ОТЧЁТ О СЕМНАДЦАТИДНЕВНОМ ПУТЕШЕСТВИИ ПО ЮАР, СВАЗИЛЕНДУ И ЛЕСОТО 21.04 - 09.05.2001. Участники: Автор, Георгиий Федин, Сергей Пахомов, Александр Замышляев, Дмитрий Воздвиженский, Владимир Хабелашвили.

*****************************
Началось всё с сообщения по электронной почте. Фирма “Gibela Safaris” (ЮАР) решила продвинуть свои программы на российском рынке. К кому им обратиться? Конечно же ко мне, к кому ж еще! Продвинем!

Я выдвинул своё контрпредложение: принять съемочную группу РТР.

Точнее – лучшей программы, посвященной путешествиям: “Вокруг Света” (бывшая “Планета Земля”). Принимающей стороной предлагались к “обкатке” 2 маршрута : Kruger Wildlife Safari (9 дней) и Drakensberg (5 дней). Первый начинался в Йоханесбурге или Претории , проходил по территории Национального парка Крюгер, Свазиленда и Страны Зулусов, заканчиваясь в Дурбане. Второй маршрут охватывал наиболее высокую и живописную часть Драконовых гор с заездом в Лесото.

Правда, у этих туров имелась одна особенность. Они относятся к разряду budget safaris, которые предполагают проживание в палатках в отличие от поездок типа economic (домики-шале) или luxurious (отели-лоджи 4-5*). Впрочем, не все ночлеги предусматривается проводить в палатках. На маршрутах есть ночлеги и в “традиционных домах зулусов” (разновидность отеля в стиле rustique), и в “домах сельского типа” ( усадьбы, приспособленные под проживание туристов). Объяснять все эти тонкости порой очень сложно. За десятилетие “цивилизованного туристического рынка” у нас в стране большинство людей мыслит категориями отельных звезд . Рассказываешь кому-нибудь, что жил в гостинице “без звезд”, делают круглые глаза. “А что, такие есть? Это, наверное, какой-нибудь хлев?” Приходится объяснять, что ? отелей на планете вообще никаких звезд на фасадах не имеют. Но люди в них живут. Причем люди весьма даже приличные.

У них, то есть на Западе, отношение к малобюджетному туризму очень даже позитивное. Для человека с рюкзаком созданы все условия. ЮАР – тоже островок западной цивилизации, хоть и чернеет с каждым днем. Здесь тоже создана своя бэкпэкерская инфраструктура: гостиницы, кемпинги, путеводители специальные выпускаются. Кто-то может сказать: да вы чё, сдурели? В Африке в палатках? “А чё, - отвечу я, - в Европе можно, а в Африке низзя?” С одной стороны, опасения небеспочвенны. Змеи, насекомые, паразиты, хищники. Но шансы быть съеденным, укушенным и заразившимся у тех, кто живет в пятизвездочном лодже и у того, кто спит в беззвездочной палатке одинаковы. По крайней мере, привезжая несколько лет назад малярию группа (в полном составе!) купила очень дорогой тур в Кению. И жила в крутых отелях. Но Африка есть Африка. Ее не обманешь.

Другой вопрос, когда проживание в палатках – единственный приемлемый вариант. Ну нет в стране N никакой инфраструктуры – придется всё возить с собой. Об “overland expeditions” слышали? Я, к своему стыду, недавно узнал. И поразился размаху. Многие фирмы, устраивающие регулярные поездки, например, от Кейптауна до Найроби или от Дакара до Аддис-Абебы работают на туристическом рынке уже лет 15. Система такая: грузовик (Scania, Mers etc.), на нем эдакий вагончик, салон которого оборудован креслами, столиками; внизу кухня, холодильник с продуктами и водой, сложены тенты, палатки. И путешествует народ месяца по 2. В такие места заезжают, что никакому Диме Крылову и не снились.

Предложенный же вариант путешествия по ЮАР был “щадящим”. Да ЮАР и страна-то довольно “европеизированная”. Условия, как уже потом убедились, были более “цивильными”, чем предполагалось.

Открывалась перспектива посещения сразу трех южноафриканских стран. Вопрос с визой ЮАР решился довольно просто. Поставили многократную визу на весь срок пребывания. В Лесото при однодневном посещении виза не требуется. Со Свазилендом дела поначалу обстояли сложнее. Если “по правилам”, то граждане России должны заботиться о визе заранее, обращаться в посольство Великобритании и ждать ответа с месяц. Визу ЮАР отрывают за 2 недели, а Свазиленда – за 4! Но Эльмар, директор “Гибелы”, обещал поставить визу за один день в консульстве Свазиленда в Претории. Но для этого нам надо было бы прилететь фактически на несколько дней раньше, т.к. тур начинался в понедельник рано утром, и реально было бы открыть визу в пятницу, а весь уикенд торчать в Претории. Такой вариант тоже не подходил. Я предложил послать копии наших паспортов в консульство, чтобы оно выдало разрешение на получение визы на границе. Ответом был O’K! На практике всё оказалось ещё проще. Поставили штамп о въезде безо всякой визы.

