. Я выхожу из джипа, голова продолжает какое-то время раскачиваться. Место выбрано не случайно. Сходятся три хребта и показались воды неспокойного Пянджа. За рекой Афганистан. Далее нам влево, а справа останется жёлтая гора. Здесь начинается территория Московского погран. отряда, одна из застав которого в июле 1993г. была растреляна просочившимися из за речки бандитами.

Наркотический бизнес и криминал - близнецы и братья. По слухам, в начале 90х, некоторые российские военные участвовали в грязных сделках. Их грузы не проверялись, и в подмосковный аэропорт Чкаловский приезжали сомнительные люди для приёма товара. На одном из этапов кто-то кого-то кинул. Афганские наркобароны посчитали себя обиженными, выместив злобу на наших солдатиках. Двенадцать часов продолжался бой, застава отбивалась как могла, радист охрип прося подмоги, она так и не появилась. За такое время войска можно было перебросить с Камчатки. Выжить удалось совсем не многим.

Выпиваем водки за наших ребят, ставим пластиковый, стакан накрытый хлебом, на землю. За что 28 матерей не дождались своих сыновей ? Самое обидное, что описанный возможный сценарий событий не удивляет.

Поднимаемся несколько десятков киллометров вверх по Пянджу. Крутые горы пижимают дорогу к реке, расступаясь только при её изгибах,и тогда зазубренной пилой выглядывают вершины хребта. Снизу видны только осыпи и каменные обрывы, по которым прочерчивают свой нервный путь оловянно-белые от злой пены горные речки ; когда их проезжаешь вода отдаёт фиолетовым блеском оптического стекла. Джип прорывается через хаос огромных камней, обтянутых чёрной замшей лишайников. В одном месте попадаем под канонаду тяжёлых капель. Водопад барабанит по крыше машины, словно горы проверяют водителя и пассажиров на трусость. Каждую весну этот участок размывает, но в начале сентября проскочить можно. На афганской стороне к отвесной каменной стене прилеплена тропинка -- совсем узкая, двоим не разойтись, деревяшки и хворост загнаны в расщелины скалы и засыпаны землёй. По тропинке, страшно смотреть, на осликах цепочкой движутся люди.

Нам встречается очередной наряд пограничников. В таджикской армии точно такие же порядки как и в российской. Бравые "деды", стрельнув сигареты, бодро шагают дальше. Сзади плетётся молодой солдатик. Он явно устал тащить тяжёлый пулемёт и ящик с патронами. Шагар тихонько суёт парню пачку Мальбро, "дедушки" что-то заподозрили ; авось разберутся между собой.

Ночевать останавливаемся в кишлаке Калай Хум, раньше тут находилась крепость Хум, теперь её нет. Здесь живёт народность дарвазцы, они забыли свой язык и почти все говорят на таджикском, исповедуют суннитский Ислам. В посёлке около 200 домов и каждый день похож на преведущий. Я проснулся на рассвете и наблюдал, как пастушок на ослике гонит небольшое стадо коров, девочка начинает крошить зерно домашним птицам, разноцветные женщины, собавшись с вёдрами возле колонки, обмениваются новостями. Выполнив обязанности по хозяйству дети отправляются в школу.

"Седой паромщик", о котором пела А.Пугачёва, вполне мог жить в Калай Хуме. До начала 20 века река не была преградой, работали паромные переправы, на отдельных участках до 1000 человек в день перемещались на другую сторону. На Востоке родственные связи сохраняются долго, даже сейчас многие имеют близких за речкой. Богатый человек не стремится в гости к бедному, как правило происходит обратное. Так и афганцы используют всякий удобный случай навестить своих троюродных братьев и четвероюродных сестёр.

С другой стороны Пянджа, возле покосившейся глинянной мазанки, смотрит на нас седобородый дарвазец, ставший афганцем. Мы все для него таджики. По статистике на планете в месяц исчезает два языка. Тихо, без войн,один народ сменяет другой. Совсем скоро дарвазцы растворятся между таджиками и афганцами.

Завтракаем и движемся дальше в сторону Хорога, по пути замечаю интересное название кишлак Тох Май. Шагар объясняет :"Тох -- Будда, Май -- родник". Где-то впереди должна встретиться крепость Кафир - Кала, что обозначает : кафир - неверный, кала - крепость. Буддизм отступил в 10-11 веке, и как ушедший муж оставил жене свою фамилию.

Отклоняемся от маршрута, джип карабкается в высокогорный к-к Хехек. Журчащая быстрая речка Язгулямка дала своё название проживающим в ущелье людям. Язгулямцы по вере сунниты, но язык свой не забыли, хотя внешне и одеждой не отличаются от таджиков. В центре кишлака телеграф, где у телефонистки на стене крупно написаны коды Душанбе и Москвы. Провожая нас дети долго бегут за машиной и машут руками вслед.

На обед распологаемся в чайхане кишлака Пас Хуф (нижний хуф). От небольшого генератора работает телевизор. Идёт просмотр комедийной передачи "Наша RUSSIA". Она называется в местном переводе "Джамшут" и пользуется на DVD огромной популярностью. Шагар уверен, что сценка, когда делающие ремонт в московской квартире таджики поставили унитаз на высокий постамент, взята из жизни. В памирских домах уровень пола во всех комнатах может быть разным, ведь строение зачастую прилепляют к горе.

Возле Пас Хуфа Пяндж становится широким и спокойным. Чайханщик, рушанец по национальности, рассказывает, как его народ 200 лет назад, прикидываясь очень глупым и бедным, обманул афганского хана и не платил дань. Правитель охотился со своей свитой возле Пас Хуфа, забредя в кишлак попросил рушанцев :

"Распрямите мне сокола". Слово "распрямите" означало - подарите сокола, умеющего правильно летать-охотиться. Аксакалы кишлака решили всё сделать буквально, положили птицу на камень и накрыли тяжёлой глыбой. Через несколько дней "распрямлённый" труп предъявили хану, посетовав, что клюв остался кривым. Рушанцев посчитали тогда тупым народом, и в их места старались не заезжать ханские посыльные. "Хитрее рушанцев нет никого на Памире, даже с рекой договориться сумели," - смеётся Шагар.

Далее идут кишлаки Шугнанского района, Шагар родом из этих мест, разговор соседей - рушанцев понимает.

В 1895г. население Памира составляло 12т. человек, делилось на 8 народов, у каждого был свой язык. Сейчас, на 2003г. проживает 213т., но с языками ситуация не понятная.

Страницы12345

4,9/5 (89)

4 комментария

  1. нигора
    нигора 25 января

    Хорошая статья.Много информации.Спасибо.Но, буддизм на Памире?!... На сколько я знаю, памирцы до мусульманства ( до 14 века) были зароастрийцами...

  2. Юсуф
    Юсуф 28 февраля

    Не было такого чтобы 1000 памирцев попали в плен. Всего было призвано 2033 памирцев из которых 500 вернулись а остальные пали смертью храбрых на полях сражений. Это факт из материалов архива и не надо искат сенсацию и приводить неправильную информацию.

  3. Бахман
    Бахман 23 августа

    Спасибо Максим за познавательную информацию! Нашел ответы на интересующие меня вопросы) сбор этой информации трудоемок,спасибо еще раз! Что вас подтолкнуло на эту статью? Собственный интерес?)

  4. Памир
    Памир 10 мая

    Где это написано?

Ваш комментарий