Съемочная группа уже была в ЮАР в 2000 г., участвуя в отборочном туре “Кэмел Трофи”. Поэтому их выбор ограничился Драконовыми горами. Первый этап путешествия мне предстояло пройти в одиночестве. Возникла идея найти попутчиков, которая себя полностью оправдала. На форуме “Travel.ru” в разделе “Ищу попутчика” поместил объявление, на которое был получен отклик буквально через пару дней. Что удивительно, ибо моя знакомая долго и безуспешно ищет попутчиков в разные экзотические путешествия по Азии и Африке, размещая сообщения на туристических сайтах. Жалуется, что результат нулевой. А тут сразу: куда нести документы и деньги. Человек с серьезными намерениями. А может, городская жизнь достала. Хочет в Африку уехать. Припасть к истокам.

Путешествие в Египет, Индию, Китай – это возвращение на 5000 лет назад.

Путешествие Грецию, Италию, Палестину – это возвращение на 3000 лет назад.

Путешествие во Францию, Германию, Англию – это возвращение на 1000 лет назад.

Но путешествие в Африку – это возвращение на 3 000 000 лет назад…

Там наши истоки. Каждого из нас. Даже тех, кто не любит негров.

Но мой попутчик, как оказалось, очень любит негров, особенно зулусов.

Его зовут Жорж (Георгий), ему обрыдло ездить в Хургаду, и он хочет настоящих путешествий и настоящих приключений. Одним словом, “наш человек”. Позднее по его рекомендации пришел его друг, Сергей, которому обрыдло ездить в Турцию. Он тоже хочет настоящей жизни.

Господи! Спасибо Тебе за то, что в нашей стране ещё остались нормальные люди!

Лететь пришлось авиакомпанией “Air France”. Пишу “пришлось” не потому, что пренебрегаю национальным перевозчиком Франции, а потому, что более дешевые билеты “Турецких Авиалиний” слишком быстро раскупаются. В общей сложности перелет с посадкой в Париже обходится в 940 у.е. ( у “турок” на стольник дешевле). До Парижа – 3 часа лёту, от Парижа до Йоханесбурга – 10. Стыковка в Париже вышла не очень долгая, 2 часа. Прокатились на автобусе между терминалами, посмотрели на витрины закрытых магазинов, и в самолёт.

До ЮАР летит Аэробус – 320. Салон просторный, три ряда кресел, в каждом – выдвижной телевизор. Выбирай программу, смотри. Половина самолета – американцы. Они добираются до ЮАР через Париж и другие европейские столицы, и благодаря этому рейсы “забиты под завязку”. Мест свободных в нашем самолете нет. Как ни странно, но меня посадили вместе в пожилой парой наших соотечественников, летевших в ЮАР по приглашению сына, и мне пришлось всю дорогу невольно слушать какой-то маразматический бред, изливающийся из их уст.

Когда прилетели в Йоханесбург, молодой человек из Москвы, проходивший вместе с нами паспортный контроль, ввёл нас в курс дела.

Главное покинуть городские улицы до наступления темноты. Если едешь в темное время на машине, не останавливаться на светофорах. Забредешь в Соуэто или Александру – считай покойник. Вообще, белый человек с фотоаппаратом или видеокамерой в Йоханесбурге – потенциальный мертвец. Самое интересное то, что об этом предупреждали нас потом все, кому не лень, отбив всякую охоту остановиться в Йоханесбурге на обратном пути. Об этом предупреждал даже индус-продавец в Претории, всучивший мне в комплекте с фонариком “посаженные” батарейки…

Для нас был забронирован “Hotel N 224” в Претории. До него доехали минут за 45. “Оплот апартеида” встретил нас теплой и безветренной погодой и полупустыми улицами. Сказывалось, то, что было воскресенье. Большинство магазинов было закрыто, народ лениво слонялся по улицам; некоторое оживление ограниченного радиуса действия чувствовалось в барах, в которых сидели африканцы, но у нас не было охоты туда заходить после всех рассказов. Мы чувствовали себя чужими “на этом празднике жизни”. По дороге попадались опустившиеся и спившиеся белые, невольно пробуждая безрадостные мысли о перспективах эмиграции в Южную Африку.

Мы сразу условились, как мы кого будем называть в ЮАР. Слово “негр” слишком понятно, поэтому можно получить в рыло. Условились говорить по-русски “черный” и “белый”. Иногда называли “черных” Максимками, но это уже повелось после Свазиленда. В своем повествовании я буду называть “черных” африканцами, а “белых” африканерами, хотя далеко не всякий белый в ЮАР африканер, т.е. бур. Например, потомок англичан может себя не считать африканером. Нашим гидом в ЮАР был Ян Мекленбург. Папа – немец, мама – африканерка (бурка). Но мы, например, звали его просто – “Немчура”. Ласково так.

От нашего отеля, скромного по деньгам, и приличного по уровню сервиса, пешком дошли до Church Square, центра Старой Претории, с массивным памятником Паулюсу Крюгеру в своей сердцевине. Прошли еще немного – и Претория почти закончилась. “Оплот апартеида” скромен в размерах. Заблудиться нельзя – улицы строго перпендикулярны. Вышли к музею Естественной истории, прошли здание тюрьмы, где, наверное, в старые “добрые” времена томились противники апартеида, перекусили и попили местного пивка “Castle” в Backpacker’s Lodge рядом с Городским парком, погуляли в парке на закате солнца и вернулись в отель. Из окна моего номера виднелось здание правительства ЮАР – Union Building, с тремя изящными башенками.

На следующее утро, плотно позавтракав, запив противомалярийную таблетку лариама бокалом сока маракуи, я был готов к приключениям. Даже оделся сообразно. В хаки. Позднее мне тактично объяснили, что такая расцветка может вызвать определенные ассоциации у местного населения. Например, могут подумать, что старая власть возвращается… Начнется паника, возникнет движение сопротивления, подполье, стихийный протест. А в итоге мне face набьют. Поэтому потом, в городе и вообще в местах скопления людей я старался одеваться обычно. Рубашка, джинсы и кроссовки.

Только вынесли вещи из отеля – подъехал микроавтобус с небольшим трейлером сзади. Помимо белобрысого Яна – нашего гида и водителя на всё время путешествия, в машине сидела молоденькая пара. Её звали Лориен, его – Питер. Оба из Австралии, приехали на конференцию акулистов в Дурбане ( ну не знаю, как правильно назвать тех, кто акул изучает). У жителей Австралии и ЮАР общая беда – акул много. Жрут народ. А вот такие как…Питер, этих акул изучают и защищают. Помимо этого они защищают змей, лягушек, ящериц и прочую живность. Молодцы, одним словом!

Погрузились в автобус, поехали. Жорж сел впереди, чтобы снимать на видеокамеру. Проехали по широким аллеям Претории, засаженной джакарандами, выехали на достаточно пожухлые равнины Гаутенга. Часа 3 дорога не радовала глаз ничем. Перекусив в маленьком городке Лиденбург, двинулись дальше, и где-то через час начали подниматься на Драконовы горы. Ландшафт становился всё интереснее, зеленее и гористее. Около 14.00 подъехали к живописнейшему Каньону Реки Блайд, над которым возвышались 3 останцевые скалы Three Rondaveles ( rondavel – это тип круглой зулусской хижины). В течение часа лазили по камням над утесом, фотографируя эту красоту с разных точек. Говорят, этот каньон 3-й по величине в мире. Хорошо то, что он находится на полпути от Претории до Парка Крюгер. Здесь создан национальный пейзажный парк, которому мы посвятим весь завтрашний день. А сейчас мы едем в наш кемпинг.

Название его “Aventura Resort” здесь и кемпинг, и шале, и отель. Народу много, особенно на выходные. Приезжают большими группами на автобусах. В кемпинге располагаются большими семьями. Такие мини-таборы со множеством палаток и палаточек. На территории – бассейн, супермаркет, детская площадка, прачечная, туалеты, душевые. Всё – в идеальной чистоте. Даже туалетная бумага есть. Мы разбиваем наш палаточный лагерь, естественно, поближе к “удобствам”. Из трейлера достаём палатки, контейнеры с едой, газовую плиту, стол, стульчики.

Одним словом, элементы цивилизации. Единственное, что Ян забыл – спальные мешки. Ночи в Африке холодные…

Вообще, сложность для гидов в таких поездках состоит в том, что они каждый раз ездят на разном транспорте. Наш микроавтобус только что приехал из другого тура, Ян еще не знает толком, чего не хватает. Это обстоятельство чуть не вышло нам боком. Дело в том, что Ян уехал на микроавтобусе в другой город за спальными мешками, оставив нас с кучей законсервированной провизии, выглядевшей очень аппетитно. В его продолжительное отсутствие мы, как ни странно, захотели есть. Неоднократные попытки зажечь газовую плиту заканчивались вспышками газа. Это было очень красиво, но мысль обнаружить место утечки не давала покоя. После того как взрывной волной Сергей был сброшен со стула, эксперимент было решено временно прекратить. Прибывший наконец Ян смалодушничал и отказался продолжать научные изыскания. Газовая плитка была задвинута в дальний угол трейлера, а укрощение огня продолжилось на жаровне (“барбекю”), которое имелось на каждом участке кемпинга. В этот вечер кудесником поварского искусства был Жорж.

Единственный человек, который этого не оценил, был Питер. Он оказался вегетарианцем. К тому же, непьющим. Представляете: человек пролетел тысячи километров от Брисбена до Йоханесбурга, а всю прелесть путешествия в нашей компании ему ощутить не удастся. Жаль парнишку.

Страницы1

0,0/5 (0)

2 комментария

  1. Piterskiy
    Piterskiy 16 мая

    Бред какой-то!
    Пять лет хожу здесь со всякими видеокамерами и прочими прибабахами и живой! И что есть, вообще, противомалярийные таблетки!?

  2. Артем
    Артем 23 октября

    Таблетки от малярии
    to Piterskiy: Таблетки для профилактики малярии есть. Лариам (мефлохин).

Ваш комментарий